Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Leslie Cameron-Bandler Michael Lebeau 5 страница



Эмоции состоят из компонентов, в точности напоминая вече­ринку (гости) и молекулу (атомы). Для каждого из нас любая эмо­ция несет отпечаток нашей индивидуальности; но верно и то, что некоторые компоненты являются общими для всех людей, испы­тывающих данную эмоцию. Общие компоненты эмоций отвечают за насыщение эмоции конкретными характеристиками и эффекта­ми (подобно атмосфере на вечеринке или особенностям молеку­лы). Культурное единообразие компонентов эмоций позволяет по­нимать и колировать то, что мы чувствуем, так, чтобы вооружить­ся эмоциональным выбором.

Вот вам эмпирический пример того, о чем идет речь. Пред­ставьте себе какую-нибудь очень неприятную эмоцию, которую вы испытывали в этом году. Просто подумайте о ней, не надо пережи­вать ее вновь.

Теперь понадейтесь, что больше никогда не испытаете этой эмоции. Прочувствуйте эту надежду целиком, затем обратите внимание на источник, из которого вы знаете, что «надеетесь». Другими словами, как вы узнаете, что испытываете именно на­дежду?

Теперь отступите от переживания и начните предвкушать, что вы уже никогда не испытаете эту эмоцию. Прочувствуйте это пред­вкушение во всей полноте. Затем отметьте, на что похоже «пред­вкушение» и по каким признакам вы узнаете, что испытываете именно это чувство.

Вот несколько примеров предвкушения и надежды: вы пред­вкушаете, как ваш ребенок или супруг(а) вернутся домой, или как вы положитесь на социальные службы после выхода на пен­сию, или как займетесь любовью вечером. Затем понадейтесь, что ваш ребенок или супруг(а) Скоро придут домой, что соци­альные службы вам помогут, когда вы выйдете на пенсию, или что вы займетесь любовью вечером. Обратите внимание, как будут меняться ваши переживания при переходе от предчувствия к надежде. Теперь попробуйте понадеяться, что не будет ядерной войны или что ваш брак продлится долго; а затем предчувствуйте, что не будет ядерной войны или что ваш брак будет долгим. Как переход от надежды к предчувствию влияет на ваши пере­живания?

В чем для вас разница между надеждой и предчувствием? Люди всегда находят между ними значительные различия. Ти­пичным ответом бывает: «Если я предвижу событие, то оно на­верняка произойдет, а если только надеюсь, то еще ничего не из­вестно. И еще: когда что-то предвкушаешь, ты активнее занима­ешься делом».

Как же получается, что предвкушение кажется более надеж­ным и вовлекающим в то или иное занятие, тогда как надежда кажется неопределенной и пассивной? В чем качественное отли­чие одного от другого? На фоне многочисленных различий между этими эмоциями самыми значительными субъективными компо­нентами надежды и предвкушения являются следующие (скоро вы подробнее познакомитесь с этими компонентами).

Предвосхищение                            Надежда

Ощущение активного приближения Ощущение пассивного ожидания к ожидаемому исходу или объекту воображаемого исхода

предвосхищения

Предполагает только одну             Предполагает и тот результат,

возможность или исход                  на который человек надеется, и тот,

которого, как он надеется, не будет

При создании эмоции предвкушения или надежды перечис­ленные в этом списке характеристики подобны конкретному со­ставу гостей на вечеринке или конкретной организации атомов в молекуле. Уникальный состав гостей задает структуру вечеринки, а особая организация атомов задает структуру молекулы. Точно так же перечисленные выше компоненты (другие мы опишем в следующих главах) создают структуру эмоций предвкушения и надежды.

Вышеперечисленные компоненты при дифференциации пред­чувствия от надежды наиболее значимы. Когда мы надеемся на что-то, мы поддерживаем двойной образ того, что может произой­ти: образ, в котором отражается и возможность желательных про­исшествий, и возможность нежелательных. Однако когда мы пред­чувствуем, перед нами стоит образ только одного возможного ис­хода — желательного или нежелательного.

