Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





С. Ю. Ключников 4 страница



Третий вид привязанности — это различные ритуалы и обычаи, на­пример думать, что достаточно покурить ладаном или поставить на ал­тарь свечку — и все будет хорошо. Сюда относятся все чисто внешние прак­тики, осуществляемые людьми, все церемонии, молитвы, мантры, от ко­торых ожидается облегчение страданий. Но даже привязанность к практи­ке, целью которой является освобождение от привязанностей, любое само­довольство в преследовании, казалось бы, самых духовных целей, любой вид духовного материализма (т. е. акцент на внешней, вещественной, сто­роне духовной практики) — суть уже оковы, кандалы, наручники. Все по­добные привязанности являются сильнейшими путами.


Опыт прозрения

Четвертая привязанность — самая коварно утонченная, наиболее глу­боко обусловленная внешними впечатлениями. Это привязанность к вере в некоего «самого себя», в пресловутого «Я», в «меня» и в «мое», это вера в то, что существует некоторая незыблемая сущность в потоке ментально-телесного процесса, которая чем-то распоряжается и в горделивой автоном­ности «испытывает» все происходящее. Именно из-за этой веры или убеж­дения, и с целью удовлетворить и ублажить то самое «Я», мы вовлекаемся во всякого рода недоброкачественные поступки, всевозможные проявле­ния жадности и ненависти, разные виды иллюзий и ослепленности — все это ради удовлетворения мнимого хозяина, якобы сидящего внутри, но в реальности даже не существующего. Наша привязанность к концепту «Я» столь велика, что исключительно все, что бы мы ни делали, вращается вок­руг него как абсолютного центра. Это еще больше делает нас пленниками нерасчленимой глыбы нашей боли.

Вторая благородная истина, представшая Будде в его про­светленности, — это причина страданий: желание и привязанность. Жела­ние чувственных удовольствий, зависимость от сформулированных взгля­дов и мнений, наивная вера в то, что соблюдение обычаев, ритуалы и цере­монии могут принести облегчение страданий и, конечно, самая сильная наша привязанность — наш концепт «самих себя», то самое «Я». И при всем том не существует в природе никакой силы или власти вовне, которая держала бы нас привязанными к колесу жизни и смерти. Эта привязь, этот колышек с веревкой, как для козы, находится только в нашем уме.

Есть один вид капкана, который применяют в Азии для ловли обезь­ян. К дереву или колышку веревкой привязывают кокосовый орех, из ко­торого через узкое отверстие вынимают его содержимое, а внутрь кладут какое-нибудь обезьянье лакомство. Отверстие в орехе как раз достаточно широко, чтобы обезьяна могла всунуть в него руку, но кулак с захвачен­ным лакомством оно (отверстие) назад уже не выпускает. Обезьяна чует сладкое по запаху, быстро проделывает операцию засовывания в эту щель своей руки — и она в плену. Когда приходят охотники, обезьяна мечется, дергается, скулит, но не может догадаться разжать кулак. Ничто не держит ее в капкане, кроме силы ее собственной привязанности к сладкому. Столь могущественна сила алчности, что очень редкая обезьяна может отказаться, «отпустить». Точно так же именно желания, как сжатый в нашем уме ку­лак, схвативший приманку, удерживают нас в нашем капкане. Все, что нам


Четырнадцатый вечер. Четыре благородные истины

надо, это раскрыть руки, отпустить свое эго, отказаться от привязанностей — и мы свободны.

Третья представшая Будде в его просветленности благородная исти­на — это конец страданий, конец боли. Это нирвана, состояние за преде­лами ментально-телесного процесса, недоступное страданию, которое этому процессу внутренне присуще. Свобода. Умиротворенность. Безмя­тежность. Освобожденность. Облегчение. Низложение бремени, натру­дившего спину.

Есть два вида нирваны. Первая — это нирвана, характеризующая от­дельные моменты, это бегущая из момента в момент, достигаемая от мо­мента к моменту освобожденность от загрязнений, освобожденность от жадности, ненависти и ментальной слепоты, последовательное гашение от момента к моменту этих обжигающих огней. Каждый момент свободы от загрязнений есть момент спокойствия и умиротворенности. Второй вид нирваны — это состояние, находящееся целиком за пределами процесса, это избавление от бремени страданий, это погашение всех костров, терза­ющих нас ожогами.

