Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





С. Ю. Ключников 9 страница



Тот, кто отказался от страстных желаний и не льнет к тем или иным вещам, облегчает себе восприятие истинных значений слов духовных писаний.

В начале практики йогу может показаться, что ум его низ­вергается с высоты и шумит подобно водопаду; в середине прак­тики его ум, словно великий Ганг, течет медленно и мягко. Под конец же он подобен необозримому океану, в котором сливаются в Единое Целое светоносные потоки Сына и Матери.

... Тот, кто отказался от эгоцентрических желаний и не пытается удер­жать то одно, то другое, проникает в истинный смысл духовных писаний... Культивируй в себе такой ум, который не прилепляется ни к чему... Отка­жись от склонности все хватать, откажись от привязанностей... Таков путь к свободе.

Традиция Дхармы, идущая в Японии от Хуэйнэна и других патриар­хов, породила прекрасные образцы литературы, многие из которых так или


Двадцать девятый вечер. Буддийские тропы

иначе отражают проблемы пути просветления. Часто это были очень юмо­ристические миниатюры. Вот, например, притча, иллюстрирующая те же истины не-привязанности и не-прилепления, схваченные в стиле, весьма свойственном Дзэну:

Один университетский профессор нанес однажды визит из­вестному японскому учителю Дзэн и принялся задавать вопросы по поводу этого учения. Учитель по всем правилам этикета при­гласил гостя к чаю и в это время наполнял его чашку. Чашка уже наполнилась, но хозяин продолжал лить как ни в чем не бывало. Профессор с ужасом наблюдал за происходящим и, не выдержав, воскликнул: «Что вы делаете?! Ведь чашка давно полна! В ней нет больше места! » — «Вот-вот, — невозмутимо ответил хозяин. — Подобно этой чашке, вы так переполнены собственными взгля­дами и мнениями, что в вас уже нет места для нового понимания. Чтобы испытать истину, вы должны сначала опорожнить свою чашку».

До тех пор пока у нас остается привязанность к своим мнениям и взгля­дам, мы не сможем испытать истину. «Не занимайтесь поиском истины. Чтобы она проявилась, достаточно перестать дорожить своими мнения­ми». В отпущении привязанности к предрассудкам, к своим собственным предвзятым оценкам и точкам зрения, в ментальной тишине и в молчании ума — вот где развертывается и обнаруживает себя вся Дхарма. Каждый из нас должен опустошить свою чашку — опустошить свой ум от привязан­ности к убеждениям и взглядам.

Имеется особая красота и ясность в этой картине разнообразия тради­ционных выражений Дхармы. Нам, людям Запада, повезло в том, что мы не воспитаны в культуре какой-то отдельной традиции, в культуре, глубо­ко проникнутой определенной традицией и обусловленной ею. Выигрыш в том, что мы более открыты в своем восприятии и в своей оценке каждой из них. И мы видим, что все они указывают на одну и ту же истину — на опыт Дхармы внутри нас самих.

Будда советовал: «Ничему не дарите свою веру только потому, что вам это кто-то сказал, или потому что такова традиция, или потому что вы сами себе это вообразили. Не верьте беззаветно тому, что говорит ваш учитель, даря ему свою веру только из уважения к нему. Но при этом, каков бы ни


Опыт прозрения

был ваш собственный путь, который вы нашли самостоятельно, проделав для этого труд серьезного исследования и поиска истины, — если этот путь ведет к добру и счастью всех созданий, то следуйте именно этим путем, следуйте им с такой же неуклонностью, с какой луна следует тропою звезд».

Вопрос: Мне непонятен призыв отказаться от того, чтобы иметь свои собственные мнения. Я имею в виду мирскую жизнь. Ведь в ней так много ситуаций выбора...

Ответ: В соответствующих ситуациях вы, конечно, должны пользо­ваться тем уровнем мышления, которому свойственны операции разли­чий и предпочтений. Однако, делая это, вы должны понимать, что находи­тесь на концептуальном уровне ума, а не на уровне конечной реальности. С полным правом пользуйтесь дискурсивно-мыслительным процессом, только не становитесь привязанными к нему. Как сказано в Бхагавадгите, действуйте без привязки к плодам действий. Точно так же наш ум может быть свободен от привязанности к различиям и предпочтениям, прибегая к ним, однако, в случае необходимости для отношений с миром.

