|
|||
Annotation 95 страница
М.И. Кутузов. Миниатюра 1810-х гг. по оригиналу Соломона (Шломо) Корделли. Опубликовано в книге великого князя Николая Михайловича «Император Александр I. Опыт исторического исследования» (Петроград, 1914) — в частном собрании Е. Понасенкова. Этот портрет наиболее точно передает внешность генерала. П.В. Чичагов в письме графу С.Р. Воронцову о М.И. Кутузове: «Что касается интриг, коварства и наглости, это был первый генерал в Европе». Современник 1812 г. и историк Луи Адольф Тьер: «…едва держался в седле, был глубоко испорчен, фальшив, коварен и лжив…»
На этой советской открытке-агитке 1949 года «назначенному» И. Сталиным на роль «великого полководца» М.И. Кутузову написали ошибочный год рождения (1745 — вместо 1747) и вставили глаз, параллельно полностью исказив оригинальный портрет: в итоге вместо «сатира» с большими бородавками и узким лбом (как было на гравюрах и полотнах с натуры) появился героический генерал. Эта почтовая карточка с лозунгом «За нашу Советскую Родину!» находится в моем частном собрании (рядом с документами о кровавом подавлении М.И. Кутузовым бунтов крепостных крестьян; сам же фельдмаршал владел 6567 рабами).
М.И. Кутузов. Гравюра С. Корделли. Приводится по: Отечественная война и русское общество (М., 1912, т. 4, с. 3) — в частном собрании Е. Понасенкова.
Статуи М. Горького и М.И. Кутузова на заднем дворе Третьяковской галереи на Крымском валу, июль 2014 г. Фото автора. Так проходит мирская слава…
Маршал Луи Николя Даву (1770–1823). Гравюра Ланглуа, 1834 г. Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые.
Маршал Иоахим Мюрат (1767–1815), король Неаполитанский. Гравюра Дюрана, 1834 г. Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые.
Маршал Луи Александр Бертье. Редкая юбилейная открытка музея П.И. Щукина, 1912 г. Из личного собрания Е. Понасенкова.
Маршал Мишель Ней (1769–1815). Гравюра Бертонье, 1834 г. Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые.
Карикатура 1805 года, самым точным образом характеризующая происходившее: французы заставили капитулировать армию австрийского генерала Карла Мака — и уже «схватили за волосы» русских, чья армия шла на соединение с австрийцами. При этом англичане (слева на втором плане) теряют свои деньги, выделенные на Третью антифранцузскую коалицию. Эта редчайшая гравюра-современница событий по своему смыслу стоит больше многих книг — и я очень рад иметь ее в своей личной коллекции.
Наполеон в битве при Аустерлице. Художник Франсуа Жерар (1770–1837). Хромолитография на почтовой открытке начала XX века, из частного собрания Е. Понасенкова. В 1805 году Александр I предпринимает поход во Францию, но 2 декабря терпит позорное поражение (поэтому у нас нет ни одной картины, изображающей царя или командующего его армией М.И. Кутузова в этой битве). Имея больше войск и в два раза больше пушек, русско-австрийская армия теряет около 30 000 и 45 знамен. Разгром был таков, что царь бежал с поля боя, потерял свиту, и у него на нервах началась диарея. Его нашли плачущим под деревом. Вся его политика после этого — личная месть Наполеону и желание реванша.
Аустерлицкая битва. Гравюра Дж. Уоллиса. Эта уникальная английская гравюра была создана непосредственно после сражения. На ней представлен эпизод, когда французы сбросили русских в Сачанские пруды. Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые.
Шарль Морис де Талейран-Перигор (1754–1838), предпол. Миниатюра на слоновой кости, 1790-е гг., художник круга Ж.-Б. Изабе. Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые.
Подлинное письмо маршала Франции, начальника Главного штаба Великой армии Луи Александра Бертье от 11 апреля 1807 г. Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые. Этот документ эпохи проникнут удивительной атмосферой: он написан в Главной квартире императора во дворце Финкенштейн; здесь же, буквально в соседних залах, развивался роман между Наполеоном и Марией Валевской. Но уже вскоре предстояло очередное наступление. Упомянутый прекрасный барочный дворец был уничтожен советскими войсками в 1945 г.
Свидание двух императоров. Гравюра Дебре (?), начало XIX в. Публикуется по изданию: Джон Холланд Роуз «Жизнь Наполеона I» (Лондон, 1902, т. 2, вклейка при стр. 128). Из личной коллекции Е. Понасенкова. Я должен напомнить, что в тот момент русский царь лобызал того, кого несколькими месяцами ранее Синод по его же распоряжению объявил Антихристом…
Наполеон в Тильзите вручает орден Почетного легиона солдату русской армии, которого ему представили как самого храброго. Художник Жан-Батист Дебре (1768–1848), 1808 г. Хромолитография на почтовой открытке начала XX века. Из частной коллекции Е. Понасенкова.
