Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАКРЫТИЕ ХРАМОВ



ЗАКРЫТИЕ ХРАМОВ

Закрытие храмов также вызывает бурные недовольства и критику: «Никогда такого не было!». Это ещё одна забытая страница нашей истории. Мало кто знает, но карантин, сопровождавшийся закрытием мест массового посещения, в том числе и храмов, был нормой для дореволюционной России как минимум с XV века. Существовали даже карантинные уставы, в которых четко приписывалось закрытие церквей во время эпидемий: «При появлении чумы, все места народных собраний, не исключая присутственных мест, училищ и всех подобных заведений, по усмотрению главного местного начальства, закрываются […] богослужения во время обсервации или во время карантина, а иногда и без карантина, по усмотрению главного местного начальства, закрывается и опять, по усмотрению оного, с некоторыми предосторожностями дозволяется; причем в особенности следует наблюдать, чтобы приходящие к слушанию богослужения избегали всякого взаимного между собою сообщения»[23]. То есть в дореволюционной России закрытие и открытие церквей во время эпидемий регулировалось государственной властью. Бывали случаи, когда закрытие предписывалось медиками, как это было в 1812 г. во время чумы в Одессе, когда совет одесских врачей предписал закрыть все места массового собрания людей, включая церкви, после чего генерал-губернатор граф М.С. Воронцов срочно принял соответствующие меры.

Епископ Калачинский и Муромцевский Петр (Мансуров), закончивший биологический факультет МГУ, приводит интересный факт: «Мы с вами почитаем святого праведного Федора Ушакова. А знаете ли Вы, что ему удалось спасти свой флотский экипаж и весь город Херсон во время эпидемии чумы? Причём там был введен жесточайший карантин и были запрещены публичные богослужения. Адмирал Ушаков ставил патрули на въездах и выездах, всем приказывал оставаться дома, а всех больных изолировал. Болезнь была побеждена, а адмирал награжден орденом Святого Владимира. И мы с вами видим не просто понимание со стороны Церкви его действий как руководителя. Этот глубоко верующий человек стал святым молитвенником за нас у престола Божия!»[24].

Мы уже писали о том, что и Филарет Московский упрекал священников за то, что они не соблюдали предписанных государством ограничительных мер.

Обратимся к совсем недавней истории. 20 августа 1970 г. Патриарший Местоблюститель митрополит Пимен, когда в ряде городов России появилась холера, издал Постановление, согласно которому в районах, охваченных болезнью, запрещалось прикладываться к иконам и принимать Святые Тайны. Дозволялось только причащение больных на дому[25]. Справедливости ради отметим, что и тогда священнослужители и прихожане не восприняли запретов всерьёз, свидетельства о чём можно найти в «Дневниковых записях» митр. Иоанна Снычева за 1970 г.

Историческая память – это важный фактор цивилизованности общества. Как мы видим, российское общество плохо знает свою историю и соответственно не может делать правильных, адекватных выводов из неё. Возможно, европейские города более спокойно отреагировали на закрытие храмов потому, что историю Европы знают очень многие, про неё написано бесчисленное количество книг, исследований, романов, снято множество фильмов, сериалов, передач. Черная смерть у всех на слуху, а про эпидемии в России знают мало, как и про пандемию в Византии.

Приведём пример: в 1348 г. королева Франции Жанна Бургундская, дочь канонизированного Католической Церковью Людовика IX Святого, несмотря на пандемию чумы пошла на церковную службу в Нотр-Дам и уже на следующий день умерла от болезни. Европейское общество много раз прошло через разочарование в спасительной чудотворности икон, крестных ходов, чудодейственности колокольного звона, святой воды и т.д. Это всё, и многое другое, обрядово-церковное, не спасало ни обычных людей, ни королей, ни священников с монахами, ни даже святых, что мы показали выше. Поэтому, как нам кажется, не стоит пренебрегать тем, к чему человечество пришло, пережив десятки и сотни эпидемий и пандемий – карантину. Это единственная мера спасения в тот момент, когда от болезни не разработано ни лечение, ни вакцина.

КОНСПИРОЛОГИЯ…

Во время каждой эпидемии по всему миру вспыхивали различные конспирологические и апокалиптические настроения. Во время чумы в Европе люди ждали наступления апокалипсиса и винили во всём евреев, которых убивали (массово сжигали) или изгоняли из городов. Во время эпидемии холеры в России XIX века люди не хотели лечится, утверждая, что врачи-иностранцы специально придумали эту болезнь чтобы погубить народ православный. Люди громили больницы и отказывались лечиться. Потом обвинили во всём поляков и начали ловить их и жестоко избивать. Примеров можно приводить множество. Сегодняшняя ситуация, когда люди боятся через прививку от коронавируса получить «жидкие чипы», напоминает ситуацию в Европе XIX века, когда было выяснено, что привив человека вирусом коровьей оспы можно выработать иммунитет к натуральной человеческой оспе, но люди отказывались делать такую вакцину, думая, что если их привьют коровьей оспой, то у них вырастут рога…

Можно подобный пример привести и из нашей истории. Когда в конце XIX – нач. XX вв. в Оренбурге проводили вакцинацию от оспы (которая спасла население планеты от страшной болезни, из-за которой массово умирали дети, а выжившие получали страшные язвенные рубцы на всю жизнь или теряли зрение), врач А.В. Попов описывал, как люди называли прививки «антихристовою печатью», ходили слухи, что «оспу прививают почти насильно», а в итоге люди научились «вскоре по привитии высасы­вать материю, или смывать её в бане»[26].