Для сравнения приведем такой пример. В пустыне, где мало воды, мало пищи и нет защиты от палящих лучей солнца, живут какие-то люди. Они привыкли к этим условиям, не знают, что может быть как-то иначе, и по­тому считают, что обиталище их вполне удовлетворительно. Но вот один из них попадает в другую страну, где блаженная прохлада, и всего в из­бытке, где есть и вода, и пища, и убежище от зноя и непогоды, и тогда он осознает, в каких ужасных и нищенских условиях он жил до этого. Так и в сравнении с нирваной, ее миром, тишиной и молчанием, бесконечный мен­тально-телесный процесс с его нескончаемой вереницей терзаний, возник­новений и исчезновений — предстает как великое бремя и великое страда­ние. Третья благородная истина есть опыт, указанный Буддой в его словах о том, что нет счастья более высокого, чем мир и покой.

Будда указал также путь к этому опыту. Это отнюдь не таинственное учение, предназначенное лишь для немногих. Четвертая благородная ис­тина в учении Будды как раз и есть тот благородный Восьмеричный путь, следуя которым человек может освободиться от своего бремени.

Путь этот не содержит в себе ничего экстремального. Он чужд необ­ходимости самоистязаний. Он не требует суровой жизни в пещере и ухода от людей. Это не путь умерщвления плоти. Однако это и не путь поблажек


Опыт прозрения

себе и погрязания в чувственных удовольствиях, которые держат нас на привязи — пленниками колеса сансары. Это — срединный путь. Здесь от человека ожидается постоянная осознанность себя и всего происходящего. ГТробужденность, полное-бодрствование-мысли, сбалансированность. Пре­одоление рабства обаяния. Отказ от осуждения. Возвышение над наивнос­тью идентификаций с вещами — результатом иллюзии концепта «Я». И передающийся от момента к моменту непрерывной эстафетой процесс ос­вобождения ума от загрязнений.

Истина о страдании есть такое откровение, которое осознается. Исти­на о причине страдания апеллирует к пониманию. Истина конца страда­ния должна быть испытана. Путь же к концу страдания человек должен пройти. Просветление самого Будды решило его собственную проблему, оно не решает наши проблемы. Оно только показывает нам путь к этому. Не существует такой магической формулы, которая могла бы каждого из нас освободить от страдания. Каждый из нас должен сам очистить свой ум, ибо именно в нем находится наш колышек и наша веревка, наш кокосовый орех и наш сжатый в нем кулак.


Пятнадцатое пополудни

ПОЛОВИНА ПУТИ. ОГЛЯНУЛИСЬ. ВПЕРЕД!

При сидячей практике неподвижность тела является фактором огром­ной важности в достижении спокойствия ума. В качестве способа развития сильной концентрации принимайте решение в самом начале некоторых сеансов медитации не изменять позы в течение всего часа сидения. В пер­вые два раза эта задача может показаться довольно трудной, но если ваше решение твердо, вам будет удаваться высидеть, наблюдая все, что с вами происходит. Даже если вы обнаружите, что ум становится очень беспокой­ным, суетливо реагирующим, напряженным, переполненным неприятием испытываемой боли и т. д., то знайте, что и в этих трудных состояниях есть большая ценность, если вопреки им ваше принятое решение выпол­няется с твердостью. Именно в таких ситуациях чрезвычайно укрепляются факторы концентрации и усилия, и после нескольких часовых сеансов по­добного самоиспытания вы почувствуете, что сидеть при полной непод­вижности стало явно легче.

Поддерживайте ум в состоянии установки на отказ от сопротивления какому бы то ни было объекту. Любые вещи теряют при этом способность проявлять себя как помехи или препятствия. Все объекты ума и тела, внут­реннего и внешнего мира — скользят мимо в ясном поле вашей осознан­ности. Не делайте умом движений навстречу объекту или прочь от него. Укрепитесь в бездействии ума. И тогда наступит совершенный покой, ти­шина и сбалансированность. И в этом состоянии ясно видны внутри един­ственного протекающего момента и элементы дыхания, и ощущения, и мысли, и эмоции, и звуки, и запахи, и образы — и все это в эфемерности своего возникновения и исчезновения.


