Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Освобождение от психологического насилия 18 страница



 

Бывшие члены культа особенно сведущи по части того, чего можно ожидать и как надо действовать в подобных ситуациях. Чем больше у вас будет контактов с этими людьми, способными на репетициях проигрывать реакцию типичного культиста, тем точнее вы будете прогнозировать поведение близкого человека.

 

153 ПРИМЕР РОЛЕВОЙ ИГРЫ

 

Ниже приводится запись длительной ролевой игры, которую я разыграл с бывшим членом группы Свидетелей Иеговы (здесь он фигурирует под именем Стив В. Некоторые его характерные черты также изменены). Ваши первые попытки, скорее всего, будут более фрагментарными и менее отшлифованными, в основном за недостатком опыта. Я воспроизвожу упражнение целиком, чтобы продемонстрировать различные аспекты общения с членом культа.

 

Эта сцена знакома большинству из нас: человек появляется у моих Дверей с намерением вручить мне издания "Сторожевой Башни". Не все понимают, что Свидетели Иеговы отвечают критериям культа, применяющего контроль сознания. Пока бывшие члены этой группы не просветили меня, я также не предполагал, что это так.

 

СВ: (стучит в дверь): Я - Стив. Я здесь, чтобы спросить, интересуетесь ли вы изучением Библии. Время истекает. Я могу предоставить неопровержимые доказательства того, что в ближайшие месяцы грядет Армагеддон. Вы должны войти в Царство Божье!

 

СХ: Еще раз - как вас зовут?

 

СВ: Стив В. А вас как зовут?

 

СХ: Стив. Я думаю, мы можем запомнить имена друг друга. Меня интересует то, что вы намерены сообщить, Стив. Не могли бы вы немного рассказать о себе? Сколько времени вы состоите в Обществе Сторожевой Башни?

 

СВ: Большую часть жизни. Моя мать стала Свидетелем Иеговы (СИ), когда мне было пять лет. Она привела в эту группу и своих детей. Для меня это образ жизни. СХ: Вы помните, когда ваша мама вступила в группу? СВ: Да, я даже помню одно Рождество, - как вам, возможно, известно, СИ не празднуют Рождество. СХ: О, в самом деле? Но вы помните, как праздновали Рождество когда вам было пять лет?

 

СВ: Да, и даже охоту за пасхальными яйцами в доме бабушки. СХ: Это было интересно? СВ: Да, но я здесь не для того, чтобы говорить об этом. Я здесь, для того, чтобы говорить о Царстве Божьем. СХ: Вы живете по соседству? СВ: Я - один из ваших соседей. СХ: Сколько вам лет? СВ: Сорок четыре года. СХ: И вы давно живете в этом районе? СВ: О, приблизительно двадцать лет. СХ: Итак, вы идете от двери к двери, потому что хотите, чтобы люди знали о скором конце?

 

СВ: Мы предлагаем бесплатное изучение Библии на дому. В Библии можно найти доказательства того, что конец этого мира близок. Вы узнаете, что можно сделать для того, чтобы спастись и войти в новый мир.

 

СХ: Угу. Что изменится, если я вступлю в вашу организацию?

 

СВ: Вы впервые выясните, насколько соответствуете цели Бога. Вы увидите, что у Иеговы есть цель для вас.

 

СХ: Я уже верю, что Бог имеет цель для меня. СВ: В самом деле? И что это за цель?

 

СХ: Я провел много исследований, проводил беседы и консультации, читал лекции.

 

СВ: Чему посвящены эти исследования и консультации?

 

СХ: Стив, я действительно интересуюсь вами как человеком. Могли бы вы рассказать мне немного больше о том, что происходило в вашей жизни? Что для вас важно? Какие у вас есть вопросы? Это поможет мне понять, чем вообще занимается ваша группа. Могли бы вы рассказать мне о своих мыслях?

 

СВ: Как Свидетель Иеговы? СХ: Нет, как человек.

 

СВ: Когда вы - СИ, вся ваша жизнь поглощается организацией Иеговы. Все, чем вы являетесь как человек, стремится к цели распространения Царства благой вести. Если вы накопите достаточно добрых трудов, вы переживете битву Армагеддона. Я жду ее.

