|
|||
Annotation 96 страницаТри бокала-флюта («флейты») для шампанского. Выдувание, моделировка, шлифовка, гравировка. Россия (по западноевропейским моделям), начало XIX в. Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые. Именно из этих и подобных им бокалов вкушали шампанское люди эпохи Арколе, Маренго, Аустерлица, Ваграма, Бородина, Лютцена.
Три рюмки. Бесцветный хрусталь, винтовой узор, шлифовка. Первая четверть XIX века. Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые.
Чашка и блюдце, принадлежавшие императору Наполеону I и королю Людовику XVIII. Бесцветное стекло, алмазная грань, шлифовка, гравировка. Париж, ок. 1804–1815 гг. Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые.
На французской фаянсовой тарелке под названием «Русские в Турции» (с подписью внизу «Русские встречают непреодолимое препятствие») изображены русские казаки и пехотинец (в каске) времен Восточной войны 1853–1856 гг. (сама тарелка, вероятно, относится к 1854 г.). Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые.
Граф Александр Колонна-Валевский. Фотография. Из книги Э.О. де Лас-Каза «Мемориал Святой Елены» (Милан, 1929, с. 273) — в частном собрании автора. Публикуется впервые. Мало кто знает, но именно сын Наполеона и Марии Валевской в качестве министра иностранных дел Франции (при Наполеоне III) подписал унизительный для России Парижский трактат (1856), подытоживший Крымскую войну.
Уникальная открытка эпохи 1912 года: изображение Наполеона, выложенное в России из живых цветов. В частном собрании Е. Понасенкова. Публикуется впервые. К столетнему юбилею войны 1812 г. Франция и Россия уже успели стать союзниками (на фоне усиления Германии), началась эпоха Антанты. Значительная часть аристократии и интеллигенции были поклонниками императора. Кроме того, до времени сталинской пропаганды образованные люди уже ознакомились с опубликованными документами и исследованиями — и знали, что в войне 1812 г. виноват не Наполеон, а русский царь.
Выпуск Кинемаскопа с анонсом фильма «Дезире» (1954 г.). Из частной коллекции Е. Понасенкова. Как известно, биография и деятельность русского царя и М.И. Кутузова никак не заинтересовали мировое искусство и в том числе кинематограф. Зато Наполеон стал героем множества стихотворений, романов, картин, предметов декоративно-прикладного искусства — и, конечно, кино. Среди прочих, его образ на экране воплощал Марлон Брандо (1924–2004).
Центральная фигура «иконы» Георгия Победоносца, выпущенной ХПП «Софрино» РПЦ (3 разнокалиберных ее экземпляра находятся в моей частной коллекции…), на самом деле является наглым плагиатом со знаменитой картины Луи Давида, изображающей Наполеона на перевале Сен-Бернар. Сложно представить, какое количество успело ему помолиться…
Русского архитектора для создания «православной святыни» в честь войны 1812 г. (Храма Христа Спасителя) не нашлось: в итоге строение проектировал выходец из немецкой семьи К.А. Тон (Thon). Он учился в лютеранской школе, а совершенствовал мастерство (после Академии) в Италии (путешествовал и по Франции). Строительство храма сопровождалось многочисленными коррупционными скандалами. Фото (весна 2017 г.) из архива автора.
Обед участников научной конференции, проводимой Бородинским музеем-заповедником. На переднем плане — доктор исторических наук А.И. Попов (слева) и ученый секретарь Государственного исторического музея А.А. Смирнов. Далее — солдаты, некий странный ряженый тип и участники конференции. Фото автора, сентябрь 2000 г.
Граждане России во время праздника «День Бородина» (не все понимали, что убежавшая до Москвы армия не могла быть победительницей…). А на сидячих местах: иностранные дипломаты, священники и чиновники (и несколько «научных сотрудников»). 3 сентября 2000 г. Фото автора.
«День Бородина», 3 сентября 2000 г. Фото автора. Вариация на тему «Чаепития в Мытищах» — века идут, но ничего не меняется…
Момент, когда во время своего выступления на научной конференции в музее-панораме «Бородинская битва», я сообщил присутствующим о выходе моей монографии «Правда о войне 1812 года». Что до атмосферы в зале, то фотографии здесь бессмысленны. Апрель 2004 г. Фото из архива автора.
C потомком маршала Ж. Ланна — герцогом Роже де Монтебелло. Палаццо Полиньяк, Венеция, сентябрь 2016 г. Фото из архива автора.
Мое недавнее открытие и приобретение: грандиозный живописный портрет полковника гвардии эпохи 1812 года, выполненный в стиле Джорджа Доу (1781–1829). Подобные предметы, аналоги которых находятся в Военной галерее Зимнего дворца, создают аутентичную атмосферу для исследования темы.
