Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Leslie Cameron-Bandler Michael Lebeau 10 страница



Затем Мэри размышляет над естественными последствиями этих эмоций и осознает, что чувство любопытства заставляет ее

погрузиться в учебу и размышления практического характера, а дружелюбное чувство подталкивает к установлению контакта и живому общению с окружающими. Таким образом, естественные последствия чувств любопытства и дружелюбия наверняка настроят Мэри так, что она удовлетворит свое желание оценивать и учить­ся, а также знакомиться с другими участниками семинара.

В качестве последней проверки Мэри представляет себе, как находится на семинаре и участвует в происходящем на фоне эмо­ций любопытства и дружелюбия. При этом она видит, что оказы­вается «на высоте»: она погружена в учебу и налаживание контак­тов с окружающими, а те активно реагируют на ее действия.

Наконец, Мэри берет на вооружение метод, гарантирующий, что она, оказавшись на семинаре, действительно испытает те чув­ства, которые хочет испытывать.

Пройдя через указанную последовательность, Мэри заручи­лась возможностью выбрать эмоциональную настройку прежде, чем вступить в ситуацию семинара, а не просто появиться там и реаги­ровать наобум — скорее всего, неподобающим образом — на разво­рачивающиеся события. Четвертый этап формата обращает вас к паттернам поведения, которые позволяют вам реализовать желае­мые переживания, а также к тем эмоциям, которые — в вашем слу­чае — естественным образом вооружают вас доступом к этим пат­тернам. Те несколько минут, которые Мэри потратила на поста­новку вопросов формата и ответы на них, обеспечили ей — как обеспечат и вам — возможность выбора.

Если вы трижды проработали данный формат, но так и не удов­летворились отобранной эмоцией (или эмоциями), то вам необхо­димо собрать дополнительную информацию, обратившись к лицу, уже побывавшему в ситуации, в которой вам предстоит очутиться. Если, например, вы испытываете «страх» или «испуг», поставлен­ные перед необходимостью впервые выступить в суде со свиде­тельскими показаниями, попробуйте побеседовать с кем-то, кто уже не раз свидетельствовал в судах, однако ухитрялся сохранять спокойствие, получать от этого процесса удовольствие и видеть в нем пользу. Выясните у этого человека, чего вам ждать и какие эмоции сопутствовали его успеху. Вы можете воспользоваться этой информацией в качестве руководства к действию. И можете обна­ружить, что испытанные этим лицом эмоции с тем же успехом послужат и вам*.

* Дополнительные сведения о получении от других людей информации касатель­но моделирования ваших собственных реакций см. в работе Кэмерон-Бэндлер, Гордона и Лево «Импринт-метод: руководство по воспроизведению компетентно-,-™.ч c*r,m,tf™-FRPr)3HAK». 20041

Чем вы располагаете в настоящий момент

Большинство людей либо терпят свои нежелательные эмоции, либо прилагают все силы, чтобы избежать ситуаций, их вызыва­ющих. Эти люди лишены эмоционального выбора, так как им никогда не приходило в голову выбирать. Нр такой выбор возмо­жен. Теперь вы вооружены средствами отбора для себя практич­ных и желательных эмоций. Такую возможность дают вам опре­деленные форматы. Теперь у вас есть формат, которым вы може­те пользоваться до того, как войдете в незнакомую ситуацию, формат для использования по ходу ситуации, в которой ваши чув­ства и действия не соответствуют тем, которые для вас желатель­ны, и формат, применяемый после переживания, которое оказа­лось ниже удовлетворительного, позволяющий изменить реаги­рование на подобную ситуацию в будущем. Вы можете выбирать свои эмоции и тем самым контролировать собственные пережи­вания в степени, которая находится далеко за пределами возмож­ностей большинства людей.

