|
|||
Название документа 14 страница5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с законом об охоте осуществляют все виды охоты, кроме любительской и спортивной охоты, и охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. По видам охоты будут различаться и правоустанавливающие документы, однако ввиду рассмотрения аспектов лесопользования остановимся на рассмотрении документа, который упомянут в ст. 36 ЛК РФ, - охотхозяйственном соглашении. Охотхозяйственное соглашение требуется для осуществления следующих видов охоты: - промысловая охота в закрепленных охотничьих угодьях; - охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях; - охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в закрепленных охотничьих угодьях. По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта РФ) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. Охотхозяйственные соглашения заключаются на срок от 20 до 49 лет по результатам проведения аукциона. Порядок организации и проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения регламентирован ст. 28 Закона об охоте. Примерная форма охотхозяйственного соглашения утверждена Приказом МПР России от 31.03.2010 N 93. 6. Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений и договоров аренды лесных участков (ч. 2 ст. 36 ЛК РФ). По общему правилу договор аренды лесных участков заключается на срок от 10 до 49 лет, за исключением, в частности, использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. В этом случае срок договора аренды лесного участка будет такой же, как и у охотхозяйственного соглашения, т.е. от 20 до 49 лет. В ст. 74 ЛК РФ также предусмотрено исключение в отношении данного вида использования лесов из правила об обязательном проведении аукциона на заключение договора аренды. Договор аренды в данном случае заключается без проведения аукциона. Во исполнение ч. 5 ст. 74 ЛК РФ Минсельхоз России утвердил своим Приказом Порядок подготовки и заключения договоров аренды лесного участка <1>, а также их примерную форму. Ставки арендной платы за единицу объема лесных ресурсов или площади лесного участка, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством РФ <2>; в собственности субъекта РФ - органом исполнительной власти субъекта РФ; в собственности муниципалитета - органом местного самоуправления. Соответственно договор аренды лесного участка будет заключаться с Федеральным агентством лесного хозяйства, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. -------------------------------- <1> Приказ Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка". <2> На федеральном уровне Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены соответствующие ставки за лесные ресурсы и площади лесного участка находящегося в федеральной собственности. Ставки платы за единицу объема недревесных лесных ресурсов определены в таблице 8 указанного выше Постановления.
Таким образом, можно сделать вывод, что фактически при заключении договора аренды лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства аукцион проводится не в соответствии с ЛК РФ, а по правилам, установленным Законом об охоте. При использовании лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в отношении порядка допуска к данному виду деятельности на лесном участке преобладают правила, установленные Законом об охоте, а не правила лесного законодательства. Представляется, что такой порядок не отражает следование принципам лесного законодательства, так как в данном случае приоритет в правовом регулировании отдан не обеспечению сохранения лесов, а защите объектов животного мира. 7. Ввиду того что Закон об охоте вступил в силу сравнительно недавно, необходимо упомянуть следующие переходные положения. Право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у охотпользователей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Закона об охоте, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом. Указанные охотпользователи вправе заключать охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акватории, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений. При заключении они обязаны единовременно внести плату за заключение таких соглашений (за исключением нижеуказанного случая), определяемую как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья, установленную Правительством РФ. Требование о единовременном внесении платы за заключение охотхозяйственных соглашений не распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших договоры аренды лесных участков для ведения охотничьего хозяйства по результатам аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков в соответствии с ЛК РФ. 8. На лесных участках, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, допускается создание следующих объектов охотничьей инфраструктуры (ч. 3 комментируемой статьи, ст. 53 Закона об охоте): охотничьи базы, дома охотника, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные пристани, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. К охотничьей инфраструктуре также относятся лесные дороги и другие линейные объекты, необходимые для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Создание перечисленных объектов охотничьей инфраструктуры осуществляется только при предоставлении лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, т.