Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Leslie Cameron-Bandler Michael Lebeau 14 страница



Данная цепочка проводит вас через исправление и разреше­ние ситуаций, вызывающих в вас чувство сожаления, и оставля­ет вас с чувством уверенности в будущем, а также свободным направлять свое внимание на какие-то другие вещи. Это гораздо лучше, чем просто сидеть и костить себя за совершенную ошибку или недостойный поступок. Если вы из тех, кто часто испытыва­ет сожаление, которое лишь ухудшает самочувствие и ни к чему не приводит, то вам стоит потрудиться, чтобы сделать эту генера­тивную цепочку для сожаления одн*ой из ваших автоматических реакций.

* Дальнейшие инструкции касательно того, как сделать воображаемое будущее достаточно реальным, чтобы оно повлияло на ваши чувства, вы при желании мо­жете найти в разделе «Compelling Future», который содержится в главе 3 книги Кэмерон-Бэндлер, Гордона и Лево «Ноу-хау: руководство по самосовершенствова­нию во имя лучшего будущего».

Фрустрация

Фрустрация — то, что вы можете ощутить, узнав, что ваша оценка за экзамен повысилась, но недостаточно, чтобы перейти на следу­ющий курс, а потому вам придется прослушать его в третий раз, или чувство, возникающее, когда вы безуспешно пытались вбить в непроницаемый, как вам кажется, череп сына мысль о недопусти­мости пьянства за рулем, или ощущение в ситуации, когда вы только что завершили четвертый в этом году курс строгой диеты и види­те, что новый купальник вам все еще мал. Чувство фрустрации мало кому нравится. Но нравится оно вам или нет, данное чувство означает, что вы все еще пытаетесь добиться некой поставленной цели. Значение чувства фрустрации — его функциональный атри­бут — состоит в том, что оно сигнализирует вам о необходимости изменить свой подход к попыткам добиться намеченного резуль­тата. Если вы дошли до фрустрации, то ясно, что метод, к кото­рому вы прибегали до сих пор, не привел вас к успеху.

Генеративная цепочка для фрустрации начинается с призна­ния наличия этого чувства в той или иной ситуации. Почувствуй­те уважение и благодарность к вашей фрустрации, являющейся сигналом о том, что вам следует как-то иначе подойти к учебе, изменить свою точку зрения, пересмотреть ожидания или изме­нить поведение.

Вооружившись чувством любопытства, оцените, достоин ли намеченный результат затрачиваемых сил. Если нет, откажитесь от него и обратитесь к другим целям. Если да, продолжайте и сде­лайте следующий шаг.

Поищите в вашем прошлом переживания ситуаций, в кото­рых вы преодолевали аналогичные трудности, изменив свой под­ход к ним. Ощутите успокоение от того факта, что вы успешно преодолели препятствия.

В качестве заключительного шага представьте себя в будущем, где вы реагируете на фрустрирующие вас ситуации изменением подхода, после чего добиваетесь намеченного результата, ощущая уверенность в своей способности к этому.

Представим, например, что по окончании мучительного, но уже не первого, курса диеты вы только что попытались надеть но­вый купальник, и он все еще вам жмет. И предположим, что вы испытываете по этому поводу фрустрацию, а не разочарование, гнев или безнадежность. Как только вы признаете, что испытывае­те фрустрацию в связи с тем, что вам так и не удалось привести свое тело в желаемый вид, следующим шагом будет признание чув­ства фрустрации в качестве сигнала, оповещающего вас о необхо­димости изменить отношение к своим попыткам снизить вес. Кро-

ме того, вам следует уважать вашу эмоцию как важный сигнал, 173 помогающий вам удержаться от повторения действий, безуспеш­ность которых уже доказана.

Следующее, что вам нужно сделать, — это задуматься, воору­жившись чувством любопытства, является ли снижение веса и под­гонка фигуры под купальник результатом, к которому все еще сто­ит стремиться. Если вы решите, что нет, то в этом случае — быть может, со вздохом облегчения — вы можете отказаться от цели, сводящейся к тому, чтобы все-таки втиснуться в этот купальник. Если этот результат продолжает оставаться достойным, то вам нужно найти примеры из прошлого, когда вы меняли подход к достиже­нию какой-нибудь цели и благодаря этому добивались успеха. Отыс­кание достаточного числа таких примеров переориентирует вас на большую гибкость в мышлении, а также убедит в способности по-разному подступаться к цели — в данном случае, снижению веса. Наконец, вы обращаетесь к будущему, воображая, как реагируете новыми подходами к задачам, вызывающим у вас фрустрацию, и ощущаете уверенность в своей способности к этому.