Вопрос: Что можно сказать о таких активностях, как йога, тай-цзи, гон­чарное дело, ткачество и т. п., — как о части духовной практики?

Ответ: Все в этом смысле становится возможным, когда делается с осознанностью, ясностью и без эгоцентрических стремлений и хвататель­ных импульсов. Тогда весь мир, все его сто тысяч радостей и сто тысяч горестей могут быть испытаны и послужат освобождению. Та или иная деятельность сама по себе не является показателем глубины или поверхно­стности. Показатель здесь один: качество ума в процессе этой деятельнос­ти. Мастер тай-цзи может находиться в совершенной гармонии с Дхармой. Тай-цзи совместимо с совершенным молчанием ума, с совершенным его спокойствием и тишиной. Другой человек будет осуществлять те же самые движения, оставаясь полным страстных желаний и напряжения. Есть мно­го красивых примеров самой разнообразной деятельности, которая может послужить выражением совершенства ума. Очень многое делается возмож­ным, когда ум свободен.

Вопрос: Существует мнение, что в практике, на пути к освобождению, проходят сначала хинаяну, затем махаяну, затем ваджраяну, переходя от одной колесницы к другой, причем на каждом из этих уровней происходят разные вещи. Так ли это?


Двадцать девятый вечер. Буддийские тропы

Ответ: В том смысле, который вы имеете в виду, хинаяна, махаяна и ваджраяна суть этапы нашего пути реализации. По какой из духовных троп ни шел бы практикующий, он обязательно должен будет пройти все эти этапы. Вы можете последовать бирманской традиции, или японской, или тибетской: в русле каждой из них вы пройдете через хинаяну, махаяну и ваджраяну как этапы развития. Путаница здесь возникает потому, что эти термины относят также к различным историческим традициям. Люди пу­тают этапы пути, или стадии развития, с разными историческими и куль­турными выражениями Дхармы. По этой причине данные концепты, ве­роятно, не очень полезны. Путь духовного совершенствования имеет мно­го этапов, и все они должны быть пережиты и исследованы. Снабжать их ярлыками чуждо самому духу пути, а кроме того, это чревато недоразуме­ниями. Есть только то, что есть. А это не что иное, как развертывание Дхар­мы в уме практикующего. Мы проходим через очень большое число опы­тов. И наиболее важны здесь именно эти опыты, а не идеи, мнения и назва­ния, относящиеся к ним.

Вопрос: В разных странах существуют разные традиции, касающиеся медитации. Эти традиции — тоже всего лишь разные способы следования по единому духовному пути?

Ответ: Полное-бодрствование-мысли может быть развито незави­симо от выбранного объекта. Можно развивать фактор осознанности на мыслях, на теле, на внешних объектах, на внутренних объектах, на всем перечисленном сразу или на разных их сочетаниях. Различные методы и приемы суть лишь разные способы развития полного-бодрствования-мыс-ли. Осознанность — вот сущность всех практик, та сбалансированность ума, из которой рождается просветление. Все вещи эфемерны, инсайт мож­но развивать на каком угодно объекте. Вы можете испытать просветление в середине мысли, в середине ощущаемой боли, во время еды, во время ходьбы и вообще в любой момент, так как оно случается при условии сба­лансированности ума, а не благодаря тому, что мы избрали мишенью вни­мания какой-то определенный объект.

Вопрос: Некоторые учителя говорят об опасности психических сил в духовной практике. Что это значит?

Ответ: Да, можно развить особые силы ума. Но это не мудрость. Сила и мудрость — разные вещи. Опасность возникает тогда, когда «силы» ста-


Опыт прозрения

новятся предметом прицельного развития до того, как уже достигнут вы­сокий уровень просветления. В этом случае они просто подкрепляют идею эго и могут быть использованы весьма манипулятивным образом. Эти силы могут служить благотворным целям, если их обладатель имеет прочную основу нравственности и понимания; но особой необходимости в разви­тии этих сил нет. Есть много просветленных существ, не обладающих пси­хическим могуществом, а с другой стороны, есть много существ с мощной психикой, которые, однако, не являются просветленными. У некоторых же есть и то, и другое.

Вопрос: В Дхаммападе Будда часто упоминает состояние при достиже­нии статуса архата. Относится ли это к переживанию состояний просвет­ленности?

