Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. Соответствие учебника содержанию образования



К содержанию обучения предъявляются определенные научные требования: отражение основ современных научных знаний, раскрытие концепций тем, выступающих в качестве содержательно-логических элементов единой структуры учебного материала.

В содержание обучения включаются как предметные знания, так и определенные виды познавательной деятельности.

Требования к содержанию образования на практике означают его соответствие учебной программе по предмету.

2. Соответствие учебника принципам обучения

В процессе создания школьного учебника необходимо учитывать основные дидактические принципы (общие нормы организации учебного процесса), поскольку они тесно взаимосвязаны с целями обучения.

В наибольшей мере с помощью учебника реализуются принципы систематичности, доступности, наглядности обучения и связи с практикой.

Принцип систематичности применительно к учебнику предполагает последовательное изложение материала, обеспечивающее взаимосвязь категорий, понятий, методов и формирование определенной понятийной системы учебника.

Принцип систематичности предполагает разделение учебника на темы,

темы на параграфы и подпараграфы. Это определяет организацию урока, последовательность изложения материала. В конце параграфов, тем и разделов следует предусмотреть обобщение материала - в параграфе и темах в виде вопросов и заданий, кратких резюме, выделения главных положений, в конце разделов - в виде обобщающих текстов и тем.

Принцип доступности предполагает соответствие изложения учебного материала и его содержания уровню возрастного развития учащихся и их предшествующей образовательной подготовке.

Одним из критериев доступности учебника является его доступность для самостоятельного изучения школьниками.

Принцип наглядности обучения реализуется в ходе конструирования учебника через разработку иллюстративного материала издания, взаимосвязь текста с наглядными пособиями различного рода (таблицами, слайдами, настенными картами и т.д.).

Формы реализации принципа наглядности зависят от психологических и возрастных особенностей учащихся. По мере развития школьников наглядно-образный компонент мышления заменяется словесно-логическим.

Иллюстративный материал учебников для старших классов, как правило, будет представлен различного рода схемами, графиками, диаграммами и т.д., а не изображением реальных объектов.

Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения конкретизируется в требованиях к методическому аппарату и текстам учебника. Хорошая разработка методического аппарата, включающая дифференциацию и разнообразие вопросов и заданий, творческих заданий для самостоятельного выполнения с помощью "методических ключей", направлена на реализацию данного дидактического принципа в учебниках.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.