![]()
|
|||||||
Jay Haley 1 страницаСтр 1 из 24Следующая ⇒ Jay Haley Learning and Teaching THERAPY THE GU1LFORD PRESS New York London Джеи Хейли Что такое ПСИХОТЕРАПИЯ Санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск 2002 Джей Хейли Что такое психотерапия Серия «Золотой фонд психотерапии» Перевела с английского М. Миронова Главный редактор Е. Строганова Заведующий психологической редакцией Л. Винокуров Зам. заведующего психологической редакцией И. Карпова Ведущий редактор Л. Борин Литературный редактор И Римицан Художественный редактор В. Шимкевич Художник обложки К. Ридзевич Корректоры М- Рошаль, Н. Баталова Верстка Е. Кузьменок ББК 53.57 УДК 615.851 Хейли Дж. 35 Что такое психотерапия. — СПб.: Питер, 2002. — 224 с. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»). ISBN 5-318-00576-4 В книге рассматриваются новые аспекты понимания психотерапии и возможности их творческой гализации на практике; она знакомит опытных профессионалов с современными средствами ведения грапии, а начинающих специалистов с уже имеющейся практической базой. В издании представлены педующие темы: элементы эффективной терапии; работа с разными клиентами; извлечение максималь-ой пользы из обучающих программ; модифицирование клинических подходов в конкретных ситуациях; люсы и минусы «живой» супервизии; распознавание и формирование уникальных умений терапевта; ыбор супервизора. Написанная ясно и лаконично, расцвеченная фирменным юмором Д. Хейли, книга одна примерами и выдержками из реальных интервью. Предлагая современный взгляд на подготовку ерапевтов, равно как и на само ведение терапии, издание несомненно будет полезно клиницистам, психи-трам, психологам и социальным работникам, а также студентам соответствующих специальностей как еликолелное обучающее пособие. i 1996 The Guilford Press i Перевод на русский язык, М. Р. Миронова, 2002 г) Издательский дом «Питер», 2002 Права на издание получены по соглашению с А & W Visual Library Зсе права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. SBN 5-318-00576-4 SBN 1-57230-035-3 (англ.) ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, Благодатная ул., д. 67. Лицензия ИД № 01940 от 05.06.00. Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953000 - книги и брошюры. Подписано в печать 18.02.02.Формат 70х1007|( Уел п.л. 18,06 Тираж 5000 экз. Заказ № 2840. Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. A.M. Горького Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. Оглавление Предисловие.............................................................................................................................................8 Как учили терапии?........................................................................................................................8 Обучение сегодня.............................................................................................................................9 Благодарности..........................................................................................................................................9 Глава 1. Обучение терапии ........................................................................12 Два крайних взгляда на терапию....................................................................................................15 Краткосрочная терапия......................................................................................................................15 ■ Способы обучения терапии...............................................................................................................16 Как проводится супервизия?...........................................................................................................16 «Разговорная супервизия».........................................................................................................17 Супервизия с помощью видеозаписей: наблюдение того, что случилось когда-то.......................................................................................................................................21 Почему бы не поступить разумно и не делать «живую» суиервизию?....................23 Всели нужно рассказывать клиенту?...........................................................................................26 Различные трактовки понятия «супервизия»...........................................................................27 Глава 2. Супервизор..................................................................................29 Выбор супервизора...............................................................................................................................29 Цели обучения.......................................................................................................................................30 О чем говорить с группой обучающихся.....................................................................................33 Кто определит метод лечения?........................................................................................................34 За супервизией следует интервенция...........................................................................................35 Психодинамика обучения: прошлое и настоящее....................................................................36 Новые способы обучения...................................................................................................................39 Эриксон как супервизор.....................................................................................................................39 Типы гипноза..........................................................................................................................................42 Глава 3. Обучающийся..............................................................................45 Критерии отбора...................................................................................................................................46 Типы студентов......................................................................................................................................47 Новички.............................................................................................................................................47 «Групповой».....................................................................................................................................48 Идеолог..............................................................................................................................................52 Влияние академической подготовки.............................................................................................54 Подготовка социальных работников......................................................................................54 