Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1989 год 9 страница



Понять природу обострения межнациональных отношений. Помните слова Челидзе: «Демократия будет сопровождаться сепаратизмом, но русские не допустят сепаратизма, а значит, будут против демократии». Это, конечно, примитивная точка зрения, но она находит отражение в действительности. Ясно, что идут сложные процессы, иначе мы должны признать, что во всем виновата перестройка.

Международные аспекты. Тревога за мир и безопасность в обществе стихает. Но отдельные круги пытаются внедрить обеспокоенность за «оборонную достаточность», утверждают, что-де мы идем на уступки. Такие настроения надо разоблачать.

Необходим план. Как по-новому работать со странами Восточной Европы в нынешних реальных условиях. Нужно сильнее, активнее реагировать на акции вмешательства США в дела других стран (Колумбия, Филиппины, Панама).

О состоянии и судьбе коммунистического движения в капиталистических странах. Упускаем мы эту проблему.

И еще очень важная, тревожная тенденция. Западный бизнес обеспокоен внутренним положением у насначинается спад сотрудничества. (На этом «обмен мнениями» закончился.)

5 января. ЦК КПСС. У М.С. Горбачева.

В начале беседы я информировал Горбачева о том, что в областях РСФСР, прилегающих к Эстонии и другим Прибалтийским республикам, в последние дни наблюдается значительный приток граждан из этих республик, идет повальная скупка продуктов и товаров. Причина - повышение цен в Эстонии на винно-водочные изделия, пиво, табак. Там опубликовано решение правительства о повышении цен на другие продукты и товары, усиленно распространяются слухи о выпуске своих денег. Аналогичные процессы зреют в Латвии, Литве. Формально постановление Верховного Совета об экономической самостоятельности Прибалтийских республик дает им право на установление «порядка ценообразования», а на практике это уже приводит к дестабилизации рынка. Наплыв граждан из Прибалтики особенно велик в Ленинградской, Новгородской, Смоленской, Псковской областях. Вынуждены принять меры — вводить т.н. «визитки». Рыжков мною проинформирован.

Горбачев. Надо срочно рассмотреть. Подготовь записку.

Спросил, как настроение? Я ответил, что на носу выборы в Верховный Совет РСФСР, необходимо обновление, свежие люди. У нас уже был, Михаил Сергеевич, разговор о моих намерениях, об отставке. Прихожу к выводу, что такая пора настала.

«В чем причина?» — Причин много. Я уже неоднократно просил выдвинуть в состав депутатов ВС РСФСР несколько известных, авторитетных, знающих товарищей. Надо видеть трудности предстоящего съезда. Мне эта работа не по душе. Тем более вижу, как работают законодатели в Верховном Совете Союза. Мне была ближе, понятнее хозяйственная работа — Совмин. Собственно, будучи и секретарем обкома, я в основном занимался практическими делами. Да и вообще, думаю, что ряд новаций я не понимаю, видимо, дух консерватизма, что ли, еще силен во мне. Вижу, что мое мнение часто не совпадает с предлагаемыми реформами. Наверное, не вписывалось в новую обстановку.

Я прошу, Михаил Сергеевич, меня правильно понять. Необходимо серьезно подойти к подбору альтернативных кандидатур в руководство республики. Расширить круг претендентов. Выдвигать их кандидатами в депутаты. В ЦК эта проблема мало кого беспокоит.

О статусе РСФСР. Республика не может дальше оставаться в таком урезанном, в смысле прав, виде. Обстановка обостряется. Националистические силы в стране «раскачивают» Россию.

Горбачев. Ну, хорошо. Обдумаем все. Проблем сейчас навалом. И внешних, и внутренних. Впереди Пленум ЦК, сессия Верховного Совета, другие события. Может, ты и прав, команду надо обновлять. Но не с тебя же начинать? Подумаем о кадрах, о работе Российского бюро ЦК и других вопросах. Ты не торопись.

Вот такая состоялась беседа. Воспринял мои предложения и тревогу Горбачев спокойно. Особенно не возражал. Хотя слова говорил правильные. Но я почувствовал, что мой шаг не встревожил его.

8 января вылетел в избирательный округ — Воронежскую и Тамбовскую области. Пробыл там шесть дней.

