|
|||
Освобождение от психологического насилия 21 страница
Использовать этот подход может любой, хотя чаще всего в качестве наилучшего кандидата выделяется какой-либо один член команды стратегического взаимодействия. Особенно ценен в этом смысле тот, кто ранее страдал фобией и впоследствии успешно вылечился. Можно также считать удачей, если среди членов семьи окажется психолог, социальный работник или представитель духовенства. По моему опыту, почти все фобии эффективно вылечиваются с помощью визуализации, внушения и применения личного опыта. В большинстве случаев применение этого метода занимает удивительно мало времени.
Трехшаговое воздействие на фобии (ниже я опишу его подробно) можно вкратце свести к следующим пунктам:
176 ШАГ ПЕРВЫЙ
Члену культа объясняют, что такое фобия и чем она отличается от оправданного страха. Вы описываете структуру фобии и специфику ее воздействия. Используя примеры с различными фобиями, вы демонстрируете, как можно от них избавиться.
177 ШАГ ВТОРОЙ
Затем вы объясняете, как другие деструктивные группы или конкретные люди преднамеренно внедряют фобию, чтобы внушить человеку страх и с легкостью управлять им. Вы вновь приводите несколько примеров культовых фобий и спрашиваете члена культа, что он думает об этих случаях. Вы рассказываете о том, каким образом бывшие адепты покидали свои группы, осознав разрушительное воздействие индоктринации и применив к себе эту технику лечения.
178 ШАГ ТРЕТИЙ
Наконец вы обсуждаете специфические особенности группы, в которую входит близкий вам человек. Когда вы почувствуете, что время пришло, спросите: "Как ты думаешь, можно ли покинуть группу и спокойно реализовать свои возможности и быть счастливым без ее участия? Если нет, то почему? Чем эта группа отличается от других? ". Если адепт увидит, что его группа ничем не отличается от тех, которые вы обсуждали, и точно так же практикует методы внушения фобий, контроль сознания во многом ослабнет. Спросите близкого человека, говорил ли он когда-нибудь с бывшим членом какой-либо группы, нашедшим себя и реализовавшимся без влияния культа? Вдохновляет ли его этот пример? Готов ли он совершить подобный шаг хотя бы для того, чтобы показать семье, что страх не управляет
им?
Бессмысленно пытаться делать все три шага одновременно, однако не следует и растягивать их на многие недели. Выбирайте время для продвижения вперед таким образом, чтобы сохранялась непрерывность, делающая воздействие более эффективным. В идеале вам нужно, чтобы культист делал свои выводы в удобном для него темпе.
179 ШАГ ПЕРВЫЙ: ФОБИИ И ИХ ЛЕЧЕНИЕ
.
180 СПОСОБНОСТЬ РАЗЛИЧАТЬ: ПРИЗНАНИЕ ОБОСНОВАННЫХ СТРАХОВ И ИДЕНТИФИКАЦИЯ ФОБИИ
По существу, страх далеко не всегда должен оцениваться негативно. Напротив, это - одна из важнейших человеческих эмоций, поскольку способствует выживанию, предупреждая о потенциальной опасности и мобилизуя организм для борьбы или бегства. Решающее различие между страхом и фобией заключается в том, что страх основан на реальной опасности или угрозе, в то время как фобия основана на иррациональных импульсах, не имеющих ничего общего с реальностью. Люди, охваченные фобией по отношению к лифтам, не могут войти ни в один лифт, даже если он расположен в современном здании, оборудован телефоном, аварийными тормозами и имеет пометки о текущем осмотре. Они не могут отличить безопасную ситуацию от потенциально опасной.
Я недавно беседовал с тридцатидвухлетним человеком по имени Эрик, который находился в расцвете сил и был в прекрасной физической форме, но боялся утонуть из-за двух психологических травм, пережитых в детстве. Он сказал, что в ближайшие недели собирается участвовать в триатлоне, и спрашивал, не могу ли я дать какие-нибудь советы по устранению его страхов.
