Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гладышев С. 5 страница



Выводы и рекомендации

Решение данного вопроса связано с нахождением пра­вильного смысла жизни. Когда работа оказывается этим самым смыслом жизни, из нее уходит радость. Если же вы считаете, что жить надо ради наслаждения текущим мо­ментом, то не позволяйте посторонней суете мешать это­му. Глупо тратить жизнь на зарабатывание ресурсов для бу­дущего счастья, если это лишает возможности получить наслаждение от жизни сейчас. В отношении к работе дол­жен соблюдаться принцип разумной достаточности — ра­ботать надо столько, чтобы обеспечить свою жизнь мини­мально необходимым для доступного счастья. А все ос­тальное от работы время надо наслаждаться настоящим бытием. И ни в коем случае не следует позволять окружа­ющим втягивать себя в бессмысленный трудоголизм.

ОТНОШЕНИЕ К БОГАТСТВУ, СЛАВЕ И ВЛАСТИ

Суть вопроса

В любой более-менее устойчивой толпе за какое-то вре­мя формируется иерархия социальных ролей и связанных с

80                       Как выжить в толпе и остаться самим собой

ними статусов. Для некоторых людей борьба за место в этой иерархии становится смыслом жизни.

Для достижения высокого со­циального статуса наиболее важ­ными оказываются три вида ре­сурсов: богатство, слава и власть, которые относительно легко в со­временном обществе превраща­ются друг в друга. Та небольшая часть толпы, которой удается занять значимые места в соци­альной иерархии, становится элитой общества. Однако удов­летворения от достигнутого ре­зультата им оказывается мало, особенно при полном равноду­шии многих членов общества к их положению. Тогда элита на­чинает, используя свое домини­рующее положение в толпе, пропагандировать свои цен­ности в массы. Богатство, слава и власть в общественном сознании становятся самоценностью, и подавляющее большинство людей начинает стремиться к ним. Но вме­сте с этим они начинают уважать и тех, кто у ж е добился ус­пеха на этом поприще, т. е. элиту, что ей и требовалось.

Маргиналом оказывается тот член общества, кото­рый проявляет нечувствительность к данной манипуля­ции общественным сознанием. Он равнодушен к высо­кому социальному статусу в любом его проявлении, так как умеет получать удовольствие от жизни более про­стыми способами.

Часть 1. Маргинал в обществе

Эти три социальных явления в современном обществе явля­ются главными факторами, даю­щими человеку толпы цель его жизни - ВЫСОКИЙ СОЦИ­АЛЬНЫЙ СТАТУС. Причем все эти три ресурса получения вож­деленного статуса очень легко конвертировать друг в друга: за деньги можно через СМИ про­славить себя, что автоматиче­ски дает хорошие шансы выиг­рать какие-нибудь выборы и прорваться к власти; широкая известность, помимо доступа к власти, может отлично кормить человека через шоу-бизнес; об­ладатель власти обычно легко богатеет благодаря механизмам коррупции и воровства и без затруднений делает себе пабли­сити через «карманные» СМИ. понять отношение человека толпы к этим трем «китам», на которых держится современное общество, надо сперва ра­зобраться со значением для него социального статуса.

Если проанализировать историю и культуру всей челове­ческой цивилизации, то станет очевидным, что в обществе практически у всех народов существовало достаточно много людей, главной целью жизни которых было получение ста­туса земного бога. Во многих могущественных государствах титул верховного правителя напрямую обозначал либо боже­ственную природу его носителя, либо наместничество на земле небесных богов. И хотя наиболее ярко выраженным

Поэтому для того, чтобы

Как выжить в толпе и остаться самим собой

было обожествление правящих особ, но только ими этот со­циальный процесс не ограничивался и тиражировался на местном уровне в более мелком масштабе в формах, доступ­ных возможностям местных князьков.

Большинство религиозных представлений о небесных богах, придуманных человеком, так или иначе являлись развитием, ограниченным рамками приземленной фанта­зии, представлений о том, каким должен являться земной бог. Сдается мне, что и большинство религий было приду­мано людьми (или, по крайней мере, модифицировано жрецами по заказу влиятельных особ) не столько для ре­шения каких-то психологических проблем простого чело­века, сколько для привития ему правильного отношения к земным богам на примере почитания абстрактных образов божественности.