Подготовка психологов...............................................................................................................56 Подготовка психиатров...............................................................................................................57 Заключение.............................................................................................................................................57 Глава 4. Клиент.........................................................................................59 Кто должен проходить терапию?....................................................................................................60 Иерархия...........................................................................................................................................60 Социально-экономические различия............................................................................................61 Что такое этническая принадлежность и национальность?.................................................62 - Подготовка терапевтов к работе с клиентами из других культур...............................63 Пример конкретного случая......................................................................................................67 Возраст клиента.....................................................................................................................................68 Работа с детьми...............................................................................................................................68 Работа с пожилыми.......................................................................................................................69 Психопатология клиента...................................................................................................................70 Терапия в домашних условиях........................................................................................................72 А что, если люди идут на терапию не по своей воле?.............................................................73 Итоги.........................................................................................................................................................73 лава 5. Чему учиться, чему учить..............................................................74 Следует ли преподавать любую терапию или только свою собственную?....................74 А хочет ли еще кто-то использовать метод?...............................................................................75 Какой теории следует учить?...........................................................................................................78 Как насчет теории нормального поведения?.......................................................................78 Теория о том, почему люди делают то, что они делают..................................................80 лава 6. Самая лучшая теория....................................................................89 Что есть истина?.....................................................................................................................................89 Теория для терапевтов........................................................................................................................90 Переменные в психотерапии.....................................................................................................91 Должен ли терапевт сосредоточиваться на проблеме?...........................................................96 Важность последовательности..........................................................................................................97 Важность иерархии...............................................................................................................................98 Важность мотивации.........................................................................................................................101 Ясна ли самая лучшая теория?......................................................................................................102 Иллюстрации........................................................................................................................................103 'лава 7. Спорные вопросы........................................................................105 Является ли терапия обучающим процессом?........................................................................106 Должен ли психотерапевт обучать клиента?...........................................................................107 Модель показательного случая 1............................................................................................108 Модель показательного случая 2...........................................................................................109 Модель показательного случая 3...........................................................................................НО Выводы.............................................................................................................................................111 Действительно ли прошлое определяет настоящее?.............................................................112 А как насчет ложных воспоминаний?.........................................................................................114 Идеология и ложные воспоминания....................................................................................116 Социальные функции симптомов................................................................................................117 Следует ли психиатру заниматься психотерапией или выступать в качестве супервизора?..................................................................................................................................118 Кто должен заниматься семейной психотерапией?...............................................................121 Как насчет выбора пола?..................................................................................................................122 Имеет ли значение религия?..........................................................................................................123 Двойная иерархия...............................................................................................................................124 Оберегающий супервизор................................................................................................................127 Защита членов семьи..................................................................................................................127 Защита обучающихся.................................................................................................................128 Насилие в психотерапевтическом