Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Название документа 13 страница



При определении нормы нагрузки дерева, т.е. количества высверливаемых в нем каналов, рекомендуется руководствоваться установленными в п. 18 Правил показателями: после окончания сезона подсочки отверстия должны быть промазаны живичной пастой или закрыты деревянной пробкой и замазаны варом, садовой замазкой или глиной с известью для предупреждения заболевания деревьев; в последующие годы каналы сверлят на уровне каналов первого года подсочки с интервалом 10 см в ту или другую сторону по окружности ствола дерева; заготовка должна производиться способами, обеспечивающими сохранение технических свойств древесины.

V. Заготовка других видов пищевых ресурсов.

Заготовка черемши, щавеля, побегов папоротника орляка должна вестись способами, не ухудшающими состояние их зарослей. Запрещается вырывать растения с корнями, повреждать листья (вайи) и корневища папоротника.

Съедобным побегом папоротника орляка считается целый, не поврежденный побег, на верхушке которого должно быть не более трех нераспустившихся листков, - так называемый тройничок. Оптимальная высота побегов, пригодных к сбору, - от 20 - 25 см до 30 - 40 см, в зависимости от района заготовки и условий произрастания. Побеги обламывают у самого основания. Заготовка сырья папоротника орляка ведется на одном участке в течение трех - четырех лет. Затем следует перерыв для восстановления заросли: при одноразовом (за сезон) сборе сырья - два - три года, двухразовом - три - четыре года.

VI. Сбор лекарственных растений.

Заготовка лекарственных растений допускается в объемах, обеспечивающих своевременное восстановление растений и воспроизводство запасов сырья. Повторный сбор сырья лекарственных растений в одной и той же заросли (угодье) допускается только после полного восстановления запасов сырья конкретного вида растения. При отсутствии данных о сроках ведения повторных заготовок сырья для какого-либо вида лекарственного растения рекомендуется руководствоваться следующим:

- заготовка соцветий и надземных органов ("травы") однолетних растений проводится на одной заросли один раз в два года;

- надземных органов ("травы") многолетних растений - один раз в четыре - шесть лет; подземных органов большинства видов лекарственных растений - не чаще одного раза в 15 - 20 лет.

 

Статья 35. Заготовка гражданами пищевых лесных ресурсов и сбор ими лекарственных растений для собственных нужд

 

Комментарий к статье 35

 

1. Частью 1 комментируемой статьи определено, что заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений для собственных нужд осуществляются гражданами во время пребывания в лесу.

В соответствии со ст. 11 ЛК РФ граждане вправе свободно и бесплатно пребывать в лесах и, в частности, осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов). При этом граждане должны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, иные правила. Данная норма имеет очень важное значение, так как основными причинами возникновения лесных пожаров являются антропогенные факторы, вследствие которых возникает более 80% лесных пожаров <1>.

--------------------------------

<1> См.: Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 18.01.2003 N 69-р.

 

К собственным нуждам относятся личные, семейные, бытовые, иные нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью. Поэтому данный вид лесопользования может осуществляться только гражданами в некоммерческих целях.

К пищевым лесным ресурсам относятся: дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и другие подобные лесные ресурсы (например, черемша, щавель, побеги папоротника орляка).

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи ограничение заготовки гражданами недревесных ресурсов для собственных нужд может быть предусмотрено только в нормах самого ЛК РФ и других федеральных законов. Пребывание граждан может быть ограничено или запрещено в лесах, которые расположены на землях обороны, безопасности (в том числе, например, в пограничных зонах), землях особо охраняемых природных территорий - в таких лесах запрещаются (ограничиваются) также заготовка и сбор пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений. Ограничение заготовки гражданами недревесных ресурсов для собственных нужд может быть предусмотрено только в нормах самого ЛК РФ и других федеральных законов. Например, гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи к заготовке гражданами пищевых лесных ресурсов и сбору ими лекарственных средств не подлежат применению правила о необходимости заключать договор аренды лесного участка (лесопользование осуществляется на безвозмездной основе) и возможности размещения каких-либо временных построек (лесопользование осуществляется без выделения лесного участка). Заготовка гражданами пищевых лесных ресурсов и сбор ими лекарственных средств для собственных нужд не связаны с изъятием, хранением и вывозом таких лесных ресурсов из леса.

4. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (подп. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Исходя из данного положения ч. 4 комментируемой статьи установлено, что на уровне субъектов РФ, издаются законы, регулирующие порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд. Благодаря близости лесных ресурсов к населенным пунктам, развитой транспортной сети и инфраструктуре наиболее доступными для граждан являются леса, расположенные в европейской части России и на Урале <1>. В связи с этим рассмотрим законы субъектов РФ именно в этим частях.

--------------------------------

<1> См.: Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы.

 

Законы субъектов РФ можно разделить на две группы. К первой группе можно отнести законы, предмет регулирования которых оставляют только отношения, связанные с заготовкой гражданами пищевых лесных ресурсов и сбором ими лекарственных растений для собственных нужд. Такие законы приняты в Республике Карелия, Алтайском крае, Ленинградской области и др. Во второй группе - нормы, регулирующие отношения по сбору лесных пищевых ресурсов и заготовке лекарственных растений; они включены в законодательные акты, регулирующие отношения, возникающие при различных видах лесопользования, а иногда различных видов природопользования.

Так, в Законе Вологодской области от 12.01.2007 N 1551-ОЗ "Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядка заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений на территории Вологодской области гражданами для собственных нужд" объединены нормы, регулирующие отношения по заготовке не только лесных пищевых ресурсов и лекарственных растений, но и по заготовке древесины, по заготовке и сбору недревесных лесных ресурсов.

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2006 N 148-оз "О регулировании отдельных вопросов в области водных и лесных отношений на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" объединяет нормы, регулирующие не только лесные отношения, но и отношения в области использования водных ресурсов.

Отсутствие единообразия в юридической технике различных субъектов РФ приводит к определенным трудностям при поиске нормативных правовых актов, регулирующих отношения по сбору пищевых лесных ресурсов и сбору лекарственных растений.

Законы субъектов Федерации различаются в детализации регламентации правоотношений. Например, в Ивановской области <1>, Кировской области <2> законы достаточно краткие и регламентируют отношения лишь в общих чертах, причем данные законы в основном калькируют федеральные нормы. В других случаях законодатель на уровне субъекта РФ консолидировал нормы из ЛК РФ и Правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сборов лекарственных растений в законодательный акт субъекта. В качестве примеров можно привести законы Ленинградской области <3>, Архангельской области <4>.

--------------------------------

<1> Закон Ивановской области от 08.12.2008 N 152-ОЗ "О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд".

<2> Закон Кировской области от 05.07.2007 N 140-ЗО "О порядке заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений гражданами для собственных нужд".

<3> Областной закон Ленинградской области от 08.11.2007 N 155-оз "О порядке заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд".

<4> Областной закон Архангельской области от 27.06.2007 N 368-19-ОЗ "О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений".

 

В единичных законодательных актах имеются нормы, учитывающие региональную специфику.

Так, в Областном законе Архангельской области от 27.06.2007 N 368-19-ОЗ устанавливается, что в обязанности правительства Архангельской области входит организация и содействие в информационном обеспечении граждан информацией о сроках сбора лесных ресурсов не позднее чем за 10 дней до начала этого срока.

В большинстве же законодательных актов субъектов Федерации указывается, что сбор лесных ресурсов допускается в сроки созревания, однако порядок определения этих сроков или источник информации не указан.

Такое положение вещей, когда законодатели субъектов РФ не используют предоставленные им возможности регулирования общественных отношений по заготовке пищевых лесных ресурсов и сбору лекарственных растений с учетом специфики конкретного субъекта, вызывает некоторое недоумение, так как учет региональных особенностей позволяет более полно реализовать принципы лесного законодательства.

В региональных законодательных актах можно встретить нормы, которые хотя и установлены на уровне субъекта, но не учитывают местных традиций. В частности, п. 2 ст. 23 Областного закона Архангельской области от 27.06.2007 N 368-19-ОЗ разрешается сбор лесных ресурсов только вручную, без применения механизированных приспособлений. Однако население традиционно использует "грабилку" для сбора брусники, клюквы. Таким образом, использование "грабилки" при сборе данных пищевых лесных ресурсов повлечет наложение штрафа в размере от 300 до 500 рублей (п. 3 ст. 6.6 Областного закона Архангельской области от 03.06.2003 N 172-22-ОЗ "Об административных правонарушениях").

