Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Перешли к вам болезни прошлых умм: зависть и ненависть». 1 страница



 

«Болезни сердца и пути их исцеления»
Автор шейхульИслям Ахмад ибну Таймия
 
.
1437 г.х

 

 

 С именем Аллаха Всемилостивого, Милостивого.Слава присуща только Аллаху, поэтому только у Него мы просим помощи, и у него просим прощения и прибегаем к Аллаху от вреда нас самих и от зла наших деяний. Кого наставил Аллах — нет того, кто сбил бы его, а кого сбил Аллах — нет того, кто наставил бы его. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха Единственного, нет равных которому, и свидетельствую, что Мухаммад его раб и посланник, да благословит Аллах его, его семью, его сподвижников и приветствует.

 


 

Теория болезней

1 – Сердца болеют и исцеляются

Сказал Всевышний Аллах о двуличных следующее:

في قلوبهم مرض فزادهم الله مرضا

В их сердцах болезнь, и Аллах увеличил им болезнь. — (2/10)

 

ليجعل ما يلقى الشيطان فتنة للذين في قلوبهم مرض والقاسية قلوبهم

Для того чтобы то, что подбросил шайтан, Аллах сделал испытанием для тех в чьих сердцах есть болезнь, и сердца которых очерствели. — (22/53)

 

لئن لم ينته المنافقون والذين في قلوبهم مرض والمرجفون في المدينة لنغرينك بهم ثم لا يجاورونك فيها إلا قليلا

Если двуличные, те, в чьих сердцах болезнь и распространяющие сплетни, и смуту в Медине не прекратят, то мы дадим тебе преследовать их и тогда им недолго там быть рядом с тобой. — (33/60)

 

ولا يرتاب الذين أوتوا الكتاب والمؤمنون وليقول الذين في قلوبهم مرض والكافرون ماذا اراد الله بهذا مثلا

И для того, чтобы не сомневались те, кому было дано писание и верующие. И для того, чтобы говорили те, у кого в сердцах болезнь, а также неверные: «Что желает Аллах этой притчей?». — (74/31)

 

قد جاءتكم موعظة من ربكم وشفاء لما في الصدور وهدى ورحمة للمؤمنين

Пришло к вам назидание от вашего Господа и исцеление того, что в грудях, и руководство прямого пути и милость для верующих. — (10/57)

 

وننزل من القرآن ما هو شفاء ورحمة للمؤمنين ولا يزيد الظالمين إلا خسارا

И низводим по частям Мы Коран, который есть исцеление и милость для верующих, а несправедливым лишь увеличивает убыток. — (17/82)

 

ويشف صدور قوم مؤمنين ويذهب غيظ قلوبهم

И исцелит груди верующих и удалит гнев их сердец. — (9/14-15)

2 – Сравнение телесных болезней с духовными

Болезнь тела это расстройство здоровья и порядка в организме. Расстройство организма бывает двух видов: расстройство восприятия и физическое расстройство (физиологии) организма.

Расстройство восприятия может проявляться как путем полного отсутствия чувства восприятия, как это бывает при слепоте или глухоте, так и путем искажения восприятия, как это бывает, когда например, человек сладкое ощущает горьким, то есть воспринимает наружные объекты не такими, какими они являются в действительности.

Что касается расстройства физиологии, то это, например ослабление пищеварительной функции или отсутствие влечения к пище, в которой организм нуждается, а также влечение к пище, которая приносит организму вред, вследствие чего организм испытывает боли.

Несмотря на это болезнь не убивает и не уничтожает тело полностью, и у организма, в общем, еще остаются силы, чтобы совершать волевые движения. Из-за этого в теле появляется боль, источник происхождения которой количественное, или качественное расстройство.

Количественное расстройство бывает либо из-за недостатка веществ, либо из-за избытка. Если причина в недостатке, организм нуждается в питании, если в избытке веществ, то организм нуждается в освобождении от них.

Качественное расстройство это, например, чрезмерное повышение или понижение температуры и оно нуждается в лечении.