В наши дни история повторяется. Многие священники охотно подхватывают истерию среди православных конспирологов и начинают распространять мнения о том, что «этот вирус создан лабораторно». Посмотрим, что об этом говорит медицина.

Коронавирусы в разных формах известны с 1965 г. Всего их 40 видов, которыми болеют как животные, так и люди. Ещё совсем недавно весь мир слышал про другой коронавирус – атипичную пневмонию, первый случай заболевания которой был зарегистрирован в 2002 г. Тогда этот вирус пришёл к нам от летучих мышей.

Коронавирусная инфекция COVID-19 пришла к нам тоже от животных. В медицине известно множество случаев, когда болезни животных в результате мутаций приобретали форму зооантропонозов, то есть, когда болезнь, распространявшаяся среди животных, мутировала в форму доступную для человека. Это нормальный и естественный процесс, который сопровождает человечество на протяжении всей нашей истории. Каждый год мы наблюдаем как мутируют вирусы гриппа из-за чего медикам приходиться разрабатывать всё новые и новые формы вакцин. Ещё у всех на слуху свиной и птичий грипп, являющиеся яркими примерами зооантропонозов.

К зооантропонозам относится около 100 заболеваний различной этиологии (происхождения). Такими болезнями являются: атипичная пневмония, бешенство, болезнь Лайма, бруцеллёз, лихорадка Эбола, малярия, оспа, сибирская язва, СПИД, туберкулёз, ящур и множество других. 

Что касается вируса SARS-CoV-2, вызывающего заболевание COVID-19, то его геном изучался учёными из разных стран независимо друг от друга и все они пришли к выводу о его естественном происхождении.

Пандемия выявила то, что раньше было более и менее скрыто у большинства православных россиян – необразованность и тёмность. Причем тёмность эту мы наблюдаем не у захожан, которых почти и не осталось в храмах, а именно у «воцерковлённых» православных прихожан. В связи с инфекцией, РПЦ довольно сильно и ощутимо разделилась на два лагеря.

Первый – это фундаменталисты, которые всегда радели за славянский язык, ездили по чудотворным местам и иконам и были против всяких изменений в Церкви. Они сейчас толпами идут в храмы и возмущаются, доходя в своей истерии до проклятий[27], сквернословий и оскорблений. Например, ректор МДАиС еп. Питирим (Творогов) так описал, что происходило в Троицо-Сергиевой лавре на Страстной неделе: «Великий понедельник. Утро. Врата Троице-Сергиевой Лавры закрыты. Перед ними разгоряченная толпа, требующая открыть Лавру. Протестующие ведут себя очень агрессивно, матерятся. Владыка Парамон открывает Лавру на всю Страстную Седмицу и на Пасху. Мор начался в Великую Пятницу. Самые лучшие священнослужители заболели, некоторые в тяжелой форме. Заболел владыка Парамон, заболел я, заболели лаврские старцы»[28]. Консерваторы считают, что прийти в храм на фоне запрета это исповедничество за веру, не обращая внимания на то, что они могут быть угрозой и причиной смерти для других.

Второй лагерь – это либералы, те, кто ратовали за доступность богослужения, русский язык в Церкви, образованность, обязательную катехизацию, общины и т.д. Они остались дома.

Не только православные фундаменталисты ведут себя диссидентски, приходя в храмы и заражая людей вокруг. В других религиях и конфессиях тоже есть прослойка традиционалистов, которые поступают также, а иногда и ещё хуже. В Израиле и США ультраортодоксальные евреи выбегали на улицы, нарушая карантин, чтобы попасть в синагоги и устраивали беспорядки, вступая в конфликты с полицией, переходящие в драки. В Иерусалиме заместитель мэра Флер Хасан-Наум много раз обращался к евреям с требованием оставаться дома, на что получил ответ от одного из пожилых членов ультраортодоксальной общины, входящего в городской совет: «Вы просите нас делать всё, что противоречит тому, что говорят наши мудрецы»[29]. Апелляция к старцам и мудрецам, как же это близко православию… К чему это привело? 60% заболевшего населения Израиля это ульраортодоксальные евреи.

Есть свои консерваторы и в среде протестантов-баптистов Америки. Глава баптистской церкви в Конуэе, штат Арканзас, Джош Кинг заявил, что его прихожане и пасторы не верят в COVID-19 и чтобы доказать, что в церкви нельзя заразиться, в прямом смысле облизывали полы[30]… Подобное делали и мусульмане Ирана, которые снимая себя на видео облизывали двери мечетей.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.