Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава первая 1 страница



Глава первая

доши и вкусы

Каждый из нас сохраняет отделенность от других живых существ до тех пор, пока Природа позволяет нам оставаться в живых. Природа предоставляет нам пространство, ограниченное нашей кожей снаружи и желудочно-кишечным трактом изнутри: вот то, что мы можем назвать нашей собственностью. Все, что находится вне кожи, — это часть нашего окружения. Вы — часть моей среды обитания, я — часть вашей. Природа есть сумма всех индивидуумов и того, что их окружает.

В ваш желудочно-кишечный тракт попадают вещества, бывшие прежде частью вашего окружения. Некогда каждое из этих веществ существовало отдельно от вас, обладало собственной индивидуальностью; теперь же оно проходит метаболическую проверку, пытаясь вьщержать экзамен на усвояемость и стать частью вашего существа. Если в вашем желудочно-кишечном тракте произойдет разрыв, некоторые из этих веществ попадут в вашу брюшную полость. Организм распознает эти вещества как чужеродные и отреагирует соответствующим образом. Если позволить этой реакции развиться, она очень быстро убьет вас.

Если облекающая вас кожа перестанет выполнять свою работу, как это бывает, к примеру, при сильном ожоге, в организм проникнут чужеродные «мародеры», что тоже может закончиться смертью. Тем, что мы продолжаем жить, мы обязаны прочности наших границ: кожи и стенок желудочно-кишечного тракта.

Болезни можно рассматривать как существа, обладающие паразитическими намерениями. Некоторые из них, такие как глисты, бактерии, вирусы, имеют коллективные тела и демонстрируют признаки коллективного сознания, подобно общественным насекомым вроде муравьев и термитов. Другие собственным телом не обладают и «завладевают» организмом, чтобы таким образом удовлетворить потребность в индивидуальном существовании. Есть и иные, такие как раковые клетки, возникающие непосредственно внутри тела. Но что бы ни представлял собой агрессор, излечение происходит лишь тогда, когда враждебная сущность изгоняется из организма, а личность его истинного хозяина возвращается к своему нормальному состоянию.

Здоровый организм враждебно относится к чужакам. Несбалансированный же принимает их с распростертыми объятиями, поскольку переваривает пишу неправильно. Расстройство пищеварения влечет за собой появление разнообразных физических и духовных токсинов, которые в своей совокупности на санскрите называются «Ама». Ама служит пищей паразитам и помогает им привольно жить в организме. Несварение возникает из-за дурных привычек питания и дурного образа жизни. Намеренное, осознанное потворство таким нездоровым действиям на санскрите называется «праджнапарада», что означает «преступления против мудрости».

Несварение не позволяет питательным веществам достигать живых тканей и ослабляет иммунную защиту организма. Первым рубежом защиты от паразитических существ служит аура. Второй рубеж образован кожей и стенками кишечника. Третий рубеж обороны — иммунная система — пребывает в ожидании того момента, когда ей придется перехватить и уничтожить любое паразитическое существо, которому каким-то образом удалось преодолеть два других рубежа. Иммунная система, поддерживающая связь и с кожей, и с кишечником, является очень чувствительной структурой, ориентированной на вторгающихся в организм агрессоров. Это хитроумная паутина Т- лимфоцитов, В-лимфоцитов, антител и лимфокинов — чрезвычайно сложная система, управляемая единым хозяином, Ахамкарой.

Ахамкара непрестанно отождествляет себя с каждой из триллионов клеток, образующих тело. Ваша Ахамкара постоянно напоминает каждой вашей клетке о ее сущности — о том, что она является составной частью великого и славного единого существа, то есть вас. Ахамкара отвечает за то, чтобы живыми в вашем организме оставались только те клетки, которые принесли клятву верности своему верховному властителю. Все чужаки беспощадно преследуются и уничтожаются, а мятежники — мутанты, или раковые клетки, — подвергаются безжалостной казни в поучение прочим клеткам, которые могли бы набраться смелости и воспротивиться вашему правлению.

