Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Как давать определение?



4. Как давать определение?

Как правило, любое определение из курса обществознания можно начать с одного из следующих слов:

а) форма (например, конфликт – форма социального взаимодействия, представляющая собой открытое столкновение противоположно направленных интересов, идей, ценностей, взглядов);
б) вид (например, экзистенциальные потребности – вид первичных потребностей, которые состоят в нужде в комфорте, безопасности, стабильности);
в) явление (например, безработица – социально-экономическое явление, при котором предложение на рынке труда превышает спрос);
г) совокупность или система (например, общество - совокупность людей и всех форм взаимоотношения между ними, которая обособилась от природы, но сохраняет с ней тесную связь);
д) институт (например, банк – особый экономический институт, аккумулирующий денежные средства и накопления, предоставляющий ссуды, займы, кредиты, проводящий денежные расчёты между субъектами экономики);
е) процесс (например, инфляция – процесс обесценивания денег (снижения их покупательной способности) и общего роста цен на товары и услуги, не связанный с улучшением их качества).

Поняв такую двучленную структуру определения и зная слова, с которых они, как правило, начинаются, легко дать определения почти любым обществоведческим терминам (если, конечно, выпускник имеет о них хоть какие-то научные представления). При этом, конечно, следует учесть, что предлагаемый подход является в известной мере упрощённым. Следует понимать, что не все термины могут быть определены через приведённые шесть слов.

В определении важно привести не менее двух отличительных признаков (существенных характеристик) объясняемого явления. Следует учесть, что задание не требует полного научного определения понятия, поскольку в разных учебниках Федерального перечня Минобрнауки России даются различные по объему определения одних и тех же понятий. Поэтому выпускник получает возможность привести две любые сущностные характеристики понятия. При этом важно отделить действительно сущностные характеристики от несущественных: например, определение "общество – это обособившаяся от природы, но сохраняющая с ней связь часть материального мира" не будет зачтено как полностью верное, поскольку в нём упущена ключевая характеристика общества – что оно представляет собой совокупность людей, а также всех их взаимоотношений и форм объединений.
5. Как составлять два других предложения?
а) чётко в соответствии с требованием задания;
б) предложения должны содержать теоретические положения а не раскрытия на конкретных примерах; конкретные примеры про гражданина N или страну M, равно как и примеры о конкретных исторических личностях, литературных персонажах, реальных государствах и т.д. не могут быть засчитаны, поскольку задание направлено на проверку теоретических знаний выпускника, а не умения раскрывать теорию на примерах);
в) предложения должны быть полными; не засчитываются отдельные словосочетания и неполные предложения;
г) предложения должны свидетельствовать о научном уровне мышления выпускника, т.е. обязательно содержать другие обществоведческие термины

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.