15 января. Заседание Президиума Верховного Совета СССР.

Приняли решение об объявлении чрезвычайного положения в НКАО и в прилегающих к ней районах Азербайджана. Горбачев говорит, что экстремистские, коррумпированные силы ведут подстрекательскую работу, втягивают в противоборство население. Эта мера вынужденная. Надо защитить народ, перестройку. Конфликт разрастается. В Баку идут погромы армян, дерзкие преступные акции другой стороны. НКАО - это повод. Сутьвзять власть. Мы исчерпали все возможности. Комендантский час введен в Баку, Кировобаде. Далее, видимо, придется в принципе решать вопрос о руководстве обеих республик. Должны сами республики наводить у себя порядок. И наконец, надо принять Заявление Верховного Совета Союза. Объяснить всей стране, почему мы это делаем.

16 января. Снова заседание Президиума Верховного Совета.

М.С.Горбачев информировал, что реакция на решение от 15 января негативная. Обстановка в Азербайджане тревожная. Там сейчас находятся Примаков, Гиренко, Догужиев. В Армении Слюньков и Силаев. Число погибших от погромов в Баку более 40 человек. В Ереване громят военные склады с оружием. Власти мер не принимают. Заигрывают с экстремистами. Все валят на Центр. Введение чрезвычайных мер оправдано.

18 января. Открылось в БКД Всесоюзное совещание представителей рабочих, крестьян и ИТР.

Краткое вступительное слово М.С. Горбачева.

Выступления. Участники совещания говорили о негативной роли средств массовой информации в общественной жизни. Законы надо не только принимать, но и выполнять. Идет разобщение рабочихквалифицированные люди уходят в кооперативы. В стране нет порядка. Скажите народу правду, сколько надо терпеть, не нужны бесплодные обещания. Почему буксует перестройка, почему идет расслоение общества, усугубляется финансовое положение? Кто виноват? Надо беречь единство страны и партии. Давайте бросим митинги и займемся делом. Набирает темпы теневая экономика. Рубль затмил моральные ценности. Кому выгодно разжигать национальные страсти. Кто придумал договорные поставкидерем друг с друга шкуру. Крестьяне за постоянный твердый продналог. Нужна общегосударственная программа конверсии. Иначе теряем мощности, кадры, квалификацию. Пресса провоцирует забастовки. Падает авторитет КПСС. Партийные лидеры не умеют работать с людьми.

20 января. ЦК КПСС. Заседание Политбюро.

Обстановка в Азербайджане.

Информация М.С. Горбачева. В Баку введены войска Министерства обороны. Там сейчас Язов и Бакатин. Президиум Верховного Совета Азербайджана Указ о введении чрезвычайного положения не поддержал. Руководство отмежевывается от решительных мер. Запуганы. По существу, республика без власти.

Народный фронт Азербайджана образовал свой штаб, они сами ввели особое положение. Таким образом, руководство республики отдало им власть. Продвижение армейских подразделений тормозят завалы, группы боевиков, автобусы. Стрельба из домов, из такси, в том числе по квартирам советских военных. Впечатление такое, что готовились к нападению. Вынуждены отвечать, после чего боевики разбегаются. Погромы, пожары. Есть жертвы. Предварительные данные о потерях: 57 гражданских лиц плюс 10 военных. Несколько сот раненых. Предложил отозвать первого секретаря ЦК КП Азербайджана Везирова. М.С. Горбачеву в 14.00 выступить по телевидению. МИДу провести пресс-конференцию. Надо сохранить бюро ЦК КП Азербайджана. Председательство по очереди. Объявить там трехдневный траур.

(По ходу совещания Горбачев по телефону говорил с Баку, с Муталибовым.)

22 января. Заседание Политбюро ЦК.

О проекте Платформы ЦК к XXVIII съезду. (Рассмотрен второй вариант.) В основном одобрили, но внесли много замечаний.

Некоторые мнения.

Рыжков. В проектедух конфедератизма. Полномочия Правительства размыты. Убрать из текста детализацию экономических проблем.

Лигачев. Многопартийность или общенациональный фронт всех движений?! Надо обсудить. Усилить тезис о единстве партии. Общенациональное государство, а не конфедерация.

