![]()
|
|||||||
Культ Священных деревьевКульт Священных деревьев Вероятно, что культ священных деревьев, прослеженный в том числе и у мордвы, был изначально связан именно с обычаем воздушного погребения, а следовательно, смыкается с культом предков. Так, некоторые другие народы сохраняли веру в то, что в деревьях воплощаются души умерших. Л.Я. Штернберг склонялся к тому мнению, что обычай захоронения на деревьях у народов Сибири происходит из воззрения на деревья как на божества плодовитости, давшие начало всем более совершенным живым существам. Логически из этого проистекало то заключение, что если люди вышли из деревьев, то и хоронить их надобно, возвращая тела в исходную среду [39]. Исследователи зафиксировали верования, дающие возможность понять, что в древности существовала также вера в то, что душа покойника якобы обретает вид птицы, которой легче навещать своё прежнее жилище (тело), если оно будет помещено на высоком месте. Очень вероятно, что предки мордвы придерживались какого-либо из этих или сходных анимистических представлений. Почитание птицы, в особенности водоплавающей, было широко распространено у древних волосовских племен в III-II тыс. до н.э., заселявших берега рек и озер лесной полосы Европейской части современной России (в т.ч. и в Нижегородской обл.).
Некоторые исследователи мифологии мордвы считают, что одной из причин воздушных захоронений в древности может быть вера в то, что якобы душа попадает на «тот свет» с помощью Мирового Древа, которое соединяет друг с другом все миры. С мифологемой Древа связано также представление о том, что Великая Птица некогда свила в его кроне себе гнездо, а из снесённых ею яиц произошло сотворение мира. Поэтому зримыми воплощениями умозрительного Мирового Древа у мордвы являлись священные деревья, произраставшие в кереметищах (языческих культовых центрах), где и совершались некогда мордовские моляны (богослужения) [42]. Любопытное упоминание о Священном Дереве нашлось в черновике рукописи П.И.Мельникова-Печерского, хранящемся в Санкт-Петербурге [43]. В нем (кстати, он не опубликован) сообщается что у мордвы-терюхан Нижегородской губернии имели место зимние моляны у этих Священных Деревьев. Назаром-Пасу – зимние моление около Николина Дня около деревни Татарской. Оно совершалось вследствие когда-то случившегося по словам эрзян, чуда: в трескучие морозы зазеленел и зацвел дуб, и под ним явились парки с суслом, священные ковши и загорелись явившиеся штатолы [44]. Как видно из данного известия культ Священных деревьев у мордвы пользовался особым почитанием. Подобные почитания достаточно долго сохранялись в народе. В качестве примера можно привести сообщение XIX века из той же Терюшевской волости (теперь Дальнеконстантиновский р-н Нижегородской обл.), где произошли определенные волнения, связанные с мордвином-язычником Кузьмой Алексеевым (Кузькой – «мордовским богом»). В.Майнов приводит долгое время сохранявшиеся среди потомков Кузьмы воспоминания: чтобы увести Кузьму в тюрьму, полиция долго снимала его с березы, на которой тот, как пророк, находился во время моляна. Пророчествовал Алексеев, всегда сидя на дереве [45].
Стоит упомянуть о существовании отдельных деревьев или деревьев в лесу, на которых по поздним этнографическим материалам (см.ниже) мордва подвешивала тела своих усопших, и которые в воззрениях местных жителей считались священными, близко общавшимися с душами мертвых, а потому обладающими определенным магическим полем. Данные лес и деревья в народном понимании, вероятно, являлись пространством повышенной опасности, границей между жизнью и смертью, местом всеобщего уважения и поклонения, подходящим для совершения магических действий, наложения определенных запретов и возникновения поверий. Существование Священных рощ и деревьев у мордвы, как и других народов Среднего Поволжья, предполагает и графические изображения данных деревьев. Семантику этих изображений можно раскрыть по растительным узорам «корабельной» резьбы в редкой, нехарактерной для мордвы, резьбе на парях (мордовских свадебных сундуках), а также по вышивке лицевой стороны рогообразных головных уборов. Любопытное изображение деревьев было обнаружено на паре в селе Итманове Гагинского р-на Нижегородской обл.
