Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Donald Iv a I s с h e d 22 страница



Задача принятия реальности остается нерешенной до конца, ни один человек не может освободиться от на­пряжения, связанного с наличием внутренней и внеш­ней реальности, а освобождение от этого напряжения обеспечивается промежуточной областью опыта, кото­рая не подвергается сомнению (искусство, религия и т. д.). Эта промежуточная область является непосред­ственным продолжением области игры маленького ре­бенка, который «потерялся» в этой игре.

(там же: 13*)

Во второй части сказки о Птице Фица эта промежу­точная область опыта появляется после того, как третья жена обретает власть над дьявольскими энергиями вол­шебника и ей удается перехитрить (trick) Трикстера, при­творившись птицей. Волшебник, в свою очередь, поддается этим хитростям и таким образом содействует собствен­ной гибели в пламени огня.

Агрессия

Говоря об агрессивном аспекте диады дитя/мать, Вин­никотт называет состояние, с которого начинается разви­тие ребенка, состоянием всемогущества или «объектного отношения ». Эта стадия всецело основана на иллюзорных проективных идентификациях. Он назвал состояние, к ко­торому движется ребенок, «использованиемобъекта», под­разумевая под этим способность ребенка использовать объект, который «находится вне досягаемости (out there)» (Winnicott, 1969: 218-28).

Деструктивность является важной частью этой диф­ференциации. По мере того как мать начинает отделяться от ребенка, у ребенка появляется импульс уничтожить мать. Вопрос заключается в том, выдержит ли мать жестокость ребенка без ответного воздействия (выдерживание (survival) по Винникотту означает просто неизменность установки перед лицом деструктивного гнева). Здесь мы приводим знаменитое описание Винникотта:

• Там же, стр. 198—199 (с ред.).

После «установления субъектом отношений с объек­том» произойдет «разрушение объекта субъектом (так как объект становится внешним); и тогда может слу­читься, что «объект переживает свое разрушение субъектом». Но этого может и не произойти. Таким образом, в теории объектных отношений появляется новый аспект. Субъект говорит объекту: «Я разрушил тебя», и объекту нужно принять это сообщение. И тут субъект говорит: «Привет, объект!», «Я уничтожил тебя», «Я люблю тебя», «Ты ценен для меня, потому что ты выжил, хотя я тебя разрушил», «Пока я тебя люблю, я буду тебя уничтожать в бессознательных фан­тазиях». Здесь и начинаются фантазии индивида. Те­перь субъект может использовать объект, который сумел выжить.

(там же: 90* )

В модели Винникотта внутренний мир развивается бок о бок с внешним миром, который может обогатить внут­ренний мир. Объектный мир может быть полезен ребенку. Ребенок может набирать вес, беря пищу из внешнего мира. Ребенок расстается с основанной на всемогуществе иллю­зией самодостаточности, позволяя себе испытывать любовь и ненависть по отношению к матери. Отныне ребенок обла­дает «бинокулярным» зрением. Неожиданно появляется перспектива глубины и запускается процесс сепарации/ин-дивидуации.

Любовь и агрессия вместе

Теперь, если одна и та же мать может и вынести атаки агрессивного ребенка и отзеркалить спонтанные действия любящего ребенка,— происходит нечто чудесное. Винни-котт бы сказал, что одновременно рождаются внешний и внутренний миры. В других работах, как мы уже отмечали, он описывает это достижение как процесс персонализации или «вселения» (Winnicott, 1970). Винникотт не рассуж­дает о том, что именно «вселяется» в тело, но мы на этих страницах размышляли о том, что «это » и есть неистреби­мый личностный дух (демон"*) индивида.

В свете изложенного выше очевидно, что этот процесс должен затрагивать трансперсональное измерение: архе-

' Там же, стр. 450.

** См. примеч. к стр. 15.

11 Калшед Д.