С этим эмпирическим контролем приходит подлинный вы­бор. Всем известно, что означает испытывать эмоцию, которая не­благоприятна и расходится с вашими текущими желаниями и по­требностями. Однако умение выбирать свои эмоции означает, что вы можете выбрать любое чувство, максимально соответствующее вашим действиям. Вы будете «присутствовать в ситуации» цели­ком. Всецело настроившись на момент, вы сможете лучше сфоку­сироваться на достижении желаемых результатов, вместо того чтобы бороться с неприятными и неадекватными эмоциями. Эта возрос­шая конгруэнтность означает способность быть больше самим со­бой; идти по жизни, ощущая то, что хочется ощущать. Те же, кто находится вокруг, получат двойную выгоду. Они не только узнают вас лучше, имея возможность видеть ваши подлинные чувства и поведение, но и начнут реагировать на вас как на гармоничную личность, а не тратить свои силы на то, чтобы понимать и адекват­но общаться с неуравновешенным человеком. И, наконец, свобода, приходящая со способностью выбирать, позволяет вам рассматри­вать разнообразные исходы тех или иных ситуаций, которые вы, не будь ее, могли не учесть просто потому, что эти исходы сопря­жены с эмоциональным выбором, который, казалось, лежал за пре­делами ваших возможностей.

Что произойдет, если все обретут способность выбирать себе эмоции? Конечно, люди начнут лучше использовать свой потен­циал и станут действовать в более конгруэнтной манере. Результа­том явятся более точное понимание друг друга и коммуникация,

благодаря чему повысится возможность сотрудничества между людьми. Кроме того, мы будем все лучше и лучше разбираться в чувствах, заслуживающих того, чтобы их испытывали, так как по­лучим постоянную возможность наблюдать и участвовать в про­верке и сопоставлении эмоций. Короче говоря, мы включимся в изучение диапазона человеческих эмоций и переживаний, где каж­дый — ученик, и каждый — учитель.

Глава 8

Получение доступа к эмоциям

Мы ехали по автостраде, когда Майкла вдруг подрезал ве­лосипедист, без предупреждения поменявший полосу. Майкл, провожая взглядом обидчика, побагровел и вы­ругался сквозь зубы. Через минуту он глубоко вздохнул, расслаб­ленно откинулся на сиденье и сардонически усмехнулся. На во­прос о переменах, которые он произвел внутри себя, чтобы изме­нить свое эмоциональное состояние, Майкл ответил: «Всякий раз, когда я закипаю, я повторяю про себя два правила для профилак­тики сердечных болезней, которые я вычитал в одной книжке: "Не волнуйся по пустякам" и "Все суета". Потом я просто делаю глу­бокий вздох, и дела налаживаются».

Любопытно, что Майкл решил изменить свои чувства, после чего именно так и поступил. Если вы уже подобрали для себя удов­летворяющую и благоприятную эмоцию, то должны владеть спо­собом, позволяющим подбираться к этой эмоции или вызывать ее всякий раз при наличии желания и необходимости. Зная, к чему стремиться, люди часто умеют вызывать у себя необходимые эмо­ции. Вся перенастройка и все импульсы, необходимые для реали­зации выбора, могут сводиться к знанию желаемого исхода ситуа­ции, а также знанию эмоций, которые естественным образом при­ведут к реагированию в соответствии с этим исходом.

Однако порой вы знаете, что именно хотите почувствовать, но не в состоянии вызвать в себе эти чувства. Как для себя, так и для других людей мы знаем десятки методов получения доступа к эмо­циям, но все они являются вариациями четырех основных подхо­дов. Вместо того чтобы обсуждать эти методы во всем их разнооб­разии, давайте сразу перейдем к этим четырем основополагающим принципам.

Поиск эмоций

Первый подход опирается на ваше знакомство с собственным эмо­циональным переживанием и способами воздействия на него. Проще говоря, вы вызываете необходимые вам чувства, возбуждая в себе те переживания или паттерны поведения, которые, как вам уже известно, обычно приводят вас к подразумеваемым эмоциям. Го­ворят, что художник-сюрреалист Рене Магритт работал дома, но когда хотел эмоционально подготовиться к повседневной работе, одевался с иголочки, брал портфель, целовал на прощание жену и после этого обходил квартал, возвращаясь домой готовым приняться за дело.

Возможно, что до знакомства с этой книгой вы не задумыва­лись о наличии у себя эмоционального выбора и о возможности контроля над эмоциями. Однако в каждом из нас можно найти зачатки эмоционального выбора. Вспомнив минувшую неделю, вы, без сомнения, сможете найти примеры ситуаций, когда испытыва­ли некое чувство, а затем изменяли свои мысли или действия так, что менялось и ощущение. Часто бывает, что эти непреднамерен­ные эпизоды эмоционального выбора проходят мимо вашего вни­мания, и вы не замечаете, что сделали что-то, пусть даже без всяко­го умысла, и это «что-то» изменило ваши чувства.