Таких проявлений земной божественности я могу выде­лить четыре: всемогущество, власть, слава, имитация бес­смертия. Первый аспект — всемогущество — очень точно передается самим словом: могу себе позволить все, доступ­ное человеку в этом мире. Власть предполагала ощущение дозволенности решать судьбы других людей. Слава выража­лась во всеобщем поклонении окружающих людей. С бес­смертием было сложнее, так как реально вечная жизнь сильным мира сего никак не давалась, несмотря на все их попытки. Поэтому они шли ради сохранения своего обра­за в общественном сознании на всевозможные ухищрения в виде монументальных сооружений, произведений искус­ства и способов физического сохранения своего праха.

В настоящее время менталь-ность человечества нисколько не изменилась даже с появлени­ем космонавтики или Интерне­та: по-прежнему в обществе ог­ромное количество людей стремятся получить статус земно­го бога. Изменения произошли только в форме проявлений

Часть 1. Маргинал в обществе

божественности. Если раньше всемогущество обеспечива­лось тиранией, то теперь все можно купить за деньги. Ос­тальные аспекты изменились еще меньше, разве что к му­мифицированию и бальзамированию тела добавились глу­бокая заморозка, клонирование и сохранение ДНК. Слава какого-нибудь Билла Гейтса или Майкла Джексона ничем не отличается от доисторического поклонения духам, на­столько отношение толпы к ним потеряло всякие намеки на какие-либо рациональные чувства типа уважения к вы­дающемуся человеку. Их и называют в современном обще­стве не иначе как идолами компьютерного или музыкаль­ного мира. О власти хочется говорить еще меньше, так как экспериментировать сильные мира сего с возможностями погубить или осчастливить по своей прихоти любого чело­века перестали уже давно, убедившись в легкости оного.

Каковы причины такого всепоглощающего стремления к получению статуса земного бога хотя бы «местного разли­ва»? Мне кажется, это обусловлено неудовлетворением че­ловека своей настоящей жизнью. Религиозные фантазии в такой ситуации рисуют идеальный образ счастья небесно­го, а активность для достижения статуса земного бога дает возможность человеку причаститься к этим вожделенным миражам. Поэтому получается, что земными богами стре­мятся стать именно те люди, которые совершенно не уме­ют жить своей реальной жизнью, получать от нее вполне земное наслаждение.

На основании всего вышесказанного можно сделать вы­вод, что мания быть земными богами является высшей фор­мой невроза (который я называю «божественным» невро­зом) современного человека по своей деструктивности и вредо­носности для человечества.

В чем позиция маргинала отличается от описанной толь­ко что? Прежде всего тем, что

Как выжить в толпе и остаться самим собой

маргиналу совершенно не нужно мечтать о небесном счастье, так как он сполна получает удоволь­ствие и от своей текущей жизни. А значит, и его отношение к бо­гатству, славе и власти в корне от­личается от их фетишизации у толпы, простым членам которой описанными только что боже­ственными невротиками навязана земная религия. Это как в фильме А. Тарковского «Сталкер», когда Писатель спрашивает Сталкера: «А сами вы не хотели попользо­ваться этой комнатой?» На что тот равнодушно отвечает: «А мне и так хорошо!» И это говорит че­ловек, который по меркам совре­менного общества абсолютный ноль! Поэтому нам остается в своем рассмотрении спуститься с «небес» на землю.

Выводы и рекомендации

Условия жизни маргинала по своему значению должны снизиться до предела борьбы за существование. То есть че­ловек должен быть обеспечен материальными благами всего лишь настолько, чтобы ему не приходилось тратить на до­бывание куска хлеба ВСЕ свое время, но не более того. Обеспечив себе и своей семье прожиточный минимум, у человека должно оставаться достаточно времени и возмож­ности для наслаждения жизнью, самосовершенствования и воспитания детей. Что касается власти и славы, то первая уродует психику человека, на что настоящий маргинал ни­когда не согласится, а вторая лишает его свободы, так как

Часть 1. Маргинал в обществе

знаменитый человек нигде не может появиться без много­численной охраны, не рискуя столкнуться с: назойливыми поклонниками; папарацци, фиксирующими на фотоплен­ку каждое его движение в расчете продать ее впоследствии СМИ; с каким-нибудь психом, желающим обессмертить свое имя, пырнув знаменитость ножом.