Если вы выполнили упражнение и не почувствовали разни­цы, то вот вам еще один способ ее ощутить. Начните думать о чем-то, что вы предвосхищаете в настоящий момент: например повы­шение по службе. Как только у вас в сознании сложился четкий образ этого события, представьте одновременно, что того, что вы предвосхищаете, не будет: например вообразите повышение и па­раллельно — его отсутствие. Что происходит с вашим предчув­ствием? А теперь подумайте о том, на что вы надеетесь в данное время, а затем исключите все предусматриваемые вами возможно­сти, кроме одной. Что происходит с вашей надеждой?

Надежда и предчувствие субъективно и структурно отлича­ются друг от друга. И, как вы сами себе сейчас продемонстрирова­ли, включение в переживание этих характерных структур создает у вас чувство надежды или предвкушения. Поведение, диктуемое этими эмоциями, также различается. Субъективной реакцией на предчувствие является знание того, что в будущем что-то произойдет «наверняка». Такая эмоция ориентирует вас на подготовку к буду­щему. Неабсолютная природа надежды, однако, заставляет вас бес­покоиться о том, что делать в будущем. Например, многие надеют­ся на мирную жизнь, но мало кто что-то делает для ее установле­ния. Надеясь на мир, люди оставляют возможность и для мира, и для войны. Когда оба варианта будущего кажутся одинаково воз­можными, человек не знает точно, работать ли ему на мир или готовиться к войне.

Точно так же, возможно, у вас есть знакомые, которые наде­ются на повышение и в то же время ничего не делают, чтобы убе­дить начальника согласиться на это. С другой стороны, те люди, которые предчувствуют повышение, уверены в результате и ак­тивно преследуют этот результат или готовятся к нему. Так как в этом случае представляется лишь одна возможность, — неважно, повышение ли это по службе, получение больших процентов от вклада или выигрыш приза, — некоторые умудряются заранее рас­тратить воображаемый выигрыш, часто — с печальными послед­ствиями. Надежда и предвосхищение различны по структуре, и именно в силу этого различия различно и поведение. Как вы дума­ете, сколько людей будут прибирать квартиру, красить стены или клеить обои, покупать кровать, в которой они никогда не смогут

спать, и запасаться пеленками и детской присыпкой, если они лишь надеются на рождение ребенка, а не предвидят этого?

Другим примером скрытой структуры эмоций может послу­жить различие между фрустрацией и разочарованием. Чтобы ощу­тить эту структурную разницу на собственном опыте, подумайте о каком-нибудь недавнем разочаровании (вы не получили повыше­ния, не заметили улучшений в поведении своего ребенка или сви­дание прошло ужасно) и почувствуйте разочарование в настоя­щий момент. Ощутив это разочарование, пожелайте того, чего же­лали вначале, как будто вы все еще можете это получить. Как меняются ваши эмоции?

Теперь подумайте о том, что вас фрустрировало (например отказ в повышении, отсутствие улучшений в поведении вашего ребенка или плохо прошедшее свидание), и почувствуйте эту фру­страцию. Охраняя это чувство, представьте, что сейчас уже невоз­можно получить то, что вы хотели. Каким образом изменились ваши эмоции в процессе выполнения этого задания?

Фрустрация и разочарование — эмоции, которые вы можете чувствовать, когда не получаете чего-то, чего хотели. Чувствуете ли вы одно или другое, зависит от того, сохраняется ли у вас образ будущего, в котором все еще остается возможность получе­ния того, что вы хотели. Если вы продолжаете желать «этого» и продолжаете верить в то, что «это» можно получить, то испытае­те фрустрацию и сделаете что-то, чтобы получить желаемое. Если же вы исключите возможность получения желаемого, то в этом случае будете разочарованы — возможности получить желаемое больше не существует. Разочарованием что-то «заканчивается», и вы стремитесь освободиться от того, что хотели, в то время как фрустрация основывается на вере в то, что вы все еще можете получить желаемое, и тогда вы продолжаете борьбу за достиже­ние цели.

Понимание структуры

В данной главе мы поделились с вами соображениями о том, что отличительные особенности каждой эмоции проявляются в резуль­тате определенного набора перцептивных компонентов, которые и создают индивидуальную структуру эмоции.

