Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Освобождение от психологического насилия 25 страница



 

Вы явно не заинтересованы в том, чтобы член культа испытывал неудобства, поэтому разрешите ему звонить по телефону и получать звонки. Можно поговорить с ним заранее, подтолкнуть его к размышлениям о том, как бы отреагировала его организация, если бы он позвонил туда, сообщил о вашей просьбе и вежливо попросил дать ему время побыть вне группы, чтобы подумать самостоятельно. Необходимо подробно отрепетировать с ним все, что он скажет представителям культа, возможно, попросив при этом одного из бывших адептов (или другого члена команды) принять участие в ролевой игре на данную тему. Если близкий человек настаивает на телефонном разговоре, попросите его максимально сократить беседу, ограничившись дежурными фразами типа: "Со мной все прекрасно. Я позвоню через несколько дней". Можно даже предложить, чтобы вместо него позвонил член семьи и оставил сообщение. Следует учитывать, что телефонная линия - это связь человека с культом и всем, что с ним связано. Необходимо делать все возможное, чтобы ослабить эту связь.

 

227 КАК УЛОВИТЬ МОМЕНТ ИЛИ СОЗДАТЬ ЕГО ПРЕДПОСЫЛКИ

 

Если после неоднократных просьб близкий человек сопротивляется всем попыткам оказать ему помощь, возможно, вам придется активно заняться режиссированием условий для воздействия. Применяя творческое воображение и изобретательность, можно создать ситуацию, которая вызовет к жизни докультовое "я". Как я уже неоднократно подчеркивал, один из наиболее эффективных способов пробиться к душе культиста - найти кого-то из его друзей, кто ранее входил в эту группу, и обсудить с ним возможную встречу. Успех подобной просьбы всегда будет зависеть от нескольких факторов: кто просит, как просит, насколько удачен выбор времени в зависимости от степени причастности близкого человека к культу. Не исключено, что решение уйти оформляется задолго до применения каких-либо радикальных воздействий со стороны команды, однако адепта продолжают удерживать от этого шага различные побочные факторы. С Другой стороны, "нет" из уст адепта - это не всегда взвешенный ответ. Если на месте спрашивающего окажется другой человек или если просьба прозвучит иначе и в другой день, можно с большой вероятностью ожидать положительного ответа.

 

Еще один способ - пригласить культиста на сеанс коллективного воздействия на культиста из другой семьи. В моей практике встречались случаи своеобразного обмена опытом, когда семьи, чьи близкие находились в двух различных культах, осуществляли успешные воздействия на обоих. Для объяснения подобной ситуации можно сказать: "Дженни в беде. Как ты знаешь, она связалась с этим гуру и собирается переезжать в Индию. Не мог бы ты приехать и помочь нам поговорить с ней? ". Можно также попросить культиста помочь провести беседу о вреде алкоголя или наркотиков: "У папы явные проблемы с алкоголем. Нам нужно провести воздействие на него. Не мог бы ты приехать домой, чтобы этим заняться?

".

 

Иногда помощь культисту в обретении самостоятельного мышления - это всего лишь вопрос длительности его пребывания вне группы. Делайте все что в вашей власти, чтобы предоставить близкому человеку благоприятные условия отдыха от культа. Вполне возможно, что вы будете поражены тем, что произойдет. Приведенная ниже история показывает, как упорство и гибкость, проявленные членами команды, приводят к успеху самым неожиданным образом.

 

228 САЛЛИ И ГРЭГ

 

Фелиция и Лэрри Майкле развелись через год после того, как Фелиция примкнула к Свидетелям Иеговы. Лэрри любил Фелицию, но не сумел справиться с внезапным изменением ее личности, в частности с тем, что она стала религиозным фанатиком. На ее попечении остались двое их маленьких детей, Грэг и Салли. Придя через несколько лет к выводу, что группа, в которую входит его бывшая жена, относится к числу деструктивных культов, Лэрри позвонил мне и попросил спланировать воздействие на детей. Оценив отношения. Лэрри с сыном и дочерью, я посоветовал начать с обращения к четырнадцатилетнему сыну Грэгу.