Проработав эту цепочку, вы больше не будете испытывать фру­страцию. И, что еще важнее, вы будете переориентированы на уве­ренное отыскание другого — по всей вероятности, более эффек­тивного — способа достижения намеченной цели.

Тревога

Тревога есть нечто, что вы можете испытать в преддверии аудита, устраиваемого Внутренней налоговой службой США, перед визи­том к врачу для обследования на предмет опухоли или накануне знакомства с будущими тестем и тещей. Тревога, которую вы ис­пытываете в таких случаях, обычно является результатом, либо воображения неприятного будущего, либо рисования его расплыв­чатых картин, из-за чего оно становится богатым источником нега­тивных возможностей. Функциональным атрибутом тревоги явля­ется то, что она сигнализирует вам о необходимости подготовиться к борьбе или уклонению от потенциально негативных последствий приближающейся ситуации.

Как и во всех генеративных цепочках, на первом этапе необ­ходимо признать наличие тревоги. Затем надо вспомнить, что тре­вога оповещает вас о неких будущих событиях, к которым вам сле­дует получше подготовиться, а также ощутить уважение и благо­дарность к этой эмоции как жизненно важному сигналу.

Вооружившись чувством любопытства, оцените, что вам нуж­но сделать, чтобы получше подготовиться. Сюда могут войти сбор информации для заполнения пробелов в картине будущего, выст-

раивание или приобретение определенных навыков или постанов­ка цели, ориентированной на позитивно сформулированный ре­зультат.

Вспомните примеры из прошлого, когда вам случалось сде­лать все необходимое для встречи с подобной угрозой или пробле­мой, и успокойтесь, когда восстановите эти воспоминания о соб­ственных способностях.

Наконец, представьте, как в будущем вы готовитесь к встрече с угрозой или проблемой, и репетируйте до тех пор, пока не ощу­тите в себе уверенность в своей способности сделать все, что по­требуется.

Подготовка, в которой вы нуждаетесь, зависит от рода про­блемы, с которой вам предстоит столкнуться и по поводу которой вы в настоящее время испытываете тревогу. Например, если вы чувствуете тревогу в связи с возможным ответом определенного человека на ваше приглашение пообедать вместе, то ваша подго­товка может свестись к сбору информации. Эту информацию можно получить от других людей (активнее общаясь с вашим предпола­гаемым визави, чтобы знать, как тот отреагирует; расспрашивая знающих его людей, чтобы получить представление о реакции) или от себя самого (изучая опыт личного общения с этим человеком в поисках указаний на то, как он реагирует на вас и на такого рода приглашения).

Кроме того, адекватная подготовка может означать извлече­ние или приобретение определенных навыков, необходимых для достойной встречи с тем, что вам предстоит. Представьте, напри­мер, что вы испытываете тревогу по поводу наилучшего способа преподнести материал в речи, с которой дали согласие выступить. Если организация материала перед выступлением — дело, уже вам знакомое, то вы можете извлечь этот навык и приступить к работе. Если этого навыка у вас пока нет, то вам, возможно, понадобится кто-то со стороны, кто научил бы вас этому. Аналогичным обра­зом, адекватная подготовка к речи может заключаться в научении говорить так, чтобы заинтересовать аудиторию или, может быть, побудить ее задавать вопросы.

Наконец, адекватная подготовка может означать изменение не­гативно сформулированного результата на позитивно сформули­рованный. Источником вашей тревоги может быть негативно сфор­мулированный результат, например: «Я не хочу провалиться», «Я буду выглядеть дураком» или «При таком развитии событий мне не справиться с ситуацией». Каждый из этих намеченных резуль­татов касается нежелательных событий и говорит лишь о том, чего не делать. Однако позитивно сформулированные результаты зада-

ют вам иное направление. Знание того, к чему вы хотите прийти , успокаивает намного лучше, чем знание того, к чему вы прийти не хотите. Кроме того, если вы знаете, чего добиваться, то вам будет понятнее, как это сделать.

