Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИМЕЧАНИЯ.



ПРИМЕЧАНИЯ.

     1. Способы погребения: 1) воздушные – установка гроба на ветви дерева или подвешивание тела к ним; 2) наземные – установка гроба на пнях или помостах; 3) подземные – погребение в земле; 4) кремация – трупосожжение.

     2. Маркелов М.Т. Культ умерших в похоронном обряде Волго-Камских финнов (мордва, мари, вотяки) // Религиозные верования народов СССР. М., 1931. Т.2. С.673-698; Маскаев А.И. Мордовская народная сказка. Саранск, 1947. С.119-120.

     3. Ледяйкин В.И. К вопросу этногенеза мордвы // Вопросы финноугроведения. Вып. 6. Саранск, 1975, С. 384-385.

     4. Путешествие Ибн Фадлана на Волгу /пер. И.Ю.Крачковского/. М.-Л., 1939. С. 73-74. 

     5. Федянович Т.П. Похоронные и поминальные обряды мордвы // Бытовая культура мордвы. Саранск, 1990. С. 102,103.

     6. Маркелов М.Т. Культ умерших в похоронном обряде Волго-Камских финнов // Религиозные верования народов СССР. Т. 2. М. 1931. С. 680.

     7. Третьяков П.Н. Памятники древней истории Чувашского Поволжья. Чебоксары, 1948. С.41.

     8. Федянович Т.П. Ук. соч. С. 102,103.

     9. Смирнов В. Народные похороны и причитания в Костромском крае // Второй этнографический сборник. Кострома, 1920. С. 39.

     10. «Заложные покойники» - люди умершие преждевременной или насильственной смертью, самоубийцы. В народных суевериях перешедшие в разряд нечистой силы.

     11. Краснов Ю.А. Безводнинский могильник. М., 1980. С. 11.

     12. Краснов Ю.А. Ук. соч. М., 1980. С. 20, 30-32, 119.

     13. Грязнов М.П. История древних племен верхней Оби // МИА. 1958. № 48. С. 23.

     14. Краснов Ю.А. Ук. соч. М., 1980. С. 12.

     15. Генинг В.Ф. Мыдлань-Шай – удмуртский могильник VIII-IXвв. // Вестник археологии Удмуртии. Свердловск, 1962. Вып.3. С.74.

         

      16. Ратобыльская А. В. Летописный рассказ о «движении волхвов» и религиозные представления финно-угров // Славяноведение. №5. М., 1996. С. 60

       17. Ефимова А. М. Могильник на Бабьем бугре городища Болгары // МИА № 80. М., 1960. С. 192

      18. Тимощук Б.А., Русанова Т.П. Второе Збручское (Крутиловское) святилище // Древности Славян и Руси. М., 1988. С. 78-91.

     17. Доронин Д.Ю. Смерть бога на ржаном поле // Вестник Российского фольклорного союза. 2007. № 3 (22). С. 16-21.

     18. Морохин Н.В. Фольклор в традиционной региональной экологической культуре Нижегородского Поволжья. Киев, 1997. С. 75.

     19. Грибов Н.Н. Средневековое городище на месте бывшего Саровского монастыря // Древности Нижегородского Поволжья. Вып.1, 1997. С. 31-47.

     20. Третьяков П. Н. Восточнославянские племена. М., 1951. С. 240

     21. Воронина Р.Ф. Об одном обереге Крюково-Кужновского могильника // КСИА. 1993. №208.

С. 86-89.

     22. Дубынин А.Ф. Щербинское городище // Дьяковская культура. М., 1974. С. 248, 279.

     23. Седакова О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. М., 2004. С. 70. 

     24. Краснов Ю.А., Краснов Н.А. «Домик мертвых» на городище дьяковского времени // АО за 1966г. М., 1967. С. 34-36.

