|
|||
День четвертыйДень четвертый
78. На следующий день, в пятницу, во дворце расставили скамьи, и король сидел на своем месте, как обычно у стены, на троне своем. Там были губернатор и знатные вельможи, Джилес Сарагонский, Пьер Генуэзский, Пьер Берега, и многие из ратников. Пришли также многие с окраин города и множество простого люда.
79. Я сказал королю: «Нет у меня желания больше диспутировать».
80. Сказал король: «Почему?»
81. Я сказал: «Вот много здесь народу, и все меня убеждают больше не диспутировать. Они и меня уговаривают, потому что боятся этих людей, проповедников, которые держат народ в страхе. И священники знатные и наиболее почтенные посылали ко мне сказать, чтобы я больше так не делал. А многие из ратников твоей свиты, государь мой, тоже говорили мне, что я делаю зло, говоря против их веры в их присутствии. И брат Пьер Генуэзский, теолог из миноритов, говорил мне, что это нехорошо. И с окраин города говорили некоторым иудеям, чтобы я так не делал более». В действительности, так это и было. Однако, видя, что король желает продолжить диспут, они все согласились и сказали, чтобы я продолжал. Между нами было еще немало пререканий по этому поводу, и под конец я сказал, что буду продолжать диспут. Однако справедливость требует, чтобы мне дали возможность задавать вопросы один день, а брат Пабло будет отвечать, поскольку уже три дня он спрашивает, а я отвечаю.
82. Сказал король: «Тем не менее – отвечай ты ему». И я согласился.
83. Он встал и спросил: «Веришь ли ты, что мессия, о котором говорили пророки, будет настоящим человеком и Б-гом в сущности?»
84. Я сказал: «Вот ведь вначале мы договорились, что сперва будем говорить о мессии, пришел ли он, как вы утверждаете, а затем поговорим о том, сам ли он Б-г. Но ты не доказал, что он пришел, ибо я опроверг все твои нелепые доводы. Я выиграл суд, ибо ты должен был привести доказательство, - так ведь вы обязались. Если же ты не признаешь моей победы, то я готов привести абсолютные доказательства по этому поводу, если вы выслушаете меня. Но поскольку выяснилось, что Ешу ваш не мессия, то незачем вам диспутировать о мессии, который должен прийти для нас, человек он или еще что-то».
85. И сказали присутствовавшие там ученые судьи, что я прав в этом.
86. Сказал мне король: «Все равно – ответь».
87. Я ответил, что мессия придет и будет обыкновенным человеком, рожденным отцом и матерью, как и мы. Он будет вести свою родословную от Давида и его потомков, как написано: «И произойдет отрасль от корня Иесеева…» [105]. А если бы он был рожден «Духом Б-жьим», как вы говорите, он не был бы «от корня Иссеева»[106]. И даже пробыв в утробе женщины из потомства его, он не унаследовал бы царства, ибо, согласно Торе, дочери и их потомство не наследуют, когда имеются сыновья. А ведь у Давида всегда были сыновья[107].
88. Он сказал: «Вот псалом говорит: «Сказал Г-сподь господину моему: Сядь одесную [Одесную – по правую руку]. Меня…»[108] Кому, кроме самого Б-га, мог Давид говорить «господин мой»? И как может сидеть человек «одесную Б-га»?
89. Сказал король: «Правильно он спрашивает! Если бы мессия был самым обыкновенным человеком и из потомства Давида в буквальном смысле, Давид не говорил бы ему «господин мой». Если бы у меня был сын или внук из потомства моего, который властвовал бы над всем миром, я бы не стал ему говорить «господин мой». Я бы скорее хотел, чтобы он мне говорил «господин мой» и целовал мне руку».
90. Я повернулся лицом к брату Пабло и сказал: «Ты что же – тот иудейский мудрец, который сделал это открытие и поэтому крестился, и ты же тот, кто советует королю собирать всех иудейских мудрецов, чтобы вести с ними диспуты по твоим «находкам»? Да разве не слышали мы этого до сих пор? Ведь не найдется ни одного попа или ребенка, которые не задавали бы иудеям этого вопроса! Ведь это же очень старый вопрос…»
91. Сказал король: «Однако ответь на него».