е. когда данный вид использования лесов осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке ведения предпринимательской деятельности. 9. Согласно ч. 5 комментируемой статьи установление правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства относится к компетенции субъектов РФ, что позволяет учесть региональные особенности ведения охоты. В большинстве субъектов РФ приняты отдельные законы, посвященные правилам рассматриваемого вида лесопользования, в отдельных субъектах РФ действуют законы, посвященные нескольким видам лесопользования <1>. В целом степень детализации правил о порядке использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на региональном уровне различно. Однако практически в каждом законе субъекта РФ определены права и обязанности лесопользователей, причем в некоторых законах тексты ограничиваются перечислением этих прав и обязанностей <2>. В число прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым предоставлены лесные участки для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, как правило, отнесены права: -------------------------------- <1> См.: Закон Республики Карелия от 06.12.2010 N 1443-ЗРК "О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства"; Закон Иркутской области от 29.12.2007 N 145-оз "О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в Иркутской области"; Закон Владимирской области от 05.10.2010 N 79-ОЗ "О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Владимирской области"; Закон Ивановской области от 31.12.2008 N 190-ОЗ "Об установлении правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" и др. <2> См.: Закон Тульской области от 05.12.2007 N 917-ЗТО "О лесах Тульской области"; Закон Сахалинской области от 01.04.2008 N 17-ЗО "О лесопользовании в Сахалинской области"; Закон Тамбовской области от 03.10.2007 N 275-З "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Тамбовской области"; Закон Волгоградской области от 27.03.2008 N 34-2008-1650-ОД "Об использовании лесов на территории Волгоградской области"; Закон Кемеровской области от 27.12.2007 N 173-ОЗ "О некоторых видах использования лесов"; Закон Курской области от 16.08.2007 N 64-ЗКО/64-ЗКО "О порядке использования лесов на территории Курской области" и др.
1) получать в установленном порядке информацию о предоставленном лесном участке; 2) производить посев кормовых и защитных растений; 3) заготавливать растительные древесно-веточные корма; 4) проводить рубки лесных насаждений в соответствии с проектом освоения лесов в целях строительства объектов охотничьей инфраструктуры; 5) размещать объекты охотничьей инфраструктуры на срок пользования лесным участком (временных построек: охотничьих избушек, кордонов, вышек, засидок, скрадок, ловушек и других объектов, связанных с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства) в местах, предусмотренных проектом освоения лесов; 6) осуществлять благоустройство лесного участка, реконструкцию отдельных территорий лесоводственными методами, в том числе занятых малоценными насаждениями, на лесном участке в соответствии с утвержденным проектом освоения лесов; 7) осуществлять биотехнические мероприятия (устройство подкормочных площадок, посев кормовых и защитных растений, устройство искусственных гнездовий и укрытий для зверей, птиц, отнесенных к объектам охоты (далее - животные), и другие мероприятия, направленные на увеличение численности животных); 8) содержать и разводить животных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания в соответствии с законодательством; 9) осуществлять по согласованию с арендодателем строительство лесных дорог, необходимых для оказания услуг лицам, осуществляющим охоту, определять места стоянок транспорта; 10) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством, договором аренды и охотхозяйственным соглашением. 10. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым предоставлены лесные участки для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, обязаны: 1) осуществлять использование лесов в соответствии с лесным законодательством, законодательством о животном мире и на основании договора аренды лесного участка; 2) осуществлять виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства в строгом соответствии с проектом освоения лесов и охотхозяйственным соглашением; 3) не допускать нанесения вреда окружающей среде и здоровью граждан; 4) обеспечивать сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; 5) составлять проект освоения лесов, составлять и подавать лесную декларацию, отчет об использовании лесов; 6) своевременно вносить арендную плату за использование лесного участка; 7) соблюдать санитарно-ветеринарные и зоогигиенические требования к содержанию объектов животного мира; 