 

СХ: Стив, я должен задать вопрос и надеюсь, что он вас не огорчит. Мне бы этого очень не хотелось. Можно спрашивать?

 

СВ: Давайте.

 

СХ: Когда я слышу, как именно вы говорите, то чувствую, что с вами происходит что-то еще. Внутри вас остается какая-то часть, которая не верит полностью в то, что вы говорите.

 

СВ: Я думаю, вы видите, что СИ не совершенны. Мы не совершенны.

 

СХ: Хорошо. И я не совершенен. Я не знаю ни одного человека, который был бы совершенен.

 

СВ: Лишь мы владеем истиной, но как личности мы несовершенны. У нас есть свои проблемы. У меня есть семейные проблемы.

 

СХ: Я согласен с вами! Никто из нас не совершенен. В этом мы едины. СИ претендуют на обладание истиной - существует масса организаций, утверждающих, что они обладают истиной. Вы обратили на это внимание?

 

СВ: Насколько я знаю, Христианская Наука, мормоны, римские католики и адвентисты седьмого дня заявляют, что обладают высшей истиной.

 

СХ: А что вы скажете о сайентологии? Это те, кто рекламирует книгу "Дианетика".

 

СВ: О да.

 

СХ: Они уверены, что лишь они владеют истиной и могут помочь спасти Землю. А что вы думаете о мунистах?

 

СВ: Они все верят, что владеют истиной?

 

СХ: Они убеждены, что Сан Мьюнг Мун, их лидер, является вновь пришедшим Христом. Члены группы полностью посвящают жизнь тому, чтобы помочь людям прийти к Богу через их интерпретацию Библии. У меня есть друзья, участвовавшие в этой группе. Как насчет Множащихся Пастырств (Multiplying Ministries)!

 

СВ: Я никогда не слышал о них.

 

СХ: Это очень быстро растущая группа. Они уверяют своих членов, что раз так много людей присоединяется к ним, значит, они избраны Богом.

 

СВ: С их стороны слишком самонадеянно заявлять подобное.

 

СХ: Да, и я так думаю. Члены этой группы верят, что Кип Мак-Кин - Бог, миропомазанный на планете Земля, и что только они практикуют истинное христианство. Они также верят, что конец близок. Я знаю людей, связанных с этой группой. Это поразительно. Если вы посмотрите со стороны и подумаете об этом, то обнаружите существование тысяч подобных групп. Каждая заявляет, что лишь она владеет истиной. Если вы изменяете данной конкретной группе, . то, в сущности, отправляетесь в ад. Можете ли вы вообразить кого-нибудь боящимся уйти от мунистов только из-за боязни попасть в ад? Разве это не смешно? СВ: Ну, во-первых, они лгут. В отличие от них, у нас есть Библия, подтверждающая все, что мы говорим. Я знаю, что выгляжу нелепо, стоя перед вашей дверью и заявляя: "Мы обладаем истиной! ", но мы в самом деле ею обладаем. Мы можем доказать это с помощью Библии. Я не думаю, что другие группы могут это сделать.

 

СХ: Стив, я вполне допускаю, что вы чувствуете и думаете именно так. Вы были вовлечены в группу в возрасте пяти лет. Уверен, что на вашем месте я чувствовал бы то же самое. Думаю, любопытно обнаружить, что где-то есть другие группы с завербованными адептами, которым сказали, будто лишь они одни владеют Божественной истиной, а любая другая группа по сравнению с ними - намного хуже. Лишь они одни обладают истиной! Им даже навязали фобии - можете себе представить! Если они уйдут из своей группы, с ними случится что-нибудь плохое. Им говорят, что они отправятся в ад. Они заболеют раком, их собьет автомобиль, наконец, они потеряют путь к спасению. Они верят, будто такой же человек, как они, настолько ближе их к Богу, что принимают за чистую монету все, что говорит лидер, даже если это противоречит их собственному внутреннему стремлению к истине. Даже если это идет против их желания сомневаться, думать и осуществлять свою свободную волю. Вы, вероятно, согласитесь, что Бог хочет, чтобы мы имели свободную волю. Разве это не поразительно?

 

СВ: Я не желаю говорить об этом. Я предпочел бы поговорить о журнале "Сторожевая Башня", который перед нами.