92. Я сказал: «Теперь выслушайте меня. Давид был псалмопевцем, который сочинял псалмы под Святым вдохновением. Он сочинял их для того, чтобы их пели пред Б-жьим алтарем. Он сам их не пел, и ему это не было дозволено по Закону Торы[109]. Он передавал псалмы левитам, чтобы они пели. Так об этом прямо и говорится в Летописях[110]. Поэтому он должен был сочинять псалом в таком стиле, чтобы левиты могли его читать. Если бы он выразился: «Сказал Г-сподь мне: Сядь одесную…», то левит не мог бы это прочитать, так как это не о нем. – Левиту следует говорить: «Сказал Г-сподь господину моему, Давиду: Сядь одесную…» Суть этой фразы в том, что Вс-вышний обещает ему защищать его Своею Десницей, содействовать ему во всем и помочь одолеть его врагов. Так оно и было, ибо «он поднял копье свое на восемьсот человек и поразил их в один раз»[111]. Есть ли среди твоих ратников кто-то, кто мог бы своей силой свершить такое? А это и есть «десница Б-жья». У Давида так и написано: «Десница Твоя поддерживает меня»[112]. Или: «Десница Г-сподня творит силу», «Десница Г-сподня высокая»[113]. А о нашем учителе Моисее, блаженной памяти, написано: «Который вел Моисея за правую руку величественной мышцею Своею..»[114]. И он же сказал при поражении фараона: «Десница Твоя, Б-же, разит врага»[115]. А кроме того, ведь в Писании немало мест, где пророк говорит о себе в третьем лице. Например, «Тогда Б-г посла Иеровоала, и Варака, и Иеффая, и Самуила…»[116], «И сказал Ламех женам своим: «Послушайте голоса моего, жены Ламеховы»[117]. И точно так же говорит наш учитель Моисей в Торе[118]. Здесь, однако, он по необходимости так говорит, как я уже сказал. И да будет вам известно, что псалмы были сложены под Святым вдохновением. Они говорят о Давиде и о сыне его, который восседает на престоле его, о мессии. То, что лишь отчасти исполнилось у Давида, исполнится у мессии в целом. Вс-вышний своей десницей поддержал Давида, так что он одолел окружавших его врагов. – Он и будет помогать мессии, доколе положит Он все народы «в подножие ног его»[119], ибо все они враги его – они порабощают его, они отрицают его пришествие и власть, а некоторые из них[120] создали себе другого мессию. Этот псалом предназначен для пения в Храме в дни Давида и в дни мессии, сына его. В псаломе этом говорится о престоле Давидовом и о царстве его.
93. Ответил брат Пабло: «Как он может такое говорить, когда их же мудрецы говорят, что речь идет о мессии, что все здесь следует понимать в буквальном смысле, что он сидит по правую руку Б-га». И он привел агаду, в которой говорится, что в грядущем мире Вс-вышний посадит мессию по правую руку Свою, а Авраама – по левую…
94. Я сказал: «Это тоже, по-моему. – Ведь я же сказал, что речь идет о Давиде в частности, но главным образом – о мессии». Я попросил книгу и мне дали ее.
95. Я сказал: «Смотрите, он скрывает, что здесь сказано. Ведь агада эта говорит, что «в грядущем времени Вс-вышний усадит мессию справа подле себя, а Авраама слева. У Авраама скривится лицо, мол, «сын сына моего сидит одесную Вс-вышнего, а я слева?» А Вс-вышний будет успокаивает его…»[121] Из этого ясно видно, что мессия не Б-г, и что Ешу совсем не мессия. Ибо если бы он был Б-гом, то Авраам не стеснялся бы, и лицо его не скривилось бы оттого, что Б-гу воздается больше чести, чем ему. Он также говорит: «сын сына моего», а не «сын дочери». Ешу же совсем не был «сыном сына» Авраама, по-вашему. И то, что они сидят один справа, а один слева, говорит, что они оба равны - оба люди. И еще – Ешу не мессия, потому что сказано «в грядущем времени», а мудрецы, говорившие так, были через пять столетий после него. Но брат Пабло утаивает начало и конец и не стесняется.
