Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Освобождение от психологического насилия 24 страница



 

Если культист уверен, что люди оставляют группу, потому что они слабы, одержимы дьяволом, греховны или подверглись промыванию мозгов, наилучшим лротивоядием будет встреча со счастливыми, хорошо устроившимися в жизни бывшими адептами. Как бывший член культа, я сказал бы этому человеку: "Я ушел из группы, потому что решил быть честным перед собой и перед другими - я не мог продолжать обманывать и обманываться. Теперь я счастлив и чувствую себя ближе к Богу, чем тогда, когда был в той организации. Я и Библию понимаю лучше, чем тогда, когда был в группе". Встреча со счастливым и удовлетворенным, реализовавшим свои возможности экс-культистом действует почти безотказно. Она существенно ослабляет внедренные в сознание фобии.

 

215 КРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИТЯЗАНИЙ КУЛЬТОВ

 

Культы склонны выдвигать экстраординарные претензии: "Только мы знаем истину! У нас величайший Мессия из всех когда-либо живших". Подобные утверждения требуют доказательств, бремя которых ложится на них, и только на них. Мы не обязаны опровергать эти утверждения.

 

Отец: Он уверен, что лидер - величайшая фигура в человеческой истории, имеет ответы на все вопросы и знает решение всех проблем и ситуаций.

 

Наиболее эффективная реакция заключается в том, чтобы обратить внимание на существование сотен, возможно тысяч людей, утверждающих, будто они являются Мессиями, Совершенными Учителями и Аватарами. Нужно несколько отстраниться и проанализировать эти притязания. Если они окажутся истинными (по меньшей мере, внутренне непротиворечивыми), группа останется самой собой завтра, на следующей неделе, в следующем месяце, в следующем году. Зачем спешить?

 

Этические системы, основанные на абсолютных принципах, неизбежно достигают той точки, где некоторые из принципов противоречат друг другу. Любая культовая доктрина основана на абсолютных принципах. Будет поучительно обнаружить свойственные ей противоречия. В деле установления взаимопонимания и доверия с культо

 

вой личностью продуктивная стратегия заключается в том, чтобы при проверке реальности использовать культовую идеологию группы и культивируемые ею способы поведения, чтобы установить, на самом ли деле группа практикует собственные идеалы.

 

Например, доктрина сайентологии содержит отдельные догматы, которые могут ориентировать адептов в позитивном направлении. В одной из своих особо разрекламированных лекций Хаббард описывает свое детище как "Путь к Истине" и говорит, что в поисках истины всегда следует предпринимать лишь истинные шаги. Джон Этак, автор книги "Кусочек голубого неба", рассказывал мне, что, оказывая помощь членам культа при переоценке их участия в этой группе, он обычно брал с собой аудиозапись этой лекции. (Джон Этак был сайентологом с девятилетним стажем и достиг 24-го из 27 возможных уровней сайентологического Моста (ОТ5). Его книга "Кусочек голубого неба" (A Piece of Blue Sky) является лучшей из всего, что написано об этой группе. Он блестящий, многосторонне одаренный человек, которого я счастлив назвать своим другом.) Как только член культа соглашался, что этот догмат существенно важен, Этак обращал внимание на обман и повсеместно допускавшиеся лидером культа противоречия. Таким образом, позитивный культовый догмат можно применять, чтобы помочь члену культа вернуться к независимому мышлению.

 

Культы в основном говорят одно, после чего делают нечто совершенно другое. Они никогда не выполняют своих обещаний. Исследуйте утверждения и обещания группы. Если они обещают, что, применяя их методы, адепты могут повысить коэффициент умственного развития, требуйте научного доказательства. Если они обещают, что люди смогут двигать объекты с помощью мысли, заставьте их это продемонстрировать. Рассматривайте реальные факты и требуйте дать оценку.