типические энергии и их постепенное, бурное воплощение. В сказке «Птица Фица » рассказано именно об этом. Снача­ла волшебник представляет первичную архаичную Самость младенца как в ее творческих, так и (здесь особенно) дест­руктивных аспектах. Его «чудесный» дом в лесной чаще яв­ляется фантастическим местом, представляющим отщеп­ленную позитивную сторону нуминозного — все еще невоплощенного, но предоставляющего самоублажающее прибежище для заколдованного, привязанного к реально­сти эго, представленного в этой истории образами мужчи­ны и трех его дочерей. Проблема состоит в том, что это «прибежище» имеет потайную комнату, внутри которой на­ходится все зло, характерное для темной стороны нуми­нозного в его не поддающихся изменению формах. Эти две стороны архаичной Самости должны соединиться в «стра­дании » дочерей, героинь сказки, и мы видим, как это про­исходит — две из них разрубаются на куски. И все же третьей дочери каким-то образом удалось использовать позитивную сторону нуминозных энергий волшебника — любящая составляющая «целостности >> заключается в его подарке, яйце. Это позволило ей перенести контакт с темной стороной нуминозного, заключенной в его дья­вольской комнате, и не пасть жертвой ее деструктивной энергии.

В нашей сказке образ волшебника эквивалентен ин­фантильной деструктивности первичного недифференци­рованного эго-состояния Винникотта — эта деструктив-ность, ставшая дьявольской благодаря травматической фрустрации или абьюзу (подобно Яхве в истории Иова). Третья жена оказывается в роли всемогущего «объекта» младенца — она является тем, кто должен вынести его деструктивность (как Иов по отношению кЯхве). Она де­лает это, найдя себе защитника от волшебника в лице его самого (также и Иов поступает с Яхве), т. е. она использу­ет его яйцо и его совет позаботиться о нем. Она отклады­вает его в сторону, т. е. она сохраняет свою целостность и свою сущность (center) от расщепления, вступая в сферу архетипических деструктивных аффектов, представлен­ных ужасной потайной комнатой. Эта сосредоточенность (centeredness) позволяет ей вынести деструктивность. Вол­шебник может сказать: «Привет, объект; — я уничтожил тебя; но ты обладаешь ценностью для меня, потому что ты выдержала мои разрушительные действия против тебя... Я люблю тебя...ты станешь моей женой».

Клинический пример

Ситуации быстрого обращения деструктивности в «любовь » часто встречаются в клинической работе. За­мужняя женщина, консультировавшаяся у меня, расска­зала мне о своем муже, постоянно изводившем ее упрека­ми в связи с романом, который был у нее двадцать лет назад. Он заявлял, что она никогда не давала ему возмож­ности чувствовать себя любимым или особенным, и был настолько безжалостен в своем занудстве, что доводил ее до возбужденного состояния такой интенсивности, что у нее стала развиваться настоящая астма (у нее была склон­ность чувствовать вину за все). Она старалась изо всех сил, чтобы удовлетворить его потребности и сделать так, что­бы он переживал те особенные чувства, в которых, по его заявлению, она ему отказывала. Но это приводило только к временному смягчению его жалоб и его холодному от­чуждению. Она начала отчаиваться в том, что ей удастся спасти брак. Так продолжалось довольно долго, пока, на­конец, в терапии (яйцо) она не начала понимать, что неза­висимо от постоянно жалующегося мужа, в ее собствен­ной психике существовал волшебник, организующий нападения на нее, и потайная комната, в которой она регу­лярно расчленялась при помощи топора. Она поняла, что жалобы мужа были просто внешним поводом для дьяволь­ского внутреннего нападения, против которого она была беззащитна. Каждая внешняя жалоба была усилена топо­ром волшебника внутри нее самой, таким образом, полу­чалось, что ее муж говорил «правду» о ней — а именно, что она плохой человек! В этой уступчивой пациентке на­чала брезжить мысль, что если она решит проблему с му­жем, то она впервые разорвет чары этой внутренней само­деструктивной фигуры.

Постепенно, с помощью психотерапии, она начала вхо­дить в контакт со своей собственной агрессией, т. е. она стала заглядывать украдкой в свою потайную комнату. Для нее это означало утрату «невинности» — пребывания в роли божественной жертвы безрассудного мужа, постоянно критиковавшего ее, а значит,— принятие ответственности за свою собственную ярость и агрессию. Постепенно она все дальше и дальше проникала в свою запретную комнату, забирая мало-помалу обратно в себя темную энергию вол­шебника. Она заявила мужу, что его постоянные жалобы более невыносимы и она оставит его, если он не прекратит

11*

свои нападки. Она искренне сказала, что ему следует взять на себя некоторую ответственность за свои собственные чувства по отношению к ней и прекратить скрывать недо­статок собственных чувств за этим нытьем раздутых жа­лоб на то, что ему не дают почувствовать себя особенным. К удивлению моей пациентки, эта вновь обретенная твер­дость (assertiveness) полностью положила конец его власти над ней. Вся его высокомерная ярость испарилась, и нео­жиданно он стал очень человечным и любящим по отноше­нию к ней — хотя он и нуждался в жене для того, чтобы освободиться от запугиваний своего собственного инфля-цированного волшебника.