 

СХ: А я думаю, это было бы ценно. Мне бы хотелось немного поразмышлять о нашей беседе. Я знаю, вы тоже намерены это сделать. Я хотел бы упомянуть еще кое о чем, что, как мне кажется, важно сказать именно сейчас. Мунисты говорили моему другу, что если он когда-либо подвергал сомнению Муна или Библию в том виде, как она подавалась Церковью Унификации (Объединения), то это значит, что его пытались соблазнить или проверить злые духи или Сатана. Его учили исключать любые сомнения. Только следовать примеру. Только отдавать себя в руки Бога. И тогда все получится. Когда кто-нибудь пытался поговорить с ним, спрашивая: "Эй, ты читал это? " или: "Ты говорил с этим человеком? ", а также советуя: "Изучи это", - он автоматически отвечал: "Сатана пытается забрать меня из этой группы. Сатана старается отвратить меня от Бога. Я не могу это слушать". Чем сильнее он пытался подавить сомнения, тем глубже они становились. Он действительно хотел знать, в чем состоит истина. Разве это не удивительно?

 

СВ: Я должен идти.

 

СХ: Приятно было познакомиться с вами (рукопожатие). Я уверен, что вы подумаете о том, что я сказал, не постесняетесь вернуться, и мы сможем еще поговорить.

 

Помните, что разговаривая с членом культа, вы можете передать свои мысли и суждения за считанные секунды при помощи нескольких слов, взгляда, интонации, жеста. В ходе описанного выше упражнения я старался избегать прямой конфронтации, занимая позицию любопытствующую, но и обеспокоенную. Практика порождает, опыт, а на моем счету более двадцати лет. Я не обдумываю сознательно все, что буду объяснять, а делаю это уже естественно. Исходя из учебных задач, я объясню некоторые из главных пунктов.

 

154 УЛЫБКА НА ЛИЦЕ

 

Он постучал в дверь, я открыл ее и улыбнулся. Если бы я хмурился, он получил бы отрицательное сообщение. Нужно помнить старую истину: "Убить можно и взглядом". Я хотел, чтобы вошедший сразу понял, что я настроен дружественно.

 

155 СПОКОЙНЫЙ, ДРУЖЕЛЮБНЫЙ ГОЛОС

 

То, как вы говорите, столь же важно, как то, что вы говорите. Я говорил спокойно, а не шептал или кричал. Я позволил ему представиться, спросил его имя и пожал руку. Я не ускорял и не замедлял темп. Отзеркаливайте, подстраивайтесь, ведите беседу.

 

156 НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК

 

Я пожал ему руку, прибегнув тем самым к телесному контакту. Невербальный язык - важный элемент доверительного общения. Его важность была продемонстрирована, в частности, в ходе социально-психологического исследования, когда человек перед телефоном-автоматом спрашивал у прохожих 25 центов, чтобы позвонить. Некоторые прохожие давали монету. Когда просивший касался человека или пожимал ему руку, процент тех, кто соглашался дать монету, резко возрастал. (Klienke С. L. Compliance to requests made by gazing and touching experimenters in field settings // Journal of Experimental Social Psychology. 1977.13.)

 

Прикосновение превращает абстракцию в реального человека. Я всегда стараюсь пожать руку собеседнику. Если ему неловко и его рука не поднимается навстречу моей, я быстро опускаю руку. Не стоит настаивать, но попробовать установить физический контакт необходимо.

 

Иногда члены семьи не придают значения физическому контакту, не протягивают руки, избегают объятий, особенно если адепт культа ведет себя слишком сдержанно или жестко. Тем не менее пожмите руку близкого человека или обнимите его. Короткое дружеское объятие стоит того, чтобы проявить инициативу. Обнимая культиста, не нужно отпускать его слишком рано, ждите, пока он сам не захочет, чтобы его отпустили. Если раньше вы не обнимались или не целовались, предупредите его о своем намерении и попросите разрешения: "Я очень хочу тебя обнять! Можно? ". Посмотрите, ответит ли он взаимностью. Лучше попробовать, чем отказаться вовсе.

