|
|||
ПРИМЕЧАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 ПРИМЕЧАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Амулеты - см. "наузы". Ансуз – см. "феху". Банник, баенный - см. "обдериха". Болт Етицкий — сакральный символ Етицкой цивилизации. Из редких высказываний З.Е.Клодта можно сделать вывод о том, что Етицкий Болт является циклопических размеров техническим сооружением, включающим в себя сложный механизм или узел, выполняющий функции «скрепления» Земли. Упоминаний о соответствующей ему гайке в етицких источниках не обнаружено. На такие вопросы З.Е.Клодт всегда картинно разводил руками и улыбаясь мягко говорил: «Вот. Вот, ребятушки. Земля наша кормилица и есть та самая гаечка. Любите её. Нет другой». Одним из самых серьёзных расколов в лагере Етицких исследователей был спор о подвижности или неподвижности Болта. Профессор Клодт настаивал о постоянном вращении. «Останови его, или хуже того, выкрути — престанет Земля. А мож и не она одна, а всё престанет» З.Е.Клодт, из письма в РАН. Височные кольца – деталь убранства женского славянского костюма. В сказках допущено преувеличение: Потурай никогда не копал курганы, и считает пограбление археологических памятников делом премерзким. Он довольствовался "подъёмными" предметами, вымываемыми со склонов оврага дождями. Гайки мерные – металлические предметы, формой и размерами сходные с современными гайками. Часто встречаются на территории обитания славян-Етичей. Точное назначение предмета до сих пор остаётся спорным. Наиболее вероятной кажется версия ритуального назначения. (см. Клодт З.Е. Етицкие обычаи и верования. Л., 1978.) Гиссельштофф - Густав Вильгельм фон Гиссельштофф, доктор всяческих наук и возможно ректор. Замечательная личность ХVIII в. Светило. Путешествовал по России, был сильно удивлён, простудился и по возвращении долго болел у себя в Германии. Знаменит также тем, что упоминается в сказке "Валдушкин експеримент". Гунды — далёкая, как правило, непроходимая местность. В разнотравии так часто говорили о Брейтовском районе Ярославской области или о юго-восточных окраинах района Рыбинского. Двугривенный - монета в два гривенника, т.е. 20 коп. Зиппа – (пошех.) трофейная зажигалка ZIPPO, досталась Рыбе от деда, участника В.О.В. Из воспоминаний очевидцев: «У меня алиби железное. Зиппа моя в тот день у лешего была. Да и на кой ляд мне церкву палить? У нас же контора сгорела. Все документы и аванс за сентябрь. Я дурак что ли? Да был бы я виноват — уже и не говорил бы с вами — свои бы грохнули. Знаете их.» (М.Рыба из допроса по делу о пожаре Всеспатьевской церкви) Каменка - печка в бане, обычно строится из камней. На нее плещут воду (пиво, квас - дело вкуса), чтобы был пар. Кирдыкер - 1) точное название не известно. Иногда встречается под названием «спецъинвентарь», «приборъ» или «етишникъ». Кирдыкерами эти устройства называли, как правило, местные к раскопкам жители и, реже, сами участники Етицких археологических экспедиций. В сказках Разнотравия не встречаются, вероятно из соображений секретности, однако сверхъестственных событий, в которых данный артефакт скорее всего поучаствовал — хоть отбавляй. Вероятно боевое Етицкое оружие, имевшееся в распоряжении бойцов Орды (см. Орда) По слухам — не все кирдыкеры ордынцев были действующими. Проверять функционален ли какой-то конкретный кирдыкер у конкретного охранника, у гражданских участников экспедиций желания не возникало. Сколько-либо точного описания действия этого прибора, составителям данного словаря получить не удалось. Известно, что при своих крайне небольших размерах (при помощи системы ремешков, кирдыкер крепился к запястью и предплечью левой руки, и в «режиме ожидания» находился под рукавом владельца, реже — в специальном глубоком внутреннем кармане), данный прибор был способен на невероятные разрушения. Известны случаи устранения кирдыкерами препятствий, возникающих при раскопках, таких как крупные валуны и тектонические плиты естественного происхождения. По словам очевидцев — препятствие полностью исчезало. При этом ни взрывной волны, ни какого-либо серьёзного звукового воздействия не происходило. Однако же, происходило что-то другое. Что именно — ни один из опрошенных объяснить вразумительно не смог. Штатные психологи экспедиций особо подчёркивают, что воспоминания очевидцев применения кирдыкера носят явно негативный характер и относятся к неприятным и болезненным. Вспоминают очевидцы: «… руки после долго тряслись. А работа тонкая в раскопе. Вот помню — под метёлочкой вышло что-то, тяну руку, ухватить хочу, а пальцы — как не мои — не слушаются» (В.