Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Освобождение от психологического насилия 23 страница



 

Будьте готовы к длительному обдумыванию ответа. Типичная ошибка семей заключается в том, что они не дают близкому человеку достаточно времени, чтобы остановиться и подумать. Будьте терпеливы. Если нужно, задайте этот вопрос два или три раза. Дожидаясь реакции, вы показываете близкому человеку, что задали серьезный вопрос, что ответ для вас небезразличен и что вы считаете этот ответ не только возможным, но и необходимым.

 

204 КАК УСИЛИТЬ СОМНЕНИЕ

 

Библейские культы часто приводят отрывки из Библии и греческие цитаты вне контекста, часто делая неточные переводы. В этой связи можно задать следующие вопросы:

 

ѕ Что, если бы ты обнаружил, что лидеры группы, к которой ты примыкаешь, неточно переводят ключевые фрагменты Библии? Если бы ты понял, что смысл Библии отличается от интерпретации группы, - это заставило бы тебя уйти?

 

Если близкий человек допускает некоторые сомнения, можно сказать: "Я был бы рад познакомить тебя с людьми, которые помогут ответить на твои вопросы о Библии. Конечно, от тебя требуется только захотеть узнать эти ответы. Хочешь ли ты их узнать? "

 

Члены команды стратегического взаимодействия могут также воззвать к чувству ответственности и личному этическому кодексу члена культа. Здесь можно сказать:

 

ѕ Что, если бы оказалось, что ты принадлежишь к группе, лидер которой причиняет людям вред и оскорбляет их? Как бы ты себя чувствовал? Ты ощущал бы ответственность за тех людей, которые вступили в группу под твоим влиянием?

 

Не обвиняйте, не угрожайте и не осуждайте близкого человека; попробуйте помочь ему увидеть, что на карту поставлено слишком многое. Для начала допустите лишь возможность того, что он впус

 

тую тратил время и деньги и ставил под угрозу свою честность, вербуя невинных людей и собирая средства для деструктивной организации.

 

Помните: лучше предпочесть гипотетические вопросы, чем спрашивать напрямую, собирается он уходить из группы или нет. Если человек говорит "Нет", вы тем самым только укрепите его преданность. Подходите к делу творчески. Например, можно сказать: "Если однажды лидер встанет и скажет: "Соратники! Последние пятнадцать лет я говорил вам, что я - помазанник Божий. Но это не так. Я осознал, что был одержим одной лишь жаждой власти, и раскаиваюсь в этом. Я распускаю группу". Что бы ты стал делать? Поверил бы ты ему или решил, что он вас проверяет, чтобы узнать масштабы вашей преданности? " Подобный вопрос способен подтолкнуть члена культа к тому, чтобы начать подвергать сомнению честность собственного лидера.

 

205 ПРИМЕНЯЙТЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

 

206 МЫСЛИТЕЛИ, ЭМОЦИОНАЛЫ, ДЕЯТЕЛИ, ВЕРУЮЩИЕ

 

Решающий путь к успеху вашего предприятия будет лежать через умение направлять вопросы и комментарии таким образом, чтобы подлинная личность близкого человека услышала их с наибольшей степенью вероятности. Для этого нужно знать, кем он является по своему психологическому профилю: Мыслителем, Эмоционалом, Деятелем или Верующим. (Впервые я познакомился с моделью Мыслителя, Эмоционала, Деятеля и Верующего еще в 1974 году, т. е. в свою бытность мунистом. Я обнаружил, что человек воплощает в себе все четыре начала, но эти ориентации могут располагаться в порядке убывания - например, сначала Верующий, затем Эмоционал, Деятель, Мыслитель. Религиозные культовые личности всегда сначала Верующие, затем Деятели или Эмоционалы и только под конец - Мыслители.) Мыслители по природе своей аналитики; Эмоционалы ставят эмоции выше рационального анализа; Деятели - активисты и работники; Верующие больше всего ценят интуицию и духовный опыт. Соответственно, они будут по-разному отвечать на вопросы, задаваемые членами команды. Определите, какой термин лучше всего определяет близкого вам человека. Некоторые люди будут описываться несколькими категориями одновременно, но это, как правило, не мешает, поскольку члены команды вырабатывают собственные стратегии общения с близким человеком, которые взаимно восполняют пробелы. Решите, какая модель больше всего соответствует вашим личным отношениям с культистом, после чего займитесь формулированием наиболее эффективных вопросов.

