Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Требования к ресурсам



6 Требования к ресурсам

6.1 Общие требования

6.1.1 Качество проведения испытаний и достоверность их результатов определяются следующими факторами и степенью их учета:

- квалификация персонала;

- состояние помещений и их инфраструктуры, условия отбора образцов и проведения испытаний;

- методы (методики) испытаний и оценка их пригодности;

- состояние СИ, ИО, СО, ВО, а также применяемых материалов (реактивов);

- метрологическая прослеживаемость (прослеживаемость измерений);

- отбор образцов;

- обращение с объектами испытаний (отобранными образцами);

- проведение испытаний.

6.1.2 Степень влияния указанных факторов на общую погрешность (неопределенность) измерений в ходе испытаний значительно различается в зависимости от видов испытаний. ИЛ учтены эти факторы при разработке методов (методик) и процедур испытаний (см. раздел 7.6 настоящего РК), подготовке и оценке квалификации персонала (см. раздел 6.2 настоящего РК), а также при выборе и применении оборудования (см. разделы 6.3 и 6.4 настоящего РК).

6.1.3 Сведения о фактической укомплектованности ИЛ персоналом, СИ, ИО, СО и ВО, а также о состоянии помещений приведены в Паспорте ИЛ. Ответственность за актуализацию сведений, указанных в Паспорте ИЛ возложена на менеджера по качеству14.

6.1.4 Периодичность и сроки актуализации информации (содержания таблиц) Паспорта ИЛ должны соответствовать указанным в приказе Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. N 329.

Для конкретной ИЛ должны быть учтены специфика испытаний и отраслевые особенности, а также уточнены (дополнены и/или сокращены) перечисленные факторы.

Оформление Паспорта ИЛ не является обязательным условием аккредитации, однако, выполнение требований приказа Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. N 329 в части необходимости актуализации соответствующих сведений, а также реализацию ряда требований Критериев аккредитации, удобно демонстрировать ведением соответствующих таблиц, оформленных в виде Паспорта ИЛ. По форме и содержанию эти таблицы должны соответствовать формам, прилагаемым к приказу Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. N 326. В указанных формах необходимо приводить дату составления или актуализации таблиц. Срок хранения таблиц Паспорта ИЛ (соответствующих редакций Паспорта) не менее трех лет от даты актуализации.

6.2 Персонал

6.2.1 Требования к компетентности персонала ИЛ (образованию, квалификации, профессиональной подготовке, техническим знаниям, навыкам, опыту) с учетом положений Критериев аккредитации и утвержденной области аккредитации (ее проекта), определены в ДИ. Ответственность за определение и обеспечение требований к компетентности, установленных в ДИ, возложена на руководителя14 ИЛ.

6.2.2 Необходимый уровень квалификации персонала оценивается в ходе работ по обеспечению достоверности результатов испытаний (см. раздел 7.7 настоящего РК) и поддерживается:

- постоянным участием в проведении испытаний (практической работой);

- участием в межлабораторных и внутрилабораторных сличениях (см. раздел 7.7 настоящего РК);

- участием в работах по обеспечению достоверности результатов испытаний (см. раздел 7.7 настоящего РК);

- регулярным (не реже одного раза в три года) обучением и/или повышением квалификации на специализированных семинарах;

- проведением внутреннего технического обучения персонала, как на плановой основе, так и в качестве КД и/или действий, связанных с рисками и возможностями;

- участием в тематических научно-практических конференциях (семинарах);

- самостоятельным повышением квалификации техническим персоналом (относится к прямым служебным обязанностям).

6.2.3 Обучение, повышение квалификации и переподготовка персонала осуществляется на плановой основе. Менеджер по качеству14 определяет конкретный персонал, предполагаемые сроки и форму повышения квалификации (силами ИЛ или внешней Организации), составляет проект Плана повышения квалификации (см. Альбом форм, отдельное приложение к настоящему РК) и представляет его на утверждение руководителю14 ИЛ в срок до 30 декабря текущего года на планируемый год.

По результатам анализа со стороны руководства План может быть уточнен.

