Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Jay Haley 1 страница



Jay Haley

Learning

and Teaching

THERAPY

THE GU1LFORD PRESS New York London

Джеи Хейли

Что такое

ПСИХОТЕРАПИЯ

Санкт-Петербург

Москва • Харьков • Минск 2002

Джей Хейли Что такое психотерапия

Серия «Золотой фонд психотерапии» Перевела с английского М. Миронова

Главный редактор                                                                                          Е. Строганова

Заведующий психологической редакцией                                                         Л. Винокуров

Зам. заведующего психологической редакцией                                                    И. Карпова

Ведущий редактор                                                                                                                 Л. Борин

Литературный редактор                                                                                      И Римицан

Художественный редактор                                                                               В. Шимкевич

Художник обложки                                                                                            К. Ридзевич Корректоры                                                                                          М- Рошаль, Н. Баталова

Верстка                                                                                                            Е. Кузьменок

ББК 53.57 УДК 615.851 Хейли Дж.

35 Что такое психотерапия. — СПб.: Питер, 2002. — 224 с. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»). ISBN 5-318-00576-4

В книге рассматриваются новые аспекты понимания психотерапии и возможности их творческой гализации на практике; она знакомит опытных профессионалов с современными средствами ведения грапии, а начинающих специалистов с уже имеющейся практической базой. В издании представлены педующие темы: элементы эффективной терапии; работа с разными клиентами; извлечение максималь-ой пользы из обучающих программ; модифицирование клинических подходов в конкретных ситуациях; люсы и минусы «живой» супервизии; распознавание и формирование уникальных умений терапевта; ыбор супервизора. Написанная ясно и лаконично, расцвеченная фирменным юмором Д. Хейли, книга одна примерами и выдержками из реальных интервью. Предлагая современный взгляд на подготовку ерапевтов, равно как и на само ведение терапии, издание несомненно будет полезно клиницистам, психи-трам, психологам и социальным работникам, а также студентам соответствующих специальностей как еликолелное обучающее пособие.

i 1996 The Guilford Press

i Перевод на русский язык, М. Р. Миронова, 2002

г) Издательский дом «Питер», 2002

Права на издание получены по соглашению с А & W Visual Library

Зсе права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то

ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

SBN 5-318-00576-4

SBN 1-57230-035-3 (англ.)

ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, Благодатная ул., д. 67.

Лицензия ИД № 01940 от 05.06.00.

Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953000 - книги и брошюры. Подписано в печать 18.02.02.Формат 70х1007|( Уел п.л. 18,06 Тираж 5000 экз. Заказ № 2840.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. A.M. Горького

Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

Оглавление

Предисловие.............................................................................................................................................8

Как учили терапии?........................................................................................................................8

Обучение сегодня.............................................................................................................................9

Благодарности..........................................................................................................................................9

Глава 1. Обучение терапии ........................................................................12

Два крайних взгляда на терапию....................................................................................................15

Краткосрочная терапия......................................................................................................................15

■ Способы обучения терапии...............................................................................................................16

Как проводится супервизия?...........................................................................................................16

«Разговорная супервизия».........................................................................................................17

Супервизия с помощью видеозаписей: наблюдение того, что случилось

когда-то.......................................................................................................................................21

Почему бы не поступить разумно и не делать «живую» суиервизию?....................23

Всели нужно рассказывать клиенту?...........................................................................................26

Различные трактовки понятия «супервизия»...........................................................................27

Глава 2. Супервизор..................................................................................29

Выбор супервизора...............................................................................................................................29

Цели обучения.......................................................................................................................................30

О чем говорить с группой обучающихся.....................................................................................33

Кто определит метод лечения?........................................................................................................34

За супервизией следует интервенция...........................................................................................35

Психодинамика обучения: прошлое и настоящее....................................................................36

Новые способы обучения...................................................................................................................39

Эриксон как супервизор.....................................................................................................................39

Типы гипноза..........................................................................................................................................42

Глава 3. Обучающийся..............................................................................45