Каменков). «… как внутри что-то оборвалось и прокрутилось несколько раз, будто в стиралке. Меня вырвало сразу… ну, тогда... в самый первый раз. Потом уже не рвало, тошнило только иногда»; «… я лично нашёл их 12 штук. Ну, не зА раз, конешно. В разное время. В разных раскопах. Очень красивые. Два были рабочие совершенно. … разные. Металл, стекло, камень. Очень красивые. Один был очень затейно орнаментирован. Одинаковых не было. Не серийная, видимо, вещь. Но — всё же — страшная очень штука. Невероятной силы предмет. Нельзя его… ну это… человечеству. Нельзя. Плохо будет всем. И всему» (М.Рыба). Так же, на веру, приходится брать утверждения очевидцев о том, что после применения кирдыкера неожиданно и существенно (по некоторым данным — иногда катастрофически) менялась погода. Размеры локации таковых изменений достоверно установить не удалось. Частота применения кирдыкеров во время раскопок оценивается как «сравнительно редко». Случаи применения кирдыкеров вне территории раскопок не зафиксированы. Случаи группового применения кирдыкеров не зафиксированы. 2) особой формы пошехонский стакан. Комбик – (разг. сев. диалект.) в среде скоморохов и гусляров название усилителя для электроинструмента с большим динамиком (плюшкой). Кушири – (сев. диал.) очень глухое, тёмное и далёкое место. Практически, то же самое, что гунды. (см. чепыжи). Меры пошехонскiя - в леса Пошехони и Верхней Волги цивилизация проникает с трудом и частями. Даже меры веса, длины и объема, повсюду установленные еще в дореволюционной России, там не прижились. Названия некоторые употребляются, но их значения другие. Так, меры веса выглядят следующим образом: 1 пошехонский куль = 11 пошехонским пудам; 1 пошехонский пуд = 42 пошехонским фунтам; 1 фунт = 38 1/24 лаптя; 1 лапть = 93 камням. Меры объема: 1 пошехонская бадья = 48 пошехонским ведрам; 1 ведро = 5 четвертям = 7 1/4 ковша; 1 ковш = 6 1/3 фунфыря; 1 фунфырь = 13 шкаликам. Меры длины: 1 пошехонская миля = 7 3/8 пошехонской версты; 1 верста = 523 саженям; 1 сажень = 3 3/7 аршина; 1 аршин = 18 вершкам; 1 вершок = 37 щепам. Море – (разг.) Рыбинское водохранилище, гидроузел. Площадь 4 560 км 2. Занимает более 1/8 площади Ярославской области. Построено, с целью скрыть под водой гигантские кромлехи и комплекс каменных циклопических сооружений славян - Етичей близ города Мологи (ныне затопленного). Все упоминания о Етицкой культуре были изъяты и уничтожены соответствующими органами. В 1941 году было окончено строительство дамбы, плотины и шлюзов. Заполнение начато в апреле 1941 года. По мнению З.Е.Клодта — Адольф Гитлер рвался к мировому господству и самым реальным шансом для него было овладение древними Етицкими знаниями. Затопление означенной территории было предпринято в качестве меры по предотвращению захвата Етицких кромлехов силами третьего рейха. Водохранилище заполнено до расчётной отметки в 1947 году. Местные жители из затопляемой территории были переселены. Наузы - ладанки, амулеты, талисманы, обереги от сглаза, порчи, всякой нечистой силы и прочего суеверия. Нэцке – особое редкое состояние музыканта после, или во время бурного возлияния. Часто встречается на фестивалях. Выражается: компактно–декоративной позой и состоянием сознания, находящимся между каталепсией и просветлением. Обдериха - фольклорный персонаж; дух, хозяин бани; он же - банник, баенный. Прозван обдерихой за привычку сдирать с некоторых нерадивых парящихся кожу. Частый Воротейкин собутыльник. ООО — общество с ограниченной ответственностью Орда (О.