181 ОЦЕНКА ОПАСНОСТИ: ПОТРЕБНОСТЬ В КОМПЕТЕНТНОСТИ
Компетентность означает наличие необходимого знания и навыков для осуществления соответствующей деятельности. Я обратил внимание на детский травматический опыт Эрика, однако вместо того, чтобы сразу приступить к его изучению, я решил проверить, насколько хорошим пловцом является мой клиент. "Брали ли вы уроки плавания и достаточно ли в нем практиковались, чтобы чувствовать себя уверенно? " - спросил я. "Нет, на самом деле нет", - ответил он и добавил, что, более того, толком не знает, как держаться на поверхности. Я сказал ему, что умение плавать зависит от навыка удерживать много воздуха в легких и способности дышать спокойно и неглубоко. Я описал другие шаги к достижению успеха на этом поприще, вроде умения долгое время с удобствами держаться на воде, перебирая ногами, и знания массажа, устраняющего ножную судорогу.
Эрик понял, что его страхи имеют самые серьезные основания, связанные в первую очередь с отсутствием навыков плавания. Естественно, что, как только они появятся, у него будет гораздо больше уверенности. Вот тогда и можно будет приступить к прояснению вопроса об остаточных травмах, пережитых в прошлом.
182 ЧТО, ЕСЛИ СБЫЛИСЬ ВАШИ НАИХУДШИЕ ОПАСЕНИЯ?
Опасность утонуть - это сценарий, который действительно следует воспринимать очень серьезно. Между тем многие фобии имеют гораздо менее важные последствия. Представьте себе, что ваши наихудшие опасения обернулись реальностью, и спросите себя: "Что теперь? ". Этот вопрос часто застает человека врасплох, потому что он не отдает себе отчета в существовании негативных образов в сознании. Я обнаружил, что стоит побудить людей описать эти образы и ясно сформулировать страхи, как фобии теряют свою силу.
Люди, страдающие фобией перед публичными выступлениями (это одна из наиболее типичных фобий), говорили мне, что постоянно видят, как слушатели скучают, засыпают, уходят или говорят друг Другу, насколько оратор глуп или плохо подготовлен. Некоторые даже воображают, что слушатели бросают в них гнилые помидоры. Как только эти опасения приобретают словесное выражение, их нелепость оказывается очевидной и вызывает смех у самого носителя фобий.
Другие люди волнуются, что как только они окажутся перед аудиторией, то впадут в оцепенение и забудут, что говорить. Так же, как в случае любого обоснованного страха, только практика может обеспечить их навыками, компетентностью и уверенностью, необходимыми для произнесения речей. Обычно я веду разговор так: "Вы знаете материал? У вас есть перед собой карточки с записями или конспект главных пунктов? Всегда можно сделать паузу и сделать глоток воды, чтобы суметь за это время переориентироваться. Ни один профессиональный оратор, и я в том числе, не может утверждать, что никогда не испытывал паники. Мы просто научились управлять ею таким образом, чтобы делать свое дело".
Практический результат заключается в том, что, если даже эти люди действительно читают наихудшую лекцию в своей жизни, они все равно смогут выстоять, пусть речь и идет о самом нежелательном сценарии, какой только можно себе вообразить. Придет другой день, а с ним - и другая возможность. Возможно, их личность и репутация временно пострадают, но они будут жить дальше. Надо надеяться, что опыт послужит во благо и они не сбегут и не будут уклоняться от аналогичных ситуаций всю оставшуюся жизнь.
физиология паники (wilson reid. don't panic: taking control of anxiety attacks. san francisco, ca: harper collins, 1996.)
Приступы паники оказывают на нас как психическое, так и физиологическое воздействие, хотя его симптомы меняются от человека к человеку. Когда паническая реакция берет верх над остальными, люди испытывают замешательство, чувствуют себя дезориентированными или изолированными от своей среды. Иногда они впадают в состояние гипервентиляции, в котором человек делает много коротких, неглубоких вдохов подряд, перенасыщая легкие кислородом. Это может вызвать головокружение, тошноту или потерю сознания. Сердце при этом бьется учащенно, мускулы напряжены, на теле выступает обильный пот. Глаза могут дергаться, во рту чувствуется сухость, голос дрожит. Эти физические ощущения еще больше тревожат людей, усиливая панику. Как только человека охватило чувство паники, телу требуется приблизительно три минуты для того, чтобы прошла физиологическая реакция.
