|
|||
Гладышев С. 12 страницаЧасть 2. Три фронта борьбы маргинала с толпой 205 телеаудитории «отвалится» самый богатый рынок — США, потому что американцы не любят смотреть соревнования, в которых нет их представителей. А падения рекламного рейтинга соревнования ни за что на свете не допустят его организаторы. Вот и побеждают американцы везде, где только можно. Или представьте себе, что кандидатом на главную роль счастливчика — лауреата какой-нибудь литературной премии — оказывается маргинал, не желающий выполнять предписывающийся церемониал. Допустим, этот человек не хочет вообще участвовать в публичном мероприятии. Мотивы этого могут быть различными: соображения безопасности после получения крупного денежного приза; нелюбовь человека к публичной известности; просто неприятие любого официоза. Или же такой маргинал готов участвовать в публичном мероприятии, но хочет вести себя при этом не так, как предписано протоколом, а импровизировать от себя, как его душа захочет непосредственно в ситуации. Допустят ли организаторы мероприятия, чтобы именно такой неудобный герой стал избранником, способным разрушить все шоу? Его отсеют на самых ранних этапах подготовки события. Лучшим примером может послужить организация присуждения и вручения Нобелевских премий, ритуал проведения которых может повергнуть в ужас любого маргинала от одной мысли, что он может оказаться участником этого чрезвычайно чопорного и зарегулированного мероприятия. Одна одежда участников этого действа чего стоит! А поведение?! Каждое движение, каждый шаг репетируются заблаговременно. Лекции лауреатами пишутся и сдаются в оргкомитет заблаговременно, лишь бы избранник не ляпнул чего-нибудь такого некорректного или просто неудобного, неожиданного, способного нарушить привычный ход церемонии. Вот и получается, что действительно достойные наград и премий люди никогда их не получат, если они являются маргиналами по своему поведению. И никогда человек не 206 Как выжить в толпе и остаться самим собой получит приза в каком-нибудь коммерческом конкурсе или игре и даже не будет допущен к проведению мероприятия его организаторами, если он им не внушит уверенности в том, что готов старательно исполнить предписанную ему роль в этом шоу. При этом все разговоры организаторов этих игр и конкурсов о том, что абсолютно любой человек может участвовать и победить в этих розыгрышах, являются простой «заману-хой» и ложью. В обществе действует закон: хочешь получить обещанное благо — «спляши», т. е. выполни предписанную роль клоуна-шоумена, а разговоры о том, что каждый человек это благо может получить без всяких условий, предназначены для простаков, составляющих публику этого спектакля. Рынок портит отношения между людьми. В толпе главный критерий не что ты за человек, а сколько ты стоишь. Отношения сводятся к принципу «ты — мне, я — тебе»; появляется такой элемент рынка, как брачный контракт; родственные связи заменяются деловыми отношениями; доброжелательность заменяется перманентной готовностью «присосаться» к простаку; рыночный человек часто старается обмануть своего контрагента, заманить в ловушку. В такой среде маргиналу приходится очень трудно, так как он часто обладает непосредственной душой ребенка. Представьте себе человека, бережно относящегося к окружающим людям и не понимающего такого понятия, как «силовой прием», вышедшего в обычной своей одежде поиграть в Часть 2. Три фронта борьбы маргинала с толпой 207 хоккей с шайбой против профессиональной команды. Через пару минут он будет инвалидом... Именно поэтому маргиналы т а к стараются избегать л ю б ы х контактов с рыночной средой. Для них это чуждый мир, построенный не по людским законам, а, скорее, по волчьим. Хотя, впрочем, за что их так обижать, зверей-то — они намного благороднее. Волк даже в драке не станет продолжать бить собрата, если тот демонстративно отвернет свою голову, подставляя шею и символизируя тем самым, что он сдается. Кто-то может возразить, что и бизнесмены бывают хорошими людьми. Но даже в среде самых благородных и порядочных коммерсантов, старающихся вести себя по-людски в своем бизнесе, есть негативы для маргинала. Рынок нуждается в стабильности, и поэтому деловая практика настроена на