|
|||
Leslie Cameron-Bandler Michael Lebeau 11 страницаЭффективность работы якоря зависит, в основном, от его прочности. При первом якорении эмоции сделайте ваше переживание, связанное с возвращением в ситуацию, где вы уже испытали эту эмоцию, как можно более живым и неотвязным. Вы можете усилить переживание, повысив интенсивность своих ощущений и красок вашей картины, увеличив ее яркость, подвижность, объемность, а также ускорив темп того, что слышите. Вы можете также закрепить якорь путем повторного, неоднократного якорения эмоции, как это сделали Джонелл и Рой. Достаточная интенсификация эмоции иногда требует поиска особенно запомнившегося эпизода из своего прошлого, который, будучи вспомнен, все еще продолжает оказывать глубокое влияние. Если, например, вы хотите заякорить любовь к супруге (или супругу), то вам вместо того, чтобы интенсифицировать чувство любви, испытываемое в настоящее время, можно вернуться к тем незабываемым дням, когда вы впервые почувствовали влечение к этому человеку*. Разрыв причинно-следственных связей Иногда вы можете оказаться в эмоциональном состоянии, вызванном ситуацией, которая до того невыносима, что вы становитесь отрезанным от обычных возможностей изменить свои чувства. В подобных случаях происходящее обладает над вами такой властью, что вы не в состоянии ни изменить перцептивные компоненты, ни задействовать обычно хорошо срабатывающие паттерны поведения, которые вызывают к жизни стратегию эмоционального выбора. В таких ситуациях даже ранее установленные якоря могут слать бесполезными в преодолении влияния текущей ситуации. * Подробное изложение техники якорения и ее практического использования содержится в работе Лесли Кэмерон-Бэндлер «С тех пор они жили счастливо» («прайм-ЕВРОЗНАК», 2004). Мы говорим о ситуациях, в которых конкретный идентифицируемый стимул заставляет вас испытывать нежелательные чувства. (На самом деле многие люди полагают, будто все их эмоции являются результатом воздействия разнообразных внешних стимулов, а потому пытаются установить контроль над чувствами через контроль над окружением — стратегия, обреченная на провал.) Такими ситуациями могут быть случаи, когда вы испытываете опустошительный гнев, обнаруживая, что дядюшка Джо, закоренелый расист, снова сел на своего «конька», или вас охватывает печаль, когда вы слушаете новости, или на вас орут, или вы чувствуете тревогу, получив от налоговой службы уведомление о ревизии. В подобных ситуациях вас контролируют, не оставляя вам выбора, стимулы, в роли которых выступают дядюшка Джо, новости, громкость и тон голоса или Внутренняя налоговая служба США. Когда такое случается, лучшим выбором будет сделать нечто, способное разорвать причинно-следственные связи, — то есть начать с того, чтобы свести к нулю контроль стимула над вами. Когда причинно-следственная связь будет нарушена, вы сможете, если это необходимо, переместиться в формат «Во время», что явится способом восстановления возможности эмоционального выбора. Разрыв причинно-следственной связи приносит двойную выгоду: выводит вас из-под влияния ситуаций в достаточной мере, чтобы поколебать неприятные и неблагоприятные эмоции, которые вам приходится терпеть, а также предоставляет вам возможность распределить свои перцептивные и поведенческие ресурсы так, чтобы вернуться в ситуацию уже на ваших собственных условиях. Существует три способа ликвидации контролирующего эффекта стимула, которые все подразумевают то или иное устранение себя из ситуации. Первый способ заключается в том, чтобы заменить свою точку зрения на другую, отстраненную от происходящего. Вы можете добиться этого, либо рассмотрев ситуацию с точки зрения будущего — так, чтобы взирать на нее как на событие, оставшееся в прошлом, — либо выйдя из нее визуально и наблюдая за ней с позиции безучастного стороннего наблюдателя: примерно так, как вы следите за телевизионным шоу. Второй способ устранения эффекта контролирующего стимула требует переключения внимания на другой стимул. Если вам, например, невыносимо скучно на лекции, вы можете целенаправленно обратить свое внимание на какую-нибудь привлекательную особу из числа слушателей или на какой-то предмет в