Критерии отбора...................................................................................................................................46

Типы студентов......................................................................................................................................47

Новички.............................................................................................................................................47

«Групповой».....................................................................................................................................48

Идеолог..............................................................................................................................................52

Влияние академической подготовки.............................................................................................54

Подготовка социальных работников......................................................................................54

Подготовка психологов...............................................................................................................56

Подготовка психиатров...............................................................................................................57

Заключение.............................................................................................................................................57

Глава 4. Клиент.........................................................................................59

Кто должен проходить терапию?....................................................................................................60

Иерархия...........................................................................................................................................60

Социально-экономические различия............................................................................................61

Что такое этническая принадлежность и национальность?.................................................62

- Подготовка терапевтов к работе с клиентами из других культур...............................63

Пример конкретного случая......................................................................................................67

Возраст клиента.....................................................................................................................................68

Работа с детьми...............................................................................................................................68

Работа с пожилыми.......................................................................................................................69

Психопатология клиента...................................................................................................................70

Терапия в домашних условиях........................................................................................................72

А что, если люди идут на терапию не по своей воле?.............................................................73

Итоги.........................................................................................................................................................73

лава 5. Чему учиться, чему учить..............................................................74

Следует ли преподавать любую терапию или только свою собственную?....................74

А хочет ли еще кто-то использовать метод?...............................................................................75

Какой теории следует учить?...........................................................................................................78

Как насчет теории нормального поведения?.......................................................................78

Теория о том, почему люди делают то, что они делают..................................................80

лава 6. Самая лучшая теория....................................................................89

Что есть истина?.....................................................................................................................................89

Теория для терапевтов........................................................................................................................90

Переменные в психотерапии.....................................................................................................91

Должен ли терапевт сосредоточиваться на проблеме?...........................................................96

Важность последовательности..........................................................................................................97

Важность иерархии...............................................................................................................................98

Важность мотивации.........................................................................................................................101

Ясна ли самая лучшая теория?......................................................................................................102

Иллюстрации........................................................................................................................................103

'лава 7. Спорные вопросы........................................................................105

Является ли терапия обучающим процессом?........................................................................106

Должен ли психотерапевт обучать клиента?...........................................................................107

Модель показательного случая 1............................................................................................108

Модель показательного случая 2...........................................................................................109

Модель показательного случая 3...........................................................................................НО

Выводы.............................................................................................................................................111

Действительно ли прошлое определяет настоящее?.............................................................112

А как насчет ложных воспоминаний?.........................................................................................114

Идеология и ложные воспоминания....................................................................................116

Социальные функции симптомов................................................................................................117

Следует ли психиатру заниматься психотерапией или выступать в качестве

супервизора?..................................................................................................................................118

Кто должен заниматься семейной психотерапией?...............................................................121

Как насчет выбора пола?..................................................................................................................122

Имеет ли значение религия?..........................................................................................................123

Двойная иерархия...............................................................................................................................124

Оберегающий супервизор................................................................................................................127

Защита членов семьи..................................................................................................................127

Защита обучающихся.................................................................................................................128

Насилие в психотерапевтическом кабинете......................................................................128

Угроза суицида.............................................................................................................................129

Сотрудничество с коллегами..........................................................................................................130

Бесконечная терапия.........................................................................................................................131

Другие спорные вопросы.................................................................................................................131

Глава 8. «Живая» супервизия..................................................................132

Обучающаяся группа.........................................................................................................................135

Вы слышали об Эмиле Дюркгейме?.....................................................................................136

А как насчет И Цзин?.................................................................................................................137

«Живая» супервизия. Пример 1: несправедливость.............................................................138

Вмешательство супервизора....................................................................................................142

Терапевтическая интервенция................................................................................................144

«Живая» супервизия. Пример 2: развал коалиции................................................................148

«Живая» супервизия. Пример 3: Как извиниться перед своим пациентом за то,

что вы вызвали у него необратимые повреждения головного мозга........................152

