Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Соответствие учебника содержанию образования 2 страница



В развитии суждений ребенка существенную роль играет расширение знаний и выработка установки мышления на истинность. Она закрепляется в школьном возрасте обучением, в процессе которого ребенку сообщаются знания и от него требуют ответов, которые оцениваются с точки зрения их правильности. Конкретные факты стоят в центре интеллектуальных интересов ребенка. Это сказывается на содержании и структуре его суждений

В первом школьном возрасте (7 – 10 лет) формируются индуктивные и дедуктивные умозаключения, раскрывающие более глубокие объективные связи, чем трансдукция(умозаключение, в котором на основе сходства некоторых свойств объектов делается вывод и о сходстве остальных.) у дошкольника

13. Развитие памяти младших школьников.

Память – это познавательный психический процесс, посредством которого происходит запоминание, сохранение (забывание) и воспроизведение жизненного опыта человека.

6-7 лет: преобладает механическое запоминание; характер запоминания непроизвольный; достаточно хорошо развита образная память.

8-10 лет: преобладает рациональное осмысленное запоминание (разбивает учебный материал на смысловые части, выделяем основную мысль, составляем план); преобладает произвольная память; объём памяти увеличивается в 2 раза.

Виды памяти: кратковременная, долговременная, оперативная, зрительная, двигательная, эмоциональная, логическая, словесно-логическая.

Процессы памяти:

1. Запоминание – закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений. Бывает в трех формах: запечатление, непроизвольное и произвольное запоминание.

2. Сохранение – удержание заученного в памяти, т.е сохранение следов и связей в мозгу человека. Забывание – исчезновение или выпадение из памяти.

3. Воспроизведение. Представления.

Чем раньше начать развивать память ребенка, тем лучше. Во-первых, развивайте логическую память. Необходимо учиться понимать и осмысливать материал, разбивать на информационные блоки, находить между ними логические связи, систематизировать их.

Вдобавок к логической памяти подключайте образную. На листе бумаги воспроизведите на нем запоминаемую информацию материала в виде рисунков, графиков, схем, таблиц.

И наконец, есть еще так называемые «мнемотехнические» приемы, улучшающие запоминание:

· Для лучшего запоминания информации необходимо учиться осуществлять ее перевод в образную форму. Если вам нужно запомнить бессмысленный набор слов, то представьте его в виде мультика или картины-иллюстрации.

· Ритмизация – информация рифмуется в стих или придумывается так называемая «запоминалка» и заучивается. Все помнят еще с детства, как выучить цвета радуги (каждый охотник желает знать, где сидит фазан) и употребление глаголов «одевать» и «надевать»: Одеваем Надежду, Надеваем одежду. Можно с детьми выдумывать свои запоминалки, и процесс запоминания пойдет легче.

· Метод Цицерона. Вы воображаете, что идете по своей комнате и ставите запоминаемые образы по местам. Предварительно запоминаете, где стоят ваши вещи в комнате (я думаю на это время и не нужно, вы и так прекрасно знаете, где у вас стоит стол, кровать, кресло и т.д.). Позже, вспоминая предметы в своей комнате, вы с легкостью воспроизводите все образы.

· Еще одним инструментом мнемонического запоминания являются ассоциации — умение устанавливать связи (ассоциации) между различными элементами запоминаемого материала.

14. Развитие внимания младших школьников.

Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. (Внешнее – направлено на окружающие предметы и явления, внутреннее – на собственные мысли, чувства и переживания.)

Свойства: сосредоточенность, устойчивость, объём, распределение, переключение.

Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала можно говорить о непроизвольном внимании. С возрастом ребенка оно развивается, увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание. Само это внимание становится более сильным и более устойчивым. На основе непроизвольного внимания у детей постепенно развивается внимание произвольное. Однако на протяжении дошкольного возраста, а иногда и в начале школьного ребенок еще в недостаточной степени владеет своим вниманием. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают своими интересными деталями. Безусловно, самый процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание - как непроизвольное, так и произвольное - интенсивно развивается. Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно, да и невозможно. Педагогический процесс предполагает умение: 1) использовать непроизвольное внимание; 2) содействовать развитию произвольного. Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его раскрытия и изложения. Очень важно для организации внимания умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком, - возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. Детский интерес приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания.