помещении, который выглядит достаточно странно, чтобы возбудить в вас любопытство, — короче говоря, на любой стимул, достаточно мощный, чтобы вызвать у вас иную эмоцию. Сродни разрыву причинно-следственных связей оказывается постановка вопросов, приво- дящих к обработке информации. Если в минуту, когда на вас давит 135 некая эмоция, вы приметесь задавать себе вопросы, касающиеся решения проблем, то результатом этого часто будет оказываться эмоциональное отрешение от эффектов, оказываемых стимулом. Например, чтобы свести к нулю невыносимое чувство, вызванное расизмом дядюшки Джо, вы можете задавать себе вопросы: «Как он дошел до такой жизни?», «Как я дошел до таких мыслей?», «Что мне сделать, чтобы изменить то, что делает он?» Третьим способом является физический выход из ситуации. Если стимул лишает вас возможности выбирать себе чувства, то не обязательно его терпеть. Между бегством и уходом существует огромная разница. Может статься, что вам придется физически оградиться от стимула, чтобы восстановить свой эмоциональный выбор. Так, в главе 7 мы рассказали, как Лесли сочла нужным выйти из ресторана, чтобы подумать, чего ей хочется в плане эмоций и вызвать в себе эти чувства. Как только она восстановила в себе способность выбирать чувства, она была готова вернуться в ресторан, но теперь уже на собственных эмоциональных , условиях. Вот некоторые примеры действий, посредством которых вы можете устраняться из невыносимых, парализующих ситуаций. Вас раздражает и выводит из себя чей-то насмешливый и скрипучий голос. • Переключите все внимание на других присутствующих. • Постарайтесь вычислить, какие паттерны мышечного напряжения порождают столь омерзительное звучание. • Сымитируйте тон. • Вообразите, что данный тон — симптом смертельной болезни. • Уйдите. is • Завладейте взаимодействием, пользуясь своим естественным » голосом. « Вы гостите у друга, квартира которого пребывает в таком запустении, что вы испытываете отвращение и гадливость. • Приберите в квартире. • Выберите себе чистый уголок, который сможете назвать своим пристанищем. • Погасите свет. • Уйдите. • Рассматривайте окружающую обстановку как специально созданное произведение искусства. • Для каждого слоя грязи постарайтесь представить, какие события привели к его накоплению. Вас игнорирует коллектив, и это вызывает у вас чувство униженности и негодования. • Уйдите. • Устройте сцену. • Пошепчите кому-нибудь на ухо. • Наслаждаясь своей невидимостью, понаблюдайте, как забавно ведут себя люди. • Подслушайте разговоры и подумайте, как использовать услышанное. • Отведите кого-нибудь в сторонку и втяните в беседу. Эти примеры приведены ради стимуляции ваших раздумий над рядом возможностей, позволяющих вам просто-напросто прервать ход вещей, заставляющий вас реагировать неблагоприятным и неудачным образом. Теперь вам имеет смысл подыскать несколько примеров невыносимых ситуаций, в которых вы чувствовали и вели себя не так, как хотели. Вы познакомились с процессом создания соответствующих альтернатив, и в следующий раз, оказавшись в эмоционально гнетущей ситуации, сможете воспользоваться следующим форматом. 1. Установите, что именно заставляет вас испытывать неприятную или неблагоприятную эмоцию (то есть идентифицируйте причину). 2. Выберите способ, позволяющий свести эффект этой причины к нулю путем либо а) изменения перспективы, превращения в стороннего наблюдателя или наблюдения за ситуацией из будущего, либо б) переключения внимания на другой стимул, либо в) физического устранения из ситуации. 3. Устранитесь из ситуации способом, который предпочли. Если вы все еще чувствуете себя перегруженным, вернитесь к этапу 2 и выберите другой — возможно, не такой радикальный, — способ ликвидации причинно-следственной связи. 