 

216 ПАРАДОКС

 

Парадокс - это способ воздействия, с помощью которого вы поощряете члена культа делать нечто такое, что он уже делает. Пользоваться этим надо умеренно и осторожно, иначе вы рискуете утратить взаимопонимание и можете даже создать впечатление, что одобряете его членство в культе. Недавно я прибегнул к парадоксу, предложив клиенту переехать в штаб-квартиру, чтобы быть поближе к гуру и видеть, что происходит в самом сердце группы. Это предложение может произвести на члена культа и его семью шокирующее впечатление. Однако я обнаружил, что некоторым людям необходимо втянуться еще глубже. Когда они столкнутся на этом пути с культовым насилием (а это неизбежно), им будет легче принять решение об уходе. Кроме того, когда эксперт или консультант серьезно рекомендует сблизиться с группой и ее лидерами, культовая личность вынуждена остановиться и задуматься.

 

Иногда близкий человек должен на личном опыте испытать несоответствие между собственными идеалистическими верованиями и реальностью. Использование парадокса позволит ему проверить реальность и, надо надеяться, переоценить свое участие в культе. Не все случаи нуждаются в использовании парадокса, более того, некоторым подобная методика может причинить ущерб. По этой причине будьте крайне осторожны, когда вы ее применяете.

 

Подход стратегического взаимодействия предназначен содействовать постепенному, саморегулирующемуся, позитивному изменению в ходе последовательных актов мини-взаимодействия в течение определенного времени. Семья и друзья работают вместе, чтобы помочь близкому человеку наименее навязчивым способом. Иногда член культа принимает решение об уходе всего лишь после нескольких мини-взаимодействий, но так происходит далеко не всегда. Ваша упорная работа не будет напрасной ни при каких обстоятельствах. С самого начала члены команды ПСВ работают на будущее. В ходе основного воздействия они воспользуются результатами своих прежних усилий, что и принесет им столь желанные плоды.

 

217 Глава 12

 

218 ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

Средоточие подхода стратегического взаимодействия - в том, чтобы создать для семьи и других членов команды возможность успешно осуществлять мини-взаимодействия, которые в конечном счете побудят культиста к действию: он начнет общаться с бывшими членами культов, обратится к Интернету или приедет в Бостон для встречи со мной или другими консультантами. Если все будет протекать благополучно, то после ряда успешных мини-взаимодействий он будет готов иначе оценить деятельность группы, что вполне может привести к уходу из нее, в результате чего формальное воздействие может не понадобиться.

 

Иногда решение об уходе возникает весьма спонтанно. Не так давно я помогал родителям, чья дочь увлеклась мунистами. Я порекомендовал ее сестре посетить мунистскую лекцию. Я дал ей необходимые сведения о группе, рассказал об обвинениях в сексуальной распущенности и наркомании, выдвинутых в адрес сына Муна, и предложил задать несколько наводящих вопросов. Выслушав сестру, молодая женщина незамедлительно разочаровалась в группе и вышла из нее. (1 Hong Nansook. In the Shadow of the Moons. NY: Little Brown, 1999.) Позже она выразила готовность встретиться со мной, изучить дополнительную информацию о группе, просмотреть видеозаписи и пройти консультирование.

 

В основном культистам требуется гораздо больше времени и опыта по проверке реальности, прежде чем они примут решение оставить группу. Однажды меня попросили поговорить с женщиной, готовившейся к переезду на юго-запад США, чтобы войти в состав руководства необычной группы, якобы передающей сообщения от НЛО, лидеры которой утверждали, что пришли из восьмого измерения. Друг этой женщины обратился ко мне за разъяснениями касательно вербовочной видеозаписи. Как и следовало ожидать, она содержала много элементов внушения. Я встретился с этой женщиной, будучи представлен ей как приятель ее знакомого. Я потратил около полутора часов, делясь с ней собственным опытом и применяя некоторые из описанных в предыдущей главе методов ПСВ. После того как эта женщина все-таки отправилась на юго-запад, я пришел к выводу, что наша беседа не возымела желаемого результата, однако примерно два месяца спустя до меня дошли сведения, что участница культа пересмотрела свое отношение к проблеме и вернулась к нормальной жизни.