Двойственная природа жертвования

в трансформации системы самосохранения

В нашей сказке возможный брак между волшебником и третьей дочерью представляет — как и в случае брака за­колдованной Рапунцель и ее Принца — окончательно уста­новившиеся (переходные) отношения между архетипичес-ким миром и человеком. Однако в данном случае эти отношения не могут быть вполне реализованы после того, как третья сестра вышла победительницей из ужасной ком­наты. Это лишь начало трансформации системы самосох­ранения. Волшебнику требуется более глубокая трансфор­мация, а третья дочь все еще находится в плену в его «чудесном» доме вместе со своими тайно воскрешенными сестрами, т. е. она все еще является субъектом его инфля-цирующего колдовства. Она должна найти путь из этого инфляцированного «великолепия » и возвратиться к чело­веческой реальности. Ее борьба за это представлена во вто­рой части сказки.

Как нам известно из данных наблюдения за психоло­гическим развитием детей, а также из клинической практи­ки, в этом бурном процессе продвижения от генерирован­ной травмой инфляцированной «околдованности» к укорененному в реальности человеческому эго требуется принести в жертву инфляцированные энергии архаичной Самости. Все великие мировые религии описывают это жертвование. Обычно сам бог приносит себя в жертву ради человека, нисходя от всеобъемлющей полноты, воплоща­ясь во времени и пространстве. Это требует ответной жер­твы от эго, идентифицировавшегося с Богом (по Юнгу, от эго, идентифицировавшегося с Самостью).

Используя юнгианский язык, мы говорим о постепен­ном очеловечивании архетипического мира, когда par­ticipation mistique уступает дорогу сознанию. Эдвард Эдин-гер представляет это как циклический процесс, в котором инфляцированное эго ребенка, постоянно противостояв­шее родительским дисциплинарным ограничениям, в уни­жении отступает, а затем восстанавливается для интимно­го союза с родителями. Процесс повторяется вновь и вновь: акт инфляции, наказание, унижение и страдание, восста­новление любви. Постепенно в итоге появляется диффе­ренцированное эго, способное выдержать противополож­ности (см. Edinger, 1972: 41).

В этом процессе есть и любовь, и ненависть. Ребенок «любит» расширять свои человеческие возможности — воз­можности эго и сознания, но также он «терпеть не может» жертвовать богоподобным всемогуществом архетипичес-кой сферы, с которой идентифицируется его эго. Мария-Луиза фон Франц замечает, что этот процесс одновремен­но является

для эго — расширением сознания... но для Бога — ог­раничением опыта. Этот зеркальный процесс означает, что великолепный, всемогущий Бог помещается в убо­гую клетку человеческого существования. Это поясня­ется одним из понятий христианской теологии: про­цесс кенозиса (от греческого «опустошать»), который означает, что Христос (будучи со своим Отцом до Его воплощения как Логоса, Логоса Иоанна) обладает пол­нотой Отца, всеохватным единством (oneness) с боже­ственным миром, вне определенности. Как писал апос­тол Павел: «но уничижил Себя Самого» — ekonose heauton (Флп. 2: 7). Он уничижил Себя для того, чтобы стать смертным, уничижил Свою всеохватную полноту и единство для того, чтобы стать определенным.

(von Franz, 1970: 10)

Другими словами, рост эго влечет за собой двойное жертвование — одновременно и инфантильной, и инфля­ционной тенденций. Что касается диады, состоящей из на­шего волшебника и его «невинных», подобных детям жен, живущих в неведомом великолепии, мы могли бы сказать, что обе ее стороны должны пойти на жертву. Мы видели, что диадическая структура — Защитник/Преследователь и его клиент-невинное дитя — является базовой несущей конструкцией системы самосохранения. Ее энергии, с од-

ной стороны, невероятно инфляцированны, величествен­ны и «царственны» —это король или королева, а с другой, в равной степени инфантильны, невинны и имеют жертвен­ный характер — это божественная жертва. Как только эта структура «король/ребенок» подходит к интеграции, обе ее стороны приносятся в жертву посредничающей человеч­ности — ограниченной и способной принять личную ответ­ственность. Околдованная «невинность» дочерей потеряна в потайной комнате, волшебник теряет свою колдовскую власть, когда третья дочь сочленяет (re-members) своих сестер и через это обретает власть над волшебником.

