|
|||
С. Ю. Ключников 4 страницаТретий вид привязанности — это различные ритуалы и обычаи, например думать, что достаточно покурить ладаном или поставить на алтарь свечку — и все будет хорошо. Сюда относятся все чисто внешние практики, осуществляемые людьми, все церемонии, молитвы, мантры, от которых ожидается облегчение страданий. Но даже привязанность к практике, целью которой является освобождение от привязанностей, любое самодовольство в преследовании, казалось бы, самых духовных целей, любой вид духовного материализма (т. е. акцент на внешней, вещественной, стороне духовной практики) — суть уже оковы, кандалы, наручники. Все подобные привязанности являются сильнейшими путами. Опыт прозрения Четвертая привязанность — самая коварно утонченная, наиболее глубоко обусловленная внешними впечатлениями. Это привязанность к вере в некоего «самого себя», в пресловутого «Я», в «меня» и в «мое», это вера в то, что существует некоторая незыблемая сущность в потоке ментально-телесного процесса, которая чем-то распоряжается и в горделивой автономности «испытывает» все происходящее. Именно из-за этой веры или убеждения, и с целью удовлетворить и ублажить то самое «Я», мы вовлекаемся во всякого рода недоброкачественные поступки, всевозможные проявления жадности и ненависти, разные виды иллюзий и ослепленности — все это ради удовлетворения мнимого хозяина, якобы сидящего внутри, но в реальности даже не существующего. Наша привязанность к концепту «Я» столь велика, что исключительно все, что бы мы ни делали, вращается вокруг него как абсолютного центра. Это еще больше делает нас пленниками нерасчленимой глыбы нашей боли. Вторая благородная истина, представшая Будде в его просветленности, — это причина страданий: желание и привязанность. Желание чувственных удовольствий, зависимость от сформулированных взглядов и мнений, наивная вера в то, что соблюдение обычаев, ритуалы и церемонии могут принести облегчение страданий и, конечно, самая сильная наша привязанность — наш концепт «самих себя», то самое «Я». И при всем том не существует в природе никакой силы или власти вовне, которая держала бы нас привязанными к колесу жизни и смерти. Эта привязь, этот колышек с веревкой, как для козы, находится только в нашем уме. Есть один вид капкана, который применяют в Азии для ловли обезьян. К дереву или колышку веревкой привязывают кокосовый орех, из которого через узкое отверстие вынимают его содержимое, а внутрь кладут какое-нибудь обезьянье лакомство. Отверстие в орехе как раз достаточно широко, чтобы обезьяна могла всунуть в него руку, но кулак с захваченным лакомством оно (отверстие) назад уже не выпускает. Обезьяна чует сладкое по запаху, быстро проделывает операцию засовывания в эту щель своей руки — и она в плену. Когда приходят охотники, обезьяна мечется, дергается, скулит, но не может догадаться разжать кулак. Ничто не держит ее в капкане, кроме силы ее собственной привязанности к сладкому. Столь могущественна сила алчности, что очень редкая обезьяна может отказаться, «отпустить». Точно так же именно желания, как сжатый в нашем уме кулак, схвативший приманку, удерживают нас в нашем капкане. Все, что нам Четырнадцатый вечер. Четыре благородные истины надо, это раскрыть руки, отпустить свое эго, отказаться от привязанностей — и мы свободны. Третья представшая Будде в его просветленности благородная истина — это конец страданий, конец боли. Это нирвана, состояние за пределами ментально-телесного процесса, недоступное страданию, которое этому процессу внутренне присуще. Свобода. Умиротворенность. Безмятежность. Освобожденность. Облегчение. Низложение бремени, натрудившего спину. Есть два вида нирваны. Первая — это нирвана, характеризующая отдельные моменты, это бегущая из момента в момент, достигаемая от момента к моменту освобожденность от загрязнений, освобожденность от жадности, ненависти и ментальной слепоты, последовательное гашение от момента к моменту этих обжигающих огней. Каждый момент свободы от загрязнений есть момент спокойствия и умиротворенности. Второй вид нирваны — это состояние, находящееся целиком за пределами процесса, это избавление от бремени страданий, это погашение всех костров, терзающих нас ожогами. Для сравнения приведем такой пример. В пустыне, где мало воды, мало пищи и нет защиты от