4. При желании, устранив эффект стимула, перейдите к формату «Во время» и другим оценочным подходам. Возможно, что того облегчения, которое вы ощутите, оградившись от причины ситуации, будет достаточно, чтобы почувствовать себя удовлетворенным. В этом случае вы можете остановиться на третьем этапе. Однако прежде чем двинуться дальше, подумайте, не следует ли вам в конечном счете овладеть такой ситуацией - „„ „^„^„т^. ос ппнчинр подчинять себе ваши пеоеживания так, как это произошло. Если вам приглянется подобный исход, вое- 1 пользуйтесь возможностью либо перейти к формату «Во время», изменяя свою эмоциональную реакцию на текущую ситуацию, либо к формату «После», изменяя будущую эмоциональную реакцию на похожую ситуацию. Независимо от того, что вы выберете, — воспользуетесь преимуществом указанных форматов или просто сведете к нулю причинно-следственную связь и обратитесь к другим вещам, — цель состоит в том, чтобы поставить ситуацию под контроль и не давать ей контролировать вас. Реконструкция эмоций Когда в главе 5 мы знакомили вас с временными рамками, мы рассказали о Стивене, маленький сын которого едва не привел его в ярость своей привычкой постоянно встревать в разговор. Затем, когда Стивен уже готов был взорваться, «воображение внезапно перенесло его в будущее. В этом будущем он увидел своего сына уже совсем взрослым человеком, грубым и несдержанным, а потому одиноким и несчастным. Разговор, который пытался поддерживать Стивен, сразу показался неважным. Пламя в его глазах угасло. Он присел на корточки рядом с сыном и стал объяснять ему, что значит быть грубым, и что нужно сделать, чтобы этого избежать». Стивен очень тонко, хотя и непреднамеренно, изменил свое эмоциональное состояние, перенесясь из временных рамок настоящего в рамки будущего. В тот самый миг, когда он изменил временной компонент, его эмоции сместились от нетерпения к терпению. В главе 5 мы также рассказывали о Френсис и ее ссоре с банком. Ей не удалось заставить банк исправить ошибку, так что она была крайне недовольна собой. Но когда друг призвал ее найти в состоявшейся конфронтации хоть что-то ей удавшееся, Френсис вспомнила: «Пусть я перепугалась, но сказала им: "Вы еще меня не знаете", — и ушла». Как только Френсис признала, что добилась маленького успеха, она почувствовала себя удовлетворенной. Многие из нас, как и Френсис, недовольны собой, когда дела идут не так, как нам хочется. Чтобы почувствовать себя удовлетворенной, Френсис пришлось сосредоточить внимание на том, что она сделала для реализации своих ожиданий. Ей это не удавалось до тех пор, пока она не стала разбивать инцидент на все более мелкие фрагменты поведения (разукрупнять), в итоге добравшись до тех паттернов и результатов, которых она все же добилась, и которые принесли ей удовлетворение. Временами бывает, что вам лучше приобретать доступ к эмоции по частям, как это делали Стивен и Френсис, и не погружать- ся в нее сразу, как это происходит при пользовании форматами «Поиск эмоции» и «Самоякорение». Вы можете оказаться настолько захвачены своим эмоциональным состоянием, что вам не удастся из него вырваться и переключиться на желаемые эмоции. Неплохо иметь в запасе несколько способов изменения эмоциональных переживаний, и одним из лучших методов является изменение чувств путем видоизменения ощущений на уровне компонентов. Реконструкция эмоции с превращением ее в более благоприятную требует прежде всего осознания компонентов, значимых для ее возникновения. Одним из простейших способов идентификации компонентов эмоции является постановка вопроса: «По каким признакам я узнаю, что ощущаю эту эмоцию?» и ответ на него. Зная компоненты, вы можете начать экспериментировать с их изменением. Из ранее приведенных в других главах примеров вам известно, что компоненты, лежащие в основе отдельной эмоции, образуют уникальный комплекс взаимно влияющих ощущений. Измените любой из этих компонентов, и ваши чувства тоже мгновенно изменятся. Кроме того, изменения, произведенные в каких-то одних компонентах, окажут более глубокий эффект на изменение отдельной эмоции, чем изменения, произведенные в других компонентах. Мы не предлагаем вам изменять тот или иной аспект внутреннего переживания лишь ради замены вашей эмоции на что-то — «что угодно» — еще. Наверное, вы и сами знаете, какие эмоции вам лучше испытывать вместо тех, которыми вы обременены в настоящий момент. Конечная цель, к которой вы хотите прийти с вашим эмоциональным состоянием, должна быть мерилом для измерения качества вашего переживания, когда вы намереваетесь его изменить. Перестраивая ощущения, задайтесь