Поскольку мы принимаем обыденные эмоциональные изме­нения, которые производим в себе, как нечто само собой разумею­щееся, постольку на первых порах вам, может быть, будет легче признать не за собой, а за другими людьми способность изменять свое эмоциональное состояние, как это делал Майкл на автостраде и Магритт за работой. Вспоминая минувшую неделю, вы, вероят­но, сумеете назвать людей, которые явно находились в плену ка­ких-нибудь неприятных эмоций, но через несколько минут, каза­лось, осуществляли в себе некие изменения, после чего иначе себя чувствовали и иначе действовали. Например, мы знаем женщину с весьма специфическими — и несколько дорогостоящими — пред­ставлениями о доме, который ей хотелось бы рано или поздно при­обрести. Нередко она начинает чувствовать, что готова отказаться от этой затеи, или даже испытывает безнадежность. Однако едва она улавливает подобные настроения, как сразу принимается ри­совать воображаемые картины того, «как это произойдет в буду­щем», и вновь смещает свое эмоциональное состояние в сторону амбициозности.

Еще одна женщина, которую донимают пятеро малышей, из-за чего она чувствует себя издерганной, выдохшейся и злой, в по­добных случаях на минуту вспоминает, какими невинными и оча-повательными они выглядят, когда спят. Эти воспоминания про-

буждают в ее груди теплое чувство, и она ощущает, как это тепло разливается по всему телу. Результатом становится ощущение тер­пения и обновленное чувство юмора. У таких людей, когда они опускают руки или чувствуют себя измученными, есть эмоцио­нальный выбор. Им известны эффективные способы изменения своих чувств, и они ими пользуются.

Ключом к обнаружению эмоций является осмысление есте­ственного изменения чувств, — как своего, так и того, которое прак­тикуют другие люди, чей опыт может пригодиться и вам. Для на­чала мы предлагаем вам подобрать образчики недавних случаев, когда вы либо умышленно, либо непреднамеренно изменяли свое эмоциональное состояние, а потом разобраться, что же вы делали со своим поведением или внутренним переживанием для осуще­ствления подобного изменения.

Чтобы получить представление о широком многообразии спо­собов изменить свои переживания и поведение так, чтобы те по­влияли на ваши чувства, ознакомьтесь с изложенными ниже спо­собами, позволяющими вызвать в себе чувство уверенности.

Уверенность

• Примите позу уверенного в себе человека.

• Вспомните случаи, когда вы чувствовали себя уверенно и соответственно поступали.

• Поговорите с собой, говоря себе, что вы — великий человек, напоминая себе о вещах, которые в себе цените.

• Представьте, как вы занимаетесь чем-то сногсшибательным: взбираетесь на гору или управляете самолетом.

• Выделите в ситуации что-нибудь, в отношении чего вы ис­пытываете уверенность.

• Почувствуйте свой позвоночник и ощутите, что он превра­тился в стальной прут.

• Определите для себя ясный исход подразумеваемой ситуации.

• Вспомните любимую мелодию из тех, что наполняют вас уверенностью.

• Подумайте о людях, вселяющих в вас уверенность, и пред­ставьте, что они, уменьшившись, расселись у вас на плече и гово­рят вам на ухо.

Какими же методами приобретения чувства уверенности рас­полагаете вы? Как видно из приведенного выше списка, таких спо­собов, безусловно, много. Теперь предположим, что вы хотите ис­пытывать невозмутимость в ситуации, на которую лучше отреаги­ровать обдуманно, чем поспешно; или любопытство, когда вам скучно

и хочется чем-то заняться; или развлечься, когда вы слишком се­рьезно смотрите на вещи.

Невозмутимость

• Представьте себе спокойную, тихую воду.

• Представьте, что вы находитесь в японском саду.

• Глубоко вздохните, закройте глаза и устройтесь поудобнее.

• Прислушайтесь к медленной, успокаивающей, гармоничной музыке, звучащей у вас в голове.