Опыт прозрения

Проникнитесь осознанием эфемерности этого потока. Здесь нет ни­чего, за что можно было бы удержаться, нет ничего, что можно было бы удержать. В последнем абзаце из книги «Гора Аналогий» хорошо описана сила этого потока и правильная тактика в его горниле:

Никогда не останавливайся на сыпучем склоне. Пусть даже показалось тебе, что ты утвердился ногой, — не верь этой секун­де незыблемости! Стоит тебе чуть помешкать, чтобы перевести дыхание, и глянуть в небо в этом облегчении секунды, как грунт под тобой чуть-чуть осядет, жадно копя твою тяжесть. Мелкие зерна камней начнут ьезаметно скользить и вращаться, — и вдруг что-то вырывается из-под твоих подошв, брызгая вниз, и вот уж понесло тебя и несет безудержно и изрыгает в бездну, точно ко­рабль, спущенный со стапелей. Гора всегда ждет и следит неуто­мимо и мгновенно пользуется случаем, чтобы отторгнуть и ссы­пать тебя со своей груди.

Время не дает нам горизонтальной площадки, чтобы хоть чуть оста­новиться — хоть на миг! — и зацепиться, и притормозить. В каждый из тех моментов, когда мы пытаемся прилепиться, прильнуть, задержаться, — мы уже пойманы в капкан и унесены прочь своей мыслью, картинкой, кон­цептом.

Наш ретрит уже позади наполовину. Часто бывает так, что как раз где-то в середине ретрита, независимо от его продолжительности, ум прохо­дит через состояние депрессии, хандры и т. п. Он становится несколько ленив, безвольно расслаблен или беспокоен. Ум начинает думать, что он уже достаточно напрягался все это время и теперь может ослабить свои усилия.

Осознайте это и утвердитесь в налаженном усилии полного-бодрство-вания-мысли. Сейчас как раз то время, когда особенно следует пробуждать в себе энергию, а не расслабляться. Подумайте о том, как много вы сделали в первые две недели. Вспомните о том, как вы начинали и как трудно было сидеть неподвижно всего один час. Это те дни, в течение которых развива­лась и накапливалась ментальная сила, накапливался потенциал кон­центрации и полного-бодрствования-мысли. Начало ретрита закладывало фундамент, когда мы учились преодолевать грубые виды помех, как, на­пример, трудность просидеть в неподвижности какой-то час. Эти первона-


Пятнадцатое пополудни. Половина пути. Оглянулись. Вперед!

чальные трудности мы более или менее успешно преодолели. Ум погру­зился в свою внутреннюю тишину. Он уже начал проникать в глубины, начал видеть, как совершается ментально-телесный процесс. Инсайт, про­зрение в сущностный уровень, созревает как способность. Трудно увидеть это в самих себе, поскольку изменения происходят почти неуловимо от момента к моменту. Но практика с ее внутренними достижениями разви­вается, приобретая все большую глубину. В остающееся у нас время сде­лать можно еще больше, чем уже сделано. Не позволить уму впасть в со­стояние убаюканности — это требует больших усилий пробуждения в себе энергии, требует самопробуждения.

Постоянно возобновляйте усилия для поддержания внутренней тиши­ны и молчания. Молчание — источник энергии. Оно создает ту ясность, в которой все аспекты ума зорко просматриваются. Если всякий раз, когда возникает беспокойство или отупение и леность, мы отдаем себя во власть словесного позыва, то мы упускаем возможность пройти до конца в этом трудном состоянии и потому теряем энергию, которая иначе была бы нам подарена. Молчание дает нам возможность сохранять непрерывность вни­мания к происходящему, ко всем падениям и взлетам. Цель медитации не в том, чтобы отрешенно сидеть целый месяц в блаженстве. Она в том, чтобы переживать как процесс единство ума и тела. Испытывать в полную меру все свои болезненные и все блаженные ощущения, все временные фрагмен­ты, внутри которых нам удается удерживать остроту фокуса, и все периоды беспокойства и скуки. Молчание дарит нам пространство уединения, в ко­тором все перечисленное может быть ясно рассмотрено. Уступка склоннос­ти к многословию приводит к утрате накопленной высоты по спирали вниз. Мы испытываем беспокойство и тут же проявляем его в нарушении молча­ния, а это создает дополнительную помеху концентрации, что приводит ум к еще более выраженному состоянию беспокойства. Проявление же усилия, побуждение в себе энергии и создание вокруг себя зоны молчания наращи­вают интенсивность практики. Неизвестно, когда еще придет, и придет ли, такая же возможность углубиться в практику. Мы сейчас находимся в усло­виях и в окружении совершенно особенных. Это — уникально удобное ме­сто для исследования самих себя, для выяснения, кто и что мы есть. Ис­пользуйте эту возможность в полной мере, не упустите ее.