Вы остаетесь живым и надежно защищенным в вашей крепости лишь до тех пор, пока Ахамкара командует ее гарнизоном. Если она получает ранение, у врагов появляется шанс отыскать в вашей обороне слабое место и сразить вас. Когда Ахамкара — страж, заставляющий ваши клетки рабски служить вам, — покидает свой пост, все населяющие вас сущности получают свободу действовать так, как им заблагорассудится, и в итоге вы умираете. Ахамкара — ваша жена, ваша любовница, ваш друг, ваш руководитель и наставник, ваш слуга. Она — все то, что вы есть. И самое главное: она ваша мать.

Ахамкара женственна, поскольку она является частицей Божественной Матери, Богини-Природы. Она — ваша жена, потому что она всегда рядом с вами, она связана с вашим телом брачными узами, обязывающими ее заботиться о вашей душе, которая и есть вы. Она — ваша любовница, потому что только сила ее любви способна связать воедино клетки вашего тела и заставить их действовать как единое существо. Она — ваш друг, потому что она всегда рядом и всегда исполнена сочувствия к вам. Она руководит вами и наставляет вас во всем, что идет вам во благо. В качестве вашего слуги она неустанно заботится о том, чтобы поддерживать ваше существование.

Но в первую очередь этот принцип «создателя Я» — ваша мать, поскольку именно Ахамкара объединяет в единое целое все строительные блоки, из которых вы состоите: Пять Великих Элементов, органы чувств и ум. Древниериши, постигшие этот принцип «Я», поклонялись своим Ахамкарам как матерям, чтобы установить с ними любовные отношения. В своей трансцендентной мудрости риши осознали творческую значимость Матери-Природы. Даже сам Ади Шан- карачарья, который основал десять монашеских орденов, отрекшихся от мирского, и отвергал все общепринятые отношения между людьми, отдал распоряжение, чтобы в его монастырях поклонялись Богине.

Болезни возникают, когда поражена Ахамкара и вследствие этого ослабевает иммунная система. В санскрите иммунитет обозначается словом «вьядхикшаматва», которое буквально переводится как «прощение болезни». Вы сохраняете здоровье лишь до тех пор, пока вы способны снисходительно отнестись к напряжению, которое испытываете, стряхнуть со своих плеч напасти и приспособиться к новой ситуации. Сопротивление переменам всегда подрывает иммунитет. Старая санскритская поговорка гласит: «Кшама ча джана- ни» — «Сущность материнской любви в прощении». Вред, нанесенный матери-Ахамкаре, ослабляет присущую нам способность прощать и предрасполагает к болезням.

Лечение Ахамкары — это высшая медицина. Мудрецы Индии давно поняли, что доброе здравие духа является предпосылкой доброго здравия тела и ума. Здоровый дух означает динамическое равновесие между отдельной личностью, которая должна быть целостной, и космической личностью Природы, — равновесие, возможное лишь до тех пор, пока отдельная личность помнит о своем долге перед Матерью-Природой.

Абсолютным здоровьем могут обладать лишь бессмертные существа, поскольку лишь они наделяют свои Ахамкары такой силой, что становятся неприступными для любых враждебных сущностей. Жившие в Индии риши практиковали длительную аскезу, чтобы полностью пробудить свои Ахамкары и обрести способность управлять ими. В итоге они обретали бессмертие. Желая поделиться своим опытом с другими, они создали систему философского «видения», при помощи которой изучающие аюрведу постигают материальное существование.

Исследуя накопленный ими опыт и прибегая к помощи интуиции, риши поняли, что человеческое сознание, воля и индивидуальность должны являться частью сознания, воли и индивидуальности самой Природы. Утонченность их восприятия позволяла им вступать в контакт с Природой и непосредственно общаться с нею. Одна из первых истин, которые они восприняли, касалась структуры и происхождения Вселенной.

Природа поведала им, что в начале существует Чистое Бытие,

Одно без Второго.

Когда внутри него возникает желание явить себя,

Чистое Бытие разделяется на Сознание и Волю, которые затем совокупляются. Их порождением является

Разум,

который представляет собой силу различения.

Затем разум преобразует себя в Ахамкары, которые создают индивидуальные «Я».