палящих лучей солнца, живут какие-то люди. Они привыкли к этим условиям, не знают, что может быть как-то иначе, и потому считают, что обиталище их вполне удовлетворительно. Но вот один из них попадает в другую страну, где блаженная прохлада, и всего в избытке, где есть и вода, и пища, и убежище от зноя и непогоды, и тогда он осознает, в каких ужасных и нищенских условиях он жил до этого. Так и в сравнении с нирваной, ее миром, тишиной и молчанием, бесконечный ментально-телесный процесс с его нескончаемой вереницей терзаний, возникновений и исчезновений — предстает как великое бремя и великое страдание. Третья благородная истина есть опыт, указанный Буддой в его словах о том, что нет счастья более высокого, чем мир и покой. Будда указал также путь к этому опыту. Это отнюдь не таинственное учение, предназначенное лишь для немногих. Четвертая благородная истина в учении Будды как раз и есть тот благородный Восьмеричный путь, следуя которым человек может освободиться от своего бремени. Путь этот не содержит в себе ничего экстремального. Он чужд необходимости самоистязаний. Он не требует суровой жизни в пещере и ухода от людей. Это не путь умерщвления плоти. Однако это и не путь поблажек Опыт прозрения себе и погрязания в чувственных удовольствиях, которые держат нас на привязи — пленниками колеса сансары. Это — срединный путь. Здесь от человека ожидается постоянная осознанность себя и всего происходящего. ГТробужденность, полное-бодрствование-мысли, сбалансированность. Преодоление рабства обаяния. Отказ от осуждения. Возвышение над наивностью идентификаций с вещами — результатом иллюзии концепта «Я». И передающийся от момента к моменту непрерывной эстафетой процесс освобождения ума от загрязнений. Истина о страдании есть такое откровение, которое осознается. Истина о причине страдания апеллирует к пониманию. Истина конца страдания должна быть испытана. Путь же к концу страдания человек должен пройти. Просветление самого Будды решило его собственную проблему, оно не решает наши проблемы. Оно только показывает нам путь к этому. Не существует такой магической формулы, которая могла бы каждого из нас освободить от страдания. Каждый из нас должен сам очистить свой ум, ибо именно в нем находится наш колышек и наша веревка, наш кокосовый орех и наш сжатый в нем кулак. Пятнадцатое пополудни ПОЛОВИНА ПУТИ. ОГЛЯНУЛИСЬ. ВПЕРЕД! При сидячей практике неподвижность тела является фактором огромной важности в достижении спокойствия ума. В качестве способа развития сильной концентрации принимайте решение в самом начале некоторых сеансов медитации не изменять позы в течение всего часа сидения. В первые два раза эта задача может показаться довольно трудной, но если ваше решение твердо, вам будет удаваться высидеть, наблюдая все, что с вами происходит. Даже если вы обнаружите, что ум становится очень беспокойным, суетливо реагирующим, напряженным, переполненным неприятием испытываемой боли и т. д., то знайте, что и в этих трудных состояниях есть большая ценность, если вопреки им ваше принятое решение выполняется с твердостью. Именно в таких ситуациях чрезвычайно укрепляются факторы концентрации и усилия, и после нескольких часовых сеансов подобного самоиспытания вы почувствуете, что сидеть при полной неподвижности стало явно легче. Поддерживайте ум в состоянии установки на отказ от сопротивления какому бы то ни было объекту. Любые вещи теряют при этом способность проявлять себя как помехи или препятствия. Все объекты ума и тела, внутреннего и внешнего мира — скользят мимо в ясном поле вашей осознанности. Не делайте умом движений навстречу объекту или прочь от него. Укрепитесь в бездействии ума. И тогда наступит совершенный покой, тишина и сбалансированность. И в этом состоянии ясно видны внутри единственного протекающего момента и элементы дыхания, и ощущения, и мысли, и эмоции, и звуки, и запахи, и образы — и все это в эфемерности своего возникновения и исчезновения. Опыт прозрения Проникнитесь осознанием эфемерности этого потока. Здесь нет ничего, за что можно было бы удержаться, нет ничего, что можно было бы удержать. В последнем абзаце из книги «Гора Аналогий» хорошо описана сила этого потока и правильная тактика в его горниле: Никогда не останавливайся на сыпучем склоне. Пусть даже показалось тебе, что ты