6.2.4 Необходимость и сроки внепланового обучения, повышения квалификации и переподготовки персонала определяет руководитель14 ИЛ в следующих случаях:

- при необходимости применения новых методик (расширения области аккредитации) и/или оборудования (СИ, ИО, СО и ВО);

- при введении новых или изменении действующих нормативных и методических документов;

- при переводе сотрудников на новые должности, совмещении должностей или расширении обязанностей;

- по результатам внутренних и внешних аудитов;

- по результатам межлабораторных и внутрилабораторных сличений или проверок квалификации;

- по результатам работ по обеспечению достоверности результатов испытаний;

- по результатам анализа со стороны руководства;

- по данным обратной связи с Заказчиками и заинтересованными сторонами, относящимся к работам по выполнению испытаний;

- по рассмотрении поступивших жалоб (претензий) или апелляций;

- по результатам оценки компетентности (верификации) и другой информации.

6.2.5 При возникновении необходимости внепланового обучения (повышения квалификации или переподготовки) персонала менеджер по качеству14 выбирает подходящий вариант обучения и обучающую Организацию.

Выбор поставщиков услуг по обучению (повышению квалификации, дополнительному образованию, проведению консультационно-информационных семинаров и т.д.) следует осуществлять с учетом процедуры, изложенной в разделе 6.6 настоящего РК.

6.2.6 Необходимым критерием выбора поставщика услуг по обучению (повышению квалификации, дополнительному образованию, проведению консультационно-информационных семинаров и т.д.) является оценка соответствия предлагаемой программы обучения, квалификации преподавателя и опыта проведения подобного обучения, а также причине, вызвавшей необходимость обучения. При наличии положительного опыта взаимодействия с поставщиком такой услуги, предпочтение должно быть отдано этому поставщику.

6.2.7 При одобрении предложенного менеджером по качеству14 поставщика услуги по обучению (повышению квалификации, дополнительному образованию, проведению консультационно-информационных семинаров и т.д.) руководитель14 ИЛ подписывает необходимые документы (заявку, договор или одобряет счет на оплату).

6.2.8 Оценка качества предоставленной услуги по обучению (повышению квалификации, дополнительному образованию, проведению консультационно-информационных семинаров и т.д.) должна включать отзыв обучаемого о качестве обучения и оценке степени достижения ожидаемых результатов обучения.

В применимых случаях (при практической возможности проверки соответствующей квалификации) должна быть проведена оценка улучшения качества работы обучаемого (сокращение числа ошибок или времени на выполнение работы, освоение новых методик или оборудования и т.д.) в рамках работ по обеспечению достоверности результатов испытаний (см. раздел 7.7 настоящего РК).

Результативность обучения может быть определена и улучшением работы, которое демонстрирует персонал, применяя полученные знания на практике при выполнении им должностных обязанностей.

6.2.9 Результаты оценки качества предоставленной услуги по обучению регистрируются менеджером по качеству14 в Журнале входного контроля (см. Альбом форм, отдельное приложение к настоящему РК).

6.2.10 ИЛ располагает достаточной численностью[23] квалифицированного персонала, как штатного, так и привлекаемого (по совместительству и/или по договорам подряда) для проведения испытаний и результативного функционирования СМК.

Штатным персоналом лаборатории (состоящим в штате по основному месту работы), обеспечивается проведение испытаний по не менее чем 50% методик (методов, нормативных документов) на выполнение лабораторной деятельности[24], указанных в утвержденной области аккредитации (ее проекте).

6.2.11 Сведения о персонале, включая данные об образовании, квалификации и опыте работы, а также основные функциональные обязанности, представлены в таблице 1 Паспорта ИЛ.

6.2.12 Конкретные требования[25] к образованию, квалификации, профессиональной подготовке, техническим знаниям, навыкам, опыту, права, ответственность и описание выполняемых обязанностей изложены в ДИ, разрабатываемых для каждого сотрудника ИЛ.

Положения ДИ должны включать:

- требования к квалификации персонала ИЛ (образование, специальная подготовка и опыт работы);

- ответственность за обеспечение (выполнение требований) беспристрастности и независимости от коммерческого, финансового, административного или иного давления, способного оказать влияние на достоверность результатов лабораторной деятельности;

- действия по предотвращению и разрешению конфликта интересов;

- обязанность персонала ИЛ не участвовать в осуществлении видов деятельности, которые ставят под сомнение ее беспристрастность;

- ответственность за обеспечение конфиденциальности информации и прав собственности Заказчиков.