 

Лэрри пригласил Грэга съездить в Канаду и порыбачить, что, как мы надеялись, напомнит ему о старых временах, когда выезды на рыбалку с отцом были обычным делом. В течение всей поездки Лэрри вспоминал о том, как хорошо они проводили время вместе. Его терпение привело к тому, что докультовый Грэг проявил себя. Как только Лэрри почувствовал, что достиг адекватного уровня взаимопонимания и доверия, он сумел показал сыну сотни страниц оригинальных документов Сторожевой Башни, с которых он снял фотокопии в Библиотеке Конгресса. Сын был так тронут его усилиями, что согласился после поездки встретиться с бывшими адептами и вскоре принял решение оставить группу.

 

Вскоре после этого мы подробно обсудили и распланировали общение с дочерью Салли. Грэгу потребовались месяцы, чтобы наладить отношения с матерью и сестрой, потому как Свидетели Иеговы считают, что ушедший от них находится под властью Сатаны. Мы с Лэрри обсудили ряд возможных мест для проведения воздействия. Нам нужно было увезти Салли как можно дальше от тех мест, где распространяется влияние культа. В конце концов Лэрри принял решение пригласить сына и дочь в путешествие на Ямайку. Для оказания помощи я порекомендовал ему бывшую последовательницу Свидетелей Иеговы Ребекку, миловидную моложавую женщину с прекрасными душевными качествами. В данном случае дополнительным подспорьем могло послужить то, что Ребекка, будучи набожной христианкой, говорила о своей вере просто и спокойно.

 

Салли согласилась поехать. Когда она появилась дома, отец попросил ее встретиться со мной, но она отказалась. Пока мы с Лэрри и Грэгом обсуждали различные варианты наших дальнейших действий, Ребекка решила посидеть у бассейна и подождать. К ее удивлению, Салли села рядом с нею. Завязалась беседа, и Салли начала обращать Ребекку в свою веру. Ребекка несколько минут спокойно слушала. Потом она заметила: "Все, что, говоришь, звучит для меня знакомо. Видишь ли, в твоем возрасте я увлеклась группой, похожей на твою". Ласковая манера Ребекки произвела впечатление на Салли, и у них начали выстраиваться доверительные отношения. Они проговорили несколько часов. В этот же вечер Салли согласилась встретиться со мной, что в конечном счете привело к успешному результату. Примерно через год после того, как Салли решила уйти от Свидетелей Иеговы, ее примеру последовала и ее мать Фелиция.

 

229 В. СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ГЛАВНАЯ ТЕМА

 

В отличие от консультирования о выходе, подход стратегического взаимодействия обращается к опыту семейного консультирования, чтобы сблизить культиста с другими членами семьи. Сосредоточиваясь на исправлении отношений и улучшении семейного климата в целом, мы снимаем с участника культа давление и определяем более общие проблемы, лежащие в основе разрешаемых нами проблем. Традиционный сеанс семейного консультирования проводится в кабинете тераписта в течение одного или двух часов. Действуя в рамках ПСВ, мы проводим долгие, иногда марафонские занятия и нередко делаем это дома. Участники длительных семинаров, проводимых культами, обычно подготовлены к многодневному воздействию.

 

В большинстве случаев они с энтузиазмом соглашаются участвовать в подобных мероприятиях, если те подаются им как коллективное обсуждение семейных проблем:

 

"Мы собрались пройти консультирование, чтобы попробовать справиться с некоторыми из семейных проблем. Ты - важная часть семьи, и мы были бы рады видеть тебя рядом с нами". Как только вы добились взаимопонимания на этом поприще, можно определить причастность близкого человека к культу как одну из проблем, нуждающихся в решении: "Нам нужно поговорить обо всех проблемах, включая и твое участие в этой группе".

 

Мне удается лучше понять семью, если в ходе консультационных сессий я наблюдаю за людьми в непринужденной домашней обстановке. Содержится ли дом в полном порядке или в нем царит хаос? Как он украшен? Кто те люди, что изображены на фотографиях? О чем мне говорят эти фотографии? Например, если на фотографиях отец всегда изображен с одной из трех дочерей, можно предположить, что у него с этой дочерью наиболее близкие отношения. У членов семьи будут также собственные положительные и отрицательные ассоциации с домашней обстановкой. Если у культиста или какого-либо важного члена команды с домом связаны особенно отрицательные ассоциации, воздействие следует проводить где-нибудь в другом месте - возможно, в доме соседа или близкого друга.