Раскладка, которую мы сделали для болезни тела, свойственна и для болезни сердца. Болезнь сердца это некое расстройство, которое тоже бывает двух видов: расстройство понимания и расстройство воли. Расстройство понимания сердца бывает из-за постигающих его сомнений, которые приводят к тому, что сердце не видит истины или видит ее неправильно. Расстройство воли же это когда сердце питает неприязнь к полезной для сердца истине и испытывает влечение к вредному для сердца ложному. Поэтому слово болезнь, встречающееся в Коране, иногда толкуется как сомнение и неуверенность, а иногда как похоть. Так в аяте «в их сердцах болезнь» — 2/10, Муджахид и Катада истолковали болезнь как сомнение, а в аяте «О, жены Пророка! Вы не такие, как любая другая женщина. Если вы богобоязненны, то не говорите мягко и нежно, дабы не возжелал вас тот, в сердце которого есть болезнь», слово болезнь истолковано как похоть.

Поэтому-то Аль-Хараитъи написал книгу «Заболевания сердец», что означает болезни сердец и подразумевал под этим страсти и похоть.

Больному причиняет страдание то, что не причиняет страдания здоровому. Так, например больному приносит вред легкий жар или холод, легкая работа и тому подобное, что больному не под силу из-за ослабленности его болезнью

Болезнь, как правило, ослабляет больного, тем, что уменьшает его силу так, что он не может то, что может сильный. Здоровье укрепляется себе подобным и ухудшается противоположным. Аналогично, болезнь усиливается при наличии причин, похожих на причины болезни, и отступает при противоположных причинах. Если больной встречается с причинами, подобными причинам его болезни, его болезнь усиливается, и сила его ослабляется так, что он может даже погибнуть. А если он встретится с тем, что укрепляет его силу и уничтожает болезнь, то происходит обратное.

3 – Болезнь это боль

Болезнь сердца это некое мучительное чувство, которое появляется в сердце, как например, гнев к врагу, который тебя одолел. Это действительно причиняет страдание сердцу. В связи с этим Аллах сказал:

ويشف صدور قوم مؤمنين ويذهب غيظ قلوبهم

«Сражайтесь с ними. Аллах накажет их вашими руками, опозорит их и одарит вас победой над ними. И (тем самым) исцелит груди верующих и удалит гнев их сердец». — (9/14-15)

И исцеление этих людей (упомянутых в аяте) произошло посредством исчезновения мучения, возникшего в их сердцах (когда неверные их пытали).

Так, например, арабы говорят:

فلان شفى غيظه

Такой-то излечил его гнев

(тем самым отождествляя болезнь с гневом).

Известно, что возмездие излечивает сердца близких убитого от страданий. Это является исцелением от скорби, гнева, печали и все эти чувства есть душевное мучение.

Точно так же сомнение и незнание причиняет страдания сердцу. Посланник (صلى الله عليه وسلم) сказал:

هلا سألوا إذا لم يعلموا فإن شفاء العي السؤال

«Раз они не знают, не следовало бы им спросить? Ведь спрашивать это средство исцеления от незнания».

Точно так же и сомневающийся в какой-то неясной (для него) вещи, испытывает страдание в сердце до тех пор, пока не обретет знание и уверенность. Так, например, про ученого, который своим ответом разъяснил истину, говорят

قد شفاني بالجواب

«Он излечил меня ответом».

4 – Болезнь еще не смерть

Болезнь это не есть полная смерть. Если невежество полное, то сердце считается умершим, а если невежество частичное, то сердце считается больным. У сердца, как и у тела тоже бывает своя смерть, болезнь, оживление и исцеление. Причем они намного важнее, чем смерть, болезнь, оживление и исцеление тела.

Поэтому, когда больное сердце сталкивается с сомнением или пристрастием, то они усиливают болезнь сердца. И наоборот, если сердце сталкивается с мудрым словом и увещеванием, то это способствует его улучшению.

