Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Социально-экономическое развитие региона в системе государственного и муниципального управления



1.3 Социально-экономическое развитие региона в системе государственного и муниципального управления

Как уже было выяснено ранее, улучшение качества жизни населения – главная цель регионального управления и, собственно, сущность социально-экономического развития.

Социально-экономическое развитие в России – ключевое направление деятельности органов власти. Подтверждением данного факта, в первую очередь, может являться преамбула Конституции РФ: «…обеспечить благополучие и процветание России…», что безусловно коррелируется с понятием «улучшение качества жизни население» [1].

В Российской Федерации реализуются различные программы социально-экономического развития как в рамках всего государства, так и в конкретных регионах в лице федеральных и региональных органов власти. В России приняты долгосрочные концепции (стратегии) социально-экономического развития: федеральная (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года), региональные (в рамках конкретных субъектов: например, в г. Севастополе принята стратегия социально-экономического развития города Севастополя до 2035 года) и на муниципальном уровне. В дальнейшем, в соответствии с указанными документами принимаются программы.

В целом, в Российской Федерации можно выделить пять уровней регионального управления:

1. Федеральный уровень. Разработка государственной стратегии социально-экономического развития.

2. Межрегиональный уровень (здесь обычно подразумеваются некоторые совокупности регионов для реализации некоторых крупных комплексных программ; например, Республика Крым и Севастополь).

3. Региональный уровень (в рамках субъекта РФ).

4. Муниципальный уровень. Является весьма важным компонентом, ведь именно здесь высокая степень участия населения в осуществлении власти, высокая степень организации гражданского общества.

5. Микроуровень (различные хозяйствующие субъекты).

Однако, если говорить об организации власти, то, помимо федерального центра, существенными полномочиями наделены именно органы власти субъектов Российской Федерации и поэтому уровень развития всей страны зависит, в первую очередь, от того, что происходит в ее субъектах. Этим и обусловлен существенный контроль, который, к слову, постоянно совершенствуется, со стороны федеральных органов власти по отношению к региональным [18, с. 24–25].

Данную точку зрения, по факту, подтверждает Федеральный Закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» – наверное, один из крупных нормативно-правовых актов, создающий почву для реализации мероприятий по социально-экономическому планированию как на федеральном уровне, так и в рамках субъекта РФ.

Стратегическое планирование – деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Разберемся с механизмами и способами, служащими основой для всей прочей деятельности по повышению уровня социально-экономическому развития региона.

На федеральном уровне в качестве субъектов такого планирования выступают: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, иные органы власти и организации.

Ключевыми документами, разрабатываемыми на федеральном уровне, являются:

1. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. В данном документе определяются ключевые цели, направления и приоритеты социально-экономического развития РФ. В целях исполнения послания Президентом издаются соответствующие указы.

2. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации. Данный документ опирается на цели, описанные в ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию. Разрабатывается каждые 6 лет, утверждается Правительством РФ

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Содержит оценку текущего состояния национальной безопасности РФ, оценку угроз, а также устанавливает новые цели.

Существенным документом также является Прогноз социально-экономического развития РФ, в соответствии с которым утверждаются перечисленные выше стратегии.

На уровне регионов РФ субъектами планирования выступают: законодательный орган власти субъекта, высшее должностное лицо субъекта, исполнительные органы власти субъекта, иные органы, предусмотренные законом.

Ключевыми документами в сфере социально-экономического планирования и прогнозирования выступают:

    1. Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ. Содержит в себе оценку достигнутых целей, ключевые приоритеты, цели, основные показатели, ожидаемые результаты. Данная стратегия служит основой для территориального планирования субъекта РФ.

    2. Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период. Содержит в себе оценку текущего уровня социально-экономического развития, определяет возможные варианты развития (с учетом внутренних и внешних факторов) и, соответственно, целевые показатели [3].

    Можно сделать вывод, что в Российской Федерации есть существенные нормативно-правовые основы для организации системной работы по повышению уровня социально-экономического развития, как субъектов, так и в целом страны.

    Наряду с основополагающими документам имеются и иные, необходимые уже непосредственно для контроля за развитием субъектов и ответственными за проводимую политику в регионах.

Недавно был принят Указ Президента РФ от 14 ноября 2017 г. № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

В рамках Указа также предполагается разработка и утверждения методики. Документом установлены следующие ключевые показатели:

1. Ожидаемая продолжительность жизни.

2. Динамика реальной среднемесячной начисленной заработной платы.

3. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.

4. Коэффициент доступности жилья.