• Сомкните кисти и подумайте о гармоничном единстве.

• Медленно сосчитайте до десяти. Любопытство

• Спросите себя, на какие вопросы вам по-настоящему хочет­ся получить ответ, — особенно на те, которые имеют отношение к происходящему вокруг вас в настоящий момент.

• Задайте другим вопросы типа: «Как вы это делаете?» и «Как это работает?»

• Измените положение тела так, чтобы оно больше подава­лось вперед, больше настраивалось на ту или иную деятельность.

• Подумайте о получении ответов на вопросы без того, чтобы задавать последние вслух.

• Ищите ответы и паттерны в событиях, происходящих вокруг. Веселье

• Представьте, что вы обладаете сверхъестественными способ­ностями, но не обращаете их на простых смертных.

• Представьте, что все вокруг бегают в мешках.

• Придумайте какую-нибудь возмутительную грубость, но не озвучивайте ее.

- • Сочините каламбуры и держите их при себе или произнеси­те вслух.

• Ищите двусмысленности в словах окружающих.

• Представьте ту же ситуацию в иных временных рамках — десятью годами раньше или десятью годами позже.

• Представьте, что сделал бы в этой ситуации ваш любимый комический актер.

Приведенные выше списки — всего лишь примеры. Хотя ка­кие-то варианты могут прекрасно подойти вам лично, помните, что у вас, скорее всего, уже есть свои способы возбуждения в себе

указанных эмоций — те, что подводят вас к ним естественным 127 образом.

Наверное, вы заметили, что приведенные примеры подпадают под различные категории. Вы можете «нащупать» эмоцию, исполь­зуя:

Все это способы повлиять на собственное переживание; они могут вооружить вас средствами доступа к желаемым и необходи­мым эмоциям.

Важное замечание. Не пытайтесь добиться желаемого эмо­ционального состояния при помощи лекарств и пищевых продук­тов. Использование химических веществ как средств изменения чувств приводит к зависимости и неприятным, даже катастрофическим

Память «Уверенность». Вспомните случаи, когда
  вы чувствовали себя уверенно и действо-
  вали соответственно
Фантазия «Веселье». Представьте, что обладаете
  сверхъестественными силами, но не
  обращаете их на простых смертных
Положение тела «Любопытство». Измените положение
  тела так, чтобы оно больше подавалось
  вперед, больше настраивалось на ту или
  иную деятельность
Перенаправление внимания «Уверенность». Определите для себя яс-
  ный исход в подразумеваемой ситуации
Изменение временных рамок «Веселье». Представьте себе ту же ситуа-
  цию десятью годами раньше или
  десятью годами позже
Изменение интенсивности «Невозмутимость». Прислушайтесь
  к медленной, успокаивающей, гармонич-
  ной музыке, звучащей у вас в голове
Изменение темпа «Невозмутимость». Медленно сосчитайте
  до десяти
Изменение участия «Любопытство». Поищите ответы и пат-
  терны в происходящем вокруг
Изменение критериев «Наличие мотивации». Помните, что вам
  важно позаботиться о своей семье
Изменение размера чанка «Способность». Разбейте трудное зада-
  ние на несколько мелких, которые легче
  выполнить
Идентификация того, чего «Любопытство». Задавайтесь по-настоя-
не хватает, и того, что в наличии щему интересующими вас вопросами

вторичным последствиям — нетрудоспособности, перепадам на­строения, повышению кровяного давления, ожирению и раку.

Помимо ваших личных переживаний, очень многому в плане воздействия на эмоциональные состояния научит вас опыт других людей. Переживания других могут также вооружить вас специ­альными стратегиями для изменения тех ваших эмоций, которые вы еще не умеете изменять. Мы рекомендуем вам припомнить не­сколько примеров тех изменений эмоционального состояния, ко­торые вы подмечали в друзьях и знакомых, после чего выяснить, что именно эти люди делали для обеспечения себе эмоционально­го выбора (вполне возможно, что они раньше никогда не задумы­вались над своими действиями, пока вы их не спросили, а потому вам, вероятно, нужно помочь им разобраться в этом).