 

207 МЫСЛИТЕЛИ

 

Когда Мыслителей спрашивают о причинах присоединения к культу, они скорее всего ответят, что нашли истину, что получили ответы на все жизненно важные вопросы, что на них произвели впечатление научные конференции, проводившиеся группой с участием чуть ли не нобелевских лауреатов, что их привлекли притязания доктрины на то, чтобы соединить науку и религию, и т.д. Чтобы заставить Мыслителя взглянуть на ситуацию другими глазами, можно задать вопросы типа:

 

ѕ Что, если бы ты узнал, что Божественный Принцип не является истиной?

 

ѕ Что, если бы ты обнаружил, что цитата из Библии взята группой вне контекста и неверна?

 

ѕ Что убедило тебя в том, что именно это, а не какое-то другое учение является самой высшей истиной?

 

ѕ Обращался ли ты к оригинальным источникам, чтобы удостовериться в правильности утверждений группы, приводимых ею цитат и формулируемых ею выводов?

 

ѕ Как можно узнать, есть ли во всем этом Высшая Истина? Как она должна выглядеть, звучать и ощущаться?

 

ѕ Что бы ты стал делать, если бы нашел еще более высокую Истину?

 

ѕ Что, если бы ты обнаружил, что учение твоей труппы со временем изменилось?

 

ѕ Что, если бы ты узнал, что отдельные стороны исповедуемого тобой учения неверны?

 

ѕ Какие доказательства используют критики твоей группы? Если ты не знаешь деталей, как ты можешь их опровергать?

 

208 ЭМОЦИОНАЛЫ

 

В ходе вербовки в мунисты меня подвергли своеобразной "бомбардировке любовью". Мои вербовщики постоянно говорили: "Мы - одна истинная семья. Мы претворяем на практике безусловную любовь, более высокую, чем чья-либо любовь за всю историю человечества. Мы любим тебя! Приди к нам, и мы будем любить тебя всегда". Моя эмоциональная сторона отозвалась на их настойчивые просьбы. Разумеется, на практике всеобщая любовь оказалась весьма условной. Если вы, к примеру, засомневались и решили уйти, вы тут же перестаете быть достойны любви, более того, заслуживаете презрения и даже ненависти. Если вы остались, но не повинуетесь групповым правилам, вы не дождетесь не только любви, но даже малейшего одобрения. Все культы так или иначе практикуют этот вид "условной любви". Последовательное выражение любви, свободной от подобных условностей, а также побуждение адепта к честным поступкам, творческим стремлениям, совершенствованию себя и окружающего мира напомнит подлинному "я" адепта о нарушении обещания со стороны культа. Любовь оказывается сильнее даже изощренных методов контроля сознания. Вот некоторые полезные вопросы для эмоционалов:

 

ѕ Как ты узнал, что эта группа как раз для тебя? 4- Если твоя группа учит безусловной любви, что происходит с теми, кто решает уйти? Будет ли группа все равно любить этого человека и тратить на него время?

 

ѕ Что, если те участники группы, которых ты считаешь своими лучшими друзьями, отвернутся от тебя, поскольку ты задал вопрос, раскритикованный или проигнорированный лидером?

 

ѕ Что бы ты сделал, если бы стал свидетелем чьих-то страданий? Помог бы ты этому человеку, если бы он не был членом группы? Что, если бы это был человек, осуждающий вашу деятельность?

 

ѕ Что бы ты сделал, если бы испытывал гнев по отношению к другому члену группы? Позволено ли вам испытывать подобные эмоции, или от вас ждут, что вы их будете старательно подавлять? Если ты должен их подавлять, значит ли это, что и ваш лидер всегда делает то же самое?

 

ѕ Ты когда-нибудь видел, как лидеры проявляли лицемерие? Это когда-нибудь огорчало тебя?

 

ѕ Скучал ли ты когда-нибудь по друзьям и родным? Как ты себя чувствуешь, когда хочешь их видеть и должен просить на это разрешение?

