|
|||
Тип рыночной структуры4. Тип рыночной структуры
Машиностроение — это отрасль, включающая в себя множество подотраслей. По сравнению с другими отраслями промышленности машиностроение является самой сложной и дифференцированной отраслью. Предприятия машиностроения объединяются в машиностроительный комплекс, который наряду с агропромышленным, строительным, топливно-энергетическим комплексами служит объектом статистического учета, анализа и государственного регулирования. Машиностроительный комплекс включает 12 крупных отраслей и примерно 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств. В состав комплексных отраслей входят: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электрическая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; автомобильная промышленность; транспортное и сельскохозяйственное машиностроение; строительно-дорожное и коммунальное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; авиационная промышленность; судостроительная промышленность; промышленность средств связи. Комплексные отрасли включают в соответствии с дальнейшим разделением общественного труда специализированные отрасли (например, в комплексную отрасль «тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение», входят: производство турбин и котлов паровых; дизелей и дизель-генераторов; комбайнов, проходческих машин и машин шахтных погрузочных; кранов мостовых электрических, кранов на автомобильном ходу и кранов башенных; тепловозов магистральных, грузовых и пассажирских магистральных вагонов, вагонов метрополитена. Изучение отраслевой структуры всегда является актуальным, поскольку она показывает степень общественного разделения труда. На основе анализа отраслевой структуры машиностроения можно судить об эффективности промышленного производства. Отрасли машиностроения могут условно группироваться по различным признакам в зависимости от поставленных целей. В литературе встречаются различные группировки отраслей машиностроения, позволяющие по-иному представить отраслевую структуру машиностроения. В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями машиностроительного комплекса, их условно объединяют в четыре группы: - группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью топливно-энергетического комплекса, строительного и транспортного комплексов; - группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения; - электротехника, приборостроение, станкостроение — группа наукоемких отраслей, так называемых комплектующих, развивающихся вслед за; потребностями всех других отраслей промышленности, включая и само машиностроение; - автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов). Отрасли машиностроения могут группироваться также по признаку территориальной принадлежности рынков сбыта продукции. По данному критерию отрасли машиностроения условно делятся на две группы. - Отрасли импортозамещения. В данную группу включаются такие группы, как автомобильная промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, транспортное машиностроение, строительно-дорожное машиностроение. Развитие отраслей данной группы определяется инфраструктурным фактором экономики и спросом на их продукцию на внутреннем рынке. - Отрасли экспортной ориентации. В данную группу включаются энергетическое машиностроение, электротехническая промышленность, приборостроение по производству различных элементов автоматизированных систем управления (включая многофункциональные производственные комплексы на базе микропроцессорного управления), станкоинструментальная промышленность по производству тяжелых металлорежущих станков и прессов, а также авиа судостроение. Они обладают научно-техническим потенциалом, позволяющим им либо выпускать конкурентоспособные изделия, либо создавать их в относительно короткие сроки. В частности, отечественное энергетическое и высоковольтное электрическое оборудование по техническим показателям (ресурсы, надежность, мощность, КПД) и уровню цен конкурентоспособно на внешнем рынке. В целом условные группировки отраслей машиностроения по различным признакам используются для выработки направлений совершенствования отраслевой структуры машиностроения в соответствии с поставленными целями и на основе анализа по заранее сгруппированным отраслям. В соответствии с общепринятой классификацией отраслей машиностроения в настоящее время можно отметить, что машиностроительный комплекс в целом (за исключением, может быть, автомобилестроения) слабоструктурирован. В нем существуют многие весьма сильные ассоциации, объединения, группы, часть из них создается под непосредственным влиянием Минпромнауки России. Однако в ряде подотраслей степень интеграции пока явно недостаточна. Это снижает устойчивость отрасли по отношению к ценовым колебаниям, снижает ее инновационный потенциал, не позволяет осуществлять отдельным предприятиям достаточные вложения в работы НИОКР, ограничивает возможности проведения масштабных маркетинговых исследований, рекламных кампаний, требующих серьезных финансовых затрат. Проблемы укрупнения и укрепления структурных связей особенно обостряются в связи с процессами глобализации, идущими в мире, а также в связи с предстоящим вступлением России в ВТО. Крупные транснациональные корпорации, конкурируя с российскими разрозненными производителями (как на мировом, так и на внутреннем рынке) и обладая несомненным финансовым, интеллектуальным и организационным превосходством, легко завоевывают ниши рынка, принадлежавшие ранее российским фирмам. Отвоевывать их затем оказывается всегда намного сложнее. В теории выделяются группы факторов, определяющих изменение отраслевой структуры отрасли: 1) научно-технический прогресс (развитие науки и техники способствует развитию новых отраслей, выделению из уже существующих отраслей новых подотраслей, либо ликвидации предприятий отраслей, не соответствующих требованиям времени); 2)темпы развития отраслей народного хозяйства, потребляющих продукцию машиностроения (влияние данного, фактора сопоставимо с эффектом мультипликатора, ускорение или замедление развития отраслей, потребляющих продукцию предприятий машиностроения, определяет развитие соответствующих отраслей машиностроения); 3)рост материального благосостояния и культурного уровня населения (изменения в составе потребностей населения напрямую определяют развитие отраслей, производящих продукцию, способную удовлетворить данные потребности). Постоянное изменение отраслевой структуры машиностроения делает необходимым систематический ее контроль с целью выявления соответствия сложившейся структуры отраслей потребностям народного хозяйства. отраслевой машиностроение рынок
|
|||
|