вопросом: «Это ли я хочу чувствовать, и если нет, то каких качеств мне все еще не хватает?» Знание конечного пункта эмоционального путешествия позволяет вам продолжать приспосабливать эмоции до тех пор, пока вы не добьетесь намеченной эмоции. Представим, например, что вы испытываете нетерпение, а хотите испытывать терпение. Осознав свое внутреннее переживание, вы понимаете, что ваш темп чересчур быстр. Вы также понимаете, что относите достижение цели к очень близкому будущему, тогда как модальностью выступает модальность необходимости («Я должен это заполучить!»). Экспериментируя, вы начинаете с замедления темпа. Это изменяет ваше эмоциональное состояние, но не так, как вы того хотите. Теперь вам нужно добиться цели быстро, одновременно действуя в медленном темпе, что заставляет вас ощутить собственную несостоятельность. Поэтому возобновите як-г-пегшмент и на сей раз переместите исход в более отдаленное будущее. Это изменение в сочетании с замедленным темпом дей- '. ствительно приведет вас к чувству терпения. Можно испытать практически любую эмоцию, набор компонентов которой вы в состоянии описать. На первый взгляд это кажется более сложным и проблематичным подходом к получению доступа к эмоциям, но процесс упрощается уже после нескольких попыток. Выигрыш при использовании данного метода выходит за пределы приобретения доступа к конкретным эмоциям; этот метод также вооружает вас настроем и растущей информационной базой, которые сделают ваше текущее переживание и эмоциональные реакции окружающих неиссякаемым источником новых знаний, касающихся структуры человеческих переживаний. И с этим знанием вы вознесетесь на такой уровень выбора и к такому диапазону эмоциональных переживаний, каких не смогли бы добиться никакими иными способами. Предлагаемые ниже примеры, которые наполнят вас пониманием процесса реконструкции эмоций, вполне заурядны. Мы имеем в виду, что изменения, которым подвергаются компоненты с целью преобразования нежелательной эмоции в желательную, являются теми, в которых нуждается большинство людей, задавшихся целью вызвать указанную желательную эмоцию. Знакомясь с каждым примером, найдите в себе описанные компоненты и посмотрите, как изменятся ваши чувства. Если вы не ощутите эмоцию, которую призван вызвать данный конкретный набор компонентов, то подумайте, чего не хватает, и попробуйте добавить недостающее ощущение. От несостоятельности к состоятельности Вы согласились выступить на совете, но когда обнаружили, что все его члены имеют более высокие ученые степени, чем ваша, чувствуете себя несостоятельным. Часто при создании чувства несостоятельности самым важным компонентом является сравнение того, чем вы обладаете или что можете сделать, с достоянием или возможностями какого-то другого лица. Можно преобразовать это чувство в ощущение собственной состоятельности, напомнив себе о своих возможностях; о прошлых случаях, когда вы демонстрировали свою уникальную компетентность, и т. д., пока не почувствуете, что способны стоять на своем в присутствии этого человека или, в нашем примере, в состоянии выступить в роли члена совета. От перегруженности к ответственной креативности Это было то еще предприятие, но вы все-таки ухитрились подготовиться ко дню рождения вашего ребенка. Однако вы чувствуете, что у вас уже не осталось никаких сил, когда вдруг оказывается, что в гости придет вдвое больше детей, чем вы рассчитывали. Ког-да вы ощущаете перегрузку, ваш темп стремителен, так как вы пытаетесь позаботиться сразу о многом без выделения приоритетов. Вы можете вызвать в себе чувство ответственной креативности, произведя три изменения. Во-первых, сбавьте темп, а после этого выделите приоритеты и последовательности действий при выполнении стоящих перед вами задач. Вы разукрупняете непомерную задачу и затем сосредоточиваетесь только на первоочередных делах. Покончив с одной, вы переходите к следующей задаче: сперва, например, занимаете юных гостей каким-то делом; потом прикидываете, сколько еще приготовить еды для всех неучтенных, находите кого-нибудь, кто пойдет за продуктами, и т. д. Во-вторых, добавьте к критерию «переделать все дела» критерий «переделать весело и с