утвердился ногой, — не верь этой секунде незыблемости! Стоит тебе чуть помешкать, чтобы перевести дыхание, и глянуть в небо в этом облегчении секунды, как грунт под тобой чуть-чуть осядет, жадно копя твою тяжесть. Мелкие зерна камней начнут ьезаметно скользить и вращаться, — и вдруг что-то вырывается из-под твоих подошв, брызгая вниз, и вот уж понесло тебя и несет безудержно и изрыгает в бездну, точно корабль, спущенный со стапелей. Гора всегда ждет и следит неутомимо и мгновенно пользуется случаем, чтобы отторгнуть и ссыпать тебя со своей груди. Время не дает нам горизонтальной площадки, чтобы хоть чуть остановиться — хоть на миг! — и зацепиться, и притормозить. В каждый из тех моментов, когда мы пытаемся прилепиться, прильнуть, задержаться, — мы уже пойманы в капкан и унесены прочь своей мыслью, картинкой, концептом. Наш ретрит уже позади наполовину. Часто бывает так, что как раз где-то в середине ретрита, независимо от его продолжительности, ум проходит через состояние депрессии, хандры и т. п. Он становится несколько ленив, безвольно расслаблен или беспокоен. Ум начинает думать, что он уже достаточно напрягался все это время и теперь может ослабить свои усилия. Осознайте это и утвердитесь в налаженном усилии полного-бодрство-вания-мысли. Сейчас как раз то время, когда особенно следует пробуждать в себе энергию, а не расслабляться. Подумайте о том, как много вы сделали в первые две недели. Вспомните о том, как вы начинали и как трудно было сидеть неподвижно всего один час. Это те дни, в течение которых развивалась и накапливалась ментальная сила, накапливался потенциал концентрации и полного-бодрствования-мысли. Начало ретрита закладывало фундамент, когда мы учились преодолевать грубые виды помех, как, например, трудность просидеть в неподвижности какой-то час. Эти первона- Пятнадцатое пополудни. Половина пути. Оглянулись. Вперед! чальные трудности мы более или менее успешно преодолели. Ум погрузился в свою внутреннюю тишину. Он уже начал проникать в глубины, начал видеть, как совершается ментально-телесный процесс. Инсайт, прозрение в сущностный уровень, созревает как способность. Трудно увидеть это в самих себе, поскольку изменения происходят почти неуловимо от момента к моменту. Но практика с ее внутренними достижениями развивается, приобретая все большую глубину. В остающееся у нас время сделать можно еще больше, чем уже сделано. Не позволить уму впасть в состояние убаюканности — это требует больших усилий пробуждения в себе энергии, требует самопробуждения. Постоянно возобновляйте усилия для поддержания внутренней тишины и молчания. Молчание — источник энергии. Оно создает ту ясность, в которой все аспекты ума зорко просматриваются. Если всякий раз, когда возникает беспокойство или отупение и леность, мы отдаем себя во власть словесного позыва, то мы упускаем возможность пройти до конца в этом трудном состоянии и потому теряем энергию, которая иначе была бы нам подарена. Молчание дает нам возможность сохранять непрерывность внимания к происходящему, ко всем падениям и взлетам. Цель медитации не в том, чтобы отрешенно сидеть целый месяц в блаженстве. Она в том, чтобы переживать как процесс единство ума и тела. Испытывать в полную меру все свои болезненные и все блаженные ощущения, все временные фрагменты, внутри которых нам удается удерживать остроту фокуса, и все периоды беспокойства и скуки. Молчание дарит нам пространство уединения, в котором все перечисленное может быть ясно рассмотрено. Уступка склонности к многословию приводит к утрате накопленной высоты по спирали вниз. Мы испытываем беспокойство и тут же проявляем его в нарушении молчания, а это создает дополнительную помеху концентрации, что приводит ум к еще более выраженному состоянию беспокойства. Проявление же усилия, побуждение в себе энергии и создание вокруг себя зоны молчания наращивают интенсивность практики. Неизвестно, когда еще придет, и придет ли, такая же возможность углубиться в практику. Мы сейчас находимся в условиях и в окружении совершенно особенных. Это — уникально удобное место для исследования самих себя, для выяснения, кто и что мы есть. Используйте эту возможность в полной мере, не упустите ее. Еще один очень полезный прием для вызова полного-бодрствования-мысли — это замедление всех действий и движений. Всю