Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАКЛЮЧЕНИЕ



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оперетта переживает сейчас критический период: в последние десятилетия у нее появился молодой родственник.

В его сторону с симпатией посматривают даже отрицатели и ненавистники оперетты. Конечно, это мюзикл — тот самый, вокруг которого идут такие жаркие дискуссии и споры. Спорят, прежде всего, о том, действительно ли он родственник оперетте. Одни объявляют мюзикл «загадкой XX века» и склонны приписывать ему чуть ли не глобальное значение, рассматривая его как основной залог грядущего обновления театрального искусства. Другие, настроенные более трезво, видят в нем просто временную формацию оперетты.

Думается, что истина, как это чаще всего бывает, лежит где-то посередине.

Мюзикл возник за океаном — должно быть, это произошло в полемическом задоре, в стремлении доказать, что синтетический музыкальный театр может быть не только «легким». Но независимо от этого развитие европейской и советской оперетты уже давно тяготеет к мюзиклу. И в этом смысле можно сказать: если бы мюзикла не было, его следовало бы выдумать.

Итак, мюзикл. Что же это такое?

Обычно отвечают так: это особое зрелище, в котором органически сочетаются музыка, пение, танец, слово. Но помилуйте, возражают другие, ведь это то самое, что уже есть в оперетте.

То же и — не то же. Мы помним из химии, что разное соединение атомов в молекуле дает разные вещества. Так старое «вещество» оперетты в мюзикле образовало качественно новое зрелище.

Новое прежде всего по характеру музыки. Она отказалась от обычного для оперетты сладкозвучия (часто самоцельного), мелодической щедрости, богатой кантилены; стала строже, собраннее, организованнее драматургически — и вместе с тем раскованнее стилистически, изощреннее в мелодиях и гармониях: ей не чужды и диссонансы, и острые джазовые краски, подчас шокирующие в оперетте.

Второе отличие — драматургия. Мюзикл охотно берется за произведения классической литературы. Вслед за профессором Хиггинсом из «Пигмалиона» запели в нем Гамлет, Дон Кихот, диккенсовский Оливер, русский Михайло Кречинский. Союз совершенно новой для оперетты драматургии и новой музыки дал небывалые сценические приемы. В «Человеке из Ламанчи», например, автор и герой слиты в одном лице. В мюзикле «Целуй меня, Кэт» (по мотивам «Укрощения строптивой») герой тоже в двух лицах: своем собственном и шекспировского Петруччо.

И третье отличие — пластика. Танцевальная стихия в оперетте слагается из балетного дивертисмента и «подтанцовок» действующих лиц. Порядок элементов строго определен: диалог, пение, танец. Поменять их местами, дать, скажем, танец до пения невозможно: собьется дыхание. Иное дело в мюзикле. Самоцельная красота танцевальных дивертисментов отвергнута. Зато пение здесь немыслимо без движения — любой сюжетный ход выражается пластикой. Конечно, нужна для этого и новая техника, и недаром сейчас в театральных институтах, на отделениях музыкальной комедии (а отделений этих с каждым годом становится больше), обучают будущих актеров пению «на танце».

Каноны сломаны. Мюзикл может быть комедией и трагедией, фарсом и драмой. Ирония, сарказм, гротеск, социальный и гражданский пафос свойственны ему более, нежели стародавнее оружие оперетты — лирика, романтика, буффонада. Все это позволяет говорить о новой эстетике, утверждающей и социальную остроту, и высокую художественную свободу зрелища.

Вот, пожалуй, все, что можно пока сказать о главных чертах мюзикла, этого самобытного, неприглаженного, еще диковатого, но подающего большие надежды юного родственника некогда обворожительной дамы по имени оперетта.

Было бы наивно представить дело таким образом, что наконец-то дурочка оперетта догадалась пойти на выучку к драме и теперь наступил ее золотой век. Правильнее сказать, что оперетта и драма пошли навстречу друг другу. Драма тоже кое-чему научилась у оперетты — ведь музыка, пение и танец в драматических спектаклях уже не кажутся чужеродной экзотикой порожденной прихотью режиссера.

Так что мюзикл — дитя оперетты и драмы. Дитя законнорожденное и притом многообещающее.

Какова будет его роль в театре будущего? Потеснит ли он окончательно свою старую родственницу — оперетту или перестроит ее по своему образу и подобию, или они будут существовать параллельно?

Гадать не стоит.

Увидим.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.