Вселенная наполняется бесчисленными сгустками разума, обладающими собственной индивидуальностью, и все они ищут возможности выразить себя. В соответствии со своими врожденными предпочтениями эти сгустки Ахамкары проявляются как:

волны кинетической энергии — Раджас; материальные частицы потенциальной энергии — Тамас, и субъективное сознание — Саттва.

Раджас представляет собой движение, а Тамас — инерцию. Саттва же — это их равновесие, ибо только сознание способно уравновесить кинетическую и потенциальную энергии. Ахамкара Природы настолько огромна, что способна уравновесить энергии всего космоса. Человеческого сознания достаточно для того, чтобы привести в равновесие собственные энергетические начала человека.

Индивидуальный сгусток «духа», желающий выразить себя, использует субъективное сознание (Саттву) для проявления органов чувств и ума. Дух и ум проецируют себя в физическое тело, созданное из Пяти Великих Элементов, которые возникают из Тамаса. Органы чувств используют Раджас, чтобы проецироваться из тела во внешний мир и воспринимать свои объекты. Тело — носитель ума, инструмент чувственного наслаждения. Ум, утомленный блужданиями вовне, уходит в свое телесное убежище каждую ночь, во время сна. Дух же пребывает в этом убежище постоянно, наделяя тело жизнью, а ум — сознанием.

Пять Великих Элементов

Точно также, как наши тела образованы триллионами самостоятельных клеток, мы сами являемся клетками вселенского организма. Каждый из нас, людей, подобно нашим клеткам, обладает индивидуальным существованием, однако никто из нас не является достаточно «свободным» для того, чтобы жить, не завися от целого. По сути, все, что существует во внешней Вселенной, имеет своего двойника во внутренней вселенной человеческой личности. Каждая космическая сила представлена в ней в видоизмененной форме. Поток питательных веществ, проникающий в клетки тела и извергаемый ими, является аналогом непрерывного потока питательных веществ и продуктов их переработки, втекающего в растения, животные и человеческие организмы и извергаемого ими.

И потому не существует принципиального различия между, скажем, приготовлением пищи в кастрюле на плите и приготовлением пищи в желудке на внутреннем пищеварительном огне. В обоих случаях для облегчения усвоения пищи используется тепло. Во внешней плите используется пламя, во внутренней — кислоты и ферменты, однако принцип остается единым.

Для объяснения того, как связаны внутренние и внешние силы, риши использовали теорию Пяти Великих Элементов (которые правильнее было бы называть Пятью Великими Принципами Материального Существования). Вот эти Пять Великих Элементов:

Земля — твердое состояние материи, основным атрибутом которого является стабильность, закрепленность или жесткость. Земля — это устойчивая субстанция.

Вода — жидкое состояние материи, ее основной атрибут — текучесть. Вода — это субстанция, лишенная устойчивости.

Огонь — сила, которая преобразует вещество из твердого состояния в жидкое и затем в газообразное, и наоборот, увеличивая либо уменьшая относительную упорядоченность вещества. Огонь — это форма без субстанции; его основной атрибут — превращение.

Воздух — газообразное состояние материи, основным атрибутом которого является подвижность, или динамика. Воздух — это существование без формы.

Пространство — это поле, из которого все проявляется и в которое все возвращается; это пространство, в котором все происходит. Пространство (именуемое также Эфиром) не имеет физического существования; оно существует лишь как расстояние, разделяющее материальные объекты.

Тридоши

Эти Пять Элементов сосредоточиваются в трех дошах — Вате, Питте и Капхе, которые, по существу, являются Воздухом, Огнем и Водой соответственно. Вата, начало кинетической энергии тела, связана главным образом с нервной системой и управляет всеми движениями тела. Капха, начало потенциальной энергии, управляет стабильностью тела и его жидкостей. Сферой действия Капхи являются ткани тела и отходы его жизнедеятельности, движением которых ведает Вата. Питта отвечает за равновесие кинетической и потенциальной энергий тела. Все связанные с Питтой процессы подразумевают переваривание, или «приготовление», пищи, даже если речь идет о приготовлении мыслей, образующих порождаемые умом теории. Главная сфера деятельности Питты — это ферментативная и эндокринная системы.