183 ОБУЗДАНИЕ ПАНИКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Практически любой из нас когда-нибудь в жизни испытывал панику: во время сольного фортепианного концерта в начальной школе, в ходе трудного математического тестирования или на первом свидании. Вы можете распознать и выявить характерные для вас самих панические переживания. Если вы найдете собственный способ позитивно реагировать на приступы паники, это поможет понять их механизм и способы их преодоления. В конечном счете, исходя из этого, вы сможете оказать помощь близкому человеку.
Почувствовав у себя паническую реакцию, постарайтесь выяснить, существует ли реальная опасность, которой необходимо избежать. Оценка ситуации определит ваши дальнейшие действия. Например, если вы находитесь в африканской саванне и на вас нападает носорог, вы точно знаете, что надо спасаться, - но если вы сидите дома в мягком кресле и смотрите фильм, в котором, как вам кажется, на вас набрасывается носорог, достаточно простой проверки реальности, вроде удара по подлокотнику, чтобы вернуться в нормальное состояние. Коль скоро человек способен определить, что испытывает неуместную паническую реакцию, он вполне может вмешаться в панический цикл.
184 КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ
Одна из наиболее типичных панических реакций состоит в том, что человек либо задерживает дыхание, либо дышит в режиме гипервентиляции. Снять напряжение и противостоять этой реакции можно с помощью терапевтических дыхательных техник. Начните с медленного глубокого вдоха, считая про себя до четырех. Если вы не уверены в скорости счета, говорите: "Один и одна сотня, два и одна сотня, три и одна сотня" и так далее. Затем, когда вы закончили вдох, выдохните еще медленнее, сильнее контролируя выдох и доводя счет до восьми. Повторите эти неторопливые, успокаивающие вдохи и выдохи несколько раз. Ничто не изменит ваше сознание быстрее, чем изменение схемы дыхания.
Концентрация внимания на медленном, неторопливом выдохе значительно повлияет на функционирование вашего организма и принесет ощущение спокойствия. Когда вы овладеете этой техникой, вы сумеете объяснить ее культисту и продемонстрировать ее действие.
185 КОНТРОЛЬ НАД МЫСЛЕННЫМИ ОБРАЗАМИ
Мысленные образы, воспоминания или фантазии могут возникать в Двух различных формах - ассоциированной или диссоциированной. При ассоциированном образе ваше тело находится внутри этого образа, как в реальной жизни. Вы видите сцену изнутри, в полной мере испытывая все чувства и ощущения. Например, ассоциированная память о катании на "русских горках" возвратит вас к тому, что вы наблюдали и чувствовали, когда неслись по трассе. Диссоциированная память о том же самом событии делает вас, в свою очередь, наблюдателем, смотрящим на все со стороны, как будто на экране телевизора.
Ассоциированные образы содержат в себе всю первоначальную эмоцию. Диссоциированные образы, напротив, создают ощущение безразличия, отчужденности.
Понимание этого различия между двумя типами кодирования памяти позволяет нам управлять собственным сознанием. В идеале желательно переживать положительные воспоминания как ассоциированные, а негативные - как диссоциированные образы. Вместо того чтобы избегать неприятных воспоминаний или паниковать при их возникновении, мы можем противопоставить им реалистический оптимизм стороннего наблюдателя. Полезно также напоминать себе, что эти негативные воспоминания относятся к более молодому, менее опытному человеку, а не к нашему нынешнему "я".
Участник команды стратегического взаимодействия должен объяснить культисту эти различия. Будет замечательно, если он сумеет на основании собственного опыта описать, как в мысленных образах возникает это различие.
186 ПОЗИТИВНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ
В ходе панической реакции люди включаются - почти всегда бессознательно - в процесс негативной ассоциированной визуализации. Упоминавшийся мной выше Эрик бессознательно переживал травмирующие детские воспоминания всякий раз, когда оказывался около воды. Я предложил ему сознательно припомнить каждый инцидент по отдельности, но на сей раз вообразить, что он стоит как наблюдатель и, не рискуя ничем, смотрит, как более молодой Эрик барахтается в воде, пока его не спасают. Обучаясь превращать бессознательные образы в сознательные, Эрик расширял сферу самосознания. Создание нового ряда диссоциированных образов способствовало свободе контроля над собственным сознанием.