кабинете......................................................................128 Угроза суицида.............................................................................................................................129 Сотрудничество с коллегами..........................................................................................................130 Бесконечная терапия.........................................................................................................................131 Другие спорные вопросы.................................................................................................................131 Глава 8. «Живая» супервизия..................................................................132 Обучающаяся группа.........................................................................................................................135 Вы слышали об Эмиле Дюркгейме?.....................................................................................136 А как насчет И Цзин?.................................................................................................................137 «Живая» супервизия. Пример 1: несправедливость.............................................................138 Вмешательство супервизора....................................................................................................142 Терапевтическая интервенция................................................................................................144 «Живая» супервизия. Пример 2: развал коалиции................................................................148 «Живая» супервизия. Пример 3: Как извиниться перед своим пациентом за то, что вы вызвали у него необратимые повреждения головного мозга........................152 Глава 9. Сходство между психотерапией и супервизией............................ 159 Использование парадокса................................................................................................................160 Стадии обучения.................................................................................................................................162 Начало обучения.................................................................................................................................163 Сбор информации...............................................................................................................................165 Как начать первое интервью...........................................................................................................166 Как завоевать власть..........................................................................................................................170 Планирование терапии.....................................................................................................................171 Пример 1..........................................................................................................................................174 Пример 2..........................................................................................................................................175 «Рецидив» у терапевта......................................................................................................................177 Глава 10. Еще о директивах .....................................................................178 Как говорить людям, что им надо делать...................................................................................178 Прямые директивы......................................................................................................................179 Директивы клиентам, которые говорят длинные речи.................................................180 Возражения против директивного подхода.......................................................................181 Индивидуальное или семейное интервью.................................................................................182 Предназначение симптома..............................................................................................................183 Использование в терапии собственных возможностей........................................................184 Метафора как интервенция............................................................................................................185 Здравый рассудок и безумие...................................................................................................187 Что значит быть нечестным?..........................................................................................................190 Замечание о супервизии супервизора.........................................................................................191 Правильный учебный контекст.....................................................................................................193 Глава 11. Принудительная терапия...........................................................195 Отчасти принудительная психотерапия....................................................................................197 На кого работает терапевт?.............................................................................................................198 Принудительная терапия: в чем отличия?................................................................................199 Привлечение представителей других специальностей.................................................199 Необходимость быстрого изменения...................................................................................200 Прямолинейный взгляд суда...................................................................................................200 Вера в изменение..........................................................................................................................201 Эмоциональные обязательства профессионала...............................................................202 Перспективы принудительной терапии.....................................................................................203 Эпилог. Как быть супервизором психотерапии, не зная, как изменять людей.................................................................................................205 Значение подходящего контекста.................................................................................................206 Умение себя подать............................................................................................................................206 Идеальная теория...............................................................................................................................207 Теории в прошлом и настоящем...................................................................................................208 