Знание и способность конструктивно отреагировать на струк­туру эмоций делает возможным эмоциональный выбор. Мы уве­рены, что если вы попытаетесь это сделать, случившееся покажет­ся вам удивительным, осмысленным и даже знакомым опытом. Тем а „„оиоо л*1_т уптим \г^рл1лтт,гя r тпм. что вы опенили важность по-

нимания структуры для умения реагировать на основании выбора, а не в рутинном порядке. Для такого понимания важны следую­щие ^эи пункта.

1. Знание структуры эмоций ведет к их адекватности

Мало просто иметь доступ пусть даже к богатой палитре эмоций. Как мы уже показали выше, эмоция может быть либо благоприят­ной, либо нет, в зависимости от ситуации, в которой вы ее чув­ствуете. К тому же неуместные эмоции могут привести к скован­ности, нежелательному поведению и неприятным результатам, ко­торых можно было бы избежать. Однако зная структуру эмоции, вы можете определить, когда — то есть в каких ситуациях — конк­ретная эмоция оказывается «лучше» другой.

Например, зная то, что вам уже известно о структурной раз­нице между надеждой и предвосхищением, вы можете с большей осознанностью переходить к этим эмоциям. Вы можете предвку­шать лето, дрожа от холода зимой, предчувствовать увольнение, роясь в бумагах, заваливших ваш стол, предвидеть потребность в отдыхе накануне трудного дня или предвидеть рождение ребенка. Однако на все то, что находится за пределами вашего контроля и ради совершения чего вы не настроены предпринимать какие-то действия, вы предпочтете надеяться. Вы можете надеяться, что трех­палые саламандры будут спасены, что сохранятся ритуальные танцы таинственного ново-гвинейского племени и что ваша дочь посту­пит в тот институт, о котором мечтает.

Все мы способны назвать множество ситуаций, в которых, не­смотря на наше искреннее стремление к обратному, мы реагируем и ведем себя вовсе не так, как хотелось бы. Понимая, каким обра­зом структура эмоций подчиняет себе ваши переживания и пове­дение, вы приобретаете способность целенаправленно удовлетво­рять свои желания и потребности.

2. Знание структуры эмоций дает возможность изменять их

Попадание в «эмоциональный капкан» — распространенное пере­живание. У вас возникает конкретное ощущение, и даже если вы хотите его изменить и знаете, что действительно этого хотите, вы просто не можете освободиться от эмоций, которые поглотили вас. Общеизвестным примером такой эмоции является ревность. Умом вы понимаете, что ревновать нет причин, и даже знаете, что ваше ревнивое поведение ставит под угрозу ваши отношения, но вам все равно не удается от нее избавиться.

Однако вам вовсе не нужно оставаться в плену у эмоций. Зная структуру тех эмоций, которые вас пленили, и, что еще важнее, структуру эмоций, которые вы хотели бы испытывать, вы Може­те по своему усмотрению создать для себя переживания, кото­рые приведут вас к предпочтительным эмоциям. Если вы выпол­нили упражнения из этой главы, то уже сделали это, как мини­мум, дважды.

Познавая структуру эмоций, вы сможете изменять одну эмо­цию на другую и таким образом влиять и на качество ваших пере­живаний, и на характер своего поведения.

3. Знание структуры эмоций обеспечивает доступность любых эмоциональных состояний

Используя пример с разочарованием и фрустрацией, мы показали, что нежелательные эмоции могут быть важными и полезными. Человек, который способен испытывать разочарование, но не спо­собен к фрустрации, может посчитать себя человеком, привыкшим сдавать позиции и отступаться от целей при первой же неудаче. Аналогичным образом тот, кто способен испытывать фрустрацию, но не умеет разочаровываться, может стремиться к достижению целей, которые уже давно сделались недоступными или, по край­ней мере, не стоят прилагаемых усилий.

Фактически все эмоции имеют ценность для той или иной ситуации. Когда эмоция парализует вас, вы оказываетесь в состоя­нии, не соответствующем ситуации (например, вы разочаровывае­тесь, приходя к выводу, что не можете играть на скрипке после недели занятий) или же вы не способны перейти от испытывае­мой эмоции к другим, более благоприятным (например, от разоча­рования к фрустрации и затем — к решимости, когда понимаете, что все-таки не умеете играть на скрипке).

