Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Соответствие учебника содержанию образования 1 страница



 

1. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.

Поступление ребенка в 1 класс сопряжено с изменением ведущего вида деятельности. У дошкольника ведущим видом деятельности является игра, но с приходом в школу соц. ситуация развития изменяется, потому что ребёнок начинает овладевать теоретическими основами наук.

Деятельность – активное взаимодействие человека со средой.

Виды:

- игровая;

- трудовая;

- учебная;

- общение;

Ведущим видом деятельности называется деятельность, которая определяет уровень психического развития личности.

Учебная деятельность является особой, потому что специфичен результат, если результатом трудовой деятельности является готовый продукт (например: аппликация), то результатом учебной деятельности является изменение личности, т.е. развитие.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цель Действие

Мотив

Учебная деятельность имеет свою специфическую структуру, в которой выделяют:

- мотивы;

- учебная задача;

- учебное действие;

- оценка (самооценка);

- контроль (самоконтроль).

Основным видом деятельности в жизни человека является труд, направленный на созидание общества, а также удовлетворение материальных и духовных потребностей.

Учитель должен не только научить детей учиться, но и сформировать сознательную потребность выполнять правила поведения в школе, к которым относится организованное начало и окончание урока, дисциплинированность, поведение на перемене и т.д.

Учебная деятельность – деятельность, непосредственно направленная на усвоение ЗУН выработанных человечеством.

Традиционное обучение Развивающие обучение

Знаниево – ориентированный подход Системно-деятельностный подход

Используются методы объяснительно-

иллюстративный и репродуктивный Используются методы эвристический и исследовательский

S - O S –S

Цель: сформировать ЗУН в письме, чтении, счете. Цель: развитие личности первично, и на её основе формируются ЗУН

В структуре каждого урока присутствуют следующие элементы: целеполагание, мотивация, умение передавать, обмениваться информацией, продуктами познания, планирование, умение действовать во внутреннем плане, рефлексия.

2. Характеристика компонентов учебной деятельности.

1. Учебная задача – система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий, учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно дети, решая много конкретных задач и сами открывают для себя общий способ их решения. У каждого ученика разные способы решения задач.

2. Учебные действия - действия, которые умеют производить школьники с учебным материалом, и которые позволяют решить учебную задачу: это то, что ученик должен делать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.

Классификация учебных действий

· По степени обобщенности

А) общие (сравнение, анализ, классификация, умение планировать свою деятельность)

Б) специфические (связано с учебным предметом)

· По структуре разделяются:

А) навыки (счёт, чтение, письмо)

Б) умения (т.е. способ применения знаний)

· По характеру познавательной деятельности

А) перцептивные (восприятие)

Б) мнемические (мнемические процессы – это процессы, обеспечивающие запоминание, сохранение и воспроизведение в головном мозге информации)

В) мыслительные

· По функциональным особенностям

А) планирование

Б) контролирующие

В) исполнительские

Г) оценочные

3. Мотивация учебной деятельности.

Мотив – соответствующее желание, интерес и положительное отношение к учению; то, что побуждает к учению.

Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.

Классификация мотивов

· По видам

А) социальные

Б) познавательные

· По уровням

А) широкие социальные мотивы (долг, ответственность)

Б) узкие социальные мотивы (получить достойное вознаграждение, признание)

В) мотивы социального сотрудничества

Г) широкие познавательные мотивы (желание много знать)

Д) учебно-познавательные мотивы (замотивированность на способ добывания знаний, ориентация на конкретный учебный предмет)

Е) мотивы самообразования

· По ориентации

А) внешние

Б) внутренние

Функции мотивов

1) Побуждающая – характеризует энергетику мотивы, иными словами мотив вызывает и обуславливает активность человека

2) Направляющая – отражает направленность энергии мотива на определенный объект

3) Регулирующая – мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего зависит реализация поведения и деятельности человека, либо узколичных, либо общественно- значимых потребностей.

Также выделяют такие функции, как: стимулирующая, управляющая, организационная, структурирующая, смыслообразующая, контролирующая, защитная.