Похвальное слово Фрейду..............................................................................................................209 С диагнозом наперевес......................................................................................................................211 Новые времена.....................................................................................................................................212 Современная теория..........................................................................................................................213 Уход от необходимости обучать умениям.................................................................................215 Кража идей............................................................................................................................................215 Заключение...........................................................................................................................................216 Алфавитный указатель............................................................................218 1редисловие Согда человек только учится водить машину, он понимает, что водит еще доволь-,о плохо и это может привести к определенным последствиям. Поэтому лучше, ели рядом с ним будет сидеть опытный водитель, готовый взять управление на ебя, если на дороге возникнет проблемная ситуация. Начинающих водителей >бучают как правилам дорожного движения, так и навыкам, необходимым для •правления транспортным средством. Прежде чем новичок сам сядет за руль, он [олжен заполнить письменный тест и сдать экзамен по вождению, который вышит его способность следовать правилам дорожного движения и парковать ма-цину. Если экзамены сданы успешно, обучающийся получает права. Правда, сда-ia экзамена не означает, что он способен водить и парковать грузовик или спра-шться с транспортной пробкой. Для развития навыков необходим опыт вождения \ реальных дорожных условиях. Представим теперь, что некто научился водить, обсуждая с преподавателем различные марки автомобилей и то, как чувствует себя человек за рулем. Он ни-согда не наблюдал за тем, как водят машину, и никогда не ездил с опытным води-гелем, готовым взять управление на себя в случае необходимости. Не было ника-<их экзаменов. А преподаватель, не несущий никакой ответственности за действия :воего подопечного на дороге, просто вручил ему ключи и пожелал удачи. Конечно же, ни один разумный человек не захочет, чтобы его так учили. Так должны ли мы подходить к обучению терапии с той же серьезностью, с какой подходим к обучению вождению? Как учили терапии? Первые сто лет существования психотерапии ей обучались следующим образом: проходили через нее сами. Считалось, что опыт личной терапии создает компетентного терапевта. Помимо этого, были еще беседы или семинары, на которых обсуждалось, почему иногда люди ведут себя странно; часто это были философские дискуссии о природе человека. За работой обучающегося никогда не наблюдали и не оценивали ее. Обучение было формой ученичества, в котором ученик никогда не видел мастера за работой, а мастер никогда не наблюдал за учеником. Учитель не брал на себя ответственность в том случае, если психотерапия, которую проводил его ученик, была неудачной (трудно взять на себя ответственность, если не видел того, что произошло). Не было ни экзаменов, ни оценок способностей ученика. Никто, кроме самого терапевта, не знал, как проходила терапия в каждом конкретном случае. Когда результат его терапии оказывался тра- Предисловие гическим, он возвращался к учителю за консультацией; его спрашивали о тех чувствах, которые он испытал в связи с этой трагедией, и исследовали его личностные реакции. Затем ему желали удачи и посылали к следующему клиенту... или к следующей трагедии. Обучение сегодня Сегодня терапевты должны подойти к обучению терапии с той же серьезностью, с какой они подошли бы к обучению вождению. Обучение терапии — это не философские дискуссии о природе человека. Это обучение навыкам ведения интервью и терапевтическим техникам, необходимым для успешной терапии самых разных клиентов, обращающихся за помощью, техникам, которые нужно уметь применять. Если студента плохо научили, может пострадать множество людей. В наш век managed care\ ложных воспоминаний и исков о злоупотреблении служебным положением студенты рискуют угодить под суд, если не знают, что делают. К суду можно привлечь даже супервизора. Эта ситуация показывает, что мы должны позаботиться о том, чтобы прошедшие обучение были как можно более компетентны. Кроме того, мы расхлебываем ошибки друг друга. Если я потерпел неудачу в каком-то случае, следующему терапевту будет гораздо труднее работать с этим человеком. Когда у человека развивают какое-то умение, например умение водить автомобиль, необходимость наблюдения за действиями новичка кажется очевидной. Также и начинающего терапевта необходимо провести через сложности конкретного случая. Чтобы сделать это, учитель должен знать, как в действительности проходит терапевтический процесс. Компетентный терапевт должен знать, как изменять людей и как применить свои знания на практике. Независимо от философии необходим базовый тренинг. Мы вступили во второе столетие существования психотерапии, и теперь нам доступны такие технологии для наблюдения и фиксации терапевтических сеансов, как аудио- и видеозаписи и «прозрачные» зеркала. Преподаватели и терапевты больше не скованы рамками одного терапевтического метода или жесткими диагностическими категориями. Теперь они вольны экспериментировать, хотя, будем надеяться, стремление создавать все новые терапевтические школы со временем будет снижаться. Необходимо учить техникам, обеспечивающим успешное проведение терапии: как задавать вопросы, делать комментарии, давать указания, определять, кого нужно проинтервьюировать и как планировать стратегию проведения конкретной психотерапии. Благодарности Тридцать лет назад я выпустил книгу «Стратегии психотерапии». Она была посвящена проекту Грегори Бейтсона по коммуникации. Основной акцент был сделан на описании психотерапии как формы коммуникации и терапии как способа Система государственного надзора за прохождением личной терапии в рамках страховой медицины. — Примеч. перев. О Предисловие [еленаправленного изменения этой коммуникации. Такой подход требует, чтобы [юди думали сразу о двух и более собеседниках, и, таким образом, теоретически и фактически этот подход отличается от других подходов, основанных прежде все-о на процессе мышления одного человека. Фокусом терапии стало социальное жружение клиента. Необходимо было внести изменения в сам процесс подготов-:и терапевтов, а это означало преодоление огромной инерции. Эта книга отража-•т мои взгляды на эту подготовку, основанные на тридцатилетнем опыте препо-(авания искусства изменения людей.
|
|||||||
|