высокую степень устойчивости отношений сотрудничества. Ради этого субъекты рынка склонны вязать друг друга жесткими всеобъемлющими обязательствами, прописанными в многостраничных договорах, ограничивающих свободу. Маргиналу это не подходит. Мне искренне жаль знаменитых музыкантов, попавших в рабство рынка, когда у них оказывается расписанным каждый день на несколько лет вперед. Знать, что через три года 13 июня у тебя концерт в Милане, — это ужас! А если не будет настроения? Если в этот период душа потянет заниматься чем-то другим? Как можно жить такой жизнью?! Это не для маргинала... Выводы и рекомендации Люди толпы, как правило, неспособны вычленить в своих отношениях друг с другом рыночную составляющую. Ведь человек не замечает воздух, которым дышит, пока не почувствует его недостаток. Точно так же заядлые курильщики не замечают задымленность помещения, в котором 208 Как выжить в толпе и остаться самим собой они находятся. Но этот дым хорошо чувствуется тем человеком, который сам не курит и входит в это помещение с чистого воздуха. Поэтому человеку, страдающему от рыночных отношений в обществе, как некурящему, мучающемуся от тотальной курилки, необходимо следующее. Во-первых, искать места, относительно не «задымленные» рынком, где можно чувствовать себя более-менее комфортно. Во-вторых, быть способным воспринимать рыночные проявления в отношениях между людьми в мельчайших дозах. Это требуется для того, чтобы успеть вовремя убраться оттуда, где поначалу все вроде бы было нормально, но незаметно кто-то один «задымил» рынком, потом другой, и постепенно атмосфера стала все более портиться, пока не курящему эту гадость не становится плохо оттого, что он уже надышался по самое некуда. Поэтому рыночной жизнью общества полезно хоть немного интересоваться, но со стороны и только для того, чтобы знать своего врага в лицо. ОБЩЕСТВО ПОЖИРАТЕЛЕЙ РЕКЛАМЫ Суть вопроса Отношение к рекламе неискушенного человека может быть спокойным, так как он полагает, что достаточно не смотреть на нее и тем самым устранить ее из своей жизни. Все, однако, не так просто. Даже если ты не смотришь на рекламу, тебе приходится оплачивать ее производство и размещение, так как производитель и торговец закладывают эти расходы в цену товара. Родственным рекламе элементом рыночной среды является красивая упаковка, так как она преследует те же цели — побудить человека купить товар. И стоимость упаковки также включается в сто- Часть 2. Три фронта борьбы маргинала с толпой 209 имость товара. Доходит до того, что в цене многих покупаемых нами товаров стоимость потребляемого продукта составляет ничтожную долю. Фактически мы отдаем деньги в большей степени за ненужную нам упаковку и право просмотра рекламы. Все ли согласны с такими реалиями современной жизни? Аргументы В чем заключается суть американской экономики (как лучшего образца всей западной экономики)? Завезти в Азию сырья условно на $ 100, вывезти продукции на $200, привезти ее к себе и продать за $2000. Отчего такая торговая надбавка? Во-первых, дешевизна сырья. Во-вторых, дешевизна труда. В-третьих, богатство покупателя. В-четвертых, тупость этого же покупателя, покупающего не столько товар, сколько красивую упаковку (стоимость производства которой иногда в несколько раз превышает стоимость содержащегося в ней потребляемого товара) и раскрученный брэнд. Создается впечатление, что половина американской экономики производит красивую упаковку, а другая половина — рекламу, для того чтобы продать эту упаковку. В итоге в конечной цене товара доля непосредственно продукта составляет проценты, остальное — плата за просмотр всевозможной рекламы и за сервис, чтобы «все было по-богатому». Причем, если станешь возмущаться, что ты не смотрел рекламу, поэтому не хочешь за нее платить, тебе возразят: «Но мы же не мешали тебе ее смотреть!..» А если не захочешь платить за фирменный флакон французских духов, который на порядок стоит дороже своего содержимого, то тебя спросят недоуменно: «Что же мы вам «Кристиан Диор» в розлив будем отпускать в вашу тару?!» Но подобные ситуации могут родиться только в воспаленном мозгу маргинала, и современная торговля с ними вряд ли Как выжить в толпе и остаться самим собой часто