В ДИ должны в обязательном порядке документироваться полномочия персонала, выполняющего конкретную лабораторную деятельность, например, полномочия по:

- разработке, изменению, верификации и валидации методов (методик);

- анализу результатов испытаний, в том числе заявлений о соответствии или мнений и интерпретаций;

- подготовке отчетов о результатах испытаний, их проверке и утверждению.

Утверждает ДИ руководитель14 ИЛ.

6.2.13 Во всех случаях персонал ИЛ, непосредственно участвующий в проведении испытаний, несет ответственность за соблюдение:

- требований нормативных и методических документов, регламентирующих методы (методики) выполнения испытаний (включая отбор образцов);

- требований ЭД на СИ, ИО и ВО;

- правил безопасности и санитарии, правил ведения записей (регистрации данных) и оформления отчетной документации по результатам испытаний;

- требований к чистоте рабочих мест;

- порядка контроля технического состояния СИ, ИО и ВО;

- требований к технической калибровке СИ и ИО;

- требований к техническому обслуживанию СИ, ИО и ВО;

- сроков годности применяемых СО и реактивов;

- требований к объективности и конфиденциальности, а также достоверности (воспроизводимости и/или сходимости и прослеживаемости) результатов испытаний (измерений).

6.2.14 Каждый сотрудник ИЛ должен быть ознакомлен под роспись с документами СМК ИЛ, со своей ДИ и ДИ сотрудника, чьи обязанности он временно исполняет. Ознакомление с положениями ДИ проводится при приеме на работу, при изменении ДИ, в рамках КД и/или ПД, а также в январе каждого года.

Подлинники ДИ с подписями персонала об ознакомлении хранятся у руководителя14 ИЛ, а копии у каждого сотрудника ИЛ.

6.2.15 Со всем вновь принятым на работу персоналом в первый день работы проводится вводный и первичный инструктаж на рабочем месте в соответствии с требованиями и процедурами по охране труда, действующими в ИЛ.

6.2.16 Для вновь принятого на работу персонала исходя из образования, подготовки и опыта работы претендента назначается испытательный срок, продолжительность испытательного срока определяет начальник лаборатории14.

Если принятый на работу персонал не имеет профильного образования, то он должен получить дополнительное профессиональное образование в учреждении (организации), имеющем лицензию на ведение образовательной деятельности с требуемой специализацией. Копия соответствующей лицензии и полученного по результатам обучения свидетельства подшиваются в личное дело (папку) сотрудника (в соответствии с требованиями СМК Организации может применяться иная процедура управления такими записями15).

В пределах испытательного срока должна быть проведена стажировка сотрудника на рабочем месте с целью оценки действительных профессиональных знаний, умений и навыков.

В процессе стажировки сотрудник должен ознакомиться с документацией СМК, ДИ, инструкциями по охране труда, изучить нормативную документацию на методы (методики) испытаний и приобрести (подтвердить) необходимые практические навыки в выполнении испытаний в утвержденной области аккредитации ИЛ (ее проекте).

Результаты стажировки оформляются в виде отчетной документации по результатам испытаний по процедуре выполнения работ по обеспечению достоверности результатов испытаний (см. раздел 7.7 настоящего РК). За организацию стажировок отвечает руководитель14 ИЛ.

Во всех случаях результаты оценки работы стажера в ходе испытаний должны быть оформлены в виде протокола (протоколов) по требованиям, изложенным в разделе 7.8 настоящего РК. Руководитель14 ИЛ в этом случае должен в отдельном разделе (пункте) такого протокола задокументировать результаты оценки стажера (допущен или не допущен к самостоятельной работе, требуется дополнительное обучение или продолжение стажировки и другие необходимые выводы).

6.2.17 Работы по испытаниям, указанные в утвержденной области аккредитации (ее проекте), в части подписания протоколов испытаний или иных отчетных документов о результатах испытаний (например, актов отбора образцов, если они являются частью методики испытаний), должны выполняться персоналом, имеющим не менее чем трехлетний стаж[26]работы по соответствующим испытаниям.

