|
|||
Тема №2. Русская настольная игра «Бирюльки»Тема №2. Русская настольная игра «Бирюльки» Знакомство с историей и правилами игры (от 1 до 2 вариантов). Примерное содержание: В культуре любого народа игры занимают особое место и определяют его характер, темперамент, образ жизни. И в жизни русского народа они имели особое значение, нося в себе не только развлечение и отдых от тяжкого труда, но и служили развитию выносливости, ловкости, усидчивости, работоспособности. Исследователи русского фольклора отмечают, что многочисленные игры отличались непостоянством и динамикой. Благодаря темпераменту, энергии русских людей на Руси было большое количество подвижных игр. Но в то же время ошибочно утверждать, что своих настольных игр не было. К примеру, незаслуженно забытая исконно русская игра «Бирюльки». Хотя всем известное выражение «играть в бирюльки» означает заниматься ерундой, но все же она замечательно развивала моторику, усидчивость, внимание. В «Бирюльки» играли все: и взрослые, и молодежь, и дети. Особенно игра «Бирюльки» была распространена в учебных заведениях. Название игры произошло от слова «брать». Крестьяне делали бирюльки из соломинок. А для богачей изготавливали целые наборы из слоновой кости, из уникальных пород дерева. К слову, набор, купленный самим Львом Николаевичем Толстым, был сделан из желтого пальмового дерева: в маленькое деревянное яблочко величиной с лесной орех складывали 32 бирюльки, размером в крупинку, которые разлетались даже от дыхания игрока. Набор для Екатерины II был изготовлен из драгоценных камней. В XIX веке бирюльки окончательно перекочевали из деревенских изб в дворянские поместья. Игра была настолько популярна среди юношей, что матери всерьёз опасались за будущее своих сыновей, которые умудрялись проигрывать или выигрывать в бирюльки целые имения. Раньше существовали бытовые наборы бирюлек: посуда, морской флот, овощи, фрукты, чтобы помимо игры маленькие дети знакомились с окружающей жизнью. Сегодня такие наборы можно приобрести только у художников – авторов, они достаточно дорогие. Бирюльки также могли иметь разную форму: с удлинёнными или геометрическими фигурками. Первые называются линейными бирюльками. Если вы расскажите про игру бабушкам или дедушкам, то, возможно, они вспомнят детскую забаву со спичками или кусочками проволоки, которые складывались горкой и доставались самодельными крючками из общей кучи. Правила игры: 1. В игру играют два игрока, которые определяют между собой право первого хода и разбирают крючки. 2. На ровную поверхность высыпаются и формируются в виде горки 32 фигурки бирюлек. 3. Первый игрок с помощью крючка начинает доставать по одной фигурке, не задев при этом остальные. В случае удачного хода, игрок забирает фигурку себе и делает следующий ход. 4. В том случае, если игрок при вытаскивании предметов заденет или «потревожит» соседние фигурки, то ход переходит к другому игроку. 5. Следующий игрок повторяет действия первого. 6. Можно также называть предметы или придумывать им название. 7. Побеждает тот, у кого в конце игры окажется большее количество бирюлек.
Домашнее задание: Игральный набор остаётся в классе. За неделю необходимо обучить всех одноклассников правилам игры и выявить самого успешного игрока, которому затем присуждается звание «Мастер игры». Можно придумать новые правила игры и возможные варианты предметов – заменителей для игры.
|
|||
|