свою бодрую часть Опыт прозрения суток посвятите тому, чтобы каждое движение вашего тела становилось объектом медитации. С момента пробуждения утром до последней секунды перед засыпанием замечайте все — предельно ясно и предельно резко. Любое свое движение, когда вы моетесь, когда одеваетесь, когда принимаете пищу. Наш привычный способ делать все свои дела — это постоянная спешка, это вламывание в следующий момент или в очередное дело, не зафиксировав настоящей картины, это постоянный транзит, жизнь на вокзале. Сделайте усилие и погрузитесь в настоящий момент. Спешить нет надобности. Спешить некуда. Вся цель пребывания здесь — это развивать, культивировать в себе одну единственную способность — замечать все, что происходит внутри настоящего момента. Не форсируйте событий и не напрягайтесь. Займите внутренне позу постороннего наблюдателя, который ничего не планирует и не предвосхищает. Сохраняйте релаксированный, но остро внимательный ум. Ум будет проникать во все более и более глубокие уровни. Воздержание от речи и замедленность всех внешних движений помогают в практике не только нам самим, но и всем окружающим. Когда мы видим кого-нибудь, кто спешит и делает быстрые резкие движения, то это же самое передается и нам. При виде же человека, имеющего все внешние признаки осознающей сосредоточенности и полного-бодр-ствования-мысли, мы сами становимся более пробужденными для восприятия глубоких истин. Хорошо осознавайте ту ценность и ту поддержку, которые вы воплощаете сами по отношению к другим. Ретрит есть прекрасное состояние сбалансированности: это работа над собой в тишине, молчании и уединенности, но при этом находясь в духовно поддерживающей атмосфере, которую создает группа одинаково настроенных людей. Шестнадцатый вечер КАРМА Однажды Будду спросили, почему одни люди рождаются богатыми, а другие бедными, почему одни обладают здоровым телом, другие — больным. И в чем источник разницы между людьми в их внешности: одни — прекрасны, другие — безобразны? Почему у одних друзей много, а у других нет совсем? Чем можно объяснить все это многообразие различий, бросающихся в глаза? И он ответил, что все существа суть наследники и преемники своей собственной прошлой кармы. Именно прошлое наше, все наши прежние деяния — и есть то самое лоно, та утроба, тот тигель, откуда мы рождаемся. Жизнь и то, как она переживается нами в настоящем, есть результат накопленных сил и тенденций всех наших прежних поступков. Далее Будда объяснил, какие именно поступки порождают те или иные результаты. Он сказал, что существа, отнимающие жизнь у других, сами живут недолго. Существам же, которые никого не убивают, подарен долгий жизненный путь. Люди, наносящие вред другим, причиняющие боль живым существам, страдают от множества заболеваний. Те же, которые хорошо относятся к другим и никому не вредят, пользуются хорошим здоровьем. Алчные и скаредные люди, говорил он далее, впадают в глубокую нищету. А люди, живущие по правилам щедрости и великодушия, приходят к богатству. Это воплощение закона причин и следствий. Каждое действие производит определенный результат. Люди, злоупотребляющие грубым, оскорбительным языком и гневными словами, обретают в будущем уродливую внешность. Те же, которые в практике своей жизни пользуются речью мягкой, гармоничной и проникнутой любовью, оказываются в результате награжденными прекрас- Опыт прозрения ной внешностью. Мы все наследники своих прошлых деяний. Существа, чье поведение лишено гармонии (например, это супружеская неверность или, скажем, воровство), в будущем лишаются возможности окружить себя мудрыми людьми, хороших друзей у них нет, и в соприкосновение с Дхармой они в новой жизни не приходят. Зато те, которые в своей жизни следуют практике основных нравственных воздержаний, обеспечивают себе в будущем приятное окружение, много хороших друзей и много факторов, способствующих встрече с Дхармой и помогающих идти ее путем. Люди, никогда не задающиеся вопросом о том, что представляет собой эта жизнь, никогда не исследующие свой ум и не пытающиеся проанализировать и понять природу вещей, рождаются в другой жизни тупыми и глупыми. Люди же, задающиеся вопросами и подвергающие все исследованию, люди, пытающиеся найти ответы на великую загадку жизни, становятся в другой жизни очень