 

Некоторых адептов могут отлучить от культа за какую-нибудь провинность: например, из-за того, что они задают слишком много лишних вопросов или же начинают восприниматься как лишняя обуза. Я имел дело с подобными случаями. Так, адепт культа Трансцендентальной Медитации (ТМ), живший в ашраме группы, был по просьбе родственников, проконсультировавшихся со мною, отправлен на медицинское обследование после того, как в его поведении и физическом облике произошли заметные негативные изменения. Мы также попросили его друзей посещать ашрам, приглашать его на прогулки беседовать о прошлом, чтобы создать почву для дальнейшего воздействия и лечения фобий. Тем временем оказалось, что врач, который проводил обследование молодого человека, был крайне встревожен его состоянием здоровья. Поскольку группа боялась дурной славы связанных с ней неудобств, молодому человеку велели переселиться из ашрама домой до выздоровления. Когда меня пригласили провести семейное консультирование, я смог заняться культовыми проблемами непосредственно с ним самим и попросил его встретиться с одним из бывших лидеров группы, к которой он принадлежал. Джон М. Кнапп, "Правитель Эпохи Просветления" (солидная карьера в культе ТМ), поделился с молодым человеком личным опытом и некоторой конфиденциальной информацией, позволившей тому переоценить свое участие в группе. (Настоящее имя использовано с разрешения Джона М. Кнаппа. В настоящее время Джон М. Кнапп работает над докторской диссертацией по социальной психологии и является основателем сайта www.trancenet.oig.)

 

Даже после того, как культисты уходят из групп, нужно проделать еще массу работы. Они могут полностью порвать с группой, но при этом остаются под влиянием остаточного контроля сознания. Если у них есть доступ к компьютеру, следует обратиться к ресурсам Интернета и связаться с другими людьми, которым эта проблема небезразлична. Нередко они нуждаются в консультировании, помогающем нейтрализовать последствия контроля сознания и справиться с другими психологическими и социальными проблемами. Если они живут поблизости от известного эксперта по культам или реабилитационного центра, то могут пройти длительный курс терапии. Если нет, можно обратиться к местному профессиональному консультанту, знакомому с культовыми проблемами. При отсутствии обеих вышеуказанных возможностей остается регулярное консультирование по телефону или по электронной почте.

 

219 ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ

 

После ряда мини-взаимодействий близкий человек может все еще занимать выжидательную позицию, не будучи до конца убежден в том, что ему следует уйти, но уже будучи готов к дальнейшим дискуссиям. В частности, когда-то я помогал члену секты Свидетелей Иеговы, который хотя и осознал после целого ряда взаимодействий, что с Обществом Сторожевой Башни связано много подозрительных вещей, но не мог решиться оставить группу. Поскольку у него не было личной мотивации к тому, чтобы сдвинуться с мертвой точки, я решил действовать активно со своей стороны. Я связался с бывшим членом этой организации, покинувшим ее за год до нашей встречи и состоявшим с моим подопечным в приятельских отношениях. Брат адепта пригласил его позавтракать вместе с ними. В ходе этой встречи бывший иеговист говорил о некоторых аспектах контроля сознания, рассказывал о моем сайте в Интернете и пригласил на встречу со мной. Культист согласился поговорить со мной по телефону. В ходе беседы я побудил его приехать в Бостон и встретиться со мной, что он и сделал. За нескольких дней мы сумели пролить свет на все его вопросы, просмотрев видеозаписи и детально изучив парадигму контроля сознания. Результатом стало то, что он решил оставить группу.

 

Возможно, что и после длительных усилий близкий человек будет решительно отказываться обсуждать свое участие в культе. Допустим, вы испробовали практически все: заставляли его читать необходимую литературу, сводили с бывшими адептами, записывали на прием к консультантам, но все тщетно. Если после многих взаимодействий ваш близкий сохраняет прочную привязанность группе, остается планировать формальное трехдневное воздействие.

 

220 ЧТО ТАКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ?