сталкивается. Значительно чаще им приходится иметь дело с потребителем, который с удовольствием отдает свои немалые деньги не столько за товар, сколько за известный брэнд. В итоге современный бизнес все больше начинает напоминать театр абсурда. Например, в журнале «Эксперт» №10 от 12 марта 2001 г. приводятся такие данные о доле брэнда в рыночной стоимости компании: «Например, в Англии сейчас только 30% рыночной стоимости компании отражается в балансе, все остальное приходится на нематериальные активы: ноу-хау, патенты, деловую репутацию, авторские права и, естественно, важнейший нематериальный актив — брэнд. Так, в British Petroleum соотношение материальных и нематериальных активов оценивается как 29:71, в Coca-Cola — 4:96!» Это же сумасшествие какое-то, платить за бутылку коричневого пойла с отвратительным вкусом большие деньги только потому, что компания Coca-Cola на его рекламу за историю своего существования потратила десятки, если не сотни миллиардов долларов! Ну ладно, если бы только с нас с д и р а л и т р и ш к у р ы за о т -кровенную р е к л а м у . Ее можно не смотреть и стараться п о к у -пать нерекламируемые товары. А как быть с завуалированной рекламой, какой, например, является вся кинопродукция Г о л л и в у д а ? Мало того, что все американские фильмы изо в с е х сил рекламируют американский образ жизни, так ведь в них присутствует и реклама конкретных товаров! И за просмотр этой скрытой рекламы с нас еще и деньги требуют. Вот что по этому поводу писали в «Известиях» от 10 января 2001 г . , статья «Дым на экране»: «Несмотря на то, что официально при съемках кино было запрещено использовать рекламу сигарет определенной марки еще в 1 9 8 9 г . , герои популярных Часть 2. Три фронта борьбы маргинала с толпой 211 лент курили все последующее десятилетие, и, похоже, не перестанут делать это и в новом веке. Так, группа ученых из Нью-Гемпшира просмотрела более 250 кинолент, возглавлявших мировые рейтинги с 1988 по 1997 г. Такие временные рамки обусловлены тем, что в 1997 г. в США был издан закон, запрещающий какую бы то ни было рекламу курения или табачных изделий. Выяснилось, что в более чем 85% картин так или иначе фигурировал вопрос курения, а в 28% картин на экране было видно, какую именно марку сигарет курит тот или иной персонаж. ...При этом в фильмах, разрешенных для показа детям, актеры курили в 40% случаев. ...Забавен тот факт, что до запрещающего закона 1989 г. лишь 1% кинофильмов использовал рекламу сигарет определенных марок, в то время как после запрета эта цифра возросла до 11%. Пожалуй, изменилось только поведение табачных компаний, предпочитающих оплачивать такого рода рекламу не напрямую, а посредством материального участия в процессе съемок фильма». А теперь вопрос «на засыпку» для маргинала: что делать, если ты не хочешь играть в эти игры с покупкой брэнда и оплатой тотального вала дорогостоящей рекламы? Г д е найти не уступающий по качеству товар, чтобы в его цене была только плата за сам товар? Информационная система рынка не настроена на маргинала. Ему трудно найти на рынке товар или услугу для себя. Более того, культурная и информационная среда настолько загажена откровенной и скрытой рекламой, что остро встает вопрос защиты уже детей маргинала от этой грязи вплоть до удаления из дома теле- и радиоприемников, а также компьютеров, подключенных к Сети. Выводы и рекомендации Пассивное неприятие рекламы и ей подобного не даст никакого эффекта. Необходимо своим активным поиском и 212 Как выжить в толпе и остаться самим собой выбором поддерживать тех производителей и продавцов, которые в своем бизнесе не прибегают к помощи дорогостоящей рекламы и упаковки. За счет этого им удается на продаваемый товар устанавливать низкие цены. Но в этом случае их нужно искать самим. И чем больше будет рациональных потребителей, готовых платить только за потребляемый продукт, тем больше будет соответствующего предложения и тем легче его будет найти. А толпа пусть выбрасывает свои деньги на ветер. НАЗОЙЛИВЫЕ ПРОДАВЦЫ И НАВЯЗЧИВЫЙ СЕРВИС Суть вопроса Так уж получается, что простой человек как потребитель всегда остается в рыночной среде «чайником». А противостоят ему настоящие профессионалы торговли