Как справедливо для всех эмоций, описанных в данной главе, ценность тревоги заключена в предоставляемой ею обратной свя­зи. Когда эта обратная связь остается нераспознанной, тревога ста­новится неприятным, даже парализующим переживанием. Однако исходом этой цепочки является переход от состояния паралича к чувству уверенности в собственной способности сделать все необ­ходимое для подготовки к тому, что, по-вашему мнению, на вас надвигается. Такое позитивное эмоциональное состояние высво­бождает ваши эмпирические и поведенческие ресурсы, мотивируя вас действовать, а не выжидать и дрожать.

Отчаяние

Ваше суфле в десятый раз выходит похожим на блин, и вас охва­тывает ощущение отчаяния — вам никогда его не приготовить. Чув­ство отчаяния может возникнуть у вас также в связи с пьянством мужа, с тем, как ваш сын выбрал спутницу жизни, или с оценкой перспектив сохранения неудачного брака вашей подруги. То, о чём пытается сообщить вам ощущение безнадежности, его функцио­нальный атрибут, заключается в следующем: пора отказаться от этой затеи. Если вы сделали все, что могли, и этого было мало, то пора настроиться на другие результаты.

Генеративную цепочку для отчаяния вы начинаете с призна­ния наличия этого чувства. Далее испытайте уважение и благо­дарность к.ощущению отчаяния, видя в нем сигнал, говорящий, что вам пора отказаться от какого-то результата, к которому вы безуспешно стремились.

Вооружившись чувством любопытства, оцените, остались ли какие-то разумные действия, которые вы в силах предпринять. Если да, то перейдите к чувству фрустрации как первому этапу, чтобы ощутить целеустремленность и решимость, а также выработать аль­тернативные способы добиться желаемого. Если нет, перейдите к следующему этапу.

Вспомните примеры из прошлого, когда вы отказывались от достижения тех или иных результатов, крупных или мелких, и этим освобождали себя для обращения к другим вещам. Подыщите дос­таточное количество примеров, чтобы успокоиться насчет своей способности сделать это.

И, наконец, представьте себя в будущем, где вы отступаетесь от результата, которого просто нельзя добиться, на фоне уверен-

ности в способности к этому и к направлению усилий на достиже­ние реалистичного результата.

Люди часто испытывают чувство отчаяния, хотя еще не ис­черпали всех своих возможностей добиться намеченного. Соответ­ственно, третий этап в данной генеративной цепочке очень важен, когда вы отвечаете на чувство отчаяния, так как здесь вы рассмат­риваете возможность каких-то дополнительных действий. Допус­тим, ваш муж — алкоголик. Вероятно, вы сделали многое: при­ободряли его, угрожали ему, умоляли, игнорировали, но все было без толку, и вот теперь вы ощущаете безнадежность в связи с са­мой возможностью его изменить. Ваше чувство отчаяния говорит вам, что пора отказаться от этого желания. Но пора ли?

Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте, что еще можно сделать (третий этап в цепочке). Если вам ничего не придумать, кроме как, скажем, платить ему за отказ: подход, который вы от­вергаете, поскольку он не кажется вам достойным — то настало время принять во внимание ваше чувство и отказаться от наме­рения переделать мужа. Если, однако, вы в состоянии придумать что-то стоящее, скажем, связаться с «Анонимными алкоголика­ми», прибегнуть к программе лечения алкоголизма или обратиться к консультанту, то отчаяние неуместно. Поменяйте его на чув­ство целеустремленности или решимости, чтобы мобилизовать свои поведенческие ресурсы на достижение результата новым спо­собом.

Ощущение тупика

Всем нам случалось испытывать желание продвинуться вперед, одновременно не зная, как это сделать. Когда вам не подобрать слов, чтобы выразить мысль, или вы не знаете, как втащить на лестницу тяжелый шкаф, или же осознаете, что ваша карьера, как вам кажется, стоит на месте, то паралич тупикового состоя­ния способен ограбить вас, лишив как воли, так и средств к про­движению. Ощущение тупика, следовательно, сигнализирует вам о необходимости подыскать иной вариант действий, отступить от подходов, которые вы практиковали, и найти другие пути к достижению цели.

Генеративная цепочка для ощущения тупика начинается с осоз­нания того факта, что вы испытываете это чувство. Признайте, что ситуация требует от вас отыскания иных вариантов действий, и ощутите уважение и благодарность к важному эмоциональному сигналу, который сам себе подали.

