Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





День второй



День второй

 

       35. В тот день пошел король в одну из городских церквей, где собрались все жители города – евреи и неевреи. Были там также епископ и все духовенство и богословы миноритов и проповедников[39].

       Тот человек поднялся, чтобы говорить.

 

       36. Я сказал королю, государю нашему: «Государь мой! Выслушай меня…»

       Но король сказал мне: «Пусть говорит он раньше – ведь он же истец».

 

       37. Я сказал: «Позвольте мне пояснить свое мнение о мессии, и я смогу затем вразумительно отвечать на остальные наши вопросы».

 

       38. Я встал и сказал: «Слушайте, все народы! Брат Пабло спрашивал меня, пришел ли уже мессия, о котором говорят пророки, и я сказал, что не пришел. Он привел одну из книг агады, где говорится, что в день разрушения Храма родился мессия. Я сказал, что я в это не верю, но тем не менее, сказанное подтверждает мои слова. Теперь же я объясню вам, почему я сказал, что не верю в это. У нас есть три разновидности книг. Первая – это двадцать четыре книги, называемые Библией[40], и в нее мы все верим безоговорочно. Вторая разновидность – это Талмуд. Он является толкованием заповедей Торы. В Торе имеется 613 заповедей, и нет ни одной заповеди, которая осталась бы неразъясненной в Талмуде. Мы верим в его толкование заветов. Еще у нас есть третья книга, называемая Мидраш, то есть сермонес [Проповеди (лат.)].

       например, если кардинал выступит с проповедью, а кому-нибудь из слушателей она понравится, и он ее запишет, то, если кто-либо верит в эту книгу, хорошо; если же кто-то не верит, то ему это не повредит. У нас есть законоучители, которые писали, что мессия родится незадолго до времени, когда он придет вывести нас из пленения. Поэтому я не верю, когда эта книга говорит, что мессия родился в день разрушения Храма. Мы эту книгу называем агада, то есть расионамиенто [Повествование] по-итальянски. Иными словами, это то, что люди рассказывают друг другу. Однако я приемлю ее в буквальном смысле, как вы хотите, ибо она – явное подтверждение моих слов, что ваш Ешу – не мессия, ибо он не родился в то время, а речь в этой агаде о другом человеке и о более позднем времени[41].

       Ты же, государь наш, задал мне вопрос лучше их: «Ведь не бывает, чтобы человек жил тысячу лет?» Теперь поясню мой ответ на твой вопрос. Вот Адам жил тысячу лет без семидесяти[42]. Из Писания явствует, что он умер по своей вине[43]. Если бы он не согрешил, то жил бы намного больше или вечно. И как евреи, так и неевреи – все согласны, что во дни мессии прекратится грех Адама. Следовательно, если во дни мессии прекратится грех у всех нас, то сам мессия полностью свободен от него и сейчас, и мессия может жить тысячу, две тысячи лет или вечно. Так ведь и Писание говорит: «Он просил у тебя жизни, - Ты дал ему долгоденствие навек и век»[44]. Это все ясно.

 

       39. Еще ты спросил, государь наш, где находится мессия. Из Писания видно, что Адам пребывал в Эдемском саду, который на земле. Когда же он согрешил, «выслал его Г-сподь Б-г из сада Эдемского…»[45]. Точно так же говорят мудрецы в агадах, упомянутых мною.

 

       40. Сказал король: «Но ведь вы говорите в той агаде, что он в Риме?»

 

       41. Я сказал ему: «Я не говорил, что мессия пребывает в Риме, а сказал, что в какой-то день его видели в Риме, и пророк Илья сказал тому мудрецу, что он его там найдет в тот день, и его видели там. А почему его видели именно там, также объясняется в агаде, но я не хочу говорить об этом при большом скоплении народа».

       (Я не хотел сказать им, что говорится в агаде, что мессия пробудет в Риме до тех пор, пока не разрушит его, как это было с нашим учителем Моисеем, который вырос во дворце фараона, а затем расправился с ним и потопил весь его народ в море. И так сказано о Хираме, царе Тирском: «Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя»[46]. В этом также смысл того, что говорил Исайя: «Там телец пастись будет: там он будет лежать и ветви его портить»[47].