5. Динамика ВРП на душу населения.

6. Плотность сети автомобильных дорог, отвечающих нормативным требованиям.

7. Оценка населением деятельности органов власти.

8. Демографические показатели и другие [4].

До принятия Указа в Российской Федерации тоже существовала система оценка деятельности региональных органов власти в повышении уровня социально-экономического развития. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 № 717 «О Федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)» была утверждена программа. В рамах данной программы Министерством экономического развития РФ была разработана и утверждена методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ.

В рамках данной методики уровень социально-экономического развития выступает в качестве обобщенного показателя и включает в себя множество базовых показателей:

1) ВРП на душу населения

2) Объем инвестиций в основной капитал на душу населения;

3) Объем внешнеторгового оборота на душу населения;

4) Финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности на душу населения;

5) Доля среднесписочной численности работников, занятых в малых предприятиях;

6) Уровень зарегистрированной безработицы;

7) Соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума;

8) Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (процентов) в общей численности населения;

9) Суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете на душу населения;

10) Основные фонды отраслей экономики на душу населения;

11) Коэффициент плотности автомобильных дорог;

12) Сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры.

Следует отметить, что нормативно-правовая база в сфере контроля развития регионов существенно совершенствуется. Это связано как с проводимыми реформами государственного управления в России, так и с увеличением потребностей общества. Многие показатели начинают рассматриваться в динамике; добавляются различные показатели, характеризующие степень развития социальной инфраструктуры и ее качество. Отличает недавно принятый Указ и наличие оценки населением качества работы органов исполнительной власти.

Для реализации различных мероприятий в сфере повышения уровня социально-экономического развития на различных уровнях созданы органы власти с определенными полномочиями. Например, на федеральном уровне – Министерство экономического развития, Министерство транспорта и другие; на региональном – Департамент экономического развития, городского хозяйства, транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Причем каждое структурное подразделение имеет определенный набор полномочий и обязанностей, происходит постоянное взаимодействие между федеральным и региональными органами власти, однако прямого подчинения между ними нет.

Социально-экономическому развитию уделяется существенное внимание и на уровне муниципальных образований. Это, пожалуй, один из наиболее важных уровней, ведь именно на нем происходит непосредственное участие населения в определении вектора развития территории, в распределении ресурсов, в решении определенных проблем. На муниципальном уровне также принимаются различие стратегии и программы, могут создаваться свои экономические (налоги), социальные (стимулы) и иные условия. Однако, следует отметить существенную зависимость муниципальной власти от региональной (в частности, в сфере финансирования). Также могут быть существенно ограниченны полномочия муниципальных образований либо может не соблюдаться принцип передачи полномочий и определенных ресурсов под их реализацию, как, например, в городе федерального значения Севастополь муниципалитеты обладают незначительными полномочиями, по сравнению с муниципалитетами в иных субъектах РФ (отсутствует возможность установления местных налогов, установлении градостроительных норм, ограничены полномочия в сфере благоустройства, по работе с обращению с твердыми бытовыми отходами, в предоставлении ритуальных услуг).

Необходимо рассмотреть роль федеральных округов в управлении социально-экономическим развитием регионов. Федеральный округ в России представляет собой некую укрупненную территорию, состоящую из нескольких субъектов. Полномочия в рамках данной территории осуществляет Полномочный Представитель Президента в округе – сотрудник Администрации Президента. Однако, следует отметить, что по своей сущности федеральный округ не представляет собой определенную экономическую систему: не обладает экономической самостоятельностью, не имеет полноценной системой управления округом со всеми ветвями власти, законодательством и прочим. Его роль сводится к усилению ветви исполнительной власти в Российской федерации (это обусловлено, в частности, размером территории). Институт Полномочного Представителя Президента выполняет следующие задачи:

– контроль исполнения поручений Президента РФ и федеральных органов власти;

– обеспечение реализации кадровой политики (согласование назначений членов правительства);

– обобщение статистических показателей, взаимодействие с президентом (доклады, отчеты);

– решение проблемных вопросов с органами власти, обеспечение взаимодействия между региональной и федеральной властью.

Российская Федерация также уделяет внимание созданию и территорий с особым льготным режимом управления как территории опережающего экономического развития, свободные экономические зоны.

Исходя из описанного выше, можно сделать вывод, что повышение уровня социально-экономического развития регионов занимает ключевую позицию в Российской Федерации. Под экономическими регионами подразумеваются именно субъекты РФ, а федеральные округа выполняют лишь административную функцию.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.