|
|||
Фольклорные свидетельства.Фольклорные свидетельства. «Извели Дуболго Пичай невестки и велели своим мужьям, ее братьям, похоронить ее. Сделали они из какого-то негниющего дерева гроб, положили в него сестрицу свою Дуболго Пичай. Отвезли ее в какой-то большой лес, где три дороги сходятся. Подставили подставки, на них положили гроб. На подставки возле гроба поставили наполненные пшеницей лукошки» [35]. Исследователи мордвы привыкли ссылаться на сказку «Дуболго Пичай», неизменно увязывая описанный в ней погребальный обряд с культурой предков мордвы – городецкими племенами. Вероятно, они правы, но давайте попробуем посмотреть на эту проблему в несколько ином аспекте. Возможно, здесь идет речь о воздушном погребении именно «заложного» покойника – т.е. человека, умершего не своей смертью (утонувшего, убитого, повесившегося, просто безродного человека или колдуна). 1 «Извели Дуболго Пичай невестки…» т.е убили её невестки (по сюжету сказки, завистливые снохи обливают девушку с ног до головы растопленным воском и она как будто-бы умирает т.е переходит в ранг «нечистой» - становится «заложной» покойницей). 2 «Отвезли её в большой лес, где три дороги сходятся» – известно, что раньше «заложных» хоронили не на общих кладбищах, а в лесу или в поле, равно как и на развилках дорог, ставя там памятные знаки, например, (у христиан) кресты. Подобные места считались у населения «дурными» и страшными т.к. по народным поверьям это были места обитания нечистой силы (перекрестки дорог считались местами связи этого мира с потусторонним). 3 «На подставки возле гроба поставили наполненные пшеницей лукошки» -- пшеницу у многих народов, в т.ч. у русских, балканских славян и пр. – принято было сыпать в могилу, или обсыпать ею надгробное сооружение, чтобы тем самым запутать, задобрить или отпугнуть «нечистую силу», чтобы покойник не смог найти обратный путь в село. Ближайшие аналоги прослеживаются в заговорах от приходящего покойника из Кировской области. Когда спускали гроб в могилу, бросали на гроб рожь: «На тебе рожь. Нашу семью не трожь», «Бери пшеницу и рожь, а нас не трожь», чтобы не умирал больше никто из семейства [36]. Поэтому существует вероятность, что в мордовской бытовой сказке «Дуболго Пичай» сохранилось упоминание о наземно-воздушном погребении заложных покойников, тем более что такие захоронения могли делаться на небольшой глубине: «нечистые» тела просто сбрасывались в овраги, в «топины», в болота. В упомянутом раннее сообщении Ибн Фадлана также идет речь о наземном погребении убитого. Это свидетельство подтверждает существование в X веке в Поволжье наземного погребения людей умерших не своей смертью, т.е. «заложных покойников». В мордовской народной песне мы также встречаем намеки на возможные существования в древности наземно-воздушных погребений, интерпретируемых исследователями, как когда-то существовавших [37]. Так в песне «Луша, Лушенька» перед смертью девушка просит: «Не хороните меня, матушка, на кладбище, Похороните меня, матушка, около большой дороги. Около большой дороги, на старом дубе» [38].
|
|||
|