 

ѕ Ты когда-нибудь чувствовал, что нуждаешься в отдыхе?

 

ѕ Ты когда-нибудь испытывал желание просто уйти из группы?

 

ѕ Ты когда-нибудь чувствовал, что все, что бы ты ни делал, получается недостаточно хорошо?

 

ѕ Что должно случиться, чтобы ты почувствовал, что пришло время уходить?

 

209 ДЕЯТЕЛИ

 

Деятели - активисты, любящие вершить дела и доводить начатые проекты до их практической реализации. Если близкий человек сообщает, что находится в группе вследствие того, что она занята важной гуманитарной работой, например борьбой за мир во всем мире, попросите детально описать, что именно группа делает для претворения своей идеи в жизнь. Нередко у группы имеется масса красивых брошюр, тогда как реальная деятельность практически отсутствует. Если группа раздает правительственную гуманитарную помощь, но при этом большую часть оставляет себе, ее вряд ли можно назвать образцом гуманности и альтруизма. Рядовым участникам особенно неприятно, если их упорный труд не только не приносит желаемых результатов, но, хуже того, подрывает первоначальную цель. Вот некоторые вопросы, которые можно задать деятелям: 4 Как ты узнал, что это группа для тебя, что она осуществит твои цели?

 

ѕ Ты интересовался реальными достижениями группы, прежде чемприсоединиться к ней?

 

ѕ Интересовался ли ты какими-нибудь другими организациями, прежде чем решил посвятить себя этой? Какими именно?

 

ѕ Какие конкретные цели группы изначально привлекли тебя? О каких событиях и действиях тебе сказали, что они приведут к их достижению? Были ли они достигнуты? Устанавливал ли ты для себя точную дату осуществления конкретной цели, пообещав себе, что в противном случае ты выйдешь из группы?

 

ѕ Сделаешь ли ты все, что прикажет группа? Что, если это будет нечто такое, чего ты не хочешь делать? Сделаешь ли ты это вопреки своему желанию? Если да, то почему? Почему нет?

 

ѕ Что, если тебе предложат совершить преступление?

 

ѕ Если бы ты нашел группу, которая делала бы больше для осуществления твоих целей, задумался бы ты о вступлении в нее? Как насчет Красного Креста? Международной Амнистии? Армии Спасения?

 

ѕ Какой опыт пребывания в группе тебе требуется, чтобы понять, что пора попробовать что-то другое?

 

210 ВЕРУЮЩИЕ

 

Верующие имеют явную духовную ориентацию. Они настроены на Религиозные и духовные переживания и стремятся только к ним. Верующие часто вовлекаются в культы потому, что переживают нечто, воспринимаемое ими как послание Божие. В сущности, уйти они могут только потому, что получили более сильное духовное послание. Если культист говорит: "Я вступил в эту группу потому, что мне велел Бог", попытайтесь выведать у него детальное описание того, как и когда он получил послание от Бога. . - Когда ты впервые услышал об этой группе, что именно побудило тебя уверовать?

 

ѕ Расскажи мне о своем духовном пути. Какие наиболее важные духовные переживания случались у тебя в жизни? - Насколько сильно ты подвергался влиянию различных духовных учителей и традиций? Состоял ли ты когда-либо в группе, лидер которой оказался недостойным доверия? Ты когда-нибудь проводил время в культовых группах? Что ты думаешь о людях, которые встречались тебе в этих группах? - Какими вопросами ты задавался, когда впервые задумал вступить в эту группу?

 

ѕ Что бы ты сделал, если бы молился сегодня вечером и пережил духовное озарение, ясно показывающее, что ты должен уйти из группы? Например, если бы Бог явился тебе в твоих молитвах или медитациях и сказал: "Я хочу, чтобы ты ушел". Ты бы остался в группе или послушался Бога?