Если вы, покопавшись в своей душе, обнаружите поло­жительное отношение к чему-нибудь в этой троице — богат­ство, слава и власть, то попробуйте задуматься над тем, чем это вызвано. Действительно ли это вызвано потребностями вашей истинной души, или же привнесено в нее извне в ре­зультате какой-либо психологической манипуляции над ва­шим сознанием? И как в доме время от времени надо прово­дить уборку и ревизию всего имеющегося, выбрасывая на свалку весь хлам, так и в душе полезно проводить подобную чистку, удаляя из нее все чужеродные элементы, бесполезные для вашего наслаждения текущим моментом. И особенно тщательно надо избавляться от различных психологических имплантантов, превращающих вас в чьего-то раба.

ОТНОШЕНИЕ К СВОБОДЕ

Суть вопроса

Личностная свобода человека проявляется прежде всего в том, что он оказывается либо нечувствительным к психологи­ческому давлению на него других людей, либо способным противостоять ему усилием своей воли к независимости. Психологические эксперименты показывают, что в обще­стве доля людей, проявляющих личностную свободу, по разным оценкам, колеблется от нескольких процентов до трети (все зависит от степени оказываемого психологиче­ского давления и серьезности уступки этому нажиму). То есть

86                       Как выжить в толпе и остаться самим собой

большинство людей проявляет конформизм — готовность поддаваться общественному мнению, авторитету. И лишь немногие готовы идти против или поперек течения. Но и среди этих немногих следует различать истинно свободных людей и ложных маргиналов. Первые прокладывают свой путь исходя из внутренней цели, а существующее в обще­стве течение лишь учитывают, чтобы сделать соответствую­щую поправку и, в итоге, все-таки приплыть точно к своей цели. Что касается ложных маргиналов, то они всегда гре­бут только против течения, привлекая тем самым к себе внимание, что, собственно, и является их истинной целью. Личностной свободой это не является, так как их движение все равно всегда определяется существующим в обществе течением. Поменяла толпа направление своего движения, и ложные маргиналы вынуждены тут же разворачиваться, чтобы снова встать навстречу потоку — этакие антифлюге­ры (физически флюгер и антифлюгер — это одно и то же, так как различаются они только направлением нарисован­ной на них стрелки). А полностью свободный человек при случае может плыть и по течению, если оно по воле обсто­ятельств временно несет его прямо к выбранной им цели.

Аргументы

Вопрос свободы, как прави­ло, упирается в выбор одного из двух вариантов развития ситуа­ции: признаешь накладываемые на тебя ограничения — получа­ешь такое-то вознаграждение; не признаешь — имеешь соответствующие негативные по­следствия. В первом случае за свою несвободу человек по­лучает определенную выгоду, которая может заключаться либо в виде полезного приобретения, либо в виде отсут-

Часть 1. Маргинал в обществе

ствия репрессий. Во втором случае человеку свобода доста­ется ценой либо отказа от вознаграждения, либо какими-то потерями из-за карающего воздействия со стороны субъекта накладываемых ограничений. Например, в заповеднике запрещено охотиться. Охотник свободен в своем выборе: или он проигнорирует запрет и заплатит за этот акт свобо­ды цену, которую определят правоохранительные органы и система правосудия; или же он откажется от свободы охо­титься где угодно и будет избавлен от потенциального при­говора за нарушение закона.

Ограничения на поведение человека могут быть наложе­ны либо официальными законами, либо правилами этике­та. Отношение к соблюдению закона специфично, и мы его подробно рассмотрим в третьей части книги (гл. «Стратеги­ческие установки маргинала»). В данном же разделе сосре­доточимся на отношении к неофициальным социальным нормам поведения в обществе.