Александр I представляет Наполеону казаков, башкир и калмыков русской армии 9 июля 1807 года. Художник Пьер-Ноласк Бержере (1782–1863). Хромолитография на почтовой открытке начала XX века. Из частной коллекции Е. Понасенкова.
Подлинный документ о жизни двора Наполеона: из главной императорской Казны выделяются средства на выступление итальянского музыканта. 1809 год. Подобный предмет: эта бумага с водяными знаками, эстетика почерка, чернила помогают лучше понять атмосферу и обаяние эпохи; я очень рад иметь его в своей личной коллекции. Публикуется впервые.
Мария-Луиза пишет портрет Императора. Художник Александр Мэнжо (1773–1832). С открытки, выпущенной Версальским музеем в начале XX в. Из личного собрания Е. Понасенкова. Историки знают, что Наполеон, у которого появилась двадцатилетняя жена и только что родился сын, совершенно не хотел променять комфортную жизнь среди ампирной роскоши на бивуак. Зато царь Александр, страдая различного рода психическими расстройствами и за 19 лет брака не сумевший произвести ребенка (впрочем, как и вне брака), просто горел манией реванша — и уже с 1810 года русские армии стояли на западной границе.
Императрица Мария-Луиза и Король Рима. Художник Жозеф-Бонифас Франку, прозванный Франк (1774–1833), 1811 г. (картина выставлялась на Салоне). Хромолитография на почтовой открытке начала XX в. Из личной коллекции Е. Понасенкова.
Спальня Александра I в Английском дворце. Почтовая открытка «В пользу общины св. Евгении», начало XX в. Из личной коллекции Е. Понасенкова. Английский дворец был выстроен в Английском парке на юге Петергофа по распоряжению Екатерины II архитектором-палладианцем Джакомо Кваренги. Разрушен во время Второй мировой войны. Заметим: в спальне русского царя нет ни единого «исконно» русского предмета. Вся мебель — в стиле ампир, то есть в стиле Наполеона.
Кабинет Александра I в Большом дворце Павловска. Почтовая открытка «В пользу общины св. Евгении», начало XX в. Из личной коллекции Е. Понасенкова. В кабинете русского монарха также невозможно обнаружить ни одной «традиционно» русской вещи.
Аллегория «Гений», фрагмент. Скульптор Антонио Канова (1757–1822), Рим. Открытка, первая половина XX в. Из собрания Е. Понасенкова. Эта работа А. Кановы была использована в оформлении нахзаца моей монографии «Правда о войне 1812 года» (М., 2004).
Натурщики. Художник Г.И. Угрюмов (1764–1823). Воспроизводится по: Старые годы, 1914, декабрь (вклейка при стр. 32) — в частном собрании Е. Понасенкова). Фактически все русские художники эпохи 1812 года работали в стиле европейского неоклассицизма, учились исключительно на западных примерах. Часто путешествовали и годами обучались в Италии и во Франции.
Барельеф из розового воска. Художник — граф Ф.П. Толстой (1783–1873). Приводится по: Золотое руно, 1908 г., с. 19 — в частном собрании Е. Понасенкова. Автор: вице-президент Императорской академии художеств, масон — член ложи «Петра к истине». Создал серию медальонов, мифологизирующую историю войны 1812 г. — но, как обычно, в стилистике античности и, по сути, наполеоновского ампира.
Ростопчин. Опубликовано в книге великого князя Николая Михайловича «Император Александр I. Опыт исторического исследования» (Петроград, 1914) — в частном собрании Е. Понасенкова. Екатерина II называла его «сумасшедшим Федькой». После войны 1812 г. Ростопчин уехал жить в Париж, а его жена и дочь перешли в католичество.
Д.В. Давыдов. Портрет, выполненный с натуры. Приводится по: Отечественная война и русское общество, М., 1912, т. IV, с. 215. В частном собрании Е. Понасенкова. Показательный факт: деятельность «партизана Д. Давыдова» была в реальности столь незначительной, что не упоминается ни в одном из тысяч французских источников (документов, писем, записок, мемуаров) — ни одного слова.
Д.В. Давыдов. Рисунок тушью и акварелью П. Яковлева, выполнен с натуры. Открытка, СССР, 1937 г. Из частного собрания Е. Понасенкова. Не в пример эффектным портретам, мифологизирующим «партизана» 1812 г., Д.В. Давыдов обладал самой заурядной внешностью.