Способы мотивации:

1) Культура общения

2) Отказ от отметок

3) Чувство юмора

4) Создание проблемной ситуации

5) Необычная форма обучения

6) Постоянный анализ личного опыта ученика

Известный психолог Хекхаузен, работая над проблемой мотивации, выделил 2 ее вида:

1) Мотивация достижения успеха

2) Мотивация избегания неудач

4. Контроль(самоконтроль)

Принципы контроля:

1) Систематичность контроля – каждая тема, каждый урок должен обладать обратной связью

2) Всесторонность контроля

3) Дифференцированность и индивидуальность (по стилю и формам контроля)

4) Разнообразие форм и видов контроля в деятельности учителя

5) Единство требований к контролю со стороны всего педагогического коллектива

5. Оценка(самооценка)

Оценка – процесс оценивания, осуществляемый человеком.

Отметка – результат процесса оценивания, отражающийся в баллах

Самооценка – оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, самооценка бывает адекватная и неадекватная.

3. Психологические факторы, влияющие на успех учебной деятельности.

1) Особенности познавательной сферы (познавательно - психические процессы)

2) Особенности эмоционально-волевой сферы.

В эмоциональной сфере младшего школьника растет сдержанность, преобладает бодрое, жизнерадостное настроение ученика, ребенок проявляет интерес и доброжелательность к окружающим, эмоции младшего школьника еще бурные, ребенок легко теряет равновесие, выходит из себя, склонен к аффектам. Основным источником эмоций является учебная и игровая деятельность. Интенсивно формируются высшие чувства. Особую роль играют интеллектуальные эмоции, тесно связанные с учебной деятельностью: удивление, сомнение, переживания нового, радость и тд.

Нравственные чувства проявляются в форме симпатии, дружбы, товарищества, долга, гуманности. Сравнение переживаний своих с переживаниями окружающих способствует развитию осознанности своих эмоций. Ученик желает от окружающих уважения, признания и понимания, резко негативно реагирует на унижение его достоинств.

При нарушениях эмоциональной сферы ребенок может проявлять грубость, упрямство, вспыльчивость, драчливость и другие формы эмоциональной неуравновешенности. Чаще всего причинами этого является различие между завышенным уровнем притязаний и реальными возможностями его реализации.

3) Особенности мотивационной сферы.

В качестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность. Широта интересов младших школьников проявляется в том, что их интересуют многие явления окружающего мира, которые не входят в программу даже средней школы. Широта этих интересов проявляется и в не всегда учитываемой потребности младших школьников в творческих играх, особенно на сюжеты любимых книг и кинофильмов. В проигрывании этих сюжетов реализуются социальные интересы младших школьников. Любознательность является формой проявления широкой умственной активности младших школьников.

Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных характеристик, препятствующих учению.

Так, мотивы и интересы младших школьников:

- недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;

- неустойчивы, то есть ситуационны (учение может быстро надоесть, вызвать утомление, интерес угаснуть);

- мало осознанны, что проявляется в непонимании школьника, что и почему ему нравится в данном предмете;

- слабо обобщены, то есть направлены на отдельные стороны учения, на отдельные факты или способы действий;

- содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения (ответ в задаче), а не на способы учения.

Все эти особенности обусловливают снижение уровня мотивации учения младшего школьника.

4. Адаптация младшего школьника к учебной деятельности.

Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность.

Уровни адаптации:

Высокий уровень (Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно. Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи. Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя.Выполняет

поручения без внешнего контроля. Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам). Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение.)

Средний уровень (Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно. Усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи. Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны. Бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным. Готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда. Общественные поручения выполняет добросовестно. Дружит со многими одноклассниками.)

Низкий уровень (Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе. Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение. Наблюдаются нарушения дисциплины. Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно. Самостоятельная работа с учебником затруднена. При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса. К урокам готовится нерегулярно, за ним необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей. Сохраняется работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха. Для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителя и родителей. Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен. Близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.)

Формы адаптации:

1) Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам.

2) Адаптация к новым социальным отношениям и связям.

3) Адаптация к новым условиям познавательной деятельности.

Этапы адаптации:

Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (две-три недели).

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит всё, что есть, а иногда и «в долг берёт»; поэтому учителю так важно помнить, какую высокую «цену» платит организм каждого ребёнка в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение будет «выдавать» каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. А мы знаем, что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребёнка здоровья

5. Становление внутреннего плана действий у младшего школьника.