     25. Совершенно не исключено, что обнаруживаемые археологами коллективные погребения у волосовских неолитических племен есть ничто иное как братские могилы убитых в ходе военных столкновений. По поводу обнаружения редких захоронений этих рыболоведческо - охотничьих племён в древности населявших берега рек и озер, в т.ч. и современной Нижегородской области ведутся нескончаемые споры. Некоторые специалисты считают, что их противниками являлись пришлые пастушеские племена культур «боевых топоров» - фатьяновцы, ведущие против волосовцев беспрестанную захватническую колонизацию . Но есть спорные мнения некоторых авторитетнейших археологов, о том , что они не хотят соглашаться с тем , что на рубеже III – II тыс. до н.э. в лесах Восточной Европы от Рижского залива до среднего Поволжья шла истребительная война, сопровождающаяся этническими чистками, когда вырезалось поголовно всё население противника включая младенцев. Поэтому упомянутые мной археологи считают, что вероятно, в этих некрополях погребались умершие во время каких либо эпидемий. Хотя они не отрицают также, что военные столкновения имели место быть [Уткин А.В., Костылёва Е.Л., «К вопросу о волосовских коллективных погребениях» // Тверской археологический сборник. Вып. 2. Тверь, 1996, с. 307-308].   

     26. Цветкова И.К. Черногорский неолитический могильник // Новые материалы по истории племен Восточной Европы в эпоху камня и бронзы. М., 1985. С. 84, 91, 97.

     27. Никитин В.В. Каменный век Марийского края // Труды Марийской археологической экспедиции. Т.IV. Йошкар-Ола, 1996. С. 163-165.

     28. Никитин В. В. К вопросу о погребальном обряде волососовской культуры Среднего Поволжья // Археология и этнография Марийского края. Вып. 19. Йошкар-Ола. 1991. С. 83 - 88

     29. Халиков А.Х. Волго-Камье в начале эпохи раннего железа (VIII-VI вв. до н.э.). М., 1977. С. 88.

     30. Анучин Д.Н. Сани, ладьи и кони, как предметы похоронного обряда. Древности. Труды Московского археологического общества. Т.4. М., 1890.

     31. Записано Карабельниковым Д.В. в селе Акузово Сергачского района в мае 2007 г. от эрзянки Сорокиной З.С. 1933 г.р.

     32. Малинова Р., Малина Я. «Прыжок в прошлое». М., 1988. С. 206, 271

     33. Бадер О. Н. Бассейн Оки в эпоху бронзы. М., 1970. С. 53

     34. Бадер О. Н. Бассейн Оки в эпоху бронзы. М., 1970. С. 61

     35. Смирнов И.Н. Мордва. Историко-этнографический очерк. Саранск, 2002. С.159, 160; Произведения мордовской народной словесности. Сказки. С.179; Эрзянь фолькор. Саранск, 1939. С. 93.

     36. Русские заговоры и заклинания: Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. М., 1998.

С. 383.

     37. Смирнов И.Н. Мордва. Историко-этнографический очерк. Саранск, 2002. С.160.

     38. Гольмстен В.В. Наземные погребения в Среднем Поволжье // КСИИМК. М., 1940. Вып. 5.

С. 56-58.

     39. Штернберг Л.Я. Первобытная религия. Л., 1936. С. 441-442.

     40. Карабельников Д.В., Москвин А.Ю. К вопросу о культе водоплавающей птицы на Евразийском Северо-западе. К двум новым находкам волосовской мелкой пластики из Нижегородской обл. Нижний Новгород, 2004. С. 25, 29, 40.

     41. Мартьянов В.Н. Арзамасская мордва в I-нач.II тысячелетия. Арзамас, 2003. Табл.51,52.

     42. Юрченкова Н.Г. Генезис и эволюция мифологии мордвы // Этнокультурные процессы в мордовской диаспоре. Саранск, 2005. С. 84-103. 

     43. Мельников П. И. Обряды при общественных молениях мордвы-эрзян // Архив ИРЛИ. Ф.95, оп.1, № 7. Л. 37-38.

     44. Штатолы – священные родовые свечи предков у мордвы.

