Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ГБОУ ВПО КГМУ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ)

 

Кафедра биологической и химической технологии

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов биотехнологического факультета

к лабораторно-практическим занятиям по дисциплине

«Химическая технология

биологически активных веществ»

 

Курск 2012 г.

 

        В методических указаниях представлены общие требования к ор­ганизации и проведению лабораторно-практических занятий по XTБАВ, типовые методики синтеза ряда лекарственных субстанций иди полупро­дуктов для их получения, примеры построения дерева синтеза, составления и анализа технологических (процессуальных) схем синтеза, расчета количеств веществ, необходимых для синтеза, оформления подготовительного и заключительного этапов работы, приведены контрольные вопросы, тесты по темам работ, вопросы к коллоквиумам, рекомендуемая литература.

Настоящая методическая разработка предназначена для студен­тов, изучающих ХТБАВ, и преподавателей, ведущих лабораторный практикум по названной дисциплине.

 

Составители:

д. 6. н., профессор Л.П. Лазурина,

ассистент К.В. Завидовская

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Лабораторно-практические занятия по курсу «Химическая тех­нология синтетических биологически активных веществ» направленынаболее полное освоение студентами программы специального курса, за­крепление практических навыков планирования, организации и проведения экспериментальной лабораторной работы по синтезу целевых или промежуточных продуктов для получения лекарственных или других биологически активных веществ.

Умения, полученные в лабораторных практикумах по общей химической технологии, промышленной органической химии и другим общенаучным и общетехническим дисциплинам, должны быть развиты до профессионального подхода к формированию технологии синтеза БАВ.

Методические указания к лабораторно-практическим занятиям являются руководством и, в то же время, справочным пособием для выполнения ряда синтезов препаратов, анализа качества получаемых продуктов, содержат примеры оформления выполняемой работы, начиная с подготовительных стадий, построения дерева синтеза, составление технологической (процессуальной) схемы, расчета материального баланса, методики синтеза, анализа наблюдаемых эффектов по ходу его, выделения и очистки получаемого вещества в соответствии со стандартными методиками.

Условия эксперимента в том и другом синтезе сравнивают с условиями реальной промышленной технологии. В ряде случаев студентам может быть предложено назвать возможные пути совершенствования процесса с учетом экологических, экономических, социальных проблем.

Методические указания соответствуют стандарту специальности, отвечают требованиям, предъявляемым к методической документации университета содержат элементы НИРС по каждому из предлагаемых синтезов в зависимости от темы соответствующего теоретического раздела предлагаются контрольные вопросы-тесты, вопросы для коллокви­умов, списки рекомендуемой литературы.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

1. Общие требования к лабораторно-практическим занятиям по курсу ХТ БАВ

2. Методические указания по синтезу лекарственных субстанций или полупродуктов для их получения

Антисептические и противовирусные средства

2.1. Получение метиленового синего

2.1.1. Получение п-нитрозодиметиланилина

2.1.2. Получение метиленового синего

2.2. Получение оксолина

2.2.1. Синтез 1-амино-2-нафтола

2.2.2. Получение b-нафтохинона

2.2.3. Получение изонафтазарина

2.2.4. Получение оксолина

2.3. Получение фтивазида

2.3.1. Получение хлоргидрата хлорангидрида изоникотиновой кислоты

2.3.2. Получение хлоргидрата этилового эфира изоникотиновой кислоты

2.3.3. Выделение этилового эфира изоникотиновой кислоты

2.3.4. Получение гидрозида изоникотиновой кислоты

2.3.5. Получение фтивазида

Анестетики

2.4. Получение анестезина

2.4.1. Окисление п-нитротолуола

2.4.2. Очистка п-нитробензойной кислоты

2.4.3. Получение этилового эфира п-нитробензойной кислоты

2.4.4. Получение анестезина

2.5. Получение кордиамина

2.6. Получение дибазола

2.6.1. Получение технического дибазола

2.6.2. Кристаллизация технического дибазола

2.7. Получение ацемина

2.7.1. Получение ацемина из капролактама

2.7.2. Получение ацемина из e-аминокапроновой кислоты

 

 

1. Общие требования к лабораторно-практическим занятиям по курсу «Химическая технология биологически активных веществ».

Для допуска к лабораторно-практическому занятию по заданной теме или ее этапу каждый студент должен представить преподавателю следующие записи в лабораторном журнале:

1) письменные ответы на вопросы, помещенные перед описанием методики синтеза, включая химическую схему синтеза со стехиометрическими коэффициентами, выделив главные и по­бочные реакции, с указанием условий хода реакций (темпера­тура, давление, наличие катализатора и др.), альтернативные варианты с анализом схем;

2) процессуальную (технологическую) схему синтеза, выделения и очистки целевого продукта;

3) таблицу свойств химических реагентов, используемых в рабо­те, с указанием ПДК, критических температур, с выделением особо опасныхс токи зрения охраны труда и экологии мо­ментов и предусматриваемых мероприятий;

4) перечень необходимых оборудования, посуды, приборов, ри­сунок установки синтеза в собранном виде или схема произ­водственного варианта процесса;

5) расчет материального баланса, исходя из заданного коли­чества целевого продукта, выпускных форм и концентрации исходных веществ;

6) теоретический выход целевого вещества (в граммах, в %), ожидаемый по методическим указаниям (в граммах, в %);

Разрешение преподавателя на проведение синтеза фиксируется в лабораторном журнале подписью.

Ходсинтеза и наблюдаемый эффект с возможным объяснением отражается в форме таблицы.

Метод очистки сырого продукта обосновывается.

Контроль качества полученного вещества проводится по стан­дартной методике.

Выход чистого продукта от теоретического (в граммах, в %), вы­ходчистого продукта от ожидаемого (в граммах, в %), по методике (в граммах, в %).

Продукт сдается преподавателю в затаренном виде с подписью исполнителя, датой, качественными показателями.

Отчет о выполненной работе оформляется отдельно с титульным листом (см. Приложение) и подписывается преподавателем.

Знания теоретического материала по процессам, осуществляе­мым в данной работе, или другим, предусмотренным в рабочей програм­ме и календарном плане лабораторно-практических занятий, проверяют­ся в ходе тестирования, выполнения самостоятельных работ, коллоквиумов (указания к самостоятельной работе так же при­водятся в данной методической разработке).

 

 

2. Методические указания по синтезу лекарственных субстанций или полупродуктов для их получения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.