|
|||
Записка Польского Бюро ЦК РКП(б) в ЦК РКП(б) о суде над католическими польскими священниками в Белоруссии 15 мая 1922 г.№ 24-21 Записка Польского Бюро ЦК РКП(б) в ЦК РКП(б) о суде над католическими польскими священниками в Белоруссии 15 мая 1922 г. Сов[ершенно] секретно В Ц.К. Р.К.П. В виду того, что Ц.К. Р.К.П., на основании предложения Ц.Б. К.П. Белоруссии”, постановлено возбудить судебный процесс против католических священников в Минске, арестованных по поводу их противодействия изъятию ценностей из католических костелов, при чем процесс будет вестись на польском языке и в качестве обвинителей делигируются товарищи из Москвы, среди них т. ЛЕЩИНСКИЙ, член Польбюро ЦК РКП. [ 17 ] Польское Бюро Ц.К. Р.К.П. [ 18 ] считает необходимым высказать свое мнение по поводу предполагаемого процесса и связанных с ним обстоятельств и последствий: 1) Поведение католических священников при изъятии ценностей (Минск, Гомель, Петроград, Москва и ряд других местностей), а также уже состоявшиеся судебные процессы против Православных священников (Москва, Шуя) требуют привлечения к ответственности наиболее активно сопротивляющихся 'Католических священников. Значение процесса будет тройное [ 27 ]: а) может дать фактический материал для антирелигиозной пропаганды, однако при условии хорошо обставленного процесса; б) будет противодействовать могущим возникать на религиозной почве антагонизмам (православные наказываются, к католическим относятся снисходительно); в) укажет местным властям, что католический костел не является привилегированным, как это в связи с рижским договором зачастую коментируется. Одновременно, однако, следует подчеркнуть: 2) Роль католической религии в значительной степени другая, чем православная (католическая религия, пожалуй, глубже проникает в частную и общественную жизнь, она не знает никаких расколов и сектанства, носит более универсальный характер, связывается населением с национальным вопросом и, что самое главное, до [ 28 ] 1917 г. была религией притисняемой, за которую страдали тысячи верующих. В виду этого расчитывать на значение процесса для антицерковной пропаганды или-же надеятся на раскол среди верующих (как это уже происходит среди православных) не приходится. Вопрос еще осложняется каноническими особенностями католицизма, на которые уже указал в своей ноте польский министр иностранных дел Скирмунт. 3) Судебный процесс, вследствие международного характера католицизма, вызовет несомненно отклик во всех католических странах (Италия, Франция и Польша) во главе с Римским Папой и по всей вероятности повлечет за собой дипломатические осложнения тем более, что процесс в своем последствии приведет по нашим данным к необходимости привлечения к ответственности архиепископа Цепляка (на подобие Тихона) [ 19 ]. 4) Польша, основываясь на рижском договоре, особенно остро будет ставить вопрос [ 20 ]. Здесь следует указать на ноту от 28 апреля с. г., в которой уже имеется протест против изъятия ценностей из католических костелов. По сегодняшний день Наркоминдел не ответил, так как Наркомюст еще не дал заключения поскольку с правовой точки зрения аргументы Польского Правительства правильны [ 21 ]. Принимая вышеизложенное во внимание, Польское Бюро ЦК РКП считает необходимым указать, что ведение процесса целесообразно только при следующих условиях:
Секретарь Польбюро ЦК РКП — Л. 13. Машинописный подлинник, подпись — автограф. В левом верхнем углу штамп Польского бюро ЦК РКП(б) с надписью от руки “Секретариат. Москва” и датой “15/ V.I 922 г.”. Сверху рукописные пометы: 1) “Польское Бюро ЦК”; 2) “Арх[ив] П[олит]б[юро]”. Рукописный входящий номер ЦК РКП(б) с датой “23/V-22 г.”. В правом верхнем углу штамп Бюро Секретариата ЦК РКП(б). № 24-22 *
|
|||
|