и сервиса, которые к тому же очень активны. И если у потребителя-чайника потребность в контактах с этими хищниками рынка возникает лишь время от времени, а в основном он к ним равнодушен, то они ведут свою яростную охоту за ним и его деньгами непрерывно. Аргументы Современному человеку следует без всяких иллюзий принять как данность следующий факт: на рыночном фронте он один противостоит целой армии профессионалов-грабителей, только и мечтающих о том, чтобы вытянуть из него побольше денег, всучив вместо них какое-нибудь барахло, Часть 2. Три фронта борьбы маргинала с толпой 213 а то и вообще оставить «с носом». Что в арсенале этих «джентльменов удачи» с большой дороги (в смысле «большого офиса») является наиболее значимым? Во-первых, наши цивилизованные разбойники, то бишь продавцы товаров и услуг, так же как и профессиональные воры и бандиты, очень ценят подробную информацию о своей предполагаемой жертве. Для ее сбора они не гнушаются самыми грязными методами, например такими, как старый добрый шпионаж, хотя, так же как и профессиональные шпионы, они не брезгуют и легальными приемами, такими как анализ официальной данных. Так, например, в последнее время с развитием Интернета стали использоваться различные программы слежения за перемещениями пользовательских компьютеров по Сети. На компьютер недотепы, решившего погулять по Интернету, при его первом посещении сайта компании, желающей побольше узнать о том, чем он «дышит» в виртуальном мире, записывается специальная персональная метка. И после этого, где бы он ни гулял по Сети, информация о маршруте его перемещений по всем сайтам поступает к электронным «шпикам», пометившим его. Проанализировав данные о нем за какой-то период времени, можно составлять его портрет интересов и разрабатывать индивидуальный подход к его деньгам. Во-вторых, флибустьер новейшего времени должен быть напористым. Но при этом не походить на гангстера. Поэтому он специально на соответствующих тренингах оттачивает мастерство исполнения роли волка в овечьей шкуре. Американцы — большие любители изобретать подобные технологии законного отъема денег у простаков — даже придумали оксюморон для названия такой тактики — «агрессивная вежливость». Вот как это описывают в газете «Ведомости» от 4 сентября 2000 г., статья «Агрессивная вежливость»: «Вспомним «свидетелей Иеговы» или назойливых, но вежливых торговых агентов. Даже чувствуя давление подобных личностей, человек не знает, как возразить, Как выжить в толпе и остаться самим собой потому что «агент» доброжелательно улыбается. Легче всего склонить собеседника к необходимому вам решению или поведению при помощи доброжелательности. Не случайно самые опасные переговорщики — люди волевые и доброжелательные одновременно. Даже если человек и попытается как-то возразить, воспротивиться, он будет выглядеть неоправданно агрессивным, слабым. Невежей, который почему-то набрасывается на мягкого и доброжелательного собеседника». В-третьих, налетчики современного рынка должны строго придерживаться принципа «Наглость — второе счастье». Лучшим примером в этом плане является выбивание чаевых различным обслуживающим персоналом в гостиницах и ресторанах. Наглость в их исполнении обычно граничит с откровенным шантажом, когда человек всем своим видом дает понять: «Если не «отслюнявишь» мне чаевых так, чтобы я остался доволен — плюну в твой кофе, когда ты этого видеть не будешь!» И, наконец, настоящему коммерсанту должно быть присуще самое настоящее коварство, когда он обязан уметь подсунуть «лоху» какую-нибудь приманку, лишь бы только заманить его в ловушку. Причем необязательно речь идет об откровенном мошенничестве, подпадающем под действие Уголовного кодекса. Хорошо известны такие вполне «цивилизованные» приемы торговли, когда по телефону покупателю сообщают одну — заниженную — цену товара, а когда он приезжает на место с деньгами для осуществления покупки, оказывается, что реальная цена не такая уж и низкая. Покупателю обычно трудно в такой ситуации перепрограммировать свои действия без «потери лица», а именно так многие воспринимают возможный вариант отказа от покупки с продолжением поиска: «Еще подумают, что я бедный или жмот!», — и он расстается с деньгами в