6.2.18 Допускается выполнение работ по испытаниям персоналом ИЛ, имеющим опыт работы по испытаниям в утвержденной области аккредитации (ее проекте) менее трех лет, но не менее одного года, (стажерами), при условии выполнения им работ по испытаниям под контролем лиц, имеющих опыт работы более трех лет, при наличии у них высшего образования (либо среднего профессионального образования или дополнительного профессионального образования) по профилю, соответствующему области аккредитации ИЛ.

Допускается выполнение работ по испытаниям персоналом ИЛ, имеющим опыт работы по испытаниям в утвержденной области аккредитации (ее проекте) менее трех лет (стажерами) или не имеющим высшего образования (либо среднего профессионального образования или дополнительного профессионального образования) по профилю, соответствующему области аккредитации лаборатории, при условии выполнения им работ по испытаниям под контролем.

Конкретный сотрудник ИЛ, осуществляющий контроль, назначается письменным распоряжением начальника лаборатории14. Такой сотрудник должен иметь опыт работы более трех лет, высшее образование (либо среднее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование) по профилю, соответствующему области аккредитации лаборатории.

Распоряжение о назначении сотрудника, осуществляющего контроль, оформляется в произвольной форме и должно содержать порядок и способы контроля, сроки и указания на отчетную документацию по результатам контроля, включая технические записи. Не допускается проведение одновременного контроля одним сотрудником более чем одного стажера.

По решению руководителя14 ИЛ ответственный за стажировку может разрабатывать программу стажировки, учитывающую индивидуальную подготовку стажера. Утверждает программу руководитель14 ИЛ.

6.2.19 При необходимости ИЛ может временно привлекать специалистов на конкретный период проведения испытаний в утвержденной области аккредитации. Процедура допуска к работам таких специалистов аналогична приведенной выше.

6.2.20 Информация об изменении состава персонала, принимающего участие в работах в соответствии с областью аккредитации, подписанная усиленной квалифицированной подписью, загружается руководителем14 ИЛ в личный кабинет ИЛ (после аккредитации) Федеральной государственной информационной системы Росаккредитации не позже 10 рабочих дней со дня, когда соответствующие изменения произошли, но не позже дня, когда соответствующие сотрудники ИЛ приступили к проведению работ в соответствии с областью аккредитации.

6.2.21 Информация по внутреннему и внешнему обучению персонала менеджером по качеству14 отражается в соответствующем разделе Плана повышения квалификации (см. Альбом форм, отдельное приложение к настоящему РК), копии полученных свидетельств, сертификатов и протоколов повышения квалификации подшиваются в личное дело (папку) каждого сотрудника (в соответствии с требованиями СМК Организации может применяться иная процедура управления такими записями15).

6.2.22 Информация об изменении компетентности персонала, принимающего участие в работах в соответствии с областью аккредитации (копии документов об образовании, повышении квалификации), подписанная усиленной квалифицированной подписью, загружаются руководителем15 ИЛ в личный кабинет ИЛ (после аккредитации) Федеральной государственной информационной системы Росаккредитации один раз в полугодие текущего календарного года (если за данное полугодие соответствующие изменения произошли).

6.2.23 Записи, содержащие сведения о ранее полученном образовании, специальной подготовке и/или повышении квалификации, а также другие аналогичные записи (в том числе, копии дипломов, трудовых книжек, трудовых договоров, программ обучения, удостоверений, сертификатов, свидетельств об обучении или участии в семинарах и т.п.) должны храниться в личных делах (папках) сотрудников у менеджера по качеству14.

Трудовые книжки должны храниться руководителя15 ИЛ, в условиях, исключающих доступ к ним иных лиц.

Подлинники дипломов об образовании хранятся у каждого сотрудника ИЛ лично.

Если ИЛ не является самостоятельным юридическим лицом и СМК ИЛ интегрирована в СМК Организации, то приводится ссылка на соответствующий документ СМК Организации. В этом случае в РК не приводится процедура обеспечения компетентности персонала. При этом любым приемлемым способом должны быть учтены специфические требования к персоналу ИЛ, а также специфика испытаний и отраслевые особенности.