Трехшаговое воздействие на фобии предполагает содействие свободе выбора. У человека всегда есть возможность оживить в памяти травмирующий эпизод, однако есть и альтернатива, а именно позитивная визуализация. Я стремлюсь к тому, чтобы люди создавали диссоциированные "фильмы", состоящие из образов прошлых травм, и при этом не забывали, что их молодое "я" имело меньше ресурсов, чем нынешнее. Например, Эрику следовало наблюдать эпизод, когда он едва не утонул, с разных точек зрения, сохраняя сильное чувство изобретательности и бесстрастности. Есть много других способов управления визуализацией с целью добиться отстраненности; например, путем увеличения или уменьшения образов, их произвольного переключения из цветного режима в черно-белый и наоборот, их фокусировки и размывания, ускорения или замедления, даже прокручивания назад. (Я впервые узнал об этих методах в 1980-81 гг., когда в течение года знакомился с принципами нейролингвистического программирования (НЛП). Я сталкивался с применением этих методов и в других терапевтических контекстах, например, в ходе пребывания в Фонде Милтона Эриксона. С тех пор я разочаровался во многих аспектах НЛП.)
Когда мои клиенты свыкаются с методом диссоциирования, я прошу их скомпоновать новый видеоряд из прошлых событий, куда они вносят все имеющиеся на тот момент ресурсы. Я прошу их увидеть себя действующими без риска и удерживающими ситуацию под контролем. Сначала это следует просмотреть в виде хорошо сфокусированного диссоциированного "фильма" с полным цветом и звуком. Затем я прошу страдающего фобией человека войти в ассоциированную версию "фильма".
Применение подобной техники визуализации помогает людям заменять травмирующую память новой, положительной альтернативой. Человек, страдавший фобией, связанной с лифтами, видит себя вполне благополучно и комфортно ездящим на них снова и снова. Тот, кто боялся утонуть, видит, как уверенно он может плавать.
Этот вид перепрограммирования сознания является необходимым, естественным и здоровым при том условии, что человек компетентен, тщательно оценил ситуацию и чувствует себя в безопасности. Это - правильное использование техники контроля сознания, содействующей свободной воле и повышающей качество жизни.
187 ПОЗИТИВНЫЙ РАЗГОВОР С САМИМ СОБОЙ
Ежедневно и ежечасно мы разговариваем сами с собой. Внутренний голос объясняет и интерпретирует реальность, в большинстве случаев автоматически и бессознательно. В момент приступа фобии люди обычно слышат внутренний голос, окрашенный тревогой и страхом. Им следует сначала идентифицировать этот голос, вывести его в сферу сознания, а затем оценить ситуацию, чтобы определить, есть ли реальная причина для опасения. Если таковой нет, я рекомендую заняться самоуспокоением: говорите с собой спокойно и взвешенно.
Научение целенаправленному вниманию к внутреннему диалогу - серьезный шаг на пути к самосознанию. Ясное представление о том, что можно осознанно управлять внутренним диалогом, дает ощущение освобождения. Любое предвестие паники в виде "волнующего предчувствия" может быть использовано для порождения позитивного переживания. Стоит воспринять это переживание как "ужас" или "страх", и оно может перерасти в фобическую реакцию. Воспитание уверенного, ободряющего внутреннего голоса поможет изменить направление вашего внимания, например, переключить его на темп дыхания или сосредоточить на образах таких ситуаций, где вы чувствуете себя в безопасности. В этих случаях внутренний голос может говорить с вами с точки зрения объективного наблюдателя: "Все будет прекрасно. Лифт безопасен. Ты контролируешь ситуацию. Есть аварийная кнопка остановки. Есть аварийные тормоза. Есть телефон, чтобы ты мог сообщить о возможной неисправности".
В других случаях можно непосредственно говорить о себе: "Я - умелый пловец. Я силен и здоров. Рядом есть другие пловцы, которые помогут, если мне понадобится помощь".