мудрыми. Во всем этом работает закон причины и следствия. На небе нет никого, кто для каждого из нас определял бы роли, кто назначал бы нам тот или иной жизненный путь. Понимание того, как работает закон кармы, позволяет нам приступить к сознательному формированию своей собственной судьбы. Есть путь, ведущий ко всем высоким и счастливым состояниям, и есть другой путь, который ведет к страданию. Разобравшись в этих двух путях, мы обретаем свободу выбора — каким из этих путей нам идти. Есть четыре основные группы кармы, которые работают в нашей жизни. Первая группа носит название репродуктивной кармы. Это сила тех осуществляемых нами действий, которые обладают властью детерминировать наше перерождение. Это такие действия, которые определяют, переродимся ли мы обратно в человеческий мир или в миры низшие, возродимся ли мы в небе или на Брахмических уровнях существования. Следующий вид кармы называется подкрепляющей кармой. Это те действия, которые подкрепляют репродуктивную карму. Предположим, например, что у нас хорошая репродуктивная карма, и мы получаем новое рождение в мире людей. Это хорошее перерождение, счастливый уровень существования. Подкрепляющая карма — это все те действия, поступки, деяния, которые благодаря своей правильности делают уровень нашего бытия в рамках человеческого мира более высоким и приятным. Подкрепляющая карма усиливает хорошую репродуктивную карму и является причиной всех видов счастья. Шестнадцатый вечер. Карма Третья группа кармы называется противодействующей. Она мешает совершенному проявлению хорошей репродуктивной кармы или смягчает тяготы плохой репродуктивной кармы. Допустим, у данного существа хорошая карма перерождения: это существо — человек. Но вот он почему-то все время попадает в полосы жизненных бед и неудач, его преследует боль, и постоянный его удел — страдание. Это эффект противодействующей кармы. Перерождение было хорошим. Карма, необходимая для перерождения в форме человеческого существа, была доброкачественной; однако, если здесь замешана сильная противодействующая карма, то она проявляет себя неприятными ситуациями. Эти отношения работают и в противоположном направлении. Допустим, существо переродилось в образе животного. Это плохая репродуктивная карма, более низкое перерождение. Однако противодействующая карма может сделать существование этого животного очень приятным, о чем, например, могли бы свидетельствовать многие любимые зверьки в семьях американцев. Эти животные живут в большем комфорте, нежели огромное число людей в мире. Так мощная противодействующая карма в какой-то мере компенсирует плохую репродуктивную карму. Это работает в ту и в другую сторону. Последний, четвертый, вид кармы называется деструктивной, или разрушительной кармой. Она останавливает поток всех других сил. Представьте, что вами пущена в воздух стрела.. Стрела имеет определенный запас энергии, и если ей ничто не помешает, будет лететь в воздухе, пока не упадет в каком-то месте на определенном расстоянии. Деструктивная карма подобна той мощной силе, которая могла бы остановить стрелу в полете, сбив ее на землю. Так, некоторым существам суждено умереть ранней смертью. Даже если их репродуктивная и подкрепляющая кармы очень хороши, но каким-то образом, от какого-то давнего поступка является мощная деструктивная карма и сбивает стрелу этой жизни в полете, пресекает течение всех прочих кармических сил. Есть рассказ об одном человеке, жившем во времена Будды, хорошо иллюстрирующий некоторые пути кармической силы. Человек этот преподнес в качестве пожертвования пищу самому архату — полностью просветленному существу. После этого акта пожертвования человек вдруг почувствовал сожаление, что сделал это. Ему стало казаться, что он дал слишком много. И вот, говорится далее, в течение семи следующих перерождений этот человек оказывался миллионером, как результат поданной архату Опыт прозрения пищи. Известно, что пожертвование полностью просветленному существу обладает огромной кармической силой. Но результатом тех моментов сожаления было то, что все эти семь раз рождавшийся богачом, человек этот был абсолютно лишен способности наслаждаться плодами своего богатства, потому что был он поразительно скаредным и постоянно трепетал перед любыми расходами. Так что одни и те же виды кармы