6.3 Помещения и условия окружающей среды

6.3.1 Требования к помещениям и условиям окружающей среды (производственным условиям, условиям проведения испытаний) установлены ИЛ на основании следующих источников:

- методики (методы) испытаний, указанные в утвержденной области аккредитации (ее проекте), включая требования (порядок) к отбору образцов;

- ЭД на применяемые СИ, ИО, СО и ВО, а также материалы и реактивы;

- сопроводительная документация на объекты испытаний (образцы);

- требования строительных норм и правил;

- требования санитарных правил и норм;

- положения правил устройства электроустановок;

- требования к условиям сохранности архивных документов;

- других нормативных документов, в том числе и отраслевых, учитывающих специфику испытаний, указанных в утвержденной области аккредитации (ее проекте).

К таким требованиям могут относиться воздействия, которые могут негативно влиять на достоверность результатов испытаний, например, микробиологическое загрязнение, пыль, электромагнитные помехи, излучение, влажность, электроснабжение, температура, шум и вибрация.

6.3.2 Требования к условиям окружающей среды в помещениях ИЛ проанализированы, исходя из наиболее жестких ограничений, и выбраны параметры, подлежащие обязательному контролю.

Несовместимые условия испытаний определены, соответствующие им испытания проводятся в различных помещениях.

6.3.3 Площади основных и вспомогательных помещений ИЛ позволяют обеспечить рациональное и безопасное размещение оборудования (СИ, ИО и ВО), реактивов и других расходных материалов, свободный доступ к оборудованию при подготовке и проведении испытаний, соблюдение правил безопасности работ и противопожарного состояния.

6.3.4 Помещения ИЛ оборудованы необходимой инфраструктурой, позволяющей обеспечить требуемые условия проведения испытаний (обеспечение электроэнергией, центральное отопление, горячее и холодное водоснабжение, вентиляция, освещение, защитное и антистатическое заземление, противопожарное оборудование, кондиционеры и другое необходимое оборудование).

Обеспечивающие системы инфраструктуры проходят необходимое плановое техническое обслуживание и/или проверку (аттестацию, освидетельствование и т.п.) с целью подтверждения их пригодности по ежегодному Плану-графику (см. Альбом форм, отдельное приложение к настоящему РК). Соответствующие записи в Плане-графике с приложением необходимых документов (актов, протоколов, аттестатов, свидетельств и т.п.) или их копий должны храниться у нештатного метролога14 ИЛ, который организует и обеспечивает выполнение Плана-графика.

6.3.5 Требования к помещениям с учетом необходимых условий окружающей среды задокументированы в таблице 6 Паспорта ИЛ.

6.3.6 Для исключения неблагоприятного воздействия на достоверность результатов и качество испытаний условий их проведения ежедневно контролируются параметров окружающей среды и качество энергоресурсов (например, электроэнергии и сжатого воздуха). Результаты контроля заносятся в соответствующий Журнал контроля условий проведения испытаний (хранения и подготовки образцов), форма которого приведена в Альбоме форм (отдельное приложение к настоящему РК).

6.3.7 Если параметры окружающей среды и/или качество энергоресурсов не соответствуют требованиям, то персонал, проводящий испытания, должен прекратить испытания и обеспечить имеющимися средствами (системами) инфраструктуры достижения соответствующих параметров окружающей среды и/или качества энергоресурсов, провести их повторный контроль с записью в соответствующем Журнале контроля условий проведения испытаний.

6.3.8 При невозможности обеспечить имеющимися средствами требуемые параметры окружающей среды и/или качество энергоресурсов испытания не проводятся и переносятся на другое время (возобновляются после восстановления необходимых параметров окружающей среды и/или качества энергоресурсов.

6.3.9 Решение о возобновлении испытаний и возможном увеличении (изменении) их объема принимает руководитель14 ИЛ, о чем им делается соответствующая запись в Журнале контроля условий проведения испытаний.

6.3.10 В помещениях ИЛ поддерживается порядок и чистота, регулярно (по графику) проводится сухая и влажная уборка.

Режим входа в отдельные помещения ИЛ обеспечивает необходимую стерильность и чистоту воздуха рабочей зоны.