Еще один очень полезный прием для вызова полного-бодрствования-мысли — это замедление всех действий и движений. Всю свою бодрую часть


Опыт прозрения

суток посвятите тому, чтобы каждое движение вашего тела становилось объектом медитации. С момента пробуждения утром до последней секун­ды перед засыпанием замечайте все — предельно ясно и предельно резко. Любое свое движение, когда вы моетесь, когда одеваетесь, когда принимае­те пищу. Наш привычный способ делать все свои дела — это постоянная спешка, это вламывание в следующий момент или в очередное дело, не зафиксировав настоящей картины, это постоянный транзит, жизнь на вок­зале. Сделайте усилие и погрузитесь в настоящий момент. Спешить нет надобности. Спешить некуда. Вся цель пребывания здесь — это развивать, культивировать в себе одну единственную способность — замечать все, что происходит внутри настоящего момента. Не форсируйте событий и не на­прягайтесь. Займите внутренне позу постороннего наблюдателя, который ничего не планирует и не предвосхищает. Сохраняйте релаксированный, но остро внимательный ум. Ум будет проникать во все более и более глу­бокие уровни. Воздержание от речи и замедленность всех внешних движе­ний помогают в практике не только нам самим, но и всем окружающим. Когда мы видим кого-нибудь, кто спешит и делает быстрые резкие движе­ния, то это же самое передается и нам. При виде же человека, имеющего все внешние признаки осознающей сосредоточенности и полного-бодр-ствования-мысли, мы сами становимся более пробужденными для воспри­ятия глубоких истин. Хорошо осознавайте ту ценность и ту поддержку, которые вы воплощаете сами по отношению к другим. Ретрит есть пре­красное состояние сбалансированности: это работа над собой в тишине, молчании и уединенности, но при этом находясь в духовно поддерживаю­щей атмосфере, которую создает группа одинаково настроенных людей.


Шестнадцатый вечер КАРМА

Однажды Будду спросили, почему одни люди рождаются богатыми, а другие бедными, почему одни обладают здоровым телом, другие — боль­ным. И в чем источник разницы между людьми в их внешности: одни — прекрасны, другие — безобразны? Почему у одних друзей много, а у дру­гих нет совсем? Чем можно объяснить все это многообразие различий, бросающихся в глаза? И он ответил, что все существа суть наследники и преемники своей собственной прошлой кармы. Именно прошлое наше, все наши прежние деяния — и есть то самое лоно, та утроба, тот тигель, откуда мы рождаемся. Жизнь и то, как она переживается нами в настоящем, есть результат накопленных сил и тенденций всех наших прежних поступков.

Далее Будда объяснил, какие именно поступки порождают те или иные результаты. Он сказал, что существа, отнимающие жизнь у других, сами живут недолго. Существам же, которые никого не убивают, подарен дол­гий жизненный путь. Люди, наносящие вред другим, причиняющие боль живым существам, страдают от множества заболеваний. Те же, которые хорошо относятся к другим и никому не вредят, пользуются хорошим здо­ровьем. Алчные и скаредные люди, говорил он далее, впадают в глубокую нищету. А люди, живущие по правилам щедрости и великодушия, прихо­дят к богатству. Это воплощение закона причин и следствий. Каждое дей­ствие производит определенный результат.

Люди, злоупотребляющие грубым, оскорбительным языком и гнев­ными словами, обретают в будущем уродливую внешность. Те же, кото­рые в практике своей жизни пользуются речью мягкой, гармоничной и проникнутой любовью, оказываются в результате награжденными прекрас-


Опыт прозрения

ной внешностью. Мы все наследники своих прошлых деяний. Существа, чье поведение лишено гармонии (например, это супружеская неверность или, скажем, воровство), в будущем лишаются возможности окружить себя мудрыми людьми, хороших друзей у них нет, и в соприкосновение с Дхар­мой они в новой жизни не приходят. Зато те, которые в своей жизни следу­ют практике основных нравственных воздержаний, обеспечивают себе в будущем приятное окружение, много хороших друзей и много факторов, способствующих встрече с Дхармой и помогающих идти ее путем. Люди, никогда не задающиеся вопросом о том, что представляет собой эта жизнь, никогда не исследующие свой ум и не пытающиеся проанализировать и понять природу вещей, рождаются в другой жизни тупыми и глупыми. Люди же, задающиеся вопросами и подвергающие все исследованию, люди, пытающиеся найти ответы на великую загадку жизни, становятся в другой жизни очень мудрыми. Во всем этом работает закон причины и следствия.