могут приносить разные результаты в зависимости от изменяющихся состояний ума. Очень важно хорошо понимать репродуктивную карму, поскольку она определяет, на каком уровне или в каком плане бытия мы обретем следующее рождение. В последние моменты жизни дальнейшей судьбой нашей распоряжается именно карма. В последний момент умирания, называемый сознанием смерти, возникнуть может один из четырех видов кармы перерождения. Первый из этих четырех носит название веской кармы, которая при этом может быть либо благотворной, либо неблаготворной. Веская неблаготворная карма может иметь форму нанесения раны самому Будде, убийства полностью просветленного существа, убийства своей матери или отца или привнесения вражды в орден монахов. Каждое из названных деяний превосходит по своей кармической силе любые другие действия, определяющие форму перерождения. Любая из этих веских неблаготворных карм проявит себя неотвратимо. К благотворной веской карме относятся следующие случаи. Человек развил большую способность концентрации, достиг уровня полной погруженности и сохранял это состояние до самой смерти. Такой человек перерождается в Брахмические миры. Названное достижение превалирует над всеми другими деяниями. Другой вид веской благотворной кармы — опыт различных стадий просветления. Этот случай кармы точно не определяет, где именно возродится человек, а просто направляет перерождение в более высокие сферы. Он исключает возможность перерождения в миры более низкие. В тех же случаях, когда отсутствуют веские деяния, форму перерождения определяет так называемая проксимальная карма, то есть карма тех действий, которые оказываются осуществленными непосредственно перед смертью. Иными словами, если в свои предсмертные моменты вы вспомните о чем-то хорошем, что вы когда-то сделали, или кто-нибудь напомнит вам о ваших добрых делах, или же в непосредственной близи конца вы совершите что-то хорошее, то это и будет той кармой, которая определит Шестнадцатый вечер. Карма ваше перерождение. Во времена Будды жил один убийца, который, уже будучи казнимым, с петлей на шее, вспомнил вдруг, как однажды в своей жизни он подал милостыню самому Шарипутре, главному ученику Будды. Последняя мысль убийцы была именно об этом! И вот, хотя он совершил в своей жизни множество зловредных дел, результатом последнего благотворного момента его ума оказалось возрождение в небесных мирах. Этот механизм, однако, может работать и в противоположную сторону. Все это, конечно, не значит, что та плохая или хорошая карма, которую мы накопили в течение всей своей жизни, не последует за нами. Но все же проксимальная карма — непосредственное действие или воспоминание, задевшее последний момент нашей жизни, — оказывается превалирующей. И она определяет наше следующее существование. Однако чаще всего сознание в последние моменты жизни становится очень слабым, и потому умирающий может не найти в себе сил изменить ход мысли или намеренно вспомнить определенные события. Если в момент смерти отсутствует проксимальная карма, решающей становится карма привычных действий. В меркнущий ум приходят отблески многократно совершавшихся в жизни дел. Допустим, умирающий часто в своей жизни совершал убийство; тогда именно эта мысль скорее всего и явится перед концом, воплотившись в «привычную карму». Или, скажем, человек сделал много добрых дел, был щедр и великодушен, или же он много времени пребывал в медитативном состоянии, тогда скорее всего случится так, что уму его предстанет одно из тех добрых дел, или же он увидит себя сидящим на подушечке в момент медитации. Соответственно, это и будет той кармой, которая определит его следующее рождение. Когда же на последней грани человеческой жизни не окажется ни веской, ни проксимальной, ни сильно выраженной привычной кармы, то будущую жизнь решит карма «случайная». Мы все влечем за собой бесконечный шлейф и благотворной, и неблаготворной кармы, и в отсутствие эффекта привычной кармы в гаснущем уме может возникнуть на миг воспоминание о любом самом заурядном или совсем не характерном для нас поступке сколь угодно большой давности. Моделью механизма этих видов кармы может послужить стадо, выпускаемое из коровника. Когда утром распахивается дверь, то первым на выходе будет самый сильный бык. Он просто проложит себе дорогу