Зная компоненты своих эмоциональных состояний, вы смо­жете понять, почему вы реагируете именно так и никак иначе. Бо­лее того: знание компонентов недоступных в настоящий момент эмоциональных состояний даст вам возможность создавать эти эмоции при необходимости и желании.

Эмоции обладают структурой

Знание структуры эмоций ведет к их адекватности

Знание структуры позволяет вам изменять эмоции

Знание структуры обеспечивает доступ к любым эмоциям

В следующей главе излагаются сведения структурного харак­тера, необходимые вам для того, чтобы избегать эмоциональных

ловушек и строить жизнь в соответствии с эмоциональным выбо- 6l ром. Так как вы уже знаете восемь компонентов, которые являют­ся для эмоций строительными блоками, у вас есть основа для определения оптимальной эмоции в любой ситуации. Вы также узнаете, как выстраивать эти блоки в необходимую вам эмоцию. Другими словами, в мире эмоционального выбора знание — сила. А знание структуры эмоций — величайшая сила.

Глава 5 Фрагменты мозаики

Погода — часть нашей обыденной жизни и влияет на нас во многих отношениях. Хотя некоторые люди делят погоду лишь на прекрасную и скверную, большинство из нас про­водят больше различий, выделяя погоду дождливую, теплую, пред­грозовую, тяжелую, штормовую и ясную. Все эти погодные усло­вия формируются под совместным действием множества факто­ров — влажности, ветра, температуры, облачности, атмосферного давления и особенностей ландшафта. В любой отдельно взятый день погода определяется характером взаимодействия этих факто­ров. Нечто подобное происходит, когда вы готовите еду: результат определяется взаимодействием ингредиентов, времени и способа приготовления, температуры и т. д.

Эмоции, как и погода и приготовление пищи, представляют собой проявление ряда факторов или ингредиентов. Подобно тому как гроза определяется особенностями влажности, ветра, темпера­туры и облачности и как пирог с корочкой получается лишь при определенном сочетании определенных ингредиентов под действием определенной температуры, так и такие эмоции, как тревога и ра­дость, определяются набором мыслительных факторов, которые мы называем компонентами. Фактически все эмоции задаются набо­ром компонентов. Некоторые из этих компонентов эмоций мы про­демонстрировали на примерах в предыдущих главах. В этой главе вы познакомитесь с ними широко и подробно. Возможно, что на данный момент эти компоненты незнакомы вам как сознательно выделенные элементы, хотя они, конечно же, известны вам по лич­ному опыту. Как же, в таком случае, нам подойти к их изучению?

Научение узнавать компоненты, лежащие в основе эмоций, во многом сродни научению различать вкус элементов, которые сме-

-----------------_...... тт—<С,

различать оттенки этого вкуса, был создан оригинальный и эф­фективный комплект, состоящий из четырех пузырьков, каждый из которых содержит беспримесный запах одного из четырех ос­новных компонентов, придающих вкус вину (эссенции фруктовых Сахаров, дубильных веществ, кислот и алкоголя). Идея состоит в том, чтобы человек достаточно хорошо познакомился с запахом и вкусом каждого компонента в отдельности, благодаря чему он смо­жет легко определять разнообразные запахи и вкусы, объединив­шиеся в том или ином сорте вина.

Аналогичным образом, если вы никогда не слышали, как зву­чат отдельные инструменты, образующие оркестр, но слышали толь­ко весь оркестр целиком, вам будет очень трудно выделить от­дельные звуки, издаваемые отдельными инструментами. Вам, мо­жет быть, и известна разница в звучании деревянных и медных духовых инструментов, но пока вы не услышите, как звучат гобой, английский рожок и фагот сами по себе, вы, скорее всего, не суме­ете оценить вклад каждого из них в общую оркестровку Однако едва вы с ними познакомитесь, как сможете и распознать их, и лучше оценить их роль в создании музыкальных эффектов, кото­рые вы слышите.

Только что приведенные нами примеры с вином и оркестром иллюстрируют одну из основ научения: понимание того, что целое образуется знанием и оценкой составных частей. Чтобы оценить содержание последующих глав и извлечь из него пользу, нужно познакомиться с различиями, с которыми мы будем работать. Итак, мы начинаем наш анализ погоды, вкуса и музыки эмоций с анали­за компонентов, которыми они образованы.