Задания на развитие внимания:

1.Задание по развитию на объем внимания. Родитель на листе бумаге пишет числовой ряд из десяти чисел. Показывает школьнику на 30-40 сек, а ребенок должен их воспроизвести. Задание лучше повторять от 10 до 15 раз, каждый раз увеличивая количество цифр.

2.Упражнение на устойчивость концентрации. Школьнику дается текст, где есть ошибки. Задача Вашего чадо за определенный промежуток времени выявить их. На начальном этапе можно давать небольшие отрывки. При этом объем заданий за один урок можно повышать до 5. Важно начинаться с простых текстов.

3.Пожалуй наиболее результативным упражнением является задание «Найди недостающее число». Это упражнение дает возможно проанализировать уровень переключаемости внимания. В том случае, если школьник хорошо ориентируется в математике, задание можно усложнить, добавив сложный ряд цифр. Кстати, можно искать не только числа, но и животных, растения и другое.

15.Развитие речи младших школьников.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков по развитию речи.

Развитие речи – та необходимая составная часть содержания, то звено, которое органически связывает все части начального курса языка и объединяет их в учебный предмет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий по развитию речи, единой для уроков грамматики и правописания.

К первому классу ребёнок владеет устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания. Обучение письменной речи связано с высокими требованиями предъявляемые к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, точность в употреблении слов, предложений, выразительных средств языка. Учителю при работе по формированию связной речи учащихся следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи.

Упражнения для развития речи:

Задание №1.

"Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т.д.).

Задание №2."Длиннее-короче".

Задание: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать".

Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.

Задание №3. "Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).

16. Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности.

Учебная деятельность - осознанная деятельность учеников по усвоению знаний, умений, навыков. Учебная деятельность - ведущая для младших школьников. Для того, чтобы она была успешной, нужно создавать мотивацию через интерес, эмоциональный интерес. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получить оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь что – либо.

Приемы и методы развития мотивации Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности. Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути. Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному запоминанию. Познавательный интерес является связующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и воспитания личности. Познавательный интерес связан не только с интеллектуальной, только с волевой или7 только с эмоциональной сферой личности; это их сложное сплетение. Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса? 1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера. 2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов. 3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу. 4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным. (“Математика” Л. Г. Петерсон) 5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами), тем интереснее ему работать. Как можно осуществлять более частую проверку знаний? (Работа в парах с взаимопроверкой с помощью “сигнальных кружков”, рассказ домашнего задания друг другу, хоровые ответы на несложные вопросы. Когда ученик работает у доски, классу даётся задание - внимательно слушать и подготовить рецензию на ответ или оценку ответа; “метод закрытой доски” - ученик работает за отвёрнутой доской с последующим сравнением решения с классом (“Блиц - турниры”) и т. д.) Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребёнка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем - недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза “было бы лучше, если…”. 6. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей - взглядом, улыбкой, кивком. 7. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. Недаром И. Г. Песталоцци принцип наглядности назвал “золотым правилом” дидактики. 8. В обучении должны создаваться возможности для творчества, необходима дифференциация обучения. 9. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. Самый простой способ для создания ситуации успеха - определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого каждый урок оговаривается, что и как следует подготовить дома. Педагогические методы и

приёмы стимулирования и мотивации учения Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. В самом названии “методы стимулирования и мотивации” находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школьников.

17. Познавательная активность и познавательный интерес младшего школьника.

Познавательная активность (ПА) – качественная характеристика эффективности обучения младшего школьника.

ПА проявляется:

- в стремлении школьника к познанию

- в сформированности учебной деятельности

- в самостоятельности младшего школьника

- в мобилизации волевых усилий на достижение уч. познавательной деятельности

- в эффективном овладении знаниями за оптимальное время.

ПА отражает:

1.Интерес к получению новых ЗУН

2. Потребность в расширении кругозора

3. Внутреннюю целеустремленность, а также положительно влияет на становление личности млад. школьника.

Уровни ПА:

1. Репродуктивно-подражательный; низший уровень, который заключается в воспроизведении моделей поведения других людей.

2. Поисково-исполнительный; более высокий уровень, который предполагает поиск информации и её воспроизведение.

3. Уровень творческой активности; самый высокий уровень, когда учащиеся самостоятельно формулируют для себя познавательные задачи, находят способы их решения и получают новые оригинальные продукты.

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.

Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы учащихся. Интерес к этой стороне обучения усилился в последние годы. В активизации процесса обучения кроются возможности преодоления обострившихся противоречий между требованиями общества к начальному образованию и массовым опытом преподавания, между педагогической теорией и школьной практикой.

Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности, так как процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоцци и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и самостоятельно добывал знание. Однако в полной мере эта проблема получила разработку в педагогике XX века.

Целостную систему обучения и воспитания, базирующуюся на возбуждении познавательного интереса школьников, на организацию их совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывал Ш.А. Амонашвили. Школы, писал Ж.Пиаже, «должны готовить людей, которые способны созидать новое, а не просто повторять то, что делали предшествующие поколения, людей изобретательных, творческих, у которых критический и гибкий ум и которые не принимают на веру все, что им предлагают».

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

- игровая деятельность;

- создание положительных эмоциональных ситуаций; успешность - работа в парах;

- проблемное обучение.

Успех – важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены. Ребенок, слабо успевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню.

Многие педагоги говорят, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьника к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений, навыков, их активностью. Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание9 деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечении данных о современных достижениях науки и техники, показ значимости знаний, умений, навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п

18. Развитие самостоятельности младшего школьника.

Самостоятельность школьника – это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению. То есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь взрослого заключается в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверх.опекой. К чему может привести этот тотальный контроль? Ребенок постепенно перестает отвечать за свои поступки; перекладывает свою вину на взрослого. Важно дать ему понять, что успех зависит, прежде всего, от его инициативы и самостоятельности, а вовсе не от маминых или папиных усилий.

Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. Это объясняется тем, что современный учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирование готовности учащихся к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества

. На начальной ступени обучения в деятельности учителя приоритетными задачами являются: обучение учащихся умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения; оценивать результаты своих действий.

То есть главная задача учителя – это формирование компонентов учебной деятельности. При этом под формированием понимается не "насильственная" деятельность "извне", а создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью

учащимися. Роль педагога в этом процессе состоит еще и в том, чтобы подбирать для их реализации необходимые средства и приемы.

Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы:

- наличие задания учителя;

- руководство учителя;

- самостоятельность учащихся;

- выполнение задания без непосредственного участия учителя;

- активность учащихся.

Учителю для успешной организации самостоятельной работы в классе важно использовать различные методические рекомендации, памятки. Это помогает им быстрее овладеть необходимыми умениями, усвоить определенный порядок действий и некоторые общие способы организации своей деятельности.

Очень важен контроль выполнения самостоятельной работы. Каждую самостоятельную работу необходимо проверять, подводить ее итоги, определять: что удалось лучше, а на что следует обратить особое внимание. Нужно распознать причину появления ошибки – найти верный путь к ее исправлению. Именно при выполнении самостоятельной работы имеется реальная возможность выяснить причину ошибки, а, следовательно, и правильно спланировать самостоятельную работу учащихся, связанную с совершенствованием10 навыков, достижением прочных знаний, рациональным использованием учебного времени. Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику его продвижение вперед.

Наиболее эффективным видом самостоятельной работы считается самостоятельная работа творческого характера. Важным условием формирования самостоятельной творческой деятельности является мотивация, в основе которой у учащихся начальной школы лежит учебно-познавательный интерес. Для повышения эффективности формирования мотивации проводится ее диагностика. Начиная со 2-го класса через анкетирование можно определить вид учебно-познавательного интереса учащихся.

19. Урок - основная форма организации обучения.

Урок – основная форма организации обучения в школе, при которой учитель в течение установленного времени, руководит учебно-познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса), с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы обучения, создающие благоприятные условия для овладения ЗУН и личностного развития всех учащихся.

Признаки урока:

- учащиеся примерно одного возраста и уровня подготовки составляют класс

- класс работает по единому готовому плану и программе, согласно расписанию

- урок выступает основной единицей занятия

- урок посвящен одному учебному предмету и одной теме

- работой учащихся руководит учитель

Преимущества урока: четкая организационная структура; простота управления процессом; взаимодействие учащихся; эмоциональность учителя; экономичность обучения; соревновательный дух.

Недостатки урока: ориентация на среднего ученика; учет индивидуальных особенностей каждого; качество ЗУН, формирование УУД; создание условий для систематичного контроля; гарантированность формирования УУД.