 

Учитывайте пространственную дистанцию: если вы находитесь слишком близко, это может быть воспринято как назойливость, если чересчур далеко - это может показаться проявлением равнодушия. Чтобы определить размеры интимной зоны собеседника, можно придвинуться к нему и посмотреть, не отступает ли он назад. Когда Стив переносил вес на другую ногу, я старался тоже перемещать вес на другую ногу, как бы отражая его жесты и движения, - это также усиливает взаимопонимание. Можно также попробовать похлопать человека по спине, например, если вы вместе выходите из комнаты.

 

Обратите внимание на ваши руки. Когда я говорил со Стивом о других культах, то жестикулировал так, чтобы дать понять, что речь вдет о "других" группах, к которым его окружение не относится. В то же время я хотел, чтобы он следил за моими жестами, воображая себя на месте муниста.

 

Я хотел, чтобы он, как бы перевоплотившись в муниста, почувствовал, насколько строг запрет на сомнение в учении Муна и в том Боге, которому Мун призывает поклоняться. Я говорил об этом не отвлеченно и теоретически, а буквально разъяснял все на пальцах, дабы помочь ему увидеть другую сторону проблемы воочию, а не просто услышать рассказ.

 

157 ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ

 

Некоторых людей зрительный контакт подбадривает, поскольку заставляет их чувствовать, что вы обращаете на них внимание. Других Прямой зрительный контакт нервирует. Такие люди склонны скорее к восприятию слуховых, а не зрительных сигналов. Мне кажется неестественным применять длительный зрительный контакт при разговорах с людьми, однако пришлось этому научиться. В ходе общения понаблюдайте за невербальными реакциями человека, чтобы выяснить, в чем он нуждается для углубления взаимопонимания и доверия.

 

158 ВЫЯВЛЕНИЕ ДОКУЛЬТОВОГО "Я"

 

Я пытаюсь найти доступ к той личности, которая заслоняется его нынешним участием в культе. В случае со Стивом этой личностью является маленький пятилетний ребенок. Разумеется, я предпочел бы иметь дело с подлинной личностью, а не с культовым "я". Если мне это удается в первые моменты, как в случае с описанной мной реакцией культиста на упоминание Рождества и Пасхи, можно считать связь установленной и относительно устойчивой, чтобы ее использовать.

 

159 РАБОТА С КУЛЬТОВЫМ "Я"

 

Если культовая личность - единственное, что открыто в человеке для взаимодействия, то я стремлюсь всеми доступными способами расширить ее мир. Можно попытаться спросить, почему член Административного совета (элитное руководство Свидетелей Иеговы) оставил группу, но в то же время все еще верит в Бога и написал книги, рассказывающие о шестидесяти годах, проведенных в этой организации.

 

Установите свою "территорию" и попробуйте перетянуть его на нее, не допуская обратного.

 

Я предпочитаю не вовлекаться в разговор о журнале иеговистов "Сторожевая Башня". Традиционная стратегия, используемая в спорах, заключается в том, что преимущество получает тот, кто определяет предмет обсуждения. Вместо того чтобы обсуждать доктрину группы, к которой принадлежал Стив, я перевел разговор на верования других групп.

 

160 НАХОДИТЕ ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

 

Я не говорил Стиву, до какой степени я не согласен с ним. Я определил сферу нашего разговора так: "Я - человек, и ты - человек. Мне интересно, кто ты". Я старался объяснить, что для меня имеет значение, что он думает, постоянно задавал ему вопросы наподобие: "Вы можете вообразить? Вы когда-либо думали об этом? " Я также сделал акцент на том, что у нас одинаковые имена. Когда имеешь дело с религиозными культами, разговор о духовности и вере может помочь сильнее, чем что бы то ни было, тем более если вы верующий. Если вы находите точки соприкосновения в одних вещах, вам будет легче говорить и о других. На основе общих интересов и мнений возникает взаимопонимание и доверие.

 

То, что я открыл ему дверь, не означало, что я собираюсь вызволять его из культа за те десять минут, которые я отвел для общения с ним. Для того чтобы хотя бы наметить пути достижения взаимопонимания, нужно было как-то развить отношения. Идеальным итогом этих отношений могло стать его согласие с моими доводами и признание того, что та "другая" группа, о которой я веду речь, относится к числу культов и использует методы контроля сознания. Проговорите вслух те пункты, в которых вы можете достичь согласия. Этот шаг приблизит вас к цели, поскольку вы тем самым поможете этому человеку расширить свои взгляды.