На клеточном уровне Вата вводит в клетки питательные вещества и выводит из них отходы, Питта осуществляет переваривание питательных веществ и обеспечение энергией клеточных процессов, а Капха управляет структурой клетки. В процессе пищеварения Вата пережевывает и заглатывает пищу, Питта ее переваривает, Вата усваивает питательные вещества и избавляется от отходов, а Капха управляет секреторными выделениями, обеспечивающими «смазку» и защиту органов пищеварения. В умственной деятельности Вата занимается извлечением из памяти информации для ее сравнения с новой. Питта осуществляет обработку новой информации и получение выводов, которые Вата затем заносит в память в качестве самых свежих воспоминаний. Капха поддерживает стабильность, необходимую уму для того, чтобы удерживать текущую мысль.

Эти три доши суть силы, а не субстанции. Капха сама по себе не является слизью, она — сила, которая, проецируясь в тело, обеспечивает возникновение слизи. Питта не есть желчь, она — сила, которая обеспечивает порождение желчи. Вата не есть газ, однако усиление Ваты приводит к увеличению образования газов. Вата, Питта и Капха называются дошами, поскольку слово «доша» означает «сущность, которая может разладиться». Когда равновесие между Ватой, Питтой и Капхой нарушается, его утрачивает и организм.

Капха, водная доша, обычно ассоциируется с Элементами Воды и Земли, которым в действительности не свойственно взаимное влечение. Если, к примеру, вы станете сыпать песок в воду, он упадет на дно сосуда и останется там. Сколько бы вы ни усердствовали, песок будет оставаться во взвешенном состоянии лишь то время, пока вы перемешиваете воду. Капха заставляет Воду и Землю, которые в ином случае не стали бы взаимодействовать друг с другом, вступать в должные сочетания и сохранять взаимно удобное для них равновесие.

Капха — это та сила, которую Природа дала нам, чтобы поддерживать в организме должную пропорцию Элемента Земли (твердых веществ) и Элемента Воды (жидкостей). Как только тело обретает излишнюю твердость, обязательно возникают проблемы. Возьмем, к

примеру, почечные и желчные камни. Это сгущения Земли, в которых слишком мало Воды для того, чтобы они могли течь. Точно так же, при избытке в организме Воды и недостатке Земли возникают нарушения вроде отека или водянки. Вода и Земля сохраняют равновесие только при условии, что Капха сбалансирована.

Питта, огненное начало, ассоциируется и с Огнем, и с Водой. В то время как Вода и Земля предпочитают игнорировать друг друга, а при смешивании остаются пассивными, Огонь и Вода — вечные противники. При всякой попытке соединить огонь и воду верх неизменно берет одно из этих начал. Если огня больше, чем воды, огонь выпаривает воду; если воды больше, чем огня, вода, даже доведенная до кипения, заливает огонь. Задача Питты состоит как раз в том, чтобы принудить эту враждующую пару к сотрудничеству.

Весь телесный «огонь» содержится в воде. Желудочный сок, например, представляет собой очень сильную кислоту (pH=2). Она выжигает все, с чем соприкасается, — в точности как открытое пламя или разряд молнии. Кислота — это Огонь, содержащийся в Воде. Когда в этой смеси преобладает Огонь, он выжигает содержащиеся в Воде естественные средства своего сдерживания. Если это происходит в желудке, возникает язва желудка. Когда же преобладает Вода, она гасит Огонь, порождая несварение. Только посредничество здоровой Питты и позволяет поддерживать этот далеко не безмятежный союз между Огнем и Водой.

Воздух и Пространство образуют Вату. Воздух, подобно ветру во внешней Вселенной, способен свободно перемещаться по телу, лишь когда на его пути не возникает препятствий. Ваш дом надежно защищает вас от ветра, если только ветер этот не становится настолько сильным, что рушит стены вашего дома. Подобным же образом недостаток пустого пространства препятствует правильному движению Воздуха, если только Воздух не накапливает силы, достаточной для того, чтобы, сокрушив препятствия, проложить себе свободный путь.