В связи с тем что правовое регулирование лесопользования гражданами лесных ресурсов для собственных нужд как одного из наиболее распространенных видов использования лесов носит хаотичный характер и трудно поддается упорядочиванию, а также ввиду отсутствия централизованного контроля за такой деятельностью вызывает сомнения возможность проведения эффективного контроля за следованием правилам заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений. В связи с этим особую роль, помимо нормотворчества, приобретает пропаганда эффективного лесопользования с соблюдением принципов лесного законодательства. С другой стороны, возникают сложности следования установленным нормам гражданами, так как если в отношении заготовки березового сока еще возможно, по просверленным каналам, установить наличие следов заготовки березового сока, то установить давность сбора на участке подземных органов лекарственных растений представляет большие трудности, так как отсутствует учет лесопользования гражданами для собственных нужд.

В этом случае единственно возможным методом регулирования и, как следствие, следования основным принципам лесного законодательства является саморегулирование гражданами лесопользования, так как во многих случаях граждане осуществляют заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на одной и той же относительно ограниченной территории (например, недалеко от населенных пунктов, дорог).

На региональном уровне была предпринята попытка установить предельные нормативы сбора лесных ресурсов для собственных нужд.

Так, ч. 2 ст. 4 Закона Приморского края от 23.10.2007 N 141-КЗ "Об использовании лесов в Приморском крае", устанавливающая размеры (объемы) сбора пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений в расчете на одного человека для собственных нужд, была признана противоречащей закону и недействующей Верховным Судом РФ <1>. В ходе рассмотрения дела было установлено, что содержание указанной нормы позволяет истолковать ее как устанавливающую нормативы сбора лесных ресурсов гражданами для собственных нужд. Между тем действующим федеральным законодательством не предусмотрено право органов государственной власти субъектов РФ устанавливать размеры сбора лесных ресурсов гражданами для собственных нужд. В соответствии с ч. ч. 5 и 6 ст. 82 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесены установление порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд, установление порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд. Статьями 33 и 35 ЛК РФ определено, что порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд, порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд устанавливаются законом субъекта РФ. Установив предельные объемы сбора гражданами пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд, закон Приморского края ограничил права граждан на свободное и бесплатное пребывание в лесах и осуществление заготовки и сбора лесных ресурсов для собственных нужд, предусмотренные ст. 11 ЛК РФ. Согласно ч. 1 ст. 25 и ст. 27 ЛК РФ заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений относятся к видам использования лесов, а использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены ЛК РФ, другими федеральными законами.

--------------------------------

<1> Определение Верховного Суда РФ от 08.10.2008 N 56-Г08-14.

 

Таким образом, не всегда конкретизация и детальное регулирование отношений могут быть восприняты положительно населением. Кроме того, контроль выполнения таких норм достаточно затруднен. За нарушение норм региональных законов, устанавливающих порядок заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд, устанавливается ответственность законодательством об административных правонарушениях соответствующих субъектов РФ.

 

Статья 36. Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства

 

Комментарий к статье 36

 

1. Частью 1 комментируемой статьи установлена возможность использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства носит комплексный характер, так как регулируется лесным законодательством и законодательством об охоте, а также законодательством о животном мире. Однако в ЛК РФ, регламентирующие большинство отношений, складывающихся в связи с различными видами использования лесов, практически не уделяется внимания использованию леса при осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Регулирование этих общественных отношений вынесено за рамки ЛК РФ и регламентируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте). Право пользования ресурсами животного мира законодательно отделено от права лесопользования, поэтому охотпользователи выступают в роли вторичных лесопользователей. Состояние охотничьих ресурсов во многом зависит от применяемых технологий и природоохранной политики первичных лесопользователей, поэтому необходим интегральный подход в деятельности всех отраслей природопользования, правовом регулировании, подборе взаимоприемлемых технологий, координации и согласованности действий различных отраслей в комплексном природопользовании.

Для того чтобы определить понятие "охотничье хозяйство" и виды деятельности в данной сфере, обратимся к профильному нормативному правовому акту - Закону об охоте.

Под охотничьим хозяйством понимается сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.