Яковлев. Надо, чтобы было понятно: речь идет не о разрушении, а об обновлении партии. Сказать, от чего отмежевываемся, что берем с собой и к чему идем. О многопартийности - надо самим проявить инициативу. Но нужны необходимые полномочия государственной власти. О частной трудовой деятельностине вижу в ней ничего плохого.

Шеварднадзе. Удастся ли в настоящем составе ЦК провести в жизнь такое радикальное решение политического плана? Для этого необходимо иметь реальную верховную власть. Ее, к сожалению, нет. Теперь об этапах политического плюрализма, в том числе многопартийности, новой Конституции, о праве компартий союзных республик иметь свои программы. Я против этого тезиса. Нужно единство.

Крючков. Против многопартийности. О нашей историиговорим не совсем то, в деятельности партии было немало и позитивного. Обвиняем партию в целом. Это неверно.

Лукьянов. КПССэто не парламентская партия, как сказано. Об усилении государственной власти (президентская, законодательная, исполнительная, судебная). Надо тщательно проанализировать программы клубов и других подобных организаций.

Горбачев. В проекте преднамеренно даны крайние позиции. Обсуждение уточнило их. Совещание рабочих и крестьян меня особенно озадачило. О сроках съезда. Идет атака. Разворачиваются различные клубы. То есть сроки надо приблизить. Возможно, май-июнь. О Платформе. Это должен быть документ не только на партию, но и на все общество, которое, мы знаем, что из себя представляет. На всех не угодишь, но он должен быть направлен на перспективу, на перестройку.

Многопартийность — ответ в логике развития общества, в режиме, в уровне демократизации, в сегодняшней реальности различных общественных движений. Именно в условиях децентрализации, центробежных тенденций нам нужно единство, одна партия, централизация власти. Теряем управление экономикой и социальными процессами. На совещании рабочих звучало, что в стране «разгул Верховного Совета и съезда». Нужен сильный механизм исполнительной власти. Нельзя больше тянуть. (Таким образом, по существу, он выдвинул идею президентства.)

29 января. Заседание Политбюро.

«О реализации неотложных мер по оздоровлению финансов и потребностей рынка». Доклад Н.И. Рыжкова.

Положение в народном хозяйстве ухудшается. Причинаполитическаянестабильность, осложнение межнациональных отношений, отставание правовой и экономической реформ. Фонд оплаты труда растет, вместо 10фактически 28 млрд. Необходимо вводить прогрессивный налог с граждан. Организовать налоговую инспекцию. Ограничить перевод безналичных денег  в наличные. Это первое.

Второе. Увеличить производство товаров. Для чего предлагаются меры материального стимулирования. Организовать коммерческую торговлю дорогими импортными товарами. Аукционы. Беспроцентный товарный заем. Продажа жилья, другие меры.

Третье. Откорректировать некоторые пункты Закона о госпредприятиях. Отменить выборность руководителей предприятий. Ограничить функции СТК. На местах стали самоуправно закрывать союзные предприятия. Например, «Наири» в Армении, это минус продукции на 12 млрд руб. Нужны дисциплина, ответственность.

Жаркое обсуждение. Мнения в основном совпадают.

Лигачев. Нужна денежная реформа. Налогообложение и комплексная реформа цен. Исполнительная дисциплина падает. Партийные комитеты ушли от практических дел.

Маслюков. Правительство должно иметь право работать самостоятельно. Надо начинать трогать цены, деньги, налоги.

Бакланов. Министерства бесправны. Во взаимоотношениях предприятий, по существу, процветает рэкет, вымогательство. СТК «повязали» директора (плати деньги — и все).

Яковлев. Предложения Совета Министров принять. Немедленно разработать предложения о реформе ценообразования и денежной реформе, а также и налоговой политике. Совершенствовать всю финансовую систему. Бороться с дикой бесхозяйственностью. Нет спроса и ответственности.

Нужна демонополизация и арендные отношения в промышленности.