огоньком». Одновременно измените модальность «Я должен/Мне придется» на «Я хочу/Я могу». Сочетание этих изменений натолкнет вас на мысли касательно развлечений и угощения — игр на свежем воздухе, лепки шариков из арахисового масла, выпечки, — которые развлекут и вас, и детей, параллельно оказываясь решением проблемы быстрого приготовления пищи. От тревоги к способности Субботним вечером вы сидите за столом, в тревоге ломая руки, так как в понедельник вам предстоит экзамен, по результатам которого вы либо перейдете, либо не перейдете на следующий курс. Тревога часто возникает, когда вы обращены к будущему, которое, как вам кажется, таит в себе опасность и к которому вы не готовы. Вы можете преобразовать это чувство и ощутить свою квалифицированность посредством того, что, во-первых, будете прислушиваться лишь к тому, что происходит вокруг в данный момент, пока не почувствуете себя в безопасности в настоящем. («Дома тепло и уютно, вокруг меня — любимые картины и книги, у меня есть друзья, люди, которые меня любят».) Затем вооружитесь модальностью «это возможно» и приступите к разукрупнению задачи, думая о путях практической подготовки к встрече с потенциально опасным будущим. («Во-первых, мне нужно достать конспекты и посмотреть, какие темы наверняка прозвучат на экзамене; затем я изучу их в первую очередь; потом, если у меня еще останется время, я смогу перейти к другим возможным вопросам».) От разочарования к фрустрации Сотрудник, на которого вы возлагали большие надежды и имели насчет него грандиозные планы, разочаровал вас, показав, что не способен реализовать ваши чаяния. Когда вы ожидаете чего-то, чего нам по-настоящему хочется, и не получаете этого, результатом мо- жет стать разочарование. Важным компонентом здесь выступает ■ тот факт, что вы больше не видите возможности заполучить желаемое. Помещая желаемое во временной фрейм, включающий будущее (например, говоря себе, что ваш сотрудник пока еще не оправдал надежд), вы, по крайней мере, перейдете к чувству фрустрации. В данном случае это полезный сдвиг, так как фрустрация побуждает вас к дальнейшему преследованию цели: попытаться, допустим, повысить квалификацию вашего сотрудника так, чтобы он в конце концов достиг уровня, которого, по вашему мнению, способен достичь. Если вы хотите перейти от фрустрации к более приятному предвкушению, поищите в прошлом эпизоды, когда ваш сотрудник чему-то учился и повышал свое мастерство. Используя эти примеры в качестве утешения, продолжайте пользоваться временными рамками будущего, но измените модальность «он мог бы измениться» на «он изменится». Это позволит вам рисовать достойные предвкушения картины грядущего. Это также могло бы наполнить вас обновленным чувством энтузиазма и волнения. От разочарования к принятию Ваша дочь-подросток уходит подровнять челку и через четыре часа возвращается с зеленым панковским «ирокезом». Вы можете не захотеть или не быть в состоянии и дальше преследовать результат, погоня за которым принесла вам разочарование. В этом случае вы, может быть, захотите перейти от разочарования к принятию, освобождая себе путь к другим результатам. Вы можете сделать это, переместившись на несколько лет в будущее и после оглянуться на то, чего так и не получили. Оглядываясь на результат, которого вы не добились, делайте его все мельче и мельче в перцептивном отношении, 'все менее и менее важным — до тех пор, пока не почувствуете принятие. Оглядываясь, к примеру, на кричащую прическу дочери из момента, отстоящего от сегодняшнего дня на десять лет, вы увидите, как это событие становится всего лишь одним из многих забавных и курьезных случаев, которыми так богата жизнь подростка. От депрессии к энтузиазму Вы чувствуете, что не делаете ничего стоящего сейчас и, судя по всему, не делали и в прошлом; при взгляде же в будущее все, что вам удается увидеть, — это лишь продолжение прежнего, бессмысленная суета... и это так угнетает. Когда вы испытываете депрессию, дурным выглядит все — прошлое, настоящее и будущее. Чтобы выйти из депрессии, вам нужно начать идентифицировать в настоящем что-то, ставшее лучшим по сравнению с прежними временами. Встройте эту малую разницу в будущее, затем