       А в Пирке Гэлахот сказано: «В ту пору… человек скажет своему другу: «Хочешь Рим со всем его достоянием за одну пруту?» [Мелкая древнееврейская монета] А тот ответит: «Не нужен он мне». Все это я сказал королю наедине.)

 

       42. Я задал вопрос: «Согласны ли вы со мной, что грех Адама прекратятся в эпоху мессии?»

 

       43. Ответили наш государь и брат Пабло: «Да, но только не так, как ты думаешь. Ибо раньше всех отсылали в ад в наказание за тот грех, а во дни мессии Ешу он прекратился, ибо Ешу искупил своей смертью первородных грех и вывел их из ада».

 

       44. Я сказал в ответ: «У нас говорят: «Хочешь солгать, удали своих свидетелей!» Много всяких наказаний предопределено Адаму и Еве: «Проклята земля за тебя», «Терн и волчцы произрастит она тебе…», «В поте лица своего будешь есть хлеб… ибо прах ты и в прах возвратишься». Так же и о женщине: «В болезни будешь рожать детей…»[48] И все это существует и сегодня. Все видимое и ощутимое не искупилось в дни вашего мессии. Зато ад, о котором ничего не написано, вы говорите, что искупился – потому, что никто не сможет вас опровергнуть. Пошлите кого-нибудь из вас[49], пусть придет и скажет!

       А кроме того, не может быть у Б-га такого неправосудия[50], чтобы праведные попадали в ад за грех Адама, их праотца.

       Моя душа имеет такое же отношение к душе моего отца, как и к душе фараона, а за грех фараона моя душа в ад не попадет! Казни за грех Адама – во плоти, ибо плоть моя от отца и матери. И коль было предписано им, чтобы они стали смертными, то и потомки их стали смертными по своей природе.

 

       45. Встал тот человек и сказал: «Я приведу еще доказательство, что время мессии уже прошло».

 

       46. Я сказал: «Государь мой! Послушай меня немного. Наш Закон, Истина и Правосудие не зависят целиком от мессии. Ты мне дорог больше, чем мессия![51] ты – монарх, и он будет монарх. Ты – монарх нееврей, он же будет царь Израильский. Ведь мессия – это не что иное, как монарх, плоть и кровь, как ты сам! А когда я служу своему Творцу с твоего дозволения, в изгнании, в унижении, в рабстве, при посмеянии народов[52], которые нас поносят[53] всегда, мое вознаграждение велико, ибо я из плоти своей возношу жертву всесожжения[54] и этим более удостоюсь жизни в грядущем мире. Зато, когда будет властитель Израильский из моей веры властвовать над всеми народами, и мне придется волей-неволей оставаться в вере иудеев, у меня не будет столь большого вознаграждения.

       Основной предмет спора между иудеями и христианами заключается в том, что вы говорите нечто ужасное о Б-жественной Сущности. Ты же, государь наш, - христианин, сын христианина и христианки. Ты все свою жизнь слушал священников, миноритов и проповедников, говорящих о рождестве Ешу. Они наполнили твой мозг [В оригинале: «…мозг твой и мозг гостей твоих»] рассуждениями об этом, вплоть до того, что все это утвердилось у тебя в силу привычки. Однако то, во что вы верите (а это основа вашей веры!), не приемлет разум: что Б-г, Создатель небес и земли, превратился в плод в утробе какой-то еврейки, пробыл там девять месяцев и родился младенцем, затем вырос, а впоследствии был предан в руки своих врагов, которые осудили его на смерть и умертвили, после чего, как вы утверждаете, он ожил и вознесся на небо. Всего этого не приемлет разум, это противно природе вещей, пророки никогда такого не говорили, да и чудо не может распространиться на это (как я покажу убедительными доводами в другом месте и в другое время). Этого не стерпит разум иудея и никакого человека! И тщетно вы говорите все, что вы говорите, - ведь в этом же вся суть нашего спора. Но мы поговорим и о мессии, как вы хотите…»

 

       47. Сказал брат Пабло: «И ты поверишь, что он пришел?»