Горбачев. Тянуть дальше нельзя. Все эти проблемы обсуждались много раз. Принимались какие-то решения. Но сдвига нет. Общество не может терпеть. Стоит вопрос о кризисе доверия власти. Первоенеобходима перегруппировка сил в высших органах власти. Второекак управлять экономическим процессом? Реформу надо подкрепить мерами административного порядка. Правительственная программаоснова, нонеобходим механизм ее осуществления. Разверстать республикам и министерствам дополнительные задания по товарообороту. Нужно отоварить или связать, как минимум, 60—70 млрд руб. Перекрыть перекачку безналичных денег. Упорядочить работу кооперативов, спекуляцию кончать. Кредитыввести более высокие проценты. Несем большие убытки. Все расписать и в феврале-марте решить.

Дали поручение Госплану, Минфину и другим ведомствам на основе одобренной Вторым съездом программы экономических реформ разработать механизм поэтапной реализации этой программы.

За повесткой.

Горбачев поставил вопрос о необходимости решить проблему укрепления государственной власти в стране. Реорганизовать систему управления. Ввести пост Президента, иметь Государственный Совет, самостоятельное (без партопеки) Правительство.

Предложил он и партийную структуру в Центре. Председатель партии и два заместителя, Президиум ЦК, Секретариат ЦК, комиссии по направлениям политики в аппарате ЦК.

Как я уже говорил, на Политбюро 22 января, при обсуждении проекта Платформы ЦК к XXVIII съезду, стал дебатироваться вопрос об укреплении государственной власти в стране. Определенные предпосылки этого были после Первого съезда и особенно в ходе Второго съезда народных депутатов, где Председатель Верховного Совета, по сути, предстал в роли спикера парламента, главноуговаривающего. Это не нравилось Горбачеву, возмущало его. Не случайно он неоднократно срывался на командный тон. К тому же активность и требовательность депутатов на сессиях выходила за рамки их полномочий, как законодательной власти. Они вмешивались в распорядительные функции Правительства, требовали постоянного отчета по каким-то частным вопросам. Поэтому и стал вопрос о необходимости четкого разделения властей, разграничения их полномочий и укрепления роли высших государственных структур власти. Этого требовало и падение дисциплины в обществе, возникновение спорных, конфликтных ситуаций. Было не совсем ясно, кто несет ответственность за решение не терпящих отлагательства проблем.

Вот все это, вместе взятое, и определило официальное предложение Горбачева о введении института президентской власти в стране, создании при нем Кабинета или Президентского Совета.

Идея была в принципе поддержана многими. Решили пока не торопить события, внимательно все обдумать. Об этой инициативе не распространяться, а через некоторое время обсудить обстоятельно на Политбюро.

2 февраля. У А.И. Лукьянова. Информировал о подготовке выборов. Обстановка с подбором кадров на высшие посты в РСФСР нетерпима. В числе кандидатов в депутаты Верховного Совета РСФСР только А.В. Власов и Ю.А.Манаенков.Всего двое?! Это недопустимо. Я предложил, чтобы баллотировались Лукьянов, Рыжков, Маслюков, Бакланов и, возможно, другие. Ты знаешь, что я ухожу в отставку. Говорю еще раз. Неоднократно беседовал на эту тему с Горбачевым. Обстоятельный разговор с ним состоялся 5 января. Вроде понимает. Но ничего не делает. Что, Анатолий Иванович, может, это таки надо? Разводит руками. «Я сам с ним не раз говорил, а он: «Знаюне торопи».

 

5 февраля. Пленум ЦК КПСС. (Участвовали секретари обкомов, ряда горкомов и райкомов партии, рабочие, ученые, военные, всего около 800 человек.)

О проекте Платформы ЦК КПСС к XXVIII съезду КПСС.

Можно было бы не излагать в этих моих записках содержание и ход Пленума ЦК. Но учитывая его особую роль в развитии дальнейшего процесса отхода группы Горбачева от принципов перестройки, я позволю себе остановить внимание читателя на некоторых, на мой взгляд, важных моментах.

Из доклада М.С. Горбачева.

О сроках проведения XXVIII съезда. Конец июня начало июля.

Судьба перестройки волнует сегодня коммунистов и народ. Партия выполнит роль политического авангарда лишь демократическими методами. Если сумеет взаимодействовать со всеми перестроечными силами. Коренной вопросочиститься от всего, что связывает партию с авторитарно-бюрократической системой прошлого. От жесткой системы социалистического строительства. Наш идеалгуманный, демократический социализм. Мы должны отказаться от идеологического догматизма, от устаревших взглядов на мировой революционный процесс. Обновление партии предполагает перемену в ее отношениях с государственными и хозяйственными органами, ее демократизацию, переосмысление принципа демократического централизма...

