|
|||
День третийДень третий
71. На третий день король перевел диспут в свой дворец и сказал, что он будет проводиться втайне. Мы уселись у входа во дворец. Брат Пабло начал говорить нелепости, не имевшие отношения к делу, а затем сказал: «Я приведу доказательство из слов одного их великого мудреца, равного которому у них не было уже четыре столетия, - его имя маэстро Моисей де Гипти[97]. Он говорит, что мессия умрет и его сын будет царствовать после него. И совсем не так, как ты говоришь, что он не умрет, как другие люди». И он попросил, чтобы принесли ему книгу «Судей»[98].
72. Я сказал: «Нет в этой книге такого. Но я согласен, что есть у нас ученые, которые так говорят, как я раньше[99] упомянул, что, согласно мнению авторов агады, мессия родился в день разрушения Храма и будет жить вечно. Но, по мнению экзегетов[100], он родится незадолго до окончательного избавления, будет жить долго и умрет в почете, и передаст венец своему сыну. Я уже говорил, что в это я верю, и что между временем до мессии и эпохой мессии вся разница лишь в свободе от порабощения другими государствами[101].
73. Принесли книгу, которую он просил. Он искал, но не нашел. Я взял из его рук книгу и сказал: «Слушайте, что говорит книга, на которую он ссылается». И я стал читать он начала главы: «Властитель-помазанник встанет в будущем в Израиле и восстановит Храм и соберет изгнанников Израиля…»[102].
74. Сказал брат Арноль де Сигора: «Лжет!»
75. Я сказал: «Только что он был «мудрецом, равного которому нет», а теперь он лжет?»
76. Король упрекнул его, сказав: «Не следует поносить ученых».
77. Я сказал королю: «Он не лжет. Я покажу из Торы и из пророков, что все, что он говорил – истина. Что мессия должен собрать изгнанников Израиля и рассеянных иудеев[103] - двенадцать колен. Ваш же мессия не собрал ни одного, он даже не был во время пленения, чтобы избавить кого-то. Мессия должен воздвигнуть Храм в Иерусалиме, Ешу же ничего не сделал в нем – ни строительства, ни разрушения. Мессия будет властвовать над всеми народами, он же не был властен даже над самим собой». И я зачитал им всю главу «Когда придут на тебя все слова сии – благословение и проклятие…» до слов: «Тогда Г-сподь, Б-г твой, все проклятия сии обратит на врагов твоих и ненавидящих тебя, которые преследовали тебя»[104]. И я объяснил и, что «на врагов твоих» - на христиан, а «ненавидящих тебя» - мусульман – два народа, которые нас преследуют. Он ничего не ответил. Затем встал король и все разошлись.
|
|||
|