Познакомившись с некоторыми собственными и чужими спо­собами изменения эмоций, вы можете перейти к постоянному от­слеживанию собственного воздействия на свои эмоциональные пе­реживания. Цель заключается в осознании сдвига эмоций и соб­ственных действий как внутреннего, так и внешнего характера, направленных на подобное изменение. Таким образом, вы будете непрерывно обучаться, оттачивая свое понимание задействован­ных процессов и создавая бесценный запас эффективных личных стратегий.

Эта глава закладывает информационную и эмпирическую ос­нову, необходимую вам для реального осуществления эмоциональ­ного выбора. Ниже представлен формат для успешного поиска эмо­ций, исходя из накопленных информации и опыта.

1. Уточните, что именно вы хотите почувствовать (информа­ция об этом может появиться благодаря применению одного из трех отборочных форматов, представленных в предыдущей главе).

2. Задайте себе вопрос: «Что я могу сделать здесь и сейчас (или там и тогда), чтобы вызвать эту эмоцию?»

3. Обратившись к личной биографии, вспомните способы, ра­нее помогавшие вам или вашим знакомым вызывать выбранную вами эмоцию.

4. Выберите средства, которые видятся наиболее благопри­ятными.

5. Сделайте это. Если вас не удовлетворит результат, верни­тесь к этапам 3 и 4 и выберите другие средства для получения доступа к эмоции.

Как видите, проще метода не представить. Ваши нынешние личные ресурсы, касающиеся доступа к эмоциям, богаче и обшир-нее, чем вы думаете и они резко возрастут, если вы последуете

!

высказанным рекомендациям, относящимся к усвоению собствен­ного и чужого опыта разнообразного доступа к тем или иным эмо­циям. Нет никакой причины избирать более деятельный подход, если вы уже обладаете прямым доступом к намеченной эмоции. Хотя надо помнить, что если вы осознали наличие у себя выбора, вам следует действовать так, чтобы сделать его реальностью в ва­шем переживании.

Лесли применяет формат поиска эмоций в качестве средства от скуки. Едва ощутив, что ей нечем заняться, она не дает себе шанса предаться тоске; вместо этого Лесли возбуждает в себе за­хватывающее ощущение любопытства, задавая себе вопросы о лю­дях, окружающих ее в данную минуту: «О чем думает и что чув­ствует эта женщина?» «Чем она живет?» «Почему эта пара не раз­говаривает друг с другом?» Если вокруг никого нет, Лесли хватается за первую попавшуюся тему и спрашивает себя: «Кто это сделал?» «Почему они выбрали именно этот дизайн?» «Что, на их взгляд, придает этой штуке такое очарование?» «Нарочно ли они сделали ее так, чтобы у меня возникло подобное впечатление?»

Мы не раз превращали унылый обед в ресторане в любопыт­ное и забавное наблюдение за поведением других посетителей: на­сколько близко друг к другу они сидят, если находятся в отдель­ной кабинке; дотрагиваются они друг до друга или нет; кто из них говорит, а кто слушает; как они реагируют на темп речи и тон собеседника и т. д. Такое перенаправление внимания приводят нас к размышлению над вопросами типа: «Что должно твориться внутри беседующих, чтобы возникло подобное поведение?» «Кто аутсай­дер в этой семье или компании?» «Кто платит по счету, а кто нет?»

Этим форматом мы пользуемся и в случаях, когда помогаем нашему сыну-подростку Марку справиться с теми или иными бе­дами. Когда он хотел пригласить девочку на свидание, но не знал, как это сделать, и чувствовал себя ни на что не способным, мы заставили его пофантазировать и представить, что он опробовал несколько различных подходов к нескольким разным девочкам. Мы сделали так, что он вообразил, будто одни отвечали ему «да», а другие — «нет», и, следовательно, смог поупражняться в адекват­ном реагировании на обе возможности. С появлением этого опыта его чувство несостоятельности сменилось уверенностью. Еще одна возможность использовать данный формат представилась, когда Марк пытался пробиться в школьную команду по теннису. Марк знал, что его шансы невелики, но он хорошо проводил время и обзаводился новыми друзьями, а потому каждый день, в течение двух недель, продолжал играть в теннис после уроков. Когда на­ступил день подведения итогов и его вытурили, Марк, хотя и знал, что у него не было шанса попасть в команду, был все-таки разоча-

130 рован. Мы помогли ему перейти от разочарования к решимости при помощи простого изменения критериев и временных рамок, перенаправив его мышление и внимание на то, чтобы обязательно попасть в команду через год.