 

В ходе сеанса по семейному консультированию в рамках ПСВ я задаю участнику культа ряд вопросов, чтобы лучше понять его точку зрения: "Каково тебе было расти в своей семье? Как ты относился к отцу? К матери? К брату? ". Помимо выяснения его личных забот, связанных с семьей, я стараюсь добиться взаимопонимания и выявить его докультовое "я".

 

Моя цель - помочь этому человеку взглянуть на вещи с другой точки зрения. Если культист упоминает, скажем, о какой-либо внутрисемейной проблеме, его культовый менталитет вытесняется семейной системой. Участник культа, например, может сказать отцу: "Папа, ты шестнадцать лет ходил к психиатру, чтобы справиться со своей застенчивостью, но ты и сейчас все такой же робкий". Для отца это благоприятная возможность послужить образцом положительного изменения, вырвавшись из обычной колеи. Он может признать, что зашел в тупик и хочет изменить свое поведение: "Ты прав. То, что я делал, не работает, так что мне, вероятно, следует посоветоваться с кем-нибудь еще и попробовать нечто другое".

 

Еще одна проблема, часто возникающая в ходе консультирования, - противоречия в толковании духовных вопросов. Приверженец политического культа, например, может выражать недовольство тем, что католические верования его родителей чересчур ригидные (жесткие, консервативные). Если семья склонна к агностицизму, участник религиозной группы может сказать, что им следует иметь больше веры. В обоих случаях я стараюсь напомнить о том, что все мы имеем право выбирать путь духовного развития и степень его углубленности. Полезно, однако, мысленно меняться местами, чтобы удостовериться в разумности своего выбора. Дискуссия в кругу семьи на тему о том, как группа применяет методы социального влияния в процессе саморекламы, способна побудить адепта культа проверить реальность. Суть в том, чтобы сосредоточиваться не столько на самих верованиях, сколько на том, как группа эксплуатирует четыре компонента BITE. В идеале и у приверженца культа, и у семьи появится стимул искать общие сферы согласия и взаимного принятия.

 

Неплохо устраивать регулярные перерывы. Это позволяет культисту находить время для прогулок, размышлений и уединенной молитвы, а также - в случае его особого тяготения к семье - для общения с близкими. Мой опыт показывает, что некоторые из наиболее важных разговоров происходят именно во время перерывов.

 

230 ТРЕХДНЕВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

 

Хотя никакой типичной модели реализации основного формального воздействия в рамках ПСВ не существует, полезно планировать его так, чтобы оно заняло три дня. Ниже я схематически описываю основные шага, как правило, предпринимаемые в каждый из трех дней. Чтобы проиллюстрировать эту модель, я опишу один характерный случай. Как обычно, все имена и характерные черты героев этой истории были изменены.

 

Джен Томпсон, молодая последовательница культа йога-гуру, расположенного в Южной Калифорнии, стала жертвой чрезвычайно интенсивного контроля сознания. Здесь было все: от лишения сна до погружения в ледяную воду, от длительного пребывания в сауне до бесконечной медитации и монотонного скандирования. После того как она пробыла в культе более года, семья прилетела в Калифорнию навестить ее. Там они сумели "подружиться" с лидером и получить

 

231 АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ

 

Вполне может оказаться, что вы попали в такую ситуацию, когда ПСВ по ряду причин применен быть не может. Например, культист не желает идти на контакт или остается невосприимчивым к обращениям семьи. Такое вполне может произойти, если семья когда-то распалась и в настоящее время ни один из ее членов не в состоянии вернуть доверие культиста. Впрочем, если обычные усилия найти общий язык не действуют, можно воспользоваться альтернативными вариантами.