 

161 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С БЛИЗКИМ ЧЕЛОВЕКОМ

 

Письма, телефонные звонки и визиты к близкому человеку - основные способы контакта, которыми вы располагаете. (Электронную почту тоже следует принимать во внимание, но пользоваться ею можно только в том случае, если у члена культа есть личный электронный адрес.) Ваше общение часто является самым важным связующим звеном между культистом и "внешним" миром. Каждый раз, когда вы общаетесь с близким человеком - в письмах, по телефону или лично, вы создаете возможность влиять как на его культовую личность, так и на его подлинное "я".

 

162 А. ПИСЬМА

 

Письма - мощное средство общения. Необходимо придавать значение каждой букве. Это единственный способ связи, пользуясь которым вы полностью контролируете ситуацию. Вам следует продумывать и планировать написание писем в качестве основы для дальнейшего общения. Как всегда в ходе применения подхода стратегического взаимодействия, ваша первоначальная цель заключается в повышении уровня взаимопонимания и доверия, в достижении такого состояния, когда близкий человек ждал бы от вас ответа и хотел переписываться. Следующая цель - сбор информации. Как только вы достигли существенных результатов в достижении этих двух целей,

 

можно переходить к более продвинутым техникам. Даваемые ниже

 

рекомендации помогут вам сочинить письмо:

 

ѕ Начинайте и заканчивайте письмо теплыми словами.

 

ѕ Пишите кратко (избегайте нудных и многословных трактатов).

 

ѕ Сосредоточьтесь на одном или двух ключевых пунктах.

 

ѕ Заново формулируйте вопросы, поднятые в прошлых телефонных разговорах и письмах.

 

ѕ Задавайте вопросы, развивающие тематику прошлых взаимодействий.

 

ѕ Координируйте усилия по написанию писем с другими людьми.

 

Письма замечательны тем, что их не обязательно отправлять после написания или даже кому-нибудь показывать. Их можно просто прочитать и выбросить, при необходимости - спрятать. Для некоторых людей сочинение писем - невероятно полезный способ "очиститься" от гнева, разочарования и боли. Участники команды стратегического взаимодействия могут адресовать культисту "очищающие" письма столько раз, сколько потребуется, высказывая в них именно то, что они хотят сказать, не таясь. Это - эффективный способ не только поддержать близкого человека, но и сохранить собственное душевное равновесие. Вас могут поразить некоторые мысли, возникающие в вашем подсознании.

 

Стратегия эффективного написания писем

 

Как показывает опыт, наиболее эффективная стратегия включает в себя поэтапный процесс написания и редактирования. Сначала напишите первый вариант письма. Отложите его на несколько часов или несколько дней. Откройте его вновь и представьте, что вы - его адресат. Вообразите, что он мог бы думать и чувствовать, читая каждую строчку. Ставя себя на место культиста, можно лучше всего оценить эффективность того, что вы написали. Чувствуете ли вы себя ближе к автору письма, читая его с точки зрения адресата? Побуждает ли вас это письмо поделиться с автором чем-то сокровенным? Подталкивает ли к размышлениям о собственном опыте? Редактируйте письмо столько, сколько потребуется, пока не убедитесь, что оно достигло максимальной эффективности. Вы можете также спросить у ваших родственников и бывших культистов, что они думают о письме, и прислушаться к их советам. Помощь членам семей и друзьям в редактировании важных писем занимает существенное место в моей работе консультанта.

 

Образец письма воображаемому культисту от его отца

 

1 июня 1994 г. Дорогой Алекс,

 

я думал о тебе почти все время после нашего разговора в прошлую субботу. Это был хороший разговор, как мне кажется, один из лучших, хотя я и положил телефонную трубку с мыслью, что мне хотелось бы узнать тебя еще лучше. Ты - замечательный молодой человек, и я горжусь тобой, хотя попытки понять некоторые твои решения даются мне с большим трудом.

 

Что ты думаешь о беседе, состоявшейся на прошлой неделе?