Глава 9. Сходство между психотерапией и супервизией............................ 159

Использование парадокса................................................................................................................160

Стадии обучения.................................................................................................................................162

Начало обучения.................................................................................................................................163

Сбор информации...............................................................................................................................165

Как начать первое интервью...........................................................................................................166

Как завоевать власть..........................................................................................................................170

Планирование терапии.....................................................................................................................171

Пример 1..........................................................................................................................................174

Пример 2..........................................................................................................................................175

«Рецидив» у терапевта......................................................................................................................177

Глава 10. Еще о директивах .....................................................................178

Как говорить людям, что им надо делать...................................................................................178

Прямые директивы......................................................................................................................179

Директивы клиентам, которые говорят длинные речи.................................................180

Возражения против директивного подхода.......................................................................181

Индивидуальное или семейное интервью.................................................................................182

Предназначение симптома..............................................................................................................183

Использование в терапии собственных возможностей........................................................184

Метафора как интервенция............................................................................................................185

Здравый рассудок и безумие...................................................................................................187

Что значит быть нечестным?..........................................................................................................190

Замечание о супервизии супервизора.........................................................................................191

Правильный учебный контекст.....................................................................................................193

Глава 11. Принудительная терапия...........................................................195

Отчасти принудительная психотерапия....................................................................................197

На кого работает терапевт?.............................................................................................................198

Принудительная терапия: в чем отличия?................................................................................199

Привлечение представителей других специальностей.................................................199

Необходимость быстрого изменения...................................................................................200

Прямолинейный взгляд суда...................................................................................................200

Вера в изменение..........................................................................................................................201

Эмоциональные обязательства профессионала...............................................................202

Перспективы принудительной терапии.....................................................................................203

Эпилог. Как быть супервизором психотерапии, не зная, как изменять

людей.................................................................................................205

Значение подходящего контекста.................................................................................................206

Умение себя подать............................................................................................................................206

Идеальная теория...............................................................................................................................207

Теории в прошлом и настоящем...................................................................................................208

Похвальное слово Фрейду..............................................................................................................209

С диагнозом наперевес......................................................................................................................211

Новые времена.....................................................................................................................................212

Современная теория..........................................................................................................................213

Уход от необходимости обучать умениям.................................................................................215

Кража идей............................................................................................................................................215

Заключение...........................................................................................................................................216

Алфавитный указатель............................................................................218

1редисловие

Согда человек только учится водить машину, он понимает, что водит еще доволь-,о плохо и это может привести к определенным последствиям. Поэтому лучше, ели рядом с ним будет сидеть опытный водитель, готовый взять управление на ебя, если на дороге возникнет проблемная ситуация. Начинающих водителей >бучают как правилам дорожного движения, так и навыкам, необходимым для •правления транспортным средством. Прежде чем новичок сам сядет за руль, он [олжен заполнить письменный тест и сдать экзамен по вождению, который вы­шит его способность следовать правилам дорожного движения и парковать ма-цину. Если экзамены сданы успешно, обучающийся получает права. Правда, сда-ia экзамена не означает, что он способен водить и парковать грузовик или спра-шться с транспортной пробкой. Для развития навыков необходим опыт вождения \ реальных дорожных условиях.

Представим теперь, что некто научился водить, обсуждая с преподавателем различные марки автомобилей и то, как чувствует себя человек за рулем. Он ни-согда не наблюдал за тем, как водят машину, и никогда не ездил с опытным води-гелем, готовым взять управление на себя в случае необходимости. Не было ника-<их экзаменов. А преподаватель, не несущий никакой ответственности за действия :воего подопечного на дороге, просто вручил ему ключи и пожелал удачи.

Конечно же, ни один разумный человек не захочет, чтобы его так учили. Так должны ли мы подходить к обучению терапии с той же серьезностью, с какой под­ходим к обучению вождению?

Как учили терапии?