Пространство всегда инертно, Воздух всегда подвижен. Воздух неизменно стремится к расширению, свободному от ограничений. Если эта тенденция становится слишком сильной, разрушаются все ограничивающие структуры, как это происходит, например, при спонтанных переломах тазобедренных суставов, ослабленных остео- порозом. Избыток пустого пространства и недостаток силы движения приводят к застою, имеющему вредоносные последствия для здоровья. Одним примером такого состояния является эмфизема, другим — запор того типа, который развивается вследствие злоупотребления клизмами или средствами для опорожнения толстой кишки. Только здоровая Вата способна поддерживать в равновесии Воздух и Пространство, предоставляя Воздуху должное количество Пространства, в котором он может двигаться.

В основе своей аюрведа — это медицинская система, основанная на качественных оценках. Все объекты во Вселенной, не являющиеся частью нас самих, взаимодействуют со своими двойниками внутри нас благодаря общности присущих им качеств. Эти качества, которыми обладают всякая поглощаемая нами субстанция и всякое осуществляемое нами действие, могут также использоваться для усиления или, напротив, для смягчения природных качеств, или атрибутов, трех дош. Они таковы:

 

Вата Питта Капха
сухая маслянистая маслянистая
холодная горячая холодная
легкая легкая тяжелая
изменчивая напряженная устойчивая
подвижная текучая вязкая
разреженная зловонная плотная
грубая жидкая гладкая

 

Вата обладает всеми теми качествами, которые обычно ассоциируются с воздухом. Она сушит — в точности так же, как даже легкий, влажный ветерок со временем высушивает развешенные на веревках одежды. Она охлаждает — так же, как даже горячий ветер может охлаждать тело за счет испарения воды с кожи. Она огрубляет — подобно тому, как дующие в пустыне ветра делают шершавой и неровной поверхность пустынных скал и холмов. Она неустойчива и переменчива, для нее характерны дуновения и порывы, но не постоянство течения. Ветер не груб сам по себе, равно как ему не нужно быть сухим или холодным, чтобы сушить и охлаждать. Его прирожденные качества берут верх над качествами, заимствованными у окружающей среды.

Подобным же образом и воздействия Питты определяются ее врожденными характеристиками. Она масляниста не потому, что маслянист огонь, но потому, что масла и жиры ярко сгорают в огне. Подобно Огню, она горяча, энергична, легка, а ее текучесть и жидкий характер порождаются тем, что она — Огонь, содержащийся в Воде. Благодаря текучести она поглощает и пожирает пишу, а затем переваривает и преобразовывает ее.

 

Капха обладает всеми свойствами слизи. Она вязкая, что делает ее движение замедленным. Кроме того, она прохладная, тяжелая, мутная, плотная, гладкая, липкая и вялая — все эти качества мы связываем с грязью, субстанцией Земли, взвешенной в Воде. Характерным примером пищи, относящейся к типу Капхи, является йогурт, поскольку он обладает всеми этими атрибутами.

Отметим, что:

И Питта, и Капха маслянисты, а Вата суха; стало быть, сухость является отличительной характеристикой Ваты. Сухость возникает в теле или в уме только тогда, когда образуется избыток Ваты.

Сухость является побочным продуктом движения, которое представляет собой физиологическую функцию Ваты. Неровность избыточной сухости привносит в тело и ум неравномерность.

И Вата, и Капха прохладны, Питта же горяча; таким образом, жар является отличительной характеристикой Питты. Жар возникает в теле или в уме только тогда, когда нарушена Питта.

Жар является побочным продуктом преобразования, которое является физиологической функцией Питты. Напряженность избыточного жара создает в теле и в уме раздражимость.

И Вата, и Питта легки, а Капха тяжела, стало быть, тяжесть является отличительной характеристикой Капхи. Тяжесть возникает в теле или в уме, только когда нарушена Капха.

Тяжесть представляет собой побочный продукт устойчивости, которая является физиологической функцией Капхи. Вязкость избыточной тяжести привносит в тело и ум медлительность.