Р.Д.А.) - Освободительная Русская Добровольческая Армия. Точных данных о уставе и структуре этой организации, составителям найти не удалось. Известно, что ордынцы выполняли по сути функции охранного предприятия во всех Етицких археологических экспедициях — патрулирование границ раскопов, охрану инструментального фонда и фонда находок, сопровождение грузов и т.д. Примечательно следующее: по словам очевидцев, орда не имела какой-либо иерархии и придерживалась анархической идеологии. Ордынцы (что позволяет сделать вывод о вероятной нелегальности организации) были хорошо вооружены по большей части действующими образцами архаичного оружия - от мечей, копий и алебард до огнестрельного оружия времён ВОВ. Встречались также образцы современного оружия, но что самое удивительное — у многих из них имелись прекрасной сохранности етицкие кирдыкеры (см. Кирдыкер). По неподтвеждённым данным, значительная часть ордынцев принимала непосредственное участие в событиях, описанных в сказке «Как Вече восстанавливали». Существует также ничем не аргументированное предположение о том, что все без исключения участники Разнотравия состояли в данной организации, а сам З.Е.Клодт, якобы, занимал в Орде высокую руководящую должность. Единственным же документально зафиксированным свидетельством являются показания Бабы Нюры, доярки колхоза «Етицкий путь», данные ею местному участковому Л.Сергиенко по печально известному делу о разрушении колхозного амбара. Среди прочего в них говорится: «Б.Н.: … он пьянушшый в дугаря был… Л.С.: кто ОН? Б.Н.: Рыба этот ваш хулиганский! И позоришшэ такое - по форме. Л.С. По форме? Б.Н.: Именно что! Л.С.: И Вы шеврон видели? Б.Н.: Как табя сячас. Вот те крест. Он, я те говорю, анбар и кирдыкнул. А ещё орал во славу, мол, етичей! Святое приплёл! Без царя в башке этот ваш рыба. Тьфу ты, исто — чорт!». Строго говоря, никакой униформы у ордынцев не было. На левое плечо куртки или рубашки, посредством т.н. «липучки» крепился съёмный прямоугольный шеврон, в центре которого белый Андреевский крест делил чёрный фон на четыре поля, в которых были размещены: в центре сверху литера «О», в центре снизу литера «Р», в левом и правом полях соответственно литеры «Д» и «А»; сверху флага белыми буквами на чёрном поле было написано «освободительная русская», под флагом - «добровольческая армия». Итогом событий, описанных всё в том же «Вече», явилось признание Орды экстремистской и объявление её вне закона, что повлекло официальный самороспуск организации. В связи с тем, что, в момент начала гонений на З.Е.Клодта в частности и на Етицкую археологию в целом, именно Орде было поручено сохранение как фонда археологических находок, так и всей печатной и цифровой базы эскпедиций — местонахождение последних до сих пор не известно. Справедливости ради стоит отметить, что тесной связи, а тем паче взаимопроникновения Орды и Етицкой археологии доказано не было. Основным аргументом противников этой идеи служит отсутствие в названии организации слова «Етицкий». Парник - место действия сказки "Валдушкин експеримент"; теплица, сооружение для защиты овощей от сурового пошехонского климата. Традиционно каркас сооружается из подручного материала и покрывается полиэтиленом. В археологической литературе описываются многочисленные находки остатков парников из полиэтилена еще у ранних етичей (Клодт З.Е. Етицкое земледелие. т. II-III. М., 1972.) Плюшка – см. Комбик Пошехонь, Пошехония – район на севере Ярославской области, центр – г. Пошехонье (до 1778 г. село Пертома) лежит при реке Согоже, на левой стороне, в кою в самом городе впадает река Сога и речка Пертома. Один из центров Етицкой культуры. Пробило – предмет, скорее всего, сельскохозяйственного назначения. Изготавливался из дерева и часто украшался резьбой. У поволжских Етичей бытовал повсеместно, у шекснинских и моложских Етичей встречается достаточно редко. Существует мнение об использовании предмета в обрядовых целях. (Клодт З.Е. Етицкое земледелие. т. IV. М., 1972.) Радиво – (пошех.) радио и любое другое звуковоспроизводящее электрическое устройство (напр. комбик). Разнолист – Разнотравский знак:
Руны варяжские – знаки скандинавской письменности, часто применялись в магических целях, (т. н. “футарк”). Говорят, у В. Потурая такое кольцо - с рунами - в ухо продето. Возможно, выменял у проезжих варяжских купцов. Русалки - в сказках имеются в виду славянские русалки, в виде красивых девушек. Не путать с позднейшими русалками западноевропейского происхождения - с рыбьими хвостами, в народе называемые “фараонками”, (образ, часто используемый в народном прикладном искусстве.) Рыбная слобода, слобода – старое название Рыбинска. Официальный статус города присвоен в 1777 г. Родина Разнотравїя (а в Пошехони у Славинки дача). Исконный центр Етицкой культуры. Самовар – приспособление для создания подъёмной силы в парнике, так же, для кипячения воды. Работает на твердом топливе (лучина, уголь, шишки хвойных пород, и т. п.) Самовар трехведерный вмещает 3 пошехонских ведра (см. также "меры пошехонскiя"). Сергїенко Лёня – магический персонаж украинской национальности. Его атрибуты: сало, горїлка или пиво, рыжая борода, шутки-прибаутки, и т. д. Очень хороший и очень реальный персонаж. Трахтур – (пошех.) любое транспортное средство, при эксплуатации издающее громкий шум. То же, что "чудо енженерной мысли": сельхозтехника, транспорт, даже "радиво", если громко включено. Упыри – негативные славянские мифологические персонажи. В сказке "Славинка и фольк." – очень пьяные и агрессивные люди. Феху, Ансуз - названия рун; как в кириллице: А - Азъ, Б — Буки. Хер — название старославянской буквы «Х»; (раскрыть символ) Частушки — в отличие от известного фольклорного песенного жанра - в окрестностях деревни Ратаевская Горка — специфичная манера речи местных жителей. Чекушка – простонародная дополнительная единица объёма водки. Значительно больше пошех. шкалика, и меньше фунфыря (см. меры пошехонскїя). Чепыжи, чепыжник – (пошех.) густой колючий чаппараль в течение светлого времени суток (ночью в темноте это уже кушири). ЧОП — частное охранное предприятие Чопик - охранник Шевронъ — вопреки наличию на символике Орды Андреевского флага, а так же размещению литер аббревиатуры О.Р.Д.А. по следованию наложения крестного знамения, связи с христианством, православием, церковностью и каких-либо проявлений религиозности у бойцов Орды не было. Единственным религиозным и открыто демонстрирующим вероисповедание (православие) участником организации был о.Евлампий, завхоз Орды.
Из воспоминаний очевидцев: «С чего вы взяли, что это Андреевский крест? Это «Ха». «Хер» по старославу. Значение знаете? Да не шучу я! Хер. Реально. У меня в трудовой написано было «ООО ЧОП Хорда». Честно. Чё мне врать-то. Что? Не. Не покажу уже. Сгорела трудовая. У нас же контора сидела в хозпостройках Всеспатьевского. Всё нахер сгорело тогда. Все бумаги.» (М.Рыба). Данные слова не лишены правдоподобности. В записанных этнографами со слов Еремеевны частушках есть и такая:
не колхозные быки заревели у реки налакалися трудяги у которых хер на флаге Шиш - домовой, дворовой. Этилендиаминтетрауксусной кислоты двунатриевая соль - химический реактив, торговое название "Трилон-Б". Используется в реставрации металла. Одобрен ГосНИИ реставрации. (Используется также в фотографии, парфюмерии и т.п. - и, видимо, также одобрен соответствующими министерствами). Трилон-Б упоминается в разнотравских сказках, но абсолютно реален - как, впрочем, и все в них происходящее. В сказке допущено преувеличение: Трилон–Б, и его раствор практически не пахнет, и не ядовит. Японский меч – реально существовавший меч. Очень хороший был, акустический, с пьезодатчиком, о двенадцати струнах, прекрасно строил. Действительно, потерян возле Хуторка.
Все права защищены. Незаконное копирование (кроме «про Шульца») приветствуется с условием указания автора и источника. www.raznotravie.com
|
|||
|