6.3.11 Персонал обеспечен защитной одеждой и обувью, соответствующей характеру проводимых испытаний, указанных в утвержденной области аккредитации (ее проекте), включая требования к отбору образцов.

6.3.12 Вход в помещения ИЛ посторонних лиц, включая Заказчиков (их представителей), допускается только с разрешения ее руководителя14 ИЛ или лица, его замещающего.

6.3.13 Условия проведения испытаний (включая отбор образцов) вне помещений ИЛ, регламентируются методиками (методами) испытаний и ЭД применяемого оборудования (СИ, ИО, СО и ВО). В этом случае условия проведения испытаний фиксируются в рабочем журнале лица, проводившего испытания, а условия отбора образцов в Акте отбора образцов.

6.3.14 Для выполнения требований пунктов 6.3.6-6.3.13 настоящего РК в ИЛ разработаны соответствующие рабочие инструкции персоналу, проводящему и обеспечивающему испытания.

Если ИЛ не является самостоятельным юридическим лицом и СМК ИЛ интегрирована в СМК Организации, то приводится ссылка на соответствующий документ СМК Организации. В этом случае в РК не приводится процедура управления окружающей средой и качеством энергоресурсов. При этом любым приемлемым способом должны быть учтены специфические требования к помещениям, инфраструктуре, окружающей среде и качеству энергоресурсов, исключающие их неблагоприятное воздействие на достоверность результатов и качество испытаний, а также специфика проводимых испытаний и отраслевые особенности.

6.4 Оборудование

6.4.1 Для проведения испытаний, включая отбор образцов, в установленной области аккредитации (ее проекте) ИЛ располагает всем необходимым оборудованием (СИ, ИО, СО, программным обеспечением, справочными данными, реактивами, расходными материалами и ВО). Сведения об имеющемся в ИЛ оборудовании приведены в таблицах 2, 3, 4 и 5 Паспорта ИЛ.

6.4.2 Процедура управления оборудованием обеспечивает соответствие ИЛ требованиям к ресурсам и метрологической прослеживаемости, предъявляемым стандартом ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 (МС ISO/IEC 17025:2019) и применимым требованиям Критериев аккредитации. Ответственность за обеспечение выполнения требований процедуры возложена на нештатного метролога14 ИЛ, требования процедуры обязательны для всего персонала Организации4.

6.4.3 Процедура управления оборудованием регламентирует:

- правила регистрации, однозначной идентификации и учета оборудования;

- порядок обеспечения требуемой точности (неопределенности[27]) результатов и соответствия технических характеристик оборудования при выполнении лабораторной деятельности в установленной области аккредитации (ее проекте);

- процедуру обеспечения пригодности и сохранности оборудования при эксплуатации в процессе испытаний;

- порядок обеспечения технической подготовки персонала ИЛ к работе с оборудованием;

- порядок доступа к ЭД (паспорта, инструкции, руководства по эксплуатации и т.п.) на оборудование;

- правила безопасного обращения с оборудованием (хранение, транспортирование, техническое обслуживание и применение по назначению) для предупреждения порчи и обеспечения надлежащего функционирования оборудования.

6.4.4 Общая процедура закупки оборудования и услуг по поддержанию его в рабочем состоянии приведена в разделе 6.6 настоящего РК.

6.4.5 Приобретаемые СИ, включая СИ, входящие в состав ИО и ВО, должны:

- соответствовать предъявляемым методами (методиками) испытаний требованиям;

- содержаться в Госреестре;

- иметь действующие свидетельства о поверке и/или знаки поверки в паспортах и/или знаки поверки непосредственно на СИ;

- иметь действующие сертификаты и протоколы калибровки и/или возможность выполнения калибровки в Российской Федерации (при возможности таких СИ);

- включать (при необходимости) русифицированное программное обеспечение;

- иметь ЭД (паспорт, руководство по эксплуатации, руководство пользователя программного обеспечения и др.) на русском языке;

- иметь ЭД для дополнительного оборудования, входящего в комплект поставки, на русском языке;

- иметь эксплуатационные характеристики, соответствующие условиям испытаний ИЛ.

