Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





НЕ ПОВРЕДИТ ИМ»



НЕ ПОВРЕДИТ ИМ»

Теперь затронем некоторые вопросы, связанные с причащением больных. Как мы уже упоминали выше, причастие заразных больных во время эпидемий было запрещено в России под страхом смертной казни на протяжении как минимум нескольких веков. На фоне новой пандемии нам пришлось столкнуться с некоторыми манипуляциями, связанными с причащением. Не будем называть имён, но некоторые священники стали заявлять, что они постоянно причащали больных туберкулёзом и не заражались от них. При этом они почему-то забывали упомянуть о том, что нельзя «заразиться туберкулезом при использовании одной и той же посуды, напитков, еды, одежды или поверхностей»[15], пишет Финская ассоциация по здоровью легких «Filha». Такая же ситуация с известной историей о том, как свят. Иоанн Шанхайский причащая больную бешенством, принял частицу Св. Даров после того, как она её выплюнула. Это преподносится как подвиг веры святого, но бешенство также не передаётся через пищу и предметы. Это прямая манипуляция, рассчитанная на необразованную публику. Но зачем обманывать? Ведь после того, как такие истории услышит человек с медицинским образованием, он придёт в сильное смущение, так как распознает ложь. Остаётся надеяться, что такое говорят по необразованности, а не специально…

Подчеркнём, что ещё два столетия назад святой Никодим Святогорец в своём сборнике церковных правил «Пидалион» писал, что во время эпидемий заразным больным Святые Дары необходимо передавать для самостоятельного самопричащения домой в отдельном сосуде, причем делать это бесконтактно, оставляя в определённом месте. Больным, после себя, «сосуд и лжицу следует затем погружать в уксус»[16], для дезинфекции. Преп. Никодим признавал, что через причастие можно заразиться, но то, что было приемлемым для Церкви XVIII столетия, стало почему-то неприемлемым для Церкви XXI.

С некоторыми рациональными тезисами иерархам Русской Церкви[17] всё же пришлось согласиться. Например, о том, что через целование икон и креста можно заразится, а лжицу необходимо обрабатывать. Встаёт вопрос: а где в канонах нашей Церкви установлено, что заразится нельзя? Откуда взялся миф о том, что причастие обладает дезинфицирующим эффектом? Видимо это выводится из того, что Господь наш Иисус не может болеть и переносить вирусы? С догматической точки зрения, Он принял человеческую природу во всей своей полноте, со всеми нашими немощами, а значит и Он может заболеть или быть источником болезни для других, как и любой другой заболевший человек. Но не будем сильно углубляться в догматику.

Если бы лжица, которой подают мирянам Святые Дары не передавала вирус, это было-бы безусловным чудом Божиим. Но всё-таки чудо – это тот случай, когда нарушаются законы естества, это что-то неординарное и уникальное. Но разве можно требовать от Бога, чтобы он поставил чудо на конвейер и совершал его тогда, когда мы этого захотим. Логика получается такая: «Я сегодня пойду в храм, где могут быть больные и буду причащаться с ними с одной ложки, а ты Боже сделай так, чтобы я не заболел», но Господь уже дал ответ таким людям: «Порочно это поколение! Они ищут чудес, но не будет дано им чудес, кроме чуда Ионы» [Лк 11:29]. А ещё сказано: «Не искушай Господа Бога твоего» [Мф. 4:7]. Разве недостаточно нам того, что Иисус воскрес из мёртвых? Ответ конечно очевиден, что недостаточно, а иначе за историю Церкви не развилось бы столько культовых вещей, не имеющих ничего общего с Евангелием. Главное чудо в христианстве уже совершилось – это Воскресение из мёртвых, но иудеям этого оказалось мало, недостаточным это чудо кажется и современным христианам.

Предлагаем подумать ещё над одним отрывком из Евангелия: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» [1 Кор. 11:29]. Достойно ли причащается человек, который пришел в храм зная, что он может стать причиной заболевания и смерти другого человека? Думаю, ответ очевиден.

Может ли через причастие человек получить зло? Но кто сказал, что вирусы – это зло? Онтологически вирус такая же часть творения, как и ядовитые скорпионы, пауки, блохи, плесень и т.д. Всё это живые организмы, часть экосистемы, созданные Богом не для зла и убийства, но мы воспринимаем это как зло, так как они могут нас убить. Строго говоря, камнепад в горах тоже убивает людей каждый день, но никто от этого не объявляет горы злом. Лягушки убивают мух, львы антилоп, а болезни и вирусы людей. Но всё, что сотворил Бог в книге Бытия названо добром или дословно «хорошо весьма» [Быт. 1:31].