Среди нарушений неофициальных социальных норм мож­но выделить три типа проявления свободы: нарушение правил этикета; непочтение к авторитету; противопоставление себя большинству общества (или любой группы, которая является уменьшенной моделью общества). Если правила этикета хотя бы прописаны в специальной литературе, то такие соци­альные нормы, как необходимость уважать авторитет и ориен­тироваться на большинство, мало кто даже устно будет декла­рировать. Тем не менее за каждый из перечисленных трех ак­тов свободы от выполнения этих общепризнанных правил поведения в обществе субъект свободы сталкивается с осуж­дением толпы. А это уже порождает для отщепенца опреде­ленные последствия: коммуникативная изоляция и нега­тивное предубеждение окружающих людей, направленные на возвращение возмутителя спокойствия в рамки роли доб­ропорядочного члена общества. Таким образом, получается, что каждый член общества оказывается в неком силовом поле, удерживающем его поведение в рамках социальных

Как выжить в толпе и остаться самим собой

норм. И чем дальше их нарушитель удаляется от допусти­мых пределов, тем сильнее оказывается возвращающее воз­действие этого силового поля.

Любой человек, желающий свободы в своем поведении от ограничений социальными нормами, понимает, что после первого шага в сторону протеста толпа будет все бо­лее остро ставить вопрос «ребром»: «Ты с нами или против нас?» И либо ему придется когда-нибудь «сломаться» в своем свободолюбии и получить наказание от окружаю­щих за все предыдущие шаги протеста (а месть толпы к та­ким несостоявшимся бунтарям особенно жестока и безжа­лостна! Она не может им простить своей собственной тру­сости, так как любой член толпы втайне желает быть свободным, но боится даже мысли о бунте), либо эскала­ция противостояния его и толпы может подвести его к окончательному разрыву с обществом. А это уже вопрос АБСОЛЮТНОЙ СВОБОДЫ! Образом подобной свободы является поведение моряка, верящего в свои силы, свою команду и свой корабль. Такой капитан в шторм всегда старается уйти в открытое море подальше от опасных бе­регов, о которые волны и ветер могут разбить его корабль. Трусливый же моряк (если его так можно назвать, так как для него больше подходят слова «береговик» или «зем­ляк»!) всегда старается жаться поближе к берегу, видя в нем свое спасение в лице людей, которые могут при случае прийти на помощь.

Большинство членов толпы чувствует себя не готовыми пройти, если потребуется, этот путь освобождения до конца, поэтому, опасаясь мести толпы, они даже и не пытаются всту­пить на него. Но дорога свободы оказывается не такой уж и страшной для тех, кто оказывается достаточно психически сильным и гибким, чтобы спокойно гулять по ней взад-впе­ред, так и не приближаясь к ее опасным концам: полной по­тере свободы в слиянии с толпой и окончательному разрыву с обществом. Такие бойцы оказываются в состоянии и уме-

Часть 1. Маргинал в обществе

ренно протестовать, не ломаясь под давлением толпы и из­бегая ее мести, и не доводить дело до последнего выбора: «Ты с нами или без?» Такое «хождение по лезвию бритвы» является уде­лом гибких маргиналов, способ­ных если и не гармонично и бес­конфликтно сосуществовать с толпой, то хотя бы не вести от­крытые боевые действия. Все же остальные члены общества оказываются подвержены так называемому конформизму.

Словарь иностранных слов определяет это понятие так: «конформизм — приспособлен­чество, пассивное принятие су­ществующего порядка, господ­ствующих мнений и т. п., от­сутствие собственной позиции, некритическое следование об­щим мнениям, тенденциям, ав­торитетам».

Хорошей иллюстрацией это­го социального феномена будет отрывок из «Социальной психо­логии» Майерса, в котором опи­сан знаменитый эксперимент Милграма: «Два человека прихо­дят в психологическую лабораторию, чтобы принять учас­тие в исследовании процесса обучения и памяти. Суровый экспериментатор объясняет, что испытываются новатор­ские исследования эффекта наказания в обучении. Для эк­спериментатора требуется, чтобы один из испытуемых обу­чил другого списку пар слов и наказывал за ошибки, нанося удары электрическим током возрастающей интенсивности.