6.4.6 Приобретаемое ИО должно:

- соответствовать предъявляемым методами (методиками) испытаний требованиям;

- иметь ЭД (паспорт, руководство по эксплуатации, руководство пользователя программного обеспечения и др.) на русском языке;

- иметь ЭД для дополнительного оборудования, входящего в комплект поставки, на русском языке;

- позволять проводить периодическую аттестацию силами Организации4 (при возможности);

- иметь эксплуатационные характеристики, соответствующие условиям испытаний лаборатории.

6.4.7 Информация об изменении прав собственности, владения и/или пользования на ИО, необходимое для выполнения работ в соответствии с областью аккредитации, подписанная усиленной квалифицированной подписью, загружается руководителем14 ИЛ в личный кабинет ИЛ (после аккредитации) Федеральной государственной информационной системы Росаккредитации не позже 10 рабочих дней со дня, когда соответствующие изменения произошли, но не позже дня, когда соответствующее ИО начало использоваться для выполнения работ в соответствии с областью аккредитации.

6.4.8 Приобретаемые как для испытаний, так и для калибровки (аттестации ИО) СИ и стандартные образцы[28] (СО) должны:

- соответствовать предъявляемым методами (методиками) испытаний требованиям;

- содержаться в Госреестре;

- иметь не менее 80% установленного срока годности;

- иметь ЭД (паспорта), при возможности на русском языке;

- иметь эксплуатационные характеристики, соответствующие условиям хранения и испытаний ИЛ.

6.4.9 Приобретаемые ПО (отдельной поставки) и ВО должны соответствовать предъявляемым методами (методиками) испытаний требованиям и иметь эксплуатационные характеристики, соответствующие условиям испытаний ИЛ. При необходимости (если предусмотрено изготовителем) иметь ЭД (паспорт, руководство по эксплуатации, руководство пользователя программного обеспечения и др.) на русском языке.

6.4.10 Ввод в эксплуатацию сложного оборудования, требующего специальной подготовки и знаний, должен осуществляться техническим специалистом, предоставляемым фирмой-изготовителем или фирмой-поставщиком, с обязательным последующим обучением работе с этим оборудованием специалистов, его применяющих. Допускается внутреннее обучение одним из специалистов ИЛ, прошедшим указанное выше обучение.

6.4.11 Установка и настройка сложного оборудования сторонними специалистами должна быть оформлена Актом ввода в эксплуатацию в свободной форме, с указанием следующей информации:

- полное наименование оборудования с указанием его модели, типа и марки, заводским номером, годом выпуска, предприятия-изготовителя;

- сведения о поверке, калибровке, аттестации и/или проверке оборудования и/или, входящих в его состав технических средств, при его выпуске;

- соответствие встроенного программного обеспечения (включая версию) требованиям ГОСТ Р 8.568, ГОСТ Р 8.654 или ГОСТ Р 8.596 (для измерительных систем).

- дата выполнения работ по вводу в эксплуатацию и наименование предприятия-исполнителя с указанием специалиста, выполняющего работы, и информации о разрешительных документах на проведение выполняемых работ (при необходимости);

- результаты проведения работ по вводу в эксплуатацию оборудования [обнаруженные дефекты и их описание, параметры настроек (при необходимости), соответствие/несоответствие требованиям ЭД, особенности размещения, выполнение/невыполнение требований безопасности, условия проведения работ и т.п.];

- заключение о пригодности/непригодности оборудования к эксплуатации, условия эксплуатации и сроки технического и гарантийного обслуживания;

- отметка о проведении обучения (при необходимости) специалистов ИЛ с указанием идентификационных данных (ФИО).

6.4.12 Акт ввода в эксплуатацию должен быть подписан членами комиссии, в состав которой кроме представителя предприятия - исполнителя работ должен входить руководитель14 ИЛ, нештатный метролог14 ИЛ и специалист (специалисты), эксплуатирующий конкретное оборудование и непосредственно присутствующий при выполнении работ и принимающий участие в обучении, если такое проводилось.

6.4.13 Если для ввода в эксплуатацию оборудования не требуется специального разрешения (процедур) или навыков, прием вновь поступившего оборудования должен осуществлять нештатный метролог14 ИЛ и специалист (специалисты), эксплуатирующий конкретное оборудование.