С чувством любопытства оцените подходы, которых придер­живались, стараясь добиться желаемого результата.

Вспомните случаи, когда вы топтались на месте и изменяли \ свое представление о ситуации так, что могли выработать другие подступы к намеченному; ощутите успокоение насчет своей спо­собности сделать это.

Отправьтесь в будущее, представляя себя в тупиковом состо­янии и потому вырабатывающим новые возможности, позволяю­щие вам оставаться в движении. Повторяйте и делайте эти карти­ны все живее и живее, пока не почувствуете в себе уверенность в собственной способности вырабатывать новые опции при ощуще­нии тупика.

Эта цепочка настраивает вас на выход за пределы границ, в которых вы действуете в настоящее время. Цепочка позволяет вам подыскивать новые пути, чтобы не останавливаться в стремлении добиться намеченного результата. Эти новые альтернативы могут включать получение совета или помощи со стороны.

Гнев

У всех нас есть собственные критерии, стандарты общепринятого поведения, и мы, когда чувствуем, что эти критерии попраны, не­редко испытываем гнев. Например, вы можете ощутить его при виде жестокого обращения с ребенком, или когда вас подрезает другой автомобиль, или когда вашей подруге наплевать на ваши проблемы. Функциональным атрибутом чувства гнева является то, что данное чувство оповещает вас о попрании важных для вас кри­териев.

Генеративная цепочка для гнева начинается с признания это­го чувства. Пусть это напоминает вам об уважении и благодарнос­ти к чувству гнева за то, что оно сообщает вам, что кто-то — воз­можно, вы сами — нарушил важные для вас стандарты.

Вооружившись чувством любопытства, оцените, какие действия вы можете предпринять в будущем, чтобы защитить свои стандар­ты от подобного нарушения и более адекватно отреагировать на их попрание, если ваши попытки предотвратить это .не возымеют успеха. Если вы не знаете, что делать, соберите информацию у людей, которые, как вам кажется, способны к конструктивному реагированию на такого рода возмутительные ситуации.

Вспомните случаи, когда вы предотвращали или конструктивно реагировали на попрание ваших стандартов; ощутите успокоение насчет своей способности к этому.

Представьте очередную ситуацию, чреватую нарушением ва­ших стандартов, и увидьте себя, предпринимающим те или иные действия для ее предотвращения. Проигрывайте это будущее, пока

не ощутите в себе уверенность в способности реагировать так, как вам этого хочется.

Возможно, окажется, что несмотря на все ваши усилия, вы не сумеете удержать других от нарушения ваших стандартов. Поэто­му вам нужно представить и то, как ваши стандарты так или иначе нарушаются, и как вы реагируете на эту ситуацию в более конст­руктивном ключе. (Не исключено, что на данном этапе вам при­дется обратиться к форматам из глав, посвященных контексту и извлечению эмоций.) И, как и в прочих случаях, проигрывайте в воображении будущие ситуации, пока не уверитесь в том, что спо­собны реагировать удовлетворяющим и эффективным образом.

Допустим, что вы едете по автостраде, и вдруг вас грубо обго­няет другая машина. Как и всегда в таких случаях, вы приходите в ярость. Не желая реагировать так в будущем, вы прорабатываете генеративную цепочку для гнева. Признав свой гнев за важный сигнал о нарушении значимого для вас стандарта, вы размышляе­те над возможными действиями в будущем, которые позволяли бы конструктивно реагировать на обгон или предотвращать его. С точки зрения профилактики вы можете счесть, что вам следует бдительнее относиться к водителям, едущим позади вас. Но бди­тельность не всегда исключает обгон. Поэтому вам нужно подыс­кать себе лучший способ реагирования на случай, если это все-таки произойдет. Вы, например, могли бы почувствовать облегчение при мысли, что остались целым и невредимым, а также сожаление в ад­рес водителя, который столь беспечно относится к собственной жизни. Затем вы вспоминаете о крайних ситуациях, в которых ис­пытывали подобное облегчение, а также о сожалении в адрес дру­гих людей, которые действовали в пагубной для себя манере. Уве­рившись в своей способности реагировать подобным образом, вы обращаетесь к будущему, воображая инциденты, в ходе которых беспечные водители подвергают вас опасности, а вы реагируете чувствами облегчения и сожаления о правонарушителях, а также, быть может, тревогой за ни в чем не повинных водителей, едущих впереди и все еще пребывающих в опасности.