Как выжить в толпе и остаться самим собой

Чтобы распределить роли, они тянут из шляпы полоски бу­маги. Один из участников, 47-летний бухгалтер с манерами, выдающими мягкий характер, является «подсадным», и ему всегда выпадает быть «учеником». «Учителю» (доброволец, пришедший по объявлению в газете) дают для примера не­сильный удар током, а затем он видит, как экспериментатор привязывает «ученика» в соседней комнате к креслу и за­крепляет электрод у него на запястье. После этого «учитель» и экспериментатор возвращаются в главную комнату с «ге­нератором тока» с переключателями в диапазоне от 15 до 450 вольт с шагом в 15 вольт. Экспериментатор приказыва­ет «учителю» переключать генератор на одну ступеньку выше всякий раз, когда «ученик» дает неверный ответ. Если испытуемый уступает требованиям экспериментатора, он слышит, как «ученик» стонет на 75, 90 и 105 вольтах. При 120 вольтах «ученик» кричит, что ему больно. А при 150 воль­тах он взывает: «Экспериментатор, выпустите меня отсюда! Я больше не хочу участвовать в эксперименте! Я отказыва­юсь продолжать!» При 270 вольтах его протесты превраща­ются в агонизирующий крик, и он продолжает настаивать, чтобы его выпустили. При 300 и 315 вольтах он кричит, что отказывается отвечать. После 330 вольт он замолкает. В от­вет на просьбы или предложения «учителя» прервать про­цедуру экспериментатор замечает, что отсутствие ответа должно расцениваться как неверный ответ. Чтобы выну­дить испытуемого продолжать, он использует четыре фра­зы: 1) «Пожалуйста, продолжайте»; 2) «Условия экспери­мента требуют, чтобы вы продолжали»; 3) «Чрезвычайно важно, чтобы вы продолжали»; 4) «У вас нет другого выбо­ра: вы должны продолжать». В первой серии эксперимен­та из 40 испытуемых 25 (63%) дошли до полных 450 вольт. Фактически происходило следующее: все, кто достигал 450 вольт, подчинялись команде «продолжать» до тех пор, пока после двух ударов их не останавливал эксперимента­тор. Получив эти обескураживающие результаты, Милграм

Часть 1. Маргинал в обществе                                                 91

в дальнейшем сделал протесты «ученика» еще более убе­дительными. Страдальческие протесты «ученика» при­несли мало пользы: из новых 40 испытуемых 26 (65%) полностью уступили требованиям экспериментатора».

Таким образом, как минимум две трети нашего обще­ства состоят из людей, которые готовы полностью подчи­ниться давлению толпы в лице ее авторитета или определяюще­го большинства, подавив свою личность. Вот как описал кон­формизм Фромм в книге «Здоро­вое общество»: «Конформизм — вот тот механизм, при помощи которого властвует анонимный авторитет. Мне следует делать то, ч т о д е л а ю т все, значит, я дол­жен приспособиться, не отли­чаться от других, не «высовы­ваться». Мне надо быть готовым измениться в соответствии с изменениями образца и желать этого. Не надо задаваться вопросом, прав я или не прав; вопрос в другом — приспо­собился ли я, не «особенный» ли я какой-нибудь, не от­личаюсь ли. Единственное, что постоянно во мне, — именно эта готовность меняться. Никто не властен надо мной, кроме стада, частью которого являюсь и которому я тем не менее подчинен».

Таким образом, мы понимаем, что именно конформизм является главным основанием разделения общества на тол­пу и маргиналов. То есть маргинала можно определить как человека, не подверженного конформизму. Но здесь есть «подводный камень»! Дело в том, что в обществе часто ис­пользуют термин «нонконформист», называя им лжемар­гиналов — людей, которые противопоставляют себя толпе, но не являются истинными маргиналами. Лжемаргиналы являются органичной составляющей толпы, как небесное

Как выжить в толпе и остаться самим собой

тело со своим спутником составляют единую космическую систему.

Если оставаться в рамках этой космической аналогии, то марги­налу будет соответствовать образ бродячей планеты, которая не связана силами притяжения ни с каким другим космическим объектом. А лжемаргиналы не­свободны по своей сути, так как их жизненный стиль все равно определяется толпой: «Все но­сят узкие брюки, а я буду но­сить широкие! Как? Все пере­оделись в широкие штаны?! Ну что ж, тогда я надену узкие». А маргиналу в такой ситуации наплевать на то, что там носят другие. Если он любит носить шотландский килт (вентиля­ция-то какая!), то не откажется от него даже тогда, когда вдруг в толпе в моду войдут мужские юбки. И ему будет по-прежне­му наплевать на то, что все мужики вокруг похожи на него тем, что ходят в юбках.

