Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Соответствие учебника содержанию образования 6 страница



§ на развитие различных способностей;

§ на их эффективность в учебном процессе.

1. По объекту деятельности средства обучения можно условно подразделить на средства преподавания и средства учения. Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума к средствам учения. Средствами преподавания пользуется в основном учитель для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения — учащиеся для усвоения. Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функции учителя. Они помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести ее.

Средства обучения существенно влияют на умственное развитие учащихся, но не прямо, а в процессе выполнения познавательной деятельности, в органическом единстве с познавательными действиями и организацией.

2. По составу объектов средства обучения подразделяются на материальные и идеальные.

К материальным средствам относятся учебники и учебные пособия; таблицы; модели, макеты и другие средстве наглядности; учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, микроклимат, расписание занятий, режим питания, другие материально-технические условия обучения.

Существуют и технические средства обучения. К ним относятся следующие виды ТСО: информационные, контроля знаний, программированного обучения, треножа и комбинированные.

Технические средства обучения — постоянно совершенствуются, промышленностью выпускаются ТСО как общего назначения, так и специализированные для изучения отдельных предметов (лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы ТСО для физико-математических дисциплин и т.д.).

Использование технических средств обучения в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока.

Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристика зрительного и слухового восприятия (их острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного и того же средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающие восприятие информации.

Материальные средства, необходимые для усвоения всей учебной дисциплины, составляют систему, производную от системы учебного предмета.

Наглядные пособия обычно классифицируют на три группы:

§ объемные пособия (модем коллекции приборов, аппараты и т.п.);

§ печатные пособия (картинки, плакаты, портреты, графика, таблицы и т.д.);

§ проекционные материалы (кинофильмы, видеофильмы, слайды).

На уроках средства обучения находятся в тесной взаимосвязи с методами обучения. Методы и средства должны соответствовать друг другу. Многие средства обучения могут употребляться в сочетании с различными методами и наоборот.

Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов

58. Проанализируйте технологическую карту урока и укажите коммуникативные УУД.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

· постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

59. Дайте сравнительную характеристику групповой и индивидуальной формам обучения.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперировано-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой.

60. Представьте графически схему обогащения образования в работе с одаренными детьми.

(по вертикали) Пересмотр традиционных учебных программ, замена их авторскими.

Сферы:

- когнитивного развития

- творческого развития

- аффективного развития

- организационно-поведенческая сфера

(по горизонтали) Пересмотр учебного плана.

Направления:

- обучение мышлению - физическое развитие - спецкурс - миникурс - наставничество - социальная компетенция

62.Составте рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми.

Рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми.

Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Она является глубинным эмоциональным состоянием, возникающим в результате неудовлетворения важных потребностей.

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страха, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, как правило, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Такие дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказаться от такой деятельности, в которой испытывают затруднения.

Повышенная тревожность мешает ребенку общаться, т.е. взаимодействовать в системе ребенок-ребенок; ребенок-взрослый, формированию учебной деятельности, в частности постоянное чувство тревожности не дает возможности формированию контрольно-оценочной деятельности, а контрольно-оценочные действия являются одним из основных составляющих учебной деятельности. А также повышенная тревожность способствует блокированию психосоматических систем организма, не дает возможности эффективной работе на уроке.

Рекомендации:

1. Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.

2. Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе (“У тебя это получится”, “Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.

3. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка (“Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”). Оптимистические прогнозы “на завтра” не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.

4. Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа “кто первый”.

5. Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.

6. Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.

7. Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные дети болезненно реагируют на нее. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его одноклассников.

8. По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.

9. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

10. Хвалите ребенка даже за незначительный успех.

Рекомендации по работе с тревожными (замкнутыми) детьми

Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте – ипохондрия – за свое здоровье и здоровье родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к СУИЦИДУ (самоуничтожение). Внушаемы.

1. Не ставить ребенка в ситуацию неопределенности, неизвестности.

2. Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.

3. Включать в общественные посильные дела.

4. Хвалить за самостоятельность.

5. Стимулировать личную ответственность.

6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях (отношения устанавливать ровные, открытые. Ребенок должен понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расстаться с вами успокоившись).

7. Если уровень его притязаний завышен, необходимо определить адекватный.

8. Быть острожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса – это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен. Можно на время освободить от работы – дать время успокоиться.

9. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.

10.«Разрешить» ошибаться и спокойно относиться к ошибкам, мотивировать желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.

11. Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные дети болезненно реагируют на нее.

Рекомендации по работе с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы

1. Игнорировать истерические реакции.

2. Предупредить класс не обращать внимания в момент истерики.

3. Хвалить за позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.

4. Не стремиться угодить.

5. Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение – это ему и надо (подсознательно).

6. Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.

7. Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т. к. неутолимая жажда признания.

8. Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных притязаний.

9. Требует много льгот для себя.

10. Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание.

12. Позволить проявляться эмоциям бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.

13. Усилить систему поощрений и наказаний (наказание – неподвижностью). Такое наказание он запомнит.

14. Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.

15. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».

16. Повышать самооценку, уверенность в себе через создание ситуации успеха.

63.Укажите источники и способы поиска информации, необходимой для подготовки учителя к уроку.

Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку:

1. Учёт особенностей учащихся класса:

- уровень класса;

- отношение учащихся к предмету;

- темп работы класса;

- сформированность ЗУН;

- отношение к разным видам учебной деятельности;

- отношение к формам учебной работы, в том числе нетрадиционным;

- общая дисциплина учащихся.

2. Учёт индивидуальных особенностей:

- тип нервной системы;

- коммуникативность;

- эмоциональность;

- управление восприятием нового материала учащихся;

- умение преодолеть плохое настроение;

- уверенность в своих знаниях, умениях;

- умение импровизировать;

- умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока: Общие:

1. Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.

3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.

4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.

5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу, сформулировать и записать её в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.

6. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.

7. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объёме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.

8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых ЗУН. 9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся. 10. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.

Частные:

1. Быть собранным, чётко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.

2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.

3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечёткий ответ может быть следствием неясного вопроса.

4. Задания и инструктаж давать чётко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.

5. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания - сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.

8. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!

9. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.

10. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомлённость.

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ

1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

2. Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.

3. Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.

4. Выделение того главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

5. Формирование учебных задач урока.

6. Разработка структуры урока, определение его типа и оптимальных методов и приёмов обучения.

7. Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке.

8. Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях.

9. Подбор дидактических средств урока (презентации, к/ф, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.)

10. Проверка оборудования и ТСО.

11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

12. Определение оптимального объёма и форм самостоятельной работы учащихся на уроке.

13. Выбор приёмов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приёмов обобщения и систематизации знаний.

14. Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться методами и формами, соответствующими уровню их сформированности; определение объёма и форм домашнего задания.

15. Продумывание форм подведения итогов урока.

16. Запись плана урока в соответствии с требованиями.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА

1. Тема урока:

- дидактическая цель и задачи урока;

- тип, структура урока;

- общие методы, приёмы работы учеников;

- средства наглядности, источники информации, ТСО, ЭВТ.

2. Повторение опорных знаний:

- определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;

- самостоятельная работа учащихся (её объём, формы);

- способы развития интереса учащихся к предмету, к теме;

- формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.

3. Усвоение новых знаний:

- новые понятия, законы и способы их усвоения;

- определение познавательных учебных задач урока (что должны узнать и усвоить ученики);

- самостоятельная работа и её содержание (дидактическое назначение);

- проблемные и информационные вопросы;

-варианты решения проблем;

- варианты закрепления изученного материала.

4. Формирование умений и навыков:

- конкретные умения и навыки для отработки;

- виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;

- способы «обратной» связи с учащимися;

- фамилии учащихся, которые будут опрошены.