Внутренний план действий — это фундаментальная интеллектуальная способность, которая серьезно влияет на развитие познавательной и личностной сфер младшего школьника. Эта способность во многом определяет успешность обучения. Она позволяет планировать и осознавать собственные действия до начала их совершения.

Несмотря на исключительную важность внутреннего плана действий для человеческой психики, эта способность в условиях традиционно школьного обучения формируется лишь в основном при устном счёте на уроках математике и устном разбор слов и предложений на занятиях русским языком.

Внутренний план действий тесно связан с воображением. Условием для развития внутреннего плана действий является общение с людьми, в ходе которого происходит усвоение социального опыта и средств его осмысления. Как и любое психическое действие становление внутреннего плана действий проходит в

своём развитии несколько этапов. Сначала это внешнее, практическое действие с материальными предметами. Затем реальный предмет заменяется его схемой, изображением. На финальном этапе после фазы проговаривания действия с предметом "про себя" следует умственное действие, т. е. действием «в уме».

В своём развитии такую последовательность проходят все умственные действия (счет, чтение, выполнение арифметических операций и т. д.). Наиболее наглядный пример — обучение счету: 1) сначала ребенок учится пересчитывать и складывать реальные предметы, 2) учится проделывать то же самое с их изображениями (например, считает нарисованные кружочки), 3) может дать правильный ответ, уже не пересчитывая пальцем каждый кружок, а совершая аналогичное действие в плане восприятия, лишь переводя взор, но по-прежнему сопровождая счет громким проговариванием; 4) после этого действие проговаривается шепотом и, наконец, 5) действие окончательно переходит в умственный план, ребенок становится способен к устному счету.

Развитие внутреннего плана действий обеспечивает способность ориентироваться в условиях задачи, выделять среди них наиболее существенные, планировать ход решения, предусматривать и оценивать возможные варианты и т. д. «Чем больше «шагов» своих действий может предусмотреть ребенок и чем тщательнее он может сопоставить их разные варианты, тем более успешно он будет контролировать фактическое решение задачи. Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности, а также ряд других ее особенностей (например, требование словесного отчета, оценка) создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане».

Помимо устного счёта и разбора предложений развитию внутреннего плана действий у младших школьников способствуют различные игры, в особенности шахматы, «пятнашки», шашки.

6. Развитие рефлексии личности в младшем школьном возрасте.

Рефлексия - способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций.

В педагогическом энциклопедическом словаре рефлексия трактуется немного по-иному. Рефлексия - (от позднелатинского reflexio - обращение назад) - размышление, самонаблюдение.

Приемы развития рефлексии в младшем школьном возрасте

Первый прием

Цель: выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию

Рядом с каждым выполненным заданием поставить значок

- было трудно выполнить

- не было трудно

- легко выполнить

Второй прием

Цель: развитие оценочной деятельности одноклассников

Проверка работы соседа по парте. Детям нужно проверить работу соседа по парте. Задаются примерные вопросы: Что получилось. Что нет. Какую поставили бы оценку.

Третий прием

Цель: оценка деятельности на уроке

Задается перечень вопросов, исходя из урока.

Четвертый прием

Цель: выявление самооценки детей

Расшифровать оценку учителя (письменно, устно). Оценка дана в виде значка.

Пятый прием

Цель: выделение детьми критериев оценки

Как надо вести себя на уроке, чтобы учитель поставил “5” (устный или письменный ответ).

Шестой прием

Цель: развитие умений критериального оценивания

Оценочная лесенка. Поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий

Седьмой прием

Цель: выявление причин для преодоления имеющихся трудностей, параметров полученных знаний, умений, навыков.

Незаконченные предложения. Детям нужно закончить предложения. Например: Мне было легко выполнить задание, потому что... Я легко справлюсь с заданием, если ... Мне трудно оценить работу, потому что... Я выполнил задание...

Восьмой прием

Цель: самооценка своей работы на уроке

Оцените свою работу на уроке. Почему вы поставили себе такую оценку.

7. Психодиагностика уровня развития познавательных процессов младших школьников.

Психодиагностика- это наука о методах измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики.

Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие познавательных процессов. Все познавательные процессы составляют единую систему, которую в целом можно назвать познавательной сферой и которая одновременно обеспечивает и внимание к новому, и понимание, и запоминание учебного материала.

1. Восприятие – непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

Для изучения восприятия, можно использовать методику исследования способностей у целостному восприятию формы предметов. Своевременное выявление особенностей восприятия у ребёнка будет способствовать планированию коррекционно- профилактических мер по преодолению трудностей в обучении младшего школьника.

2. Мышление- способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Оценка вербально- логического мышления ( методика «Матрица Равена»)

3. Внимание- один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности ребёнка. Многие проблемы, возникают в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания.

8. Особенности познавательных психических процессов младшего школьника.

Особенностью когнитивного развития в школьном возрасте является то, что каждый познавательный процесс берется под контроль учителя и самоконтроль школьника на основе определенных познавательных действий.

Развитие восприятия. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия - различают и форму, и цвет, и звуки речи. Но они еще не могут вести систематический анализ свойств и качеств предмета, они должны усвоить средства такого анализа.

Развитие внимания. В школьном обучении интенсивно развиваются все свойства внимания. Наиболее заметно развитие произвольности, поскольку в школе требуется прослеживать и усваивать те свойства объектов, какие в данный момент вовсе не интересуют ребенка. Приходится удерживать внимание на нужных, а не просто привлекательных предметах. Устойчивость произвольного внимания школьника зависит от того, насколько четко учитель ставит цели и задачи учебных действий: откройте учебник на странице такой-то, найдите упражнение №... а теперь все внимание на доску, проверьте, правильно ли он определил типы склонений, и т. д.

Развитие памяти. У детей-дошкольников цепкая образная память, но им легче пересказать события не по порядку, а по ярким моментам, включая обстоятельства, при которых происходило запоминание. Школа требует точного воспроизведения, произвольного припоминания. К тому же мнемические задачи бывают разные: то дословно запомнить и рассказать, то по смыслу, то на короткое время . Продуктивность памяти младших школьников повышается не только от постоянной тренировки, но и от усвоения соответствующих приемов и способов запоминания и воспроизведения, которые сами они изобрести не могут. Сюда относятся прежде всего приемы осмысленного запоминания.

Развитие воображения. Воображение младшего школьника вначале очень схематично, образы бедны деталями, им не хватает гибкости. Дети пытаются имеющиеся житейские представления «втиснуть» в ситуации, описанные в учебнике. Под влиянием обучения дети начинают воссоздавать более точные и детальные образы, представлять события предыдущие и последующие во времени, подразумеваемые состояния персонажей или возможные последствия событий. У них развивается способность строить обоснования своих вариантов продолжения событий типа: «Это обязательно произойдет, если сделать то-то и то-то».

 Развитие речи в младшем школьном возрасте -сложный и многоаспектный процесс. Это прежде всего совершенствование устной речи: улучшение чистоты зву-копроизношения, избавление от диалектизмов, овладение сложными грамматическими структурами, употребление деепричастных оборотов, страдательного залога и т. д. Расширяются круг общения и сфера применения устной речи. Образцом служит грамотная и богатая речь учителя.

Развитие мышления в начальной школе проходит две стадии. На первой стадии у детей преобладает наглядно-действенное мышление, анализ материала на основе видимых, воспринимаемых черт предметов. Учебные действия выполняются по образцу. Обобщения делаются на основе наглядных признаков. Даже в грамматике предлог «на» выделяют легче, если он обозначает конкретное соотношение предметов - книга на столе. Значительно труднее им выделить тот же предлог в абстрактном значении - на память, на днях.

Учебный материал по предметам преподносится в 1-2-м классе так, чтобы важные признаки были выражены наглядно. Состав числа представляют попарно цифрами в двух окнах многоэтажного дома или двумя количествами конкретных предметов: 5 кружков и 2 треугольника и т. д. Учебный процесс насыщен наглядными пособиями. Но на их основе уже идут словесные обобщения. Чаще это обобщение по функциональным или утилитарным признакам: это, чтобы ездить, это надевают и т. д. Основным критерием знаний выступает умение ученика придумать свой пример.

9. Особенности мышления младшего школьника.

Мышление – познавательный психический процесс, опосредованного и обобщенного познание человеком окружающего мира.