Лжемаргиналы всегда противопоставляют себя толпе, являясь при этом ее частью. А истинный маргинал может неплохо ужиться с толпой, если та будет терпимо относить­ся к его чудачествам и оставит его в покое. То есть для лже­маргиналов главным является как раз протест против моды толпы, а для истинного маргинала важнее всего его соб­ственный вкус безотносительно того, как на него реагиру­ют окружающие люди.

Примером лжемаргинальности могут служить некоторые почитатели авангардного искусства, которые на дух не пере­носят так называемый мейнстрим. Они всегда увлекаются каким-нибудь особенно редким видом, скажем, музыки, на­пример, нойзом (банальный шум — по-русски), поклонни-

Часть 1. Маргинал в обществе

ков которого можно по пальцам пересчитать. Но как только к этому лязгу и грохоту проявит интерес толпа и он станет мейнстримом, они к нойзу сразу же потеряют интерес и ки­нутся срочно искать какую-нибудь новую экзотику. Настоя­щий же маргинал, являясь независимой личностью, будет хранить верность своим предпочтениям в искусстве или еще в чем-нибудь до тех пор, пока ему они не надоедят или не окажутся вытесненными новым его увлечением. Но весь этот интерес и его изменения будут обусловлены исключительно движениями его не зависимой от кого бы то ни было души. И лучше не путать реальную индивидуальность маргинала с модой в толпе на показную индивидуальность, по сути явля­ющуюся прикрытием душевного безличия и соседствующую с отказом от своей личности, замещенной ролью «правиль­ного» человека, настроенной на социальные ожидания.

Выводы и рекомендации

Если есть желание повысить свою личную сопротив­ляемость психологическому давлению других людей, то вначале надо научиться обнаруживать это самое давле­ние, так как оно может быть мастерски замаскировано умелым манипулятором. И главной опорой в этом будет опять-таки собственная душа, ее, возможно, еще очень сла­бый голос. А ключевым по-прежнему будет вопрос «Ты дей­ствительно этого хочешь?» Обнаруживая ее возражения или хотя бы сомнения, следует анализировать собственную мо­тивацию, причины, подталкивающие вас к этому решению. Так постепенно научитесь обнаруживать торчащие уши ма­нипуляторов. А когда видишь своего противника в лицо, с ним уже проще бороться.

Другой тип личностной несвободы — протестное поведе­ние, свойственное ложным маргиналам, искоренить труд­нее, так как в его основе лежат некоторые невротические

94                       Как выжить в толпе и остаться самим собой

проблемы. Главная из них — потребность во всеобщем вни­мании толпы к себе, что уже можно квалифицировать как стремление к славе. Скандальная слава — это ведь тоже сла­ва, дающая в толпе определенные выигрыши. Поэтому лю­бителю эпатировать публику, впитывающему ее внимание как эмоциональный наркотик, надо вначале разобраться со своим внутренним конфликтом. Выбор будет в основном делаться между потребностью к славе и стремлением к лич­ностной свободе. Вместе эти психологические характерис­тики в душе не уживутся.

Ну и, наконец, на своем пути к личностной свободе важно не проскочить предел разумного. Одно дело — сво­бода от психологического влияния других людей, и совсем другое — учет их возможной реакции или противодействия вашему поведению. Это уже объективный фактор, незави­симость от которого достигается только жизнью отшельни­ка. Если же вы живете среди людей, то физически от них не­зависимым, скорее всего, быть не сможете. Попробуйте походить по улицам где вздумается — быстро попадете под колеса автомобиля или разоритесь на штрафах.

Глава 3. ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ ТОЛПЫ С МАРГИНАЛАМИ

Суть вопроса

Попытка детально проанализировать наличие изначаль­ной конфликтности обеих сторон показывает, что ни той, ни другой не присуща какая-то маниакальная страсть оби­жать друг друга. Многие конфликтные ситуации возника-

Часть 1. Маргинал в обществе                                                 95

ют из-за непонимания как маргиналом людей толпы, так и наоборот, а также из-за неучета различия в их психоло­гической природе или интересов. И та, и другая стороны проявляют одну и ту же ошибку — проецируют на партне­ра взаимодействия свою собственную психику. Другими словами, человек взаимодействует с другим исходя из под­сознательного предположения, что тот является его психо­логическим двойником. Из-за этого и возникает большин­ство недоразумений.