 

 

Каждая доша, в силу присущих ей качеств, обладает отчетливым сродством с определенными органами тела. Все доши присутствуют в любой клетке, поскольку жизнь без них невозможна, но при этом они имеют тенденцию скапливаться в определенных местах:

Вата и Капха почти полностью противоположны друг другу по свойствам. Капха, представляющая все потенциальные энергии тела, делает возможным накопление энергии. Вата, представляющая все кинетические энергии тела, обеспечивает высвобождение накопляемой энергии. Вата способствует изменениям, однако чрезмерные изменения могут привести к гиперстимуляции. Капха способствует застою, однако чрезмерный застой может привести к вялости. За уравновешивание двух этих диаметрально противоположных сил отвечает Питта.

Вата и Капха скапливаются вблизи друг друга по причинам практического характера. Сердце и легкие находятся в непрерывном движении и, стало быть, требуют постоянной смазки. Движение обеспечивается Ватой, смазка —Капхой. Избыток движения исчерпывает запасы смазки; избыток смазки приводит к тому, что работающий механизм начинает заедать. В суставах смазку и защиту обеспечивает синовиальная жидкость. Головной мозг и спинной мозг, все движение которых сводится к нервным импульсам, плавают в спинномозговой жидкости. Слизь защищает стенки кишечника по всей его длине и делает возможным беспрепятственное прохождение пищи. Движение, стабильность и уравновешивающая их сила — это и есть Вата, Капха и Питта.

Вата, Питта и Капха необходимы для жизни, однако они могут принести и большой вред, если позволить им выйти из гармонии между собой. Подобная ихдвуликость обусловлена тем, что они являются дошами, то есть «сущностями, которые могут выйти из равновесия». Строго говоря, они в этом не виноваты — уж слишком сложную работу им приходится выполнять. Капха должна преодолевать взаимное безразличие Воды и Земли и заставлять их трудиться вместе; Питта должна побеждать естественную враждебность, которую питают друг к другу Вода и Огонь; а Вата вынуждена использовать безразличное Пространство в своих попытках управлять своенравным Воздухом. Учитывая, насколько сложны эти задачи, остается лишь удивляться тому, что дошам вообще удается так хорошо выполнять свою работу.

Поскольку у дош такая высокая реактивность, тело не может себе позволить сохранять их внутри себя долгое время — подобно тому, как непозволительно хранение радиоактивных отходов на атомной электростанции. Поэтому в процессе выполнения ими своих функций организм время от времени исторгает их из себя. Капха непрерывно выводится из тела в виде слизистых выделений, Питта — в виде кислот и желчи, а Вата — в виде газа и мускульной и нервной энергии.

Шесть Вкусов

Регулярное избавление от дош необходимо по той причине, что они непрерывно порождаются нормальными процессами обмена веществ. В каких именно количествах производит ваше тело каждую из дош, зависит преимущественно от того, какой из Шести Вкусов преобладает в вашем питании. Шесть Вкусов, как и три доши, являются производными от Пяти Великих Элементов, и каждый из них помогает поддерживать равновесие дош, выполняя в организме важные функции. Мы пишем их названия с заглавных букв, чтобы подчеркнуть основательность их воздействия на все части организма, а не только на язык. Эти Шесть Вкусов — Сладкий, Кислый, Соленый, Острый, Горький и Вяжущий.

Сладкий. Образованный в основном из Земли и Воды, Сладкий вкус усиливает Капху, ослабляет Питту и Вату и является охлаждающим, тяжелым и липким. Он вскармливает и бодрит тело и ум, утоляет голод и жажду, способствует росту всех тканей.

Кислый. Образованный в основном из Земли и Огня, Кислый вкус усиливает Капху и Питту, ослабляет Вату и является согревающим, тяжелым и липким. Он подкрепляет и освежает организм, способствует удалению отходов, умеряет спазмы и тремор, улучшает аппетит и пищеварение.

Соленый. Образованный в основном из Воды и Огня, Соленый вкус усиливает Капху и Питту, ослабляет Вату и является тяжелым, согревающим и липким. Он удаляет отходы и очищает тело, увеличивает пищеварительную способность и аппетит, смягчает и расслабляет ткани.

Острый. Образованный в основном из Огня и Воздуха, Острый (то есть жгучий и пряный, как красный перец) вкус усиливает Питту и Вату, ослабляет Капху и является согревающим, легким и сухим. Острый вкус вымывает из тела секреторные выделения всех видов и препятствует образованию всех Капха-подобных тканей и секретов, таких как семя, молоко и жир. Он улучшает аппетит.