 

Воздействие - это, в некотором смысле, ритуальный процесс. У него есть определенный сюжет, есть начало, середина и конец, являющиеся необходимыми элементами его структуры. Члены команды стратегического взаимодействия - семья, друзья, бывшие адепты, возможно, духовники, консультанты и т. д. - представляются человеку не одновременно, а в соответствии с планом, который часто меняется в зависимости от возникающих по ходу дела потребностей. Как и религиозный ритуал, воздействие - это некий "священный" отрезок времени. На время воздействия все берут перерыв на работе, откладывают в сторону повседневную рутину и дают культисту понять, что он для них важнее всего на свете и что его проблема требует безотлагательного решения. Ощущение церемонии усиливает тот факт, что люди порой преодолевают огромные расстояния, чтобы принять участие в этом мероприятии. Иногда именно это обстоятельство делает воздействие столь мощным. Возможно, кузен летит на север из Южной Америки или бабушка пересекает всю страну ради того, чтобы помочь родственнику, попавшему в беду. Иногда и бывшие адепты приезжают издалека, чтобы помочь освободить человека от разрушительной власти культа.

 

Может возникнуть искушение поспешить перейти к обширному воздействию, не испробовав частных методов. Если случай был трудным с самого начала, то он будет еще труднее, если предварительное общение было сведено к минимуму. Проведенные мини-взаимодействия закладывают основу, которая позволяет обратиться к адепту со следующей речью: "На самом деле мы пытались тебя понять, но теперь нам нужна твоя помощь. Нам действительно нужно услышать, как ты разговариваешь с другими людьми (бывшими адептами и критиками культов), чтобы лучше понять обе стороны проблемы. Если эта группа, в которой ты состоишь уже десять лет, действительно законна, то она выдержит тщательное рассмотрение. Если нет, то давай расставим точки над "и"! Давай выслушаем людей, имеющих критическое мнение, выслушаем их и оценим услышанное".

 

Воздействие в рамках ПСВ напоминает воздействие с целью избавления от алкоголизма, когда обеспокоенные члены семьи пытаются образумить близкого человека. "Похоже, ты не осознаешь всей серьезности ситуации, - говорят они ему. - Ты можешь не считать эту проблему заслуживающей внимания, но позволь нам привести тебе некоторые конкретные примеры. Ты пропускаешь занятия, ты лишился водительских прав и медицинской страховки, твои будущие дети не смогут получить приличное образование или надлежащее лечение. И все это из-за того, что все свое время ты посвящаешь выпивке, тратя остатки денег и разрушая организм алкоголем". Как правило, за изложением нелицеприятных фактов следует изложение конкретной программы действий.

 

Однако цель воздействия, как и мини-взаимодействий, заключается не в том, чтобы вынудить близкого человека покинуть группу, а в том, чтобы предоставить информацию и перспективы, ранее ему недоступные; содействовать информированному выбору и переоценке обязательств перед группой с целью принятия собственного решения. Не следует обходиться без советов профессионала, обладающего необходимыми для благополучного и эффективного процесса навыками и владеющего объективной информацией по данному вопросу.

 

221 А. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

Ваши приготовления пройдут намного спокойнее, если вы будете придерживаться взвешенного, поэтапного подхода. Планирование важно производить в собственном ритме, иначе задача покажется вам слишком сложной, в результате чего вы отложите воздействие или вовсе откажетесь от него. Пользуясь информацией, собранной членами команды в ходе мини-взаимодействий, предпринимайте небольшие, реально осуществимые шаги.

 

При каждом шаге обязательно рассматривайте возможные положительные и отрицательные последствия ваших решений (касающиеся членов команды и местоположения) и запланированных действий (кто, когда и что будет говорить), мысленно представляя себе, что может случиться. Вообразите наилучший, наихудший и наиболее вероятный сценарий. Главные шаги при планировании воздействия следующие.