Карабинер лейб-гвардии егерского полка в зимней форме и егерь 14-го егерского полка в летней форме. Почтовая открытка «В пользу общины святой Евгении», около 1911 г. Из частной коллекции Е. Понасенкова. Сложно сказать, когда появилось слово, начертанное детской рукой (возможно, в эпоху борьбы с символами царского режима), но простому ластику оно не поддалось, а применять компьютерные методы против исторических артефактов я категорически отказываюсь. Из письма Ф.В. Ростопчина жене (1814 г.): «Суди сама, до какого падения дошла наша армия, если старик унтер-офицер и простой солдат остаются во Франции, а из конно-гвардейскаго полка в одну ночь дезертировало 60 человек с оружием в руках и лошадьми. Они уходят к фермерам, которые не только хорошо платят им, но еще отдают за них своих дочерей».
Сытный рынок. Гуашь Карла Фридриха Кнаппе (1745–1808). Этот живописец специализировался на изображениях животных и растений (среди прочего — автор «Flora Rossica»). Открытка, Россия, начало XX века, из собрания Е. Понасенкова. Жарко Петан: «Иные так расхваливают свою родину, что словно мечтают ее продать».
Карта линии фронта и физическое изображение армии Наполеона (при соблюдении масштаба карты), перешедшей Неман летом 1812 года. Мы уже привыкли к эффектным схемам и картам, где огромные и зловещие эллипсы и круги, обозначающие войска Наполеона, перерастают в такие же колоссальные стрелки, пересекающие пространства Святой Руси. Все это называется «нашествием» и «полчищами», которые якобы хотели что-то захватывать. Однако никому до меня не пришло в голову просто посчитать, сколько места займет вся Великая армия в физическом обозначении на плоскости: какое количество русской земли могут собою занять вставшие вместе иностранные армейцы? Так вот: если соединить все корпуса Великой армии (в ровном строю и в одном пункте), то в большом масштабе на компьютере мы видим крохотную точку (под словами «Великая армия» в районе Ковно), а в размерах, которые могут уместиться на страницу данной книги (то есть в том же масштабе, в котором создано большинство карт в школьных учебниках и атласах) — точки даже не видно. Но знайте: под левой ножкой буквы «А» (в слове ARMEE) стоит синяя точка, просто она в данном масштабе обычному глазу незаметна, а нарушать физические параметры, противоречить исторической истине (нарочито увеличивая расчетное изображение) я не могу. Для восприятия иностранной аудиторией план публикуется на английском языке. Уверен, у российского читателя не возникнет проблем с переводом.
Униформа Великой армии. Раскрашенные гравюры 1840-х гг. по рисункам Филиппото. Из личной коллекции Е. Понасенкова.
Подлинные эполеты и награды Юзефа Понятовского. Из редкого альбома Эрнеста Лунинского «Наполеон» (Варшава, 1911, с. 310) — в собрании Е. Понасенкова.
Подлинные пуговицы солдат армии Наполеона 1812 года. Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые.
Схема подвижного амбуланса, придуманного Д. Ларреем для быстрого и менее болезненного перемещения раненых. Из редкой и незаслуженно забытой книги И.А. Кассирского «Ж.Д. Ларрей и скорая помощь на войне» (М.—Л., 1939) — в собрании Е. Понасенкова.
Д.Ж. Ларрей — главный хирург Великой армии. Из книги И.А. Кассирского «Ж.Д. Ларрей и скорая помощь на войне» (М.—Л., 1939) — в собрании Е. Понасенкова. В 1812 году Д.Ж. Ларрей лично спас жизни многим брошенным раненым русской армии. Он, безусловно, достоин того, чтобы в России ему был поставлен памятник.
Генерал Теодоро Лекки (1778–1866) — командир итальянской королевской гвардии в составе 4-го корпуса Великой армии. Художник — предположительно, Андреа Аппиани (1854–1817). Из книги Чезаре Спелланцона (1884–1957) «История Ресорджименто и объединения Италии» (т. 1, Милан, 1933, с. 449) — в частном собрании Е. Понасенкова.
Уникальный перстень с выгравированной датой: «23 июня 1812 года». Это памятный предмет: в нем содержится фрагмент волос капитана Королевской артиллерии Джона Элижа (Элайджа; кстати, этимология фамилии, возможно, французская), погибшего при осаде Саламанки 23 июня 1812 года — как раз в те часы, когда армия Наполеона наводила мосты для переправы через Неман. Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые.