Горький. Образованный в основном из Воздуха и Эфира, Горький вкус усиливает Вату, ослабляет Питту и Капху и является охлаждающим, легким и сухим. Горький вкус очищает и сушит все выделения, снижает сексуальное возбуждение и гармонизирует организм, возвращая все вкусы к нормальному состоянию равновесия. Он увеличивает аппетит и предотвращает кожные заболевания и лихорадочные состояния.

Вяжущий. Образованный в основном из Воздуха и Земли, Вяжущий вкус (от которого морщится рот) усиливает Вату, ослабляет Питту и Капху и является охлаждающим, легким и сухим. Вяжущий вкус исцеляет, очищает и стягивает все части тела. Он уменьшает количество выделений и снижает сексуальное возбуждение.

Все Шесть Вкусов важны для правильного функционирования организма и попадают в него в основном с пищей. Мой учитель Вима- лананда постоянно подчеркивал: важно не то, что вы едите, а то, что вы усваиваете. Самая здоровая пища на свете обращается в худший из ядов, если вы не способны как следует переварить и усвоить ее. Пищеварение начинается во рту, в тот миг, когда язык ощущает вкусы пищи, — ведь к тому времени, когда пища достигнет кишечника, органы пищеварения должны быть уже готовы к ее приему. Информация о вкусах передается от языка непосредственно в мозг, который и определяет, какие именно жиры, белки или углеводы входят в состав пищи и какого рода ферменты должны выделиться для ее оптимального усвоения.

Едоки, расточающие похвалы вкусным блюдам, хвалят не то, что следует, поскольку на самом-то деле вкус присутствует во рту, а не в пище. Например пища, которую называют сладкой, — это пища, которая большинством здоровых людей и при нормальных условиях ощущается как сладкая. Вкус качественного апельсина воспринимается нормальным языком как сочетание Сладкого и Кислого, однако в зависимости от состояния вашего вкусового восприятия вы можете сегодня ощущать его как более сладкий, а завтра — как более кислый.

Ради эксперимента разрежьте апельсин пополам и съешьте одну половинку. Затем проглотите чайную ложку чего-нибудь сладкого — меда или кленового сиропа, — а после съешьте вторую половинку. Какой бы сладкой ни показалась вам первая половинка апельсина, вторая покажется куда более кислой. Изменилось ваше восприятие

вкуса, а не сам апельсин. То сладкое, что вы проглотили, временно удовлетворило потребность вашего организма в Сладком вкусе. Когда во рту у вас оказалась вторая половинка апельсина, ваш язык оказался безразличен к тому вкусу, которого ему уже более чем достаточно, и выбрал из вкуса апельсина другую его составляющую —■, Кислую.

Еще один пример, помогающий понять внутреннюю природу вкуса, дает лист индийского растения мадхувинашини (это название переводится как «убийца сладости»). Если его пожевать, он на какое-то время лишит вас способности ощущать Сладкий вкус. Даже небольшое его количество делает сахар несладким, так что ваш язык ощутит не вкус, а только фактуру. Поскольку Сладость является единственным вкусовым качеством сахара, он становится похожим на растворимый песок. Яблоки сохраняют Кислый вкус даже после исчезновения Сладости; корень солодки, теряя Сладость, сохраняет большую часть своей Горечи. Впрочем, часть Горечи тоже утрачивается, поскольку этот лист также слегка подавляет и способность восприятия Горького. Сладость и Горечь — это две стороны одной медали.

Вкус не исчезает из пищи даже после того, как вы ее переварите. Каждая из клеток организма обладает зачаточной способностью ощущать вкус, и на каждую из них воздействует вкус, присущий питающим ее веществам. Поскольку каждая из клеток вашего тела воздействует на другие клетки и поскольку все клетки воздействуют на ваши ощущения и на ваш ум, вкус пищи, которую вы съедаете, существенным образом влияет на ваше сознание и здоровье. Вкус преобладает над всеми другими физическими воздействиями пищи на индивидуума, даже над дошами, потому что вкус — это первое, что организм получает от проглатываемой пищи.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.