В связи этим Аллах сказал:

ليجعل ما يلقى الشيطان فتنة للذين في قلوبهم مرض

Для того, чтобы то, что подбросил шайтан, Аллах сделал испытанием для тех, в чьих сердцах есть болезнь. — (22/53)

Это было фитной для них, так как то, что подбросил шайтан, оставило сомнение в их сердцах, а очерствление их сердец из-за их высыхания. Их сердца и так были ослаблены болезнью, поэтому подброшенное шайтаном стало для них причиной заблуждения. Кроме этого, этому способствовало то, что их сердца были черствы к благодати веры.

Аллах сказал:

لئن لم ينته المنافقون والذين في قلوبهم مرض والمرجفون في المدينة

Если двуличные, те, в чьих сердцах болезнь, и распространяющие сплетни и смуту в Медине не прекратят. — (33/60)

وليقول الذين في قلوبهم مرض

И для того, чтобы говорили те, у кого в сердцах болезнь. — (74/31)

Сердца тех, кто упомянут в этих аятах, не мертвы так, как мертвы сердца неверных и (настоящих) двуличных, но и не здоровы так, как здоровы сердца верующих. В их сердцах болезнь сомнений и страстей. Так же и в аяте из суры Ахзаб:

فيطمع الذي في قلبه مرض

«дабы не возжелал вас тот, в сердце которого есть болезнь» — 33/32.

Болезнь, упомянутая здесь это похоть. Так, например, когда человек со здоровым сердцем увидит женщину, он не оборачивается вслед за ней в отличие от человека с больным сердцем. Он по причине своей слабости склоняется к ней в меру своей болезни и слабости. И когда женщина говорит с ним мягко, тот, у кого в сердце болезнь, желает ее похотью.

5 – Что исцеляет болезни сердец

Коран является исцелением для того, что в грудях. И если в сердце человека есть болезни сомнения или страстей, то в Коране есть ясные доказательства, которые различают истину от ложного и уничтожают болезни сомнения, которые вредят знанию, пониманию и восприятию того человека тем, что благодаря этим доказательствам он видит вещи тем, чем они являются на самом деле. В Коране есть прекрасные мудрые слова и увещевания, которые поощряют сердце, побуждая к тому, что для него полезно и устрашают в отношении того, что для него вредно, а также есть поучительные истории, которые способствуют исправлению сердца. Все это побуждает сердце любить истину и ненавидеть ложное, хотя до этого его влекло к ложному и питало неприязнь к истине.

Коран так излечивает болезни, являющиеся очагом скверных желаний, что в итоге сердце и его побуждения исправляются и возвращаются к своему исходному естественному состоянию, на котором они изначально были сотворены подобно тому, как тело после выздоровления возвращается к своему нормальному состоянию. И точно также подобно тому, как тело растет и укрепляется, питаясь едой, сердце воспитывается и укрепляется, подпитываясь верой и Кораном.

6 – Закят сердец

Аналогично и закят (развитие, рост, увеличение, улучшение, очищение) сердец подобен росту и развитию тела. Лингвистическое значение слова закят это рост, развитие и увеличение чего-нибудь в хорошую сторону. Так, например, в арабском языке, когда какая-нибудь вещь растет в плане блага, на нее говорят زكا الشيء

«Закяя ащ-щайу».

Для того чтобы сердце, развиваясь, достигло полного оздоровления и совершенства, оно нуждается в специальном уходе подобно тому, как и тело тоже нуждается в уходе, который предусматривает обеспечение полезными веществами и непременно отказ от вредных веществ. Ведь известно, что тело не будет развиваться без получения полезного и одновременного отказа от вредного. Точно так же и сердце. Оно не очистится и не достигнет здорового состояния если не питать его тем, что полезно для него и не ограждать от того, что вредно для него. Это же правило верно и для растений. Растение так же не будет расти без этого. Возьмем полезное. Известно, например, что милостыня тушит грехи точно так же, как вода тушит огонь. Поэтому-то подача милостыни улучшает состояние сердца. В данном случае улучшение (закят) сердца это увеличение очищенности сердца от грехов. Сказал Всевышний Аллах в суре Тауба:

خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِم بِهَا

«Бери очищающую милостыню с их имуществ дабы ею очистить их» — 9/103

Что касается вредного, то поистине, сердце улучшается посредством оставления мерзостей и грехов. Если продолжить сравнение с телом, то мерзости и грехи подобны вредным чужеродным примесям в организме человека. Также это подобно сорнякам среди посевов. Когда тело избавляется от вредных примесей, например от лишней крови, природная сила тела освобождается, спадает напряжение и тело может спокойно развиваться. Точно также и сердце, когда кается от грехов, избавляется от примесей греховного к праведному, в результате активизируется сила сердца и воля, которая побуждает совершать праведные деяния; сердце сбрасывает с себя оковы, опутавшие ее, и может развиваться. Здесь закят сердца состоит в улучшении и совершенствовании. Сказал Всевышний Аллах:

ولولا فضل الله عليكم ورحمته ما زكى منكم من أحد ابدا

«И если бы не благоволение Аллаха к вам и не Его милость, ни один бы из вас никогда не очистился (закяя)» — (24/21)

وإن قيل لكم ارجعوا فارجعوا هو أزكى لكم

«Если вам сказано «Вернитесь!», — то возвращайтесь. Это — чище (азкяя) для вас» — (24/28).

قل للمؤمنين يغضوا من أبصارهم ويحفظوا فروجهم ذلك أزكى لهم إن الله خبير بما ينصعون

«Скажи верующим, пускай они потупляют свои взоры и берегут свои члены; это — чище (лучше) для них. Поистине, Аллах сведущ в том, что они делают!» — (24/30)

قد افلح من تزكى وذكر اسم ربه فصلى

«Преуспел тот, кто очистился, И поминал имя своего Господа и совершал намаз». — (87/14-15)

قد أفلح من زكاها وقد خاب من دساها

«Преуспел тот, кто очистил (улучшил) ее (душу), и потерпел неудачу тот, кто развратил ее». — (92/9-10)

وما يدريك لعله يزكى

«Откуда ты знаешь, быть может, он очистится» — (80/3)

فقل هل لك إلى أن تزكى وأهديك إلى ربك فتخشى

«И скажи: «Не хочешь ли ты очиститься? Не показать ли мне тебе путь к твоему Господу, чтобы ты стал богобоязнен»». — (79/18-19)

Хоть изначальный смысл закята (очищения) это рост, баракят, увеличение в хорошую сторону, но все это возможно только устранением плохого. Поэтому закят включает в себя и смысл очищения, и смысл роста.

Сказал Аллах в суре Фуссъилят:

وويل للمشركين الذين لا يؤتون الزكاة

«И горе многобожникам, которые не дают закят». — (41/6-7)

Здесь под закятом подразумевается таухид и иман, посредством которого очищается сердце и он включает в себя отрицание в сердце божественности всего, кроме Аль-Хаккъа и утверждение в сердце божественности Ал-Хаккъа. Это и есть суть таухида и именно этим очищаются, исправляются и развиваются сердца. Очищение (тазкия) означает делать какую-нибудь вещь очищенной либо на деле (фактически), либо на словах и убеждениях. Так, например, когда говорится عدلتهЯ исправил его , то это означает либо «Я это исправил фактически», либо «Я уверил людей, что это правильно». Примером для второго смысла слова «очищение» является следующий аят из суры ан-Наджм:

فلا تزكوا أنفسكم

«Не очищайте (не обеляйте, не выгораживайте, не хвалите) самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен. — (53/32).

Здесь «не очищайте» означает «не говорите, что вы чистые», а в суре аш-шамс же наоборот есть побуждение к очищению, но там очищение в первом смысле:

قد أفلح من زكاها

«Преуспел тот, кто очистил (улучшил) ее» — (92/9-10)

Поэтому Аллах и сказал в суре ан-Наджм:

هو أعلم بمن اتقى

«ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен». — (53/32).

У Зайнаб до переименования было имя Барра. Было сказано, что она очищает (обеляет, восхваляет) себя и посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم) дал ей имя Зайнаб.

А в следующем аяте очищение употреблено в двух смыслах:

ألم تر إلى الذين يزكون أنفسهم بل الله يزكي من يشاء

«Разве ты не видел тех, которые очищают самих себя (говорят, что они чистые)? Но нет, это Аллах очищает, кого пожелает» — (4/49)

То есть Аллах делает чистым кого пожелает и сообщает о его чистоте.