Ответ: Да, это относится к тому состоянию, когда в уме полностью искоренены качества жадности, ненависти и замутненное™, что является результатом испытания нирваны. Первый же опыт нирваны, первое про­зрение конечной истины устраняет некоторые загрязнения ума; другие при этом остаются. С дальнейшим продвижением по духовному пути искоре­няются и остальные загрязнения. Архат —■ это тот, в ком искоренены все загрязнения ума. Подобным же образом и идея состояния будды в настоя­щем жизненном цикле тоже означает свободу от алчности, ненависти и замутненности ума. В опыте истины, в переживании ее непосредственной достоверности осознается и постигается единство Дхармы. Развивайте та­кой ум, который не прилепляется ни к чему. В этом суть всех традиций буддизма. Эта способность приходит очень просто в процессе практики.

Вопрос: Что нужно для развития глубоких состояний инсайта? Требу­ется ли для этого что-то необыкновенное?

Ответ: Только одно необходимо для этого: полностью осознавать то, что происходит в настоящем моменте. Если мы связаны хоть малейшим предвосхищением того, что может или должно происходить, мы уже не сможем целиком погрузиться в переживание этого момента. Цель и задача практики — войти в состояние полного-бодрствования-мысли и сохранять его в отношении всех изменяющихся состояний ума и тела, не прилепля­ясь ни к чему, не осуждая ничего, не внося никаких суждений и оценок и ни с чем не идентифицируясь. Таков этот путь от начала и до конца. Затем уже все начинает развертываться само собой, и нам ничего не надо делать,


Двадцать девятый вечер. Буддийские тропы

чтобы обеспечить весь ход вещей. Не испробовавшим этого трудно пове­рить, до чего все это просто. Те же, кто к этому пришел, удивлены этой простотой, и у них часто возникает желание усложнять дело; они полага­ют, что должны испытывать какие-то фантастические ментальные состоя­ния. А все очень просто: надо погрузиться в себя, включить все свое внима­ние и стать самим потоком. Будьте проще и непринужденнее.

Вопрос: Я ожидала, что хотя бы некоторые тропы будут делать акцент на служении другим, оставив на вторую очередь задачу освобождения са­мого себя.

Ответ: Все пути имеют своим центральным пунктом вскрытие ил­люзорной природы концепта «Я» и освобождение от эгоцентризма. Есте­ственным и органическим выражением Дхармы является любовь и состра­дание, помощь другим и забота о других. Это не имеет никакого отноше­ния ни к колеснице, ни к особой духовной тропе, ни к принимаемым обе­там, ибо это есть просто естественное выражение мудрости. Когда мы в практике освобождения освобождаемся от своей привязанности к концеп­ту или представлению, что вот это есть «Я», а вот это есть «другой», то на­чинаем испытывать единение со всеми существами, а уже из понимания этого приходят любовь и служение.

Вопрос: По мере все более глубокого вхождения в практику — снима­ется ли этот вопрос о разных духовных тропах?

Ответ: У моего друга поэта Тома Сэвиджа есть стихотворение, кото­рое заканчивается такими строчками:

Побольше ли, поменьше ль колесница —• Какая разница, коль колесница мчится? Их все равно отправят в игреков За счет их эфемерных седоков!


Тридцатое утро ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Никто не может оставаться на вершине вечно. Он обязательно должен будет спуститься вниз. Но тогда к чему вообще весь труд подъема? А вот к чему. Находящийся на вершине знает то, что находится внизу, но находящийся внизу не знает того, что нахо­дится на вершине. Он карабкается вверх и тогда — видит; он спус­кается вниз — и теряет увиденное из поля зрения, но он — видел! Есть искусство поведения в низших пределах, питаемое памятью об увиденном наверху. Когда тот, кто видел нечто, более не видит этого, он, во всяком случае, знает*.

Теперь перед нами вопрос: каким образом включить интенсивную медитационную практику в ткань повседневной жизни? На известном уровне ответ очень прост: находиться всегда в состоянии полного-бодр-ствования-мысли! Пусть даже действуют отвлекающие факторы и масса внешних раздражителей поступает через сенсорные пути — все равно, если уж нам удалось преодолеть импульсы схватывания и прилипания, суждений и отрицательных оценок, если мы освободились от ожиданий и предвосхищений того, что и как должно быть, то ум наш будет оста­ваться ясным и сбалансированным. Полное-бодрствование-мысли — са­мая прочная защита.

