|
|||
Этнографические свидетельства.Стр 1 из 7Следующая ⇒
К ВОПРОСУ О НАЗЕМНО-ВОЗДУШНЫХ ЗАХОРОНЕНИЯХ ПО МАТЕРИАЛАМ АРХЕОЛОГИИ, ЭТНОГРАФИИ И ФОЛЬКЛОРА ФИННО-угров Волго-Окского края
Исследователи считают, что у мордвы в глубокой древности существовали наземно-воздушные погребения [1]. Фольклорные и поздние этнографические материалы указывают на бытование у этого финно-угорского народа и его предков обычая погребения, умерших в развилке дерева, подвешенными на ветвях деревьев, либо на специально оборудованных помостах, как это делали до недавнего времени многие народы Севера, Сибири и Северной Америки [2]. Учёные предполагают, что подобная погребальная обрядность была свойственна древним дьяковскими[1] городецким[2] (прафинно-угорским) племенам, с середины I тыс. до н.э. до середины I тыс. н. э., заселявших обширную территорию Среднего Поволжья и Волго-Окского Междуречья. Именно в этой географической области протекали начальные этапы формирования поволжских финно-угров, в археологическом плане представленных двумя близкородственными культурами – дьяковской и городецкой – шире классифицируемых как культуры с текстильной керамикой. Еще до начала дивергенции дьяковцы и носители городецкой культуры были очень близки друг другу, в силу чего они могут с большей долей вероятности считаться одними из предков современных поволжских финнов – мордвы и марийцев [3]. Детально погребальный обряд племён раннего железного века практически неизвестен, так как несмотря на все старания археологов, для дьяковского и городецкого этносов не обнаружено ни одного грунтового могильника – и это при том, что известные науке городища, например, городецкой культуры, исчисляются сотнями, располагаясь по довольно протяжённому участку в течении Оки. Что же касается ненайденных погребений в грунтовых могильниках дьяковской и городецкой культур, такое обычно бывает тогда, когда древние люди предпочитали хоронить своих умерших не в грунте, а на помостах или на деревьях, в воде или посредством кремации (как это делали древние славяне и балты). В настоящей работе наземно - воздушное погребение рассматривается как наиболее вероятный способ погребения тел умерших для дьяковских и городецких племён, так и для древней мордвы: не исключено, что подобная погребальная обрядность практиковалась у славян и других поволжских древних народов. В пользу этого предположения свидетельствует целый ряд археологических, фольклорных и этнографических материалов. Одно из первых упоминаний о воздушных финно-угорских, либо булгарских погребениях имеется у арабского путешественника Ибн Фадлана в X веке, который сообщал о увиденном им в Поволжье следующее: «Если же он убьет его нечаянно, то делают для него ящик из дерева хаданга [белый тополь], кладут его внутрь него, заколачивают его над ним и кладут вместе с ним три лепёшки и кружку с водой. Они ставят для него три куска дерева наподобие дышел, подвешивают его между ними и говорят: «Мы помещаем его между небом и землёй, его постигнет дождь и солнце… И он остаётся подвешенным, пока не износит его время и не развеют ветры» [4].
Этнографические свидетельства. Отголоски надземных (воздушных) погребений в большой степени зафиксированы этнологами у мордвы ещё в XIX столетии. В частности, было отмечено бытование этого обряда у мордвы - эрзи сёл Сабаево и Давыдово на территории нынешнего Кочкуровского района Мордовии. Там умерших зимой или ранней весной людей хоронили в лесу в гробах из двух выдолбленных колод, подвешивая их вместо обычного закапывания в землю на деревьях. Подобная практика, вероятно, объясняется нежеланием крестьян долбить примитивными орудиями труда мёрзлую зимнюю почву и избежать или нерациональных потерь труда – или выкапывания неглубоких могил. Кроме того, в указанных населённых пунктах такое делалось в условиях сезонного отсутствия переправы через Суру (погост находился за рекой). Когда же земля достаточно прогревалась, гробы снимали с деревьев и закапывали в могилы. Нечто подобное было отмечено и в селе Налитово Дубенского района Мордовии, а также у мокшан села Лебежайка Саратовской губернии. В последнем из них «зимних» покойников вообще не носили на кладбище, а тайно зарывали по весне вместе с гробами под теми березами, на которых они висели зимой. Это объяснялось тем, что втечение зимы души усопших должны были очиститься на столько, чтобы быть белыми, то есть похожими на снег или кору берез[5]. Существовали предания о так называемых «урлях, урькс -прят, урныма таркат» как раз связанных с похоронами на деревьях. В одних местностях информанты утверждали, что гробы на деревьях висели только до оттаивания почвы, в других – что до полного истлевания тел. Очевидно, что уже для них этот жутковатый обычай, воспринимался как глубокая архаика, о которой достоверно уже не было ничего известно [6]. В деревнях упомянутой уже Саратовской губернии по сообщению П.Н.Третьякова умерших зимой не хоронили в землю, а относили на гору плача, подвешивая там на ветвях деревьев [7]. Т.П.Федянович приводит ещё один пример, отмеченный в 1959 г. у мордвы-мокши села Подгорное Конаково Темниковского района Мордовии. В одном из преданий этого села упоминаются росшие в поле у большака священные липы на которых в корзинах некогда подвешивали древних стариков, жизнь которых никак не могла окончиться естественной смертью. Для помина предков к этим деревьям традиционно подъезжали свадебные поезда. Стояли эти священные деревья вплоть до начала ХХ века [8]. Замечательный случай захоронения на дереве отмечен в начале ХХ в. в селе Георгиевском Кинешемского уезда Костромской губернии. Тамошний священник, собиравший в лесу грибы, случайно наткнулся на довольно странное захоронение: на ремнях к одному из деревьев был подвешен гроб, содержимое которого он осмотреть не решился. Через некоторое время, набравшись смелости, священник вновь вернулся на то место, но столь заинтересовавшего его предмета там уже не было. Священнослужитель попытался заговорить о гробе с местными жителями, открывшись в находке, но все его расспросы оказались безрезультатными. Было ли данное захоронение языческим (финно-угорским - марийским) или раскольничьим, так и осталось невыясненным [9]. Комментарии к этому сообщению могут быть самыми разнообразными. Тем не менее, это сообщение происходит из определенного локального этнорегиона, что в дальнейшем может существенно заинтересовать будущих исследователей. Попробуем предположить, что кроме подобных языческих, либо старообрядческих погребений так могли поступить с телом своего товарища местные разбойники или подвесить на дереве какого-либо «заложного покойника» [10], например, умершего колдуна.
|
|||
|