большем количестве, чем планировал изначально. Эти описания уловок и нравов современной рыночной среды являются лишь небольшой выборкой фрагмен- Часть 2. Три фронт борьбы маргинала с толпой 215 тов из обширнейшей литературы, посвященной этой стороне нашей жизни. Для человека толпы подобные отношения между людьми являются привычной нормой, и он не склонен драматизировать ситуацию. Но для маргинала подобное поведение людей является дикостью, отравляющей ему наслаждение жизнью. Любой контакт маргинала с рыночной средой порождает у него жуткий стресс, от которого тому приходится приводить себя в нормальное состояние по нескольку дней. Все равно, как вылазка диверсанта в тыл врага, когда оказываешься один в экстремальной ситуации, содержащей в себе угрозу твоему здоровью и жизни. Выводы и рекомендации Чтобы не оказываться раз за разом жертвой чужих рыночных происков, надо овладеть хотя бы элементарным набором защитных средств. Одним и, пожалуй, наиболее эффективным приемом избавления от рыночных хищников для маргинала будет демонстрация пустых карманов. Маргинал ведь свободен от желания похвастаться перед толпой своим богатством, считая, что бедность не порок. При этом средства у него на самом деле и могут быть, но выпячивать сей факт не надо стремиться! Играя роль бедного, с которого нечего взять, вы будете способствовать тому, что охотники моментально потеряют к вам интерес. Это заяц обречен всю жизнь пребывать в страхе, так как предмет интереса хищников — его мясо — всегда при нем. А вы можете демонстративно выворачивать карманы и оказываться в спокойной атмосфере равнодушия. 216 Как выжить в толпе и остаться самим собой Глава 7. БОРЬБА С ГОСУДАРСТВОМ Если образом содержания предыдущей главы была «барахолка» на улицах города, то для данной главы больше подошли бы марширующие во всю ширину улицы плотным строем и в ногу бесконечные колонны организованных рабочих и крестьян, студентов и юных ленинцев. Вроде бы с прогуливающимся маргиналом и бороться никто не собирается, но он же мешает движению!!! Поэтому его все толкают, на него орут, а он пытается отстоять свое право на прогулку именно в этом месте и в это время. ГОСУДАРСТВО И ТОЛПА: И М И Т А Ц И Я ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА Суть вопроса «Государь — слуга народа» — так любят говорить правители, рассчитывая, что их услышит толпа. На самом же деле в обществе практически никто не сомневается в иной сущности отношений государства и людей. Любой чиновник чувствует себя хозяином жизни, а простой люд — просителем его милости, за которую ему надо платить, платить, платить... А все потому, что толпа разучилась самостоятельно организо- Часть 2. Три фронта борьбы маргинала с толпой 217 вывать свою собственную жизнь. Ведь теоретически чиновника можно прогнать, отказавшись от его некачественных и дорогостоящих услуг, но в этом случае придется самому решать многочисленные вопросы современной жизни. От одной этой мысли представители толпы испытывают ужас и приходят к выводу, что лучше все-таки терпеть хамство чиновника и давать ему на лапу. Аргументы В политологии и социологии есть такое понятие: общественный договор с государством. Суть его сводится к тому, что общество нанимает человека или группу лиц как администратора для исполнения им некоторых функций, связанных с организацией жизнедеятельности общества. Для этого общество берет на себя обязательство платить администратору налоги, но предупреждает того о том, что за исполнение им своей работы строго будет спрашивать. В исторически обозримой перспективе что-то подобное происходило в одном из самых молодых государстве западной цивилизации — США, когда отдельные города в забытых богом краях и поэтому фактически самостоятельные от какой бы то ни было власти нанимали себе шерифа и судью. В России также исторически зафиксирован подобный договор, когда общество призвало на княжение (понятие «князь» в те времена как раз и означало главного администратора и ничего более) варягов во главе с Рюриком. В других странах подобное происходило еще раньше, в результате чего за долгие века из отношений общества и государства (а государство и есть та самая упомянутая Как выжить в толпе и остаться самим собой группа