Есть некоторые вещи, которые помогают поддерживать равновесие ума и его тишину. Это прежде всего ежедневная медитация. Два часовых

* Гора Аналогий.


Тридцатое утро. Заключение

(по меньшей мере) сеанса в день будут подкреплять концентрацию и пол­ное бодрствование мысли, которые нам удалось развить в течение этого месяца.

Теперь, после того как мы закончили интенсивный ретрит, сидение по часу или по два часа в день может показаться очень легким. Но с возоб­новлением ваших повседневных дел в миру, поддержание даже такого ми­нимума, при строгой его регулярности, может оказаться довольно труд­ным. Потребуется дисциплина, потребуется усилие. Подарите практике медитации приоритет среди прочих дневных занятий, организуйте свои прочие дела в зависимости от сеансов медитации, вместо того, чтобы втис­кивать медитацию в случайные зазоры между делами. Вы обязательно нач­нете чувствовать, что ваша ежедневная медитация оказывает огромное трансформирующее влияние на всю вашу жизнь.

Вам будет легче, если для ежедневной медитации вы отведете опреде­ленные часы — то время, когда меньше всего вероятность, что вас могут потревожить. Если у вас войдет в привычку сидеть в определенное время суток, вы едва ли пропустите очередной сеанс этой регулярной практики. Очень благотворный момент — утром, как только вы встали: это введет вас сразу в состояние полного-бодрствования-мысли на целый пред­стоящий день, а также —- часок вечером: это лучшее время для снятия на­копившихся за день напряжений и для расслабления ума и тела. Но это может быть и любое другое время, устраивающее вас по тем или иным причинам. Экспериментируйте. Очень важно поддерживать непрерыв­ность практики. Регулярная практика медитации — фактор неоценимой важности.

Есть и другие вещи, делая которые, вы интегрируете практику в свою жизнь. Дарите полную осознанность некоторым действиям, которые вы совершаете ежедневно, например — еде. Попробуйте один из приемов нищи в день отметить полным молчанием. Это будут минуты развития ясной осознанности. Более того, они превратятся в сильный фактор про­бужденное™ и закрепления тенденций, которые специально культивирова­лись вами в течение этого месяца. Повторением упражнения на развитие полного-бодрствования-мысли вы будете каждый раз возвращать себе на­копленную силу прошлой практики.

Одна из наиболее распространенных форм нашей повседневной ак­тивности — простая ходьба. Превратите ее в основу для медитации. Во


Опыт прозрения

время ходьбы нет необходимости в таком замедленном шаге, как вы это делали здесь: «поднятие — вперед — опускание», кроме, конечно, случаев, когда это делать удобно. Вы просто можете осознавать все свое тело в его движении или осознавать прикосновение ноги к опоре при каждом шаге. И в этом случае — тоже экспериментируйте.

В моменты стресса или напряжения в течение дня вспомните о дыха­нии. Прикрыв глаза и ничем не показывая вида, что вы медитируете, по­грузитесь в то особое внимание, которое находится внутри связанных с дыханием ощущений: «наполнение — опадание» или «внутрь — наружу». Подышите так несколько минут. В результате этого приема ум станет сконцентрированным и спокойным.

Через какое-то время вы обнаружите, что полное-бодрствование-мысли станет следовать за вами, что бы вы ни делали. Дхарма есть вся тотальность нашей жизни. Она не означает лишь специальных сеансов медитации или ретрита. Дхарма есть все, и все есть Дхарма, и мы должны жить в гармонии с этим пониманием.

Могущественны семена мудрости и сострадания, посеянные и куль­тивируемые. Они принесут плоды, будут приносить их в самых разнооб­разных и неожиданных формах. Порой, когда вы почувствуете, что меха­нически вовлечены в рутину мирских отношений, мыслей и страстей, ког­да окажетесь пойманными на крючок своего я-концепта, вас вдруг осенят моменты ярчайшей осознанности, в которые вы ясно увидите и себя, и всю эту мелодраму. Будьте же просты и непринужденны. При молчаливом и мирно настроенном уме происходит самое важное — естественное развер­тывание Дхармы.