Компоненты эмоций

Временные рамки

Модальность

Участие

Интенсивность

Сравнение

Темп

Критерии

Размер чанка

Временные рамки

В течение десяти минут Стивен, наш сотрудник, пытался завер­шить разговор со своей женой, требовавший всего лишь несколь-u-t/ty минут внимания ГТпмрупй йыл иу шестилетний сын Лжей.

перебивавший родителей через каждые тридцать секунд разного рода вопросами, требованиями и жалобами. Сначала Стивен отве­чал сыну как можно короче, так, чтобы можно было вернуться к беседе, но по мере того как тот встревал в разговор все чаще и чаще, нарастало и негодование Стивена. Наконец, очередное вме­шательство Джея неизбежно явилось последней каплей, и Стивен ощутил, что вот-вот сорвется. Пока он смотрел на мальчика сверху вниз испепеляющим взглядом, готовый разразиться гневной тира­дой, воображение Стивена внезапно перенесло его в будущее. В этом будущем он увидел своего сына уже совсем взрослым чело­веком, грубым и несдержанным, а потому одиноким и несчастным. Разговор, который пытался поддерживать Стивен, сразу показал­ся неважным. Пламя в его глазах угасло. Он присел на корточки рядом с сыном и стал объяснять ему, что значит быть грубым и что нужно сделать, чтобы этого избежать.

Что позволило Джею получить от отца не взбучку, а научаю­щий опыт? Первоначальное чувство раздражения Стивена выли­лось в гнев по поводу того, что поведение сына столь бесцеремонно вредило его текущему переживанию. Перемена в реакции Стивена произошла, когда он перешел от своей обеспокоенности настоящим (беседой) к озабоченности будущим (счастьем Джея). Осуществив этот сдвиг во временных рамках, он рассмотрел поведение Джея в настоящем с точки зрения нежелательного будущего, благодаря чему его эмоции тоже сместились и гнев сменился заботой и тер­пением. Когда мы говорим о временных рамках, мы имеем в виду прошлое, настоящее и будущее. Почти все эмоции подразумевают наше обращение к прошлому, настоящему или будущему. На са­мом деле обращение к тем или иным временным рамкам необхо­димо для самого существования многих эмоций.

В качестве примера возьмите что-то, вызывающее у вас чув­ство опасения или тревоги. Если вы прислушаетесь к происходя­щему в вашем воображении, то заметите, что вам кажется, будто это что-то случится либо в ближайшем, либо в отдаленном буду­щем. То есть чувство опасения или тревоги сопряжено с воображе­нием некоей нежелательной возможности в будущем. Неважно, какими путями вы обращаетесь к собственному опыту — вам не удастся найти ни одного примера опасений по поводу чего-либо случившегося в прошлом или происходящего сейчас. Чтобы ис­пытывать опасение сейчас, вам приходится обратиться к времен­ным рамкам будущего.                                     \

Направляя свое внимание к иным временным рамкам, вы мо­жете создавать контраст между эмоциями, который наглядно по­кажет, что вам, чтобы вызывать в себе чувство опасения или тре-

шг-тавнтт, иржелательные варианты событий

в будущем. Минутой раньше мы попросили вас подумать о чем-то, 6 что вселяет в вас чувство опасения или тревоги. Погрузившись в эти эмоции, вы можете изменить ощущения опасности и тревоги простым возвращением сознания к настоящему, вниманием к та­ким фактам, как место, в котором вы находитесь, и события, про­исходящие вокруг вас. Даже когда вы испытываете опасения или тревогу, фактом обычно остается то, что в настоящее время вы в полном порядке. Мы обнаружили типичную ситуацию: вам долж­но быть хорошо в настоящем, иначе ваше сознание не позволит вам отправиться в будущее для нагнетания тревоги. Если вы не вполне благополучны сейчас, то ваше сознание гораздо больше за­нято настоящим, чем рассмотрением неприятных возможностей в будущем.

