|
|||
Ключевые характеристики рынка5. Ключевые характеристики рынка
С 2008 года развитие отрасли затормозилось — по нашим оценкам, рост сектора в 2008 году составил около 10%. В январе текущего года выпуск автомобилей (основной продукции отрасли отечественного машиностроения) и вовсе упал на 80%. Не исключено, что по итогам 2009 года сектор покажет отрицательные темпы прироста. Среди секторов машиностроительной отрасли, представленных в выборке, наилучшие темпы роста оборотов в 2005-2006 гг. показывали судостроение и авиа- и ракетостроение, однако, в 2007 году они замедлились, в то время как темпы роста выручки других секторов ускорились. За 2005-2007 их совокупный объем вырос в 3,1 раза, в то время как активы судостроительных и автомобилестроительных компаний за это же время увеличились всего на 36% и 78%, показав минимальный прирост среди рассматриваемых секторов. Структура отрасли по данным, раскрываемым Госкомстатом, в последние 3 года остается практически неизменной. Почти половина доходов приходится на производителей транспортных средств и оборудования (транспортное машиностроение), по четверти рынка занимают производители электрооборудования и производители промышленных машин и оборудования. Более подробное распределение компаний отрасли по выручке показывает, что 54% полученной в 2007 году выручки и 50% чистой прибыли пришлись на автомобилестроителей, в то время как по активам они занимают 39% рынка. Авиа- и ракетостроители обеспечили 14% выручки и 15% чистой прибыли сектора при 20%-ой доле по активам. Третье место в выборке по доле выручки и прибыли занимает сектор энергетического машиностроения — 6% и 9% соответственно при доле в активах в 8%. Наименьший вклад в полученную в 2007 году выручку и прибыль внесли предприятия сельскохозяйственного машиностроения.
Характеристика предприятий отрасли Общее число компаний машиностроительного сектора на отечественном рынке, согласно данным Госкомстата, составляет более 90 тысяч, 7,5 тысяч из которых относятся к крупным и средним. Высокая дифференциация выпускаемой продукции привела к тому, что машиностроительные компании, являясь крупнейшими российскими производителями определенных видов продукции, имеют относительно небольшие размеры по сравнению с крупнейшими предприятиями других отраслей. Так, оборот лидера отрасли АвтоВАЗа в разы меньше оборотов лидирующих предприятий нефтяной, металлургической и газовой промышленности. Характеризуя предприятия машиностроительной отрасли по масштабам деятельности, рассмотрим распределение крупнейших компаний по годовому обороту. Все это крупнейшие предприятия отрасли, большинство из которых являются холдингами и объединяют в себе несколько машиностроительных заводов. Большая часть исследуемых компаний— более 50%, имели в 2007 году выручку в интервале до 100 млн.$. Стоит учесть, что в анализируемый список вошли 200 наиболее крупных и известных компаний отрасли, которые либо фигурируют в списке "Эксперт-400", либо торгуются на российских биржевых площадках. Остальные предприятия отрасли характеризуются еще более низкими показателями оборота и прибыли.
Прогнозы развития сектора Падение объемов реализации продукции тракторостроения и сельскохозяйственного машиностроения будет обусловлено значительным замедлением темпов роста сельского хозяйства. По прогнозам Международного совета по зерну (IGS), в 2009-2010 гг. в мире произойдет значительное сокращение посевных площадей, причем Россия станет одним из лидеров по этому показателю. Минсельхоз ожидает, что урожай зерновых культур в России будет на 17-21% ниже рекордного уровня 2008 года. Объем реализации гражданских самолетов вероятно, также снизится, что будет связано с существенным падением доходов мировых и российских авиакомпаний. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), выручка мировой авиаиндустрии сократится на 12% ввиду падения объемов перевозок пассажиров и грузов. Энергетическое машиностроение также испытает на себе влияние кризиса. По прогнозам Минэнерго РФ и отдельных энергетических предприятий, темпы снижения энергопотребления в России в 2009 году достигнут от 4,5% до 8,5%, а производство электроэнергии в лучшем случае сократится на 3,8%. Данные тенденции уже проявляются и вынуждают энергетиков сократить или приостановить запланированные ранее инвестиционные проекты.
|
|||
|