 

       48. Я сказал: «Нет! Я верю и знаю, что он не пришел. Никогда не было человека, который говорил бы о себе, или говорили бы о нем, что он мессия, кроме Ешу. Но невозможно поверить в его мессианство, потому что пророк говорит о мессии, что «Он будет владеть от моря и до моря и от реки до концов земли».[55] У Ешу же не было вообще никакой власти, ибо при жизни он сам был гоним врагами и скрывался от них. Позднее же он был пойман и не мог спасти сам себя – как же он избавит весь Израиль? Да и после его смерти не было у него какой-нибудь власти. Ведь владычество Рима – не от него, потому что Римская империя властвовала над большей частью мира до Ешу, зато после принятия его веры она потеряла много государств. Да и сейчас у ваших врагов магометан больше власти, чем у вас. К тому же пророк говорит, что во дни мессии «не будут больше учить друг друга, брат- брата и говорить: «Познайте Б-га», ибо все сами будут знать Меня[56]». И еще говорит пророк: «Ибо земля будет наполнена ведением Б-га, как воды наполняют море»[57]. И еще сказано: «И перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы: не поднимет народ на народ меча и не будут более учиться воевать».[58]

       Но от дней Ешу и поныне столько войн, и весь мир полон насилия и грабежа, а христиане проливают кровь больше других народов! Как же трудно будет тебе, государь мой, и вот этим ратникам твоим, если не будут более учиться воевать!

       И еще говорит пророк: «И жезлом уст своих поразит он землю»[59]. А в агаде, которую держит брат Пабло, говорится: «Скажут мессии-властителю: «Такое-то государство взбунтовалось против тебя», а он скажет: «Да погубит его нашествие саранчи». Скажут ему: «Такая-то область не подчиняется тебе», А он скажет: «Нашествие диких зверей истребит ее»[60]. Ничего подобного не было у Ешу. Вы же рабы его, предпочитаете идти в наступление на врагов своих. У вас рать вооруженная, а иногда и этого вам недостаточно. И еще я приведу вам множество доказательств из слов пророков…»

 

       49. Завопил тот человек, сказав: «Вот вечно он так со своими длинными речами! А у меня есть, что спрашивать…»

 

       50. Сказал мне король: «Умолкни, ведь он же спрашивает». И я замолчал.

 

       51. Он сказал: «Вот их законоучители говорят о мессии, что он «славнее ангелов». А это справедливо только о Ешу, который является мессией и самим Б-гом». И он привел то, что сказано в агаде: «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится, вознесется и возвеличится[61]». – «Возвысится» - выше Авраама; «вознесется» - выше Моисея; «возвеличится» - больше ангельской свиты…»[62]

 

       52. Я ответил ему: «Но ведь наши ученые говорят это всегда обо всех праведниках: «Великие праведники более ангельской свиты»[63]. А наш Учитель Моисей сказал ангелу: «Там, где я сижу, ты не имеешь права стоять»[64]. И об Израиле в целом говорят: «Любим Израиль Вс-вышним более ангельской свиты…»[65].

       Автор агады, однако, говоря о мессии, имел в виду следующее: Авраам приобщал язычников и проповедовал народам веру Вс-вышнего. Он воспротивился Нимроду[66], не боясь его. Моисей же сделал еще большее: он стоял перед лицом фараона, могучего и нечестивого властителя, и поразил его великими казнями и вывел Израиль из-под власти его. А ангельская свита стремится ускорить мессианское освобождение, как сказано: «…И нет никого, кто поддерживал бы Меня в том, кроме Михаила, князя вашего»[67]. И еще он говорит: «Теперь же Я возвращусь, чтобы бороться с князем персидским»[68]. Мессия же сделает больше их всех, «возвысив сердце свое на путях Б-жьих»[69]. Он явится и прикажет папе римскому и всем правителям народов от Имени Б-га: «Отпусти народ Мой, дабы служил он Мне»[70]. Он совершит множество великих чудес и знамений, не боясь никого. Он пребудет в Риме, пока не разрушит его. Я могу пояснить всю эту главу о мессии, если хочешь». Но он не хотел.