наемных лиц) давно выветрился дух равноправного партнерства, и государственный чиновник совсем уже не осознает себя как наемный работник у общества, а мнит себя чуть ли не рабовладельцем. Оно и неудивительно, так как почти все страны прошли через период, когда государство, чрезмерно усилившись, буквально порабощало своего нанимателя — общество. Именно поэтому чиновники так любят отождествлять государство со всем обществом, подменяя такое понятие, как «член общества» более удобным для себя — «гражданин государства». Российский народ от подобного неравноправия в отношениях с государством начинает только-только отходить, восстанавливая в себе менталитет нанимателя. Фактические же в настоящий момент отношения между толпой (именно толпой, так как в общественном договоре всегда от имени общества выступает толпа, отождествляющая себя со всем обществом и игнорирующая маргиналов, которые в государственном чиновнике никогда не нуждались, так как привыкли всегда жить своим умом) и государством являются имитацией подобного общественного договора: «Я, государство, буду делать вид, что выполняю возложенные на меня функции, а ты, общество, будешь делать вид, что находишь мою мнимую работу удовлетворительной». Ну а если какой-то маргинал или человек толпы, у которого с испугу в голове что-то «переклинило», вдруг начинает разговаривать с чиновником на языке официального общественного договора, т. е. наравне с государством с позиции нанимателя, то оно его «мочит прямо в сортире», чтобы не забывал «кто на самом деле в доме хозяин». Все это мне чем-то напоминает описанный мною в книге «Борьба бульдогов под ковром» прием «Как ощипать воробью грозного орла без наркоза». Государство — поначалу знающий свое реальное место в обществе чиновник — постепенно, по чуть-чуть, «тихим сапом» набрало такую силу, что общество само не заметило, как оказалось на положении раба у своего «батрака». Часть 2. Три фронта борьбы маргинала с толпой 219 П о ч е м у так произошло? В осн о в н о м из-за низкой способности толпы самостоятельно организовывать свою совместную жизнь. Большинство людей склонно отдавать чиновникам как можно большее число функций общественной организации, самоустраняясь тем самым от ответственности за свою судьбу. (Фромм посвятил рассмотрению этого явления одну из своих лучших книг — «Бегство от свободы».) Такая тенденция неизбежно приводит к формированию тоталитарного государства, когда армия чиновников начинает определять абсолютно все стороны жизни общества. Маргиналы в такой ситуации формирования и усиления государства всегда оказываются в положении, когда можно сказать «без меня меня женили». Маргиналы в услугах государственного чиновника, как правило, не нуждаются и сопротивляются изо всех сил огосударствлению общества, так как толпа, нанимая чиновника, делает это в том числе и для маргинала против его воли. То есть толпа, отождествляя себя со всем обществом, создает государство и для сопротивляющегося этому меньшинства. В итоге общество становится сверхорганизованным, создавая невыносимую для маргинала среду обитания. На мой взгляд, будет уместным здесь привести слова Альберта Швейцера по этому поводу (цитирую по Фромму, «Здоровое общество»): «Прошлое, без сомнения, видело борьбу Как выжить в толпе и остаться самим собой духа свободно мыслящих индивидов против окованного узами духа общества, однако эта борьба никогда не приобретала таких масштабов, как сегодня, ибо скованность общественного духа общественными организациями, современным безумием и современными общественными страстями есть беспрецедентный в истории феномен. Хватит ли у современного человека сил выполнить то, чего требует от него дух и что человек хотел бы сделать для него возможным? В сверхорганизованном обществе, которое сотней различных способов держит человека в своей власти, он должен каким-то образом снова стать независимой личностью и оказать обратное влияние на общество. Общество будет стремиться любыми средствами оставить человека в обезличенном состоянии. Общество боится личности, поскольку она является средством выражения духа и истины, которым оно хотело бы заткнуть рот. И, к сожалению, власть общества так же велика, как этот страх. Налицо