найдите еще что-нибудь, улучшившееся по сравнению со своим прошлым состоянием, и снова встройте в будущее, и т. д. В итоге, действуя таким образом, вы построите будущее, которое развеет вашу депрессию и возбудит энтузиазм. Однако весьма вероятно, что чувство депрессии не сразу сменится энтузиазмом. Вы должны рассудить, что данный процесс сродни подъему тяжелого предмета со дна океана путем закачивания в него все большего и большего количества воздуха. От надежды к ответственности Вы узнаете, что ваш шестилетний сын повинен в мелких кражах и, конечно, надеетесь, что он изменится и избавится от этой пагубной привычки. Когда вам чего-то хочется, но вы пассивно ориентированы на результат, вы наверняка так и останетесь полными надежд на получение желаемого, не считая себя обязанным сделать хоть что-нибудь ради достижения этого результата. Если же вместо этого вы ощутите свою ответственность, то вероятность неких действий, направленных на достижение цели, окажется намного большей. В приведенном примере ощущение ответственности за будущее ребенка побудит вас научить его уважению к чужой собственности. Вы можете переориентироваться на чувство ответственности путем изменения внутреннего «Хочу, чтобы это произошло» на «Это надо сделать» и «Это должен сделать именно я» (модальность необходимости), напоминая себе о других результатах, достигнутых вами в ходе воспитания ребенка, так чтобы суметь сказать себе «Я могу сделать то, что необходимо сделать», а затем перейти к обдумыванию способов достижения результата. От скуки к приятному предвкушению Вы долго едете по малоинтересной местности с непривлекательным ландшафтом и чувствуете скуку. Когда вам скучно, вы пребываете в настоящем, но в этом настоящем не происходит ничего, что могло бы вас заинтересовать. Вы можете преобразить ощущение скуки либо в удовольствие, либо в приятное предвкушение, переключив свое внимание на будущее и фантазируя насчет позитивных будущих возможностей. Если вернуться к примеру с автомобильной поездкой, то вы можете мысленно доставить себя в конечный пункт путешествия, где вас ждут разные приятные вещи. От горя к принятию Вы потеряли близкого человека — кого-то, чье будущее переплеталось с вашим, — и теперь скорбите. Вы можете испытывать скорбь не только при кончине близких, но и при потере работы, дома, мечты или любви. На самом деле, коль скоро мы склонны ассоци- т.ц ировать горе со смертью, многие люди не сознают, что скорбят по поводу потери чего-то еще — например, работы или любви. В состоянии скорби вы вновь и вновь сравниваете то, чего нет в вашем настоящем, с тем, что могло бы в нем быть; и то, чего не будет в вашем будущем, с тем, чем это будущее могло бы стать. Чтобы перейти к принятию, вам нужно построить себе ближайшее и отдаленное будущее, берущее начало в настоящем, построенное из того, что принесет в этом будущее удовлетворение; тех дел, которые удовлетворят вас, и того, как вы будете ими заниматься. В этом случае вы будете внимать одному будущему вместо того, чтобы сравнивать два: будущее «того, что будет», и «того, что могло бы быть». От удовлетворения к восторгу Ваша семилетняя дочь приходит домой с колонкой примеров на сложение и вычитание, которые все решены правильно, и вы испытываете удовлетворение при виде ее успехов. Удовлетворение есть то, что вы чувствуете, когда происходящее в точности соответствует вашим чаяниям. Интенсивность этой эмоции обычно не особенно высока. Если в ситуации, заслуживающей более бурных эмоций (когда, например, ваша дочь овладевает сложением и вычитанием), вы испытываете всего лишь удовлетворение, то интенсивность этого чувства можно взвинтить — быть может, усматривая в этом событии доказательство будущих достижений, одаренности и совершенства вашего ребенка, — пока не начнете испытывать восторг. Проработайте описанные выше примеры, повторите их несколько раз, и вы обнаружите, что очень быстро превратите их в собственные стратегии, предоставляющие вам новый эмоциональный выбор в ранее проблемных контекстах. Предложенное ниже упражнение даст вам возможность испытать на себе реконструкцию эмоций по вашему собственному выбору и поэкспериментировать с ней. 1. Идентифицируйте эмоцию, переживаемую в настоящий момент. (Например: «Я ощущаю любопытство».) 