На небе нет никого, кто для каждого из нас определял бы роли, кто назначал бы нам тот или иной жизненный путь. Понимание того, как ра­ботает закон кармы, позволяет нам приступить к сознательному форми­рованию своей собственной судьбы. Есть путь, ведущий ко всем высоким и счастливым состояниям, и есть другой путь, который ведет к страданию. Разобравшись в этих двух путях, мы обретаем свободу выбора — каким из этих путей нам идти.

Есть четыре основные группы кармы, которые работают в нашей жиз­ни. Первая группа носит название репродуктивной кармы. Это сила тех осуществляемых нами действий, которые обладают властью детермини­ровать наше перерождение. Это такие действия, которые определяют, пе­реродимся ли мы обратно в человеческий мир или в миры низшие, возро­димся ли мы в небе или на Брахмических уровнях существования.

Следующий вид кармы называется подкрепляющей кармой. Это те действия, которые подкрепляют репродуктивную карму. Предположим, например, что у нас хорошая репродуктивная карма, и мы получаем новое рождение в мире людей. Это хорошее перерождение, счастливый уровень существования. Подкрепляющая карма — это все те действия, поступки, деяния, которые благодаря своей правильности делают уровень нашего бытия в рамках человеческого мира более высоким и приятным. Подкреп­ляющая карма усиливает хорошую репродуктивную карму и является при­чиной всех видов счастья.


Шестнадцатый вечер. Карма

Третья группа кармы называется противодействующей. Она мешает совершенному проявлению хорошей репродуктивной кармы или смягча­ет тяготы плохой репродуктивной кармы. Допустим, у данного существа хорошая карма перерождения: это существо — человек. Но вот он почему-то все время попадает в полосы жизненных бед и неудач, его преследует боль, и постоянный его удел — страдание. Это эффект противодействую­щей кармы. Перерождение было хорошим. Карма, необходимая для пере­рождения в форме человеческого существа, была доброкачественной; од­нако, если здесь замешана сильная противодействующая карма, то она про­являет себя неприятными ситуациями. Эти отношения работают и в про­тивоположном направлении. Допустим, существо переродилось в образе животного. Это плохая репродуктивная карма, более низкое перерожде­ние. Однако противодействующая карма может сделать существование этого животного очень приятным, о чем, например, могли бы свидетель­ствовать многие любимые зверьки в семьях американцев. Эти животные живут в большем комфорте, нежели огромное число людей в мире. Так мощная противодействующая карма в какой-то мере компенсирует пло­хую репродуктивную карму. Это работает в ту и в другую сторону.

Последний, четвертый, вид кармы называется деструктивной, или раз­рушительной кармой. Она останавливает поток всех других сил. Представь­те, что вами пущена в воздух стрела.. Стрела имеет определенный запас энергии, и если ей ничто не помешает, будет лететь в воздухе, пока не упа­дет в каком-то месте на определенном расстоянии. Деструктивная карма подобна той мощной силе, которая могла бы остановить стрелу в полете, сбив ее на землю. Так, некоторым существам суждено умереть ранней смер­тью. Даже если их репродуктивная и подкрепляющая кармы очень хоро­ши, но каким-то образом, от какого-то давнего поступка является мощная деструктивная карма и сбивает стрелу этой жизни в полете, пресекает тече­ние всех прочих кармических сил.

Есть рассказ об одном человеке, жившем во времена Будды, хорошо иллюстрирующий некоторые пути кармической силы. Человек этот пре­поднес в качестве пожертвования пищу самому архату — полностью про­светленному существу. После этого акта пожертвования человек вдруг по­чувствовал сожаление, что сделал это. Ему стало казаться, что он дал слиш­ком много. И вот, говорится далее, в течение семи следующих перерождений этот человек оказывался миллионером, как результат поданной архату


Опыт прозрения

пищи. Известно, что пожертвование полностью просветленному существу обладает огромной кармической силой. Но результатом тех моментов со­жаления было то, что все эти семь раз рождавшийся богачом, человек этот был абсолютно лишен способности наслаждаться плодами своего богат­ства, потому что был он поразительно скаредным и постоянно трепетал перед любыми расходами. Так что одни и те же виды кармы могут прино­сить разные результаты в зависимости от изменяющихся состояний ума.