Для полного раскрытия данного понятия, также основываясь на положениях Закона об охоте, определим понятия "охотничьи ресурсы", "продукция охоты", "охота", "услуги в сфере охотничьего хозяйства".

К охотничьим ресурсам относятся объекты животного мира, которые в соответствии с законом об охоте и (или) законами субъектов РФ используются или могут быть использованы в целях охоты. Перечень охотничьих ресурсов определен в ст. 11 Закона об охоте. В него, в частности, включены некоторые копытные и пушные животные, медведи, птицы. Особо выделена группа птиц, которые отнесены к охотничьим ресурсам в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Субъекты РФ могут своими законами относить иные виды птиц и животных к охотничьим ресурсам.

Продукцией охоты являются отловленные или отстреленные дикие животные, их мясо, пушнина и иная продукция, определяемая в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, утвержденным Постановлением Госстандарта от 30.12.1993 N 301.

Под охотой понимается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. Согласно ст. 12 Закона об охоте по целевому назначению выделяются следующие виды охоты:

1) промысловая охота - охота, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях заготовки, производства и продажи продукции охоты;

2) любительская и спортивная охота - охота, осуществляемая физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях;

3) охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

4) охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов;

5) охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов;

6) охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;

7) охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.

К услугам в сфере охотничьего хозяйства относятся:

- услуги, оказываемые охотникам;

- услуги по изучению охотничьих угодий;

- иные услуги, определяемые в соответствии с общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции, услуг.

2. Деятельность в сфере охотничьего хозяйства всегда сопряжена с сохранением охотничьих ресурсов, под которым понимается деятельность по поддержанию охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства.

В ст. 36 ЛК РФ, в редакции до принятия Закона об охоте, было определено, что ведение охотничьего хозяйства на лесных участках представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту. Использование гражданами лесов для осуществления любительской охоты и спортивной охоты осуществлялось без предоставления лесных участков в соответствии со ст. 11 ЛК РФ, т.е. в порядке свободного и бесплатного пребывания в лесах (ст. 37 ЛК РФ в редакции до принятия Закона об охоте). После внесения изменений в ст. 36 ЛК РФ и утраты силы ст. 37 ЛК РФ порядок лесопользования зависит от категории лесопользователя и охотничьих угодий.

Охотничьи угодья подразделяются на:

1) закрепленные охотничьи угодья - охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных Законом об охоте;

2) общедоступные охотничьи угодья - охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты.

Охотничьи угодья могут использоваться для осуществления одного или нескольких видов охоты.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют использование лесов в целях осуществления видов охотничьей деятельности с предоставлением лесных участков, а граждане, использующие леса в общедоступных охотничьих угодьях, - без предоставления лесных участков. Для того чтобы определиться, к каким видам охоты допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, необходимо обратиться к положениям ст. ст. 13 - 19 Закона об охоте (см. табл. "Виды охоты").

 

Таблица

 

Виды охоты

 