Требования к современному уроку:

Организационные:

- внешняя организованность урока

- внутренняя целенаправленность урока

- четкое построение урока

Дидактические:

- содержательная ценность урока

- благоприятный психологический климат

- интенсификация и оптимизация уч. познават. процесса

- высокая результативность

Внешняя организованность – своевременное начало и окончание урока, соблюдение СанПин

Внутренняя целенаправленность – ясно сформированные цели и задачи как всего урока, так и отдельных его этапов; своевременное и четкое их доведение до сознания учащихся; отбор наиболее рациональных методов и средств обучения в строгом соответствии с целями; учитывать особенности класса и возможности учителя.

Четкое построение – разделение урока на этапы, в соответствии с уровнем подготовленности, ясного представления характера, последовательность работы на каждом уроке.

Содержательная ценность урока – обусловлена выбором в изучаемом уч. материале наиб. значимых для развития личности разделов и тем; четким пониманием учителем развивающего, обучающего и воспитывающего потенциала отобранного уч. материала.

Создание благоприятного микроклимата – индивидуальный и дифференцированный подход на основе учета развитий; совместная деятельность учителя и учащихся; создание ситуации успеха; объективность в оценивании.

Интенсификация и оптимизация – грамотный подход к уроку с точки зрения его насыщенности; использование каждой минуты урока; недопущение перегрузок учащихся; сокращение д/з; своевременное использование ТСО(тех.средств обучения).

Высокая результативность урока – наличие межпредметных и внутрипредметных связей, актуализация ЗУН при переходе к изучению нов. материала; высокие результаты.

20. Типы и структура уроков.

Урок открытия нового знания - орг.момент - мотивация уч. деятельности учащихся; целеполагание - актуализация знаний - усвоение нового материала - первичное закрепление новых знаний - рефлексия деятельности на уроке - итоги урока - дз

Урок закрепления знаний, отработки навыков - орг.момент - проверка дз, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся - актуализация знаний - мотивация уч.деятельности учащихся; целеполагание - творческое применение знаний и добывание знаний в новой ситуации - контроль, самостоятельная работа - рефлексия деятельности на уроке - подведение итогов - дз

Урок обобщения и систематизации знаний - орг.момент - мотивация уч.деятельности учащихся; целеполагание - актуализация знаний - обобщение и систематизация знаний - применение знаний и умений в новой ситуации - рефлексия деятельности на уроке - итоги урока - дз

Урок развивающего контроля - орг.момент - постановка цели, мотивация - контрольная работа - рефлексия - подведение итогов (предварительно)

Урок работы над ошибками - орг.момент - итоги диагностики знаний, умений и навыков - работа над ошибками - подведение итогов, рефлексия

Урок комбинированный - орг.момент - мотивация уч.деятельности, целеполагание - актуализация знаний - усвоение новых знаний - первичное закрепление - обобщение, систематизация - самостоятельная работа - рефлексия - итоги урока - дз

Нестандартный урок - определенной структуры нет

21. Критерии эффективности применения методов обучения.

Выбор методов образовательной деятельности и средств обучения зависит от многих причин:

· Закономерностей и вытекающих из них принципов обучения

· Общих целей обучения, воспитания и развития человека

· Конкретных образовательно-воспитательных задач

· Уровня мотивации обучения

· Особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины

· Содержания материала

· Времени, отведенного на изучение того или иного материала

· Количества и сложности учебного материала

· Уровня подготовленности обучающихся

· Возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

· Сформированности у учащихся учебных навыков

· Типа и структуры занятия

· Интереса учащихся

· Взаимоотношений между преподавателем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество и авторитарность)

· Материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, тех.средств

· Особенностей личности педагога, его квалификации

С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода обучения или их сочетания для проведения занятия.

22. Критерии эффективности применения форм обучения.

Формы обучения - это целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия и отношений учителя и учащихся.

Формы обучения:

1. Фронтальная. Учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы.

2. Индивидуальная. Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий.

3. Групповая. При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса.

4. Парная. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Выбор формы обучения на занятии зависит главным образом от цели занятия и категории обучающихся. Формы обучения непрерывно совершенствуются, появляются их новые разновидности. Необходимо отметить, что формы в ходе обучения используются в тесной связи с методами обучения. Совокупность форм и методов обучения определяет вид занятий.

Важнейшим условием эффективности проведения занятий является грамотное применение форм и методов обучения.

23. Снижение учебной мотивации как педагогическая проблема.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.