трагический альянс между обществом в целом и его экономическим состоянием. С беспощадной неумолимостью эти условия стараются воспитать современного человека так, чтобы он превратился в существо, лишенное свободы, самообладания, независимости, одним словом, существо неполноценное, лишенное истинно человеческих качеств». Маргинал в современном обществе оказывается в абсурдном положении: вроде бы государство для него, так же как и для всех остальных, делает так много, а воспользоваться этим у него нет никакого желания. Происходит это потому, что старания государства стереотипизированы из-за ориентации на людей толпы и существования оригинальных запросов маргинала не предполагают. Попытка маргинала удовлетворить свои нестандартные потребности в государстве наталкивается на раздражение чиновников, в результате чего тому Часть 2. Три фронта борьбы маргинала с толпой 221 приходится уходить восвояси. Вот и получается, что маргинал не склонен пользоваться услугами государства, но вынужден за них платить налоги. Выводы и рекомендации Не нравится вам ваше государство? (Упаси Бог вас подумать, что государство — это страна в определенных границах с живущим в ней населением. Государство — это банда чиновников, занимающихся узаконенным рэкетом по отношению к порабощенной толпе, хотя они и предпочитают себя преподносить народу несколько иначе.) Учитесь жить вне его. То есть живите там, где и жили раньше, если нет желания перебраться в другое место, скажем, в брошенную деревню, но старайтесь при этом так организовать свою жизнь, чтобы можно было видеться с чиновниками как можно реже.. И не вздумайте тешить себя надеждами на всякие революции или реформы. Горбатого могила исправит! Прогоните одного чиновника — на его место придет другой. И практика показывает, что он будет работать еще хуже, а воровать еще больше, потому как он пока еще более голодный, чем прикормившийся прежний, а дело свое знает поначалу плохо. В нашей жизни есть такие места, которые лучше не ворошить, чтобы не портить атмосферу. Бюрократия — одно из них. БЕЗ БУМАЖКИ ТЫ БУКАШКА, А С БУМАЖКОЙ - ЧЕЛОВЕК Суть вопроса Мало того, что государство не может дать маргиналу то, что ему нужно, забрав у него для этого деньги, оно еще Как выжить в толпе и остаться самим собой и заставляет его жить не так, как тому хочется. В сверхорганизованном обществе более-менее комфортно чувствовать себя может только «овощ», который живет всю свою жизнь (если ее можно так назвать) на одной и той же «грядке» и делает одно и то же дело — «растет и плодоносит» (в смысле работает в одной и той же организации). Никакие желания к каким-либо изменениям у такого человека обычно не возникают — сплошная стабильность и предсказуемость для государственного чиновника. Все аспекты жизни такого «овоща» отображены на «табличке возле грядки» (в смысле в различных документах, регламентирующих жизнь этого человека). И если в государственном «огороде» заводится какой-то с точки зрения толпы «сорняк» в виде перекати-поля, которому не сидится на одном месте и которого тянет на всякие перемены в жизни, то у чиновника начинаются проблемы: «Это что ж, мне теперь надо бегать за этим «сорняком» с его «табличкой» по всему полю? Нет уж, дудки! Ну-ка, сторож, зафиксируй его там, у забора покрепче, чтоб не мотался туда-сюда». В итоге маргиналу государство всем своим отношением к нему дает понять, что «существовать без постоянного места жительства и работы нельзя», что он должен быть зарегистрирован и поставлен на учет в самых разнообразных организациях, обеспечивающих его благополучное бытие. Если же он не будет соблюдать этот режим организованности, то будет квалифицирован обществом как его отброс со всеми вытекающими из этого последствиями. И рождается на этой «почве» у маргинала с государством взаимная ненависть, которую очень ярко и образно описал Сергей Мостовщиков в своей статье «Рассуждение о красоте и умственной отсталости» в журнале «Эксперт», № 10 от 12.03.01: «...хочется, чтоб люди, наделенные полномочиями, были хотя бы красивы и умны. То есть, чтоб, глядя на них и слушая их речи, смертному можно было бы получать хоть немного удовольствия и испытывать должное уважение. ...Я попытался представить, где
|
|||
|