Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема №6. Калмыцкая настольная игра «Нәрн шинҗ» («Роговые кольца»)



Тема №6. Калмыцкая настольная игра «Нәрн шинҗ» («Роговые кольца»)

Знакомство с историей и правилами игры (от 1 до 2 вариантов)

Примерное содержание:

Нәрн шинҗ»- древнейшая головоломка всех времен и народов! Она пришла к нам через тысячелетия из седых калмыцких степей. Она уникальная, удивительная игра! Развивает память, интеллект, логическое мышление. Это лекарство для ума!

Тот, кто придумал её, был, конечно, человеком одаренным, наблюдательным и мастером-умельцем. Он догадался – в году двенадцать месяцев. Вот их количество мы и используем! Чтобы освободить от узла одно кольцо потребуется 144 оборота. А где найти нужные кольца? Идет мудрец однажды по степи и вдруг находит в степи прямой коровий рог. Поднимает мудрец этот рог, рассматривает со всех сторон и восклицает:

- Если согреть рог на огне или опустить в горячую воду, то он может размягчиться и освободиться от кости!

- Что искал, то и нашел! – воскликнул с радостью мастер и отправился в степь на поиски таких же рогов. Нашел несколько штук, принес домой, и, также опустив в горячую воду, освободил от косной ткани и вырезал острым ножом двенадцать одинаковых колец.

- Теперь эти кольца необходимо укрепить на деревянном бруске. Брусок можно сделать из осины или березы.

Сделал ровный гладкий брусок длиною около 40 сантиметров, шириною 3 сантиметра и толщиною 2 сантиметра. Просверлил 12 отверстий на одинаковом расстоянии друг от друга и соединил тесемками из кожи: не высохнут, не порвутся – заключил мастер.

Мастер изготовил деревянную планку длиною также примерно 40 сантиметров, с выемкой посередине. Эта планка должна двигаться между кольцами с таким расчетом, чтобы узлы, закрепляющие каждое кольцо, выходили в выем планки. Суть головоломки заключалась в том, чтобы освободить планку от колец. Чтобы сделать это, надо долго думать, производить многочисленные расчеты, гадать. Не всякому удавалось освободить планку даже после длительных раздумий. Так простой калмык придумал сложную головоломку «Двенадцать роговых колец» и назвал ее «Мудрым решением» или «Тонким соображением».

И вскоре игра приобрела популярность среди народа. Во время праздников обязательно проводились конкурсы на решение этой головоломки. Её предлагали и сватам на сватовстве девушки. Если сваты не могли решить головоломку, то им зачастую отказывали и, кроме того, за поражение, в порядке выигрыша, требовали оседлого коня.

Так высоко ценили калмыки эту игру-головоломку, игру тонкого соображения.

Правила игры:

Суть головоломки заключается в том, чтобы освободить планку от колец. Рабочим, то есть съёмным кольцом, всегда является второе одетое кольцо. Кольца снимаются внутрь смычка. Операция каждого следующего хода всегда начинается как бы сначала игры, то есть с первого кольца. Смычок всегда находится в движении.

1.Снимаем 2 кольцо. Снимаем 1 кольцо.

2.Снимаем 4 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Одеваем 2 кольцо.

3.Снимаем 1 кольцо. Снимаем 3 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Снимаем 1и 2 кольцо.

4.Снимаем 6 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Одеваем 2 кольцо. Снимаем 1 кольцо. Одеваем 3 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Снимаем 1и 2 кольцо. Одеваем 4 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Одеваем 2 кольцо. Снимаем 1 кольцо. Снимаем 3 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Снимаем 1и 2 кольцо. Снимаем 5 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Одеваем 2 кольцо. Снимаем 1 кольцо. Одеваем 3 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Снимаем 1и 2 кольцо. Снимаем 4 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Одеваем 2 кольцо. Снимаем 1 кольцо. Снимаем 3 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Снимаем 1и 2 кольцо.

5.Снимаем 8 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Одеваем 2 кольцо. Снимаем 1 кольцо. Одеваем 3 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Снимаем 1и 2 кольцо. Одеваем 4 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Одеваем 2 кольцо. Снимаем 1 кольцо. Снимаем 3 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Снимаем 1и 2 кольцо. Одеваем 5 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Одеваем 2 кольцо. Снимаем 1 кольцо. Одеваем 3 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Снимаем 1и 2 кольцо. Снимаем 4 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Одеваем 2 кольцо. Снимаем 1 кольцо. Снимаем 3 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Снимаем 1и 2 кольцо. Одеваем 6 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Одеваем 2 кольцо. Снимаем 1 кольцо. Одеваем 3 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Снимаем 1и 2 кольцо. Одеваем 4 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Одеваем 2 кольцо. Снимаем 1 кольцо. Снимаем 3 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Снимаем 1и 2 кольцо. Снимаем 5 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Одеваем 2 кольцо. Снимаем 1 кольцо. Одеваем 3 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Снимаем 1и 2 кольцо. Снимаем 4 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Одеваем 2 кольцо. Снимаем 1 кольцо. Снимаем 3 кольцо. Одеваем 1 кольцо. Снимаем 1и 2 кольцо. Снимаем 7 кольцо. и т.д.

 

Домашнее задание: Игральный набор остаётся в классе. За неделю необходимо обучить всех одноклассников правилам игры и выявить самого успешного игрока, которому затем присуждается звание «Мастер игры».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.