6-7 лет: у ребенка преобладает наглядно-образное мышление; недостаточно развиты такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; а также ребенок испытывает трудности в формулировании суждений и умозаключений.

8-10 лет: у ребенка преобладает словесно-логическое мышление и развивается теоретическое; совершенствуются операции мышления; развиваются формы логического мышления (понятие, суждение, умозаключение); совершенствуется качество ума: глубина, широта, самостоятельность.

Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, образное, абстрактно-логическое, теоретическое, практическое, интуитивное, репродуктивное – мышление на основе образов, взятых из каких-то определенных источников, продуктивное – на основе творческого воображения.

10. Особенности памяти младшего школьника.

Память – это познавательный психический процесс, посредством которого происходит запоминание, сохранение (забывание) и воспроизведение жизненного опыта человека.

6-7 лет: преобладает механическое запоминание; характер запоминания непроизвольный; достаточно хорошо развита образная память.

8-10 лет: преобладает рациональное осмысленное запоминание (разбивает учебный материал на смысловые части, выделяем основную мысль, составляем план); преобладает произвольная память; объём памяти увеличивается в 2 раза.

Виды памяти: кратковременная, долговременная, оперативная, зрительная, двигательная, эмоциональная, логическая, словесно-логическая.

Процессы памяти:

1. Запоминание – закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений. Бывает в трех формах: запечатление, непроизвольное и произвольное запоминание.

2. Сохранение – удержание заученного в памяти, т.е сохранение следов и связей в мозгу человека. Забывание – исчезновение или выпадение из памяти.

3. Воспроизведение. Представления.

11. Особенности внимания младшего школьника.

Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. (Внешнее – направлено на окружающие предметы и явления, внутреннее – на собственные мысли, чувства и переживания.)

Свойства: сосредоточенность, устойчивость, объём, распределение, переключение.

Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала можно говорить о непроизвольном внимании. С возрастом ребенка оно развивается, увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание. Само это внимание становится более сильным и более устойчивым.

На основе непроизвольного внимания у детей постепенно развивается внимание произвольное. Однако на протяжении дошкольного возраста, а иногда и в начале школьного ребенок еще в недостаточной степени владеет своим вниманием.

Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосре-доточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.

Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают своими интересными деталями.

Безусловно, самый процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и со-средоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание - как непроизвольное, так и произвольное - интенсивно развивается.

12. Развитие мышления младших школьников.

Мышление – познавательный психический процесс, опосредованного и обобщенного познание человеком окружающего мира.

Анализ – это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез – обратный анализу процесс мысли, это – объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез – две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Сравнение – это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе.
Абстрагирование – это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них.

Развитие форм мышления у младших школьников. У ребенка и до овладения им системой знания имеются в некоторой мере обобщения, анализ, синтез. Но все они теперь перестраиваются. Общее перестает быть только собирательной совокупностью частных, отдельных предметов, превращаясь в совокупность однородных, существенно между собой связанных свойств. Особенное и общее выделяются из единичного, частное подчиняется общему. Существенное значение в мышлении ребенка приобретают родовые и видовые понятия, которые играют столь значительную роль в классифицирующих отраслях науки (систематика растений, систематика животных и т.д.), и соответствующая форма абстракции. Соответственно оформляются также индукция и дедукция. По новым линиям начинает идти анализ и синтез. Мысль переходит уже от случайных связей ко всему более существенному в них. Но при этом сохраняется еще ограниченность мышления по преимуществу внешними чувственными свойствами или признаками. Более или менее существенные связи познаются пока в основном лишь постольку, поскольку они даны во внешнем чувственном содержании опыта. Мышлению ребенка на этой ступени уже доступно научное знание, поскольку оно заключается в познании конкретных фактов, их классификации, систематизации и эмпирическом объяснении. Теоретическое объяснение, отвлеченные теории в абстрактных понятиях и такие же абстрактные закономерности на этой ступени развития мышления еще мало доступны. В единстве представления и понятия господствующим является еще представление. Все мышление ребенка – доступные ему понятия, суждения, умозаключения – получает на этой ступени развития новое строение. Значительные трудности появляются при определении понятий, выражающих систему отношений. Такие термины, как "эксплуатация", поэтому даются детям трудно.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.