 

222 СОСТАВЛЕНИЕ КОМАНДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

Первый шаг заключается в отборе нескольких наиболее важных членов команды стратегического взаимодействия. Команда воздействия будет состоять из тех людей, общение с которыми с наибольшей вероятностью приведет к ощутимым позитивным сдвигам в поведении и мировоззрении адепта. Планируя воздействие, я настраиваюсь на каждый конкретный случай, не увлекаясь шаблонными решениями, поскольку то, что прекрасно работает в одном случае, может оказаться губительным для другого. Я использую то, что мне известно о культисте, пытаюсь встать на его место и представить себе, какое воздействие стимулировало бы меня, увлекло и заставило соучаствовать. В идеале хорошо иметь возможность регулярно общаться с любящими родственниками адепта. В зависимости от ситуации может потребоваться максимальное количество контактов с друзьями и членами семьи, а может - редкие встречи с предельно узким и интимным кругом. Иногда воздействие эффективнее всего проводится родными братьями и сестрами при полном отсутствии родителей. Возможно, инициативу должны взять на себя любимая тетя или лучший друг.

 

Обычно воздействием руководит один член команды. Я беру на себя инициативу и занимаюсь деталями тех воздействий, в которых принимаю участие. Вообще, как я выяснил, лучшие лидеры - бывшие адепты, прошедшие формальную подготовку по консультированию. В будущем я посвящу больше времени обучению консультантов тому, как повысить эффективность воздействия.

 

Выбирая бывших участников культа для своей команды, старайтесь искать людей, чьи интересы соприкоснутся с докультовым "я" вашего близкого человека. Если член культа играл в баскетбол, баскетбольный игрок или болельщик автоматически установил бы позитивную связь с докультовым "я". Если член культа любил блюз, то лучше всего подойдет бывший адепт, играющий на гитаре блюзы. Прежде чем обратиться к кому-либо, спросите себя: тот ли это человек, который может добиться взаимопонимания и уважения со стороны члена культа?

 

Конечно, тот, кто был с вашим близким человеком в одном культе, - это самый неоценимый помощник. Существует много способов определить местонахождение бывших адептов, например, посещая телеконференции в Интернете или занимаясь там же поисками другой информации типа рассылок новостей, "домашних страничек" и т. д. Если у вас хранится список участников культа, с которыми вы встречались или говорили начиная с того момента, как близкий человек примкнул к этому культу, можно выяснить, остаются ли они там до сих пор. Если в сети есть сайт бывших участников данного культа, свяжитесь с ними по электронной почте и узнайте, не могут ли они найти интересующих вас людей.

 

223 ПОДГОТОВКА ВРЕМЕНИ И МЕСТА

 

Затем определите потенциальное время и место для проведения воздействия. Кроме того, подумайте о возможных ситуациях, при которых близкий человек мог физически оказаться вдали от группы на более или менее длительный срок - например, на вечере по случаю восьмидесятилетия бабушки или на ежегодном сборе всей семьи в сельской местности. Неплохо осуществить воздействие непосредственно до или после этого события. Не стоит планировать что-либо на период первого визита близкого человека домой после присоединения к культу, так как он будет максимально осторожен. Постарайтесь уменьшить его опасения, наполнив его пребывание у вас в гостях самыми приятными впечатлениями. Добейтесь того, чтобы ему захотелось снова приехать домой. Если член культа вот-вот вступит в брак, это также неподходящее время для попытки воздействия, если только это не специально организуемый брак и вам известно, что близкий человек на самом деле не хочет быть с тем человеком. Выбор наиболее эффективного времени для осуществления воздействия - ключ к успеху. В идеале момент следует выбирать после проведения ряда успешных мини-взаимодействий, когда уже пройдены три этапа излечения от фобий, хотя в действительно трудных случаях это, возможно, и неосуществимо. Если вы затратили время на обсуждение других групп, использующих контроль сознания, вы продвинетесь на один шаг вперед.