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОНИЖЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ (ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ)
Спусковые механизмы фобий и их остаточные проявления можно устранить, понижая собственную чувствительность к источнику страха. Десенсибилизация - это форма изменения поведенческих рефлексов, при которой человек, страдающий фобиями, борется с ними на основе личного опыта. Существенно важно начинать этот процесс медленно, разбив его на небольшие, строго контролируемые шаги. Люди, боящиеся утонуть, могут совершать прогулки к водоему в сопровождении кого-либо и стоять около воды, пока не научатся чувствовать себя в безопасности. Затем можно раздеться и зайти в воду так, чтобы она достигла лодыжек. Затем можно зайти и на большую глубину. Ключевой прием состоит в том, чтобы двигаться вперед медленно, устойчиво, попутно формируя новые, позитивные ассоциации. Там, где совсем глубоко, человек может заходить в воду в спасательном жилете. Он снова и снова ощущает свою внутреннюю силу и внешнюю поддержку, одновременно укрепляя собственную уверенность.
Медленное и планомерное изменение своего поведения - эффективный способ нейтрализовать фобии. Страдавший фобией человек может обнаружить ее пусковые механизмы и создать на их основе иные, положительные ассоциации, используя при этом психологические ресурсы, обнаружившиеся незадолго до того. Существенно важно заранее проигрывать сценарии стрессовых реакций, чтобы удостовериться, что у вас в распоряжении есть множество конструктивных стратегий, вроде успокоительного дыхания или позитивного разговора с самим собой. Ориентируя человека на новые способы разрешения будущих ситуаций, вы можете гарантировать полное исцеление от фобии.
188 ОБСУЖДЕНИЕ ФОБИЙ С БЛИЗКИМ ЧЕЛОВЕКОМ
Когда член культа выслушает все это, он может проявить подозрительность и спросить: "Зачем ты мне все это сообщаешь? " Если это случится, спросите члена культа, нет ли у него чего-либо похожего на фобию или не знает ли он кого-нибудь, страдающего фобией. Если ответ положительный, то достаточно будет лишь непосредственно подкрепить свои мысли указанием на то, что эта информация может оказаться для него полезной. Если ответ отрицательный, член семьи, излечившийся от фобии или знающий того, кто излечился, может более авторитетно изложить необходимость понимания фобических реакций.
Сестра: Ты помнишь, как я боялась входить в лифт? Ну, так я вылечилась!
Кулытист: Как ты это сделала?
Сестра: Оказалось, что фобия - это иррациональный страх. Я не осознавала этого, но видела негативные образы в своем сознании. Я видела, как стремительно падаю, не в силах ничего поделать, и разбиваюсь до смерти. Все во мне пронзительно кричало: "Боже, кабель лифта порвется! " Мое сердце билось часто-часто. Мое дыхание захлебывалось, что заставляло меня паниковать по-настоящему. Я избегала даже думать о лифтах. Я пошла к тераписту, который сумел привить мне способность трезво различать расшатанные старые лифты и безопасные современные. Я научилась мысленно подниматься на лифте с чувством покоя и комфорта. Я научилась обращать внимание на дыхание и дышать очень медленно и глубоко.
Если вы не уверены в том, что культист усвоил эту информацию, задавайте вопросы, уделяя больше времени разговорам о других фобиях и их лечении. Если адепт занимает оборонительную позицию, то это можно объяснить тем, что вашим отношениям не хватает взаимопонимания и доверия. Отступите! Не пытайтесь навязывать свою точку зрения. Лучше подождать и подобрать время, место и нужного человека для проведения воздействия на фобии. Основа воздействия должна быть прочной, потому что следующие два шага построены на первом.
ШАГ ВТОРОЙ: ОБЪЯСНЕНИЕ ТОГО, КАК ДРУГИЕ ГРУППЫ ИСПОЛЬЗУЮТ ФОБИИ
Теперь, когда вы объяснили различие между обоснованным страхом и фобией, а также осветили структуру фобической реакции (негативные образы, негативный разговор с самим собой и физиологические реакции) и стратегии лечения фобии, можно переходить ко второму шагу.