5. Домашнее задание:

- что повторить и приготовить к уроку;

- творческая самостоятельная работа;

- объём и время выполнения домашнего задания.

Подготовка к уроку непосредственно перед звонком:

- мысленное воспроизведение основных этапов урока;

- воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников;

- стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.

66. Представьте схему, транслирующую основные функции домашнего задания.

Функции ДЗ

Закрепление и углубление теоретических знаний;

Дальнейшее формирование навыков и умений;

Применение знаний в стандартных и творческих условиях;

Подготовка к усвоению нового учебного материала.

64. Проанализируйте технологическую карту урока и установите соответствие методов обучения, поставленным целям и задачам.

1 обяснительно илюстративный

2 репродуктивный

3 метод проблемного изложения

4 эврестический или частично поисковый

5 иследовательский

67. Составьте рекомендации для педагогов по развитию познавательных психических процессов младшего школьника.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ.

Рекомендации для развития внимания.

· На уроках от детей требуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно развивать с помощью двигательных упражнений. Учащиеся могут выполнять и заканчивать свои действия по команде, быстро переходя с одного вида движений к другому (использовать физ. минутки).

· Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.

· Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

· Предлагайте детям:

А) повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;

Б) неоконченные фразы, которые нужно окончить;

В) вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, которые стараются чаще отвечать на них;

Рекомендации для развития памяти.

· При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идёт речь. Используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).

· К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).

· Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения:

а) Анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;

б) Осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким – то общим признакам;

в) Классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

г) Устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами и окружающими предметами для заучивания.

· Материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее. Желательно, чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае человек способен запомнить в два раза больше.

· Успешнее всего запоминается информация, которая обсуждалась в начале урока и в конце, или в начале параграфа и в завершении его. Если наиболее ценная информация содержалась в середине параграфа, то необходимо акцентировать внимание ребенка на ней.

Рекомендации для развития мышления .

· Включайте в урок задания на:

-Сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;

-Классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;

-Нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

· Использовать задания на сообразительность, логические рассуждения и т. д.

· Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

· Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждайте с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.

В целях развития речи:

· после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;

· развивайте у детей умение строить рассказ по картине, заданному плану. Заданной теме;

· упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений; учите детей доказывать своё мнение, выражать его.

69. Проанализируйте учебник для начальной школы на соответствие требованиям к данному типу учебной литературы.

1. Во-первых, учебник должен соответствовать современным научным требованиям. Учебник - отражение учебной программы по определенному предмету.

2. Учебник должен соответствовать основным принципам дидактики: систематичность (систематичность изложения материала, разделение материала на темы, параграфы, подпараграфы), доступность (материал, изложение материала должно соответствовать уровню развития ребенка, его возрасту), наглядность (наличие иллюстративного материала), связь с практикой.

3. Логико-психологические требования. Объем параграфов - для начальных классов это 1-2 страницы компьютерного набора. Длинна предложений - для начальных классов - не больше 8 слов. Объем иллюстративного материала.

4. Структура учебника. Учебник должен быть структурированным. Иметь оглавление, предисловие, основной текст, приложения, указатели, библиографию. Аппарат усвоение - это памятки, иллюстративные материалы, вопросы и задания, таблицы, текстовые выделения. Обязательно учебник должен иметь аппарат ориентировки: методическое предисловие, оглавление, рубрикацию,предметные и именные указатели, сигналы-символы, шрифтовые и цветовые выделения,колонтитул,библиографию.

 

 

1. Соответствие учебника содержанию образования

К содержанию обучения предъявляются определенные научные требования: отражение основ современных научных знаний, раскрытие концепций тем, выступающих в качестве содержательно-логических элементов единой структуры учебного материала.

В содержание обучения включаются как предметные знания, так и определенные виды познавательной деятельности.

Требования к содержанию образования на практике означают его соответствие учебной программе по предмету.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.