При вводе в эксплуатацию (приеме) несложного оборудования без привлечения сторонних Организаций допускается не составлять Акт ввода в эксплуатацию.

6.4.14 Прием оборудования нештатным метрологом14 ИЛ должен включать следующие этапы:

- контроль наличия сопроводительных документов, документов по выпуску оборудования (сведения поверке, калибровке, аттестации и/или проверке, паспорт, руководство по эксплуатации и т.д.);

- контроль комплектности оборудования в соответствии с сопроводительными и техническими документами;

- визуальный контроль целостности оборудования: отсутствие повреждений корпуса, соединительных клемм, проводов, контрольных наклеек и т.д.;

- контроль рабочего состояния оборудования: включение/выключение, работа дисплеев (при наличии), переключение режимов работы оборудования, изменение значений измеряемой величины при изменении испытываемого параметра (если такой тест возможно провести) и т.д.

6.4.15 При положительных результатах на всех этапах приемки оборудование считается введенным в эксплуатацию с момента учета на балансе (присвоение инвентарного номера в соответствии с правилами идентификации).

Для малоценного оборудования в ИЛ должна сохраняться закупочная документация (договор, счет-фактура, накладная и т.п.). Срок хранения такой документации должен соответствовать сроку эксплуатации соответствующего оборудования.

6.4.16 На каждую единицу оборудования должна быть оформлена Карточка учета оборудования (см. Альбом форм, отдельное приложение к настоящему РК) на бумажном носителе, которая подшивается в папку "Документация на оборудование". В Карточке учета оборудования необходимо отражать всю информацию о поверках (калибровках, аттестации или проверках), модификациях, ремонтах, техническом обслуживании, хранении, повреждениях и неисправностях оборудования в последующем, вплоть до вывода оборудования из эксплуатации.

При наличии входящего в состав оборудования программного обеспечения в графе "Класс точности, погрешность и т.п." приводится его версия с учетом положений ГОСТ Р 8.654 или ГОСТ Р 8.568.

6.4.17 Техническая документация на оборудование (паспорт, руководство по эксплуатации и т.п.) должна храниться также в Папке "Документация на оборудование". При необходимости могут быть оформлены папки на различные виды (группы) оборудования.

6.4.18 На рабочие места (на выезд специалиста) выдаются рабочие инструкции или выписки по ЭД на оборудование, подписанные нештатным метрологом14 ИЛ. Ответственность за наличие рабочих инструкций или выписок в комплектах переносного оборудования и в местах нахождения стационарного оборудования возложена на персонал, эксплуатирующий оборудование.

6.4.19 Допуск специалиста ИЛ к работам на вновь вводимом в эксплуатацию оборудовании осуществляется только после его ознакомления под подпись с ЭД (выписке из ЭД) или с рабочей инструкцией на данное оборудование.

6.4.20 Все оборудование ИЛ должно быть включено в электронный Реестр учета оборудования, ответственность за ведение этого Реестра в электронном виде возложена на нештатного метролога14 ИЛ. Реестр должен содержать следующую информацию:

- полное наименование оборудования и год его выпуска;

- заводской номер (при наличии);

- идентификационный (инвентарный) номер (при необходимости);

- номер в Госреестре СИ и срок действия свидетельства о внесении в этот реестр (при наличии);

- право пользования (собственность или аренда, с указанием владельца);

- сведения о поверках, калибровках, аттестациях и/или проверках;

- дата следующей поверки (калибровки), проверки или аттестации;

- предприятие-изготовитель;

- примечания (другая существенная для обеспечения качества испытаний информация).

Реестр учета оборудования ведется по видам оборудования:

- средства измерений (СИ) подлежащие поверке;

- средства измерений (СИ) подлежащие калибровке;

- испытательное оборудование (ИО);

- стандартные образцы (СО);

- вспомогательное оборудование (ВО).

6.4.21 Идентификационный (инвентарный) номер (при необходимости) на оборудование присваивается нештатным метрологом14 ИЛ на соответствующей вкладке электронного Реестра учета оборудования.

6.4.22 Сведения о поверке (калибровке или аттестации) должны содержать информацию о первичной поверке (калибровке или аттестации), номер свидетель



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.