96. Опять он стал приводить доказательства из мидраша[122], где говорится: «Сказано: «… Я буду ходить среди вас»[123]. Сравнивают это в притче с королем, который вышел прогуляться со своим придворным в саду. Придворный все время пытался скрыться от короля. Когда король это заметил, он сказал: «Чего ты прячешься от меня? Ведь мы же равные!» Так в грядущем мире, Вс-вышний будет шествовать вместе с праведниками в раю, а праведники будут трепетать перед Ним. Вс-вышний скажет им: «Чего вы трепещете передо Мной, ведь Я же как один из вас!» Но значит ли это, что не будет у вас страха перед Б-гом? Нет, ибо написано: «… и буду вашим Б-гом, а вы будете Моим народом»[124]. Итак, поскольку сказано «ведь Я же как один из вас», следовательно, Он (Б-г) обратился в человека, как и они (праведники).
97. Я сказал: «Все, что он приводит, говорит против него. Ведь это должно произойти в раю. Ешу же не шествовал с праведниками в раю, будучи человеком, а все время убегал от своих врагов и преследователей. В действительности же, мидраш этот является аллегорией, как об этом и сказано в самом начале его. Суть его в том, что праведники, живущие в этот зримом мире, не могут достичь истинного пророчества и не могут видеть Сияния, называемого Gloria [Слава (лат.)], о котором говорится: «Я открываюсь ему в видении»[125]. И даже учитель наш Моисей, блаженной памяти, в начальный период своего пророчества пребывал в страхе, ибо, как сказано: «Моисей закрыл лицо свое: потому что боялся воззреть на Б-га»[126]. Однако в грядущем мире их душа будет свободна от всякого греха и всякого безобразия, и они смогут воззреть на сияние Его Славы, как наш учитель Моисей, о котором сказано: «И говорил Б-г с Моисеем лицом к лицу, как говорит кто-нибудь с другом своим»[127]. А ведь Б-г не стал человеком, говоря с Моисеем. И в языке законоучителей это обычное выражение, как например: «Если исполнишь ты завет Мой – ты уподобишься Мне». Так оно и в языке Писания: «И вы будете, как Б-г, знающими добро и зло»[128]. Или: «И сказал Г-сподь Б-г: вот, человек стал, как один из Нас…»[129]. Или: «…и будет самый слабый между ними в тот день, как Давид, а дом Давида будет как Б-г»[130]. Но это не значит, что они будут равны Ему».
98. Снова заявил тот человек: «В Берешит-рабба[131] сказано, что в стихе «И дух Б-жий носился над водою»[132] под «духом Б-жьим» подразумевается дух мессии. Следовательно, он не человек, а Б-г».
99. Я сказал: «Горе тому, кто ничего не знает, и считает себя ученым и эрудитом! Там ведь еще сказано: «Дух Б-жий – это дух Первочеловека». Так разве имелось в виду, что он (Адам) Б-г? Однако тот, кто не разбирается в книгах и не знает, что написано выше и ниже, извращает живые слова Б-жьи. Ведь толкователь, который говорил, что «это дух мессии», толкует стихи о царствах и говорит, что Писание здесь намекает о будущем. «Земля была безлика»[133] - это Вавилон, ибо сказано: «Я видел землю, и вот – она безлика»[134]. «И суетна»[135] - это Мидия, ибо сказано: «И они засуетились, чтобы привести Амана»[136]. А «тьма»[137] - это Греция, которая своими декретами омрачила очи Израиля. «Над лицом бездны» - это нечестивое царство Эдома[138]. А «дух Б-жий»[139] - это дух мессии. Благодаря чему он придет? «Над водою»[140] - Благодаря раскаянию, которое сравнивается с водой[141]. Мидраш перечисляет четыре царства, четвертое из которых - Рим[142], а после него следует «дух Б-жьий», то есть мессия- полностью человек, преисполненный мудрости и духа Б-жьего». Как сказано о Бецалеэле (Веселииле)[143]: «И я исполнил его духом Б-жьим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством». Или как сказано об Иегошуа: «А Иегошуа, сын Нуна, исполнился духа премудрости…»[144]. Отсюда следует, что речь идет о мессии, который будет после четвертого царства. Но я не мог изложить ему сущности мидраша, ибо он в намеках, толкуемых на основе сопоставления отдельных слов, и основной смысл стиха не в этом. Все это подобно тому, как мудрецы рассуждают о главе «И вышел Яаков…»[145] Я это сказал лишь для того, чтобы показать всем, что он не умеет читать книгу, которую приводит.
100. Встал король и все встали.
|
|||
|