Для современного состояния общества характерны как огромные возможности, так и реальные опасности. Общество раскрепощено, оно берет в свои руки управление государством. Идет процесс становления новых экономических и политических структур. Вместе с тем мы видим, что кризис, поразивший страну, гораздо глубже и серьезней, чем можно было предполагать. Допущены просчеты и ошибки в ходе перестройки. Это осложнило обстановку. Для нее характерны социальная напряженность и тревога. Появилась апатия и разочарование. Есть опасностьнайдутся авантюристы, которые попытаются эксплуатировать возникшие трудности. Одни говорят уже, что взяли слишком круто, замахиваемся на первоосновы социализма. Другие, напротив, считают, что социалистические реформы обречены и единственное спасение страныв капитализации. Подобные деструктивные суждения сбивают с толку немало людей. Платформа же дает ясные политические ориентиры, консолидирует здоровые силы общества. Стержнем ее является подход к решению ближайших и стратегических задач советского общества на пути обновления социализма. Мы остаемся привержены выбору, сделанному в Октябре 1917 г., социалистической идее, но уходим от догматического ее понимания.

Затем Горбачев говорит о сегодняшних тактических задачах. Логика борьбы за перестройку подвела нас к крупным решениям (о собственности, о земле, местном самоуправлении). Начинают вырисовываться новые контуры советской федерации. Возникает необходимость перегруппировки сил в верхнем эшелоне власти. Ставится вопрос об институте президентства.

Коротко говорит о международном положении. Обращает внимание на важное место, которое отводится сейчас средствам массовой информации. И заканчивает особой ролью КПСС, партийных организаций.

Вот, собственно, суть его доклада.

Аудитория реагировала на доклад более чем сдержанно. Многих позиция Горбачева не устраивала, что и показали прения. Общей была обеспокоенность положением в партии и в стране. В работе Пленума принимали участие представители трудовых коллективов, только накануне прибывшие в Москву. Они несли с собой тревогу, заботы, настроения людей — всего народа.

Вот некоторые высказывания.

A.И.Корниенко. Необходимо, пока не поздно, задуматься над судьбой социалистического государства. В партии начались опасные процессы, ведущие к расколу. Конкретная программа обновления КПСС изложена фрагментарно. Надо точно знать, куда мы идем, что хотим получить! Необходимо размежеваться с так называемыми радикальными силами. Это подтверждает вчерашний митинг «демократов», его призывы к свержению партии, гражданскому неповиновению. Сейчас в обществе доминируют эмоции, а не разум. Партия не имеет целостной идеологической платформы.

B.П.Архипов. КПСС в глубоком кризисе. Не надо тешить себя иллюзиями, что народ поддерживает перестройку, а следовательно, и партию, которая ее начала. Скорее, наоборот. Возрастает выход из КПСС. Пленум должен уменьшить недоверие, высказаться за многопартийность.

К.Г.Фесенко. Перестройка неоправданно движется к радикализму в экономике. А необходимых правовых законов нет. И начали шарахаться из стороны в сторону. Монополизированную экономику на новые рельсы не поставишь. О партии. Руководящая роль принадлежит не партии, не коммунистам, а аппарату. Именно аппарат дискредитирует партию, поэтому она и теряет авторитет.

Б.Н.Ельцин. Партия у черты кризиса. Вина в этом ЦК, Политбюро. Сейчас у нас последний шансПленум, съезд. Необходимо радикальное обновление партии. В проекте Платформы есть что-то новое. Однако все время чувствуется стремление примирить старое и новое, идти на компромиссы.

В.И.Бровиков. Проект в этом виде неприемлем. Впечатление, что документ призван удовлетворить лишь сиюминутную потребность нашей политики. В нем много дифирамбов перестройке и критики далекого прошлого, но нет критики настоящего, анализа ошибок перестройки. Мы все больше стали дорожить не собственными оценками, а тем, как нас оценивает Запад. Стараемся все время доказать, что народ за перестройку. Говорить, что в нынешней ситуации народ «за» — политически непорядочно. Народ «против» и все громче говорит об этом. Поэтому нашему руководству приятнее встречаться с улыбками на улицах западных столиц, нежели с угрюмыми соотечественниками. Мы все мечемся, ищем панацею от всех бед, надеемся, что демократия расставит все по местам в политической сфере, а рынок —в экономике. Но получается все не так, и тогда валим вину на местные органы!