2. Идентифицируйте значимые компоненты этой эмоции, спрашивая себя: «Откуда я знаю, что испытываю именно________, а не какую-то другую эмоцию?» То есть: что именно из того, что вы обдумали — временные рамки, темп, модальность, степень участия, интенсивность, соответствие/несоответствие, сравнение, критерии и размер чанка — играет важную роль в том, что данная эмоция такова, какой ощущается? (Например: «Когда я испыты- ваю любопытство, я отмечаю несоответствие между тем, что я знаю, и тем, что мне явлено; я озабочен настоящим, я чувствую свое напряженное участие, а моим критерием выступает критерий "понимание". Рассогласованность критерий "понимания" и напряженное участие видятся мне наиболее важными».) 3. Измените один из важных компонентов в каком-нибудь количественном или качественном отношении. Если вы прикованы к настоящему, то можете переключить внимание на прошлое или будущее. Если ваш темп быстр, замедлите его; если медленный — ускорьте. Если вы пользуетесь модальностью необходимости («Я должен», «Я обязан»), смените ее на модальность возможности («Я могу», «Я смог бы»); или же наоборот: замените возможность необходимостью. Если степень участия, которую вы ощущаете, отличается активностью, то измените последнюю на пассивность, или наоборот: при пассивном участии превратите его в активное. Вы можете либо повышать, либо понижать интенсивность того, что чувствуете. Если вы присматриваетесь к соответствию вещей, обратите внимание на их несоответствие или сравните их. Вы можете изменить один критерий — то есть то, что является для вас в ситуации важным — на какой-то другой. Или же вы можете оставить прежний критерий, но либо укрупнить, либо разукрупнить его относительно ваших нынешних взглядов на этот критерий. 4. Следите, как ваши эмоции меняются в результате изменений, вносимых вами в компоненты переживания. (Например: «Когда я вхожу в состояние соответствия, я больше не чувствую любопытства, но ощущаю себя мотивированным к какому-то делу. Когда я снижаю интенсивность моего любопытства, оно сменяется заинтересованностью, а когда я ее повышаю, я начинаю испытывать жгучее любопытство. Когда я смещаюсь к пассивному чувству, я ощущаю заинтересованность».) Мы призываем вас почаще повторять приведенное упражнение, затрагивая в нем как можно более разнообразные комплексы эмоций и компонентов. Упражнение может показаться простым, но оно, тем не менее, замечательно просвещает в отношении структуры субъективного переживания. Такого рода экспериментирование бесценно для вас в том смысле, что учит оценивать и опознавать внутренние процессы, порождающие ваши текущие эмоции. Оно, по сути, является основополагающим аспектом подлинного эмоционального выбора. Вот особенно полезный совет для быстрого получения доступа к разнообразным эмоциям для их последующего использования в ходе вышеуказанного упражнения. Подсказкой является форма вопроса, и мы, задавая его, тысячи раз изменяли человеческие эмоции. Мы прибегали к этому вопросу, когда этим людям хотелось почувствовать определенную эмоцию, или когда мы сами хотели, 1, чтобы они ее испытали. Возьмем в качестве примера амбицию. Вопрос звучит так: «Как вы узнаете, что ощущаете в себе амбициозность?» Для ответа человеку нужно вызвать эмоцию прежде, чем он сумеет произвести оценку, необходимую для описания компонентов. Вы можете опробовать данный вопрос на себе. Всякий раз, когда вам захочется вызвать определенную эмоцию, спрашивайте себя: «Как я узнаю, что чувствую себя амбициозным?» (или благодарным, или решительным и т. д.). Начав экспериментировать с эмоцией, вы можете при желании заякорить ее. Приобретя способность моделировать компоненты эмоций, вы сможете воспользоваться представленным ниже четырехэтапным форматом, призванным реконструировать ваши эмоциональные состояния в соответствии с вашими желаниями. Четыре этапа соответствуют стадиям, которые мы обсуждали и на которые ссылались на протяжении всего данного раздела. 1. Осознайте значимые компоненты, лежащие в основе нежелательной эмоции. - 2. Измените качества этих компонентов, по одному за раз.
|
|||
|