 

Я надеюсь, что мы скоро сможем отлично провести время вместе. Возможно, у тебя будет свободное время, и мы могли бы вдвоем поехать на рыбалку. Разве это не было бы замечательно? Я помню, как мы ездили в хижину в горах, когда ты был моложе. Какие воспоминания особенно дороги тебе? Никогда не забуду случай, когда мне на крючок попалась большая рыба и я так разволновался, что вскочил и перевернул лодку, - как мы тогда смеялись!

 

Мне жаль, что я проводил с тобой так мало времени, пока ты взрослел. Полагаю, я был слишком озабочен тем, чтобы оставаться "хорошим кормильцем семьи". Часто, приходя домой с работы, я был таким уставшим, что мог только сесть и смотреть телевизор. Мне жаль, что я не могу вернуться в прошлое и сделать все по-другому. Мне жаль, что я не уделял должного внимания каким-либо занятиям с тобой. Может, я был плохим отцом?

 

Становясь взрослым и зрелым, человек учится принимать мудрые решения - те, которые лет через десять-двадцать вспоминаются как правильные. Что ты видишь, когда представляешь себя через десять лет? Через двадцать лет?

 

Я очень хочу, чтобы ты прислал мне ту книгу, о которой ты упоминал и которую, по твоему мнению, мне следует прочесть. Я уже говорил тебе по телефону, что, если это поможет мне лучше понять тебя и твою группу, я сделаю все, на что буду способен. Я обещаю, что буду делать выписки и задавать тебе все вопросы, которые у меня Появятся, пока ты обещаешь, что у тебя есть время для ответа на них. Я не хочу, чтобы кто-то другой объяснял мне философию группы. Я хочу, чтобы это делал ты. Ты - мой сын, и я доверяю тебе.

 

Посылаю новую фотографию мамы, Билли, Сэнди и меня на последней семейной вечеринке. Все о тебе спрашивают и надеются вскоре тебя увидеть. Я снова поговорю с тобой в субботу, хорошо?

 

С сердечным приветом, папа.

 

Копируйте каждое отсылаемое письмо

 

Если письмо потерялось или человек не получил его по каким-то другим причинам, можно заверить его: "Не беспокойся. Я делаю копию каждого письма, которое посылаю тебе. Я отправлю копию завтра. Оно прибудет через 2-3 дня. Жди". Письма писать необходимо, даже если вы не получаете ответа. Когда вы наконец сумеете восстановить контакт, близкий человек может сообщить вам, что ни разу не получал ни одного из ваших писем. Когда вы увидитесь с ним лично, вы сможете дать ему груду писем и сказать: "Вот все письма, которые я тебе написал". Впечатление от одних усилий, вложенных в письма, обычно оказывается мощным положительным стимулом для того,

 

чтобы сесть и прочесть их все.

 

Конфиденциальность, частная жизнь и проблемы цензуры

 

Некоторые группы проверяют на благонадежность письма и телефонные разговоры своих членов. Некоторые - тайно уничтожают любую частную корреспонденцию и не допускают телефонных разговоров с родственниками и друзьями. Вежливо спросите близкого человека, не читает ли кто-нибудь еще ваши письма. Спросите бывших участников группы, не знают ли они о правилах или предписаниях, позволяющих читать почту адептов. Если вы даже и не знаете наверняка, предположение о том, что письма читаются посторонними, чаще всего оказывается правильным.

 

Если вы беспокоитесь, что близкий человек может вообще не получить ваши письма, сообщите ему во время разговора, что будете писать раз в неделю или раз в каждые две недели и что если он не получает письмо, то должен его разыскать. Если культист работает за пределами территории, на которой базируется группа, можно подумать о том, чтобы посылать письма по месту его работы. Можно даже предложить открыть для него абонентский ящик, если он этого захочет. Старайтесь посылать адепту почтовые открытки с видами, чтобы остальные члены культа также могли "подглядывать" в эти послания.