Тем не менее люди толпы все-таки в некоторых ситуаци­ях проявляют склонность обижать чудаков необоснованно. Происходит это в основном потому, что маргиналы им пред­ставляются удобными жертвами для решения каких-то сво­их проблем за чужой счет. Плюс ко всему можно говорить о доминирующей в толпе несправедливости к маргиналам.

Причина этого кроется в том, что у толпы возможностей обижать маргиналов неизмеримо больше, чем наоборот. Вспомним про чувство безнаказанности, присущее людям в толпе. Маргинал обычно на своей шкуре познает, как опасно обижать толпу, что делает его более осмотритель­ным. Толпу же, желающую поизмываться над «чужаком», остановить обычно очень трудно. Очень показательным в этом плане может быть фильм «Рембо: первая кровь», в которой типичного маргинала на пустом месте обидели несколько раз полицейские, что в итоге привело к чудо­вищному конфликту. Причем показательным было долгое терпение ветерана войны к издевательствам местных блюстителей порядка.

Аргументы

Конфликтен ли маргинал по своей сути? На этот во­прос напрашивается три непротиворечивых ответа. Во-первых, маргинал в силу своей самодостаточности склонен

Как выжить в толпе и остаться самим собой

к минимизации своих отноше­ний с другими членами Обще­ства, что неизбежно должно при­водить и к снижению количества возможных конфликтов с ними. Во-вторых, маргинал может обо­стрить свои отношения с окру­жающими в том случае, если они в чем-то ущемят его физическую или личностную свободу. В таком случае маргинал может стать, на взгляд толпы, инициатором кон­фликта «на пустом месте», так как она не замечает своей прово­цирующей роли в этой ситуации. Свои действия люди тол­пы меряют по своим меркам, не принимая в расчет возмож­ности использования маргиналом своих, отличных от тако­вых у толпы.

Например, люди толпы привыкают к тому, что предста­вители правоохранительных органов часто нарушают закон и необоснованно устраивают проверки документов, обыс­ки и пр. Обычный человек в таких ситуациях не ропщет, а маргинал начинает сопротивляться ущемлению своей сво­боды. Проверяющие такое сопротивление расценивают как попытку преступника скрыть запрещенное и усиливают свое рвение. В итоге, когда впоследствии выясняется, что маргинал «пуст», разочарованные блюстители порядка вы­плескивают на него дополнительную агрессию: «Чо тогда упирался, козел. Показал бы, что требовали, и шел бы себе спокойно. А так только время на тебя потеряли...» И на прощание отвешивают дружеский удар по почкам.

И, наконец, в-третьих, поведение некоторых маргиналов реально может стать причиной конфликта с человеком толпы. Это бывает в том случае, если маргинал своими действиями ощутимо мешает жить человеку толпы так, как это принято в

Часть 1. Маргинал в обществе

данном обществе. Тогда можно говорить о реальной дезадап­тации маргинала, о его неумении бесконфликтного поведе­ния. Например, один чудак любит подкармливать бездомных животных, из-за чего те собираются вокруг многоквартирно­го дома, где он живет, со всей округи. Естественно, что кому-то из его соседей такая концентрация собак, кошек, голубей и прочей живности может осложнить жизнь: белье при суш­ке вечно оказывается в птичьем помете; детей во двор без при­смотра не выпустишь из-за страха укусов и инфекции; двор загажен экскрементами животных; по ночам вокруг дома бес­конечный собачий брех и кошачьи вопли и т. д.

Почему толпа не любит маргиналов? Здесь ответов зна­чительно больше. Начнем от противного, рассматривая факторы возникновения симпатии, как они изложены в «Социальной психологии» Майерса.

1. Пространственная близость: симпатия у человека чаще возникает по отношению к соседям, а маргиналы предпочитают селиться в некотором отдалении от других людей. Получается, что данный фактор работает против маргиналов.

2. Взаимодействие: симпатия легче возникает по отноше­нию к партнерам по обыденному общению и совместной ра­боте. Маргиналы же менее склонны к общению с каждым встречным, а работать вообще предпочитают самостоятельно.

3. Привычность внешнего вида: люди толпы склонны симпатизировать тем, чей вид привычен их глазу, а марги­налы часто выглядят чудаковато.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.