Подлинные монеты 1812 года выпуска: 5 франков серебром (Франция), 1 медный крейцер (Австрия) и 2 медные копейки (Россия). Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые.
Схема переправы дивизий Великой армии в районе Ковно. Из книги П.А. Ниве «Отечественная война» (СПб., 1911, т. 1, с. 46) — в частном собрании Е. Понасенкова.
На берегу Немана 25 июня 1812. Приводится по изданию: Х.В. фон Фабер дю Фор «Русская кампания. 1812», предисловие Армана Дайо (Париж, 1895, с. 2) — в частном собрании Е. Понасенкова. Фабер дю Фор — немецкий художник-баталист, в 1812 г. в звании лейтенанта служил в корпусе маршала М. Нея и точнейшим образом зарисовывал все события с натуры. Его работы — бесценный документ эпохи.
Между Киргалишками и Судервой 30 июня. Приводится по изданию: Х.В. фон Фабер дю Фор «Русская кампания. 1812», предисловие Армана Дайо (Париж, 1895, с. 12) — в частном собрании Е. Понасенкова. В своем дневнике Фабер дю Фор описывает ужасный проливной дождь, который «превратил бивуак в болото». Солдатам приходилось карабкаться на холмы практически без дороги — по топкой грязи, а лошади падали, не в силах тащить орудия.
На бивуаке в армии Наполеона 5 июля 1812 г. Зарисовал с натуры Х.В. фон Фабер дю Фор. Почтовая открытка: Ермоловское юбилейное издание В.Р. Апухтина, около 1912 г. Из частного собрания Е. Понасенкова.
Казаки-мародеры. Гравюра Й.А. Кляйна. Первая четверть XIX в. Отдельный оттиск, в частном собрании Е. Понасенкова. В 1812 г. казаки грабили буквально все, что попадалось им на пути — не только неприятельские обозы, русские села и города, но даже иногда православные монастыри.
«Депутация старообрядцев Преображенского кладбища к Наполеону». Открытка 1912 г. Из частного собрания Е. Понасенкова.
Смоленский бой. Французская гравюра, около 1813–1820 гг. Из личной коллекции Е. Понасенкова, публикуется впервые.
«Наполеон в Смоленске»: гравюра Боссельнама с картины Шасселла. Из альбома Армана Дайо (1851–1934) «Наполеон» (Париж, 1908, с. 159) — в личной коллекции Е. Понасенкова. Оставляя Смоленск, русские генералы подожгли город и мост, армейцы Наполеона принялись его тушить, а сам император оказал помощь жителям. Одной из пострадавших семей Наполеон подарил 1000 франков и позволил назвать ребенка в свою честь.
Подлинная публикация одного из декретов Наполеона (31 июля 1812 г, подписано в Витебске). Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые. Во время Русской кампании Наполеон умудрялся успевать управлять своей огромной империей, ежедневно изучая массу документов и формулируя новые эффективные законы.
Эпизод Битвы при Москве-реке (Бородинского сражения). Гравюра, Франция, 1810-е гг. Из личной коллекции Е. Понасенкова, публикуется впервые. Здесь показана курьезная сцена, когда французский солдат ведет под уздцы русского генерала.
На первой крупноформатной карте из книги (1817 года издания) участника сражения Фредерика Франсуа Гийома де Водонкура (1772–1845) весьма очевидно провальное расположение войск М.И. Кутузова (отмечены черным). Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые. Генерал А.П. Ермолов о Бородинском сражении: «Неприятель одержал победу».
Гравированный план битвы при Москве-реке (Бородино) из мемуаров адъютанта Наполеона Филиппа Поля де Сегюра. Публикуется впервые. Из личной коллекции Е. Понасенкова. На этой карте с ошеломляющей ясностью видно, что пренебрегший серьезной очной рекогносцировкой М.И. Кутузов совершенно не понимал расположения противника и не ведал о его планах, что и привело к фактическому уничтожению 2-й Западной армии П.И. Багратиона (на левом фланге — против основных сил Наполеона) и к тяжелейшему разгрому русских. Половина войск в начале боя была поставлена М.И. Кутузовым супротив пустого пространства. Н.Н. Раевский о Бородине: «Нами никто не командовал».
Медаль, выпущенная во Франции в честь выдающейся победы Наполеона в Бородинском сражении. Из личной коллекции Е. Понасенкова.
Схема амбулансов армии Наполеона на Бородинском поле. Из книги И.А. Кассирского «Ж.Д. Ларрей и скорая помощь на войне» (М.—Л., 1939) — в собрании Е. Понасенкова.