 

Скорее всего, культист ответит: "О, Бог никогда этого не сделает". Постарайтесь вернуть его к гипотетической сути вопроса: "Но если бы Он это сделал? Кому ты предан? Своим друзьям, своему положению в группе или Богу? "

 

211 МОТИВАЦИОННЫЕ СТИЛИ

 

То, как ваш близкий взаимодействует с миром, цели, которые он ставит, и решения, которые он принимает, зависит от его мотивационного стиля. Если человек склонен находить в жизни хорошее или приятное, его мотивационный стиль утвердительный, или позитивно направленный. Если он склонен избегать неприятностей или болезненных вещей, его мотивационный стиль защитный, или избегающий негативного. Хотя люди, как правило, выбирают стиль в зависимости от ситуации, в основном они предпочитают какой-то один. Постарайтесь определить, какой мотивационный стиль использовал близкий человек до попадания в культ.

 

Планируя свои действия, продумайте возможность сосуществования разных стилей в поведении одного человека. Например, Мыслитель может сказать: "Учение моей группы - наивысшая истина". Если его мотивационный стиль оборонительный, можно предложить конкретные критерии: "Высшая истина не должна содержать противоречий и не должна меняться со временем. Однако с вашим учением это происходит! ". Вам нужно побудить его уклониться от негативной стороны ложного учения. Если его ориентация положительная, то лучше всего предложить ему подумать о существовании более высокой истины.

 

Если Деятель с утвердительным мотивационным стилем говорит: "Покажите мне лучшую группу, которая делает больше", - выясните, что имеет для него наибольшее значение. Можно спросить: "Каковы критерии, которые определяют масштабы твоих деяний? Ты хочешь накормить голодных, одеть бедных и посещать больных, как велит Библия? Ты когда-нибудь выяснял конкретно, практически, чем именно занимается Армия Спасения? " Если ориентация Деятеля заключается в уходе от негативного, тогда можно найти доказательства того, как группа попирает его идеалы или причиняет людям ущерб, и обратить его внимание на это.

 

212 ПРОВЕРКА РЕАЛЬНОСТИ: ВЗГЛЯД НА ВЕЩИ В НОВОМ СВЕТЕ

 

Ваш взгляд на вещи влияет на то, как вы их воспринимаете. Если вы наденете розовые очки, то и все вокруг будет представляться в этом цвете, потому что очки создают линзу, фильтрующую поступление информации. На самом деле человеческое сознание нуждается в фильтрах для того, чтобы нормально функционировать. Замените фильтр, и поступающая информация будет интерпретироваться иначе.

 

Когда люди подвергаются воздействию контроля сознания, параллельно испытывая социальное влияние, их психический фильтр искажается. Заранее рассчитанные события рассматриваются как спонтанные. Простые совпадения интерпретируются как получение "космического послания". Обыденные переживания приписываются духовной силе. Члены культов, воодушевленные лидерами и взаимным примером, начинают видеть мир исключительно в перспективе доктрины. Подход стратегического взаимодействия предполагает помощь культисту в проверке реальности и изменении перспективы. Мы предлагаем ему увидеть мир не только нашими глазами, но, что гораздо важнее, глазами его подлинного "я". Конечно, это нужно делать по возможности бесконфликтно, чтобы не оттолкнуть культовую личность.

 

РАЗЪЯСНЕНИЕ НАМЕРЕНИЯ, МЕТОДА, ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ

 

У большинства культистов благородные намерения. Верующие стремятся к просветленности, а Деятели желают изменить мир к лучшему. Обычно они не достигают осуществления своих прекрасных намерений, несмотря на все усилия. Когда вы просите близкого человека обсудить с ним его намерения, вы помогаете создать фильтр для оценки реальности, в частности для сторонней оценки его действий и их результатов. Мать: Мой сын говорит, что медитирует два раза в день по три часа.

 

После этого он чувствует себя "странным" (В оригинале - spacey, т. е. ошалевший, остолбеневший; замечтавшийся, чудной, необычный; чокнутый. (Прим. перев.)) и у него болит голова.