Как пишет и. о. директора Института Хаффингтона, профессор университета Лойола Мэримаунт в Лос-Анджелесе Архимандрит Кирилл (Говорун): «Поскольку наши тела и тело Христа в полной мере участвуют в общей человеческой природе, те же микроорганизмы, которые живут в нашем теле, жили и в Христовом теле. Нет оснований не считать, что они продолжили в Нём жить даже после Его воскресения. Его отличие от нашего тела лишь в том, что эти микроорганизмы не могли Его убить. Однако они могут убить наше тело, потому что оно еще не воскресшее. При этом они могут передаваться через Евхаристическое Тело Христа, потому что не являются онтологическим злом, а частью Божия творения. Такой частью, например, является пенициллин, из-за которого – священники это хорошо знают – Евхаристическое Тело Христово может заплесневеть. Но эта плесень – лишь в нашей интерпретации “тление”. Это не то тление, о котором говорится, что Христос ему не причастен. То тление – грех и смерть. А пенициллин – это не грех и не смерть, а живой организм, к тому же оказавшийся весьма животворящим для нас. То, что плесень, которую мы считали и считаем тлением, оказалась животворящим антибиотиком, не перевело её из онтологического статуса зла и тления в онтологический статус добра и нетления. Онтологический статус плесени был всегда положительным – как части творения Божия»[18].

Проблема заплесневевших Даров не нова. Напомним, что в «Настольной книге священнослужителя» Сергея Булгакова указано, что делать с такими Дарами. В «Известии учительном», которое помещается в Служебнике также есть указание на это. Так почему же плесень может жить на Святых Дарах, но не может жить вирус, онтологически являющийся такой же частью творения и мировой экосистемы, как и плесень? «Зло – не в природе, а в выборе, который делает человек. Как объяснял Дионисий Ареопагит, “Зло не имеет места среди сущих или несущих… Как таковое, зло не является существом и не порождает существа… Зло является не-сущим. Зло не пребывает в существующих творениях” (О Божественных именах 4). Зло укоренено лишь в человеческой свободе: оно происходит, когда люди делают ошибочный выбор. Таким выбором является игнорировать опасность от инфекции. Возможно, настоящее зло – не в вирусе, а в том, например, когда человек, вместо того чтобы заботиться о своем ближнем, предпочитает закрывать глаза на законы природы, приходит в собрание и заражает других людей»[19], подводит итог Архимандрит Кирилл.

Известно также, что как в Европе у католиков, так и в Византии у православных были случаи, когда людей отравляли через причастие, добавляя в чашу с освященными Дарами яд. Не касаясь истории Византии, возьмём более близкие к нам примеры из других православных стран. Например, в Грузии в 1000 г. «грузинский царь Давид, состоявший в особенном договорном отношении к Византии, погиб насильственной смертью, и притом при исключительно редких обстоятельствах. Ему была поднесена отрава архиепископом Иларионом в св. причастии, причинившая Давиду мучительную смерть в Пасху тысячного года»[20], пишет доктор филологических наук Ф.Б. Успенский. Подобные случаи можно найти и в Армянской церковной истории, происходило такое и в Москве, когда в 1451 г. через причастие был отравлен князь Михаил Сигизмундович. В «Хронике Быховца» (третьем своде белорусско-литовских летописей) читаем: «Когда был он [Михаил Сигизмундович] в одном монастыре и слушал обедню, игумен, который не любил его, дал ему в причастии лютую отраву ядовитую. Он это причастие быстро принял и проглотил, и здесь же пал и подох. А игумен, опасаясь, что тот так быстро умер, сам принял причастие и здесь же умер»[21].

История даёт примеры того, что Святые Дары не дезинфицируют чашу и дарохранительницу от плесени и ядов, от чумы и холеры, так чем же принципиально новым является вирус COVID-19, что именно его причастие уничтожает?

Подводя итог, приведём слова благочинного храмов Ровеньского округа Валуйской епархии протоиерея Димитрия Готовкина: «Так в чем проблема очищения лжицы ради каждого причастника? Оскорбление веры, оскорбление Бога? В чем оно заключается? Зачем тогда священник при совершении Литургии дважды моет руки в Алтаре (один раз перед совершением Проскомидии, второй — перед преломлением Хлеба)? Пусть Бог твои руки сделает чистыми без воды, вера ведь твоя так крепка?[22]».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.