Очень важно хорошо понимать репродуктивную карму, поскольку она определяет, на каком уровне или в каком плане бытия мы обретем следующее рождение. В последние моменты жизни дальнейшей судьбой нашей распоряжается именно карма. В последний момент умирания, на­зываемый сознанием смерти, возникнуть может один из четырех видов кармы перерождения.

Первый из этих четырех носит название веской кармы, которая при этом может быть либо благотворной, либо неблаготворной. Веская небла­готворная карма может иметь форму нанесения раны самому Будде, убий­ства полностью просветленного существа, убийства своей матери или отца или привнесения вражды в орден монахов. Каждое из названных деяний превосходит по своей кармической силе любые другие действия, опреде­ляющие форму перерождения. Любая из этих веских неблаготворных карм проявит себя неотвратимо. К благотворной веской карме относятся следу­ющие случаи. Человек развил большую способность концентрации, дос­тиг уровня полной погруженности и сохранял это состояние до самой смер­ти. Такой человек перерождается в Брахмические миры. Названное дости­жение превалирует над всеми другими деяниями. Другой вид веской бла­готворной кармы — опыт различных стадий просветления. Этот случай кармы точно не определяет, где именно возродится человек, а просто на­правляет перерождение в более высокие сферы. Он исключает возможность перерождения в миры более низкие.

В тех же случаях, когда отсутствуют веские деяния, форму перерожде­ния определяет так называемая проксимальная карма, то есть карма тех действий, которые оказываются осуществленными непосредственно перед смертью. Иными словами, если в свои предсмертные моменты вы вспом­ните о чем-то хорошем, что вы когда-то сделали, или кто-нибудь напом­нит вам о ваших добрых делах, или же в непосредственной близи конца вы совершите что-то хорошее, то это и будет той кармой, которая определит


Шестнадцатый вечер. Карма

ваше перерождение. Во времена Будды жил один убийца, который, уже будучи казнимым, с петлей на шее, вспомнил вдруг, как однажды в своей жизни он подал милостыню самому Шарипутре, главному ученику Будды. Последняя мысль убийцы была именно об этом! И вот, хотя он совершил в своей жизни множество зловредных дел, результатом последнего благо­творного момента его ума оказалось возрождение в небесных мирах. Этот механизм, однако, может работать и в противоположную сторону. Все это, конечно, не значит, что та плохая или хорошая карма, которую мы нако­пили в течение всей своей жизни, не последует за нами. Но все же про­ксимальная карма — непосредственное действие или воспоминание, задев­шее последний момент нашей жизни, — оказывается превалирующей. И она определяет наше следующее существование. Однако чаще всего созна­ние в последние моменты жизни становится очень слабым, и потому уми­рающий может не найти в себе сил изменить ход мысли или намеренно вспомнить определенные события.

Если в момент смерти отсутствует проксимальная карма, решающей становится карма привычных действий. В меркнущий ум приходят отблес­ки многократно совершавшихся в жизни дел. Допустим, умирающий час­то в своей жизни совершал убийство; тогда именно эта мысль скорее всего и явится перед концом, воплотившись в «привычную карму». Или, ска­жем, человек сделал много добрых дел, был щедр и великодушен, или же он много времени пребывал в медитативном состоянии, тогда скорее всего случится так, что уму его предстанет одно из тех добрых дел, или же он увидит себя сидящим на подушечке в момент медитации. Соответственно, это и будет той кармой, которая определит его следующее рождение.

Когда же на последней грани человеческой жизни не окажется ни вес­кой, ни проксимальной, ни сильно выраженной привычной кармы, то бу­дущую жизнь решит карма «случайная». Мы все влечем за собой бесконеч­ный шлейф и благотворной, и неблаготворной кармы, и в отсутствие эф­фекта привычной кармы в гаснущем уме может возникнуть на миг воспо­минание о любом самом заурядном или совсем не характерном для нас поступке сколь угодно большой давности.