В ходе следующей беседы (например, через несколько часов или даже через несколько дней) сестра могла бы рассказать о своей встрече с бывшим членом другой культовой группы, который описал ей, как в его сознание были внедрены фобии. Ему внушили, что, если он когда-либо покинет группу, с ним произойдет нечто ужасное. Это долгое время удерживало его в группе, как в капкане, пока он не встретил других людей, ушедших оттуда до него. Вопреки его страхам, эти бывшие адепты были счастливы и удовлетворены, что заставило его задуматься, была ли его боязнь покинуть группу реальным страхом или всего лишь фобией.
Существенно важно продолжать общаться с членом культа таким образом, чтобы не приводить в действие механизм блокировки мышления. Помните: тем, кто подвергается культовому контролю сознания, не позволяется негативно размышлять о лидере, доктрине или группе. Начав с косвенного примера, можно дать близкому человеку информацию о фобиях, при этом не инициируя их. Тщательно подбирайте слова. Употребляйте понятия "культ", "промывание мозгов" и "контроль сознания" только в том случае, если при этом не рискуете прервать налаженную связь с человеком. Следующие выражения также несут в себе дополнительный смысловой заряд: "закрытые организации", "деструктивные группы", "авторитарные церковные общины", "индоктринация" и "закрытые структуры сознания". Если вы будете оказывать нажим беспрерывно, фобия может сохраниться и вы потеряете взаимопонимание с членом культа.
189 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИМЕРОВ ДРУГИХ ГРУПП
Чтобы подготовиться к этому шагу, вам следует заняться самообразованием, изучив с помощью Интернета или в библиотеках не менее чем три различных культа, применяющих контроль сознания. Выясните, как они используют фобии, чтобы контролировать своих членов, и представьте себе, как можно было бы объяснить их методы близкому человеку. Полезно говорить о той группе, которую он считал культом до того, как был вовлечен сам. Следует сосредоточить интерес на том, как данная организация подрывает личную автономию своих последователей. К числу наиболее резко выделяющихся культов относятся: Джим Джонс и Народный Храм в Джонстауне, Гайана (массовое убийство/самоубийство 913 человек 18 ноября 1978 г.); Симбиотическая Освободительная Армия (Symbionese Liberation Army), (Патрисия Кэмпбелл Херст Шоу продолжает добиваться президентского помилования за причастность к ограблению банка в тот период, когда она была членом культа. Я полагаю, что она заслуживает этого помилования.) похитившая Патти Херст, наследницу мультимиллионера Херста; Дэвид Кореш и Ветвь Давидова (вспомните трагическое тупиковое противостояние этой группы и ФБР в Вако, штат Техас); Люк Журе и Орден Солнечного Храма (массовые самоубийства в Канаде, Франции и Швейцарии); Секо Асахара и Аум Синрике (как известно, организовавшие в Японии теракт с применением нервно-паралитического газа); Маршалл Херфф ("Ду") Эпплуайт и Врата Небес (массовые самоубийства). Я часто слышу от своих клиентов, что Церковь Унификации (мунисты), сайентология и Свидетели Иеговы считаются в обществе деструктивными культами. Если это так, они послужат походящими примерами.
Постарайтесь включить в свои примеры группу, напоминающую ту, в которую входит близкий вам человек. Если он находится в библейском культе, используйте на этом этапе по крайней мере один пример другого аналогичного библейского культа. Если группа является терапевтическим культом, узнайте о других терапевтических культах. То же самое относится к политическим культам, группам массовой психотерапии, бизнес-культам и т. д. Наличие взаимопонимания и доверия с культистом является решающим для эффективного осуществления этого шага.
190 КАК ПРИСТУПИТЬ К ОБСУЖДЕНИЮ
Во время беседы с близким человеком заговорите о том, что вы думаете о какой-то конкретной группе после чтения статьи или книги, просмотра телевизионной передачи или после того, как они недавно пытались вас завербовать. Это должно быть частью двухстороннего диалога, а не лекцией. Начните с группы, которая не похожа на ту, куда входит близкий человек, или с группы, которую он однозначно мог бы признать деструктивным культом.