Возьмем еще один пример: сожаление представляет собой эмо­цию, при которой вы обращаетесь к прошлому, то есть размышляе­те, как могли бы пойти дела или что вы могли бы сделать, но не сделали. Перенося свое внимание в будущее и обдумывая события, которые могут произойти, или дела, которые вы можете сделать, вы, может статься, перейдете от эмоции сожаления к эмоции надеж­ды (попробуйте теперь убедиться в этом на собственном опыте). *

Аналогичным образом, чтобы ощутить скуку или беспокойство, вам следует оставаться во временных рамках настоящего, обращая внимание на то, чего сейчас не происходит. Вы можете перейти от чувства скуки или беспокойства к чувству предвкушения, перенеся свое внимание с настоящего на что-то, чего вы ожидаете в не столь отдаленном будущем. Временные рамки, к которым отсылает эмо­ция, могут иметь значение для определения свойств и воздействия этой эмоции. И если вы переживаете эмоцию, для которой вре­менные рамки являются важным компонентом, то у вас есть воз­можность перейти от этой эмоции к другой путем простого пере­направления своего внимания на иные временные рамки.

Модальность

Рон, участник одной из наших групп тренинга, в отчаянии заявил, что «невозможно избавить мир от голода». Хотя он считал, что «Мете» способны выиграть чемпионат США по бейсболу, женщи­на может стать президентом, а синоптики в состоянии правильно предсказать погоду, он грустно качал головой и настойчиво утвер­ждал, что с голодом в мире никогда не удастся покончить. Мы попросили его представить, будто ООН приняла решение распре­делить проблемы между отдельными гражданами и предоставить тем их решать, и что его выбрали лицом, ответственным за иско­ренение голода. Он не хотел выполнять это задание, но когда по­нял, что был единственным, на кого можно было возложить ответ-

ственность за осуществление этого плана, согласился. Его первой реакцией стал подбор возможных подходов к решению, с посто­янным употреблением таких исполненных надежды преамбул, как «Ну, мы могли бы...», «Наверное, если...» и «Возможно, люди могут...»

Подобно отношению Рона к возможности покончить с голо­дом в мире, наша убежденность в необходимости, возможности, невозможности или важности различных вещей способна оказы­вать сильнейшее влияние на наши эмоции, и наоборот. Вера в то, что дела должны идти гладко, оказывает на наши реакции влия­ние, весьма отличное от того, которое оказывает вера в возмож­ность гладкого хода дел. Аналогичным образом, убежденность в том, что дела не могут идти гладко или что желательно, чтобы они шли гладко, воздействует на нас не так, как убежденность в воз­можности или необходимости этого. Когда ваш субъективный опыт диктует необходимость, или возможность, или невозможность, или желательность какого-то конкретного события, вы действуете ис­ходя из того, что мы называем модальностью.

Некоторые эмоции сформированы модальностями в большей степени, чем другие. Ответственность, например, является эмоци­ей, которая в своих свойствах и эффектах во многом зависит от модальностей. Наверное, вам случалось попасть в ситуацию, где требовалось сделать какое-то дело, и вы даже при недостаточных навыках оказывались среди присутствующих наиболее квалифи­цированным лицом, способным справиться с задачей. В итоге за­дание поручается вам. Столкнувшись с вызовом, вы реагировали и действовали на уровне, намного превосходившем умение, кото­рое вы за собой знали. Ваши достижения в данном случае были результатом того, что вы ощущали свою ответственность.

Вера в то, что «это надо сделать», выражает модальность не­обходимости. «Это должен сделать я» — убеждение, которое тоже основано на модальности необходимости, диктуя необходимость того, чтобы дело было сделано именно вами. Как только вы приме­те тот факт, что задание нужно выполнить, и выполнить именно вам, вы перестанете сомневаться, можете ли вы это сделать или нет, и перейдете к обдумыванию способа сделать это. Когда вы ощущаете свою ответственность, вы исходите из посылки «я дол­жен», и ваше мышление спешит реализовать эту посылку.

Третьим компонентом чувства ответственности является во­прос о вере или неверии в свою способность сделать необходимое (модальность возможности). От ответа на этот вопрос во многом зависит, как вы поступите со своей ответственностью. Если вы считаете, что не можете или у вас нет возможности сделать необ-

•».~*»*»,^*» гт.^ оч оаплатцп ТТРТМ=>Т*ТТРТР ТГ ПТТТ\ПТТРТТ IT ТО ГП^ГТЙРННПИ TJP-

пригодности или к чувству отчаяния, после чего попытаетесь укло- 6 J ниться от выполнения дела. Если же вместо этого вы считаете, что сумеете оправдать надежды, то отреагируете, наверное, ощу­щением компетентности или могущества, после чего начнете вы­полнять возложенную на вас обязанность.