среди всех прочих, оттеснив их в сторону. Но предположим, что сильного быка Опыт прозрения здесь нет. Тогда следующей кандидатурой у двери будет та корова, которая стоит в непосредственной близости к выходу. Она совершенно естественным образом выскользнет первой. Но теперь представьте себе, что рядом с дверью никого не оказалось. В этом случае первой выйдет та корова, которая делает это чаще других и которая привыкла ходить впереди стада. Ну, а если нет и такой коровы, которой свойственно вести за собой стадо, тогда любая из всех коров может случайно подойти к выходу и оказаться первой. Именно так работает карма в наш последний миг: веская, проксимальная (т. е. ближайшая), привычная, случайная. Существует один фактор, который помогает нам все больше приближаться к свету, к все более высоким видам счастья; этот фактор — полное-бодрствование-мысли. П-б-м приводит к благотворной веской карме, к просветленности. Полное-бодрствование-мысли приводит также к хорошей проксимальной карме. Если мы в свой последний миг пребываем в зените полной осознанности, ум наш будет находиться в состоянии сбалансированности и освобожденности от любых загрязнений. Полное-бодрствование-мысли является также очень сильной привычной кармой. Если оно практикуется нами ежедневно и пустило в нас глубокие корни обусловленности, то оно должно возникнуть в нашем уме и в последний предсмертный момент. Именно этот вид осознанности, именно это состояние ума мы с вами здесь в эти дни культивируем; оно представляет собой чрезвычайно мощную силу. Эта сила будет определяющим фактором в реализации того вида кармы, который, завершая эту жизнь, определит будущую. Вопрос: Может ли пребывание в низших мирах творить карму? Например, может ли создавать карму собака, проявляя ласку или агрессивность? Ответ: Карму создают все существа, животные тоже. Вы можете встретить очень агрессивных животных. Встречаются в мире животных и страх, и злость, и ненависть. Есть очень привлекательные животные, в поведении которых проявляется гармония, равновесие, невозмутимость. Все зависит от качества ума (психики). Вопрос: Существует ли карма семейная? Ответ: Есть такая карма, которую можно было бы назвать коллективной. Например, всякая национальная политика создает определенную национальную карму. Мы разделяем карму других, если одобряем их действия. Если мы ментально солидаризируемся с деяниями другого человека Шестнадцатый вечер. Карма или многих людей, то тем самым порождается определенная кармическая сила. Это ярко проявляется в военное время. Некоторые люди одобряют войну или действия одной из воюющих сторон, разделяя тем самым соответствующую карму. Другие же совершенно не одобряют происходящее и потому не разделяют эту коллективную карму. В Индии у меня был друг родом из Нидерландов. Он рассказывал о своей семье, как они жили во время второй мировой войны. Он говорил, что так или иначе у них всегда было достаточно пищи. Хотя вся страна была в состоянии чрезвычайных лишений и голода, в разных местах были люди, которые не страдали так сильно. Можно видеть коллективную карму, которая действует в людях, не разделяющих или не одобряющих неблаготворных действий целой нации или группы и потому не разделяющих также и последствий; или, наоборот, разделяющих и одобряющих благотворные действия и политические курсы, результатом которых является накопление благотворной кармы. Эта карма становится, естественно, достоянием и этих конкретных людей. Вопрос: Ваши слова и приводимые Вами примеры иногда запутывают меня. Ответ: Забудьте о примерах. Входите в медитационный опыт того, что за этими примерами стоит, во имя состояния осознанности. Когда же в уме задержалась мысль, то перед нами две альтернативы: либо мысль утверждается и развивается, и мы можем полностью вовлечься в ее сюжет, даже не замечая, что предались привычному концептуальному процессу; либо присутствует и развивается фактор полного-бодрствования-мысли, и тогда возникает осознанность того, что вот пошла мысль, и мы втягиваемся в этот процесс. Когда присутствует полное-бодрствование-мысли* и пробуждается осознанность возникающих в ментальном поле концептов и других объектов, то мы начинаем ясно видеть, как они приходят и уходят; ум при этом не задет ими и пребывает в позе отстраненного зрителя.
|
|||
|