Моделью механизма этих видов кармы может послужить стадо, вы­пускаемое из коровника. Когда утром распахивается дверь, то первым на выходе будет самый сильный бык. Он просто проложит себе дорогу среди всех прочих, оттеснив их в сторону. Но предположим, что сильного быка


Опыт прозрения

здесь нет. Тогда следующей кандидатурой у двери будет та корова, которая стоит в непосредственной близости к выходу. Она совершенно есте­ственным образом выскользнет первой. Но теперь представьте себе, что рядом с дверью никого не оказалось. В этом случае первой выйдет та коро­ва, которая делает это чаще других и которая привыкла ходить впереди стада. Ну, а если нет и такой коровы, которой свойственно вести за собой стадо, тогда любая из всех коров может случайно подойти к выходу и ока­заться первой. Именно так работает карма в наш последний миг: веская, проксимальная (т. е. ближайшая), привычная, случайная.

Существует один фактор, который помогает нам все больше прибли­жаться к свету, к все более высоким видам счастья; этот фактор — полное-бодрствование-мысли. П-б-м приводит к благотворной веской карме, к просветленности. Полное-бодрствование-мысли приводит также к хоро­шей проксимальной карме. Если мы в свой последний миг пребываем в зените полной осознанности, ум наш будет находиться в состоянии сба­лансированности и освобожденности от любых загрязнений. Полное-бод­рствование-мысли является также очень сильной привычной кармой. Если оно практикуется нами ежедневно и пустило в нас глубокие корни обус­ловленности, то оно должно возникнуть в нашем уме и в последний пред­смертный момент. Именно этот вид осознанности, именно это состояние ума мы с вами здесь в эти дни культивируем; оно представляет собой чрез­вычайно мощную силу. Эта сила будет определяющим фактором в реали­зации того вида кармы, который, завершая эту жизнь, определит будущую.

Вопрос: Может ли пребывание в низших мирах творить карму? Напри­мер, может ли создавать карму собака, проявляя ласку или агрессивность?

Ответ: Карму создают все существа, животные тоже. Вы можете встре­тить очень агрессивных животных. Встречаются в мире животных и страх, и злость, и ненависть. Есть очень привлекательные животные, в поведении которых проявляется гармония, равновесие, невозмутимость. Все зависит от качества ума (психики).

Вопрос: Существует ли карма семейная?

Ответ: Есть такая карма, которую можно было бы назвать коллек­тивной. Например, всякая национальная политика создает определенную национальную карму. Мы разделяем карму других, если одобряем их дей­ствия. Если мы ментально солидаризируемся с деяниями другого человека


Шестнадцатый вечер. Карма

или многих людей, то тем самым порождается определенная кармическая сила. Это ярко проявляется в военное время. Некоторые люди одобряют войну или действия одной из воюющих сторон, разделяя тем самым соот­ветствующую карму. Другие же совершенно не одобряют происходящее и потому не разделяют эту коллективную карму. В Индии у меня был друг родом из Нидерландов. Он рассказывал о своей семье, как они жили во время второй мировой войны. Он говорил, что так или иначе у них всегда было достаточно пищи. Хотя вся страна была в состоянии чрезвычайных лишений и голода, в разных местах были люди, которые не страдали так сильно. Можно видеть коллективную карму, которая действует в людях, не разделяющих или не одобряющих неблаготворных действий целой на­ции или группы и потому не разделяющих также и последствий; или, на­оборот, разделяющих и одобряющих благотворные действия и политиче­ские курсы, результатом которых является накопление благотворной кар­мы. Эта карма становится, естественно, достоянием и этих конкретных людей.

Вопрос: Ваши слова и приводимые Вами примеры иногда запутывают меня.

Ответ: Забудьте о примерах. Входите в медитационный опыт того, что за этими примерами стоит, во имя состояния осознанности. Когда же в уме задержалась мысль, то перед нами две альтернативы: либо мысль ут­верждается и развивается, и мы можем полностью вовлечься в ее сюжет, даже не замечая, что предались привычному концептуальному процессу; либо присутствует и развивается фактор полного-бодрствования-мысли, и тогда возникает осознанность того, что вот пошла мысль, и мы втягиваемся в этот процесс. Когда присутствует полное-бодрствование-мысли* и про­буждается осознанность возникающих в ментальном поле концептов и дру­гих объектов, то мы начинаем ясно видеть, как они приходят и уходят; ум при этом не задет ими и пребывает в позе отстраненного зрителя.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.