«Это надо сделать» Выполнение или невыполнение дела повлечет за собой определенные последствия
«Я должен это сделать» Я — человек, наиболее квалифицирован­ный (подходящий) для выполнения этой задачи
«Я могу это сделать» Либо я могу сделать это сейчас, либо смогу в итоге

Вы можете проверить необходимость всех этих компонентов для себя лично, подыскав для примера какое-нибудь дело, за кото­рое вы в данный момент несете ответственность, и затем пооче­редно исключив указанные компоненты модальности. Допустим, что вы чувствуете себя обязанным улучшить учебные заведения в вашей округе. Вы можете (хотя бы на минуту) счесть, что эти за­ведения и без того хороши или что изменения никак не скажутся на качестве образования (исключение «необходимости сделать»). Или же вы можете решить, что улучшение учебных заведений яв­ляется делом преподавателей и администраторов (исключение «я должен сделать»). Или вы можете подумать, что ничем не сумеете помочь учебным заведениям (исключение «могу сделать»). В каж­дом случае, как только вы исключаете или сводите к нулю тот или иной компонент, чувство ответственности исчезает, чтобы смениться чем-то иным.

Итак, результатом веры в то, что нечто должно быть сделано, сделано именно вами, и что вы в состоянии это сделать, становится чувство ответственности. Как только вы ощущаете себя ответствен­ным за что-либо, ваше мышление ориентируется только на способ выполнения обязанностей, то есть того, что вам положено сделать. Модальность невозможности сменяется модальностью возможно­сти. Именно так Рон перешел от отчаяния в связи с невозможнос­тью искоренить голод на нашей планете к попыткам найти реаль­ные пути к достижению этого.

Язык часто бывает окном в мир наших мыслей, ощущений и чувств; и набор слов, описывающих модальности, открывает перед нами одно из таких окон. Эти слова служат просто вербальны-

ми выражениями наших убеждений насчет необходимости, воз­можности и желательности чего-либо. Например, когда мы гово­рим, что «обязаны» или «должны» сделать что-то, мы выражаем модальное убеждение необходимости. Такие слова, как «мог бы», «могу» и «может быть, смог бы», отражают модальное убеждение возможности, тогда как «не могу» отражает модальное убеждение невозможности. Убежденность в желательности или нежелатель­ности чего-либо передается такими словами-индикаторами, как «хочу», «буду», «мне следует» и «не буду». Многие из присущих нам всем эмоций, по крайней мере отчасти, являются функцией модальностей, которыми мы пользуемся в то или иное время. Не­которые примеры представлены в приведенном ниже перечне.

Слова-индикаторы Эмоции
Обязан Отчаянная потребность, насущная необходимость
Должен Вынужденность, перегруженность, одержимость
Следует Обязанность
Следовало бы/не следовало бы Вина, сожаление
Мог бы Надежда, оптимизм, осторожность, осмотрительность
Могу Способность, пригодность, уверенность, умение
Может быть, смог бы Ранимость, опасливость, любопытство
Мог бы и сделать Разочарование
Не могу Беспомощность, непригодность
Не может быть сделано Отчаяние, отказ, безнадежность
Хочу Мотивированность, решительность, желание, энергичное стремление, страстное намерение
Буду Упорство, решительность, терпение (когда результат поддерживается), амбициозность (для многих людей)
Не буду Упрямство

Каждое из приведенных здесь слов-индикаторов отражает убеж­денность в необходимости, возможности или желательности чего-либо, и эти модальные убеждения чрезвычайно способствуют возникновению перечисленных эмоций

Как справедливо для всех различий, представленных в дан­ной главе, модальности можно использовать для возбуждения же­лательных или необходимых эмоций. Используя в качестве при­мера «ответственность», вы можете вызвать в себе или в ком-то другом это чувство путем встраивания компонентов необходимой модальности данной эмоции — то есть путем эффективной пере­дачи следующего:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.