     45. Mainov V. Les restes de la myphologie Mordwine // Journal de la Sosiete Finno-Ougrienne. Helsingissa, 1889. S. 4 -291.

     46. Морохин Н.В. Фольклор в традиционной региональной экологической культуре Нижегородского Поволжья. Киев, 1997. С.85-87.

     47. Морохин Н.В. К вопросу о растительном культе мари Нижегородской области // Народное творчество и профессиональное искусство марийцев. Йошкар-Ола, 2002. С. 27-33.

     48. Мартьянов В.Н. Изображение дерева в вышивке головных уборов мордвы // Материалы по археологии и этнографии Мордовии. Саранск, 1974. С.253-258.

     49. Мартьянов В.Н. Арзамасская мордва: резьба по дереву. Арзамас, 2000. С.54.

     50. Иванов С.В. К вопросу о значении изображений на старинных предметах культа у народов Саяно-Алтайского нагорья // МАЭ. Т. XXVI. М., Л., 1955. С.171.

     51. Фурсова Е.Ф. Орнаментальные традиции рукоделий крестьянок Барабы и Васюганья, как результат межкультурных взаимодействий // Археология, этнография и антропология Евразии. 2005. № 1.

С. 128-140.

     52. Мартьянов В.Н. Арзамасская мордва: резьба по дереву. Арзамас, 2000. С.54.

     53. Козлова К.И. Этнография народов Поволжья. М., 1964. С.153.

     54. Латынин Б.А. Мировое древо – древо жизни в орнаменте и фольклоре Восточной Европы // ИГАИМК. Вып.69. Л., 1933. С.14

     55. Мартьянов В.Н. Ук. соч. Арзамас, 2000. С.54.

     56. Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ (ромб с крючками) // СА. 1965. №3. С.14.

     57. Розов Е. Краткий очерк Суровотихинского прихода

     58. Корепанов К.И. Космологическая идеограмма с символами воспроизводства социума на костяной «плитке» из Пепкинского кургана // Средневековые древности Волго-Камья. Вып.21. Йошкар-Ола, 1992. С. 196-200.

     59. Ашихмина Л.И. К интерпретации одного изображения с поселения Борганьель II на средней Невшере // Проблемы финно-угорской археологии Урала и Поволжья. Сыктывкар, 1992. С. 60-66.

     60. Косарев М.Ф. Основы языческого миропонимания. М., 2003. С. 157.

     61. История и культура орочей. СПб., 2001. С. 95.

     62. Народы Сибири. М., Л., 1956. С. 628, 656, 805, 859.

     63. Ратцель Ф. Народоведение. Т. 1. СПБ. 1903. С. 61, 321; Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1939. С. 293, 349

     64. Schulemann G. Geschichte Dalai-Lamas. Leipzig, 1958. S. 67.

     65. Косарев М.Ф. Ук. соч. С. 184,185.

 

 


[1] Дьяковская культура – культура Волго-Окского междуречья. VIII – VII в. до н. э. – VII в. н. э. Скотоводческое ранее земледельческое общество. Считаются предками мере, муромы и веси (исчезнувших финно-угорских народов)

[2] Городецкая культура – культура русской равнины. Железный век. VII в. до н. э. – IV в. н. э. Считаются предками мордвы и марийцев.

[3] В 1990 г. археологической экспедицией Казанского университета было установлено, что на ананьинском городище у села Сорочьи горы в низовьях реки Камы на грани VI – V в. до н. э. произошло сильнейшее землятресение, мощностью 7 – 8 баллов. В районе Сорочьих гор находился эпицентр землятресения, имевшего радиус в 200 – 250 км. Очевидно, в результате этого доселе невиданного события, древнее ананьинское население из западных районов Волго-Камья в панике ушло в сторону от этих мест. Халиков А. Х. Об Азелинско – ананьинской подоснове этногенеза Марийского народа // Средневековые древность Волго – Камья. АЭМК. Вып. 21. Йошкар-Ола. 1992. С. 7 – 18.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.