Пытаемся все беды списать на «проклятое прошлое». Надо отвечать за содеянное сейчас. До чего довели страну!

На потеху Западу, который, славословя в наш адрес, умиленно улюлюкает по поводу краха государства, гибели мирового социализма. Наша трагедия в том, что по-прежнему никак не можем отказаться от единоличной власти в государстве и партии. Властные полномочия, сокращение состава ЦК — это что, и есть демократия? Я за перестройку; жить, как мы жили прежде, нельзя, но нельзя и жить так, как мы живем сегодня.

П.К.Лучинский. Медлительность и нерешительность - основа наших бед. Почему мы цепляемся за однопартийность? Надо учитывать конкретную ситуацию. Идти на самостоятельность компартий республик, на союз на единой идейной основе. Также и о конфедерации государств, нужно наполнить федерацию перестроечным содержанием, могут быть различные формы связей.

Б.В.Гидаспов. Людям сегодня нужна больше всего правда. Политическая и экономическая дестабилизация нарастает. Падает исполнительная власть. Выборность хозяйственных руководителей привела к потере партией важного рычага кадров. Только КПСС может быть гарантом нашего бытия. Необходимо полное обновление кадров. Нужно провести съезд РКП до XXVIII съезда КПСС. Платформа нуждается в серьезной доработке.

Н.И.Рыжков. Критические явления в партии нарастают. Надо ответить на вопросы: остается ли КПСС правящей партией, политическим авангардом народа? Быть или не быть многопартийности? Стоит ли КПСС на коммунистических позициях или делает крен в социал-демократию? Видим ли мы социальные и политические последствия рыночной экономики? За этими вопросамиглавная причина переживаемых трудностей. Фактически мы уже живем в условиях многопартийности. О Советах. Партия отошла от управления социально-экономическими процессами, а Советы оказались неспособны взять на себя властные функции. Выход из сложившейся ситуации в твердости, последовательности действий органов власти.

В.И.Воротников. Один из центральных вопросов дискуссии —вопрос о полномочиях власти. Демократия, свобода — не безбрежное море. У демократии есть свои берега: государство, закон, право. Сейчас же закон игнорируется, государственные устои подвергаются осаде. Возможно, введение института президентства позволит укрепить государственную власть.

Об отношении к частной собственности. Необходимо четкое определение в проекте Платформы. Приемлем ли наемный труд? Какова будет реакция общества, как изменится морально-психологический климат? Теперь по поводу того, какое общество мы строим. У каждой политической партии, у каждого государства есть собственная «строительная программа». Необходимо не плыть по течению и оглядываться на другие страны, а строить, исходя из объективных законов и конкретных условий нашего государства (традиций, специфики, реальностей), из того, что строим социалистическое общество. Так надо и сказать.

Далее. Происходит развитие русского самосознания, как процесс осознания собственной ущемленности. Обсуждается проблема экономической самостоятельности, политического суверенитета республики в составе СССР. Я бы сказал, что сейчас Россия становится центром мощных общественных дискуссий. Некоторые политические группировки в других республиках стремятся разыграть российскую карту. На волне национальных чувств могут подняться и экстремистские течения. Это необходимо учитывать.

Е.К.Лигачев. Самым ценным в нашей жизни была уверенность советских людей в завтрашнем дне, а ведь это и есть социализм. Немало ошибок допущено и в ходе перестройки (неподготовленный переход к новым экономическим отношениям, дезорганизация потребительского рынка, ослабление государственной дисциплины, недостаточное внимание к аграрному сектору и др.). Поддерживает предложение о денежной реформе, реформе цен и налогообложения. Главная опасностьмощные силы националистического, сепаратистского, антисоциалистического толка. Сейчас важный вопросидейное и организационное укрепление партии. Нужно приблизить срок проведения съезда. Решительно против того, чтобы в Платформе шла речь о частной собственности. Против превращения партии в аморфную организацию. Говоря о международном положении, обратил внимание на надвигающуюся опасностьфорсирование воссоединения Германии, а фактически поглощения ГДР.