 

Для начала можно организовать систему взаимной поддержки семей, имеющих близких людей в той же самой группе. Если у культа есть свое предприятие (как, например, у Врат Небес), можно войти в контакт с работниками этого предприятия, не состоящими в культе, и провести серию мини-взаимодействий, чтобы научить их разбираться в специфике данной группы и заручиться их поддержкой. Можно поработать с бывшими адептами этого культа и создать в вашем городе инициативную группу, в задачу которой будет входит просвещение о культах. Я сам и мои коллеги делаем все, чтобы обучить людей, которые хотят активно служить этому благородному делу.

 

Для привлечения всеобщего внимания к преступной деятельности культов можно также использовать средства массовой информации. Лидеры культов часто идут на все, чтобы создать положительный образ своей организации в глазах общественности. Когда семья Кэтрин Мэзер появилась в мунистском центре в сопровождении журналистов из "Ежедневного шоу" (The Today Show) корпорации Эн-би-си (NBC), чтобы поговорить с дочерью, представителям культа пришлось начать обращать внимание на их требования. Автор программы взял у Кэтрин интервью, из которого стало ясно, что она действует не по собственной воле. Авторы "Ежедневного шоу" решили показать на экране тяжелое положение семьи и обратились ко мне с просьбой сняться вместе с президентом Американской Церкви Объединения (Унификации). Появившаяся в итоге передача стала настоящим кошмаром для культовой пропаганды. Публика увидела семью, разрываемую на части якобы религиозной группой, которая разглагольствует о так называемых "семейных ценностях" и одновременно не позволяет Кэтрин видеть собственного брата.

 

После этой передачи с семьей связался продюсер другого национального телешоу, который тоже выразил желание сделать о них сюжет. Я предложил семье Кэтрин прикинуться несговорчивыми и посоветовал позвонить тому мунистскому лидеру, с которым они имели дело, чтобы сообщить ему об этом приглашении. Я рекомендовал сказать мунистам, что, если Кэтрин немедленно посадят в самолет и отправят домой, семья не будет участвовать в передаче. Одновременно Кэтрин была очень расстроена тем, что ей не давали увидеться с семьей. Ее отправили домой. Она согласилась на консультирование и через несколько месяцев появилась в "Ежедневном шоу". Она была полна энергии и ясно объяснила то, что с ней случилось, особенно предупредив зрителей об опасности культового контроля сознания. Она закончила свое выступление тем, что призвала семьи "никогда не терять надежду".

 

Ее родные выступили в роли первооткрывателей. Они показали, как можно использовать средства массовой информации в качестве жизненно важнейшего инструмента спасения. Наш метод оказался действенным, потому что тележурналисты были готовы провести необходимое расследование, выбрали правильный состав действующих лиц и наглядно показали влияние культа на Кэтрин и ее семью. Лишенное энтузиазма участие менее заметной, менее популярной передачи, вероятно, не имело бы такого успеха. Важно также отметить, что мунисты были уязвимы для подобной атаки из-за своей широкой известности в качестве издателей газеты "Вашингтон пост" и владельцев Бриджпортского университета в штате Коннектикут. Очевидно, что мелкий, малоизвестный культ не посчитал бы скандалом посвященную ему передачу.

 

Не забывайте пользоваться Интернетом, чтобы искать информацию, находить других людей с похожими заботами и распространять сведения о деструктивных культах. Обращайтесь к различным телеконференциям на эту тему (например, alt. religion. unification, alt. religion. scientology и ex-cult. support). Ищите в Сети последние новости о культах, контакты с их бывшими участниками и экспертами, а также сайты, созданные в защиту культов и против них.

 

Когда связь прервана, некоторые семьи помещают в Сети страницы, чтобы предать гласности информацию о близких людях. Эффективнее всего, если страница содержит фотографии семьи, друзей, домашних животных, родного дома, а также текст позитивного содержания: "Мы любим тебя. Мы скучаем без тебя. Пожалуйста, позвони, напиши письмо или пошли электронную почту. Мы хотим знать, что с тобой все благополучно". Такой сайт поможет оповестить тех, кто следит за культами (в том числе читателей этой книги) и кто мог бы оказаться полезным.