Имеются также вещи, вспоминание и памятование которых помогает нам в наших усилиях жить в гармонии с Дхармой от момента к моменту. Первая из этих вещей — истина об эфемерности, бренности, преходящно-сти. Помните и о своей приближающейся и неминуемой смерти, и об из­менчивой природе всех феноменов — таких, и уже иных в каждый момент. Пребывайте в осознании этого потока и того факта, что все непрерывно изменяется, и тогда ум ваш будет спокоен и уравновешен в любых ситуа­циях. Вы обнаружите, что стали меньше судить и себя, и других, и в вашем восприятии снизится число жестко классифицируемых категорий людей и ситуаций. Вы испытаете радостную возможность жить более открыто и с меньшей привязкой к своему эго, реагируя спонтанно и творчески на каж-


Тридцатое утро. Заключение

дый момент и не нося с собой повсюду обременительного груза проекций и готовых суждений из прошлого.

Вторая вещь, о которой желательно почаще вспоминать, — это лю­бовь и сострадание. В своих отношениях с родителями, друзьями, незна­комыми — помните, что на самом глубоком уровне нет ни «Я», ни «дру­гих», ни «нас», ни «их»: есть только одно целое, единство пустотности. И из этой пустотности излучается на всех существ любящая доброта. Многие вызывающие боль моменты в наших отношениях с другими отпадают сами собой, когда мы практикуем и актуализируем в своей жизни любовь и со­страдание.

Будда приводил один пример, подтверждающий своей аналогией ту истину, что добрая открытость ума помогает нам оставаться миролюби­выми и уравновешенными. Если вы положите ложку соли в стакан воды, вкус воды изменится — она станет соленой. Но если вы бросите то же са­мое количество соли, а то и во много раз большее, в целый пруд, вкус воды останется неизменным. И точно так же, когда ум наш напряжен и жестко ограничен, то любой ранящий элемент оказывает сильное раздражающее влияние. Если же ум просторен и открыт, то даже сильнейшие негативные факторы бессильны вывести его из равновесия. Любящая доброта — со­стояние, проникнутое мягкостью и нежностью, готовностью обнять весь мир, и мы можем наполнить всю свою жизнь этим великим чувством.

Третье, о чем следует себе напоминать, — это смиренность, или не­видимость. Вовсе нет надобности в том, чтобы принимать в этом мире этакую позу господина Ясномудрого или госпожи Одухотворенности. Ни­чего специфического не надо. Вот как писал Чжуан-цзы:

«Человеку, в котором Дао не встречает помех своим тенден­циям, свойственно идти по жизни безобидно, никому не вредя, — и при этом не думать о себе как о человеке " добром" и " мяг­ком".

Человеку, в котором Дао находит простор для раскрытия сво­его закона, чужда забота о своих интересах. Но он далек и от того, чтобы презирать людей, погрязших в таких заботах.

Он не суетится и не пыжится, добывая деньги и богатство, но и не делает из нищеты добродетели.

Он идет своей дорогой, не полагаясь на других, но и гордос­ти независимого одиночества не ведает. Он не идет за толпой и не


Опыт прозрения

осуждает идущих за нею. К званиям, наградам и власти он равно­душен — и при этом не глядит свысока на «великих мира сего».

Условности позора и стыда не влияют на его отношение к другим и его собственных шагов не определяют. Он не занят веч­ной проблемой: что право, что неправо, кто прав и кто неправ, — и не стреляет пулями ответов — " Да! " или " Нет! "

И поэтому древние говорили, что человек Дао всегда остает­ся неизвестным, ибо истинная добродетель не оставляет следов. Отсутствие " Я" — вот истинное " Я". И самый великий человек — Никто».

Вам предстоит открыть (и оценить полезность этого открытия): чем более вы незаметны, чем более вы невидимка, тем проще, тем свободнее ваша жизнь. И снова послушаем Чжуан-цзы:

Когда, борясь с волной, гребец чрез реку правит, И вдруг пустая лодка его ударит в борт, То, даже если он гневлив и необуздан, Он не впадет в бессмысленную брань. Но если в лодке той он видит человека, То зычно завопит, чтоб в сторону свернул! А если тот не смог иль крика не услышал, Он снова закричит, проклятьем разразясь. Все оттого, что в лодке кто-то есть. А будь она пустой какой же смысл кричать, Ругаться, угрожать, выплескивая ярость? И ты, о добрый друг, коль можешь свою лодку В пустую превратить, отрекшись от себя, Спокоен можешь быть, плывя рекою жизни: Тебе нет недругов. А ты всей жизни друг.