  Вид       охоты      Вид     охотничьих  угодий    Категория     лесопользователя Примечание     
Промысловая      охота            Закрепленные  охотничьи     угодья.       Общедоступные охотничьи     угодья        Юридические лица и индивидуальные предприниматели  Наряду с промысловой  охотой осуществляют   деятельность по       заготовке охотничьих  ресурсов и иную       деятельность в сфере  охотничьего хозяйства
Любительская     и спортивная     охота            Закрепленные  охотничьи     угодья.       Общедоступные охотничьи     угодья        Физическое лицо - охотник          Продукция охоты в     случае, если она не   используется для      личного потребления   физическими лицами,   осуществляющими       любительскую и       спортивную охоту,     реализуется указанными лицами организациям,  осуществляющим        деятельность по       закупке продукции     охоты                
Охота в целях    осуществления    научно-          исследовательской деятельности,    образовательной  деятельности     Охотничьи     угодья.   Иные          территории,   являющиеся    средой        обитания      охотничьих    ресурсов      Научные          организации и    образовательные  организации      Продукция охоты в     случае, если она не   используется для      проведения научных    исследований и        обучения, реализуется организациям,         осуществляющим        деятельность по       закупке продукции     охоты, другим научным организациям,         образовательным       организациям,         учреждениям культуры и природоохранным       учреждениям          
Охота в целях    регулирования    численности      охотничьих       ресурсов         Охотничьи     угодья.       Иные          территории,   являющиеся    средой        обитания      охотничьих    ресурсов      Юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие      охотхозяйственные соглашения       (в закрепленных  охотничьих       угодьях).        Физические лица и юридические лица, соответствующие  требованиям      Закона об охоте, при наличии      разрешений на    добычу охотничьих ресурсов,        выданных         работнику        юридического лица или              индивидуального  предпринимателя, выполняющего     обязанности,     связанные с    осуществлением   охоты и          сохранением      охотничьих       ресурсов, на     основании        трудового или    гражданско-      правового        договора         В случае если         продукция охоты не    используется для      личного потребления   физическим лицом,     данная продукция      реализуется           организациям,         осуществляющим        деятельность по       закупке продукции     охоты, или            уничтожается в        соответствии с        законодательством РФ  о ветеринарии        
Охота в целях    акклиматизации,  переселения и    гибридизации     охотничьих       ресурсов         Охотничьи     угодья.       Иные          территории,   являющиеся    средой        обитания      охотничьих    ресурсов      Юридические лица и индивидуальные предприниматели  Отловленные охотничьи ресурсы должны быть   возвращены в среду их обитания или размещены в новой для них среде обитания либо в случае их гибели уничтожены в соответствии с        законодательством РФ  о ветеринарии        
Охота в целях    содержания и     разведения       охотничьих       ресурсов в       полувольных      условиях или     искусственно     созданной среде  обитания         Охотничьи     угодья.       Иные          территории,   являющиеся    средой        обитания      охотничьих    ресурсов      Юридические лица и индивидуальные предприниматели  Отловленные охотничьи ресурсы в случае их   гибели должны быть    уничтожены в      соответствии с        законодательством РФ  о ветеринарии        
Охота в целях    обеспечения      ведения          традиционного    образа жизни и   осуществления    традиционной     хозяйственной    деятельности     Осуществляется свободно      Лица, относящиеся к коренным       малочисленным    народам Севера,  Сибири и Дальнего Востока РФ, и их общины.          Лица, которые не относятся к      указанным        народам, но      постоянно        проживают в      местах их        традиционного    проживания и     традиционной     хозяйственной    деятельности и   для которых охота является основой существования    Продукция охоты       используется для      личного потребления   или реализуется       организациям,         осуществляющим        деятельность по       закупке продукции     охоты                

 

На основании приведенной таблицы можно сделать вывод, что физические лица допускаются только к двум видам охоты - любительской и спортивной охоте и охоте в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. Закон об охоте применяет термин "охотник", под которым признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства. Правоустанавливающие документы на ведение охоты физическими лицами различаются в зависимости от типа охотничьего угодья. В закрепленных охотничьих угодьях охота осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Такой договор об оказании услуг заключается с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги и осуществляющими иную деятельность в сфере охотничьего хозяйства в целях любительской и спортивной охоты в закрепленных охотничьих угодьях, на основании охотхозяйственных соглашений. Для охоты в общедоступных охотничьих угодьях требуется наличие разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

4. Использование гражданами лесов в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется без предоставления лесных участков во время пребывания в лесу. В соответствии со ст. 11 ЛК РФ граждане вправе свободно и бесплатно пребывать в лесах. Использование лесов в данном случае будет проводиться в рекреационных целях, для удовлетворения личных потребностей в отдыхе, способом проведения досуга. В сравнении с использованием лесов в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности спортивная и любительская охота не преследует в качестве основной цели получение продукции для собственного потребления.

Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления. Таким образом, если вернуться к правилам, установленным ст. 36 ЛК РФ, об отсутствии необходимости предоставления лесного участка в отношении граждан, охотящихся в общедоступных охотничьих угодьях, то можно сделать вывод, что нормы данной статьи не учитывают свободный порядок охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. Данной нормой не учтены интересы лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, и лиц, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования. Формулировки ст. 36 ЛК РФ ограничивают право охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности в любой категории охотничьих угодий, в то время как для указанных категорий граждан довольно часто охота является единственным средством существования. Однако такие важные вопросы регулирования данной сферы использования лесов оказались незаслуженно неурегулированными.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.