 

Проблема здесь не в намерении достичь духовного роста, а в методах его достижения. Начните с признания того, что это хорошее намерение. Помимо установления взаимопонимания, это подтверждение также поможет вернуть культиста к прошлому: "Каковы были твои? первоначальные намерения, когда ты впервые увлекся этой группой? "

 

Следующий шаг заключается в том, чтобы привлечь его внимание к применяемым методам. Если доктрина группы говорит, что существует только один способ медитации - монотонная декламация в течение трех часов дважды в день, предложите альтернативы вроде дыхательной медитации, визуальной медитации или медитации в виде пешеходной прогулки. Применение методов - следующий момент, требующий вашего вмешательства: "Как насчет того, чтобы каждый раз медитировать на несколько минут меньше? Ориентируйся на свое самочувствие". Неконструктивно требовать полного прекращения медитативной практики. Постепенный подход позволит близкому человеку постепенно менять поведение, не испытывая при этом вины из-за того, что он не подчиняется культовым правилам.

 

Обоснованность метода проявляется в последствиях его применения. Приносит ли оно положительные результаты в жизнь близкого человека? Спросите его: "Что происходит, когда ты говоришь лидеру, что у тебя болит голова или донимают мышечные судороги? ". Вероятнее всего, те реагируют однозначно: "Делай, что тебе приказано! ", "Следуй инструкциям! ". Ответ лидера может быть также отвлекающим: "Ты просто сбрасываешь давление", "Ты высвобождаешь проблемы, таившиеся в твоем теле. Продолжай медитировать! ". По мере того как адепт подчиняется, болезненные симптомы усиливаются. Подвергните проверке на реальность объяснения лидера и предложите альтернативу:

 

ѕ Возможно, ты слишком долго медитируешь.

 

ѕ Этот вид медитации, вероятно, вреден для твоего организма. Возможно, тебе нужен другой метод.

 

ѕ "сколько еще ты будешь продолжать пользоваться этим методом с теми же результатами, прежде чем поймешь, что пера что-то менять?

 

ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБРАЗНЫМИ СРЕДСТВАМИ (ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ И МЕТАФОРЫ)

 

Аллегории, метафоры и всяческие истории входят в число наиболее действенных средств передачи информации и изменения аттитюдов и моделей поведения. Они особенно сильны в том, что касается возможности обойти практикуемые в культах методы блокировки мышления. Один из наиболее эффективных терапевтических сюжетов - история про то, как человек попадает в некую переделку, но не осознает этого. После ряда событий он начинает отдавать себе отчет в наличии проблемы и ищет способы ее решения (нужных людей, информацию). Эти ресурсы, в свою очередь, обеспечивают новые перспективы, ведущие к правильному поведению. В конце герой не только освобождается от проблемы, но и ведет более счастливую, более здоровую жизнь.

 

Подобную структуру рассказа могут использовать различные члены команды, рассказывающие свои истории. Например, кто-то, только что бросивший курить, мог бы начать свою историю с того, что знал о вреде курения, но чувствовал, что совершенно привык, и ощущал безнадежность. Далее можно описать, как он нашел ресурсы - никотиновый пластырь, курс гипноза или психотерапии, увидел новые перспективы и наконец сумел найти здоровую замену курению в виде, скажем, терапевтических дыхательных техник. Наконец он может рассказать близкому человеку, насколько лучше он теперь чувствует себя и насколько счастлив, что вновь контролирует свою жизнь.

 

Другой подход состоит в использовании актуальных метафор и сравнений с целью провести параллели между культами и другими деструкгивными ситуациями. Особенно мощной является в этом смысле тема насильственных отношений, причем насилие может быть как психологическим, так и физическим, а также тем и другим одновременно. К сожалению, почти каждый из нас может найти в своем прошлом пример нездоровых отношений и использовать его здесь во благо, рассказав о них так, чтобы помочь члену культа обнаружить связь с его собственной ситуацией. Если вы не можете рассуждать о личном примере, опишите знакомого человека, например женщину, страдавшую от систематических избиений. Скажите о том, как люди предупреждали ее о характере будущего мужа; как она была неспособна видеть его недостатки; как он запугивал и шантажировал ее, эксплуатировал ее чувство вины; как он изолировал ее от семьи и друзей и сделал ее зависимой. Главным в вашем рассказе должно быть то, что она в конце концов получила помощь и избавилась от этих отношений.

 

Вопросы для проверки реальности

 

ѕ Как бы ты оценил моральные качества вашего лидера по десятибалльной шкале? Каков он в сравнении с такими религиозными фигурами, как Иисус и Будда?