Опустошите свою лодку, идите по жизни открыто, пустотно и любя­ще, и тогда не пресекут вам путь ни конкурент, ни завистник, ни обидчик случайный: вы для них не существуете, они пройдут сквозь вас, как через ясный воздух.

Многие из вас спрашивали, как рассказывать другим людям о Дхарме. Одним из наиболее важных качеств, которые надо в себе вырабатывать для сообщения другим знания Дхармы на всех уровнях, является умение пра-


Тридцатое утро. Заключение

вильно слушать, быть чуткими к настоящей ситуации и к другому челове­ку — к собеседнику. Своя особая для каждого случая форма общения стано­вится ясной лишь тогда, когда вы создали в себе эту ментальную тишину и потому действительно прониклись полным вниманием. Не нужно придер­живаться какой-то определенной вербально-логической формы выраже­ния Дхармы или заранее продуманного поведения. Вообще ничего не надо «придерживаться». Порою все, что требуется, это вполне обычная беседа, просто разговор, непринужденный и ничем не усложненный. Но с вашей стороны потребуется все-таки большое искусство, связанное с умением слушать другого. Будьте открыты и всеприемлющи по отношению к дру­гим. Лишь при условии чуткой восприимчивости и незаполненности са­мими собой, то есть при условии реализованной пустотности, становится возможным широкий диапазон понимания и процесс передачи знания.

Буквальное значение слова Випассана — ясное видение вещей, подра­зумевая не только свой ментально-телесный процесс, хотя именно он фун­даментален, но и вообще все: других людей, отношения, ситуации. Избран­ный нами Путь — это жизнь, в которой нет места ни алчности, ни ненави­сти, ни обмана или самообмана, ни сонной замутненности ума. Это жизнь, проникнутая полной осознанностью и состоянием распахнутой пробуж­денное™; ее закон — любовь, ее оборона — невозмутимость. Мы — исти­на, находящаяся в самораскрытии. Один месяц ретрита или вся жизнь, по­священная практике, суть лишь самое начало пути к внушающей благого­вение цели — истинному пониманию всего сущего.

Большое знание — всеобъемлюще, малое знание — огра­ниченно. Большие слова вдохновляют, слова маленькие оставля­ют всех на уровне болтовни. В моменты ясной пробужденности ума наши сенсорные врата распахнуты, взывая к познанию и со­средоточенности. Но мы тут же вовлекаемся в маленькие дела, и пробужденный на миг ум наш отвлекается от созерцания вели­ких вершин. Мы барахтаемся в повседневности — пленники ма­лого. Нас терзают колебания, мы зачастую неискренни, а порой обременяем свой ум целой системой маскирующей лжи. Малень­кие страхи держат нас в состоянии беспокойства, большие страхи приводят в панику. Слова свои мы бросаем, как стрелы, будто нам дано знать, что истинно, а что ложно, кто прав, а кто неправ. Мы


Опыт прозрения

судорожно вцепляемся в свою точку зрения, точно все зависит от нее. А между тем даже эти, столь дорогие для нас наши мнения непостоянны, подобно временам года, — они постепенно размы­ваются всеобщим потоком — и вот уже поглощены временем. Мы сами пойманы этим потоком — и не можем, не можем вернуться вспять. Но в то же время мы к чему-то привязаны узлами и сами превращаемся в узлы, как забитое нечистотами дно сточного люка. И поток влечет нас все ближе и ближе к смерти, и нет пути назад, нет возврата в свою столь осязаемую еще недавно юность. Радость и ярость, счастье и печаль, страх и надежда, нерешительность и сила, смиренность и своеволие, энтузиазм и дерзость — все, изо дня в день, непрерывным бурлящим каскадом возникает перед нами и в нас, точно звуки музыки из пустого тростника, точно грибы из теплого мрака земли. И никто не знает — откуда все это? Но пусть этот вопрос вас не тревожит. Предоставьте этому просто быть! Возможно ли понять все за один день?


Джозеф Голдстейн

ОПЫТ ПРОЗРЕНИЯ:

Простое практическое руководство к буддийской медитации

Над книгой работали:

Главный редактор

С. Ю. Ключников

Ответственный редактор



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.