 

Следующее важное решение - где проводить воздействие. С этим местом должны быть связаны положительные или, по крайней мере, нейтральные ассоциации. Если родительский дом не может по разным причинам послужить подходящим местом для проведения воздействия, можно найти замену в виде дома брата, сестры или какого-нибудь другого родственника. Проверьте также, нет ли у культиста и ключевых членов команды серьезных видов аллергии. У команды могут возникнуть затруднения, если человек с аллергией на кошек должен работать целыми днями в доме с четырьмя котами. Табачный дым также может создать проблемы для члена культа и команды. Старайтесь выбирать место, неизвестное или труднодоступное для культа. Во всяком случае, оно не должно располагаться на другой стороне улицы напротив культового центра. Физическая планировка помещения должна быть располагающей к покою и конфиденциальности. Освещение должно быть адекватным, а шум и отвлекающие факторы, вроде телефонных звонков, лающих собак и плачущих детей, должны быть сведены к минимуму.

 

224 Б. ПЕРЕГОВОРЫ С БЛИЗКИМ ЧЕЛОВЕКОМ

 

Преимущество ПСВ заключается в том, что после множества взаимодействий вам будет легче решить, как следует разговаривать с близким человеком, чтобы получить его согласие на консультационное воздействие. Самый честный и прямой способ состоит в том, чтобы организовать обсуждение просьбы к культисту вместе с членами семьи. Человек, пользующийся наибольшим доверием, уважением и эмоциональным влиянием, должен обратиться к участнику культа с этим вопросом. Когда от имени команды выступает мягкий тактичный человек, придерживающийся открытого, располагающего стиля, член культа будет чувствовать, что он контролирует ситуацию. Большим плюсом этого подхода может быть то, что при этом исключается страх перед депрограммированием. Подобная открытость призвана способствовать взаимопониманию и доверию. Оборотная сторона заключается в том, что культ сделает все, что в его власти, чтобы эта встреча ни в коем случае никогда не состоялась. Лидеры могут согласиться отпустить адепта на встречу, но при этом настаивать, чтобы там присутствовал еще один участник культа, желательно занимающий в организации более высокое положение, нежели ваш близкий человек. Хоть это и не лучший предмет для переговоров между командой и руководством культа, можно считать, что даже такой контакт с культом есть шаг в правильном направлении. Необходимо последовательно настаивать на том, чтобы близкий вам человек был единственным представителем культа в ходе взаимодействия. Ведь вам нужно, чтобы культист думал самостоятельно, а это вряд ли произойдет, если там будет кто-то от группы.

 

Как только близкий человек соглашается на встречу, нужно немедленно назначить ее время и место. Доведите до его сведения то, что в случае, если группа узнает об этом, она несомненно окажет на него давление, стремясь не допустить встречу, или будет искать какое-нибудь срочное оправдание для задержки.

 

Добейтесь от близкого человека обязательства, что он выполнит соглашение, что бы ему ни говорили другие участники культа. Отрепетируйте с ним его реакцию на давление и помогите представить наилучшие, наихудшие и наиболее вероятные результаты. В идеале он решит вообще не общаться с группой на эту тему, но если это все же придется делать, он будет знать, как ответить. Пожмите ему руку, чтобы закрепить взятое им обязательство; телесный контакт здесь важен не меньше, чем словесный.

 

Альтернативный подход, который является вместе с тем наиболее традиционным, состоит в том, что остальная часть команды консультирования находится поблизости в полной боевой готовности, в то время как вы спрашиваете у культиста согласия на встречу. Такой подход - иногда единственный способ приступить к делу. Будучи предупреждены заранее, деструктивные культы никогда не позволяют проводить подобные встречи. Осторожно выбирайте слова, когда будете излагать близкому человеку свой план. Как всегда, ваше отношение должно быть искренним, исполненным любви и расположения, должно настраивать адепта на продолжение разговора. Говорите об участии в культе как о семейной проблеме, а не только как о его собственной. Прежде всего, признайте его добрые намерения. Затем выразите свою озабоченность его судьбой. Если он расстроен тем, что вы что-то от него утаили, признайте, что его огорчение вам понятно, но вы не могли поступить иначе. Дайте ему время подумать и примириться с ситуацией. Если он рассержен, принесите извинения и попросите прощения. Объясните, что вы доверяете ему, но не доверяете организации, допускающей, по вашим сведениям, манипулирование своими участниками с помощью шантажа и внушения чувства вины. Скажите, что хотели дать ему возможность подумать самостоятельно, и спросите: "Что бы ты делал в моем положении? Как бы ты реагировал на моем месте? ". Спросите его: "Если бы мы позвонили на прошлой неделе и сказали, что нам нужно, разве ты вообще мог бы здесь сейчас находиться? ". Если он говорит: "Да", то извинитесь и скажите, что допустили просчет. Скажите, что вас радует его независимость и отсутствие предубеждений.