Если одним людям легко приспосабливать свои ощущения и поведение так, чтобы изменить чувства, то вы, быть может, при­надлежите к числу тех, кто находит это дело трудным. Чем труд­нее вам изменить свои переживания и поведение, тем острее ста­новится необходимость в научении этому. Ваши затруднения в ходе смены переживаний и поведения указывают на отсутствие гибкос­ти, которое в прошлом, вне всяких сомнений, подорвало ваше же­лание заручиться эмоциональным выбором. Чем больше энергии вы вложите в обнаружение, апробацию и экспериментирование со способами изменения собственных эмоций, тем больше преуспее­те в плане гибкости и умения выбирать.

Самоякорение

Якорение — техника сочетания какого-то стимула, над которым вы обладаете контролем, с эмоциональным состоянием, к которому вам хотелось бы иметь доступ. У всех нас уже стоит множество непреднамеренно установленных, однако несокрушимых якорей, на которые мы реагируем автоматически. Так, существует мело­дия, неизменно возвращающая вас к какому-то особенному вече­ру, или запах, возбуждающий в вас чувства, которые вы питали к некоему лицу, или нежные объятия, которые мгновенно вызывают чувство безопасности. Каждое из этих «событий» — музыка, запах, объятия — является якорем для воспоминаний и чувств, с которы­ми это событие было связано.

При создании для себя эмоционального выбора в конкретной ситуации вам нужно уметь идентифицировать благоприятную эмо-

цию и вызывать ее в случае необходимости. Возможно, к примеру, что на занятиях вам желательно и необходимо испытывать любопыт­ство, однако это чувство кажется вам недоступным, когда вы находи­тесь в учебной аудитории. Очевидно, что вы нуждаетесь в каком-то методе, позволяющем привнести в ваше текущее переживание ощу­щение любопытства. Одним из возможных методов выступает фор­мат для поиска эмоций, но есть и другой, очень эффективный способ добиться этого: установить якорь, которым вы сможете пользоваться для вызова желаемых чувств. Когда вам скучно на занятиях, но вы хотите и должны проявлять активность, вы можете воспользоваться якорем, чтобы вызвать ощущение любопытства.

Джонелл, наша приятельница, прибегала к якорению, чтобы

Она цепенела при мысли, что будет стоять под прицелом враждеб- : ных глаз. Когда она поделилась своими страхами с Лесли, опыт­ным семинарским оратором, та объяснила ей, что на самом деле аудитория ждет от нее хорошего выступления. Это открытие сра­зу же успокоило Джонелл, но ее тревожило, что спокойное чув­ство улетучится, едва она окажется перед слушателями. Чтобы в нужную минуту приобрести доступ к этому спокойствию, Джо­нелл придала данному чувству максимальную интенсивность, а затем вцепилась в крышку стола, словно это был не стол, а кафедра. Она проделала это несколько раз до тех пор, пока, берясь за крышку, не начинала ощущать, как изнутри поднимается и разливается чув­ство успокоения. Когда пришло время выступить с речью, она не­рвно взошла на сцену. Но стоило ей вцепиться в край кафедры, как всякая нервозность исчезла, сменившись спокойной уверен­ностью в том, что все собравшиеся в зале за нее болеют.

Джонелл прибегла к якорению, чтобы при каждой необходи­мости располагать доступом к чувству спокойствия. Использован­ным якорем было держание за край кафедры — прекрасный вы­бор, так как именно в такой ситуации ей понадобилось бы чувство спокойствия — и она позаботилась, чтобы кафедра стояла на сце­не. Успокоение — не единственная эмоция, которую можно вы­звать при помощи якоря. Вы можете прибегать к якорению, чтобы в нужное время вызвать какую угодно эмоцию.

Мы предлагаем следующий формат для техники самоякорения.

1. Идентифицируйте чувство, которое хотите испытать.

2. Вспомните, когда вы переживали эту эмоцию во всей пол­ноте. Определившись с воспоминанием, сцепите кисти в непроч­ный замок (или воспользуйтесь любым другим осязательным сиг­налом: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами или дотроньтесь до носа).

