|
|||
Этнографические параллелиЭтнографические параллели Погребения на деревьях практиковались у народов горно-таёжной и тундровой зоны России вплоть до первой четверти XX в. Но высотным способом хоронили не обязательно всех умерших. Погребальный обряд зависел от обстоятельств смерти, а также от возрастной и социальной принадлежности покойных. У большинства сибирских народов на деревьях посмертно захоранивали младенцев, знать и шаманов. Все они считались «легкими», способными к вознесению с погребальных деревьев к высшим божествам и последующему возрождению, так как захоронение на высоте являлось наиболее верным и быстрым способом достижения небесного царства с дальнейшим воскрешением душ умерших. Древние воздушные захоронения и жертвоприношения археологически зафиксировать практически невозможно. Исследователь М.Ф. Косарев утверждает, что они не могли возникнуть раньше оформления у древних людей культа дерева, в основе которого лежит идея возрождения души. Считается, что подобные высотные захоронения и жертвоприношения на Урало-Сибирской территории стали практиковаться в эпоху энеолита (около IV тыс. до н.э.). Древние осмысляли дерево в качестве образа вселенной и ее вертикальной проекции [60]. Например, у алтайцевпри воздушном захоронении тело умершего в одежде, головном уборе и обуви обворачивали войлоком и водружали на ветки лиственницы на высоте человеческого роста. Дерево это выбиралось в отдалённом, малопосещаемом месте, и доставляли умершего к нему на лошадях. Якуты когда-то хоронили своих покойников, подвешивая гробы между двух деревьев. У нанайцев душа грудного ребенка до одного года представлялась в виде птички омя-гаса («душа-птица»), которая по их представлениям до вселения в женщину жила на ветвях «дерева-души», именно поэтому ребенка, умершего до одного года хоронили не в земле, а между сучьев дерева или в дупле. Нганасаны зимой покойных не закапывали, а оставляли их поверх земли, положив на оленью нарту. У ненцев усопших обычно хоронили на поверхности земли в особом срубе – нэмб. Детей, умерших вскоре после рождения хоронили в свертке, подвешенном к дереву или к воткнутым палкам. У ороков практиковались захоронения в досчатых гробах, поставленных в тундре на помост, стоящий на четырех сваях. Несколько способов захоронения существовало у орочей, которые устанавливали гроб на ветвях дерева, пни и помосты, а также сжигали тела и погребали их в землю. Для умерших младенцев орочи изготавливали гробик в виде птицы, чаще всего утки, устанавливая его в развилку дерева. Шаманов они хоронили на помостах, кладя в гроб все магические атрибуты, предварительно их испортив. Место погребения шамана не посещалось, считаясь запретным [61]. Подобные воздушные захоронения существовали у многих народов Сибири и Дальнего Востока - чукчей, шорцев, удегейцев, эвенов, селькупов и других [62]. Любопытно, что погребальный обряд древнейших аборигенов Сибири и Дальнего Востока очень близок похожим ритуалам некоторых североамериканских народов – имеется в виду практиковавшиеся воздушные погребения, когда тела умерших погребались на помостах, подвешивались в хижинах и оставлялись на съедение диким зверям [63]. Страшный языческий обряд бытовал когда-то у тибетцев-кочевников, разрезавших покойника на куски и кормивших этими кусками «человечины» грифов [64]. По архаичным верованиям срок между смертью человека и его последующим возрождением тем короче, тем моложе покойник. По воззрениям сибирских народов быстрее всех возрождаются умершие младенцы. Считалось, что можно ускорить возрождение и взрослых покойных. У ряда сибирских аборигенов существовал обряд возвращения взрослых покойников в младенчество. После смерти взрослого пеленали, клали в зыбку (люльку) и качали как младенца, либо подвешивали его над тем местом, где он умер. Дело в том, что у сибирских народов зыбка, сосуд, ладья и женское лоно воспринимались ими в качестве семантически близких категорий. Помещение в них покойного означало акт возвращения умершего для нового рождения. Отсюда понятен у многих народов обычай помещения покойных в дупло дерева, которое символизировало материнское лоно древа жизни, или в долбленную деревянную колоду, заменившую собственно дупло. Со временем ту же самую семантическую роль стала выполнять могильная яма, являя собой детородное место Земли-Матери. Поэтому в те или иные эпохи покойнику старались придать эмбриональное - скорченное положение. Таким образом, зарывание покойного в землю, придание ему определенной ориентации, положение с ним сопроводительного погребального инвентаря и жертвенных даров, установка надмогильного сооружения, а также провожание души погребенного определялось архаичной верой о переселении и возрождении души [65].
|
|||
|