Мы сознаем, что не всегда бывает легко оттолкнуться от гнева и проработать эту цепочку, но это дело стоит затрачиваемых уси­лий. Оценка, с которой связан третий этап данной цепочки, чрезвы­чайно полезна в том смысле, что позволяет вам отрешиться от ситу­ации и решить, заслуживает ли она того, чтобы из-за нее гневаться.

Вина

Иногда бывает, что человеком, нарушающим ваши стандарты, ока­зываетесь вы сами. Если вы не верите в действенность розги, но все же сечете ею ребенка, то перед вами — нелицеприятный факт

попрания вами своих же стандартов. Или, быть может, вы убежде- • ны в необходимости уважительного отношения к другим водите­лям на дороге, но сами беспечно подрезаете других; или же думае­те, что лгать скверно, и все-таки лжете, ссылаясь на занятость, чтобы уклониться от приглашения на обед; или вновь и вновь забываете написать другу, которому обещали послать письмо. Всякий раз, когда вы нарушаете собственные стандарты, вы наверняка испы­тываете чувство вины.

Но как быть, если вы не испытываете вину, нарушая свои стандарты? В ответе на этот вопрос скрываются значимость и функциональный атрибут вины. Если вы не в состоянии озабо­титься тем фактом, что нарушаете или только что нарушили соб­ственные стандарты, вы лишаетесь обратной связи, необходимой для уверенности в соответствии ваших поступков вашим убеж­дениям. Таким образом, функциональный атрибут вины состоит в том, что она сигнализирует вам о том, что вы каким-то обра­зом нарушили собственные стандарты, и вам следует предпри­нять какие-то действия, чтобы застраховаться от подобной си­туации в будущем.

Первым этапом генеративной цепочки вины является призна­ние за собой этого чувства в конкретной ситуации. С уважением и благодарностью признайте, что чувство вины оповещает вас о по­прании личного стандарта и необходимости застраховаться от та­ких случаев в будущем.

Вооружившись чувством любопытства, оцените, достоин ли сохранения нарушенный стандарт. Если нет, вы можете обновить его, сменить или отбросить.

Вспомните былые переживания, когда вы, хотя это и было трудно, придерживались личных стандартов. Накопив достаточ­ное количество таких примеров, ощутите успокоение насчет своей способности к этому.

Наконец, представьте, что вы продолжаете держаться стандартов в надвигающейся ситуации, которая подвергает вас суровому ис­пытанию, и снова почувствуйте уверенность в том, что можете жить, не изменяя вашим стандартам.

Иногда бывает, что стандарты, которых мы держимся и при нарушении которых испытываем чувство вины, уже не стоят того, чтобы за них цепляться. Например, женщина, воспитанная в убеж­дении, что ее место на кухне, может испытывать чувство вины, ощущая в себе желание вырваться из быта и построить карьеру. Сейчас, когда ей уже за сорок, она, с учетом мира как он есть и того, кем она стала, может расценить данное убеждение как более не соответствующее ее нуждам. Фактически она может открыть,

О что никогда не считала его достойным, но просто годами старалась реализовывать его в своем показном поведении.

Если вы приходите к выводу, что стандарт заслуживает сохра­нения, то чувство вины при его нарушении вполне уместно. Умес­тно также использовать это неприятное чувство в будущем так, чтобы воспламенить в себе стремление гарантировать, что вы бу­дете соответствовать данному стандарту в дальнейшем. Если, од­нако, вы решите, что в своем нынешнем виде стандарт не заслужи­вает сохранения, то вам нужно либо обновить его, либо сменить, либо отбросить. Не забывайте, что когда вы обновляете или заме­няете стандарт, вы создаете новый, который, как и его предше­ственник, требует соблюдения. Поэтому, применительно к новому стандарту, разумно продолжить проработку цепочки, обратившись к этапам 4 и 5.

