|
|||
Перспективы развития отрасли ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 12. Перспективы развития отрасли
Уже несколько лет развитие некоторых подотраслей машиностроения в странах региона, часть государственной экономической политики. Происходит активизация государственной поддержки машиностроения. Пример - консолидация авиастроительных и судостроительных предприятий в России и активное привлечение к финансированию отрасли банков развития, государственная программа индустриализации в Казахстане, господдержка автомобильной и тракторной промышленности в Беларуси. Относительно благоприятная фискальная политика в странах региона создает дополнительные перспективы развития машиностроения. Фискальная нагрузка на экономику ниже, чем, например, в Германии, и в процессе развития машиностроения стран ТС фактор более низких фискальных издержек может заметно повысить его конкурентоспособность. Страны региона обладают «исторической» базой машиностроения: некоторые находящиеся в настоящий момент в упадке отрасли были высокоразвитыми в советский период. Отчасти сохранившиеся кадры, конструкторские бюро, часть производственных мощностей по-прежнему способны активно участвовать в их восстановлении. Рост благосостояния населения вкупе с относительно невысокой его обеспеченностью легковыми автомобилями и товарами длительного пользования будет увеличивать спрос на продукцию подотраслей машиностроения, ориентированных на потребительский рынок, этот процесс продолжается уже несколько лет. Одновременно потребность в обновлении мощностей различных отраслей национальных экономик стран региона простимулирует спрос на продукцию инвестиционного машиностроения. Впрочем, удовлетворение растущего спроса без значительного увеличения импортных поставок возможно только при стабильном развитии собственного машиностроения и устранении основных его проблем. Создание Единого экономического пространства и возможное присоединение к нему других государств ведет к снижению издержек при торговле между ними и возникновению новых возможностей кооперации, в том числе для предприятий машиностроительной отрасли и их поставщиков. Кроме того, единый таможенный тариф создает барьеры для зарубежных поставщиков машиностроительной продукции, повышая спрос на импортозамещающую продукцию предприятий государств ТС. Усиление интеграционных процессов позволит восстановить и развить исторически сложившиеся производственные связи машиностроительных производств. Для определения мероприятий по дальнейшему развитию машиностроительной отрасли необходим объективный анализ текущего состояния путем определения сильных и слабых сторон, а также существующих возможностей и угроз. Анализ экспорта и импорта машиностроения анализируемых стран показал, что в кратко и среднесрочной перспективе оно вряд ли способно занять прочное место на мировом рынке. Следует также ожидать увеличения импорта некоторых видов машиностроительной продукции. Тем не менее устранение основных проблем развития могло бы повысить его экспортный потенциал и снизить зависимость от импорта, а из-за быстро растущего внутреннего спроса на машиностроительную продукцию предприятиям целесообразно ориентироваться на внутренний рынок.
|
|||
|