Вернувшись к Поволжской семантике в изображении ромба на вершине дерева у мордвы В.Н.Мартьянов усматривает этнографический обычай вешать на Священные деревья части жертвенных животных и птиц [52]. В любом случае здесь В.Н. Мартьянов исследуя культ Священных деревьев и используя упоминания других этнологов, уточняет, что жертвы приносили все финно-угорские народы Среднего Поволжья около определенного дерева. Рядом жгли костер, на котором в котле варилась жертвенная пища, а недалеко от костра устраивался невысокий помост вместо стола, на котором раскладывались жертвенные блюда [53]. Любопытно другое описание земляного возвышения, насыпанного мордвой у Священного дерева, на которое восходил старик-жрец, дабы произвести начало общественного моляна [54]. В заключение своего исследования о семантике растительных изображений мордвы В.Н.Мартьянов обобщает: «Таким образом, изображение деревьев на головных уборах и парях могли возникнуть как отражение роли Священных деревьев и рощ в религиозных воззрениях мордвы [55]. Рассматривая вопросы растительной семантики любопытно взглянуть на проблему с иной стороны. Изображения ромба или круга на вершине деревьев в вышивке головных уборов мордвы, действительно, могут отображать архаичные мировоззренческие взгляды на культ Священных деревьев и рощ. Хотя можно не полностью соглашаться с выводом В.Н. Мартьянова о интерпретации ромба как висящих на деревьях жертвенных даров. Изображения косого ромба хорошо известны в этнографии многих народов как символы раннеземледельческого культа плодородия и аграрной магии [56]. Но совершенно не исключено, что эти, либо подобные изображения в более древние времена олицетворяли рассматриваемые нами исчезнувшие погребения на деревьях. В последствии, вероятно, эти погребения нашли отголоски в культе языческих Священных деревьев, которые в свою очередь воплотились в мордовские национальные свечи-штатолы, зажигавшиеся один раз в году и семантически олицетворявшие Священное дерево предков.
Почитание упомянутого Мирового древа сложилось у людей еще в глубокой древности. Например, данный факт, подтвержден археологически на обнаруженной костяной «плитке» из Пепкинского кургана абашевской культуры в республике Мари Эл.
Там было обнаружено групповое захоронение погибших в сражении воинов-абашевцев. Среди них выделялся костяк, по богатому погребальному инвентарю отличавшемуся от всех, и определенный как погребение металлурга. В области сердца этого воина-ремесленника острием вверх торчал кремневый наконечник стрелы, пронзивший этого человека сзади. Рядом, кроме другого погребального инвентаря, была обнаружена уже упомянутая костяная «плитка», вырубленная из рога лося. На ее отполированной стороне в технике объемной резьбы было вырезано изображение Мирового древа с тремя крупными ветвями. С правой стороны основного ствола читались изображения летящих вверх к солнцу трех птиц. По мнению К.И.Корепанова, смысловая нагрузка данного сюжета такова. Мировое древо соединяет между собой три космические зоны вертикально структуры космоса. Основная идея Древа Жизни, одного из вариантов Мирового древа, тесно связана с жизненной силой, вечной жизнью, бессмертием. Птицы, изображенные на пепкинской «плитке», по мнению данного автора – это души погибших воинов абашевского рода, летящие к солнцу – источнику тепла, света и жизни. Птицы-души летят от Мирового древа к светилу (Верхний мир), где по представлениям оставшихся в живых сородичей погибших абашевцев, находятся их древние божества и души давно ушедших предков. Погребая погибших воинов, их сородичи считали, что изображения мирового древа с душами-птицами на костяной пластине в погребении металлурга (имевшего высокий социальный статус в силу своей профессии, т.к. высокое положение металлурга в родовом обществе приписывало ему возможности сверхъестественной связи с божествами и высшими силами), устранит нарушение порядка Космоса и наступления Хаоса. Это в рассматриваемом погребальном ритуале имело своей целью скорейшее воспроизводство рода и восстановление его жизненных сил, утраченных в связи с трагической гибелью своих лучших воинов [58]. Подобное изображение Мирового древа, выполненное из бронзы, было найдено при расчистке очага-кострища в раннеананьинском жилище на поселении Борганьель II на реке Невшере. Это изображение было сделано в раннем железном веке [59].
|
|||||||
|