Разочарование

Вы развернули последний подарок, преподнесенный вам на день рождения, и выяснилось, что у вас так и нет того, чего вам по-настоящему хотелось. Что вы чувствуете? Скорее всего, разоча­рование. Такое же чувство могло возникать у вас, когда фильм, который вы давно хотели посмотреть, оказывался никудышным, или когда ваши малыши подхватывали ветрянку как раз накану­не давно предвкушаемых романтических выходных с мужем. Ра­зочарование, которое вы испытываете, когда происходят подоб­ные вещи, следует воспринимать как сигнал о том, что вам нуж­но пересмотреть намеченные результаты и, вероятно, заменить их более реальными, которых можно добиться в сложившихся об­стоятельствах'.

Генеративная цепочка для разочарования начинается с при­знания того, что вы разочарованы. С уважением и благодарностью узнайте в этом чувстве сигнал о необходимости переоценки наме­ченных результатов.

Вооружившись чувством любопытства, оцените, стоит ли про­должать хотеть того, чего вы хотели и чего не получили. Если да, перейдите к следующему этапу. Если нет, Подумайте о вещах, бо­лее достойных того, чтобы их желали в сложившихся обстоятель­ствах, а затем перейдите к этапу, который идет за следующим.

Если цель все еще видится вам достойной, вспомните о про­шлом поиске и, в конечном счете, отыскании способов заполучить желаемое, после чего ощутите в себе успокоение насчет способно­сти сделать все, что нужно.

Если пришла пора переключить свою активность на другие вещи, вспомните случаи, когда вы меняли цели и в конце концов

добивались намеченного, после чего почувствуйте в себе уверен- 1 ность в способности к этому.

Наконец, представьте, как вы делаете все необходимое для до­стижения желаемого, пополняя картину подробностями и ожив­ляя ее до тех пор, пока не почувствуете уверенность в завтрашнем дне.

Как указывает функциональный атрибут данной цепочки, ра­зочарование — время для переоценок. Мы часто не получаем того, чего хотим или ждем. Если вы продолжаете хотеть «этого», то желаемый результат будет и впредь влиять на ваши пережива­ния. Если ваша возлюбленная отвергает предложение о женить­бе в первый раз, когда вы его делаете, то, может быть, стоит под­держать в себе желание услышать от нее «да» и сохранить отно­шения. С другой стороны, не стоит держаться за цель, сводящуюся к желанию, чтобы фильм оказался хорошим, когда тот уже дока­зал свою никудышность. Вместо этого было бы лучше заменить намеченный результат размышлением о технических неудачах фильма или упованием на то, что остаток вечера вам удастся про­вести приятно.

Одиночество

Одри чувствовала себя одинокой. Она только что потратила би­тый час на то, чтобы забыть о своем одиночестве, однако теперь его уже невозможно было отрицать. Допустив в себе это чувство, она рассердилась на себя: «Тебе тридцать пять, и ты не можешь побыть одна, не разваливаясь на части? Ты тряпка, Одри!» Но все же она оставалась одинокой. Она включила телевизор, чтобы не было скучно, но каждый канал являл ей людей, проводивших вре­мя вместе. Чтобы избавиться от них, она выдернула вилку и суну­лась в холодильник, чтобы заполнить внутреннюю пустоту. Через минуту она лежала на кушетке, ела мороженое и листала журнал. Но не спасала и еда. Одри погасила свет и подошла к окну Она стояла в темноте, глядя на чужие дома и квартиры с силуэтами людей, собравшихся семьями, на фоне уютно освещенных окон. По улице проходили парочки и шумные компании. «О черт, — пробормотала она вслух. — Нет, здесь я не останусь!» И отправи­лась в бар в надежде кого-нибудь встретить.

Ощущение одиночества — сигнал о том, что мы нуждаемся в том или ином контакте с людьми. В результате мы часто прихо­дим к тому, что путаем «связь» с «любовью» и «страстью». Одри, например, увидела в своем одиночестве сигнал о том, что ей нуж­но вступить в контакт с другими людьми, но не поняла, в каком именно контакте она нуждалась. В состав генеративной цепочки для одиночества входит важный этап, на котором вы оцениваете

характер желаемого контакта и самого возможного контактера, благодаря чему можете мобилизовать усилия на установление под­линно благоприятных и удовлетворяющих контактов.

Генеративная цепочка для одиночества начинается с призна­ния того факта, что вы испытываете одиночество. С уважением и благодарностью признайте свое чувство сигналом, оповещающим вас о необходимости некоего контакта или связи с каким-то чело­веком.

Вооружившись чувством любопытства, оцените, какого рода контакта и с кем вы хотите.