Птица Фица: часть 2

— Хорошо,— ответила она,— но ты должен сначала от­нести на своих плечах моему отцу и матери полную корзину золота; а там мы и свадьбу справим.

Побежала она тогда к своим сестрам, которых она спря­тала в маленькой каморке, и говорит:

— Настал час, когда я могу вас спасти: злодей должен будет сам отнести вас домой. Но как только вы окажетесь дома, присылайте мне тотчас подмогу.

Посадила она обеих сестер в корзину, а сверху прикры­ла их золотом так, что их не было видно, потом кликнула она колдуна и сказала:

— Ну, теперь отнеси корзину, да смотри, по дороге не останавливайся и не отдыхай, я буду смотреть в окошко и за тобой доглядывать.

Взвалил колдун корзину на плечи и отправился в путь-дорогу, но корзина была такая тяжелая, что пот градом ка­тился у него с лица. Вот присел он немного отдохнуть, но тотчас закричала из корзины одна из сестер:

— Я смотрю в окошко и вижу, вижу, что ты отдыхаешь, а ну, отправляйся-ка дальше.

Колдун подумал, что это кричит ему невеста, и тотчас двинулся дальше. Вот захотелось ему еще раз присесть от­дохнуть, но тотчас послышался голос:

— Я гляжу в окошко и вижу, вижу, что ты отдыхаешь, а ну, отправляйся живей дальше!

И только он останавливался, как тотчас раздавался го­лос, и ему приходилось идти дальше, и вот наконец со сто­ном, запыхавшись, притащил он корзину с золотом и двумя девушками домой, к их отцу-матери.

А тем временем приготовила невеста дома свадебный пир и велела созвать на него друзей колдуна. Взяла она череп

с оскаленными зубами, раскрасила его, надела на него венок из цветов, отнесла его наверх и поставила на чердаке в слу­ховом окошке, будто он оттуда выглядывает.

Когда все было уже приготовлено, окунулась она в бочку с медом, распорола перину, выкаталась в перьях и стала похо­жа на белую чудо-птицу, и никто не смог бы ее теперь узнать. Вышла она после этого из дому; и повстречались ей на дороге некоторые из свадебных гостей и спрашивают у нее:

— Ты кто, скажи мне, чудо-птица?

— Да я вот из семейства Фица.

— А что же делает невеста молодая?

— Она убрала дом и, гостя ожидая, Глядит в окошко, головой кивая.

Наконец ей встретился и сам жених. Он медленно воз­вращался домой. И спросил он у нее, как и те гости свадебные:

— Ты кто, скажи мне, чудо-птица?

— Да я вот из семейства Фица.

— А что же делает невеста молодая?

— Она убрала дом и, гостя ожидая, Глядит в окошко, головой кивая.

Глянул жених наверх, увидел разукрашенный череп и подумал, что то его невеста, поклонился ей и ласково ее при­ветствовал. Но только вошел он вместе со своими гостями в дом, а тут вскоре явились братья и родные невесты, послан­ные ей на подмогу. Они заперли все двери дома, чтобы никто не мог оттуда убежать, и подожгли его со всех сторон — и сгорел колдун вместе со всем своим сбродом в огне.

В этой части сказки описана окончательная трансфор­мация системы самосохранения и двух составляющих ее персонификаций, третьей дочери и ее жениха, волшебни­ка. Третья дочь освобождена, а волшебник сгорает в жерт­венном огне. Интересно отметить, что черты Трикстера, до сих пор присущие только персонажу волшебника, теперь характерны для образа действий невесты. Это касается ее уловки, когда она спрятала своих сестер в корзине, укрыв их золотом, ее выдумки с голосом, доглядывающим за вол­шебником издалека во время его путешествия, потом ее хит­рости, с которой она заманила всех друзей волшебника в его дом, разослав им приглашения, уловки с раскрашен­ным черепом в окне и, наконец, хитрости с медом и перья­ми, в результате которой все приняли ее за Птицу Фица, что позволило ей сбежать. Для того чтобы понять вторую

часть сказки, нам следует принять во внимание психологи­ческое значение трикстерного элемента и его функции как сокрытия, так и защиты, в процессе преобразования ужас­ных энергий архетипического измерения в человеческую форму.