 

       53. Еще привел он агаду, в которой говорится, что мессия молится за Израиль, чтобы Вс-вышний простил им их грехи. Он принимает страдания, но говорит             Вс-вышнему: «Я принимаю страдания при том условии, что воскресение умерших сбудется в дни мои. И не только умерших в моем поколении, но и те, кого сбросили в море, и они утонули, и тех, кого сожрали волки и дикие звери»[71]. И вот, мол, страдания, которые принял мессия, - это смерть Ешу, которую он принял по собственной воле.

 

       54. Я сказал: «Горе тому, кто не имеет стыда. Ведь ничего подобного Ешу не совершил. Он не воскресил мертвых от Адама доныне и не совершил ничего подобного. Кроме того, молитва эта свидетельствует о том, что мессия – человек, а не Б-г, и не может сам воскрешать. А страдания эти он принимает потому, что очень запаздывает с приходом: он видит свой народ в изгнании и не в состоянии помочь ему. Он видит, как поклоняются лжебогам; как хулящие его создали себе другого мессию[72] и чтут его».

 

       55. Он стал говорить опять: «Вот Даниил говорит: «Семьдесят седьмин[73] определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан Святой святых»[74]. «Семьдесят седьмин» - это годы: 420 лет существования Второго Храма и семьдесят лет Вавилонского пленения. «Святой святых» - это Ешу».

 

       56. Я сказал ему: «Но ведь Ешу был раньше этого времени более, чем на тридцать седьмин, согласно нашей хронике, которая истинна, потому что засвидетельствована современниками, знавшими его. Но даже согласно вашим расчетам, Ешу был раньше более чем на десять седьмин»[75].

 

       57. Он сказал: «Так. Но вот есть стих, где сказано: «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима до помазанника-князя[76], семь седьмин и шестьдесят две седьмины». «Помазанник-князь» - это и есть Ешу».

 

       58. Я сказал: «Это тоже общеизвестная нелепость. Ведь Писание разделяет вышеупомянутые семьдесят седьмин и отсчитывает семь седьмин до помазанника-князя; затем шестьдесят две седьмины – до отстройки улиц и стен, а потом – еще одну седьмину, когда он утвердит завет для многих. В общей сложности получается семьдесят седьмин. Ешу же, которого ты называешь «помазанником-князем» явился не к семи седьминам, а после шестидесяти с лишним седьмин, согласно твоему счету. Попробуй объяснить мне всю главу согласно твоему толкованию и я тебе отвечу. Ведь ты не сможешь объяснить ее никоим образом… Но ты не стесняешься говорить о вещах, которых не знаешь. Я же поведаю тебе, что «помазанник-князь» - это Зерубавел, и он пришел ко времени «семи седьмин», как сказано в Писании.

 

       59. Он сказал: «Как же он именуется «мессией» (помазанником)?

 

       60. Я сказал: «И Кир[77] назван «помазанником»[78]. И об Аврааме, Исааке и Яакове сказано: «Не прикасайтесь к помазанникам Моим…»[79]. Потому и сказано о нем «князь»[80], что царство его не возвысится, но его будет славить и превозносить народ его: «Князья народов собрались – народ Б-га Аврамова…»[81]. Я с готовностью растолкую тебе всю главу эту, если только ты и товарищи твои захотите слушать, и твой ум настроен понимать. Я говорю перед лицом короля, государя нашего, и перед лицом всего народа – что нет в данной главе, да и вообще в словах Даниила, за исключением конца книги, указания на конечный срок прихода мессии, как это ясно из Писания, из всего, сказанного Откровением Даниилу в этой главе и в других главах. Ведь он же постоянно молится о том, чтобы узнать «конечный срок». И впоследствии ему был открыт «конечный срок» в упомянутом стихе: «Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней».

       Теперь же я растолкую перед всеми этот стих, хотя это и покажется неприемлемым для иудеев, которые здесь[82].

       Даниил говорит, что со времени прекращения ежедневной жертвы до того, как будет отдана в запустение мерзость, которая привела к прекращению ежедневной жертвы, т.е. народ Рима, который разрушил Храм, – пройдет 1290 лет. Ибо дни здесь – это годы, так же, как во фразах: «В течение года выкупить его можно»[83]; «Исполняй же устав сей в назначенное время из года в год»[84]; «Пусть побудет с нами девица год или десять [месяцев][85].