7 — Здравие сердец в справедливости

Сообщать о чистоте это подобно тому, как судья устанавливает, что свидетели справедливые. А справедливость это прямота, а прямота это и есть здравие сердца, подобно тому, как несправедливость это расстройство сердца. Поэтому, какой бы грех не сделал человек, он этим становится несправедливым к самому себе. А несправедливость это противоположность справедливости, поэтому грешащий не относится справедливо к самому себе, а наоборот несправедлив к себе. Поэтому здравие сердец в справедливости, а расстройство сердец в несправедливости. И когда раб проявляет к себе несправедливость, то он одновременно и тот, кто делает несправедливость и тот, кто подвергается несправедливости. Аналогично, когда раб справедлив, то он субъект и объект справедливости одновременно. То есть деяние, будь оно хорошее или плохое, исходит от раба, но воздействие деяния направлено на самого раба. Как и сказал Всевышний Аллах:

لها ما كسبت وعليها ما اكتسبت

«В ее пользу — то, что она обрела (из хороших деяний), и против нее — то, что она приобрела (из плохих деяний)». — (2/286)

Деяние больше чем наружным воздействием, обладает внутренним воздействием на сердце, плохим или хорошим. Поэтому путь к оздоровлению души лежит через справедливые деяния, а к порче души через несправедливые деяния.

Сказал всевышний Аллах:

من عمل صالحا فلنفسه ومن أساء فعليها

«Кто сделал благое, то — для своей же пользы, а кто сделал злое, то — против самого себя же» — (41/46)

إن أحسنتم أحسنتم لأنفسكم وإن أسأتم فلها

«Если вы сделали добро, то вы сделали добро себе, а если сделали зло, то опять себе» — (17/7)

Сказали некоторые салафы

Поистине доброе деяние вызывает сияние в сердце, силу в теле, свет на лице, процветание в достатке, симпатию людей. Плохое же деяние вызывает тьму в сердце, мрак на лице, слабость в теле, бедность, нелюбовь людей.

Сказал Всевышний Аллах:

كل امرئ بما كسب رهين

«Каждый человек заложник того, что он заработал» — (52/21)

كل نفس بما كسبت رهينة

«Каждая душа — заложница того, заработала» — (52/38)

وذكر به أن تبسل نفس بما كسبت ليس لها من دون الله ولي ولا شفيع وإن تعدل كل عدل لا يؤخذ منها أولئك الذين أبسلوا بما كسبوا

Но увещевай их этим, чтобы душа не стала захваченной тем, что заработала, когда не будет у нее покровителя и заступника, кроме Аллаха, и когда от нее не будет принято, какой бы выкуп она ни предложила. Они стали захваченными тем, что заработали. — (6/70)

Слово تُبْسَلَ Тубсаля, упомянутое в аяте означает «стать заложником, быть схваченным, захваченным, удерживаться в плену».

Когда организм излечивается от болезни, про него говорят, что состояние организма нормализовалось. Болезнь же наоборот это отклонение состояния от нормы.

Но вместе с этим невозможно добиться полнейшего совершенства в избавлении от вредных примесей в теле, но бывает так, что один здоровый, а другой еще здоровее. Точно также обстоит и со здравием справедливости сердца и с болезнями кривизны сердца, его несправедливости и отклонения от нормы. Поистине совершенная справедливость и в знании и в действиях вещь очень сложная. Поэтому у здоровья есть степени; человек бывает со здоровым сердцем, а бывает с еще более здоровым сердцем. Поэтому в арабском языке говорится «هذا أمثل» т.е. «это лучше». Так, например, на путь салафа говорится «Лучший путь». Всевышний Аллах сказал:

ولن تستطيعوا أن تعدلوا بين النساء ولو حرصتم

«И никогда вы не сможете быть справедливыми между женщинами, хотя бы и сильно желали этого». — (4/129)

وأوفوا الكيل والميزان بالقسط لا نكلف نفسا إلا وسعها



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.