Мы уже рассматривали динамическое значение архе­типа Трикстера при обсуждении случая Мэри и ее демона обжорства в главе 1. Здесь мы видели преимущественно дьявольскую сторону Трикстера — его способность к рас­щеплению на два компонента (диссоциации), наведению транса, нападению на связи между компонентами пережи­вания и в целом направленную на саморазрушительную рег­рессию. Однако мы также отметили, что Трикстер как бо­жество преддверия в равной степени имеет дело и с посредничеством между двумя сторонами парадокса и, та­ким образом, в своем позитивном воплощении может быть рассмотрен как своего рода персонификация «переходных феноменов » Винникотта. Будучи антиномичным, он соче­тает в себе пары противоположностей и образует отсут­ствующее «третье». Следовательно, он идеально подходит для задачи посредничества между противоположными ар-хетипическими силами (dynamisms), которые бушуют в пси­хике после травмы. Короче говоря, он по своим функциям как дьяволичен (расщепление), так и символичен (интегра­ция)*. В своей дьявольской форме он разрушает связи во внутреннем мире для того, чтобы предотвратить пережи­вание невыносимого. В своей символической форме он со­единяет в целое то, что ранее было разделено на фрагмен­ты, устанавливая при помощи символа связь между бессознательным миром и эго. При условии, что травмиро­ванное эго укрепилось настолько, что оно в состоянии в полной мере «иметь в виду» последствия своего опыта, Трикстер освобождается от своей дьявольской роли рас-членителя и с этого момента действует в интересах индиви-дуации и творческой жизни.

Во второй части нашей сказки выражены позитивные, посреднические функции Трикстера, поскольку третья жена, теперь достаточно сильна для того, чтобы взять верх над волшебником, в состоянии прибегнуть к ряду уловок и маскировке для того, чтобы связать демонический закол­дованный мир своего дьявольского супруга со своим миром

* Об оппозиции дьявольское (diabolical) / символическое (symbolical) см. стр. 36.

реальности. Она посылает своих сочлененных (re-membered) сестер обратно в родительский дом на спине волшебника, который расчленил их в первой части сказки,— в той же кор­зине, в которую эти дочери запрыгивали в начале, когда волшебник «прикасался к ним». С психологической точки зрения, это является примером того, как та самая энергия, которая угрожает незрелому или слабому эго, впоследствии служит ему на пользу.

Страдания волшебника, несущего тяжелую корзину, во время этого путешествия являются юмористическим перевертышем страданий сестер, причиной которых он явился, и представляют собой постепенное жертвование своими трансперсональными силами. Теперь ему прихо­дится потеть и напрягать свои силы, колени подгибаются под тяжестью его, так сказать, «креста », с которым он идет к своей окончательной участи, к жертвенному огню! И все это под аккомпанемент тревожащего и подгоняю­щего его «голоса» невесты, обретшей над ним власть, от­платившей жестокостью за жестокость, подлостью за подлость. Психологически этот голос в своей негативной форме является тем, что Юнг назвал «негативным аниму-сом», который часто переживается как сверхкритичный, перфекционистский внутренний надсмотрщик, понужда­ющий человека к движению вперед, всегда недовольный человеческим несовершенством. Это тот голос, который как негативный анимус «разрубает женщин на куски» (см. Asper, 1991). Так что волшебник, ранее персонифи­цировавший эту отрицательную силу психики, теперь сам становится жертвой того же самого требовательного раз­дражения (critical harassment).

Подразумевается, что сестры, спрятанные в корзине с золотом, пришлют помощь третьей сестре, все еще находя­щейся в заколдованном дворце волшебника. Поэтому две сестры становятся связующей нитью между инкапсулиро­ванным миром логова волшебника и миром реальности. По­мощь, которую они, в конце концов, присылают (братья и родственники), мы можем истолковать как позитивную сто­рону мужского начала. Они запирают волшебника в его соб­ственном доме вместе со всеми его гостями и сжигают. Здесь позитивная мужская энергия служит развитию эго — в на­шей истории очень заметно отсутствие этой позитивной сто­роны мужского начала, так же, как и в сказке о Рапунцель. Очевидно, что отец трех дочерей в нашей истории оставля­ет их чрезвычайно уязвимыми перед чарами негативной дья-

Вольской стороны мужского начала с его архетипической агрессией. Психологически это является неизбежным на­следием открытого пренебрежения отца или его неудачи в попытках наложить ограничения на своих дочерей, обес­печив тем самым возможность для проработки агрессии в межличностных отношениях. Другими словами, для того, чтобы у женщины сформировался «цельный » образ муже­ственности и, следовательно, она обрела «иммунитет» от заражения негативным мужским началом в виде колдов­ства, любовь и агрессия должны быть пережиты по отно­шению к одной и той же фигуре отца.