 

Для большинства культистов информация о том, что их почта перехватывается или даже выбрасывается лидерами, - главный источник недовольства. Это очень выразительная демонстрация информационного контроля, нередко приводившая к тому, что люди испытывали разочарование и уходили из групп. Убедитесь, что сделали все что в ваших силах, чтобы помочь адепту узнать об этом контроле. Можно задавать вопросы типа: "Разве не странно, что письма, которые я тебе пишу, куда-то исчезают? Когда я пишу твоим братьям и сестрам, они всегда получают мои письма! ". Боритесь с искушением сказать что-нибудь критическое, например: "Они преднамеренно утаивают мои письма от тебя".

 

Частота контактов

 

Лучше писать короткое письмо один раз в неделю, чем не писать ничего месяцами, а потом посылать длинное письмо. Поддерживайте непрерывные отношения. Если культист просит: "Пожалуйста, пиши мне", скажите, что будете стараться писать регулярно, по крайней мере раз в неделю или две. Если он игнорирует ваши письма, попытайтесь устно договориться о звонках или письмах с его стороны: "Я хотел бы поддерживать с тобой регулярную связь. Наши отношения уже не на том уровне, на каком были раньше".

 

Если член культа - непослушный молодой парень (или девушка) девятнадцати лет, он может отклонить просьбу родителя писать или звонить раз в неделю. Выясните, что в этом случае будет работать. Это может быть один раз в две или три недели.

 

Координируйте написание писем

 

Будет подозрительно, если никто в семье не писал месяцами и внезапно каждый член команды стратегического взаимодействия начинает писать. Обычно требуется некоторое объяснение, чтобы избежать подозрения. Самое обычное - что все в семье недавно собрались вместе (на семейное событие - день рождения, годовщину - или, например, на сеанс семейного консультирования) и говорили о том, как все его любят и скучают без него.

 

Когда вы инициируете новую модель общения, свяжитесь с близким человеком по телефону, а еще лучше - нанесите ему визит и скажите: "Я действительно скучаю без тебя. Я хочу поддерживать связь. Давай начнем переписываться. Я собираюсь писать письма раз в неделю или две". Уже само по себе получение письма из внешнего мира - позитивный факт для культиста, потому что напоминает ему, что его Уважают, ценят, что друзья и родные любят его и что есть внешний с людьми, которые также важны для него.

 

Если круг родственников и друзей велик, лучше установить очередность, в какой каждый из них будет общаться с культистом. и, наиболее близкие этому человеку до участия в культе, должны звонить или писать первыми. Как только восстанавливаются наиболее важные отношения, могут вступать в контакт другие члены команды.

 

Отслеживание и поддержание диалога

 

Лидеры культов обычно не позволяют адептам отдыхать и пребывать в праздности. Часто человек даже не помнит, о чем он писал или говорил на прошлой неделе, настолько он занят. Не предполагайте, что ваш близкий человек помнит, что он написал в последнем письме или сказал в беседе. Напомните ему его собственные слова, попытайтесь их воспроизвести заново: "Когда мы говорили по телефону, ты сказал... " или: "Я думал о той проблеме, о которой ты написал в письме... ".

 

Выбирайте наиболее благотворную тему для обсуждения. Желательно избегать некоторых сделанных культистом ранее критических замечаний или утверждений и выбирать те, которые будут способствовать развитию отношений. Не напоминайте ему о том, что отдалит вас от целей стратегического взаимодействия.

 

Поступайте творчески

 

Вложите в конверт стихи, акварельную картинку, забавный рисунок (хорошенько подумайте о том, что может его развеселить). Можно спросить, не нужны ли близкому человеку какие-нибудь кассеты или компакт-диски с музыкой, которая обычно всегда доставляла ему удовольствие. Отдельные культовые группы разрешают пользоваться видеозаписями популярных фильмов. Некоторые кинофильмы могут влиять весьма положительно. В ходе переписки старайтесь периодически вкладывать в свои послания фотографии, где вы сняты с этим человеком.

 

Всякий раз, когда вы отправляетесь к нему в гости, снимайтесь вместе с ним, а также с другими членами команды стратегического взаимодействия и с другими адептами. Ваша цель заключается в создании, как можно большего количества положительных связей. Иногда фотографии можно использовать для проверки реальности, особенно если культист выглядит, по вашим наблюдениям, угнетенным, подавленным, если его физический облик изменился в худшую сторону. Как можно чаще команда единомышленников должна способствовать тому, чтобы культист чувствовал себя любимым и необходимым.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.