Бонапарт. Эта гравюра 1803 года выполнена Шарлем Луи Линже (1748–1819) и продавалась в мастерской автора ее живописного оригинала Ж.-Б. Изабе по адресу: Париж, Галерея Лувра, № 23. Подобные изображения Первого консула были весьма популярны в Европе: они часто украшали дома русской аристократии в период 1800–1812 гг., причем вскоре после войны мода вернулась с новой силой. Живописный оригинал написан Ж.-Б. Изабе с натуры.
Памятник великому поэту Генриху Гейне (1797–1856) работы не менее великого скульптора Арно Брекера (1900–1991), которого очень ценил один известный акварелист. Немецкая открытка с автографом самого А. Брекера из моей личной коллекции. Г. Гейне был большим поклонником Наполеона — «человека идеи» и «идеи, ставшей человеком».
Бюст Наполеона на холме Пинчио в Риме: античный герой Нового времени взирает на покоренный им город. Фото автора, Рим, март 2016 г. Генрих Гейне: «Наполеон не из того дерева, из которого делают королей: он из того мрамора, из которого делают богов».
Наполеон. Литография Луи-Станисласа Марэн-Лавиня (1797–1860) — с бельгийской открытки середины — второй половины XX в. (в коллекции Е. Понасенкова).
Фарфоровая чернильница с изображением фригийского колпака, Париж, мануфактура Куртиля, около 1790–1794 гг. Вероятно, принадлежала одному из членов революционного Конвента. Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые.
Возле Валуева. 8 сентября. Гравюра Х.В. фон Фабер дю Фора. Приводится по изданию: «Русская кампания. 1812», предисловие Армана Дайо (Париж, 1895, с. 160) — в частном собрании Е. Понасенкова. Художник зарисовал с натуры колонну русских пленных солдат, взятых в Бородинском сражении накануне.
Подсвечники. Франция, начало XIX века. Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые.
Косвенным, но категорически показательным подтверждением того, что французская армия не была уничтожена в России, что даже и потери ее не были велики, служит и следующий факт, о котором почему-то не упоминают мои коллеги. Императорским декретом (хранит я в Bibliothèque Nationale de France.) от 12 августа 1857 года Наполеон III учредил Медаль Святой Елены (Médaille de Sainte-Hélène), которой награждались армейцы, служившие во время войн революции и Первой империи (с 1792 по 1815 гг.). Так вот: даже при неразвитости медицины и спустя долгие десятилетия после означенных событий было награждено (все документы именные и они сохранились) не менее 360 000 военнослужащих! Только лишь в одной моей частной коллекции имеется три экземпляра данной медали: вот один из них (публикуется впервые).
Наполеон в образе бога Марса (статуэтка по модели А. Кановы), музей Каподимонте (Неаполь); фото автора, 2015 г.
Наполеон I на поле боя при Фридланде. Художник Орас Верне, 1836 г. Версальский музей. Фото автора, июль 2016 г.
Обложка французского журнала «Традиция» (№ 71, сентябрь 1992 г.). Из частного собрания Е. Понасенкова. Показан момент парадного прохождения современных реконструкторов в униформе солдат Великой армии Наполеона по Красной площади.
Автор подле статуи Наполеона-законодателя (мастерская скульптора Антуана-Дени Шоде (1763–1810), привезена в Россию после войны 1812 г.), музей-панорама «Бородинская битва»; фото из архива автора (фотография сделана старшим научным сотрудником музея — Н.Ю. Шведовой). Несколько лет назад этот самый ценный из экспонатов данного музея, который, однако, всегда хранился в запасниках (зато всякая «квасная» мишура выставлялась напоказ), вытащили из подвала: богатый брат жены бывшего мэра Москвы устраивал выставку, посвященную годовщине коронации Наполеона. Выставка прошла, мэра «ушли», брат его жены сел в тюрьму, но денег на то, чтобы унести мраморного гения-красавца обратно в подвал уже не нашлось…
Дворец Шёнбрунн, Австрия. Фото автора, 2015 г.
Дворец Фонтенбло. Фото автора, июль 2016 г.
Одна из статуй в парке Шёнбрунна (фрагмент). Фото автора, 2015 г.
Париж, июль 2016 г.; фото автора. Так выглядят города, чьи правительства их не уничтожают и не сбегают…
В кабинете Иоанна Каподистрии — министра иностранных дел России в 1816–1822 гг. и первого правителя независимой Греции. Остров Корфу (Керкира), сентябрь 2015 г. Фото из архива автора.
Доклад на заседании Научного Совета РАН «История международных отношений и внешней политики России» на тему: «Заграничные походы Русской армии 1813–1814 гг. и реформирование Европы» (26 июня 2014 г.). Заседание ведет Председатель Научного Совета, д.и.н., член-корреспондент РАН А.Н. Сахаров.
В студии телеканала «Совершенно секретно» после интервью Евгения Понасенкова, посвященного Бородинской битве (ведущий — Д. Губин), 21.09.2017, фото из архива автора.
После лекции, презентующей первый тираж данной монографии (Москва, 18 декабря 2017 года). Фото из архива автора.
|
|||
|