       Затем Даниил говорит: «Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней»[86]. Это значит еще сорок пять лет. Суть дела в том, что к первому времени придет мессия и отдаст «мерзость» - поклоняющихся лжебогу – на опустошение. Затем он соберет изгнанников Израиля в «пустыню народов»[87], как написано: «Поэтому Я увлеку ее, приведу в пустыню и буду говорить к сердцу ее»[88]. Он приведет Израиль к земле его, как сделал наш учитель Моисей, наш первый освободитель. И пройдет 45 лет. после чего Израиль почиет на земле своей и возрадуется в Б-ге, Всесильном своем, и в Давиде, царе своему. Блажен, кто ожидает и доживет до тех благих дней.

       И вот, со времени разрушения Храма прошло 1195 лет. Следовательно, недостает до времени, о котором говорил Даниил, 95 лет. И мы надеемся, что избавитель придет до того времени, ибо такое истолкование верно и приемлемо. И хочется верить в него.[89]

       61. Ответил брат Пабло: «Вот говорят иудейские законоучители в агаде: «Что это за остальные дни? – Это сорок пять дней, в течение которых избавитель будет скрыт. Как и Моисей, первый избавитель, открылся и был скрыт от них до этого, так и последний избавитель откроется и будет скрыт от них».[90] Раз законоучители упомянули день, следовательно это дни буквально, а не годы».

 

       62. Я сказал: «Мидраш воспользовался языком стиха. Он упоминает «45 дней», которые являются годами, как мудрецы часто говорят: «Он воспользовался языком Писания».

 

       63. Сказал брат Пабло, что не существует на свете еврея, который не согласился бы, что «йом» - это буквально «день». «Это он меняет, как ему хочется».

 

       64. Он возопил к королю, и привели первого попавшегося еврея и спросили его: «Что значит «йом» на вашем языке?» Тот ответил: «Диэ» [День (лат.)]

 

       65. Я сказал: «Государь мой, король! Этот еврей может быть судьей для брата Пабло, но не для меня. В языке Писания слово «йом» употребляется и о времени вообще, например: «В тот день, когда поразил Я всех первенцев».[91] А во множественном числе «йомим» говорят о годах. И здесь в Писании речь идет о годах. Однако есть потребность скрыть суть дела, ибо ангел говорит пророку дважды: «Скрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени, когда многие будут бродить и умножится ведение».[92] Поэтому употреблено слово «дни». Мне же приходится говорить о мудрости с тем, кто не знает и не понимает, - вот и подобает, чтобы суд ему вершили неразумные».

 

       66. Вмешался брат Арноль де Сигора: «Смотрите, Иероним[93] переводит здесь «дни народа».

 

       67. Я обрадовался его словам. Я сказал: «Из его слов вы можете понять, что здесь «дни» не в буквальном смысле, как в других местах, и ему поэтому пришлось добавить пояснительное слово. Я же считаю, что «дни народа», о которых он говорит, это годы, ибо в народе говорят: «много дней прошло с того времени», а имеют в виду «много лет».

 

       68. Опять стал говорить тот человек: «Вот говорят их мудрецы, что мессия вошел в рай. И говорится в агаде так: «Мессия почему вошел в рай? – Потому, что он видел, что его отцы идолопоклонники, он отошел от пути их и служил Вс-вышнему одному, и   Вс-вышний уберег его в раю»[94].

 

       69. Я сказал, насмехаясь над ним: «Это довод в мою пользу – ведь он сын идолопоклонников, обыкновенный человек. Когда же он отошел от пути своих отцов, Вс-вышний засчитал ему это в заслугу. Такое ли говорят о Самом Б-ге?» И я взял у него книгу и прочел всю агаду от начала. В ней сказано: «14 человек вошли в рай при своей жизни»[95], и там упоминаются Серах, дочь Ашера, и Батья, дочь фараона. А если это был бы Ешу, и он, по-вашему, Б-г, то не с женщинами в раю, а «в небе престол его, и земля – подножие ног его»[96], не дай Б-г. Однако все, как я говорил: мессия находится в раю, где пребывал Адам до грехопадения. Таково мнение мудрецов в книгах агады. Это ясно».

 

       70. Тогда встал король, наш государь, и все разошлись.

 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.