Э.А.Шеварднадзе. Я разделяю мнение товарищей о необходимости консолидации здоровых сил. Необходим политический плюрализм. Сотрудничество с другими здоровыми общественно-политическими объединениями. Если хотим сохранить содружество братских народов, то надо воссоздать его как договорный союз суверенных государств. (Вот так уже входят в оборот договорные отношения государств!) Следует поддержать стремление коммунистов России к формированию государственных и партийных структур. О власти — я за президентство.

Внешняя политика нашим государством проводится активно. Мы нигде и никому не делали уступок, а если и делали, то только здравому смыслу. Что касается сдачи позиций, то она произошла много лет назад, а мы их теперь возвращаем. И пусть не винят перестройку в разрушении ею политической структуры Европы. Ее разрушила воля народов, не пожелавших мириться с насилием —насилие было совершено в конце 40-х годов.

В.А.Медведев. Критический элемент развития общества налицо. Попытка приписать вину за это перестройкенеправильна. За десятилетия застоя накопилась огромная критическая масса взрывного материала. Это видно на примере Восточной Европы. И именно перестройка позволила нам предотвратить самый тяжкий вариант развития событий, избежать катастрофы. (Вот как?!) Но общая линия верна, а конкретные меры не всегда адекватны. Надо выводить общество из кризиса путем более решительного продвижения вперед.

А.Н.Яковлев. О Восточной Европе. Процессы там разные и результаты разные. Чем глубже кризис в той или иной стране, тем тяжелее последствия. Значит, преобразования там запаздывали. О нашей реакции — если мы у себя провозгласили свободу и демократию, то как можно отказать в них другим? Остановить события в этих регионах невозможно и не нужно.

О Платформе. История подарила нам шанс на созидательную революцию. Политическая суть —использовать этот шанс. Издержек много. Но надо переболеть. Проект Платформы — поддерживаю. Поддерживаю предложение об укреплении власти в стране. Есть проблемы внутренние и внешние, требующие оперативных мер. Нам нужен реализм, трезвость оценок, полная правда обо всем. Я не разделяю настроений паники. Нагоняем страх сами на себя. Наш кризис не перед катастрофой, он иной — это родовые схватки нового. Кризис возникнет, если будем опаздывать, ограничиваться половинчатыми решениями или дрогнем. Нужно больше товарищества, меньше подозрительности.

7 февраля. Прения прекратили. Приступили к обсуждению проекта редакционной комиссии. Поступило много поправок.

Особое внимание члены ЦК уделяли вопросу о РКП. Как ее формировать. Нужна ли отдельная конференция (съезд) помимо XXVIII съезда КПСС или провести их, созвав российских делегатов, избранных на XXVIII съезд. За первый вариант ратовали Полозков, Ельцин, Афонин. Некоторые считали, что вообще сейчас на Пленуме этот вопрос не надо обсуждать (Мельников, Дзасохов). За второй вариант высказались Алферов, Силаев. Попросил слово и я.

Воротников. В свое время (9 декабря 1989 г.) Пленум ЦК принял решение об образовании Российского бюро ЦК без участия и ведома партийных организаций РСФСР. Это вызвало неудовлетворенность на местах. Так вот, сейчас нам необходимо учитывать все «за» и «против», когда речь идет о РКП. Я все время был противником организации РКП, так как считал, что это способствует росту центробежных тенденций в КПСС. Однако сейчас требования с мест о РКП нарастают. Бывая в областях и краях республики, слышишь по этому поводу противоположные мнения. Беспокоит, не явится ли создание РКП поводом для нарушения единства КПСС. Поэтому этот вопрос следует решать демократично. Только сами коммунисты РСФСР должны определить, быть ли парторганизации России. Для чего предлагается собрать Всероссийскую партийную конференцию, участники которой будут иметь полномочия своих партийных организаций. По форме делегатами такой партийной конференции могут быть делегаты XXVIII съезда КПСС от РСФСР. Таких делегатов около 2650 человек. Они и решат эту проблему.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.