 

Если вы собираетесь создать собственную страницу в Сети, постарайтесь соблюдать осторожность и не нападайте на группу с голословными обвинениями. Даже в том случае, если вы в течение многих лет занимаете стойко критическую позицию в отношении культа, лучше всего будет ее смягчить и применить более сбалансированный подход. Недавно дочь одной участницы культа настаивала на создании в Сети страницы с целью разоблачения методов группы, завербовавшей ее мать. Я предложил начать с фотографии, где они с матерью улыбаются, и спокойно, взвешенно изложить свою историю: "Я люблю свою маму. Я не видела ее с прошлого года. Ей сказали, что она не может покинуть группу, а если сделает это, то умрет. Это - пример внушения фобии".

 

232 ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Затраты, связанные с помощью близкому человеку, оказавшемуся в культе, быстро нарастают, и деньги нередко превращаются в препятствие. Семьи с ограниченными финансовыми ресурсами сталкиваются с трудностями, касающимися расходов и возможных вспомогательных источников получения денег. Хотя финансирование воздействия вначале и может показаться безнадежным, обычно находятся способы сделать его осуществимым. Для некоторых это означает найти побочную работу. Для других - превратить акции или другие ценные бумаги в наличные деньги, снять сумму со сберегательного счета или воспользоваться займом.

 

Отец одного культиста однажды сказал мне, что затраты на попытку воздействия обходятся по крайней мере в стоимость годового обучения в колледже. В частном колледже это может составлять от 20000 до 30000 долларов. Для многих семей имеет смысл использовать деньги, отложенные на колледж, особенно когда участник культа бросил учебу, чтобы последовать за группой. Творческий потенциал и упорство помогут вам найти уникальные способы финансирования. В действительности оно обходится в более скромную сумму, чем те, что были названы выше. Возможно, придется найти забытых членов семьи или друзей, готовых помочь. Вероятно, сначала придется убеждать их, что данный человек находится под влиянием контроля сознания. В некоторых случаях консультанты готовы к переговорам о гибких сроках оплаты или о понижении стоимости своих услуг. За последние годы я много раз предлагал бесплатное консультирование - прежде всего тем, кто добровольно покинул культы и не имел денег или семьи.

 

Члены семьи, работающие вместе и объединяющие свои ресурсы, могут сократить расходы. В некоторых случаях две или более семей, у которых близкие находятся в одном культе, могут делиться как временем, так и деньгами, проводя друг для друга мини-взаимодействия и групповые семинары. Собирать средства можно и через Интернет, обратившись за помощью к общественности. Некоторые организовывали еще один бизнес, например, связанный с доставкой товаров, заказанных по почте. Существенные суммы денег можно сэкономить путем простого сокращения расходов. Например, члены семьи могут постараться вести междугородные телефонные разговоры преимущественно в течение уик-эндов. Участник команды, знающий компьютер, может обучить других, как пользоваться бесплатной телефонной связью через Интернет. В настоящее время стоимость компьютеров быстро снижается, к тому же их можно арендовать. Чем больше работы вы сделаете сами, тем меньше надо будет платить консультанту. Читая эту книгу, вы уже сэкономили изрядную сумму, которая пошла бы на гонорары за консультации.

 

Если члены семьи по-настоящему испытывают нужду: они больны, сидят без работы, потеряли состояние, - существует много благотворительных организаций, готовых внести деньги. Некоторые семьи обращаются за помощью в свою церковь или храм. Другой способ заключается в том, чтобы нанять специалиста по обращениям за субсидиями, который будет пытаться установить связь с соответствующими фондами от имени семьи. Я надеюсь, что когда-нибудь Институт свободы мышления (The Freedom of Mind Institute) будет хорошо финансироваться и сумеет помочь тем, у кого крайняя финансовая нужда.