 

225 ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОДХОДА

 

Люди, являющиеся лидерами или их заместителями, часто гордятся своим положением и совершенно уверены, что деятельность культа соответствует его многообещающим заявлениям. В подобных ситуациях, как явствует из опыта, весьма плодотворным может оказаться своевременно брошенный вызов:

 

ѕ Если ты - ответственный лидер и так убежденно веришь в свою организацию, тогда ты должен знать доводы тех, кто вас критикует, и быть в состоянии опровергнуть их. Многие люди ждут от тебя эффективного руководства, и я уверен, что ты сумеешь эффективно сформулировать точку зрения группы.

 

ѕ Ты десять лет говорил мне, что не подвергаешься контролю сознания. Я прошу тебя доказать это сейчас. Тебе нужно встретиться с этими людьми. Отведи на это три дня. Посиди, послушай, поговори, сам задавай вопросы. Я действительно хочу услышать, как ты обсуждаешь с ними все "за" и "против".

 

Рядовые члены культа, как правило, более послушны и нередко лучше реагируют на вас как на авторитетную фигуру, если вы - родитель или старший брат. Можно мягко расспросить человека так, что-бы казалось, будто вы считаетесь с культовым авторитетом: - Я в замешательстве. С одной стороны, я очень беспокоюсь о твоем благополучии. С другой стороны, ты, похоже, убежден, что принял собственное решение, и что оно было правильное. Помоги мне разобраться в том, что происходит.

 

ѕ С кем я могу поговорить, чтобы получить для тебя разрешение съездить домой?

 

Когда имеешь дело с членом культа, который уверен, что его группа обладает Истиной, типичная стратегия заключается в том, чтобы представиться потенциальным новообращенным: "Кто знает? Возможно, и у меня будет общение с Богом, и я тоже присоединюсь к вам. Наверное, это могло бы означать и мое спасение". Если он думает, что вас еще можно "спасти", вход для вас окажется свободен. Хотя выразить отвращение к культу, применяющему контроль сознания, - дело вполне естественное, постарайтесь не упустить этот шанс и избегайте неуместных сентенций типа: "Не может быть и речи о том, чтобы я когда-нибудь присоединился к вашей группе, пусть даже и через миллион лет! ". Столь безапелляционные высказывания будут лишь способствовать утрате взаимопонимания, уже, возможно, установленного между вами и культовой личностью близкого человека. Вы даже можете вообще потерять с ним контакт.

 

Можно попытаться обратить свой вопрос в личную просьбу и сказать: "Даже если ты думаешь, что мы абсолютно далеки от истины, сделай это хотя бы для того, чтобы унять наши опасения. Если ты, конечно, любишь нас". Можно заключить с близким человеком подобие соглашения, предложив услугу за услугу. Например, если он спрашивает: "Вы купите мне автомобиль? " - можно ответить: "Мы подумаем о том, как тебе помочь, если ты подумаешь кое о чем, чтобы помочь нам".

 

226 ЧТО ДЕЛАТЬ С ТЕЛЕФОНОМ

 

Вам следует также подготовить себя к тому, что близкий человек, будучи у вас в гостях, пожелает звонить по телефону в свою организацию, а также принимать звонки от других членов культа. Это создает проблемы. Я видел, как все усилия семьи идут насмарку, когда лидер культа или его заместитель звонит и говорит: "Ты в руках Дьявола. Выбирайся оттуда! Что бы они тебе ни говорили, не слушай их!

". Подобные заявления могут настолько перепугать адептов, что они собирают вещи и уходят прочь.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.