3. Погрузитесь в воспоминание, видя то, что видели; слыша то, что слышали, и, самое главное, чувствуя то, что чувствовали.

4. Погрузившись в желаемую эмоцию, осторожно повысьте силу сцепления или касания, продолжая испытывать ее во всей полно-

те. Этим действием вы превратите сцепление рук или любой дру­гой осязательный сигнал в якорь для чувства.

5. При той же силе нажима переориентируйтесь на сиюминут­ную обстановку, прихватив с собой эмоцию. Если эмоция исчеза­ет, вернитесь к этапам 3 и 4, еще раз погрузитесь в воспоминание и повторите якорение.

6. Расцепите кисти и насладитесь своим ощущением. Если чув-r-TRn пасплывается. еше Баз воспользуйтесь осязательным сигна-

лом для повторного доступа к эмоции. Делайте это, пока не научи­тесь вызывать эмоцию при помощи якоря и сохранять ее, когда якоря не будет.

7. Позднее проверьте якорь, еще раз сцепив кисти или выпол­нив любое другое касательное действие, которые вы выбрали. Если якорь не позволяет вызвать желаемую эмоцию, повторите всю про­цедуру, как можно сильнее интенсифицируя воспоминание и до­бавляя другие, если это понадобится.

В основе данной техники лежит тот факт, что вы, обращаясь к интенсивным прошлым переживаниям, погружаетесь в конкрет­ную эмоцию, затем организуете осязательный сигнал, способный мгновенно вернуть вас к тому же чувству. Поэтому при желании испытать влюбленность вы можете вернуться к воспоминанию о периоде, когда пережили особенно бурную страсть, и затем заяко­рите это чувство. Или вы можете пожелать, например, получить доступ к чувству покоя, а потому вспомнить время, когда вам ка­залось, что в вашей жизни все идет абсолютно гладко. Или, желая вызвать в себе чувство решимости, припомнить случаи, когда вы неутомимо стремились к финишной линии.

Эта техника позволяет вам заякорить те или иные эмоции так, что вы сможете вызывать их, когда вам это понадобится. По­нятно, что в таком исполнении якорение есть некое действие, к которому вы прибегаете до того, как ощутите потребность в этих эмоциях.

Например, наш клиент, которого звали Рой, считал себя соци­ально никчемной личностью. Он редко ходил в гости, потому что любые торжества неизменно давали ему очередной повод понять, насколько он оторван от людей. Узнав о якорении, Рой решил по­пробовать и согласился встретиться с нами у себя дома. Он при­шел к выводу, что все, что ему нужно, чтобы общаться с людьми так, как он хочет, это дружелюбное чувство. По отношению к не­которым людям он был настроен чрезвычайно дружелюбно. Он вызвал образы этих людей в своем воображении, интенсифициро­вал дружелюбное чувство, затем сцепил кисти, чтобы заякорить эмоцию. Он повторял этот процесс до тех пор, пока простое сцеп­ление рук не стало наполнять его дружелюбием. В гостях якорь Роя сослужил ему хорошую службу. В начале вечера ему пришлось несколько раз им воспользоваться, но по мере того как окружаю­щие начинали отзываться на его дружеское поведение, его друже­любное чувство становилось естественной реакцией на доставляв­шие ему удовольствие взаимодействия, а потому надобность в якоре отпала.

Совсем не обязательно, чтобы вашим якорем было описанное выше сцепление рук. Сгодится любое ощущение касания. Напри-

f~\______                          /*                                                                                т Т

мер, сведение большого и безымянного пальцев или удерживание левого запястья пальцами правой руки — ощутимые и необычные прикосновения, могущие послужить хорошими якорями вроде того, каким явилось для Джонелл держание за край кафедры. С другой стороны, если вы привыкли сцеплять руки или чесать в затылке, эти действия будут для вас плохими якорями. Неудачность подоб­ного выбора состоит в том, что тем же касанием вы можете нена­роком заякорить какую-то другую эмоцию, маскируя или даже полностью устраняя ту, которую заякорили вначале. Кроме того, если вы якорите несколько эмоций, предназначенных к использо­ванию в различных ситуациях, то вам придется для каждой из них установить отдельный якорь.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.