 

Внимание! Деньги - часто тяжелая тема как для культистов, так и для бывших участников культов. Некоторые из них действительно испытывают сильное чувство вины из-за финансовых расходов, которые производит семья. Некоторые из них прямо-таки настаивают на возмещении семье стоимости воздействия. Тем не менее, членам семьи лучше всего избегать обсуждения финансовых проблем, касающихся участника культа. Такие обсуждения обычно ведут его к одному из двух заключений: "Моя семья чересчур приземленная и заботится только о деньгах" или "Моя семья платит слишком много, так что я избавлю их от расхода, если отклоню приглашение". Если кто-нибудь из ваших близких спросит о стоимости, вежливо откажитесь отвечать и скажите, что деньги - не проблема: "Об этом мы не беспокоимся. Мы заботимся только о тебе". К сожалению, я слышал о родителях, использующих проблему денег для манипулирования бывшими культистами и вызывающих у них чувство вины. Это наносит очень большой ущерб и подрывает не только отношения, но и усилия по исцелению.

 

233 ПОСЛЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

Успешное воздействие поможет установить контакт с подлинной личностью человека и освободить ее. К концу консультационного воздействия, если оно проведено должным образом, все чувствуют одновременно усталость и облегчение. В том случае, если участник культа все еще хочет остаться в группе (что маловероятно), члены семьи испытывают разочарование, но их должно поддерживать сознание того, что они сделали для оказания помощи все возможное и достигли определенного прогресса на этом поприще. Полезно подвести итог тому, что этот опыт означал для членов семьи. Если культисту нужно время и уединение для принятия решения, старайтесь поддерживать содержательное общение (телефон, письма и визиты), продолжайте строить новые отношения с ним. Напомните ему, что теперь он располагает ценной информацией о сущности контроля сознания и культовой тактики. Неплохо было бы обсудить его возможную реакцию на то, что культ постарается провозгласить его героем, не поддавшимся на провокацию, и исказит случившееся, расценив воздействие как недобровольное и принудительное. Попросите его всегда помнить, что произошло на самом деле, а не соглашаться с тенденциозным мнением группы.

 

Если близкий вам человек решает оставить группу, все равно остается много неотложных дел. Простой физический уход из культа не обязательно решит все проблемы. Бывшим культистам требуется время, чтобы заново приспособиться к жизни вне группы и найти ответы на вопросы, возникшие в связи с возвращением к нормальной жизни. Такой период переоценки ценностей может быть благотворным, но это трудный процесс, и члены семьи должны быть рядом, чтобы оказывать поддержку. Большинство людей, покинувших культы, получают немалую пользу от нескольких консультационных сессий, проведенных после их ухода из группы. Другим требуется более интенсивная помощь. Они могут обратиться к психотерапевту, провести время в реабилитационном центре в Веллспринге, штат Огайо, или посетить аналогичное заведение, которое планирует создать в штате Массачусетс Институт религиозных исследований в Новой Англии (NEIRR),

 

Деструктивные культы учат своих адептов блокировать информацию и подавлять чувства. Человек, вышедший из культа, должен восстановить связи с миром и с самим собой. Напомните близкому человеку, что знание - сила и что эмоции подсказывают нам нечто важное о реальности. Поощряйте его заниматься самообразованием по поводу случившегося с ним: читать, размышлять и прислушиваться к собственным чувствам - например, к чувству фрустрации, чтобы подходящими способами "спустить пар". Чем больше он открывается перед вами, тем скорее вы сможете сообща определить, что мешает окончательному исцелению.

 

234 КАК СПРАВЛЯТЬСЯ С НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ ПО ВЫХОДЕ ИЗ КУЛЬТА

 

Процесс исцеления у каждого человека протекает по-разному. Для некоторых людей хорошим решением будет скорейшее возвращение к работе или учебе. Для большинства, однако, лучше всего потратить некоторое время на проработку своих проблем. Благодаря поддержке семьи и друзей им не требуется чрезмерно ускорять процесс лечения. Многие бывшие культисты хотят помочь друзьям, все еще остающимся в культах, а также другим семьям, столкнувшимся с данной проблемой. Несмотря на протесты моих родителей, я сразу после освобождения от мунистов решил помогать другим людям в переоценке их участия в культах. Оказание помощи другим реально помогало моему собственному исцелению. В течение первого года я понемногу все более и более освобождался от стереотипов, привитых мне в группе. Выслушивая других людей, изливающих ту же самую мунистскую риторику, я чувствовал, как выхожу из сферы влияния культа. Я доволен тем, что не только сумел обратить негативный личный опыт себе на пользу, но и помог многим товарищам по несчастью. Я надеюсь, что чтение этой книги вдохновит других бывших культистов исцелиться и предложить помощь другим.