8) не проводить биотехнических мероприятий, способствующих концентрации диких животных в местах создания лесных культур и на особо охраняемых участках леса; 9) поддерживать на арендуемом лесном участке оптимальный для данных угодий уровень численности и плотности охотничьих ресурсов; 10) осуществлять профилактику возникновения массовых инфекционных и инвазионных заболеваний объектов животного мира; 11) размещать на границах лесных участков информационные знаки, предупреждающие о целевом использовании лесных участков; 12) соблюдать в лесах правила пожарной безопасности и правила санитарной безопасности; 13) приводить лесные участки в состояния, предусмотренные договорами аренды лесных участков, по истечении сроков указанных договоров; 14) не нарушать права и интересы иных участников лесных отношений, осуществляющих использование лесов на законных основаниях; 15) возмещать причиненный лесам вред в порядке, предусмотренном лесным законодательством; 16) обеспечивать действенную охрану среды обитания охотничьих ресурсов, вести борьбу с браконьерами; 17) выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством, договором аренды и охотхозяйственным соглашением. Дополнительно к регламентации прав и обязанностей лесопользователей в отношении использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в Законе Тульской области от 05.12.2007 N 917-ЗТО "О лесах Тульской области" установлены следующие права лесничеств в отношении лиц, использующих леса для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства: 1) получать от лиц, использующих леса для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, информацию о численности и размещении на лесных участках, переданных для нужд охотничьего хозяйства, объектов животного мира, планах воспроизводства и реализации их запасов, видах, объемах и местах проведения биотехнических и охотхозяйственных мероприятий; 2) требовать от лиц, использующих леса для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, изменения планов и практики охотхозяйственной деятельности в случаях их противоречия лесному плану, лесохозяйственному регламенту или нарушения условий договора аренды и охотхозяйственного соглашения. 11. В большинстве региональных законов содержатся также общие требования к использованию лесов. Использование лесов должно осуществляться в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственными регламентами лесничеств (лесопарков), проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, охотхозяйственным соглашением и договором аренды лесного участка. Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства не должно препятствовать их воспроизводству, охране и защите, снижать продуктивность насаждений, сенокосных, пастбищных и иных угодий, ухудшать санитарное состояние лесов и повышать их пожароопасность, препятствовать праву граждан пребывать в лесах, в установленном законодательством порядке заготавливать и собирать для собственных нужд пищевые лесные ресурсы, недревесные лесные ресурсы, лекарственные растения. Способы и средства использования лесов должны исключать нанесение вреда и ущерба окружающей среде и здоровью граждан, негативное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, на состояние почв, водных и иных природных объектов. Иногда в законах субъектов РФ особо отмечается, что использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства не допускается в зеленых зонах и лесопарках в соответствии с ЛК РФ, в лесах особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения, режимом охраны которых запрещается производство охоты. В отношении размещения объектов охотничьей инфраструктуры встречаются требования о размещении указанных объектов на участках, не занятых деревьями и кустарниками, а при их отсутствии - на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, определенных в проекте освоения лесов. В частности, в Законе Волгоградской области от 27.03.2008 N 342008-1650-ОД "Об использовании лесов на территории Волгоградской области" установлено, что для возведения временных построек, относящихся к объектам охотничьей инфраструктуры, используются нелесные земли лесного фонда, а в случае их отсутствия - нелесопокрытые участки (невозобновившиеся вырубки, гари и другие нелесные земли) или участки с малоценными низкополнотными насаждениями. Площадь, занимаемая временными постройками, не должна превышать следующих размеров: 1) при общей площади арендуемого лесного участка до 1,0 тыс. га - 500 кв. м; 2) при общей площади арендуемого лесного участка от 1,0 до 5,0 тыс. га - 1000 кв. м; 3) при общей площади арендуемого лесного участка свыше 5,0 тыс. га - 1500 кв. м. В отдельных субъектах регламентировано использование лесов при осуществлении деятельности по содержанию и разведению охотничьих ресурсов. В частности, в Законе Тульской области от 05.12.2007 N 917-ЗТО "О лесах Тульской области" и Законе Тамбовской области от 03.10.2007 N 275-З "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Тамбовской области" установлено, что