Жизненно важно направлять разговор, управлять им. Двигайтесь шаг за шагом и не торопитесь. Помните: большинство членов культов верит, что деструктивные культы существуют. Они только думают, что их группа не из этого числа. Это - ваш шанс обсудить проблему, и его надо использовать.
Дайте понять, насколько вас поразило, что данная группа (группа X) внедряет фобии в сознание адептов, усиливая их зависимость и превращая в послушных рабов. Повторите структуру первого шага, на это раз - применительно к группе X. Если вы хотите, чтобы член культа скорее поддался влиянию и отозвался, ослабив свою оборонительную позицию, скажите ему, что вы говорили с бывшим участником этой группы. Всегда лучше приводить примеры из жизни реальных людей, которых вы знаете, чтобы позднее можно было спросить культиста, готов ли он к разговору с этим человеком.
Поговорите о том, что члены других групп вынуждены сохранять только отрицательные образы о своем прошлом и воспроизводить только негативный внутренний диалог о внешнем мире. Обсудите проблему внушения фобий, связанных с тем, что они якобы умрут, сойдут с ума или будут одержимы демонами, если помыслят уйти из этой группы. Постарайтесь охватить ряд фобий, имеющих отношение к группе, куда входит близкий человек, слегка изменяя при этом контекст в целях маскировки истинных намерений. Нужно подать информацию так, чтобы ее услышали и усвоили и чтобы она могла обойти стороной психологические фильтры культовой личности.
Расскажите о том, что членов других групп приучают думать, что не существует никаких законных причин ухода из группы и что отступник - это в любом случае человек слабый, эгоистичный и утративший духовность, если не рассудок. С этими фобиями можно справиться, если убедить близкого человека побеседовать с кем-нибудь из бывших адептов. Из их разговора выяснится, что эти люди - вполне ответственные члены общества, вовремя сумевшие разглядеть ложь и манипулирование своей личностью и уверенно вернувшиеся к полноценной жизни. Можно даже попробовать сделать так, чтобы близкий человек воочию увидел, как протекает процесс внушения фобий, скажем, посетив собрание другой группы. Когда член культа понимает, что у него есть выбор и что он может уйти и жить вполне удовлетворительно, дальнейший процесс положительной визуализации проходит намного легче.
Вы поймете, что ваше общение эффективно, когда член культа согласится с тем, что другие группы внушают своим участникам фобии исключительно в целях контроля и что на самом деле с этими людьми не случается ничего плохого, когда они расстаются с группой. Можно считать, что прогресс налицо, если культист соглашается с тем, что другие группы поливают грязью своих бывших участников и активистов по борьбе с культами, чтобы лишить нынешних адептов информации, необходимой для проверки реальности.
Не отчаивайтесь, если не сумеете в достаточной степени охватить эти пункты в одной беседе. Будьте осторожны, не навязывайте информацию, если член культа уклоняется или оказывает сопротивление. Это не означает, что вы потерпели неудачу. Это только означает, что нужно углублять взаимопонимание и доверие.
191 ШАГ ТРЕТИЙ: ОБСУЖДЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРУППЫ, В КОТОРУЮ ВХОДИТ БЛИЗКИЙ ВАМ ЧЕЛОВЕК
К началу этого этапа он уже должен понимать, что такое фобия, как ее вылечить и как другие группы используют фобии, чтобы контролировать своих участников. Существенно важно, чтобы первые два шага воздействия на фобии быть выполнены должным образом и вы могли приступить к непосредственному обсуждению интересующей вас группы, не провоцируя фобических реакций и не утрачивая взаимопонимания и доверия.
Цель этого заключительного шага состоит в том, чтобы заставить человека установить родство своей группы с теми, которые вы уже обсудили. Вам нужно, чтобы близкий человек понял, что его группа точно так же манипулирует своими приверженцами, запугивая их рассказами о тех ужасах, которые им якобы придется пережить в случае ухода из группы. Ваша цель заключается не в том, чтобы доказывать свою правоту, нападая на культиста, а скорее в том, чтобы побудить его согласиться пройти курс лечения от фобий. Вам нужно помочь близкому человеку мысленно представить себя счастливым человеком, могущим реализовать свои потенциальные возможности без помощи группы.
|
|||
|