 

235 ДЕПРЕССИЯ, КОШМАРЫ, ПРИСТУПЫ ПАНИКИ

 

Обращение к культовым проблемам может травмировать даже спустя годы после ухода из группы. Бывшие культисты страдают от самых разнообразных трудностей, порожденных культовыми манипуляциями. Большинство из них в течение первых нескольких месяцев после выхода переживают депрессию. Некоторые сравнивают это с ситуацией, когда человек влюбляется без памяти и вдруг в какой-то момент понимает, что возлюбленная двулична и всего лишь использовала его. Другие уподобляют свое участие в культе духовному и душевному изнасилованию. Без соответствующего консультирования у них сохраняются нетронутые фобии и чувство ущербности собственного "я".

 

Ночные кошмары - обычное явление среди бывших культистов. В серьезных случаях человек испытывает панику, у него случаются приступы тревоги, может возникнуть одна из форм посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Еще более осложняют ситуацию такие психосоматические признаки, как головные боли, аллергии и астма. Бывшие адепты, которых мучают приступы паники, расстройства сна, нарушения питания и навязчивые кошмары, определенно должны как можно скорее обратиться к специалисту за дополнительными консультациями.

 

Бывшие участники культов, как правило, чувствуют, что их обманули, использовали в чужих интересах, заставили потерпеть психологическое крушение. Их боль может быть настолько интенсивной, что будет блокировать всякую надежду на лучшее будущее. Члены семьи должны помочь близким пройти через этот период оплакивания прошлого, поощряя взвешенные и оптимистические мысли о будущем. Пусть бывшие адепты помнят, что другие люди прошли через столь же тяжелые, а возможно, и более болезненные ситуации. Не забывайте поощрять все позитивное, что звучит в речи бывшего культиста. Покажите, как можно использовать накопившийся опыт для того, чтобы стать сильнее и мудрее. Будьте терпеливы. Не пытайтесь заставлять человека идти быстрее, чем он может. Семья обычно хочет, чтобы человек просто "преодолел это". Это исцеляется не так быстро. Каждый должен двигаться с собственной скоростью.

 

236 СПОСОБСТВУЙТЕ НЕЗАВИСИМОМУ ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЯ

 

Лидеры культов настраивают приверженцев на то, чтобы те отказались от автономии. Они нередко должны просить разрешения, чтобы воспользоваться душем или ванной. В результате бывшие культисты могут мучиться над принятием самых малозначительных решений, вроде того, что и есть, надевать, читать и когда спать. После проведения воздействия они иногда переносят поклонение лидеру культа на консультанта или другого члена команды. Друзья и семья должны проявить чувствительность к подобным склонностям и по возможности пресекать проявления нездоровой преданности.

 

Для бывших участников культов характерно стремление просить руководства и совета. Они нередко попадают в капкан к самим себе, стремясь во что бы то ни стало найти "единственно правильное решение". Поскольку одна из ваших задач заключается в том, чтобы помочь близкому человеку действовать независимо, проявляйте чуткость и мягко поощряйте его делать собственный выбор. При этом лучше избегать соблазна прямых рекомендаций. Вместо этого спросите: "Что ты хочешь делать? " или "Какой вариант выбора, по-твоему, наилучший? Почему? ". Облегчайте процесс принятия решения, поощряя лишь самостоятельность человека и способность учиться на собственном опыте.

 

Со временем семья поможет бывшему члену культа вернуть способность принимать собственные решения, а не зависеть от чьих-то советов и руководства. Люди должны учиться принимать своевременные решения и жить с их последствиями. Они должны вырабатывать уверенность в том, что могут отвечать за свой выбор и могут принимать во внимание неудачный опыт. Например, если они делают неправильный выбор, заказывая еду в ресторане, самое плохое, что может случиться, - им не понравится вкус пищи, заболит желудок и деньги будут истрачены впустую. Здесь все сложнее. Каждый делает ошибки, - человеку свойственно ошибаться, - но хотелось бы надеяться, что этот опыт не проходит впустую.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.