Победа над волшебником при помощи символа

Одна из наиболее интригующих уловок, разыгранных над волшебником третьей дочерью,— ее «трансформация >> в птицу, Птицу Фица*, для того, чтобы сбежать из закол­дованного дворца. Сначала она выставляет в окне раскра­шенный череп, как бы представляя себя в качестве приман­ки для волшебника и гостей. То, что все они ошибочно принимают «мертвую голову » невесты за саму невесту, в этой сказке означает, что быть невестой этого волшебника означает быть мертвой. Так как волшебник и его гости пред­ставляют смерть, то они узнают здесь кого-то, принадле­жащего, так сказать, к их кругу, они думают, что невеста находится в доме, в то время как она пустилась в бега, при­кинувшись птицей.

Покрытая медом и перьями, истинная невеста остает­ся «неузнанной », в ней видят только Птицу Фица — птицу, которая беседует с гостями и волшебником на дороге, свя­зывающей мир колдовства и мир реальности. Важно пони­мать, что здесь третья дочь не превращается в птицу (как предполагает Аспер), но притворяется птицей, притом чудесной, говорящей птицей. В своем птичьем наряде она и не птица, и не человек, а одновременно и то и другое. Воп­лощая символическую функцию переходной реальности,

* В оригинале первые строчки диалога «птицы» с колдуном и его компанией: «du, Fitchers Voge! wo kommst du her?» «Ich komme von Fitze Fitchers Hause her» (Kinder-und Hausmarchen gesammelt durch die Brtider Grimm. B. 1. Frankfurt am Main: Insel Verlag, 1976, S. 266). Слово «Fitze», которое русский переводчик Братьев Гримм взял за основу, в немецком разг. языке означает «путаница, замешательство».

она включена как в фантазию, так и в реальность. Когда она встречает волшебника и его гостей на дороге, у них даже не возникает вопроса, птица она или человек. Они восприни­мают ее переходную форму как само собой разумеющееся. Как говорит Винникотт, вы не спрашиваете ребенка, отыс­кал ли он грудь или создал ее,— для переходной реальнос­ти это всегда и то, и другое.

Приняв птичий облик этой формоизменяющей фанта­зии, третьей дочери удается обмануть волшебника и сбе­жать домой. Психологически это, вероятно, означает, что переходные формы и символические процессы играют су­щественную роль в общении с ужасными энергиями архе-типической психики. Аффективные бури, поднимающиеся из архаических слоев психики, только тогда претерпевают трансформацию, когда эго может выдержать напряжение между реальностью и воображением. Если это условие вы­полняется, творческий образ (символ) может послужить мостом между двумя мирами, т. е. придать смысл, который поможет нам «убежать» от расщепляющих сил (dynamisms) архетипического мира и найти наш путь «домой», в челове­ческий мир, будучи обогащенными живительными энерги­ями мира воображения.

Этот процесс, являющийся для каждого из нас борь­бой за индивидуацию, особенно труден после того, как трав­ма повела психику в направлении архаичного расщепления и ослабила эго. Развиваются злокачественные формы регрес­сии в переносе, которые угрожают подорвать развитие па­циента. Тем не менее, со стороны того, что Юнг назвал «транс­цендентной функцией » психики, поступает существенная помощь для осуществления этого процесса. Под трансцен­дентной функцией Юнг понимал врожденную тенденцию психики придавать форму недифференцированному, хаоти­ческому «материалу» первичных процессов и представлять их в бессознательном в виде сновидений и других продуктов воображения. Итак, согласно Юнгу, переходные процессы имеют место не только между матерью и ребенком, или меж­ду пациентом и терапевтом; они определяют внутренние от­ношения между эго и Самостью. К сожалению, внутренние процессы никогда не достигают успеха, если отсутствуют «достаточно хорошие >> внешние процессы. Когда травма пре­пятствует этому, то система переходных связей должна быть воссоздана в психотерапии.