 

ѕ Как бы ты оценил свою преданность группе по десятибалльной шкале, когда только вступил в нее? Как ты оценил бы ее теперь? Приблизительно через пять лет?

 

ѕ Каков твой взгляд на людей, не являющихся членами вашей группы? Каков твой взгляд на мир, находящийся за пределами вашей группы?

 

ѕ Как ты относишься к родителям?

 

ѕ Как ты относишься к братьям и сестрам?

 

ѕ Как ты относишься к другим родственникам?

 

ѕ Как ты относишься к старым друзьям?

 

ѕ Что ты думаешь о людях, помогающих другим выбираться из культовых ситуаций? Почему именно так?

 

ѕ Ты говорил когда-нибудь с кем-то, кому помогли выйти из культа? Ты готов к этому? Если нет, то почему?

 

ѕ Каково твое отношение к уходу из группы?

 

Напомни, каково твое отношение к бывшим адептам. Почему ты готов огульно отвергнуть так много людей, не приложив усилий к тому, чтобы сначала их узнать?

 

Другие истории могут выглядеть не имеющими отношения к делу, но если их правильно рассказать, они оказываются весьма эффективными. Например, можно рассказать, как вы заблудились в лесу во время пешего похода с друзьями. Опишите, как вы поняли, что потерялись, и как забрались на дерево, чтобы лучше сориентироваться, где находитесь. Можно также описать, как вы разожгли костер и положили в него сырые листья, чтобы подавать дымовой сигнал, который и был обнаружен. Смысл вашей истории может заключаться в следующем: "Иногда человеку нужна помощь, чтобы выбраться из неприятного положения. Просить о помощи - нормально". Еще одно сильнодействующее средство - фильмы. Два моих самых любимых фильма - "Шоу Трумэна" (The Truman Show) с Джимом Кэрри и старый фильм с Уолтером Мэтью и Робином Уильямсом "Специалисты по выживанию" (The Survivors). В финале "Шоу Трумэна" герой Джима Кэрри предпочитает иллюзорной жизни личную свободу. В "Специалистах по выживанию" герой Робина Уильямса попадает в культ, обучающий выживанию, и в конце понимает, что лидер - шарлатан, стремящийся делать деньги и потому провоцирующий страх.

 

213 СМЕНА РОЛЕЙ

 

Эта техника - невероятно мощный способ открыть новые перспективы, улучшить общение и создать более близкие отношения. В отличие от ролевой игры, где вы становитесь на место культиста с целью запланировать и отрепетировать мини-взаимодействия, здесь вы просите его встать на ваше место, чтобы он смотрел с вашей точки зрения. Один из способов добиться этого состоит в том, чтобы отвечать на вопрос близкого человека другим вопросом:

 

Член культа: Как ты относишься к тому, что я вступил в эту группу? Отчим: А что бы ты почувствовал на моем месте?

 

Эта техника смены ролей может заставить культиста принять точку зрения отчима. Само собой, вы должны быть готовы ответить взаимностью. Иногда можно и открыто попросить близкого человека поменяться с вами ролями. Могли бы вы защищать его позицию по конкретному вопросу (например, его любовь к лидеру), как свою собственную? Членам команды, которые чувствуют свою неспособность принять точку зрения члена культа, следует проводить с ним больше времени, чтобы лучше его понять. Задавайте больше вопросов и узнавайте его мир.

 

Можно попробовать применить эту сильнодействующую технику в общении с другим членом команды. В данном ниже упражнении я встал на позицию матери, а мать выступила с точки зрения дочери, готовясь к предстоящему реальному обмену ролями.

 

СХ (в роли матери): Знаешь, Кристи, я просто изумляюсь, до какой степени ты готова позволять вашему гуру решать, можешь ли ты к нам приехать. Ты всегда получала массу удовольствия, выражая по любому поводу собственное мнение и восставая против авторитетов.

 

Мать (в роли дочери): Она сказала бы: "Гуру объяснил, что мое бунтарство было всего лишь попыткой контролировать то, что мне неподвластно. Мама, когда ты наконец расслабишься и примиришься с тем, что есть? "

 

СХ (вроли матери): Я постараюсь принять все, как есть, но ты также должна встать на мое место. Как бы ты себя чувствовала, если бы твоя красивая энергичная дочь, которую ты любишь и чье общество доставляло тебе всегда столько удовольствия, должна была спрашивать у кого-то, можно ли ей просто увидеться с тобой?