Великая армия перед Москвой. Эта написанная с натуры акварель долгое время хранилась в парижском Кабинете эстампов и никогда не публиковалась в России. На ней хорошо видно образцовое состояние армии (в том числе — кавалерии) Наполеона после Бородинского сражения, в котором русская армия была наголову разгромлена. Из альбома Армана Дайо (1851–1934) «Наполеон» (Париж, 1908, с. 156) — в личной коллекции Е. Понасенкова.
Смерть Верещагина. Картина Лебедева. Опубликовано: Отечественная война и русское общество (М., 1912, т. 4, отдельная вклейка) — в частном собрании Е. Понасенкова. Когда генерал-губернатор Москвы, пламенный «патриот» Ф.В. Ростопчин уже выбегал из особняка со шкатулкой ценностей, во дворе его окружила толпа перепившейся черни, которая была возбуждена его же «афишками». Чтобы как-то отделаться от них, Ростопчин указал на простого студента М. Верещагина (содержавшегося по ложному доносу), как на виновника в капитуляции Москвы (?!). Первым удар саблей нанес подчиненный градоначальника, а затем толпа растерзала юношу и проволокла тело по улицам. Как говорится: «та Россия, которую мы потеряли».
Русские грабят и поджигают Москву. Хромолитография на почтовой открытке (в пользу Михайловского в память Скобелева Общества), Россия, около 1912 г. Из личной коллекции Е. Понасенкова. Маркиз А. де Кюстин: «Историю России прячут от русских и хотят скрыть от всего мира. Воспоминания о том, что происходило вчера, является собственностью императора. Он меняет на свое желание летописи страны и ежедневно раздает своему народу исторические истины, которые совпадают с выгодой момента».
М.И. Кутузову сообщают о том, что Наполеон вышел из Москвы и находится у него на фланге. Хромолитография на почтовой открытке «Акц. Общ. Гранберг в Стокгольме», около 1912 г. В частной коллекции Е. Понасенкова. Когда офицеры просили М.И. Кутузова срочно предупредить движение Наполеона, тот, по свидетельству А.П. Ермолова: «с негодованием плюнул так близко к стоявшему против него посланнику, что тот достал из кармана платок, и замечено, что лицо его имело более в том надобности».
Гвардейские егеря при Малоярославце. Неизвестная картина, обнаруженная мной на почтовой открытке (Франция, первая половина XX в.). Из частного собрания Е. Понасенкова. Публикуется впервые.
Юбилейная открытка 1912 года на тему мифологизированных «партизан» (из частного собрания Е. Понасенкова). Тем не менее физиономии выразительны.
Французы вспоминают свои приключения в России. Иллюстрация из книги Монтгомери Б. Гиббса «Военная карьера Наполеона» (Чикаго, Н.-Й., Л., 1895, с. 236). Из частного собрания Е. Понасенкова, публикуется впервые.
Вступление пленных русских и их союзников (по Шестой антифранцузской коалиции 1812–1814 гг.) в Париж. Гравюра, около 1814 г. Приводится по альбому Армана Дайо (1851–1934) «Наполеон» (Париж, 1908, с. 212; в личной коллекции Е. Понасенкова). Публикуется впервые.
Русские солдаты испытывают проблемы от вшей. Цветная литография Жозефа Луи Ипполита Белланже (1800–1866). Франция. Около 1820–1830-х гг. Из частного собрания Е. Понасенкова, публикуется впервые.
Фарфоровая ваза. Крытье ляпис-лазурью, золочение, цировка. Париж, около 1804–1814 гг. Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые. Эта большая ваза, расписанная античными символами и пятиконечными звездами — один из самых совершенных в моем собрании примеров стиля ампир.
Фарфоровая пара. Копенгаген, около 1810 г. Эти восхитительные предметы в стиле ампир были созданы, по всей видимости, с учетом моделей и узоров, разработанных на парижской мануфактуре Даготи. Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые.
Фарфоровая чернильница с навершием в виде бюста Гомера. Стиль ампир, начало XIX века. Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые.
Фарфоровая чашка с росписью на античные темы. Начало XIX в. Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые.
Фарфоровое блюдце. Севрская императорская мануфактура, 1812 год. Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые.
Фарфоровая ваза. Королевская коронная мануфактура Дерби, Англия, около 1815 г. Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые.
Фарфоровое блюдце с изображением генерала с лентой военного ордена Марии Терезии. Мейсен, период Марколини (1774–1814). Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые.
Высокая рюмка для крепкого ячменного вина — и с масонскими символами. Англия, около 1790-х гг. Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые.
Графин и две рюмки с винтовым узором. Англия, конец XVIII — начало XIX века. Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые.
|
|||
|