Решающее значение для воссоздания этой системы переходных связей имеет формирующееся между пациен-

том и терапевтом пространство, задействующее игру и во­ображение. Все виды искусства, дающие возможность са­мовыражения, должны быть использованы в терапии жертв травмы — не один только разговорный тип терапии, направ­ленный на восстановление понимания и воспоминаний. Ра­бота должна быть нацелена на восстановление естествен­ных для психики интегрирующих связей между аффектом и образом. Когда мы находимся в аффекте, мы ищем об­раз. .. когда у нас есть образ, мы ищем ассоциированный с ним аффект. Для того чтобы делать это, мы должны быть способны играть с пациентом в разных модальностях — не только в вербальной.

Юнг пришел к пониманию этого еще в 1916 году, на­блюдая за пациентами, которые могли впасть в какое-то на­строение или выказать приводящий в замешательство дис­социированный аффект, который, казалось, не имел смысла в контексте актуального переживания. Юнг говорил:

Тогда я подхватывал образ сна или ассоциацию пациен­та, используя их как отправную точку, ставил перед па­циентом задачу продолжить или развить тему, дав сво­боду потоку своей фантазии. Это, в соответствии с индивидуальным вкусом и талантом, могло быть испол­нено множеством способов: драматическим, полемичес­ким, визуальным, аудиальным, в форме танца, рисунка, живописи или лепной работы. [В итоге] я смог понять, что, используя этот метод, я становлюсь свидетелем спон­танного проявления бессознательного процесса, в ко­тором технические способности пациента являются только фоновыми и которому позже я дал название «про­цесс индивидуации»... Во многих случаях это приводило к значительному терапевтическому успеху, который вдохновлял как меня, так и пациента на продвижение вперед, несмотря на недоступные пониманию результа­ты... Я чувствовал необходимость стоять на том, что ре­зультаты непостижимы, перестать ограничивать себя рамками определенных теоретических посылок и тол­кований, которые, как я чувствовал, были не только не­адекватны, но и ответственны за формирование пред­взятого мнения о неподдельных проявлениях пациента... Так обстоит дело с рукой, водящей цветным каранда­шом или кистью, ногой, исполняющей танцевальное па, с ухом и глазом, со словом и мыслью: неведомый им­пульс является верховным властителем паттерна, бес­сознательное априори вкладывает себя в пластическую форму... Кажется, что во всей процедуре царит смутное

предвидение не только самого паттерна, но и его смыс­ла. Образ и смысл тождественны; и как только первый приобретает форму, последний становится ясным... пат­терн нуждается в интерпретации: он изображает свой собственный смысл.

(Jung, 1947: paras 400-2)

Возвращаясь к нашей истории, мы находим третью дочь воплощающей трансцендентную функцию в образе Птицы Фица. Мы могли бы задаться вопросом, а почему, собствен­но, в виде птицы? Первое, что приходит на ум, это то, что птица естественным образом происходит из яйца. Если яйцо представляет собой потенциальную жизнь в ее первоначаль­ной, первобытной, недифференцированной целостности, то птица, очевидно, представляет собой дифференциацию этой исходной целостности и ее развитие на высшем уров­не (transcedence) как трансцендентного личностного духа. Купер напоминает нам, что мифические птицы изобража­ют небесную духовную сферу и ее силы, противостоящие хтоническому змею,— другими словами, они являются те-риоморфными образами, связанными (по большей части) с позитивной стороной Самости, противостоя ее негативной, дьявольской или хтонической стороне, представленной на­шим волшебником (см. Cooper, 1978).

В других мифах птицы являются посланцами богов, они всегда связаны со светлой, позитивной стороной нуминоз-ного. Ребенка-Христа часто изображают держащим птицу и, согласно Виргилию («Энеида », 6.242), греки назвали вход в подземный мир «Аорносом »(землей, где нет птиц). Пред­ставление о птицах как о существах переходной области, курсирующих в пространстве между человеческим и боже­ственным мирами, объясняет, почему шаманы для своих ме-диумистических ритуалов часто надевали перья и облаче­ния, изображающие птиц. В египетской мифологии душа — Kα представлялась в виде птицы с человеческой головой; изоб­ражали, как она покидает тело умершего человека, вылетая через рот; а в Подземном Царстве души умерших носят одеж­ды из птичьих перьев (см. de Vries, 1984:48).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.