 

Ваша цель при постановке подобного вопроса заключается не только в выявлении подлинной личности, но также и в том, чтобы побудить дочь соприкоснуться с собственными чувствами и понять ваши переживания. Вы получите, скорее всего, разные ответы в зависимости от того, находится ли она в культовом или аутентичном состоянии.

 

Культовая личность: Я просто смирилась бы с этим. Подлинная личность: Хм, это тяжело.

 

Мать (в качестве самой себя, Стиву): Ну и что я должна была бы сказать?

 

СХ: Попробуйте так. (Переключается на роль матери). "Мне нужно, чтобы ты знала, насколько я тебя уважаю, и я надеюсь, что ты меня тоже уважаешь. Если лидер вашей групцы - тот, за кого он себя выдает, и если учение группы обоснованно, я тоже достигну просветления. Поделись со мной и научи меня; я хочу понять тебя и твою группу! Если лидер окажется не заслуживающим доверия, мы постараемся усвоить то, чему научились, и двинемся дальше". Когда она отвечает, покажите, что вы внимательно слушаете. Скажите: "Итак, насколько я услышала, ты сказала", после чего повторите сказанное своими словами. Будьте искренни, неподдельно заинтересованы. Пусть она расскажет о себе. Пусть она скажет, что ее привлекает в группе. Помните: обе личности, как культовая, так и подлинная, нуждаются в любви и одобрении с вашей стороны.

 

214 ЭЛИТАРНОЕ СОЗНАНИЕ И ПРОВЕРКА

 

Культистам внушают, что внешний мир враждебен, полон ненависти и опасен. Другие люди часто обращаются с ними как с неудачниками или просто глупыми людьми. Когда я был мунистом, люди на улицах плевали в мою сторону, а иногда даже били. Пьяные гуляки выплескивали на меня пиво. Естественно, эти нападки только подкрепляли мое культовое мировоззрение. Моя преданность группе усиливалась от осознания того, что я подвергаюсь "преследованиям".

 

Однажды в жаркий день, когда я продавал цветы на углу улицы в Нью-Йорке, один человек выразил мне сострадание и захотел купить мне прохладительный напиток. Моему культовому менталитету был брошен вызов. Я буду всегда помнить доброту, проявленную ко мне этим, казалось бы, посторонним человеком. Откажитесь от обычной манеры поведения, чтобы доказать близкому человеку: люди во внешнем мире добрые и любящие. Обращайтесь с людьми вежливо и сочувственно и будьте особенно тактичны с другими членами группы. Они - тоже чьи-то дети, братья, сестры или родители.

 

Лидеры некоторых культов говорят адептам, что семья настроена против них или пытается их контролировать. Эту уверенность можно эффективно оспорить, показывая, что вам нужно обратное, а именно, чтобы близкий человек думал независимо и принимал самостоятельные решения. Найдите способ сообщить, что вы восхищаетесь намерениями и устремлениями этого человека, тогда как ваша озабоченность связана с поведением лидера или с тем, какие требования накладывает доктрина на своих приверженцев. Поддерживая позитивные намерения, вы получаете в союзники истинное "я" близкого человека. Оно получает сообщение: "Папа хочет, чтобы я сам руководил своими действиями. Он не пытается контролировать меня и не хочет, чтобы меня контролировал кто-то другой".

 

Если член культа воображает, будто попадет в плен к депрограммистам, следует заверить его, что этого никогда не случится. Здесь можно спросить: "Что нужно сделать, чтобы ты поверил, что мы защитим тебя и будем отстаивать твое право быть личностью? Чтобы ты понял, что мы будем отстаивать твое право делать то, что ты считаешь наилучшим для себя? " Не допускайте негативных намеков, говоря:

 

"Мы обещаем, что никому не позволим похищать или мучить тебя". Вместо этого поддерживайте ростки позитивного настроя: "Мы на твоей стороне и защитим тебя от любого, кто попытается заставить тебя делать что-либо против твоего желания".



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.