|
|||
Регион и управление регионом: понятие и сущность1.2 Регион и управление регионом: понятие и сущность Термин «регион» в общем виде предполагает территориально ограниченную зону хозяйствования, а под региональным хозяйством подразумевается совокупность социальных образований и хозяйствующих субъектов в рамках определенной территории. Однако, если говорить о границах региона, то в экономической литературе не существует определенного стандарта к их определению: в качестве региона рассматривают и часть континента (Ближний Восток), и часть территории государства (Сибирь), территории, объединяющие определенное число населенных пунктов (Причерноморский регион) и даже часть крупного города (Северо-Запад Москвы) [16, с. 12]. В Российской Федерации исходя из налогового законодательства под термином «регион» подразумевается территория субъекта Российской Федерации (при рассмотрении региональных налогов) [2]. Естественно, нормативная база в первую очередь отражает административно-юридическое содержание региона, однако, социально-экономическая составляющая тоже присутствует, ведь субъект РФ обладает своими экономическими и социальными элементами, большинство из которых функционируют исключительно в рамках данной территории; органами управления, которые способны распределять собственные ресурсы региона (природные, финансовые и другие). В рамках данной работы под регионом понимается субъект Российской Федерации. Существует несколько подходов к определению сущности региона. В качестве одного из подходов регион рассматривается в трех аспектах: 1) Геополитический 2) Административно-территориальный аспект (совокупность регионов образует суверенное государство; национальная экономика Российской Федерации сформирована таким образом, что субъект федерации можно рассматривать как базу для функционирования региональной экономики). 3) Аспект регионоведения (заключается в формировании внешних и внутренних экономических связей, разделении труда, воспроизводства, перераспределения благ). Существует немного иная характеристика сущности региона с точки зрения системного подхода. Регион делится на четыре основных компонента: институциональный, хозяйственно-экономический, природно-экологический, социальный. 1. Природный компонент является материальной основой для организации в регионе любой хозяйственной деятельности (полезные ископаемый, климат, географическое положение относительно рек, морей, океанов). Сюда же следует отнести и качество экологической среды, которая оказывается непосредственное влияние на качество жизни населения (комфорт, здоровье, эстетика), что, безусловно, стимулирует хозяйственную деятельность. 2. Хозяйственно-экономический аспект характеризует регион как определенную хозяйственную систему, как комплекс связей и взаимодействий между различными организациями, предприятиями и учреждениями, которая обладает определенной юридической самостоятельностью и собственными органами управления. 3. В то же время регион является и социальной системой, так как населению важны социально-экономические показатели развития, ведь именно они определяют благосостояние как населения, так и хозяйствующих на территории субъектов. 4. Институциональный аспект заключается в том, что регион является составной частью крупной системы – Российской Федерации – и, соответственно, имеет свои общественные институты, в том числе, связанные с организацией власти на территории [10, с. 21–23]. Проанализировав различные подходы можно сказать, что регион по своей сущности — это социально-экономическая пространственная целостность, имеющая определенную структуру регионального хозяйства, населения, имеющая органы власти и функционирующая в целях удовлетворения потребностей населения. Управление регионом в настоящее время является сложной задачей, осложняющейся различием в различных регионах природно-географических условий, демографических характеристик населения, размеры территории, состояние инфраструктуры (социальной и производственной). Можно выделить миссию региональной организации (управления) как главное предназначение социально-экономической системы территории. Данная миссия должна указывать на превалирование общих интересов над частными [16, с. 19, 30]. Переводя теорию менеджмента организаций в русло территориального управления можно обозначить цели регионального управления как обеспечение высокого качества жизни населения, обеспечение реализации интересов населения, учет потребностей населения, формирование динамической социально-экономической системы для противостояния дестабилизирующим внешним и внутренним факторам Сущность управления регионом проявляется как в описанных выше целях, так и в следующих функциях и сводится к обеспечению социально-экономического развития: 1. Обеспечение эффективного использование ресурсов региона. 2. Развитие приоритетных направлений экономики региона (способствовать в реализации продуктов, стимулировании сбыта). 3. Реализация федеральных и региональных программ. 4. Размещение и функционирование производственных сил. 5. Ценовая и тарифная политика. 6. Формирование региональных и межрегиональных каналов распределения товаров и услуг [15, с. 147–150]. Некоторые экономические источники выделяют более конкретные цели развития региона: – увеличение доходов населения; – улучшение качества питания, здравоохранения и образования; – уменьшение негативного воздействия на окружающую среду; – обеспечение социальной справедливости и другое [12, с. 118]. Однако, в различных источниках главная цель регионального управления сводится к улучшению качества жизни населения. Именно она и является миссией работы региональной власти, именно на это должна быть направлена политика всех субъектов управления.
|
|||
|