Первые сто лет существования психотерапии ей обучались следующим образом: проходили через нее сами. Считалось, что опыт личной терапии создает компе­тентного терапевта. Помимо этого, были еще беседы или семинары, на которых об­суждалось, почему иногда люди ведут себя странно; часто это были философские дискуссии о природе человека. За работой обучающегося никогда не наблюдали и не оценивали ее. Обучение было формой ученичества, в котором ученик нико­гда не видел мастера за работой, а мастер никогда не наблюдал за учеником.

Учитель не брал на себя ответственность в том случае, если психотерапия, ко­торую проводил его ученик, была неудачной (трудно взять на себя ответствен­ность, если не видел того, что произошло). Не было ни экзаменов, ни оценок способностей ученика. Никто, кроме самого терапевта, не знал, как проходила те­рапия в каждом конкретном случае. Когда результат его терапии оказывался тра-

Предисловие

гическим, он возвращался к учителю за консультацией; его спрашивали о тех чув­ствах, которые он испытал в связи с этой трагедией, и исследовали его личност­ные реакции. Затем ему желали удачи и посылали к следующему клиенту... или к следующей трагедии.

Обучение сегодня

Сегодня терапевты должны подойти к обучению терапии с той же серьезностью, с какой они подошли бы к обучению вождению. Обучение терапии — это не фило­софские дискуссии о природе человека. Это обучение навыкам ведения интервью и терапевтическим техникам, необходимым для успешной терапии самых разных клиентов, обращающихся за помощью, техникам, которые нужно уметь приме­нять. Если студента плохо научили, может пострадать множество людей. В наш век managed care\ ложных воспоминаний и исков о злоупотреблении служебным положением студенты рискуют угодить под суд, если не знают, что делают. К суду можно привлечь даже супервизора. Эта ситуация показывает, что мы должны позаботиться о том, чтобы прошедшие обучение были как можно более компетент­ны. Кроме того, мы расхлебываем ошибки друг друга. Если я потерпел неудачу в каком-то случае, следующему терапевту будет гораздо труднее работать с этим человеком.

Когда у человека развивают какое-то умение, например умение водить автомо­биль, необходимость наблюдения за действиями новичка кажется очевидной. Так­же и начинающего терапевта необходимо провести через сложности конкретного случая. Чтобы сделать это, учитель должен знать, как в действительности прохо­дит терапевтический процесс. Компетентный терапевт должен знать, как изменять людей и как применить свои знания на практике. Независимо от философии не­обходим базовый тренинг.

Мы вступили во второе столетие существования психотерапии, и теперь нам доступны такие технологии для наблюдения и фиксации терапевтических сеан­сов, как аудио- и видеозаписи и «прозрачные» зеркала. Преподаватели и терапев­ты больше не скованы рамками одного терапевтического метода или жесткими диагностическими категориями. Теперь они вольны экспериментировать, хотя, будем надеяться, стремление создавать все новые терапевтические школы со вре­менем будет снижаться. Необходимо учить техникам, обеспечивающим успешное проведение терапии: как задавать вопросы, делать комментарии, давать указания, определять, кого нужно проинтервьюировать и как планировать стратегию про­ведения конкретной психотерапии.

Благодарности

Тридцать лет назад я выпустил книгу «Стратегии психотерапии». Она была по­священа проекту Грегори Бейтсона по коммуникации. Основной акцент был сде­лан на описании психотерапии как формы коммуникации и терапии как способа

Система государственного надзора за прохождением личной терапии в рамках страховой медици­ны. — Примеч. перев.

О  Предисловие

[еленаправленного изменения этой коммуникации. Такой подход требует, чтобы [юди думали сразу о двух и более собеседниках, и, таким образом, теоретически и фактически этот подход отличается от других подходов, основанных прежде все-о на процессе мышления одного человека. Фокусом терапии стало социальное жружение клиента. Необходимо было внести изменения в сам процесс подготов-:и терапевтов, а это означало преодоление огромной инерции. Эта книга отража-•т мои взгляды на эту подготовку, основанные на тридцатилетнем опыте препо-(авания искусства изменения людей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.