при содержании и разведении охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на лесных участках должны соблюдаться следующие требования: 1) на выделяемых лесных участках в установленном порядке ограничиваются другие виды использования лесов, а также пребывание граждан в лесах; 2) лесные участки должны отводиться на расстоянии не менее 1 км от границы населенного пункта, а также не должны пересекаться дорогами общего пользования, реками и оврагами; 3) огражденные территории должны быть обустроены подкормочными площадками, кормушками, укрытиями, наблюдательными вышками; 4) во избежание значительного повреждения животными древесно-кустарниковой и травянистой растительности, находящейся на огражденной территории, лица, использующие леса для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, обязаны обеспечивать их полноценным кормлением; 5) в огражденной территории должны проводиться профилактические мероприятия против возникновения массовых инфекционных и инвазионных заболеваний среди содержащихся животных. В Законе Новгородской области от 03.03.2008 N 254-ОЗ "О правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства" установлено, что для огораживания территории используются прежде всего нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также территории, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения, а также не допускается огораживание территорий, на которых произрастают дикорастущие растения, грибы или обитают дикие животные, занесенные в Красную книгу Российской Федерации. Как и в Тульской области, лесные участки должны отводиться на расстоянии не менее 1000 м от границы населенного пункта, а также не должны пересекаться дорогами общего пользования, реками и оврагами. Законом Волгоградской области от 27.03.2008 N 34-2008-1650-ОД "Об использовании лесов на территории Волгоградской области" запрещено для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания отводить лесные участки, отнесенные к особо охраняемым природным территориям и особо защитным участкам лесов, а также лесные участки, где проводятся мероприятия по воспроизводству лесов и лесному семеноводству.
Статья 37. Утратила силу с 1 апреля 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ.
Статья 38. Использование лесов для ведения сельского хозяйства
Комментарий к статье 38
1. В ч. 1 комментируемой статьи закреплена возможность использования лесов для ведения сельского хозяйства. До принятия ЛК РФ 2006 года в Лесном кодексе РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ отдельной группой выделялись виды побочного лесопользования, к которым относились: сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и т.д. К дополнительным видам побочного лесопользования также были отнесены: использование участков лесного фонда для выращивания сельскохозяйственных культур (овощных, кормовых, зерновых, технических и других), создание лесных питомников, плантаций плодово-ягодных, орехоплодовых и лекарственных растений, в том числе женьшеня, грибов; выкопка деревьев, кустарников и лиан на участках лесного фонда для посадки их на землях иных категорий; пастьба одомашненных животных (северных оленей и других); использование участков лесного фонда для содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях и др. Использование леса для ведения сельскохозяйственной деятельности не выделялось самостоятельным видом. 2. Основанием для отграничения ведения сельского от других видов использования лесов будет цель использования леса - ведение сельского хозяйства. В Лесном кодексе РФ понятие сельского хозяйства определено через перечисление возможных форм в ч. 1 ст. 38 ЛК РФ: сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности. Список возможных видов сельскохозяйственной деятельности открытый по причине разнообразия направлений сельского хозяйства. Других определений понятия "сельское хозяйство" в законодательстве РФ не встречается, но в ряде нормативных правовых актов определены близкие по значению понятия. Например, под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке, соответственно, сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг <1>. К основным видам деятельности фермерского хозяйства отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства <2>. -------------------------------- <1> Часть 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". <2> Статья 19 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В структуре сельского хозяйства, входящего в агропромышленный комплекс, выделяют следующие отрасли: растениеводство, грибоводство, животноводство. Ввиду отсутствия ограничения по видам возможного использования лесов для ведения сельского хозяйства можно предположить, что в лесах могут осуществляться различные виды сельскохозяйственной деятельности. Ограничением может быть несовместимость лесного хозяйства и сельскохозяйственной деятельности в целом или с ее конкретной отраслью. Например, полностью запрещено ведение сельского хозяйства в лесопарковых зонах (п. 3 ч. 3 ст. 105 ЛК РФ). В зеленых зонах запрещается ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства (п. 2 ч. 5 ст. 105 ЛК РФ). Распашка земель, а также выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн запрещены в лесах, расположенных в прибрежных защитных полосах (п. п. 1, 3 ч. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ). Ко всем видам сельскохозяйственного использования лесов относятся ограничения по непрепятствованию праву граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах. 3. В целом в решении вопроса о пределах допустимого использования леса для ведения сельского хозяйства должен учитываться принцип рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества именно в лесах и лесных ресурсах. Использование леса для получения сельскохозяйственной продукции возможно, но при этом следует учитывать, что для выращивания сельскохозяйственной продукции в первую очередь предназначены земли сельскохозяйственного назначения (ст. 78 ЗК РФ). Ввиду этого при регламентации использования леса для ведения сельского хозяйства указываются определенные категории лесных участков, на которых возможно осуществление конкретного вида сельскохозяйственной деятельности. Данные требования и в целом Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства установлены Приказом Минсельхоза России от 14.05.2010 N 161 "Об утверждении Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства" (далее - Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства). Правила применяются во всех лесных районах РФ за исключением северного оленеводства, которое распространено в лесных районах, расположенных в лесорастительной зоне притундровых лесов и редкостойной тайги и таежной лесорастительной зоне РФ. Так, например, для сенокошения используются нелесные земли, а также необлесившиеся лесосеки, прогалины и другие не покрытые лесной растительностью земли до проведения на них лесовосстановления, а в необходимых случаях могут использоваться пригодные для этой цели участки малоценных насаждений, не намеченные под реконструкцию (п. 12 Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства). В данном случае выделение иных участков может повлечь нарушение обозначенного выше принципа. Использование в первую очередь нелесных земель представляется обоснованным ввиду их предназначения. В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) <1>. -------------------------------- <1> Пункт 1 ст. 101 ЗК РФ.
Отдельные требования по категориям лесных участков могут устанавливаться исходя из практических возможностей использования леса для определенного вида сельскохозяйственной деятельности, т.е. только на указанных лесных участках есть смысл вести данную сельскохозяйственную деятельность. Например, при пчеловодстве используются лесные участки, на которых в составе древесного, кустарникового или травяно-кустарничкового яруса имеются медоносные растения. Лесные участки для размещения ульев и пасек предоставляются, в первую очередь, на опушках леса, прогалинах и других не покрытых лесной растительностью землях (п. 14 Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства). Кроме соблюдения принципа рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов при осуществлении рассматриваемого вида использования леса, согласно ст. 48 ЛК РФ должна обеспечиваться защита исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, их традиционного образа жизни в соответствии с Федеральным законом от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Указанное ограничение прежде всего относится к такому виду сельскохозяйственной деятельности, как северное оленеводство. Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" к коренным малочисленным народам Российской Федерации <1> относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков <2>, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы <3>, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Под традиционным образом жизни малочисленных народов понимается исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований. Исконная среда обитания малочисленных народов - исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни. -------------------------------- <1> Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ утвержден распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 N 536-р. <2> Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ утвержден распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р. <3> Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ утвержден распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р.
Для осуществления северного оленеводства в качестве кормовой базы используются лесные участки лесных районов, находящихся в пределах лесорастительной зоны притундровых лесов и редкостойной тайги и таежной лесорастительной зоны РФ. На лесных участках, предоставляемых гражданам и юридическим лицам для ведения северного оленеводства, применяются пастбищеобороты, не приводящие к ухудшению надпочвенного покрова и поверхности почвы таких участков.
|
|||
|