Поройтесь в воспоминаниях, чтобы найти примеры случаев, когда вы были инициаторами таких контактов, и ощутите в себе успокоение насчет способности налаживать контакты с людьми.

Перенеситесь в будущее и представьте, как устанавливаете же­лаемый контакт с отобранными людьми, усиливая живость картин до тех пор, пока не уверитесь в способности к этому.

При использовании данной цепочки убедитесь, что вспомина­ете именно те случаи, в которых инициатором контакта являлись вы. Например, если вам позвонил близкий друг и пригласил ско­ротать вдвоем вечер, то это воспоминание может быть чрезвычай­но приятным и, вероятно, будет соответствовать вашим чаяниям, но оно не поможет вам адекватно отреагировать на чувство одино­чества, потому что заставит вас сидеть сложа руки и ждать, когда зазвонит телефон. Гораздо полезнее вспомнить случаи, когда по­звонили вы.

Ревность

Вы только что познакомились с новой мужниной секретаршей — блистательной и остроумной. Или, допустим, былой обожатель вашей жены забирает ее на ленч, и вот уже четыре часа, как их нет, хотя они обещали вернуться через два. Или вы находитесь на вечеринке и отмечаете, что на протяжении последнего часа вниманием вашего мужа всецело завладела привлекательная и участливая особа. Такие ситуации нередко возбуждают чувство ревности. Для многих людей эмоциональное благополучие свя­зано с особенными, интимными отношениями, которые они под­держивают с супругами и близкими друзьями. Ревность есть ре­акция на подозрение или обнаружение угрозы, создавшейся для особенных и интимных отношений, что в равной мере угрожает и собственному эмоциональному благополучию человека. Поэтому функциональным атрибутом ревности является сигнал о необхо­димости что-то предпринять для защиты своего эмоционального благополучия.

Генеративная цепочка для ревности начинается с признания того факта, что вы испытываете данное чувство. С уважением и благодарностью к сигнальной ценности ревности признайте в ней сигнал о том, что вам следует позаботиться о вашем эмоциональ­ном благополучии.

Вооружившись чувством любопытства, оцените, действитель­но ли ваше благополучие в опасности. Если нет, перейдите к дру­гому чувству и порадуйтесь, что вашему любимому человеку при­ятно в образовавшейся компании. Если да, проработайте два за­ключительных этапа.

Вспомните случаи, когда вам приходилось позаботиться о себе; подыщите достаточное количество примеров, чтобы успокоиться насчет своей способности сделать все необходимое для сохране­ния собственного благополучия.

В качестве последнего шага загляните в будущее и представь­те, как успешно заботитесь о себе в ситуациях, представляю­щих реальную угрозу вашему благополучию. Убедитесь, что эти ситуации достаточно живы, чтобы наполнить вас чувством уверен­ности.

Возникновению ревности способствуют три паттерна, и два из них можно обезвредить при помощи данной генеративной це­почки. Во-первых, если вы не уважаете себя, то вам легко предста­вить, что ничего не стоит заменить вас другим человеком. Одним из последствий такого мышления является взгляд на мир как на место, полное людей, готовых атаковать ваши позиции. Каждый новый субъект, с которым общается ваша возлюбленная (возлюб­ленный), каждое новое ее увлечение воспринимается как угроза. В этом случае можно использовать генеративную цепочку для пост­роения в себе самоуважения путем отыскания в прошлом случаев, когда вам удавалось дать понять вашей возлюбленной (или пока­зать ей, что ее ценят, любят или уважают), что с вами ей лучше, чем с кем бы то ни было другим, а после репетировать повторение этих случаев в будущем до тех пор, пока не приведете себя в со­стояние уверенности.

Второй паттерн, порождающий ревность, — использование кри­териев, которые отличаются чрезмерными притязаниями на обла­дание. Если вы взираете на возлюбленного как на «собственность», то каждая новая интересная особа будет восприниматься как аг­рессор, пытающийся посягнуть на «вашу» территорию. Если вы пользуетесь такого рода критериями, то большую часть времени, скорее всего, проводите в борьбе — натягиваете поводья, не позво­ляя своему спутнику вырваться из загона. Естественно, вы ревну­ете. Любые его действия, на которые не было испрошено вашего разрешения, являются вызовом вашей власти, а потому — угрозой



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.