|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Финансовое обеспечение социально-экономического развития в г. Севастополе2.2 Финансовое обеспечение социально-экономического развития в г. Севастополе Ключевыми инструментами управления регионом для органов власти являются вверенные им полномочия, которые подкреплены соответствующим средствами – в первую очередь, бюджетом. Проведем анализ бюджета г. Севастополя за 2015, 2016 и запланированный на 2017 (на данный момент отсутствует отчет об исполнении) (таблица 2.5)
Таблица 2.5 – Динамика бюджета города Севастополь
Источник: составлено автором на основе отчета об исполнении бюджета в г. Севастополе [8, 19].
В таблице 2.5 четко можно отличить как рост величины бюджета города Севастополя (размер доходной части вырос с 2015 по 2017 – в 1.5 раза, размер расходной части увеличился всего на 12 процентов по данным на 2016 год). В расходной части улучшилось качество исполнения (выросло на 12,4 % и на 2016 год составлял 85 %). Процент исполнения доходной части упал на 5 пунктов по сравнению с 2015 годом и по данным 2016 год составлял 92,5%. Рассмотрим более подробно доходную часть за 2016 год и сопоставим показатели с Краснодарским краем и Ростовской областью (таблица 2.6).
Таблица 2.6 – Доходная часть бюджетов сравниваемых регионов
Источник: составлено автором на основе отчетов об исполнении бюджета в г. Севастополе, Ростовской области и Краснодарском крае [19, 22, 23].
Наглядно увидеть соотношения в структуре доходной части бюджета регионов можно увидеть на следующем рисунке 2.2 Рисунок 2.2 – Структура доходной части бюджета Источник: составлено автором на основе отчетов об исполнении бюджета в г. Севастополе, Ростовской области и Краснодарском крае [19, 22, 23].
На основании данных таблицы 2.6 и графика 2.2 можно сделать выводы о низкой самодостаточности г. Севастополя, по сравнению с иными регионами. Доля налоговых и неналоговых доходов бюджета (то, что непосредственно зависит от действующих на территории экономических субъектов) практически в 2 ниже, чем соответствующая доля в бюджетах Ростовской области и Краснодарского Края. Напротив, безвозмездные поступления в г. Севастополе – практически в 3 раза превышает статью доходов бюджета используемых для сравнения регионов. Это подчеркивает существенную зависимость субъекта от помощи федерального центра. В таблице 2.7 рассмотрим налоговую и неналоговую часть бюджетов используемых для сравнения регионов.
Таблица 2.7 – Налоги на прибыль, доходы на 2016 год
Источник: составлено автором на основе отчетов об исполнении бюджета в г. Севастополе, Ростовской области и Краснодарском крае [19, 22, 23].
Данные таблицы 2.7 наглядно представлены в следующем рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – Структура налогов на прибыль, доходы Источник: составлено автором на основе отчетов об исполнении бюджета в г. Севастополе, Ростовской области и Краснодарском крае [19, 22, 23].
Можно обнаружить несколько тревожный факт, изучив более подробно структуру налогов на прибыль (таблица 2.7 и рисунок 2.3), доходы в исследуемом регионе. Выяснилось, что отчисленные налоги от физических лиц более, чем в 3 раза выше полученной организациями прибыли. Данное обстоятельство может свидетельствовать о следующем: 1. Еще раз подтверждает тезис о том, что в г. Севастополе не развита хозяйственная деятельность. 2. Может указывать на высокий уровень теневой экономики в регионе. 3. Низкую эффективность налоговой политики (в том числе как следствие из п.2). В качестве сравнения по данному критерию использовались Ростовская область и Краснодарский край – в данных регионах налоги на доходы физических лиц практически уравнены с налогами на прибыль организаций (рисунок 2.3). На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что г. Севастополь на данный момент не является самодостаточным регионом и сильно зависит от федерального центра. Большинство безвозмездных поступлений представляют собой денежные транши со стороны Российской Федерации. Стоит отметить, что в бюджет города Севастополь не включены мероприятия по федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», где суммарное финансирование на г. Севастополь и республику Крым составляет более, чем 800 млрд рублей. «Помощь» со стороны федерального центра трудно переоценить. Однако, нельзя забывать, что данная финансовая нагрузка сказывается на социально-экономическом развитии других регионов Российской Федерации. Дотационный период – тот срок, в течение которого властями республики Крым и г. Севастополя должны быть приняты все меры для обеспечения самодостаточности региона.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|